"Волки", "Рыси" и "Тигры": какие машины используют российские военные. Десять военных машин с невероятной мощностью

Военную технику большинство людей видит на парадах или в телерепортажах. Как правило, это транспортные средства высокой проходимости с формированными двигателями. В нашем обзоре 25 самых "крутых" военных машин, прокатиться на которых уж точно не отказались бы любители экстрима, да и просто любители техники.

1. Desert Patrol Vehicle


Desert Patrol Vehicle - высокоскоростной легкобронированный багги, который может развивать максимальную скорость почти в 100 км / ч. Его впервые применили во время войны в Персидском заливе в 1991 году, а затем массово использовали во время операции "Буря в пустыне".

2. Warrior


Warrior - британская 25-тонная боевая машина пехоты. Более 250 БМП модели FV510 были модифицированы для войны в пустыне и проданы кувейтской армии.

3. Volkswagen Schwimmwagen


Schwimmwagen, что переводится как "Плавающий автомобиль", представляет собой амфибию-внедорожник с приводом на четыре колеса, который широко использовался вермахтом и войсками СС во время Второй мировой войны.

4. Willys MB


Изготавливаемый с 1941 по 1945 годы, Willys MB - небольшой внедорожник, который стал одним из символов техники Второй мировой войны. Этот легендарный автомобиль, который мог развивать максимальную скорость в 105 км / ч и проехать на одной заправке почти 500 км, использовался в ряде стран во время Второй мировой войны, в том числе в США, Великобритании, Франции и Советском Союзе.

5. Tatra 813


Тяжелый армейский грузовик с мощным движком V12 выпускался в бывшей Чехословакии с 1967 по 1982 года. Его преемник, Tatra 815, используется во всем мире и поныне, как в военных, так и в гражданских целях.

6. Ferret


Ferret - боевая бронированная машина, которая была спроектирована и построена в Великобритании в разведывательных целях. Более 4400 экземпляров Ferret, оснащенных двигателями Rolls-Royce, были выпущены с 1952 по 1971 год. Этот автомобиль до сих пор используется во многих азиатских и африканских странах.

7. ULTRA AP

В 2005 году научно-исследовательским институтом Джорджии была представлена концепция боевой машины ULTRA AP, которая может похвастаться пуленепробиваемым стеклом, новейшими технологиями легкого бронирования и отличной экономностью (машине нужно в шесть раз меньше бензина, чем Humvee).

8. TPz Fuchs


Бронетранспортер-амфибия TPz Fuchs, который выпускается с 1979 в Германии, используется немецкой армией и армиями ряда других стран, включая Саудовскую Аравию, Нидерланды, США и Венесуэлу. Автомобиль предназначен для переброски войск, обезвреживания мин, радиологической, биологической и химической разведки, а также в качестве радиолокационной техники.

9. Combat Tactical Vehicle


Combat Tactical Vehicle, который прошел испытания Корпусом морской пехоты США, был построен Автомобильным испытательным центром Невады, чтобы стать заменой знаменитого Humvee.

10. Транспортер 9T29 Луна-М


Изготовленный в СССР транспортер 9T29 Луна-М является бронированным тяжелым грузовиком для транспортировки ракет ближнего радиуса действия. Этот большой 8-колесный грузовик был широко распространен в некоторых коммунистических странах во время холодной войны.

11. Tiger II


Тяжелый немецкий танк Tiger II, также известный как "Королевский Тигр" был построен во время Второй мировой войны. Танк весом почти 70 тонн, обладающий бронированием во лбу 120-180 мм, использовался исключительно в составе тяжелых танковых батальонов, как правило, состоящих из 45 танков.

12. M3 Half-track


M3 Half-track - американский бронированный автомобиль, который использовался в США, и Великобритании во время Второй мировой войны и в годы холодной войны. Автомобиль мог развить максимальную скорость в 72 км / ч, а заправки хватало на 280 км пробега.

13. Volvo TP21 Sugga


Volvo - всемирно известный автопроизводитель. Однако, лишь немногие фанаты техники знают, что под этой маркой также производились автомобили для использования в военных целях. Внедорожник Volvo Sugga TP-21, который выпускался с 1953 по 1958 годы, является одним из самых известных военных транспортных средств, которые были сделаны Volvo.

14. SdKfz 2


Также известный как Kleines Kettenkraftrad HK 101 или Kettenkrad, мотоцикл на гусеницах SdKfz 2 производился и использовался нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Мотоцикл, который мог вместить водителя и двух пассажиров, развивал максимальную скорость в 70 км / ч.

15. Сверхтяжелый немецкий танк Maus


Сверхтяжелый немецкий танк времен Второй мировой имел огромные размеры (10,2 м в длину, 3,71 м в ширину и 3,63 м в высоту), а также весил колоссальные 188 тонн. Было построено всего два экземпляра этого танка.

16. Humvee


Этот армейский внедорожник выпускается с 1984 года компанией AM General. Полноприводный Humvee, который был разработан, чтобы заменить Jeep, используется американскими военными, а также нашел применение во множестве других стран по всему миру.

17. Heavy Expanded Mobility Tactical Truck


HEMTT - восьмиколесный дизельный грузовик-внедорожник, который используется в американской армии. Существует также полноприводная десятиколесная версия грузовика.

18. Buffalo - автомобиль с противоминной защитой


Построенный компанией Force Protection Inc, Buffalo представляет из себя бронированный автомобиль, оснащенный противоминной защитой. На авто установлен 10-метровый манипулятор, которым можно управлять дистанционно.

19. M1 Abrams

Многоцелевой военный грузовик Unimog.

Unimog - многоцелевой полноприводный военный грузовик производства Mercedes-Benz, который используется войсками многих стран по всему миру.

23. БТР-60

Восьмиколесный амфибия-бронетранспортер БТР-60 был выпущен в СССР в 1959 году. Бронированный автомобиль может развивать скорость до 80 км / ч на суше и 10 км / ч в воде, при этом перевозя 17 пассажиров.

24. Denel D6

Изготовленная Denel SOC Ltd, южноафриканским государственным конгломератом в аэрокосмической и оборонной отраслях, Denel D6 является бронированной самоходной артиллерийской машиной.

25. Бронетранспортер ЗИЛ


Изготовленная на заказ российской армии, последняя версия бронетранспортера ЗИЛ представляет собой футуристический на вид полноприводный бронированный автомобиль с дизельным двигателем мощностью 183 л.с., который может перевозить до 10 солдат.

Стоит отметить, что военная техника стоит порой не дешевле, чем элитные авто. Например, если речь идёт про , то даже их аренда стоит миллионы долларов.

Сколько существует человечество, столько оно ведет войны. Кажется, что сегодня на нашей планете не случается ни единого мирного дня, когда бы кровопролитные сражения не уносили человеческие жизни. Но, несмотря на то, что война – это отвратительное и страшное действо, некоторые из величайших технологических достижений человечества появились именно благодаря ей. И если оглянуться назад, то можно понять, что войны в свое время рождали такие машины, чей вид и инженерные инновации не могут нас не поражать. В этом топе мы хотели бы вам напомнить о самых впечатляющих военных машинах, когда-ибо построенных в истории человечества.

в переводе «Обрушивающий города» ) – это громадная машина (кстати, созданная не в единственном экземпляре) в виде передвижной башни для осады городов. Самыми известными ее применениями были осады крепости Саламине и Родоса на Кипре в 306 году.

Элеполис представлял собой большую коническую башню, высотой 41,1 м, и шириной 20,6 м, которая была установлена на колесную платформу, толкаемую бойцами в бой вручную. И если вы не вполне осознали ее размеры, то это, по сути 14-этажный дом на колесах. Элеполис стоял на восьми колесах, каждое из которых имело диаметр 4,6 м, то есть их высота равнялась высоте колес современных огромных . Передняя и боковые стороны башни были оббиты железными огнеупорными пластинами, которые не могло пробить используемое тогда оружие. Внутри башня Элеполис была разделена на пять этажей, соединенных несколькими пролетами лестниц. Причем, для того, чтобы бойцы не мешали друг другу, одни лестницы предназначались только для подъема, другие – только для спуска.

По примерным подсчетам ученых, весила машина около 160 тонн, и требовала для своего обслуживания во время боя приблизительно 3400 сильных мужчин, которые постоянно сменялись. Также на платформе башни имелись боковые ролики, которые позволяли машине даже передвигаться вбок. В стенах имелось много бойниц для осадных орудий, и в зависимости от направления движений, их выставляли на противника, никогда не давая заглянуть в тыл боевой машине.

Так, доподлинно известно, что Элеполис был оснащен весьма мощным вооружением - двумя 82-кг и одной 27-кг катапультами на первом этаже, тремя 27-кг - на втором, и двумя 14-кг катапультами на третьем. Остальные два верхних этажа занимали бойцы с более легким вооружением, которые «снимали» врагов с башен крепости.

Проемы между этажами были набиты шерстью животных и мокрыми водорослями, которые делали перегородки огнеупорными, и в случае чего не давали распространиться огню на другие этажи башни.

А теперь на секундочку попробуйте представить, как на вас, сидящего в крепости, движется 14-этажный, обшитый металлом, огнедышащий небоскреб, извергающий из пасти огромные смертельные ядра, крошащие все вокруг себя. Для 4-ого века нашей эры эта машина являлась настоящим вариантом современного атомного оружия, перед которым никто не мог устоять. Немудрено, что и крепости, осаждаемые Родосским Элеполисом, всегда падали под натиском владельца этой машины.

В начале 1452 года в Константинополь к Византийскому императору Константину XI приехал венгерский инженер по имени Орбан. Он предлагал тогда уже обедневшему и не вполне могучему императору строить огромные бронзовые пушки, использующие черный порох. Византия была уже полностью окружена Османской империей, и ее границы «трещали по швам». Но на тот момент это государство было уже бедным и серьезно разоренным, а создание пушек требовало больших денежных затрат. Не получив должного поощрения и поддержки от Константина, Орбан не долго думая, отправился со своим предложением к правителю турков.

Когда правитель Османской империи, султан Мехмед II, сумел понять настоящую силу и значение черного пороха, как великий полководец он немедленно решил использовать его для ведения войны против Византии.

Дошедшая до наших дней бронзовая османская пушка

Для этих целей он решил построить орудия, которые бы, поджигая порох внутри, выплевывали на противника огонь разрушительной силы. Эти пушки были использованы при осаде византийского Константинополя в 1453 году. Привезя под гордый, не желающий сдаваться, город 60 таких орудий, турки расстреливали его на протяжении нескольких недель, не оставив камня на камне.

Когда, наконец, Константинополь пал, византийская империя насчитывала всего около 50 000 человек, ее правители были убиты, а битва с использованием османских тяжелых пушек изменила мир навсегда. Эти орудия окончательно уничтожили Римскую империю – одну из самых древних и великих за всю историю человечества.

Этот советский корабль является самым огромным и мощным десантным кораблем на воздушной подушке в мире. Изначально (первый такой корабль был построен в 1988 году), эти корабли строились для армий России, Украины, Греции и Китая.

В начале 2000-х годов Украина всех своих «Зубров» либо списала, либо распродала в Грецию, и на сегодняшний день на вооружении у нашей армии таких удивительных кораблей больше нет.

«Зубры», которые в армии НАТО называют «Поморниками», это корабли, созданные специально для высадки десантных войск на берег противника. Благодаря удивительной конструкции воздушной подушки, эта машина может с легкость передвигаться как по воде, так по суше и даже болоту и песку.

Весят более 620 тонн и способны перевозить на себе до 150 тонн груза, в том числе в его трюмы помещаются большие военные машины и различное вооружение: 3 больших танка; 10 БТР и 140 человек десанта; 8 БМП; или 8 плавающих танков.

«Зубр» оснащен несколько силовыми агрегатами, суммарная мощность которых достигает 50000 л.с., и тремя реверсивными 4-лопастными винтами, диаметром 5,5 м. Также на корабле находятся 2 электростанции мощностью по 100 кВт каждая. Цельносварной корпус выполнен из крепкого алюминиево-магниевого сплава.

В 2014 году планировалось, что в Крыму Украиной будет восстановлено производство этих громадин, однако, в силу произошедшей аннексии, планам этим пока не суждено сбыться.

«Дора» и «Толстый Густав»

А вот глядя на эту машину, в ее существование и вовсе трудно поверить.

Толстым Густавом и Дорой прозвали железнодорожное артиллерийское орудие фашистского рейха, которое германская фирма «AG Krupp», занимающаяся выпуском автомобилей, горно-шахтного оборудования и сельскохозяйственной техники, построила во время Второй мировой войны для нацистской армии. «Дорой» называли первую такую построенную машину, и имя это она получила в честь любимой жены главного конструктора проекта. Вторая машина получила имя «Толстый Густав» в честь одного из директоров фирмы Krupp - Густава фон Болена, и обошлась немецкому государству в колоссальных 10 млн. рейхсмарок.

Созданные машины были, в первую очередь, призваны уничтожить длинную стену французских и бельгийских фортов вдоль немецкой границы, так называемые линии Мажино и Эбен-Эмаэль. «Дора» была также применена при штурме крымского Севастополя в 1942 году.

Эти два самых больших «пистолета» из когда-либо созданных человечеством, требовали для своей эксплуатации собственную железную дорогу, по которой они могли быть доставлены в требуемое место. При весе в 1344 тонны и габаритах 47,3 м длиною, 7,1 м шириною и 11,6 м высотою, пушку обслуживало около 500 человек экипажа. А при полной загрузке и отличном техническом состоянии, она могла поражать цели на расстоянии до 47 км, пробивая броню толщиной до 1 м и бетонные укрепления толщиной до 7 м.

Имела ствол длиною 32 м с ресурсом до 300 выстрелов, калибром 807 мм, а изготовленные для нее снаряды весили больше 7 тонн каждый.

Однако, когда армии нацистов потребовалось использовать эти пушки при взятии Франции, они оказались не готовыми для использования. Позже Франция сдалась, и ее линии укрепления уже не нужно было разбивать. В нескольких битвах орудия были применены, но ни разу не оказывали решающего воздействия на исход сражения. А по большей части они оказывались настолько долго подготавливаемыми и доставляемыми на боле боя, что их применение уже не требовалось.

Одним словом, эти махины хоть и поражали воображение своими габаритами, оказались не особо эффективными в деле. В итоге, в одном из сражений «Дору» захватила армия США, а «Густава» уничтожили сами фашисты, чтобы он не попал в руки красноармейцам.

«Семерка» Р-7

Межконтинентальные баллистические ракеты на сегодняшний день являются одним из самых страшных оружий ведения войны, которые угрожают безопасности многих людей на планете. И совсем не удивительно, что первую такую двухступенчатую ракету создал в 1959 году, во времена Холодной войны, вечно воюющий и ненавидящий весь мир Советский Союз. Руководителем этого проекта тогда выступал главный космический конструктор СССР Сергей Павлович Королев.

«Семерку» и по сей день называют самой огромной баллистической ракетой, построенной человечеством. Дальность ее полета должна была составлять 8000 км, а отделяющаяся головная часть ракеты весила более 3 тонн. Однако, при этом, ее называют и одной из самых неэффективных, ибо, несмотря на использование передовых для своего времени технологий, эта махина требовала к себе массу внимания и заботы. Ее подготовка занимала не менее суток и требовала задействования массы рабочей силы. А поскольку в ней использовалось двухкомпонентное топливо, состоящее из жидкого кислорода и керосина, после окончания подготовки ракету необходимо было запустить не позднее чем через пару часов, иначе она становилась «профнепригодной». А значит, СССР на создание таких машин для убийства тратило баснословные ресурсы в виде денег и трудовой силы, а по факту имело не оружие, а полный пшик. Тем не менее, Р-7 некоторое время служила в качестве главного фактора устрашения в холодной войне, вынудив в конечном итоге США начать разрабатывать и свои собственные баллистические ракеты, которые оказались технически гораздо более удачными.

Позже «Семерку» пытались модифицировать, и на ее базе создать более совершенные ракеты, однако эти планы полностью провались. В частности, в 1960 году был разработан собрат «Семерки», ракета МБР Р-7А с чуть более улучшенными характеристиками, но очень скоро стало ясно, что и она не может применяться. В итоге, к концу 1968 года семейство этих ракет полностью сняли с вооружения.

Однако, самым удивительным является то, что конструкция этой ракеты все таки сослужила человечеству хорошую службу. Просто ей нужно было стать мирной, а не военной техникой. Именно на базе конструкции «Семерки» Р-7 были построены ракеты-носители для запуска космических спутников, и первый космонавт Юрий Гагарин попал в космос благодаря именно ей.

Так что в завершение нашего топа хотелось бы сказать, что военная техника, часто оказываясь бесполезной на войне (и, слава Богу!), иногда приносит человечеству мирные технологии, которые движут прогрессом. Пользуясь ими, нам стоит это помнить, и в будущем все же стараться создавать не машины для разрушения, а технику для созидания, коей является .

Современные системы оружия совершенно не дёшевы, но об их стоимости часто забывают, если образцы этих вооружений хорошо себя повели в реальных боевых ситуациях. Когда же оружие разработано, но не развёрнуто, то ситуация с затраченными деньгами вызывает растерянность и беспокойство как политиков, так людей, разрабатывавших вооружение.

Здесь представлены ТОП-10 самых дорогих оружейных систем Запада, которые были свёрнуты или никогда не применялись по прямому назначению.

✰ ✰ ✰
10

Многоцелевой комплекс MMEV ($7.5 млн.)

Комплекс многоцелевого воздействия (MMEV) должен был стать универсальным противотанковым и противовоздушным средством в одном лице на базе 8-колёсной бронемашины LAV III, используемой в качестве мобильного пункта управления и контроля. Программа MMEV была полностью готова в 2005 году при стоимости разработки проекта - 750 млн. канадских долларов, но была свёрнута уже два года спустя.

Причиной закрытия программы стала именно многозадачность комплекса. При поражении на поле боя одного MMEV подразделение теряет одновременно центр управления, противотанковые средства и систему ПВО, что в 3 раза снижает его боевые способности. Военное руководство опасалось, что объединение 3-х систем в одной машине было «опрометчивой попыткой сэкономить на безопасности военнослужащих и оперативной эффективности».

✰ ✰ ✰
9

XM29 OICW ($100 млн.)

Индивидуальный автоматно-гранатомётный комплекс XM29 представляет собой серию образцов оружия, дающего пехотинцам возможность лучшего контроля боеприпасов. Оружие в состоянии вести огонь 20-мм интеллектуальными снарядами с программируемым подрывом. Проще говоря, стрелок может самостоятельно устанавливать высоту и дистанцию подрыва заряда.

Система показала свою эффективность для поражения противника, находящегося за укрытием. Разработки начались ещё в 1990-х годах и были прекращены в октябре 2005г. из-за стоимости $35000 за 1 экземпляр оружия. До сворачивания проекта на исследования и разработку израсходовали около $100 млн. Принципы и дизайн XM29 были использованы при разработке автоматического гранатомёта XM25.

✰ ✰ ✰
8

B-70 Валькирия ($1,5 млрд.)

В конце 1950г. перед стратегическим командованием американских ВВС встала задача создать новейший стратегический бомбардировщик, способный заменить легендарный В-52. «Валькирия» должна была нести ядерные бомбы и применяться для глубоких рейдов на территорию противника.

Концептуально В-70 создавался как неуязвимый самолёт, благодаря его потолку полёта свыше 21000 м. (70000 футов) при скорости, в 3 раза большей скорости звука. Но на смену устаревшим стратегическим бомбардировщикам пришли межконтинентальные баллистические ракеты и В-70 оказался никому не нужным. На момент завершения программы в 1961г. ВВС США израсходовали $1,5 млрд., что эквивалентно $12 млрд. в 2017 году.

✰ ✰ ✰
7

А-12 Avenger II ($2,95 млрд.)

А-12 Avenger II задумывался как всепогодный палубный бомбардировщик типа «стелс» для флота США и Корпуса морской пехоты взамен устаревшего А-6 Intruder. Концепция дизайна «летающее крыло» была подобна бомбардировщику В-2 Стелс, но была предназначена для стратегических военно-морских операций.

Начавшись в 1990 году, программа была прекращена в 1991, ещё до того, как около $57 млрд. были потрачены министром обороны Д. Чейни. На момент разрыва договора США уже выплатили почти $3 млрд. из $4,8 млрд, составлявших фиксированную цену контракта. Но самолёты так никто и не увидел. Министерство обороны США подало в суд на подрядчиков с целью возврата средств. В январе 2014г. стороны, наконец, пришли к соглашению, согласно которому США были возвращены $400 млн.

✰ ✰ ✰
6

Экспедиционная боевая машина ($3 млрд.)

Экспедиционная боевая машина (EFV) была разработана как десантная плавающая машина для морпехов США, призванная заменить использующийся с 1972 г. AAV. Боевая машина EFV должна была составить конкуренцию в подвижности и манёвренности основному танку М1 «Абрамс» и при этом воевать на суше и на море в качестве основного средства десанта.

По ожиданиям, программа должна была стоить порядка $15 млрд, но была закрыта в 2011 министром обороны Р.Гейтсом по просьбе Корпуса морской пехоты о продлении срока службы машин MPC и ACV. Ввиду возросшей стоимости заказ EFV пришлось сократить с 1013 до 573 единиц, а потом вообще закрыть программу с расходом $3 млрд.

✰ ✰ ✰
5

YAL-1 Лазер воздушного базирования ($5 млрд.)

YAL-1 представлял собой лазерную систему, установленную на Боинг-747-400F. Кислородно-йодовый лазер огромной мощности был сконструирован для перехвата и сжигания межконтинентальных ракет на стадии разгона.

Установка успешно прошла испытания, но так и не была развёрнута в войсках ввиду полной нецелесообразности использования в современной войне. Программа была сокращена министром обороны США Р.Гейтсом из-за потребности в более дальнобойном и мощном лазере. При стоимости постройки в $1,5 млрд. и $100 млн. в год на содержание установки эту задачу было выполнить невозможно. Программа была свёрнута в 2011г. после 16 лет разработок при затратах $5 млрд.

✰ ✰ ✰
4

RAH-66 Comanche ($7 млрд.)

Вертолёт RAH-66 Comanche «стелс» планировался для замены всех вертолётов из арсеналов американской армии. Первоначальные планы по закупке 650 машин не состоялись из-за отмены финансирования военным ведомством конструкторско-производственных работ. Это произошло вследствие перерасхода средств на совершенствование противовоздушных оборонительных систем.

Деньги были перекинуты на программу Bell ARH-70, которая тоже долго не просуществовала. За время функционирования проекта (1994-2004гг.) армия израсходовала порядка $6,9 млрд. Остальные финансы были потрачены на модернизацию имущества, от которого ранее хотели отказаться при реализации программы Comanche.

✰ ✰ ✰
3

XM2001 Crusader ($11 млрд.)

XM201 Crusader планировалась в качестве новейшей самоходной гаубицы для американской армии, но проект был закрыт в 2002 году министром обороны Д.Рамсфельдом за 6 лет до поставки в войска. Crusader создавался для замены проверенной опытом с 1960-х самоходки Рaladin, как более манёвренное и точное орудие. Но по весу и стоимости XM201 так и не смог превзойти Рaladin и программа была завершена.

Изначальный заказ на 800 САУ был аннулирован после прекращения финансирования. С 1995 по 2002 года был выпущен один прототип на общую сумму $11 млрд.

Единственный готовый образец XM2001 экспонируется в Форт Силл, Оклахома.

✰ ✰ ✰
2

Боевые системы будущего (FCS) ($18,1 млрд.)

В 2003-2009 годах командование американской армии начало программу организационной модернизации для создания высокомобильных бригад на малых транспортных средствах, способных доставляться в зону боевых действий по всему миру в очень короткое время. Программа была названа боевые системы будущего (FCS) и к моменту реализации её стоимость должна была составить порядка $340 млрд.

Но в сроки не уложились. Было потрачено около $18,1 млрд., пока министр обороны США Р.Гейтс не заявил о реструктуризации и окончательном завершении программы. Девять запланированных транспортных средств были списаны или применены в других программах.

✰ ✰ ✰
1

Ракетная программа «Trident» ($40 млрд.)

К счастью, эта ракетная система никогда не приводилась в действие, хотя её развитие и поддержка стоят бешеных денег. Различные виды баллистических ракет «Trident» были разработаны для запуска с подводных лодок. Каждая ракета способна нести блок разделяющихся ядерных боеголовок, каждая из которых индивидуально наводится на свою цель.

Ракеты «Trident» стоят на вооружении ВМФ США и Королевских ВМС Великобритании. Общая стоимость системы составляет порядка 40 млрд. на 2011г., стоимость одной ракеты - около $70 млн. Система «Trident» находится в разработке и эксплуатации с 1979г. и планируется оставаться до 2042г. По оценкам спецов, в итоге стоимость программы составила около $170,2 млрд., но в любом случае будем надеяться, что эти ракеты никогда не будут использованы.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья о самой дорогой военной техники Запада, которая не была использована по прямому назначению. Спасибо за внимание!

Военная автомобильная техника, сокращенно ВАТ, по праву считается базой, обеспечивающей тактическую и оперативную подвижность всех видов подразделений. Вооруженные силы государства прикладывают немало усилий для усовершенствования своего военного автопарка, создавая новации и демонстрируя неоспоримую мощь. Сегодня статья посвящена исключительно военным автомобилям как отечественного, так и зарубежного производства.

Военные автомобили России

Тигр

Российские военные автомобили всегда были гордостью нации, ровно как и другая военная техника. Одним из таких достояний можно назвать внедорожник «Тигр». Модель, популярна не только среди военного общества, но и лиц на гражданке.

Интересно, что изначально «Тигр» конструировался для военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов, которое оказалось довольно щедрым и предоставило капитал в размере 60 000 000 долларов на производство опытных моделей.

Первые готовые образцы предстали на обозрение на выставке IDEX-2001. По непонятной причине, тогда заказчик отказался от своих намерений и Россия изъявила желание оставить разработку у себя.

В наши дни мелкосерийным выпуском «Тигра» занимается АМЗ (Арзамасский машиностроительный завод). Стоимость «тигра на колесах», в зависимости от выбранной модификации, варьируется в пределах 100-120 тыс. долларов. Автомобиль оснащен мощным североамериканским турбированным дизелем Cummens 180 л.с., объемом 5,9 литра и БТРовской подвеской. Масса «Тигра» - 5,3 тонны, а вместимость от двух до десяти человек. Высота клиренса 430 мм. Без проблем преодолевает броды, глубиной до 1,2 метров.

Т-98 «Комбат»

Еще одна модель российского бронированного внедорожника. Специализация «Комбата» - комфортабельная перевозка командующего состава в экстремальных условиях зоны боевых действий. Обеспечивает наивысший уровень защиты от В2 до В7 и причисляется одним из самых скоростных внедорожников среди своего класса.

Автомобиль представлен в двух исполнениях: 5-ти и 9(12) местный седан и универсал соответственно. Цельнометаллический безрамный кузов из высоколегированной стали выдерживает удары пуль до 12,7 калибра.

Полная масса Т-98 - 4 250 кг. Объем топливного бака - 125 литров. Максимальная скорость автомобиля 180 км/ч, а до 100-ки «Комбат» разгоняется всего за 10 секунд.

Первый автомобиль сошел с конвейера в 2000 году, а его популярность не падает и в наши дни. Относительно недавно военные машины Т-98 перекочевали в разряд не только армейской техники. Теперь они доступны и гражданским. Стоимость железного коня зависит от модификации, которую запросит будущий владелец, а с рук его можно приобрести за 10 000 000 рублей.

Автомобили второй мировой войны

Военные легковые автомобили сыграли не малую роль во времена Великой Отечественной Войны.

Взять, к примеру, популярный во времена СССР автомобиль ГАЗ-М1, он же «эммка». Является прототипом американского «Форд-А».

Серийно выпускался на Горьковском заводе в период с 36 по 43 года ХХ века. За весь промежуток его существования было выпущено свыше 62 000 единиц.

Металлические детали в салоне были отделаны под дерево дорогих пород, а обивка выполнена из сукна коричневого и серого цветов.

Тогда существовало несколько основных модификаций.

  • М1 Такси. Выпуск пришелся на 37-41 года. Оснащался таксометром имел отличие в окраске кузова.
  • ГАЗ-415. Выпуск с 39 по 41 года. Грузоподъемность автомобиля 500 кг. За все время выпущено более 8 000 пикапов.
  • М11. Выпускался с 40-41 года. 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 с модернизированной облицовкой радиатора и капотом.
  • ГАЗ 61-37. Выпуск пришелся на 41-45 года. Сходил исключительно мелкосерийными партиями. Считается первым в мире полноприводным седаном. За срок чуть более 4 лет было выпущено всего 200 экземпляров.

Базовая модель имела бак на 60 литров, высоту клиренса 210 мм. Масса автомобиля 1 370 кг. ГАЗ М-1 мог без проблем развить скорость до 105 км/ч.

Военные автомобили иностранного производства

SWAT Pit-Bull VX

Настоящий американский бункер на колесах. Внедорожник воссоздали по образцу армейского броневика, но по большей части рассчитан на эксплуатацию спецподразделениями США.

Согласно данным Alpine Armoring, являющимся создателями внедорожника, ни один пассажир не погиб. Полную защиту обеспечивает особая уникальная конструкция, отличающаяся наличием «панциря», рассеивающего энергию взрыва. Производитель уверяет, что броня выдерживает удары 7,62-колиберных пуль.

Pit-Bull VX имеет турбодизельный движок, объемом 6,7 л. Весит около 4 тонн. Высота клиренса составляет 40 см. В состоянии преодолевать броды, глубиной до 1,2 метра. Вместимость внедорожника до 6 человек.

Стоимость «бункера на колесах», ориентировочно, 200 000 долларов.

IVECO LMV

Многоцелевой армейский броневик, разработанный итальянскими конструкторами дочернего предприятия корпорации . Первый опытный образец был выпущен еще в 2001 году. Интересно, что в Италии его называют просто «Lince», что в переводе значит «рысь». В настоящее время автомобиль активно эксплуатируется в 10 странах, и в каждой он имеет свою «подпольную» кличку.

Кстати, несколько экземпляров находятся во владении у России. Созданы они были совместно с КАМАЗом.

При предварительной подготовке LMV может преодолевать броды, глубиной до 1,5 метров, а без подготовки 0,85 метра. Броневик оснащен турбодизельным двигателем 185 л.с.. Высота клиренса 400 мм. Вес около 6,5 тонн. Вместимость до 8 человек.

Mercedes Gelandewagen

Один из самых популярных в простонародье военный автомобиль немецкого производства. «Кубик», как его часто называют, встречается практически в любом городе и хорошо знаком каждому. В наши дни Gelandewagen считается весьма «авторитетным» автомобилем и мало кто знает, что совсем недавно, несмотря на сильную схожесть, он был не таким.

Поговаривают, внедорожник создавали по спецзаказу для НАТО. Но есть вполне достоверный исторический факт, повествующий о том, что авторы проекта обратились к представительству Германии лишь во вторую очередь, предложив изначально идею стороннему государству. Первые, конечно, не были в восторге от своего положения и даже дали отказ, аргументируя высокой стоимостью проекта.

Сейчас Mercedes Gelandewagen активно используется спецподразделениями и военными в более чем 20 странах мира. Внедорожник рассчитан на эксплуатацию в особо тяжелых условиях. Около 1 000 единиц было закуплено Соединенными Штатами, так как их «родной» Hummer H1, за счет своих размеров, просто не помещался в вертолете.

Gelandewagen насчитывает более 25 различных модификаций, предназначенных для разных целей. Самое интересное, что просто так купить эти автомобили не получится. Потребуется специальный сертификат, доказывающий потребность во внедорожнике.

Dartz Kombat

Выпускается внедорожник компанией Dartz Motorz Company, являющейся «дочкой» Dartz Grupa и специализирующейся исключительно на военной технике. Среди военного круга автомобиль очень популярен в спецоперациях. Хорош для молниеносных атак и ликвидации уличных бунтов и беспорядков.

Получил скандальную популярность после того, как производитель предложил своим клиентам внутреннюю отделку салона кожей пениса кита. Неизвестно, сколько нашлось желающих. Но высокие продажи, наверняка, были обусловлены особым подарком, который получал покупатель. В комплект к автомобилю полагалась бутылка люксовой водки, украшенной золотом.

Относится к числу немногих броневиков, которые в VIP-версии изготавливают под заказ для гражданских. Несмотря на довольно высокую стоимость, 150 000 — 1 500 000 долларов, внедорожник пользуется популярностью. Такой разгон в цене обусловлен множеством модификаций. По желанию клиента, автомобиль могут собрать как с бронью, так и без.

Оснащен мощным турбодизельным движком V8 мощностью 400 л.с.. Вес - 4 тонны. Дорожный просвет - 200-415 мм, в зависимости от модели. Вместимость до 7 человек. Может преодолевать броды, глубиной до 0,7 м.

Renault Sherpa

Французская версия тактического военного внедорожника. Первое время автомобилю не уделяли особого внимания, но все изменилось после 30-тысячного пробега до Северного полюса. В наши дни Renault Trucks Defense представляет 4 основные модификации, рассчитанные на разные сферы применения:

  • для рыболовов;
  • для проведения спасательных операций;
  • VIP-версия;
  • для инкассаторов.

Sherpa имеет турбодизельный двигатель мощностью 215 л.с и объемом 4,6 л. Масса транспортного средства 3,8 тонны. Дорожный просвет 600 мм. Максимальная вместимость до 6 человек. Стоимость, в зависимости от модификации, 120 000 - 400 000 долларов. Преодолевает броды до 0,75 метров.

FED Alpha

Американский современный армейский броневик, над созданием которого кропотливо работали исследовательский центр TARDEC и английская инжиниринговая компания Ricardo. Изюминка внедорожника заключается в экономном расходовании топлива при максимальной эффективности. Подобная опция очень кстати, если не забывать, что основную часть времени транспортное средство будет находиться в эпицентре боевых действий.

Автомобиль оснащен по стандартной схеме начиная от светодиодных фар и заканчивая уже популярным двигателем Cummens с шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Конструкторы отлично проработали маневренность броневика, поэтому последний можно использовать для работы в чертах города. Результаты тестирования FED, которые прошли еще в 2011 году, показали очень хорошие результаты.

Toyota Mega Cruiser

Мегапрочный японский внедорожник, выпуск которого подошел к концу еще в 2002 году. Целью создания автомобиля была транспортировка раненных и перевозка командующего состава. В какой-то мере это японский «хаммер», он даже внешне напоминает последнего.

Броневик также использовался как база для установки артиллерийского оружия и компактных систем ПВО. Транспортное средство активно и пожарных служб. Но некоторое количество было реализовано среди частных лиц. Идя на такой шаг производитель очень надеялся на массовое производство. Но, по непонятной причине, идея была провальной, поэтому несмотря на превосходное качество внедорожника, проект был прикрыт. Стоит отметить, что за все время существования, Toyota Mega Cruiser так и не вышел за пределы родной страны.

Полноприводный внедорожник с турбодизелем 15B-FTE 155 л.с. и шестиступенчатой коробкой передач был оснащен по последнему слову техники. В салоне, вместимостью до 7 человек, имелся кондиционер и электростеклоподъемники. Не забыли конструкторы и о музыке, поместив аудиосистему с CD-чейнджером на шесть дисков.

Глубина преодолеваемых бродов до 1,2 метра. Масса автомобиля - 2,9 тонны. Дорожный просвет - 420 мм.

Hummer H1

Тоже довольно популярная модель среди гражданского народа. Первый опытный образец, под названием HUMVEE, пошел в серийное производство в 1981 году. Сейчас он известен под сокращенным Н1. В момент испытаний автомобиль поразил многих. Показатели были значительно выше установленных американцами норм безопасности и соответствовали абсолютно всем стандартам. Именно поэтому Н1 стал безусловным лидером в открытом тогда тендере.

Сегодня находится на вооружении более чем в 40 странах по всему миру. Кстати, официально внедорожник уже не выпускается, однако, по спецзаказу его могут собрать в любой модификации, в зависимости от места и цели эксплуатации. Интересно заметить, что экземпляры, предназначенные для простонародного пользования (Н2 и Н3) по своим характеристикам не имеют ничего общего с военной версией, кроме названия.

Броневик оснащен турбодизельным двигателем 195 л.с.. Дорожный просвет составляет 406 мм. Вместимость до 6 человек. Весит автомобиль 3 тонны. Может преодолевать броды глубиной до 0,76 м.

Военные автомобили и машины инженерного обеспечения изначально проектировались под «приземленные» задачи. Однако не стоит забывать о том, что «приземленные» задачи, решаемые военными автомобилями, могут отличаться от общепринятого представления о применении транспортных средств. История военного транспорта полна уникальными проектами, не уступающими в оригинальности проектам необычной бронетехники.

Например, машина Sd.Kfz. 302 Goliath B-III– один из первых образцов транспорта без водителя.

Этот уникальный автомобильчик на гусеничном ходу выпускался с 1942 года. В качестве силового агрегата использовался электромотор, что уже удивительно для того времени. Два двигателя концерна «Bosch» разгоняли Goliath до скорости 10 км/час. Управляющие команды от оператора поступали по кабелю. Запас хода этого 300-т килограммового устройства составлял 1,5 километра. Основным назначением Goliath B-III являлся дистанционный подрыв минных полей, ДОТов и сооружений противника. Необходимо заметить, что немецкие конструкторы не остановились на этой модели и развили идею транспорта без водителя в следующем проекте - Sd.Kfz. 301 B-IV Ausf – первом радиоуправляемом автомобиле.


В качестве двигателя использовался шестицилиндровый агрегат «Borward» 6B, разгонявший четырехтонную машину до 40 км/час. Запас хода B-IV Ausf превышал 200 километров, а дистанционное управление осуществлялось всего одним оператором. Предназначение B-IV Ausf аналогично задачам Goliath B-III – дистанционный подрыв и разведка.

Еще одним необычным проектом немецкого ВПК является Kugelpanzer – шарообразная, бронированная машина для разведки и наблюдения



В качестве двигателя использовался одноцилиндровый агрегат, мощностью 25 «лошадок». Мотоциклетный «движок» разгонял Kugelpanzer всего до 8 км/час, поэтому запуск в серию этого бронированного, трехколесного мотоцикла так и не состоялся.

Среди отечественных проектов необычных автомобилей военного времени необходимо отметить оригинальную идею грузовика-снегохода, конструируемого на базе автомобиля ГАЗ-АА. Хотя проект ГАЗ-СХ остался исключительно виртуальным, его идеи были реализованы в постройке бронированного снегохода БА-64-З.

В качестве гусеничной системы использовалось решение русского конструктора Неждановского. Передняя колесная пара уступила место лыжным опорам. Начало работ над проектами ГАЗ-СХ и БА-64-З относится к 1943 году, однако уже в 1944 году от создания подобных конструкций отказались. Основной причиной этого решения стала низкая управляемость подобных аппаратов и плохая проходимость.

Неудачи со снегоходами компенсировались в другой области автомобилестроения – создании машин-амфибий. Среди оригинальных проектов амфибий уже послевоенного времени можно отметить изделие Луцкого автомобильного завода – транспортер переднего края ЛуАЗ-967.


Этот малогабаритный вездеход-амфибия предназначался для транспортировки раненых и разведки на передовых позициях. Интересна компоновка места водителя – центральное расположение рулевого узла и угол наклона рулевой колонки позволяли управлять автомобилем ЛуАЗ-967 даже лежа. Вездеход двигался с весьма резвой скоростью – до 90 км/час по земле и до 3 км/час по воде. Масса ЛуАЗ-967 не превышала 1 тонны, что позволяло транспортировать этот внедорожник на дальние расстояния при помощи авиации.

Еще одной удачной амфибией советских конструкторов можно считать ГАЗ-46. Этот водоплавающий внедорожник строился из узлов другого «проходимца» - ГАЗ-69.


По своим формам ГАЗ-46 напоминал обычную лодку, к которой волей конструкторов прикрепили колеса. Несмотря на нелепый вид, ГАЗ-46 имел завидные ходовые характеристики – 9 км/час при форсировании водных преград и 90 км/час при движении по суше. Запас хода – 500 км. Впечатляющую скорость движения по воде обеспечивал гребной винт, а хорошую управляемость – водяной руль.

Но ни ЛуАЗ-967 и не ГАЗ-46 не могут сравниться с оригинальным изделием ЗИЛ – многоцелевой спасательной машиной ПЭУ-1, предназначавшейся для поиска и эвакуации приземлившихся космических аппаратов.


Этот автомобиль имел сразу шесть ведущих колес. В кабине водителя устанавливалось самое передовое навигационное оборудование. Конструкционным материалом герметичного корпуса ПЭУ-1 был стеклопластик. В грузовом отсеке спасательного автомобиля находились лебедка и кран (грузоподъемность – 3 тонны). Запас хода ПЭУ-1 первоначально равнялся 500 километров, но после модификации топливного бака и двигателя был увеличен до 700 км.

Среди редких автомобилей советского времени необходимо отметить проект грузового авто повышенной проходимости - НАМИ-020 – прототип всего семейства грузовиков «Урал».


Этот автомобиль не отличался какими-то особыми формами кузова. Основные преимущества проекта НАМИ-020 скрывались внутри. Только представьте себе отечественный грузовик 1955 года, который оснащался системой блокировки межосевого дифференциала, КП с синхронизаторами, централизованной системой контроля давления в шинах, гидроусилителем руля, системой предварительного прогрева мотора на старте и прочими «фишками» современных авто.


Специалисты Научно-автомоторного института (НАМИ) потрудились на славу, серийное производство этот проект попал только в 60-х годах. Именно НАМИ-020 стал прототипом для серий Урал-375 и Урал-377, а потом и пусковой установки БМ-21 РСЗО 9К51 Град. Подобная удача сопутствует редким изделиям и отечественного, и мирового автопрома.

Но, несмотря на удачи и неудачи в деле строительства снегоходов, амфибий и грузовиков, наибольший успех сопутствовал советским конструкторам военных автомобилей в деле создания многоосных тягачей, предназначавшихся для транспортировки баллистических ракет. Подобные проекты до сих пор не имеют аналогов в мировой практике автомобилестроения. Одним из первых «монстров» отечественного автомобилестроения стал МАЗ-529 – десятиметровый одноосный тягач с грузоподъемностью в 15 тонн.


Дата выпуска первого серийного образца – 1956 год. Использовался и в ракетных войсках, и для инженерно-тылового обеспечения. Опыт конструирования МАЗ-529 помог в создании следующего гиганта – четырехосного МАЗ-535. Этот тягач транспортировал на полуприцепах грузы массой до 65 тонн (модификация МАЗ-537).


В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый агрегат, мощностью в 525 «лошадок», разгонявший 18-тонную машину до 60 км/час. Неплохие характеристики для 1960 года. Следующим шагом в деле конструирования тягачей для пусковых установок стал МАЗ-543.


Именно этот тягач получает особую водительскую кабину, изготовленную из прообраза будущего карбона – полиэфирной смолы, скрепляющей нити стеклоткани. Низкий удельный вес кабины позволяет перераспределить центр тяжести МАЗ-543 и гарантирует особые условия для операторов пусковой установки (термо и звукоизоляцию). С технической стороны МАЗ-543 представляет собой клон 537 модели.

В 1966 году в серии тягачей МАЗ выходит принципиально новая машина – основа ракетного комплекса РТ-21 Темп-2С. В качестве шасси этой пусковой установки используется МАЗ-547 – многоосный тягач (6 колесных пар), транспортирующий 82 тонны смертоносного груза на любую пусковую площадку страны.


В конструкции 547 модели использовался опыт МАЗ543 (неметаллическая кабина и компоновка двигателя в корпусе) и МАЗ537 (ходовая часть и система амортизаторов). Десять из двенадцати колес МАЗ547 были ведущими, а первые три колесных пары еще и управлялись. Впоследствии из этой модели «выросли» и шасси для ракетного комплекса «Тополь», и МоАЗ-7915 – аэродромный тягач, буксирующий грузы свыше 250 тонн.

МоАЗ-7915, тягач длинной более 14 метров и грузоподъемностью 275 тонн.


Комплекс «Тополь – М». Длина – 22 метра. Количество колесных пар – 8 штук. Управляемыми из них являются только первые 6 пар, что позволяет развернуть автомобиль на круге с диаметром в 16 метров.

Подобные «монстры» советского автомобилестроения, сочетавшие в себе и высокую проходимость, и надежность в эксплуатации, и солидную грузоподъемность, не встречаются среди продукции ни европейских, ни американских автопроизводителей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook