Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед – полезные советы. Как выбраться из накатанной колеи и получить от жизни больше

Замерзание раскатанной каши из реагентов, снега и льда приводит к образованию колей. Ледяные выступы на дороге вносят серьезные изменения в стиль вождения, что нужно учитывать как при неспешном движении во дворах, так и при езде по трассе. Рассмотрим, чем опасна колейность, а также как в таких условиях вести автомобиль максимально безопасно.

Чем опасна колея

Главная опасность колейности на дорогах проявляется при проезде колеи под углом. В таких условиях на колеса оказывается различное сопротивление, что оборачивается мощным вращательным импульсом. Если скорость движения в такой момент была довольно высокой, автомобиль сразу же уйдет в занос, стремясь развернуться вокруг своей оси. Среагировать на резкое изменение поведения авто в таком случае трудно даже опытным водителям. При движении на больших скоростях по трассе адекватно среагировать и восстановить контроль над авто и вовсе крайне сложно. Ранее мы рассматривали, принимая уровень сцепления с дорогой как более-менее постоянную величину. Но в случае колейности дорожного полотна на поведение авто влияет не только положение рулевого колеса и работа педалями, но и изменяющийся коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием.

В качестве подтверждения наших слов приводим видео, где отчетливо видно, как автомобиль уходит в занос после попытки пересечь колею.

Летние условия

В условиях отсутствия снежного покрытия колейность на дороге возникает вследствие давления колес на асфальтобетонную смесь. К сожалению, качество конструктивных слоев, из которых состоит отечественная дорожная одежда, часто оставляет желать лучшего. Несмотря на то что в летний период колейность куда менее опасна для водителей, пренебрегать осторожностью не стоит. На больших скоростях пересечение колеи приведет к раскачке авто, как следствие, к разгрузке автомобиля и изменению баланса коэффициента сцепления колес с дорогой.

Наибольшую опасность колеи представляют во время дождя, так как углубления дорожной одежды заполняются водою. При попадании в такую зону на большой скорости колеса не успевают продавить водяной слой и коснуться твердого покрытия. Возникает эффект гидропланирования, при котором контролировать вектор движения авто чрезвычайно сложно, так как угадать направление уводя в дождливую погоду практически невозможно.

Колея зимой

С колейностью в условиях ледяной или заснеженной дороги сможет справиться даже начинающий водитель. Всего лишь необходимо придерживаться простых правил:

Как выехать из колеи на дороге

Как поступить, если необходимо выбраться из колеи? Для выезда применяется техника раскачки:

  • снизьте скорость до 10-15 км/час. На большей скорости осуществить маневр правильно намного сложнее, к тому же возрастает риск раскрестить автомобиль поперек дорожного полотна (положение, когда колеса находятся в желобах колеи по диагонали);
  • направьте руль в сторону, противоположную к предполагаемому месту выезду из колеи, одновременно немного нажав на газ;
  • как только автомобиль немного заскочит на стенку желоба, отпустите газ и быстрым движением направьте автомобиль в сторону выезда;
  • полученный импульс позволит носовой части автомобиля выехать из колеи, после чего вам остается только выровнять машину.

В момент выезда не стоит перебарщивать с газом, так как из-за проскальзывания колеса потеряют сцепление с дорожным покрытием и свалятся опять в колею.

В качестве альтернативного варианта преодоления колейности можно использовать подкоп. Суть в том, чтобы лопатой зарезать ледяную кромку желоба, что позволит колесу получить зацеп, необходимый для выезда. Если вы чувствуете, что переборщили со скоростью и вас начинает разворачивать поперек дороги, отпустите педаль газа и выверните руль в сторону заноса. При этом важно поймать момент, когда авто практически выровняется, чтобы не спровоцировать импульсный занос в обратную сторону.

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:


Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед, продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Езда в гололед

Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:


Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

  • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
  • Зеркала и стекла очищены от наледи;
  • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
  • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется

Часто проезжая по зимним улицам, можно видеть автомобилистов, пытающихся вытащить застрявший в колее автомобиль. Бывает, что попытки водителя справиться с этой проблемой безуспешны. Иногда, из-за неправильных действий водителя, автомобиль может увязнуть в колее еще глубже и в этом случае уже без посторонней помощи не обойтись. Но что же делать, поблизости никого нет?

Если снег тверд и достаточно укатан, а колея не очень глубока, но все - таки достаточно широка для движения застрявшего автомобиля, может помочь, если автомобилист, просто газуя, будет пытаться выбраться из колеи. Но, как правило, автомобиль попадает именно в те места, откуда выбраться бывает очень сложно.

Наконец поняв сложность ситуации, водитель просто рефлекторно начинает крутить рулевое колесо из одной стороны в другую, надеясь, что эти действия могут помочь. Но этими действиями они только ухудшают и без того уже сложное положение т.к. колея будет становиться все глубже и глубже.

Только в случае, если колоса Вашего автомобиля будут стоять прямо, Вы сможете успешно выбраться из колеи. Не имеет смысла и постоянно газовать. Уж если автомобиль не справился с препятствием с первого раза, колеса будут только буксовать, а колея углубляться и автомобиль не сдвинется с места.

Попав в такую ситуацию надо начать раскачивать авто. Делайте это медленно, пытайтесь передвигаться плавно вперед и плавно назад. При помощи этих действий разгон автомобиля сможет постепенно увеличиться. И возможно скоро водитель сможет продолжить дальнейший путь.

Но если данные процедуры не привели к желаемому результату, будет хорошим решением запастись мешком песка или гранитной крошки, которую подсыпают для уменьшения скольжения коле автомобиля.

Гранитную крошку хорошо использовать в случае, если холодная погода сохранялась в течение долгого времени и колея обледенела слишком сильно. В такой ситуации, если Вы и имеете лопату - это не поможет. Для сколки льда понадобиться лом. Но Вы можете просто воспользоваться гранитной крошкой, которая увеличит сцепление шин с поверхностью дороги и Ваш шанс выехать из колеи самостоятельно.

В автомагазинах можно приобрести специальные пластины, которые необходимо подкладывать под колеса автомобиля для уменьшения скольжения. Как правило, эти пластины являются лучшим решением проблемы снежных препятствий. Ими обычно пользуются опытные водители, избавляя себя от необходимости возить постоянно мешок с песком.

Может быть Ваш авто ни разу не увязнет в снегу, но с большой вероятностью можно сказать, что Вы встретите на дороге неопытного водителя, которому может понадобиться помощь чтобы выбраться из колеи. Старайтесь помочь другим людям, если у Вас есть такая возможность.

Сегодня мы расскажем, как выбраться из колеи, пока в ней окончательно не застрял. Также затронем тему извлечения из колеи различными средствами, если всё-таки в ней застрял.

Чем плоха колея? Движение по колее таит в себе некоторые угрозы: там, где колея станет глубже, есть возможность «сесть на мосты». На болотистом участке в колее чаще всего будет сорван верхний дёрн и почва размешана до состояния каши, поэтому всегда лучше и надёжнее двигаться по «свежаку», т.е. нетронутому дёрну. Если же свежего уже нет или он ведёт не туда, куда надо, то остается правильно штурмовать колею.

Движение вразрез колеи

Основным способом движения по колеистой местности является так называемое движение «вразрез» колеи. Это означает, что одно колесо справа или слева от основной колеи, второе между основными колеями. Этот способ пригоден практически везде, где нет возможности двигаться вообще сбоку от колеи.

Движение вразрез колеи

Если колея образована в болотистой местности, то обязательно надо держаться вразрез или ещё лучше сбоку от колеи на нетронутом дёрне. Если у вас грязевая резина или экстремальная, то есть шанс пройти по дёрну, не сорвав его, сильно стравив давление до 0,2­–0,3 атмосферы. После преодоления такого участка давление надо поднять до 0,7–0,8. Если же резина «шоссейная» и/или очень низкое давление сделать затруднительно, то остаётся метод «тапка в пол» , то есть «ходом», и преодолевать участок с полного размаха, тем более что чаще всего такой болотистый участок довольной ровный и не таит в себе неприятных «перегибов» местности, а также довольно мягок из-за обилия влаги, что позволит агрегатам машины оставаться неуязвимыми.ф


Если упал в колею — то сразу полный газ!

Если упал в колею, то сразу - полный газ. В случае движения «вразрез» есть один неприятный момент – это возможность всё-таки свалиться в колею во время движения. Чтобы этого не случилось, надо выбирать невысокий темп езды, но и не останавливаться, так как в случае резкого торможения в месте, где край колеи имеет «плавные спуски» в колею, машина под собственным весом и по инерции, сползёт в колею. Если падение в колею проходит во время движения, есть высокий шанс проскочить колеистый участок, сильно дав газу, пока у машины есть инерция движения вперед. То есть, если вы чувствуете, что машину сносит в колею – ускоряйтесь. Тогда есть шанс проскочить. Если упасть в колею и остановиться, то колея может уже и не отпустить без «танцев с бубном». Конечно, всегда стоит здраво оценивать возможности автомобиля и сложность преодолеваемого препятствия. Не стоит залетать ходом в явно очень глубокую колею. Постарайтесь на стадии разведки понять, где автомобиль пройдёт вразрез, где начнёт падать в колею, и заведомо поработать над этими местами положив туда веток, и прикопав их землёй.


Метод «тапок в пол»

Выход с помощью лопаты

Если вы оказались в плену колеи, но машина ещё сохраняет ход на ограниченное растояние, а колея углубляется, то правильным решением будет выйти из колеи и снова встать «вразрез». Проще всего – это сдать назад, и где колея минимальна, выехать из неё. Часто путь назад невозможен или затруднён, поэтому нужно что-нибудь, чтобы выйти вбок из колеи. Боковых грунтозацепов протектора резины, даже экстремального грязевого, зачастую может не хватить, поэтому необходима помощь лопаты. Лопатой делаем два боковых выезда перед автомобилем, параллельно на каждой из колей, а также делаем третий на «внешней» колее, то есть в противоположной стороне, куда собираемся выезжать. Третий делается в полуметре от первого вперёд по ходу для заднего колеса, так как нам надо оба моста поставить вразрез колеи, а при выезде заднего моста и повернутой машине под углом в колее колёса будут находиться на разном расстоянии.


Лопатой делаем два боковых выезда из колеи

Выезды должны быть глубокими, как и сама колея, постепенно уменьшаясь. Грунт лучше класть после места выезда, дабы избежать соскальзывания колёс дальше по колее. Соответственно, по этим выездам машина может сама забраться и выехать из колеи. Проще осуществить выезд с «помощью зала», то есть своего экипажа – они должны толкать машину в крыло, чтобы придать боковой момент. Как правило, этого достаточно.


Выезд с посторонней помощью

С помощью джека

Этим способом в основном пользуются владельцы подготовленных внедорожников. Если колея вас всё-таки заковала, но вы хорошо подготовились к трофи-приключениям и у вас или ваших коллег по бездорожью есть реечный домкрат хайджек, то можно им воспользоваться для извлечения машины из колеи. Если у вас пластиковые бамперы или имеются другие причины для невозможности установки под них домкрата, то, воспользовавшись дополнительным приспособлением для джека – lift-mate, можно приподнять каждое колесо машины и подложить под колёса сэнд-траки, небольшие деревяшки или что-то аналогичное. Также можно немного подкопать центральную часть колеи, чтобы освободились мосты и машина получила возможность передвигаться. ()


Этим способом обычно пользуются владельцы подготовленных внедорожников

Джеком выбросить из колеи

Если бампер железный и позволяет подставить под него хайджек, то извлечение из колеи можно упростить. Для этого сначала переднюю часть поднимают джеком на 1–1,5 чтобы колёса вышли полностью из колеи и поднялись на 10–15 см. При подъёме машина потеряет устойчивость и её должны поддерживать с обеих сторон ваши соратники по бездорожью, удерживая машину в устойчивом положении. После вывешивания помощники со стороны, куда вы собираетесь «выбросить» машину, должны перейти на другую сторону и толкнуть машину вбок. Таким образом машина, сместившить на 15–20 см, окажется вне колеи. Аналогичную процедуру проделываем с задней стороны машины и продолжаем движение. При работе с хай-джеком соблюдайте технику безопасности! (Вместо джека можно ).


Подняв автомобиль, он сместится в сторону от колеи

Джеком поднять и поехать

Есть ещё один приём использования хайджека при «посадке» в колею. Если очевидно, что машина «сидит» только на одном мосту, то можно под соответствующий бампер поставить хайджек, приподнять машину и, соответственно, застрявший мост над колеёй и… поехать! Если домкрат спереди, то вперёд, если сзади – назад. В ряде случаев это успешно удаётся и машина высвобождается. Хотя это самый сомнительный способ, который может привести к повреждению машины!


По колее можно ехать и на лебедке. Но это будет очень долго и тяжело

С помощью своей лебёдки

Для машин, оборудованных лебёдкой, можно посоветовать воспользоваться лебёдкой, однако обращаю внимание, что если ехать на лебёдке по колее, то этот процесс может затянуться, если колея не меняет свою глубину и не становится глубже. Поэтому я рекомендую выбираться из колеи. Для этого выбираем крепкое дерево сбоку под углом 40–50 градусов и, вывернув колёса в эту сторону, немного подгазовывая, но без пробуксовки, практически на лебёдке покидаем колею. Помощь лопаты, даже в малых размерах, в этом случае тоже будет весьма полезна. При таком сильно боковом лебежении внимательно контролируйте намотку троса на одну сторону, чтобы вовремя перемотать лебёдку. Если у вас подготовленный внедорожник, большие колёса, но колея ещё глубже и надо из неё выбираться, то нередки случаи, когда во избежание повреждения автомобиля или разборта стоит немного приподнять его хайджеком, заодно облегчив нагрузку на лебёдку. При вытаскивании из колеи будет очень полезным использовать .

С помощью чужой лебёдки

Выбраться из колеи можно также и с помощью лебёдки, установленной на другой машине, которая вместе с вами оказалась на бездорожье. Для этого по описанному выше сценарию производим всё то же самое, только для крепления к дереву нам потребуется ещё блок и корозащитная стропа. Если буксирующий автомобиль будет тянуть к застрявшему, просто заякорите его за дерево либо второй автомобиль. Обращайте внимание на колёса. Помните, подкопать всегда быстрее, чем забортировать резину на автомобиле, раскорячившемся поперёк колеи. Также, если нет дерева, или не за что лебедиться, то есть смысл заранее взять с собой .

С помощью «соседа» на тросе

Если указанных выше приспособлений ни у вас, ни у, возможно, вас сопровождающих машин нет, но есть трос, то придётся вас просто дёргать. Используйте для этого рывковый трос (), так как он позволит вашей и дёргающей вас машинам испытывать наименьшие нагрузки при этой процедуре.

Дёргать впёред или назад?

Чаще всего выдёргивание производится вперед, ведь в подавляющем большинстве ситуаций надо именно вперёд по маршруту. Однако дёргать всегда проще назад, так как именно с задней части колеи меньше всего преград, так как колея «подшлифована» выступающими деталями машины снизу, а перед машиной такой «шлифовки» нет, поэтому впереди заведомо сложнее препятствия. При наличии льда ситуация может сложиться иначе, если вы провалились уже будучи на льду, то выбраться вперёд может оказаться проще. В общем, надо оценить обстановку и выбрать более удобное направление для победы.

Много есть способов выбраться из колеи, можно даже несколько человек попросить дёрнуть за трос, и это даст свой эффект, но большинство из них требует специальных приспособлений. Лопата же остаётся самым простым и надёжным из них. Удачи вам на бездорожье

(Visited 429 times, 1 visits today)


С приходом зимы для автомобилистов многое меняется, точнее усложняется. Дороги покрыты снегом, льдом, реагентами, так что удержать машину от заноса и не забуксовать довольно сложно. Автоинструкторы расскажут, как правильно ездить по снежной колее.

Опасная колея

Езда зимой значительно отличается от езды летом. Именно поэтому многие предпочитают проходить обучение вождению зимой, чтобы поднабраться больше опыта.

Особенно страшно, когда автомобиль попадет в колею. Выехать из нее не просто. Для начала разберем причины, почему ездить по снежной колее сложно и опасно .

  • У колеи фиксированная ширина, а вот ширина между колесами у машин разная. Попадая в колею, автомобиль начинает «таскать» по колее.
  • Колея не может быть идеально ровной, то есть у нее есть свои расширения, сужения и повороты. Если вы хоть раз попадали в снежную колею, то знаете, каково это: машина ведет себя так, как будто вы туда-сюда крутите рулем, причем довольно быстро и резко. Думаем, о последствиях рассказывать не стоит…
  • Бывает так, что одна пара колес попала в колею, а вторая едет по ровной дороге . Здесь возникает ситуация, похожая на занос.

Правила колеи

Вот несколько советов, как лучше себя вести, если вы попали в снежную колею.

  1. Самое важное — скорость! Выбирайте скоростной режим, когда машина получит минимальную раскачку. Авто должен адекватно реагировать на все повороты руля.
  2. Плавность! При обгонах или перестроении на колейной дороге не делайте никаких резких движений. Выезжать из колеи или просто ездить по снежной каше нужно под острым углом, причем относительно направления движения. Не забывайте о скорости и руль крутите медленно. Максимальная (точнее рекомендуемая) скорость должна быть не более 60 км/ч.
  3. При выезде из колеи делайте максимум два-три движения руля, не больше. Но эти движения должны быть слитными и быстрыми. В противном случае автомобиль будет сильно раскачиваться, и это только усугубит ситуацию .
  4. Если на вашей машине стоит жесткая внедорожная резина или низкопрофильная спортивная, то будьте осторожны вдвойне! На такой резине автомобиль реагирует на колею хуже остальных.

Как ездить зимой?

Если ваша машина буксует на ледяной дороге, то попробуйте тронуться с места на второй передаче. В этом случае снижается крутящий момент, который прикладывается к колесам. Как результат, пробуксовка колес снижается.

Такой прием легче делать на механической коробке передач. В случае с АКПП включайте режим «гололед», если таковой имеется.

Оставляя машину при сильном снегопаде на стоянке, советуем несколько раз проехать в сторону выезда. Так вы утрамбуете снег, и выехать будет проще. Передние колеса лучше поставить прямо.

Если вы все же забуксовали, то поставьте передние колеса под углом и попробуйте выехать из колеи.

Не помогает? Тогда на помощь придет лопата. Она обязательно должна быть в багажнике, если вы ездите зимой. Откапайте немного край колеи, это поможет вам выехать. Можно насыпать в колею песок, камни, положить коврики или ветки.

А вот водителям , чьи автомобили оснащены антипробуксовочной системой, повезло. Такая система сначала определяет пробуксовку, а затем распределяет нагрузку на все четыре колеса. Этим обеспечивается максимальное сцепление протектора с дорогой.

Помните, из-за колеи случаются страшные аварии, поэтому не стоит спешить. Главное, разумно подойти к ситуации и думать холодной головой.

Видео том, как ездить по снежной колее:

Спокойно вам и уверенной езды!

Изображение взято с сайта victorborisov.livejournal.com

Понравилось? Лайкни нас на Facebook