Пользование автоматической коробкой передач. Режимы работы акпп. Можно ли буксовать на акпп

Все больше автомобилей с автоматическими коробками передач появляется на отечественных дорогах. В европейских странах уже произошел значительный перекос в сторону трансмиссий с АКПП. Это связано с усовершенствованием технологий производства таких агрегатов и развитой сетью сервисных центров.

Однако, если же на борту автомобиля уже имеется коробка автомат, как пользоваться ее правильно? Стоит первоначально хотя бы недолго ознакомиться с принципом ее работы. Ведь она имеет существенные особенности в эксплуатации при сравнении с механическим агрегатом.

В отличие от «механики», в которой рычагом-переключателем водитель самостоятельно устанавливает в редукторе передаточное отношение, «автомат» делает это без участия водителя. Рычаг при этом служит для выбора именно режима эксплуатации, а не ступени.

Есть несколько ставших уже классическими базовых режимов. Они подбираются переключением рычага выбора диапазонов (РВД). Текущий рабочий режим, который на данный момент включен, обозначен на панели приборов, что позволяет водителю быстро получить информацию о нем. Перед тем как пользоваться АКПП, стоит ознакомиться с режимами поближе.

«P» – паркинг. Во время этого положения РВД должны быть отключены все элементы управления. Целесообразно включать такой режим при длительной остановке транспортного средства. С него также начинается «включение зажигания», прежде чем тронуться для дальнейшей поездки.

Нужно знать, чтобы включить паркинг, понадобится полностью остановиться и на максимум поднять ручку тормоза.

«N» – нейтральная передача. Данный режим отключает передачу крутящего момента на колеса от силовой установки. Фактически мотор работает на «холостых оборотах» так же как и при включении «нейтралки» в автомобилях с МКПП. Пользоваться автоматической коробкой передач в таком положении рекомендуется для непродолжительных стоянок, например, во время ожидания на ж/д переездах или при стоянии в длинных автомобильных пробках. Во время буксирования на небольшое расстояние также специалисты рекомендуют устанавливать рычаг в эту позицию. Допускается включение зажигания в данном положении.

«R» – задний ход. Позиция РВД возле этого значка означает то, что при нажатии на педаль акселератора авто поедет назад.

Нужно знать, что в режим реверса «R» можно переходить после абсолютной остановки автомобиля, а также для его правильного включения потребуется полностью выжать педаль тормоза.

«D» – движение. Такая позиция ручки РВД позволяет автомобилю, после нажатия водителем педали газа, двигаться вперед. в таком положении не нужно, так как все переключения между ступенями осуществляются без участия человека.

В качестве дополнительных удобств по время движения в особых условиях на современных автоматических коробках передач конструкторы предусматривают несколько дополнительных фиксированных положений. Они обычно располагаются после «D» и имеют цифровые индексы от 1 до 3, а также режим «OD». Разберемся, как правильно водить машину на автомате с такими значками возле РВД.

«D3» – происходит в пределах первых трех передач. После торможения в таком режиме автомобиль эффективнее сбрасывает скорость, чем во время применения классического режима драйв «D». На него переходят в тех ситуациях, когда обычное движение приходится сопровождать частыми нажатиями на тормоз, например, при езде по грунтовкам или в городских условиях с частыми светофорами и перекрестками.

«D2» – «автомат» функционирует в интервале двух передач. Часто это положение рычага создает комфортную эксплуатацию при движении со скоростью менее 50 км/ч. Водителям рекомендуют на нем ездить по лесным дорогам, горному серпантину, на заснеженном дорожном покрытии, когда востребована небольшая скорость перемещения.

«D1» – трансмиссия блокируется на первой передаче. Этот вариант можно использовать исключительно в том случае, если автомобиль не будет эксплуатироваться на скорости выше 25 км/ч.

Нужно знать, что большой скоростной режим при включенной позиции рычага на «D1» способен привести автомобиль к заносу.

Состояние «D1» можно применять в таких же случаях, когда и применяются понижающие передачи в МКПП для торможения двигателем. Для таких же ситуация допускается и «D2».

«OD» – повышенная передача. Данное положение рычага используется для движения по скоростным магистралям. Оно осуществляет блокировку трансмиссии на максимально высокой ступени (пятой или четвертой). Включать эту позицию нужно только при достижении автомобилем скоростных режимов выше 80-100 км/ч. Благодаря ей можно существенно сэкономить расход топлива.

Нужно знать, что переключение между этими дополнительными режимами допускается во время движения транспортного средства.

Вспомогательные режимы

В современных автомобилях используются вспомогательные режимы для автоматической коробки передач. Чаще всего их переключение осуществляется с помощью дополнительного вращателя на панели приборов или ближе к РВД, фиксирующегося в одной из заданных позиций.

«N» – режим нормального движения. Применяется для обычного неэкстремального управления.

«E» – экономичный режим. Используется для плавного переключения передач и во время движения.

«S» – режим «спорт». Во время движения на этом режиме автоматикой используются максимальные мощностные характеристики автомобиля. Благодаря такой эксплуатации осуществляются более быстрые переключения между ступенями, ускоряется разгон. Расходные топливные характеристики значительно повышаются.

«W» – зимний режим эксплуатации востребован во время старта на скользкой дороге. Начало движения происходит обычно со второй передачи.

Нужно также уточнить, что владельцам АКПП, пересевшим с «механики» предлагаются комплектации трансмиссии с возможностью самостоятельного ручного режима переключения передач. Эта функция впервые появилась на автомобилях компании Porsche и получила обозначение «типтроник».

Впоследствии данное название подхватили автовладельцы, и оно стало нарицательным для всех подобных узлов. Для самостоятельного переключения рычаг переводится в зону, ограниченную «+» и «-». Также могут применяться подрулевые лепестки.

Эксплуатация авто с АКПП

Перед началом движение выжимаем тормоз до упора. Далее нужно переместить рычаг с установленной «нейтрали» или «паркинга» в зону «Движение вперед» или «Движение назад» и опустить ручник. Тормоз плавно отпускается правой ногой, а машина плавно начинает ехать. Разгонять автомобиль нужно с плавным нажатием правой ногой на педаль акселератора.

Нужно знать, что в управление педалями автомобиля с АКПП участвует исключительно правая нога, а левая стоит на зарезервированном для нее месте.

Чтобы автомобиль постепенно сбавлял скорость, водитель должен медленно поднимать стопу, возвращая педаль в верхнее положение. Во время этого процесса в коробке передач будет происходить переключение ступеней на понижение. Ускорить процесс можно с помощью нажатия на педаль тормоза.

Повторно тронуться с места можно также без дополнительных переключений ручки, лишь с помощью нажатия на педаль газа. Получается, достаточно включить режим «D», а скорость регулировать обеими педалями.

Важно! При движении на автомобиле с АКПП необходимо избегать резких перепадов скорости, потому что такая эксплуатация вызывает существенный износ коробки передач.

Неправильное использование «автомата» разбалансирует работу фрикционов, увеличивая расстояние между дисками. Это приводит к тому, что авто начинает дергаться во время переключения ступеней.

Эксплуатация АКПП в зимний период

Наиболее проблемным временем эксплуатации «автомата» считается период с заледенелым и заснеженным дорожным покрытием. Это происходит по нескольким причинам:

  • пробуксовка во время начала движения по скользкому покрытию, если авто застряло;
  • минусовая температура негативно сказывается на работе и ресурсе АКПП.

Снизить отрицательное влияние на работоспособность удастся, если придерживаться некоторых правил.

Проводится визуальный контроль масла ATF. При наличии существенного потемнения либо металлических вкраплений в жидкости стоит обязательно провести его замену. Когда пробег автомобиля на одном ATF достигает 30 тыс. км, то его также нужно заменить.

Во время отрицательных температур и, особенно, открытого хранения автомобиля потребуется прогреть мотор перед началом движения.

Нужно знать, что в рабочий температурный режим автомобиль с коробкой АКПП выходит через 5-8 минут при температуре окружающей среды -20 С.

Если в авто имеются дополнительные режимы «D1», «D2» или «D3», то движение зимой лучше начинать с «D1», вдавливая педаль на треть или половину хода, а метров через 100 повышать передачи.

При наличии вспомогательных зимних режимов типа «SNOW», «*», «W», «WINTER», «HOLD» стоит активировать именно их с помощью допвращателя или кнопок.

Застрявший автомобиль необходимо вывозить из сугробов собственными силами с помощью пониженных режимов. Если таковых нет, то не нужно долго злоупотреблять «методом раскачки».

Скользкая дорога приводит к заносам автомобилей. Для поддержания управляемости автомобилем нельзя отпускать педаль акселератора, это касается переднеприводных авто. Для входа в повороты потребуется переключаться на пониженные ступени, чтобы не сбрасывать обороты и мощность.

Нежелательные действия

Не стоит перегружать автомобиль с АКПП, если он еще не хорошо прогрет. Это касается и теплого времени года, во время начала движения нужно соблюдать умеренный скоростной режим без рывков и резких перепадов скорости.

«Автомат» не любит бездорожье и возможные пробуксовки. Также не стоит устанавливать прицепы на автомобили с АКПП, чтобы снизить износ узла. Не желательно заводить машину, толкая, при севшем аккумуляторе.

Автоматическая коробка передач — хороший вариант для начинающих водителей, которые только учатся вождению авто. При управлении машины с АКПП, автомобилисту не надо следить за переключением скоростей при езде в разных режимах. Предлагаем подробно ознакомиться с пунктами инструкции коробки автомат и узнать, что нельзя делать при использовании АКПП.

[ Скрыть ]

Режимы работы автоматических трансмиссий

Чтобы правильно пользоваться коробкой автомат, для начала предлагаем разобраться с предназначением основных режимов работы агрегата.

Основные функции

Какие функции есть во всех автоматических трансмиссиях:

  1. Режим P или паркинг. При активации этого положения трансмиссия выполняет блокировку ходовой части машины, независимо от того, какой привод на ней установлен — передний или задний. В результате сдвинуть с места транспортное средство не выйдет, все передачи при активации режима P отключаются. Нельзя включать это положение, если автомобиль еще в движении и полностью не остановился.
  2. Режим R. Эта функция предназначена для обеспечения движения задним ходом на машине. Ее активация допускается после полной остановки транспортного средства.
  3. Нейтральная передача N. При наличии неисправностей в работе АКПП или силового агрегата, когда заводить двигатель не получается, режим N позволит передвигать машину вперед и назад на небольшие расстояния. В отличие от механических трансмиссий, нейтральный режим на автомате имеет определенные особенности работы. Не допускается его включение в пробках, его активация возможна в экстренных случаях.
  4. Режим D или Драйв. Предназначен для обеспечения движения машины вперед. В автоматических трансмиссиях этот режим обладает блокировкой от случайной активации. Если надо переключиться с функции Drive, это можно сделать, только если водитель нажмет на педаль тормоза.
  5. Функция «4-3-2-L». Относится к категории специальных режимов, использующихся для эксплуатации транспортного средства в разных условиях. В каждом из этих положений может применяться определенное число скоростей. К примеру, в режиме 3 задействовано три передачи, а в положении L работает только одна скорость. Благодаря этой функции автоматическая трансмиссия не перегревает силовой агрегат. Первые три функции оптимально использовать при движении в гору.

Из ролика канала Открытая студия Кострома вы можете узнать об эксплуатации машины с автоматической коробкой передач.

Режим «Типтроник»

Одной из особенностей современных автоматических коробок является наличие функции Типтроник. Этот тип КПП относится к автоматам, поддерживающим режим ручного управления коробкой передач. Благодаря его наличию водитель может контролировать процесс передвижения в тяжелых условиях. Если вы устали от управления автоматической коробкой, можно перейти на ручное управление. На КПП в салоне авто, помимо традиционных режимов, вы увидите специальную выемку с символами «+» и «-». «+» — повышение передачи, с первой и выше, а «-» — понижение.

Спортивные режимы

В трансмиссиях некоторых моделей авто имеется функция спортивного режима — Sport либо Kickdown. Активация этого положения позволяет раскрутить обороты силового агрегата и искусственным образом переключиться на пониженную передачу. При необходимости спортивные режимы позволяют достичь резкого ускорения, к примеру, когда надо выполнить обгон на трассе. При включении этого положения используется максимальная мощность мотора, но данная функция в целом неэкономичная для постоянного использования.

Другие режимы

В зависимости от производителя авто, АКПП может иметь и другие режимы эксплуатации:

  1. D3 или S — пониженная скорость. Неплохой вариант для эксплуатации транспортного средства при движении в гору. Благодаря активации этого положения водитель может более эффективно тормозить машиной и контролировать ее.
  2. D2. Обычно это аналог положения L или 2. Также представляет собой функцию пониженной скорости для движения по спускам или подъемам. Его использование актуально при передвижении по песку, гололеду либо при езде в трудных условиях.
  3. Экономичный — E. Его активация позволяет экономично использовать мощность двигателя, чтобы снизить расход горючего.
  4. Зимний режим. Он может отмечаться как «Snow», «W», «HOLD», «Winter». При активации этого положения включается щадящий режим езды на заснеженной местности, к примеру, при езде по гололеду или грязи. В большинстве транспортных средств это положение имеет ограничения в регулярном использовании, связанные с увеличенной нагрузкой на механизмы и узла трансмиссии. Из-за перегрева его использование не допускается в теплое время года при езде по сухому асфальту.

Как правильно пользоваться коробкой автомат

Чтобы не допустить проблем в эксплуатации АКПП, нужно научиться правильно эксплуатировать и учитывать правила пользования и вождения.

Как начать движение:

  1. Педаль тормоза утапливается в пол. Рычаг коробки передач из положения паркинга или нейтрали переключается в D — драйв.
  2. Машина снимается со стояночного тормоза.
  3. Педаль тормоза плавно отпускается и в результате авто начинает плавно ехать вперед.
  4. Чтобы увеличить скорость передвижения, водитель жмет на педаль газа. Чем сильнее он нажимает, тем больше увеличивается скорость. Чтобы сбросить ее, надо просто отпустить педаль газа. АКПП в автоматическом режиме начнет снижать скорость передвижения.
  5. Если надо быстро замедлиться либо остановиться, водитель жмет на педаль тормоза. При необходимости дальнейшего движения достаточно нажать на газ.
  6. Учтите, что при такой эксплуатации АКПП должна всегда работать в положении D. Отключение этого режима возможно для длительной остановки.

Особенности управления трансмиссией:

  1. Автоматические агрегаты не должны использоваться на холодную при высоких нагрузках. Если на улице лето, после стоянки машину все равно надо прогреть, проехав несколько км на пониженной скорости и не выполняя ускорений и других маневров. Учтите, что трансмиссии требуется больше времени, чтобы нагреться, чем мотору машины. Чтобы смазочный материал в системе АКПП нагрелся быстрее, рекомендуется включить все положения на рычаге. Либо перед началом езды включить зимний режим, если он поддерживается автоматом вашего авто.
  2. Придерживайтесь езды по ровным дорогам. Большинство современных машин негативно относятся к передвижению по неровному покрытию, если речь не идет об автомобиле, специально предназначенном для таких дорог.
  3. Жать на тормоз и начинать движение после стоянки надо плавно. Такие условия эксплуатации приводят к увеличению расстояния между фрикционами автоматической трансмиссии. В результате появятся рывки, когда вы будете переключать скорости. Эксплуатация авто станет менее комфортной. При резком старте уплотнители начинают тереться о барабан, что приводит к их быстрому износу. Изнашиваются канавки и стопорные кольца, в результате чего в системе появляются продукты износа в виде металлической стружки. В итоге при переключении селектора будет появляться треск и хруст. При высоких нагрузках быстро ломаются подшипниковые элементы.

Особенности использования зимой

Не менее важна для агрегата правильная эксплуатация трансмиссии в зимнее время года. Если не учитывать основные требования, в работе АКПП возникнут проблемы, которые приведут к неполадкам.

Канал Автотема ТВ рассказал о том, как правильно ездить и использовать АКПП в зимнее время года.

Что учесть при эксплуатации машины с автоматом в холодное время года:

  1. Если надо войти в поворот, а на дорогах гололед, маневр выполняется на пониженной скорости. Либо жмите на тормоз перед поворотом, либо включайте низкую передачу на Типтронике, если речь идет о ручном управлении.
  2. В холодное время года перед началом движения надо прогреть машину до рабочей температуры. Важно, чтобы успел нагреться антифриз, который охлаждает трансмиссию, а также масло в коробке. Когда смазочное вещество прогреется, оно станет вязким, это позволит ему циркулировать по всем магистралям системы.
  3. Если водителю надо срочно ехать, рекомендуется прогреть агрегат как минимум до 40 градусов. До того как двигатель машины не прогреется до рабочей температуры, желательно не превышать скорость езды более 40 км/ч, обороты двигателя должны быть не более двух тысяч в минуту. Избегайте очень резких ускорений.
  4. Когда двигатель будет запущен и прогрет до нужной температуры, несколько раз переместите селектор управления коробкой передач во все режимы. В каждом положении надо задержаться на несколько секунд. Это обеспечит циркуляцию расходного материала по магистралям трансмиссионной системы. Водителю при этом надо жать на тормоз.
  5. При низких отрицательных температурах первое время до прогрева ДВС надо ехать в щадящем режиме. Это предотвратит быстрый износ компонентов АКПП.
  6. Если завести мотор не получается, нельзя пробовать сделать это с помощью буксира. Автоматические коробки передач не терпят буксировки ни зимой, ни в теплое время года.

Пробки

Остановимся на том, как переключать скорости на светофоре и управлять машиной в условиях пробок. При попадании в пробку рекомендуется дать автоматической коробке передач немного отдохнуть. Это позволит снизить нагрузку на узлы агрегата и обеспечить его более экономную работу. Если селектор АКПП переведен в положение D, то при нажатом тормозе двигатель будет пытаться толкнуть остановленное авто. Включается нейтральное положение, педаль тормоза не отпускается.

Если стоять в пробке предстоит долго, производится активация режима паркинга.

Трансмиссия выполнит блокировку колес и даст отдохнуть ногам водителя.

Подрулевые переключатели

Использование подрулевых переключателей актуально на Типтронике. Правила эксплуатации агрегата в целом идентичные. Селектор коробки передач можно перевести в режим «+» либо «-» для увеличения или понижения скорости. На рулевом колесе имеются аналогичные переключатели с такими же символами. Чтобы повысить скорость, во время движения нажмите на «+», а чтобы сбросить — на «-». Использование подрулевых переключателей актуально в условиях динамичной езды. Благодаря им водитель может изменять интенсивность ускорения и увеличивать обороты силового агрегата.

Канал «Учимся водить. Фан канал Главной дороги» рассказал о нюансах эксплуатации автоматических КПП.

Как не следует пользоваться АКПП

Чтобы не допустить выхода из строя трансмиссии, нужно подробно изучить инструкцию коробки автомат и учитывать следующие правила:

  1. Буксировка машины с АКПП не допускается. На классических трансмиссиях отсутствует жесткая связь колес машины с силовым агрегатом, поэтому завести мотор буксировкой в принципе не получится.
  2. При езде на высокой скорости, пытаясь переключить рычаг АКПП, следите за передачами. Если вы едите быстро и случайно переключитесь на первую или вторую скорость, то машина резко затормозит, произойдет рывок. Это чревато серьезным заносом и аварией.
  3. Во время езды переключение положений селектора АКПП не допускается. Если включен режим Драйв, то переводить рычаг в положение нейтральной передачи или парковки нельзя, это приведет к поломке агрегата.
  4. Если транспортное средство останавливается на уклоне, надо обязательно включить ручной тормоз. Иначе можно повредить блокирующее устройство.
  5. Включение нейтральной передачи при движении в условиях пробок допускается только в жару. При высоких температурах прогретая трансмиссионная смазка быстрее охладиться, но постоянное использование нейтральной скорости нежелательно. Ее активация актуальна при необходимости перемещения транспортного средства в экстренных случаях.
  6. Не рекомендуется экспериментировать с разными маслами, особенно — с добавками в смазочный материал. Если присадки не соответствуют техническим особенностям трансмиссии, их использование приведет к нежелательным последствиям. При замене расходного материала ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми автомобильным производителем к использованию масла.
  7. Исключите пробуксовку колес. Это требование актуально для зимы, когда на улице преобладает гололед либо снег. Особенно пробуксовывать нельзя на асфальте. Современные машины оснащаются антипробуксовочными системами, что важно для автоматической трансмиссии. Если автомобиль застрял в снегу, воздействие такой системы надо свести к минимуму, но отключить полностью ее не получится.
  8. Всегда следите за сроками технического обслуживания агрегата, которые указываются производителями.
  9. Нельзя брать на буксир другие машины или прицепы, автоматические трансмиссии на это не рассчитаны. У агрегата имеется определенный резерв прочности. И если сразу коробка передач не выйдет из строя, то со временем эксплуатация авто в условиях высоких нагрузок приведет к появлению неполадок. Если вы планируете использовать прицеп, то воздержитесь от покупки машины с АКПП или покупайте кроссовер либо внедорожник.

Пользователь JoRick Revazov рассказал о нюансах эксплуатации и ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации АКПП.

  1. Выполняя ремонтные работы, будьте аккуратны и не допустите появления новых повреждений на КПП.
  2. Место, где выполняется ремонт, должно быть максимально чистым. Иначе в коробку передач может попасть грязь и мусор, которые впоследствии приведут к ее загрязнению и ухудшению работы. Из-за этого при выполнении ремонтных работ не надо пользоваться вязаными перчатками или протирать компоненты трансмиссии такими тряпками. Лучше использовать нейлоновую ветошь или салфетки.
  3. Узлы и элементы АКПП при выполнении ремонта надо промывать и просушивать сжатым воздухом. Для чистки стальных компонентов используется стиральный порошок. Что касается фрикционных накладок, а также пластмассовых и резиновых элементов, то для их очистки используется трансмиссионное масло.
  4. В случае повреждения картера коробки передач надо выполнять разбор и промывку охладительной системы трансмиссии.
  5. Всегда следите за уровнем смазочного материала в коробке и его состоянием. Если масло теряет свои свойства, оно становится менее вязким, темным, в нем появляются продукты износа.
  6. Разбирая агрегат для выполнения ремонта, все детали и механизмы надо складывать на стол в порядке из демонтажа, чтобы не перепутать элементы при сборке. Уделите внимание месту установки упорных шайб, уплотнительных компонентов, клапанов, упорных колец, винтов картера.
  7. Если трансмиссия вашего автомобиля оборудована цепной передачей, то при ремонте выполняется ее диагностика на предмет быстрого износа. Для проверки измерьте ее прогиб в середине самой цепи в двух направлениях. Общий ее прогиб должен быть не более 2,7 см. Если этот параметр больше, то цепь нуждается в замене.
  8. Выполняя ремонт, запомните, как подведены кабеля и подключены штекеры с проводами к клапанной коробке. Если вы перепутаете разъемы при дальнейшей подключении, это приведет к неисправностям в работе КПП. Иногда демонтировать штекеры проблематично, попытайтесь не выдергивать разъемы за провода.
  9. Если пружины гидравлических аккумуляторов похожи и вы их можете перепутать, то вешайте на них ярлыки либо отмечайте их. Когда пружинные элементы отличаются по цвету, окрасом нельзя руководствоваться как признаком места монтажа. Если детали ставятся неправильно, это отразится на качестве переключения режимов трансмиссии.
  10. При демонтаже тормозной ленты будьте аккуратны. Ее деформация приведет к проблемам в эксплуатации. Поврежденная лента подлежит замене.
  11. После тщательной промывки и просушки деталей и компонентов все элементы подлежат визуальной диагностике. Надо выявить уровень износа и понять, можно ли ими дальше пользоваться. Внимательно осмотрите контактные поверхности втулок и упорных шайб, при наличии повреждений или следов износа эти компоненты меняются. На корпусе подшипниковых элементов не должно быть следов ржавчины, отслоения и т. д.
  12. При ремонте могут возникнуть трудности в удалении прокладок. Чтобы не допустить появления дефектов на алюминиевой поверхности картера и качественно убрать остатки уплотнителя, воспользуйтесь специальным аэрозолем и пластмассовым скребком, но не металлическим. Иначе вы повредите саму поверхность, что может стать причиной утечки смазочной жидкости.
  13. При монтаже бумажных прокладок их надо тщательно просушить. Монтаж элементов на герметичный клей не допускается.
  14. Винты на корпусе коробки передач закручиваются только динамометрическим ключом. Момент затяжки указывается в сервисной книжке по эксплуатации. Если винты затягиваются неверно, это приведет к заклиниванию клапанов, протечке смазочного материала и появлению дефектов на внутренних элементах и деталях.
  15. Собирая подшипниковые элементы и уплотнители, специалисты советуют использовать технический вазелин. Применение смазочного вещества не допускается, так как этот тип жидкости не растворяется в трансмиссионном масле, в отличие от вазелина. Если моторная смазка попадет в систему управления трансмиссией, она забьет фильтрующие устройства и магистрали.
  16. Перед установкой тормозной ленты либо фрикционных дисков эти компоненты надо замачивать в трансмиссионной жидкости на полчаса.

Особенности адаптации агрегата

После выполнения ремонтных работ и демонтажа АКПП с дальнейшей установкой надо выполнить адаптацию автоматической трансмиссии. Процедура адаптации может выполнять по-разному. Все зависит от конкретного типа АКПП, машины и года выпуска.

Универсальная инструкция по адаптации:

  1. Заведите мотор машины и прогрейте его.
  2. Заглушите мотор на пять секунд, затем опять заведите его.
  3. Увеличьте обороты силового агрегата примерно до 3 тысяч в минуту.
  4. Остановите ДВС на пять секунд и опять запустите его.
  5. Зажмите педаль тормоза. По очереди переведите селектор АКПП в каждое положение.
  6. Троньтесь с места. Не делайте резких ускорений, двигайтесь плавно.
  7. Разгонитесь до 40 км/ч, так проедьте около одной минуты, затем плавно отпустите педаль газа и остановите автомобиль.
  8. Заглушите ДВС и запустите его.
  9. Разгонитесь до 80 км/ч, на такой скорости надо проехать одну минуту, после чего остановиться и заглушить мотор.
  10. Заведите ДВС.
  11. На протяжении двадцати минут надо проехаться на разных режимах, придерживаясь одной скорости.
  12. Снизу коробки передач удалите следы трансмиссионной жидкости. Проедьте на машине около 20 км, нагрузка на двигатель должна быть невысокой. Убедитесь, что масло не подтекает из коробки передач. Проверьте его уровень и добавьте смазку в систему.

Фотогалерея

Фото автоматических коробок передач в разных автомобилях приведены ниже.

1. Рычаг переключения АКПП в Мерседесе 2. Селектор автоматической трансмиссии на БМВ 3. АКПП в автомобиле Шкода Рапид

Сегодня многие начинающие водители, да и автолюбители с опытом, выбирают для себя автомобиль с Начинающие, как правило, часто пугаются самой необходимости переключать передачи при движении, ну а опытные водители просто оценили для себя возможности спокойного и размеренного движения на машине, оснащенной АКПП. Но когда новичок покупает свой личный автомобиль, он зачастую не знает, как же правильно эксплуатировать «автомат». К сожалению, этому не учат в автошколах, а ведь от этого зависит безопасность движения и ресурс работы механизмов коробки передач. Давайте посмотрим, как же нужно эксплуатировать АКПП, чтобы в будущем не иметь проблем с ней.

Виды автоматических КПП

Прежде чем рассказать о том, как ездить на АКПП, необходимо рассмотреть виды агрегатов, которыми производители комплектуют современные автомобили. От того, к какому виду относится та или же иная коробка, зависит и то, как ее использовать.

Гидротрансформаторная КПП

Это, наверное, самое популярное и классическое решение. Гидротрансформаторными моделями комплектуется большинство всех автомобилей, которые сегодня выпускаются. Именно с такой конструкции и началось продвижение АКПП в массы.

Нужно сказать, что сам гидротрансформатор на самом деле не является составной частью механизма переключения. Его функция - это сцепление на коробке "автомат", то есть гидротрансформатор передает крутящий момент от двигателя к колесам в процессе троганья машины.

Двигатель и механизм «автомата» не имеют жестких связей друг с другом. Энергия вращения передается при помощи специального трансмиссионного масла - оно постоянно циркулирует в замкнутом круге под высоким давлением. Эта схема позволяет двигателю с включенной передачей работать в том случае, когда машина стоит.

За переключение отвечает а точнее, гидроблок, но это общий случай. В современных моделях режимы работы определяются электроникой. Так, КПП может работать в стандартном, спортивном либо экономичном режиме.

Механическая часть таких коробок надежна и вполне поддается ремонту. Гидроблок является уязвимым местом. Если клапаны его работают неправильно, тогда водитель столкнется с неприятными эффектами. Но в случае поломки в магазинах есть запчасти АКПП, хотя сам ремонт обойдется довольно дорого.

Что касается ездовых характеристик авто, оснащенных гидротрансформаторными КПП, то они зависят от настроек электроники - это датчик оборотов АКПП и другие датчики, и в результате этих показаний отправляется команда на переключение в нужный момент.

Ранее такие коробки предлагались лишь с четырьмя передачами. Современные модели имеют 5, 6, 7 и даже 8 передач. Как утверждают производители, более высокое количество передач способствует улучшению динамических характеристик, плавности движения и переключения и экономии горючего.

Бесступенчатый вариатор

По внешним признакам это техническое решение от традиционного “автомата” не отличается, но принцип работы здесь совершенно иной. Здесь нет передач, и система их не переключает. Передаточные числа изменяются постоянно и без перерывов - это не зависит от того, снижается скорость или двигатель раскручивается. Эти коробки обеспечивают максимальную плавность работы - это комфорт для водителя.

Еще один плюс, за который вариаторные КПП так полюбились водителям - это скорость работы. Данная трансмиссия не тратит время на процесс переключения - если необходимо набрать скорость, она сразу же будет на максимально эффективном крутящем моменте для придания автомобилю ускорения.

Автоматическая как пользоваться

Рассмотрим режимы работы и правила эксплуатации для обычных традиционных гидротрансфораторных автоматов. Они установлены на большинстве автомобилей.

Главные режимы АКПП

Чтобы определить основные правила эксплуатации, необходимо вначале разобраться с теми режимами работы, которые предлагают эти механизмы.

Для всех без исключения авто с АКПП обязательны следующие режимы - это «P», «R», «D», «N». И чтобы водитель мог выбрать необходимый режим, коробка оснащена рычагом выбора диапазона. По внешнему виду он практически ничем не отличается от селектора переключения механической КПП. Разница его в том, что процесс смены передачи осуществляется по прямой.

Режимы отображаются на панели управления - это очень удобно, особенно для начинающих водителей. В процессе движения нет необходимости отвлекаться от дороги и опускать голову, чтобы посмотреть, на какой передаче едет машина.

Режим автоматической коробки «P» - это паркинг. В этом режиме отключатся все элементы автомобиля. В него стоит переходить лишь при длительных остановках или стоянках. Также с этого режима запускают мотор.

«R» - задняя передача. При выборе этого режима машина поедет задним ходом. Включать заднюю передачу рекомендуется лишь после того, как машина полностью остановилась; также важно помнить: задняя включается лишь при полностью выжатом тормозе. Любой другой алгоритм действий может нанести существенный вред трансмиссии и мотору. Это очень важно знать всем тем, у кого автоматическая коробка передач. Как пользоваться ею правильно, советуют специалисты и опытные водители. Внимательно отнеситесь к этим советам, они очень помогут.

«N» - нейтраль, или нейтральная передача. В этом положении мотор уже не передает крутящий момент на ходовую часть и работает в режиме холостого хода. Рекомендуется использовать эту передачу только для кратковременных остановок. Также не стоит включать коробку в нейтральное положение при движении. Некоторые профессионалы советуют буксировать авто в этом режиме. Когда АКПП находится в нейтральном положении, запуск двигателя запрещен.

Режимы движения АКПП

«D» - режим движения. Когда коробка находится в этом положении, автомобиль движется вперед. При этом передачи поочередно переключаются в процессе нажатия водителем на педаль газа.

Автомобиль-автомат может иметь 4, 5, 6, 7 и даже 8 передач. Рычаг выбора диапазона на таких авто может иметь несколько вариантов движение вперед - это «D3», «D2», «D1». Обозначения также могут быть и без буквы. Эти цифры показывают на доступную верхнюю передачу.

В режиме «D3» водитель может использовать первые три передачи. В этих положениях значительно эффективнее тормозить, чем в обычном «D». Этот режим рекомендуют использовать тогда, когда ехать без притормаживаний просто невозможно. Также эта передача эффективна при частых спусках или подъемах.

«D2» - это, соответственно, только две первые передачи. В данное положение коробку переводят на скоростях до 50 км/ч. Зачастую данный режим используют в тяжелых условиях - это может быть лесная дорога или горный серпантин. В этом положении максимально используется возможность торможения мотором. Также переводить коробку в «D2» нужно в пробках.

«D1» - это только первая передача. В этом положении АКПП используют в том случае, если автомобиль трудно разогнать выше 25 км/ч. Важный совет для тех, у кого автоматическая коробка передач (как пользоваться всеми ее возможностями): не стоит включать этот режим на высоких скоростях, иначе будет занос.

«0D» - повышенный ряд. Это крайнее положение. Его стоит использовать, если машина уже набрала скорость от 75 до 110 км/ч. Выходить из передачи рекомендуется тогда, когда скорость упала до 70 км/ч. Этот режим позволяет значительно снизить расход топлива на автомагистралях.

Включать все эти режимы можно в любом порядке во время движения автомобиля. Теперь можно смотреть только на спидометр, и тахометр больше не нужен.

Дополнительные режимы

На большинстве коробок передач также реализованы вспомогательные режимы работы. Это нормальный режим, спортивный, овердрайв, зимний и экономичный.

Нормальный режим используют при обыкновенных условиях. Экономичный позволяет добиться плавной и спокойной езды. В спортивном режиме электроника задействует мотор по максимуму - водитель получает все, на что способна машина, но про экономию придется забыть. Зимний режим предназначен для работы в условиях скользких поверхностей. Автомобиль трогается с места не с первой, а со второй либо даже с третьей передачи.

Эти установки включаются зачастую при помощи отдельных кнопок или переключателей. Нужно также сказать, что, несмотря на все те преимущества для водителей, которые дает автоматическая коробка, водители хотят управлять авто. Нет ничего лучше того, как переключать скорости в своем автомобиле. Чтобы решить эту проблему, инженеры концерна Porsche создали режим работы АКПП «Типтроник». Это имитация ручной работы с коробкой. Он позволяет вручную по необходимости повышать или понижать передачу.

Автоматическая как ездить

В процессе трогания автомобиля с места, а также при изменении направления движения режим работы коробки переключают при нажатом тормозе. При смене направления движения также не стоит временно устанавливать коробку в нейтральное положение.

Если необходимо остановиться на светофоре, а также в случае пробок, не стоит устанавливать селектор в нейтральное положение. Также не советуют это делать на спусках. Если машина буксует, то не нужно сильно давить на газ - это вредно. Лучше включить пониженные передачи и с помощью педали тормоза дать колесам медленно вращаться.

Остальные тонкости работы с АКПП можно постигнуть только с опытом вождения.

Правила эксплуатации

Первым делом необходимо нажать педаль тормоза. Затем селектор переводится в режим движения. Далее следует отпустить стояночный должна опускаться плавно - автомобиль начнет двигаться. Все переключения и манипуляции с АКПП делаются через тормоз правой ногой.

Чтобы снизить скорость, лучше всего отпустить педаль газа - все передачи будут переключаться автоматически.

Основное правило - никаких резких наборов скорости, резких торможений, любых резких движений. Это приводит к износу и увеличению расстояния между ними. Это затем может привести к тому, что появятся неприятные толчки при переключении АКПП.

Некоторые профессионалы советуют давать коробке отдых. К примеру, при парковке можно позволить машине катиться на холостых, без газа. Лишь после этого можно давить на акселератор.

Автоматическая КПП: чего нельзя делать

Строго запрещено давать нагрузку непрогретому автомату. Даже если за бортом автомобиля держится плюсовая температура воздуха, первые километры лучше всего преодолевать на небольших скоростях - очень вредны для коробки резкие ускорения и рывки. Начинающий водитель должен запомнить также, что для того чтобы полностью прогреть АКПП, необходимо больше времени, чем на прогрев силового агрегата.

Автоматическая коробка не предназначена для бездорожья и экстремального использования. Многие современные КПП классической конструкции не любят пробуксовок колес. Лучший способ вождения в таком случае - исключение резкого набора оборотов на плохих дорогах. Если автомобиль застрял, поможет лопата - не стоит сильно нагружать трансмиссию.

Также специалисты не рекомендуют перегружать классические автоматические трансмиссии высокими нагрузками - механизмы перегреваются и вследствие этого сильней и быстрее изнашиваются. Буксировать прицепы и другие авто - это скорая смерть для автомата.

Кроме этого, не стоит заводить автомобили, оснащенные АКПП, с "толкача". Хоть многие автолюбители и нарушают это правило, здесь следует помнить, что это не пройдет бесследно для механизма.

Также обязательно нужно помнить о некоторых особенностях в переключении. В нейтральном положении можно остаться, но при условии удерживания педали тормоза. В нейтральной позиции запрещается глушить силовой агрегат - это можно делать только в позиции «Паркинг». Запрещено переводить селектор в «Паркинг» или в позицию «R» при движении.

Типичные неисправности

Среди типичных неисправностей специалисты выделяют поломку кулисы, утечки масла, проблемы с электроникой и гидроблоком. Иногда не работает тахометр. Также иногда случаются проблемы с гидротрансформатором, не работает датчик оборотов двигателя.

Если при использовании коробки наблюдаются какие-либо затруднения при перемещении рычага, то это признаки проблем с селектором. Для решения требуется заменить деталь - запчасти АКПП есть в автомобильных магазинах.

Часто многие поломки возникают по причине утечек масла из системы. Зачастую автоматические коробки текут из-под уплотнителей. Следует чаще осматривать агрегаты на эстакаде или же смотровой яме. Если утечки есть, то это сигнал к тому, что необходим срочный ремонт агрегата. Если сделать все вовремя, то проблему можно решить заменой масла и уплотнителей.

На некоторых автомобилях случается такая ситуация, что не работает тахометр. Если останавливается и спидометр, то АКПП может перейти в аварийный режим работы. Зачастую эти проблемы решаются очень и очень просто. Неполадки заключаются в специальном датчике. Если его заменить или почистить его контакты, то все возвращается на свои места. Проверять необходимо датчик оборотов АКПП. Он расположен на корпусе коробки.

Также автолюбители сталкиваются с некорректной работой АКПП из-за проблем в электронике. Зачастую блок управления неверно считывает обороты для переключения. Виной тому может быть датчик оборотов двигателя. Ремонт самого блока - это бессмысленно, а вот замена датчика и шлейфов поможет.

Очень часто из строя выходит гидроблок. Например, это может случиться, если водитель неверно эксплуатировал трансмиссию. Если машина не прогревалась зимой, тогда гидроблок очень уязвим. Проблемы с гидравлическим блоком часто сопровождаются различными вибрациями, некоторые пользователи диагностируют толчки при переключении АКПП. В современных автомобилях об этой поломке поможет узнать бортовой компьютер.

Эксплуатация АКПП в зимний период времени

Большинство поломок автоматической трансмиссии случаются именно в зимний период. Это связано с отрицательным воздействием низких температур на ресурсы системы и тем, что на льду при трогании колеса буксуют - это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии.

Перед наступлением холодов автолюбитель должен проверить состояние трансмиссионной жидкости. Если в ней замечены вкрапления металлической стружки, если жидкость потемнела и стала мутной, то ее следует заменить. Что касается общего регламента замены масла и фильтров, то для эксплуатации в нашей стране рекомендуется это делать через каждые 30 000 км пробега автомобиля.

Если машина застряла, тогда не стоит использовать режим «D». В этом случае поможет переключение на пониженные передачи. В случае если пониженных нет, тогда автомобиль вытягивают движением вперед-назад. Но не стоит слишком злоупотреблять этим.

Чтобы избежать заноса при понижении передач на скользкой дороге, для переднеприводных автомобилей нужно удерживать педаль акселератора, на заднеприводном - наоборот, отпустить педаль. Перед поворотом лучше использовать пониженные передачи.

Вот и все, что можно сказать о том, что представляет собой автоматическая коробка передач, как пользоваться ею и какие правила следует соблюдать. На первый взгляд может показаться, что это крайне привередливый механизм с небольшим рабочим ресурсом. Однако при соблюдении всех этих правилах этот агрегат проживет весь срок службы автомобиля и будет радовать своего владельца. Автоматические КПП повзоляют полностью погрузиться в процесс вождения, не задумываясь о подборе правильной передачи - об этом уже позаботился компьютер. Если вовремя обслуживать трансмиссию и не нагружать ее сверх ее возможностей, она принесет только позитивные эмоции в процессе использования автомобиля в различных условиях.

Несмотря на уже довольно существенную распространённость автоматических КПП, очень многие автовладельцы не знают, как правильно эксплуатировать такой механизм, чтобы он отслужил исправно весь срок, заявленный от производителя и никогда не вызывал серьёзных проблем.

В особенности, изложенный ниже материал будет полезен тем, кто собирается пересесть на автомобиль с автоматической коробкой, и хочет разобраться во всех основных правилах успешного пользования АКПП и в некоторых тонкостях.

Автомат наиболее удобен для новичков в вождении автомобиля без стажа. Наиболее заметное преимущество – отсутствие отвлекающего фактора переключения скоростей, что позволяет гораздо быстрее освоить практические навыки, касающиеся непосредственно вождения. Также автомат удобен и в дальних поездках, в которых вы будете уставать меньше, нежели с механическим вариантом КПП.

Однако, не смотря на несомненное удобство, автоматические коробки требуют заметно более бережного подхода к эксплуатации и обладают рядом своих особенностей.

Автоматические трансмиссии стали разрабатывать ещё в 30-е года прошлого столетия. Первые же полноценные отлажено работающие аппараты применялись на американских автомобилях в 40-х годах двадцатого столетия.

На территории СССР также производили определённые разработки, которые успешно применялись и на «Чайках» и на ГАЗах, и на автобусах ЛиАЗ, а также другом спецтранспорте.

Итак, как же правильно пользоваться автоматической коробкой? Всё достаточно просто. Запускается двигатель, нажимается тормоз, рычаг коробки переводится в нужное положение. Как правило, это положение «D». Далее, тормоз отпускают и плавно нажимают на педаль газа. Авто трогается с места плавно. Чтобы затормозить, педаль газа отпускается, для резкой остановки, нажимается тормоз. Одним из основных факторов, который следует учитывать – автомобиль на автоматической КПП всегда будет расходовать в среднем больше топлива, чем на механической коробке.

Все модели АКПП располагают чаще всего стандартным набором режимов, за исключением некоторых фирменных вариантов, характерных для каких-либо определённых моделей самой КПП или конкретных моделей машин.

Режимы коробки автомат

Режим под названием «Паркинг» — P – режим стоянки. При установленном в этой позиции рычаге, работает блокиратор внутри агрегата, делающий машину недвижимой.

Режим «Реверс» — R – для задней передачи.

Нейтральный режим – N – автомобиль для свободного движения авто в любых направлениях. Можно использовать для непродолжительной буксировки, тогда как постоянно использовать нейтральный режим не стоит.

Режим «Драйв» — D – езда вперёд. Для активации данного режима необходимо предварительно нажать педаль тормоза.

Далее для каждого режима есть по четыре вариации, это режимы «4, 3, 2, L». Все они предназначены для различных условий дороги, крутых подъёмов и спусков, гололёда и прочего. Например, в режиме «L» можно «штурмовать» крутые холмы, за счёт высоких оборотов и мощной тяги. Если же пытаться забраться на крутые подъёмы в обычном режиме автомата, коробка может переключиться в самый неподходящий момент, что грозит остановкой в самом неподходящем положении с уклоном или поломкой авто.

Часто автоматы дополняют режимом ручного управления типтроник или же стептроник. При работе этого режима, управлять авто в усложнённых условиях можно более контролируемо, имея вырезы для траектории селектора АКПП со значениями «-» и «+».

Также существуют режимы «Sport» или «Kickdown», позволяющие резко ускоряться при обгоне и совершать другие манёвры. Однако повседневно его лучше не использовать, так как он очень неэкономичный.

С помощью режима D3 (S) включается пониженная передача, также позволяющая гораздо лучше контролировать авто при условиях неровностей рельефа, крутого подъёма или спуска.

D2 аналогичен режимам «2» и «L» — ещё более низкие передачи, для преодоления песков, и прочих тяжёлых условий дороги.

Помимо этого, в АКПП могут включаться и другие варианты режимов, например E – экономичный и ли S – спортивный.

На некоторых коробках также бывает и зимний режим, обозначенный либо снежинкой либо «SNOW», «W», «HOLD», «WINTER». Его можно использовать зимой на снегу и в гололёд, но крайне не рекомендуется включать летом для езды по асфальту, из-за создания большой нагрузки на узлы коробки, которая может легко перегреться.

Кнопка «Shift» служит для отключения блокиратора селектора в ситуации полного обесточивания машины.

При этом технологии АКПП постоянно меняются и развиваются, да и у разных автопроизводителей обозначения для одинаковых режимов могут быть разными. Следовательно, стоит внимательно изучать руководства именно к вашему автомобилю.

Включайте режимы заднего хода, парковки или движения вперёд только убедившись, что автомобиль полностью остановлен.

Старайтесь всегда производить плавное троганье с места и плавное торможение. Резкие действия приводят к поломкам или, как минимум учащению рывков во время переключений.

Не буксируйте другие авто или прицепы, не вытаскивайте другие авто из грязи. Для автомата это практически неминуемо приведут к быстрому износу и поломке.

АКПП следует обслуживать своевременно. Такой аппарат чувствителен к количеству и качеству масла в нём. Для автомата подходит только с отметками «ЖАК» или «ATF».

При застревании в грязи или в песке, не нужно настойчиво буксовать, вдавливая акселератор в пол. Агрегат перегреется быстро, возникнет большая угроза поломки. Лучше толкнуть авто снаружи или дождаться помощи.

Во время использования режимов «3, 2, L», следите за оборотами на тахометре, не допуская превышения допустимых рамок красного сектора!

Если вашу машину с автоматом нужно буксировать, помните, что пороги скорости для такой буксировки будет составлять 40-50 км\ч, а расстояние порядка 40-50 км. Для определённых моделей автомобилей эти значения ещё меньше. Однако, всё же, вызов эвакуатора обойдётся дешевле, чем ремонт автоматической АКПП.

Во время трогания на холодном авто в зимний период, АКПП обязательно нужно прогревать, запустив двигатель и переключая по очереди режимы КПП, для запуска процесса циркуляции масла. Также можно постоять немного в рабочем режиме при нажатом тормозе.

Не стоит пренебрегать ручным тормозом для стоянки. Сами производители рекомендуют использовать «ручник» совместно с режимом «P».

Никогда не заводите авто при помощи буксировки. Иногда это удаётся сделать, но скорее всего неправильный алгоритм приведёт к поломке АКПП, которую будет очень дорого починить.

Будьте предельно внимательны, переводя рычаг на скорости. К примеру, на скорости свыше ста км\ч, включение режима «2» или «L» резко замедлит авто, может привести к заносу и .

При любом движении нельзя переключаться в режимы антагонисты. Переключение на движение назад или паркинг возможно только после полной остановки.

Пользуйтесь стояночным тормозом во время остановки под уклон – спасёте блокиратор от поломки.

Не пользуйтесь нейтральным режимом во время пробок и коротких остановок. Этот режим отключает двигатель от ходовой и используется только в экстренных случаях. «Нейтральная» на – это две разных вещи!

Не экспериментируйте с разными маслами и присадками. Они очень просто приводят к поломке АКПП, к её дорогостоящему ремонту.

Не игнорируйте сроки обслуживания автоматической КПП, которые указаны от производителя, даже если вы не особо интенсивно используете автомобиль.

АКПП сегодня есть на большинстве современных автомобилей. Люди охотно приобретают такие машины, ведь автомат облегчает эксплуатацию авто. Особенно их покупают женщины. Но мало кто знает, как правильно пользоваться коробкой-автомат на машине. Давайте узнаем об истории автоматов, тонкостях и нюансах использования, а также о том, что можно и запрещено делать на автоматических коробках.

Чем удобна АКПП?

Такая коробка передач является хорошим подспорьем для начинающих водителей. Если те, кто буквально только что сел за руль своего новенького автомобиля, не будут слишком отвлекаться от вождения на переключения передач, то процесс овладения практикой использования авто пойдет значительно быстрее. Но чтобы АКПП радовала автолюбителя, нужно правильно пользоваться коробкой-автомат на машине.

Автоматы очень удобны. А основное удобство становится заметным при утилитарном, повседневном использовании машины. С такими коробками можно больше не делать лишних движений при нажатии на педаль сцепления или же использовании рычага переключения. Также АКПП очень удобна при поездках на большие расстояния, когда с автомобилем на механике водитель сильно устает.

Несмотря на плюсы такие коробки обладают некоторыми особенностями. Кроме достоинств, у этих устройств есть и вполне серьезные недостатки. Для некоторых машин автомат является настоящим подарком, а в других моделях его совсем не стоило применять.

История создания и внедрения АКПП

Самые первые автоматы можно отнести к началу развития автомобилестроения. Это 1930-е годы. Так, первые модели Ford-T использовали в качестве трансмиссии планетарные системы. Компании General Motors и Reo устанавливали в этот период самые первые полуавтоматы.

Хоть эти первые автоматические трансмиссии и были далеко не идеальными, именно они стали тем необходимым рывком для дальнейшего развития этого направления. Самые первые полноценные образцы АКПП стали устанавливаться на машины концерна General Motors в начале 1940-х годов. Наиболее известные авто, такие как Cadillak или Pontiac, получали автомат в качестве опции. Еще мало кто знал, что такое коробка автомат, как пользоваться (фото тех механизмов особенно интересны).

АКПП и отечественный автопром

В отечественном автомобилестроении дело было несколько хуже, однако инженеры вели разработки в этих областях, и весьма успешно. Самые первые подобные системы трансмиссии устанавливались на государственных "Чайках", а затем АКПП комплектовались и "народные" машины. Кроме того, эти системы стали использовать и в конструкции автобусов, и на специальном транспорте. Естественно, мало кто задумывался тогда о том, что такое коробка-автомат, как пользоваться ей более эффективно.


С 1970-х по 1990-е в отечественном автопроме не применялись автоматы. Автомобили оснащались механическими трансмиссиями. В 2000-х наш автопром стал использовать эти технологии, а машины начали оснащаться этими системами.

Практика использования АКПП

В эксплуатации эти узлы предельно просты. После того, как двигатель запустится, достаточно надавить на педаль тормоза. Затем необходимо установить рычаг переключения в нужное положение. Далее тормоз можно отпустить и аккуратно нажимать на педаль акселератора. Машина сразу же плавно начнет двигаться.

Чтобы затормозить, нужно всего лишь отпустить педаль газа. Если необходима большая эффективности торможения, тогда можно применить тормоз. Нужно учитывать, что такие трансмиссии обычно потребляют больше топлива, чем механика. Поэтому важно знать, что такое коробка-автомат. Как пользоваться более экономно ею, рассмотрим ниже.

Режимы работы автоматических трансмиссий

Любые коробки такого плана имеют все необходимые и популярные режимы для движения в городе и в условиях скоростных трасс. Также некоторые механизмы имеют некоторые опциональные рабочие режимы. Рассмотрим самые популярные из них.

Основной функционал

P - так обозначают стояночные режимы. Здесь запускается система внутреннего блокиратора. Ваша машина будет стоять максимально неподвижно.

R - режим для езды назад.

N - так обозначают режим свободного движения для любых направлений. Не стоит использовать его постоянно. Это вредно.

D - в этом режиме авто движется вперед. Здесь устроена специальная блокировка, которая защищается АКПП от случайного включения. Переключится в этот режим можно лишь при зажатой педали тормоза.

4-3-2-L - это специальные рабочие режимы для различных тяжелых условий на дороге. Каждый использует определенное количество передач. Например, 4 - это четыре передачи на режим, а L - одна передача.

Об особых режимах

Их имеет любая коробка-автомат. Как пользоваться ей, например, в гористой местности? Чтобы не было необходимости слишком жечь тормозную систему, водителю нужно лишь просто переключить коробку в один из этих режимов.

Машина не наберет скорость выше необходимой. То же самое можно сказать о езде в сложных условиях. Это могут быть пробки, гололед или его что-нибудь. Например, L можно использовать на крутых холмах и подъемах. Мотор набирает максимальные обороты, которых достаточно для штурма даже самого крутого холма. В обычном режиме автоматы могут неправильно переключать передачи. Часто машина после этого останавливается либо ломается.

Режим "Типтроник"

Автолюбитель может переключать передачи самостоятельно. Здесь можно значительно лучше следить за режимами движения авто. Особенно это актуально в сложных условиях. Этот режим в наличии, если на траектории движения селектора имеется специальный вырез. Сегодня этот режим имеет любая коробка-автомат. Как пользоваться? Просто включите его при необходимости, в зависимости от дорожных условий.

Спортивные режимы

Зачастую это либо Sport, либо Kickdown. Здесь мотор набирает обороты более высокие, чем при движении в режиме D. Он искусственно включает пониженную передачу. Так можно достигать резкого ускорения. Хоть при этом и используется вся мощность мотора, однако он очень неэкономичен, и каждый день его использовать не стоит.

Другие режимы

Также для неровной местности можно применить пониженные передачи. Это D2 либо D3.

Некоторые коробки имеют разгонные режимы. Это обычно спортивные, нормальные и экономичные.

Многие коробки имеют зимние настройки. Они включают щадящий режим движения по снегу, грязи или гололеду. Не нужно использовать эти режимы при езде по асфальтовому покрытию. Это грозит перегревом.

Как пользоваться коробкой-автомат? Инструкция

Рассмотрим основные аспекты эксплуатации такой автоматической трансмиссии.

Если нужно воспользоваться парковочным режимом, задним ходом, движением вперед, следует сначала полностью остановить машину.

Трогаться с места и тормозить нужно более плавно. Старайтесь не издавать визжащие звуки покрышек по асфальту. В противном случае коробка долго не протянет. Если же вам повезет и вы не сломаете АКПП сразу же, то резкие рывки с места и резкое торможение могут в дальнейшем привести к износу фрикционных дисков. Это будет ощущаться как рывки при переключении. Такая машина больше не будет доставлять комфорта и удовольствия.

Также не стоит буксировать прицепы и вообще что-либо. Не пытайтесь на автомобиле, оснащенном АКПП, вытаскивать застрявшие авто или пытаться заводить машину на ходу, как это принято. Если делать все это, в скором времени коробка придет в негодность. Если знать, что собой представляет коробка передач "автомат", как пользоваться этим устройством, то этого с вами не случится.

Автоматы любят регулярное обслуживание. Такие коробки имеют высокую чувствительность к смазочным жидкостям. Если проводить замену несвоевременно, тогда это грозит выходом коробки из строя. На бутылках с маслом должна быть пометка ATF.

Если необходимо ездить по загородным дорогам и мечтаете о мощном внедорожнике, тогда об автомате стоит забыть. Эта КПП неэффективна в таких условиях. Есть мнение, что внедорожники и АКПП и вовсе несовместимы.

Если машина застряла где-нибудь в грязи, не стоит давить на газ и буксовать. Автомат может перегреться, а это уже серьезно. Все может закончится дорогостоящим ремонтом.

Если вы едете на пониженных режимах, нужно внимательно следить за оборотами. Не нужно превышать красную зону.

Зимой при старте с места на холодном двигателе нужно предварительно прогреть автомат. Для этого можно переключать режим, чтобы заставить масло циркулировать. Эта трансмиссия имеет высокую чувствительность к смазке. Без смазки - ремонт.

Парковочный режим - это не замена стояночному тормозу. Не нужно забывать об этом.

Коробка-автомат: как пользоваться в пробках?

Пробки - это часть жизни автомобилиста. В них каждый день автолюбители проводят массу времени. Давайте посмотрим, как использовать автоматическую трансмиссию в этих условиях.

Если вы попали в пробку, тогда двигателю лучше дать небольшую передышку. Это гораздо экономичнее и лучше для трансмиссии. В режиме D силовой агрегат будет пытаться толкнуть заторможенную машину.

Также можно включить N, а тормоз лучше не отпускать. Либо же можно воспользоваться P. Он заблокирует колеса и позволит отдохнуть ногам.

Подрулевые переключатели

Их использование возможно при режиме “Типтроник”. Правила работы с АКПП полностью такие же. Что делать, если у вас коробка-автомат на руле, как пользоваться ей? Все очень просто. Лепесток со знаком “+” работает на повышение, а со знаком “-”, соответственно, - на понижение. Многие считают это очень удобным.

Лепестки очень полезны при более динамичной езде и в обычном режиме движения. При помощи них можно менять интенсивность ускорения и раскручивать мотор по необходимости.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook