Игры по обогащению словаря. Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников. Игра «У кого, какая игрушка?»


  • Игра «Наоборот»
  • Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
  • Нам с тобой пришел черед
  • Сыграть в игру «Наоборот».
  • Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).
  • Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).
  • Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).
  • Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!
  • Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).
  • Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай... («конец»).

  • Игровое упражнение «Закончи фразу»
  • Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
  • Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
  • Сахар сладкий, а лимон...
  • Луна видна ночью, а солнце...
  • Огонь горячий, а лед...
  • Река широкая, а ручей...
  • Камень тяжелый, а пух...

  • Игра «Какой предмет?»
  • Цель - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
  • Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.
  • Зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
  • Красное - платье, яблоко, знамя, ...

  • Игровое упражнение «Скажи по-другому»
  • Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
  • Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
  • Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
  • Какое слово повторилось два раза? (идет).
  • Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
  • Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
  • Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

  • Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
  • Чистый воздух (свежий воздух).
  • Чистая вода (прозрачная вода).
  • Чистая посуда (вымытая посуда).
  • Самолет сел (приземлился).
  • Солнце село (зашло).
  • Река бежит (течет, струится).
  • Мальчик бежит (мчится, несется).
  • Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дидактические игры как средство развития

словарного запаса у детей

1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста, влияние дидактических игр.

1.1 Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста

1.3 Основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста

Глава 2. Развитие словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

2.1 Роль дидактических иг р в

2.2 Виды дидактических игр

2.3 Основные дидактические принципы и условия проведения игр

Заключение

Список использованных источников

Введение

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению .

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Задачи, содержание и методы развития речи детей в детском саду разработаны создателем теории и методики развития речи детей дошкольного возраста Е.И. Тихеевой. Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) была талантливым педагогом, активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследие. словарь дошкольный ребенок дидактический

Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам её методического творчества (Е. А. Гребенщикова, О. В. Морозова, В. Я. Лыкова и др.). В частности вопросы своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника раскрыты в работах О. Дыбиной, В.Я.Лыковой.

Актуальность исследования . Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте .

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения .

У каждого метода имеются игры и упражнения, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Для речевого развития используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. В данной работе охарактеризуем дидактические игры и лексические упражнения, которые положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ .

Цель данной работы: определить роль дидактических игр в развитии словарного запаса у дошкольников.

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) Изучить и проанализировать теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста;

3) Выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;

4) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста;

Объект исследования: формирование словаря у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что дидактические игры являются средством развития словаря детей дошкольного возраста

Этапы исследования:

1 этап - На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, изучались методики по развитию словаря детей дошкольного возраста. Изучалась и анализировалась система дидактических игр и их влияние на развитие словаря детей дошкольного возраста.

2 этап - на втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы и раскрыта сущность ее реализации.

В заключении сформулированы выводы по проделанной работе.

1 . Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста, влияние дидактических игр.

1.1 Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке .

Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно - в 20-30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни .

Фридрих Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой .

Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.

Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К.Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К.Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели:

1) развитие дара слова;

2) усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

3) усвоение грамматики, или логики языка.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. В качестве средства развития речи Я.А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных .

Большой вклад в становление методики развития речи и использования живого слова в детском саду внесла Е.А. Флерина. Вопросы речевого развития детей и использования художественной

литературы в дошкольном учреждении изучались ею в контексте

эстетического воспитания.

Е.А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф.А. Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи .

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования Н.П. Ивановой, В.В. Гербовой, Е.М. Струниной А.П. Иваненко, и др.

1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Дети, начинающие посещать дошкольные учреждения, имеют некоторый круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но, во-первых, этот круг знаний мал. Во-вторых, часто бывает, что ребенок знает слово, но за ним нет точных представлений и понятий. Например, дошкольник знаком со словом <олень>, но он мало знает об олене и поэтому может перепутать его с козой.

В-третьих, словарь детей не упорядочен и не систематизирован, слова живут отдельно друг от друга, не зная родства> между собой; дети пользуются ими, не видя сходства и различия между многими близкими, но не тождественными по значению словами и иногда соединяют несоединимые слова.

В-четвертых, словарь дошкольников бывает развит односторонне: в нем имеются конкретные, обиходные слова, но нет отвлеченных и обобщающих слов, мало слов, обозначающих разные сферы жизни.

В пятых, зачастую кажется, что ребенок понимает слова при слушании, но он не употребляет или употребляет их неправильно в своей речи.

В шестых, речь детей часто характеризуется вялостью, невыразительностью, повторением одних и тех же слов; в словарном запасе дошкольников нет ярких, выразительных слов и словосочетаний.

Педагогам следует так организовать работу с детьми, чтобы устранить эти недостатки и помочь им овладеть таким словарем, который обеспечивал бы необходимое общение в коллективе и успешное обучение в школе. Поэтому формирование словаря является одной из важнейших задач развития речи.

Словарная работа в детском саду - это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов .

Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно - образовательной работы с детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту усвоения слов.

Перечислим конкретные задачи словарной работы в детском саду.

1. Обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений. Если запас слов растет медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.

2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится прежде всего к трудным для них словам: собирательным (мебель, посуда и т.д.) и отвлеченным («тишина», «доброта» и т.д.), существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский, городской» и др.), а также к словам, сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор» и пр.).

В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается ёдиничным значением и многие слова многозначны, дети часто употребляют их в неточном или даже неверном значении.

Задача педагога - подвести ребят к доступному для них правильному пониманию смысла слов, их оттенков, научить подбирать синонимы, антонимы, т.е. добиться, чтобы их речь выражала мысль.

3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь - значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте.

4. Устранение нелитературных слое, употребляемых иногда до - школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Обществоведческий словарь (слова и словосочетания, обозначающие явления общественной жизни: «родная страна», армия, «труд людей» и др.);

Природоведческий словарь (названия животных, растений, явлений неживой природы);

Бытовой словарь (названия игрушек, посуды, предметов туалета, мебели, одежды, пищи, помещений, частей тела и лица);

Эмоционально-оценочный словарь (слова, обозначающие эмоции, чувства, переживания);

Лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством;

Лексику, необходимую для общения друг с другом, со взрослыми, для выражения собственных мыслей.

Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, признаков, свойств, действий и процессов. В грамматическом отношении это слова-существительные, слова-глаголы, слова-прилагательные и слова-наречия.

Основными источниками развития словаря являются:

Наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей и т.д.);

Общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность);

Речь взрослых дети заимствуют у взрослых слова в их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат;

Художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:

1. Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

2. усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

1.3 Основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста

Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений:

1) овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия;

2) освоение содержания слова на уровне его значения;

3) усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

Рассмотрим словарную работу с детьми по каждому направлению.

Первое направление словарной работы - овладение словами представлено в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.П. Иваненко, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной и др. Исследователи уделяли большое внимание выделению предмета из среды, формированию его отчетливого образа (представления) и соединению образа и слова. По их мнению, слово должно опираться на представление о предмете. Они подчеркивали, что появление слова в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено и работа над ним завершена.

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и средств.

Важнейшим методом является наблюдение. Его использование широко представлено в учебных пособиях О.И. Соловьевой и А.М. Бородич , поэтому остановимся лишь на некоторых моментах:

Наблюдение используется в ряде занятий, проводимых в детском саду во всех возрастных группах: осмотрах помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов (посуды, одежды, овощей и т.п.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.);

Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдения детей разного возраста, но объем знаний и методы работы должны быть различным;

Готовясь к организации наблюдений с детьми, педагогу следует отобрать необходимый круг сведений, а так же слова, которыми дети должны овладеть во время наблюдения;

В процессе наблюдения необходимо по возможности активизировать разнообразные анализаторы (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, кинестетические). Например, дать детям возможность побегать по участку, по собирать листья, желуди, по-трогать кору деревьев и т.д.; в ходе наблюдений надо помочь детям увидеть главное, основное, т.е. направить их мыслительную деятельность в определенное русло. Когда дошкольники увидят существенное и запомнят, закрепят его в своем сознании, слово наполнится соответствующим ему содержанием;

При наблюдении важно, чтобы звучание слова, произносимого взрослым, совпадало по времени с восприятием ребенка предмета или действия, которое оно обозначает. Иначе дошкольники начинают отвлекаться и их восприятие не соединяется со словом;

Во время наблюдения не следует перегружать детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает их от главного и быстро утомляет;

Количество наблюдений должно быть педагогически обосновано и соответствовать числу других занятий.

Ознакомлению детей с окружающей действительностью и обогащению их словаря способствует показ картин. Картина в силу своей статичности дает возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, не отвлекаясь на мелочи, а также увидеть предмет не только в различных обстоятельствах, но и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения). Это позволяет ребенку лучше закрепить полученные представления, а вместе с тем усвоить и слово. Благодаря этому методу прежде всего растет пассивный словарь детей, они учатся видеть и понимать картину.

В детском саду используются предметные и сюжетные картины. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, поэтому ее лучше применять в упражнениях и при развитии связной речи. Предметные картины располагают детей к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного объекта. Поэтому занятия по активизации, уточнению и обогащению словаря дошколъников предполагают широкое использование предметных картин.

Роль картин меняется в зависимости от задач словарной работы. Как показала М.М. Конина, при активизации и уточнении детского словаря картина выступает как вспомогательный материал, помогающий ребенку мобилизовать и уточнить свой прошлый опыт. При обогащении словаря представлениями, которых ребенок не может наблюдать в ближайшем окружении, она выступает первичным материалом, несущим ребенку новое слово вместе с представлением.

К картинам, используемым для словарной работы, М.М. Конина предъявляет следующие требования: художественность, реалистичность, ясность а отчетливость изображения, отсутствие нагромождения деталей, несущественных предметов.

На занятиях, проводимых в старшей и подготовительной к школе группах, детей знакомят с репродукциями картин русских художников. Это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании воспитатель может значительно обогатить словарь детей.

Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а так же словарной работы является использование художественной литературы. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого смысла и эмоциональных красок.

Детский сад не ставит перед собой цель дать дошкольникам теоретические знания о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер.

Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются:

Обнаружение в тексте «образных слов

Объяснение педагогом значений слов и оборотов речи;

Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и

Воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину вы себе представляете?»;

Словесное рисование;

Подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.) и т.д.

Однако нельзя забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ изобразительных средств языка не должен превращаться в главный вид работы при ознакомлении с художественной литературой. Необходимо стремиться к тому, чтобы работа над средствами языка органически вплеталась в систему художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Прекрасным средством обогащения словаря детей служат загадки, пословицы, поговорки и фразеологизмы.

Широко распространенным методом словарной работы являются дидактические игры, через которые в памяти детей закрепляется знание предметов и их названия. Подбор материала для дидактических игр определяется задачами словарной работы. Если педагог закрепляет названия определенных предметов, то для игр следует подбирать именно эти предметы; если закрепляются названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям.

Второе направление словарной работы - освоение содержания слова - представлено в работах В.И. Логиновой и ее учеников . Исследователи разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слова. По их мнению, развивающий эффект занятий по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности:

Первый этап - первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре;

Второй этап - введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

Третий этап - введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам .

Представленные этапы работы имеют место во всех возрастных группах и реализуются через систему (группы) занятий.

Первая группа занятий соответствует первому этапу словарной работы. К ней относятся все виды занятий, на которых осуществляется первичное ознакомление с предметами и явлениями (демонстрация предметов, игры типа лото или парных картинок, игры-занятия с куклой, прогулки и экскурсии), дается самое общее представление и вводится название.

Общим в методике проведения этих занятий служит организация восприятия предметов, явлений в целом, отделение их от сопутствующих. При этом можно выделить следующие важные моменты:

Отбор приемов, сосредотачивающих внимание детей на объекте (появление и исчезновение предмета; организация действия с предметом, сюрпризные моменты и т.п.), что обеспечивает восприятие предмета в целом;

Совпадение названия предмета или явления с тем, на чем сосредоточено внимание ребенка, многократное его повторение;

Упражнение детей в использовании в речи определенных слов, их повторении.

При ознакомлении детей с предметами существенным должно быть развитие определенного уровня мыслительной деятельности. Овладению навыком самостоятельно познавать окружающие предметы посвящен следующий этап.

Вторая группа занятий соответствует второму этапу словарной работы. Типичными для этой группы являются занятия по ознакомлению детей с особенностями предметов, их качествами, свойствами, а также сравнение предметов.

В основе методики проведения этих занятий лежит:

Организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств, отношений в определенной системе. Это позволяет развивать дифференцированное восприятие, формировать представления о предметах и вводить в словарь слова на основе точного соотнесения их с познанным;

Необходимо, чтобы воспитатель давал точные указания о том, что должен сделать ребенок, чтобы вычленить то или иное качество, свойство, закрепленное в слове (например, чтобы определить такое качество, как твердость, нужно предложить ребенку надавить на предмет, гладкость - погладить, мягкость - смять и т.п.). Это обеспечивает освоение дошкольником определенных способов обследования и слов, которые их обозначают;

Организация сопоставления, сравнения выделяемого качества (свойства) с противоположным (например, твердый с мягким, стеклянный с пластмассовым), благодаря чему достигается его отчетливое восприятие;

Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку.

Большое место на этом этапе работы должно отводиться проговариванию, точному называнию предмета и его особенностей. Проговаривание обеспечивает более высокое осмысление материала, особенно на младших ступенях обучения. Поэтому на занятиях необходимо обеспечить максимальную речевую активность, дать возможность повторять наиболее трудные слова.

Третья группа занятий соответствует третьему этапу словарной работы. Освоение понятий и соответствующего словаря требует умения видеть особенности предметов и явлений, выделять наиболее существенные из них и обобщать на этой основе предметы и явления. Это обеспечивает развитие простейших форм логического мышления и освоение обобщающей функции слова.

При проведении занятий надо учитывать следующее:

Занятия строятся на наглядном материале. Наборы предметов должны различаться по несущественным признакам и иметь общий признак или их группу (например, чашки разные по цвету, форме, величине);

Центральным моментом занятия является обучение детей выделению существенных признаков как основания для обобщения и на этой основе введение слова, обозначающего понятие;

Закрепление освоенного понятия и слова, его обозначающего, на основе выделения существенного для данного понятия признака. У детей формируются видовые и родовые понятия.

Третье направление словарной работы - усвоение слова как единицы языка на уровне смысла - представлено в работах Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.А. Смаги и др.

Исследователи подчеркивают, что в области словарной работы совершенствование содержания и методов развития речи должно состоять в преодолении количественного подхода к словарю, узко прагматического понимания задач обогащения словаря. Внимание должно быть направлено на семантическую сторону лексического развития детей, при этом пополнение и активизация словаря должны осуществляться не только как составные части ознакомления с окружающей действительностью, но и как решение языковых задач.

Это означает, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность, синонимические и антонимические отношения. Поэтому задача педагога - не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом отношении их употребления, начиная с младшего дошкольного возраста.

2. Развитие словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

2.1 Роль дидактических иг р в обогащении, закреплении и активизации словаря

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что окружает его: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо кое-что организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними. Такие занятия не укладываются уже в понятие дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приемы.

Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность-- предметы, явления (их особенности, свойства, качества), он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.

Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяя значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова.

Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Еще одна особенность словаря дошкольника -- это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДУ широко используют дидактические игры.

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия тех предметов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т.п., с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами.

Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т.п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и др. ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности .

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. В условиях общественного воспитания наиболее целесообразно комплектование групп с одновозрастным составом детей.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их. предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т.п.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т.п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания.

Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, а назначение предметов и смысл вопросов - ясны и понятны детям. Количество предметов должно быть достаточным для вовлечения в игру всех детей. В процессе игры воспитателю следует избегать излишнего дидактизма, сохранять живость игры.

Еще одна особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ - «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица - «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь - «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница - «это тетенька на ракете летает» .

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре происходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и совершенствование словаря ребенка.

В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула - спинка в отличие от табурета; у чашки - ручка в отличие от стакана и т.п.).Эти различия дети находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись» и др.

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названий всех предметов (предметов, входящих в группы овощей, фруктов; продуктов питания; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина, стекло) и т.п., а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, и способы сенсорного обследования. Под руководством педагога в дидактических играх дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку-по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще недоступна.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными» .

В старших группах проводятся словесные дидактические игры, в ходе которых ребенку задают вопрос за вопросом, а он должен быстро дать короткий ответ. Важно, чтобы в играх использовался материал, хорошо известный детям, а вопросы воспитателя и ответы детей были краткими и следовали друг за другом без длительных пауз, иначе игровое начало исчезнет.

В словесных играх важен подбор словаря для игры (примерно 5 - 10 слов). Он позволит воспитателю в случае необходимости возвратиться к словам, вызвавшим у детей трудность. Перечень слов следует заучить, чтобы сохранить нужный ритм в игре. Игровое задание предлагается сразу всем дошкольникам, а после секундной паузы вызывается один ребенок или несколько детей по очереди.

Дидактические игры и упражнения можно включать как в занятия, так и использовать в быту детей.

Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т.п.).

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие .

2.2 Виды дидактических игр

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух .

В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом - просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические упражнения .

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры .

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх .

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся .

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. .

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии .

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи .

Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

...

Подобные документы

    Психолого-педагогические проблемы развития словаря детей дошкольного возраста. Задачи и содержание словарной работы с детьми в детском саду. Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр и лексических упражнений для развития словаря детей 4-5 лет.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Выявление особенностей формирования словаря детей дошкольного возраста. Разработка направления и содержание логопедической работы по формированию словаря.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Сущность словарной работы в ДОУ и её основные направления. Особенности усвоения словаря детей в старшем дошкольном возрасте. Пути формирования представлений о качествах и свойствах предметов. Обогащение словаря детей в процессе дидактической игры.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2009

    курсовая работа , добавлен 06.04.2013

    Особенности словарной работы с детьми 5–6 лет. Народные праздники в дошкольном учреждении, принципы правила их организации, их роль и значение в развитии словаря детей. Методические рекомендации по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2016

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Анализ словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи и содержание методов развития словаря. Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников: Методика развития словаря детей. Диагностика выявлений уровня их речевого развития.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Психологические основы формирования лексической стороны речи в дошкольном детстве. Дидактические игры и лексические упражнения как средства развития словаря дошкольника. Особенности, содержание и методика развития словаря детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы как средства развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе.

Методическая разработка

Обогащение словарного запаса детей посредством организации дидактических игр

Скворцова Ольга Николаевна

Актуальность
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится в то время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность.
Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием непрерывной образовательной деятельности.
Общеизвестно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития речи детей, в том числе и для овладения словарем родного языка, поэтому так важно уделять внимание развитию речи ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрение роли дидактической игры в процессе словарной работы.
3. Подбор диагностической методики и выявление уровеня усвоения словаря детьми 2-ой младшей группы.
4. Проведение работы по развитию словаря с использованием дидактических игр.
5. Выявление эффективность проведенной работы.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Развивающая среда - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Каждый ребенок имеет самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Созданные развивающие зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
В группе выделены такие зоны как: зона сюжетно - ролевых игр, театрализованная зона, зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми, физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона, зона художественно-творческой деятельности детей.
Подбор игрушек осуществляется в соответствии с основной тематикой детской игры. Для детей младшего дошкольного возраста это игрушки, позволяющие развернуть игру в семью, магазин и т. д.
«Уголок книги» - это особо, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание.
Определение уровня освоения словаря детьми группы
Диагностика уровня сформированности активного словаря у детей 4-го года жизни.
"Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
Задание № 1 "Кукла".
1. Кто это? Как зовут куколку? Придумай ей имя.
1) именует в предложении: ("Я назову её Маша") - 3 балла
2) даёт имя только одним словом - 2 балла
3) никак не называет (говорит "кукла") - 1 балл
2.Назови, какая Маша?
1) именует два слова и более ("хорошая, добрая") - 3 балла
2) именует одно слово ("маленькая") - 2 балла
3) не именует свойства, признаки (говорит "куколка") - 1 балл
3. Что на Маше надето?
1) без помощи называет более 2-хвидов одежды ("в белом платье, жёлтых носочках и т.п.") - 3 балла
2) с поддержкой воспитателя: "Что это? Покажи". (Это - шапочка, это - курточка) - 2 балла
3) может показать предметы одежды, но не называет словом - 1 балл
4. Как именно возможно отметить одним словом? (называю предметы одежды: шапочка, пальто, и т.п.).
1) именует обобщающие слова ("одежда, наряд") - 3 балла
2) именует иные виды одежды (маечка, штаны, футболка и т.д.) - 2 балла
3) воспроизводит слова за педагогом (шапочка, пальто) - 1 балл
5.Что выполняет Маша? (выполняет движения: куколка садится, встаёт, поднимает руку, машет рукой)
1) ребёнок именует каждое действие - 3 балла
2) именует 2 действия ("встала, подняла руку") - 2 балла
3) именует один глагол ("стоит" или "сидит") - 1 балл
6. Что возможно сделать с куколкой?
1) более 2-х слов ("одевать на прогулку, петь колыбельную, умывать") - 3балла
2) именует два действия ("качать в кроватке", "кормить обедом") - 2балла
3) одно слово "играть" - 1 балл
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
Задание № 2 "Мяч".
1. Что это? Какой мячик? (дать подержать мячик).
1) 2 признака и более ("резиновый, красный") - 3 балла
2) именует только1 признак- 2 балла
3) не именует признаки, а иное слово "играть" - 1 балл
2. Что с ним можно делать?
1) именует больше 2-х слов (глаголов), ("бросать, катать")
- 3 балла
2) два глагола ("играть, крутить") - 2 балла
3) только одно слово ("играть") - 1 балл
3. Спрашиваю после совершенного действия. Бросаю малышу мячик и произношу:
- Что я сделала (кидаю мячик, кинула мячик).
- А ты что сделал? - Словил. - Теперь ты кидай. Что ты сделал? - Кинул.
- А я что сделала? - Словила.
1) именует все без исключения действия в необходимой форме - 3 балла
2) именует 2-3 действия верно - 2 балла
3) именует лишь один глагол - 1балл
Задание № 3.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку.
Критерии оценки ответов:
1 вариант ответа (полный) - 2 балла
2 вариант ответа (не полный) - 1 балла
3 вариант ответа (отсутствие ответа или повторение слова) - 0 баллов
Отвечая на вопросы 3-х заданий, ребенок суммарно дает 12 ответов, в результате чего можно определить уровень развития активного словаря.
Критерии определение уровня
Высокий уровень - 20 - 24 балла
Средний уровень - 19 - 12 баллов
Низкий - 11 баллов и менее
Практическая работа с детьми по развитию словаря
с использованием дидактических игр
Задачи:
1. Разработать комплекс мероприятий по развитию словаря детей четвертого года жизни на основе использования дидактических игр.
2. Апробировать разработанный комплекс в совместной деятельности воспитателя и детей.
3. Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом данных констатирующего эксперимента.
Были отобраны дидактические игры, нацеленные на активизацию словаря дошкольников. Выбор использованного материала для дидактических игр складывался за счёт задач словарной работы, с учётом активизации у детей глаголов и прилагательных.
В своей работе мы использовали дидактические игры для развития словаря дошкольников, разработанные А.К. Бондаренко и О. С. Ушаковой.
Комплекс дидактических игр:
Игры по теме "Игрушки":
"Чудесный мешочек"
"Найди игрушку"
"Чего не стало?"
Игры по теме "Одежда":
"Кукла Маша проснулась"
"Кукла Маша идёт на прогулку"
"Найди пару"
Игры по теме "Посуда":
"Кукла Маша обедает"
"Подбери посуду для куклы"
"Узнай посуду по описанию"
Тема " Одежда"
Дидактическая игра "Кукла Маша проснулась"
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: майка, трусики, футболка, колготки, юбка, пижама.
2. Игровая задача: Выбрать одежду и одеть куклу после сна.
3. Оборудование: Куклы. Одежда кукол.
4. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть и раздеть куклу, называет предметы одежды. Дети упражняются в одевании куклы.

Дидактическая игра "Найди пару"
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: красная, зеленая, синяя, юбка, платок, кофта.
2. Игровая задача: Найти предмет одежды, который назвал воспитатель.
3. Оборудование: Кукольная одежда разных цветов.
4. Ход игры: Воспитатель называет предмет одежды, нарисованный на его карточке (кофта синяя) и предлагает детям показать предмет.

Дидактическая игра: "Кукла Маша идёт на прогулку"
1. Дидактическая задача: Активизировать в речи детей существительные (названия предметов одежды) и прилагательные (тёплая, меховая, тонкая и т.д.)
2. Игровая задача: Подобрать правильно одежду и одеть куклу.
3. Оборудование: Кукла. Одежда для куклы.
4. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть куклу на прогулку осенью, зимой, весной, летом.
Тема "Игрушки"
Дидактическая игра "Чудесный мешочек"
(может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
1. Дидактические задачи: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
2. Игровая задача: На ощупь определить какая игрушка и описать её.
3. Оборудование: Мешочек, игрушки.
4. Ход игры: Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рассматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, частей, назначения, признаков.
Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.

Дидактическая игра: "Найди игрушку".
1. Дидактическая задача: развивать умение детей узнавать предметы характерным признакам; закреплять умения употреблять имена существительные, глаголы, прилагательные.
2. Игровая задача: Узнать игрушку по описанию.
3. Оборудование: Игрушки.
4. Ход игры: Воспитатель называет характерные признаки игрушки, а ребёнок должен узнать эту игрушку.

Дидактическая игра: "Чего не стало?".
1. Дидактическая задача: Упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.
2. Игровая задача: Отгадать, какую игрушку убрал воспитатель.
3. Оборудование: Игрушки.
4. Ход игры: На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с воспитателем рассматривают их, называют каждую игрушку. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают игрушку которой, которой нет на столе.

Тема "Посуда"
Дидактическая игра "Накроем стол к чаю".
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: хлебница, чашки, блюдца, чайные ложки.
2. Игровая задача: Накрыть стол к чаю для гостей.
3. Оборудование: Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
4. Ход игры: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
Дидактическая игра "Чего не стало?"
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: большая, маленькая (чашка), красное, синее (блюдце).
2. Игровая задача: Определить и назвать, какой посуды нет.
3. Оборудование. Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды.
4. Ход игры. Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.
Дидактическая игра "Подбери посуду для куклы"
1. Дидактические задачи: Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).
2. Игровая задача: Подобрать правильно посуду.
3. Оборудование: Куклы: повар, няня, девочка. Посуда для кукол.
4.Ход игры: Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне, и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.
Проверка эффективности проделанной работы
Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал.
Анализ результатов обследования состояния развития словаря показал, что после целенаправленной и систематической работы в группе возросло количество детей с высоким и среднем уровнем состояния словаря.
Сопоставляя итоги, можно сделать вывод, что дидактические игры оказывают воздействие на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста.
При сопоставлении очевидно, что лексикон дошкольников существенно повысился и обогатился. Дети больше начали применять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье

Логопедические игры

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей. . .

Сова летает, а заяц. . .

У коровы теленок, а у лошади. . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

«Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.

«Чудесный мешочек».

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

«Какой предмет?»

Цель - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное - платье, яблоко, знамя, …

Игры на развитие грамматического строя

«Приготовим сок»

Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один и много»

Взрослый называет один предмет – а ребенок много.

Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.

Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего не стало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

«Я внимательный»

Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.

Слушаем звуки.

Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов

«Перепутаница».

Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.

Помоги словам распутаться.

Слова: босака (собака),

ловосы (волосы),

лекосо (колесо),

посаги (сапоги) и пр.

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Будем искать слова».

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки».

« Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.), посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«В свободную минутку».

Подвижные игры.

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. . .».

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Учитель – логопед

Криль О.А.

МДОБУ № 44 рп. Чунский

Иркутской области

Изобрести новое нельзя, важно из множества источников выбрать, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.

Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка, как мы уже говорили, происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии.

Процесс усвоения ребенком слов происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).

Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий. Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами.

КОЛОБОК пришел научиться у вас .

Игра «Кому принадлежит фраза?»

Взрослый. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
– Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
– Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
– Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
– Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
– Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
– Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
– Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

Игра: “Игры с буквами”

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки.
Взрослый: наш колобок встретил в лесу всех персонажей своей сказки, назовите с какого звука начинаются их названия, каким заканчивается. (какие еще звуки слышите)
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его:
– проговаривать предложенные слова по звукам;
– придумывать слова, в которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.

Игра «Посылка» (для детей от четырех лет)
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета

Детям предлагается следующий речевой материал:

– Ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево

– Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая – корова

– Кабина, крылья, мотор, хвост – самолет

– рука, туловище, нога, волосы – человек.

«Путешествие»

«Давайте представим, что мы поедим в путешествие на корабле, а отправимся мы … например, в Индию.»

Что с собой возьмем? А возьмем мы предметы которые нам очень необходимы, на букву «К»! Первый начинает и говорит: «Берем компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.» Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «М».

Игра «Кто с какими буквами дружит»

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.

Например, у одного ребенка – слон, у второго – крокодил, у третьего – ёжик. Первый говорит: ” Мой слон дружит с буквой “Х”, потому, что у него есть хобот”.

Второй говорит: “А мой крокодил дружит с буквой “Р”, потому, что живет в реке.”

Третий говорит: “Мой ёжик дружит с буквой “И”, потому, что у него иголки. И т.д.

Сказка «Ярмарка слов»

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.

кому, кому иголки ? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.

нашлось много разных покупателей и на слово язык . За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.

слово нос шло на расхват . Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.

а вот слово шляпки ! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)

только у нас и только сейчас – ножки . За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.

После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.

Игра Угадайте, что за сказка? Рассказ сказки по первым слогам .

«Жи бы де и ба. По де ре. Вы ре бо. По де ре тя. Тя по тя, вы не мо.

По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook