Первый советский трактор! Из истории отечественного тракторостроения

Введение

Среди множества используемых человеком машин тракторы занимают одно из важнейших мест, так как представляют собой мобильные энергетические и транспортные средства, которые обеспечивают движение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных машин и орудий. С появлением паровой машины началось строительство паровых повозок, автомобилей и тракторов. Первые колесные паровые тракторы появились в Англии и Франции в 1833г. Создание первого гусеничного трактора с паровым двигателем относится к 1888г. Гусеничный ход это изобретение столь же великое и фундаментальное, как и изобретение колеса. Но если имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы от которого пошли тракторы, танки, известен. Это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.

История тракторов насчитывает более 200 лет.

В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, характерными для современных тракторов: коробка передач, рулевое управление и тормоза. Человек своей силой приводил в движение эту «Самокатку».

В 1898 г. механик Федор Блинов соорудил самый первый гусеничный трактор. В роли двигателя был котел с двумя паровыми машинами, который стоял на раме длиной в 5м. Через шестеренные передачи от каждой машины передавалось вращение к ведущим колесам, которые были сцеплены с гусеницами. Управляли трактором два человека. Скорость движения была около 3 км/ч.

В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель построил экономичный двигатель внутреннего сгорания, позднее его стали называться дизельным, в честь его изобретателя. В 1910 г. изобретатель Яков Мамин создал первый отечественный колесный трактор с дизелем. Его назвали «русским трактором».

В начале 30-х годов начали свою работу Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторный завод (известный по всему миру ЧТЗ). За первые десять лет нашей промышленностью было выпушено приблизительно 700 тыс. тракторов - 40 % мирового производства. Они были оснащены карбюраторными двигателями. В последующие годы на тракторы стали устанавливать более экономичные дизели.

В шестидесятые и семидесятые годы начали выпускать тракторы повышенных рабочих скоростей: вначале 6...9 км/ч, а затем 9... 15 км/ч. Появились тракторы с более мощными двигателями, турбо-наддувом, комфортабельными кабинами. Сейчас тракторы оснащены дизелями, независимой подвеской и резинометаллическими гусеницами, широкопрофильными шинами, которые снижают удельное давление на почву, реверсивными двухскоростными валами отбора мощности и т.

История трактора

Значительный вклад в развитие и совершенствование конструкций тракторов внесли наши соотечественники. Первый прообраз трактора - "народный дилижанс" для работы по бездорожью - построил в 1817 г. В.П. Гурьев.

Еще раньше (в 1791 г.) И.П. Кулибин изобрел "самокатную тележку", в которой применил целый ряд механизмов и устройств, встречающихся в современном тракторе: коробку передач, рулевое управление, роликовые подшипники, тормоза, маховик и др.

В 1837 г. Д.А. Загряжский запатентовал "экипаж с подвижными колеями" (машину на гусеничном ходу), но изобретение не было оценено, и патент был аннулирован.

В 1879 г. Ф.А. Блинов запатентовал, а в 1888 г. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами, каждая из которых приводилась в движение своей паровой машиной, решив, таким образом, проблему поворота гусеничного транспорта.

Я.В. Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе, и в 1903 г. получил на него патент, а в 1911 г. построил трактор с двигателем собственной конструкции. Однако собственной тракторостроительной промышленности в России практически не существовало, и тракторы в основном ввозились из-за рубежа.

В 1918 г. на Обуховском заводе в Петрограде началось производство тракторов по типу американского трактора фирмы "Холт" (гусеничные тракторы этой фирмы послужили базой для создания первых танков), налаживается серийный выпуск тракторов на других машиностроительных заводах страны.

Массовое производство тракторов началось в 1930 г., когда вступил в строй первый в стране Сталинградский тракторный завод (ныне Волгоградский), затем в 1931 г. - Харьковский, которые изготовляли колесные тракторы. В 1933 г. Челябинский тракторный завод приступил к выпуску гусеничных тракторов С-60. В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничных тракторов общего назначения (СХТЗ-НАТИ). Тогда же на Челябинском тракторном заводе началось производство гусеничных тракторов С-65 с дизельным двигателем. С этой модели начался переход тракторного парка страны на дизельные тракторы.

В 1942 г. всего за 8 месяцев был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ) в г. Рубцовске, выпускавший до 1952 г. тракторы АТЗ-НАТИ. В декабре 1944 г. на АТЗ был изготовлен первый опытный образец трактора ДТ-54.

В 1945 г. вступила в строй первая очередь вновь построенного Владимирского тракторного завода, в 1947 г. построен Липецкий тракторный завод.

В 1953 г. с конвейера Минского тракторного завода сошел первый колесный трактор МТЗ-2 с пневматическими шинами. Впоследствии по всей стране были построены тракторные заводы. В 70-е годы начался выпуск энергонасыщенных тракторов на Кировском (г. Ленинград) и других заводах страны.

Изобретатель : Уильям Говард
Страна : Англия
Время изобретения : 1850 г.

Трактор - это универсальная машина, предназначенная перемещать и приводить в действие прицепляемые к ней разнообразные сельскохозяйственные механизмы. Из этого видно, что функции трактора двоякие: он, во-первых, работает как тягач, а во-вторых, как привод, что позволяет использовать его при выполнении самых разнообразных сельскохозяйственных работ.

Выгоды трактора очевидны - скорость, экономия времени, производительность. Поэтому появление его составило революцию в сельском хозяйстве, быть может, самую важную со времен появления . С этого времени механическая тяга стала постепенно вытеснять из сельскохозяйственного производства мускульную силу животных.

Первые тракторы были паровыми. Еще в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард применял для пахоты паровой автомобиль (локомобиль). Изобретение получило распространение, и паровые плуги широко использовались во второй половине XIX века в некоторых европейских странах (особенно в Англии, где их насчитывалось более 2 тысяч).

Первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, сконструированные инженерами Чарльзом В. Хартом и Чарльз Парром, были собраны в США в 1901 году. Их появление было встречено с восторгом, и американские фермеры возлагали на них большие надежды. Но быстро наступило разочарование, так как тракторы из-за своего огромного веса больше разрушали почву, чем помогали обрабатывать ее. К тому же они были чрезмерно велики для средней фермы. В ходе их использования обнаружилось множество конструкционных недостатков. Тракторы часто ломались, ремонт их требовал массу времени и больших затрат.

Однако постепенно эти машины совершенствовались. В 1907 году на рынок поступили уже вполне работоспособные тракторы. Их вес, размеры и мощность уменьшились, зато повысилась надежность, что сделало применение трактора удобным в среднем по величине хозяйстве. Была создана сеть ремонтных мастерских, налажен выпуск запчастей, благодаря чему отрицательное отношение фермеров к этой машине было преодолено за несколько лет, и в Америке начался рост тракторной промышленности. В 1920 году в США было продано уже около 200 тысяч тракторов различных конструкций. В 1912 году фирма «Холт» впервые начала выпуск гусеничных тракторов.

Вскоре трактор взял на себя приблизительно 80-90% всех пахотных работ на ферме. Помимо этого тракторный двигатель использовался для приведения в действие различных сельскохозяйственных машин (для этого он снабжался специальным шкивом). К нему могли подключаться молотилки, косилки, лесопилки, маслобойки, соломорезки и другие вспомогательные механизмы. Трактор также брал на себя около половины работ, связанных с уборкой урожая. В дальнейшем благодаря созданию различных прицепных машин сфера применения трактора расширилась в несколько раз.

В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как он описал своё изобретение: «Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

Первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Постройка прототипа была закончена Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Абрамович сам соорудил её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково . Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно.

Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков - три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. Ф.А. Блинов продемонстрировал его в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.

В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918 г. по указанию В.И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919 г. изобретатель Я.В. Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт.

Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922 г. начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е.Д. Львова. В 1922-1923 годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1924 году начал выпускаться трактор «Коммунар» (копия германского трактора Hanomag WD Z 50) на Харьковском паровозостроительном заводе.

В 1924 г. также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я.В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3-4 км/ч) и «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и реверсом). С 1924 по 1932 г. Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.

Первые советские тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар» выпускались относительно небольшими партиями, но они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов.

Используя полученную от продажи зерна валюту, с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний, были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод в 1931 г. (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933 г., выпускавший гусеничные тракторы С-60.

За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40 % их мирового производства. Благодаря этим успехам планового развития экономики - отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупное механизированное.

В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы - заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.

Первые советские пятилетки прошли с ошеломляющим успехом. Одним из главных элементов было сельское хозяйство. В это же время в СССР огромными темпами развивалось советское производство, в частности создавались и производились современные трактора, которые были так необходимы развивающемуся сельского хозяйству. Но какими они были?

Колесный трактор "Универсал 2"

Тракторы Универсал выпускались с 1934 по 1940 год на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Машины первой серии Универсал-1 и Универсал-2 отличались конструкцией передней оси. У-1 имел смещенные к центру передние колеса, на У-2 они были разнесены в стороны на балке переднего моста. Соответственно, на трактор имел дополнительные рулевые тяги. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссией с тремя передачами переднего хода и одной заднего. Диапазон рабочих скоростей трактора У-2 составлял от 3,9 до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно Универсал-2 стал первым советским трактором, поставлявшихся на экспорт. Общее количество выпущенных Универсалов - 211500 штук.

Колесный трактор СХТЗ-15/30

Самый массовый советский колесный трактор первой половины 20-го века, выпущено 390500 экземпляров. Выпускался на Сталинградском тракторном заводе (с 1930 года) и Харьковском тракторном заводе (с 1931 года) до 1937 года, а в послевоенное время (1948-1950 годы) на Московском авторемонтном заводе. В основе конструкции лежит один из лучших колесных тракторов того времени McCormick-Deering 15/30 американской компании International Harvester. Керосиновый 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 31,5 л.с. и позволял работать в диапазоне скоростей от 3,4 до 7,4 км/ч. Эксплуатационная масса трактора 3000 кг.

Гусеничный трактор СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ)

После прекращения производства колесного трактора СХТЗ-15/30 в 1937 году, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничного трактора СТЗ-3. Это был первый массовый трактор, конструкция которого была полностью разработана советскими инженерами. Трактор имел клепаную раму, ходовую часть из четырех кареток с балансирной подвеской с цилиндрическими пружинами и полузакрытую кабину. 4-цилиндровый керосиновый двигатель с водяным охлаждением развивал мощность 52 л.с. на валу и 46 л.с. на приводном шкиве. Масса трактора составляла 3800 кг. После эвакуации Харьковского завода в город Рубцовск СТЗ-3 выпускался также на Алтайском тракторном заводе (с 1942 по 1952 год). В Сталинграде и Харькове производство СТЗ-3 было свернуто чуть раньше, в 1949 году, когда он уступил место на конвейере трактору ДТ-54. Общее количество выпущенных машин - 191000 штук.

Гусеничный трактор С-65 Сталинец

Первый советский дизельный трактор, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Являлся дальнейшим развитием конструкции С-60 с карбюраторным двигателем. Дизельный двигатель М-17 развивал мощность 65 л.с. и позволял трактору полной массой 10850 кг развивать максимальную скорость 6,95 км/ч. Машины поздних выпусков оснащались закрытой кабиной. С началом Великой Отечественной войны, большая часть С-65 была изъята для нужд армии и использовалась в качестве артиллерийских тягачей. В немецкой армии трофейные С-65 также применялись для буксировки тяжелых орудий. Представленный на Олдтаймер-Галерее С-65 во время отступления Красной армии увяз в одном из болот на Псковщине, где пролежал на 7-метровой глубине до наших дней. В 2008 году трактор был извлечен из болотного плена и сразу попал на реставрацию в мастерскую Шаманского.

Нуждалось в скорейшей механизации, а собственных заводов в стране не было. Осознавая необходимость повышения производительности труда на селе, В. И. Ленин в 1920 году подписал соответствующий декрет «О едином тракторном хозяйстве». Уже в 1922 году началось мелкосерийное производство отечественных моделей «Коломенец» и «Запорожец». Первые трактора СССР были технически несовершенными и маломощными, но спустя две пятилетки в строительстве профильных предприятий наступил прорыв.

«Русский» первенец

Россия всегда славилась своими изобретателями, но далеко не все идеи удавалось реализовать на практике. Еще в XVIII веке агроном И. М. Комов поднял тему механизации земледелия. В середине XIX века В. П. Гурьев, а затем Д. А. Загряжский разрабатывали паровые тягачи для пахоты. В 1888 году Ф. А. Блинов сделал и испытал первый паровой тягач на гусеничном ходу. Однако устройство вышло излишне громоздким. Впрочем, официально годом рождения российского тракторостроения считается 1896-й, когда на Нижегородской ярмарке был публично продемонстрирован первый в мире паровой гусеничный трактор.

На пороге XX века конструктор Я. В. Мамин (ученик Блинова) изобрел бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе. Он как никакой другой подходил для использования в колесных гусеничных транспортных средствах. В 1911 году им же был собран первый отечественный трактор с 18-киловаттным мотором внутреннего сгорания, получивший патриотическое название «Русский». После модернизации на нем появился более мощный двигатель - на 33 кВт. Их мелкосерийное производство было налажено на Балаковском заводе - до 1914 года выпущено около ста единиц.

Помимо Балаково, штучные трактора выпускались в Брянске, Коломне, Ростове, Харькове, Барвенкове, Кичкассе и ряде других населенных пунктов. Но суммарное производство всех тракторов на отечественных предприятиях было столь небольшим, что практически не влияло на ситуацию в сельском хозяйстве. В 1913 году общее количество этой техники оценивается в 165 экземпляров. Зато активно закупалась иностранная сельхозтехника: к 1917 году в Российскую империю было импортировано 1500 тракторов.

История тракторов в СССР

По инициативе Ленина разработке и производству механизированной сельхозтехники было уделено особое внимание. Принцип единого тракторного хозяйства предполагал не только выпуск «железных коней», как называли трактора, но и комплекс мер по организации научно-исследовательской и испытательной базы, организации снабжения запчастями и ремонта, открытию курсов мастеров, инструкторов и трактористов.

Первый трактор в СССР выпустил в 1922 году. Руководителем проекта стал основоположник отечественной школы тракторостроения Е. Д. Львов. Колесная машина получила название «Коломенец-1» и символизировала начало новой эпохи на селе. Ленин, несмотря на тяжелую болезнь, лично поздравил конструкторов с успехом.

В этом же году в Кичкассе предприятие «Красный прогресс» произвело трактор «Запорожец». Модель была несовершенной. Ведущим было всего одно заднее колесо. Маломощный двухтактный мотор на 8,8 кВт разгонял «железного коня» до 3,4 км/час. Передача была только одна, передняя. Мощность на крючке - 4,4 кВт. Но и это транспортное средство значительно облегчало труд сельчан.

Не сидел без дела легендарный изобретатель Мамин. Он усовершенствовал свою дореволюционную конструкцию. В 1924 году трактора СССР пополнились моделями семейства «Карлик»:

  • Трехколесный «Карлик-1» с одной передачей и скоростью 3-4 км/час.
  • Четырехколесный «Карлик-2» с реверсом.

Перенимая зарубежный опыт

Пока трактора СССР «наращивали мускулы», а советские конструкторы осваивали новое для себя направление, правительство решило наладить выпуск по лицензии зарубежной техники. В 1923 году на Харьковском заводе пустили в серию гусеничный «Коммунар», являвшийся наследником немецкой модели "Ганомаг Z-50". В основном они использовались в армии для транспортировки артиллерийских орудий вплоть до 1945 года (и позже).

В 1924 году ленинградский завод «Красный путиловец» (будущий Кировский) освоил производство дешевого и конструктивно простого «американца» фирмы «Фордзон». Старые трактора СССР этой марки зарекомендовали себя совсем неплохо. Они на голову превосходили по характеристикам и «Запорожец», и «Коломенец». Карбюраторный керосиновый двигатель (14,7 кВт) развивал скорость до 10,8 км/час, мощность на крючке - 6,6 кВт. Коробка передач - трехскоростная. Выпускалась модель до 1932 года. Фактически это было первое крупносерийное производство данной техники.

Строительство тракторных заводов

Стало очевидным, что для обеспечения колхозов производительными тракторами необходимо строить специализированные заводы, объединяющие науку, конструкторские бюро и производственные мощности. Инициатором проекта стал Ф. Э. Дзержинский. Согласно концепции, новые предприятия планировалось оснастить современным оборудованием и выпускать в массовом порядке дешевые и надежные модели на колесной и гусеничной тяге.

Первое крупносерийное производство тракторов в СССР было налажено в Сталинграде. В дальнейшем значительно были расширены мощности Харьковского и Ленинградского заводов. Крупные предприятия появились в Челябинске, Минске, Барнауле и других городах СССР.

Сталинградский тракторный завод

Сталинград стал городом, где с нуля построили первый крупный тракторный завод. Благодаря стратегическому положению (на пересечении поставок бакинской нефти, уральского металла и донбасского угля) и наличию армии квалифицированной рабочей силы он выиграл конкуренцию у Харькова, Ростова, Запорожья, Воронежа, Таганрога. В 1925 году было принято постановление о строительстве современного предприятия, а в 1930-м с конвейера сошли легендарные колесные трактора СССР марки СТЗ-1. В дальнейшем здесь выпускалась широкая номенклатура колесных и гусеничных моделей.

К советскому периоду относятся:

  • СТЗ-1 (колесный, 1930).
  • СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
  • СТЗ-3 (гусеничный, 1937).
  • СХТЗ-НАТИ (гусеничный, 1937).
  • ДТ-54 (гусеничный, 1949).
  • ДТ-75 (гусеничный, 1963).
  • ДТ-175 (гусеничный, 1986).

В 2005 году Волгоградский тракторный (бывший СТЗ) признан банкротом. Его правопреемником стал ВгТЗ.

ДТ-54

Гусеничные трактора СССР в середине XX века получили большое распространение, по количеству моделей они превосходили колесные. Великолепным образцом сельскохозяйственной техники общего назначения является выпускавшийся в 1949-1979 годах трактор ДТ-54. Производили его на Сталинградском, Харьковском и Алтайском заводах общим количеством 957 900 единиц. Он «снимался» во многих фильмах («Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Калина красная» и других), установлен в качестве памятника в десятках населенных пунктов.

Двигатель марки Д-54 рядный, четырехцилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, на раме установлен жестко. Число оборотов (мощность) мотора 1300 об/мин (54 л. с.). Пятиступенчатая трехходовая коробка передач с главной муфтой сцепления соединены карданной передачей. Рабочая скорость: 3,59-7,9 км/час, тяговое усилие: 1000-2850 кг.

Харьковский тракторный завод

Строительство ХТЗ им. Серго Орджоникидзе началось в 1930 году в 15 километрах к востоку от Харькова. Всего на постройку гиганта ушло 15 месяцев. Первый трактор покинул конвейер 1 октября 1931 года - это была заимствованная модель Сталинградского завода СХТЗ 15/30. Но главной задачей было создание отечественного трактора типа «Катерпиллар» мощностью 50 лошадиных сил. Здесь же коллективом конструктора П. И. Андрусенко разрабатывался перспективный дизельный агрегат, который можно было бы ставить на все гусеничные трактора СССР. В 1937 году завод запустил в серию модернизированную гусеничную модель на базе СХТЗ-НАТИ. Основным новшеством был более экономичный и при этом более производительный дизельный мотор.

С началом войны предприятие эвакуировали в Барнаул, где на его базе создали Алтайский тракторный завод. После освобождения Харькова в 1944 году производство было возобновлено на прежней площадке - легендарные трактора СССР модели СХТЗ-НАТИ снова пошли в серию. Основные модели ХЗТ советского периода:

  • СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
  • СХЗТ-НАТИ ИТА (гусеничный, 1937).
  • ХТЗ-7 (колесный, 1949).
  • ХТЗ-ДТ-54 (гусеничный, 1949).
  • ДТ-14 (гусеничный, 1955).
  • Т-75 (гусеничный, 1960).
  • Т-74 (гусеничный, 1962).
  • Т-125 (гусеничный, 1962).

    В 70-е годы на ХТЗ была проведена коренная реконструкция, производство при этом не останавливалось. Упор был сделан на выпуск «трехтонников» Т-150К (колесный) и Т-150 (гусеничный). Энергонасыщенный Т-150К на испытаниях в США (1979) показал лучшие характеристики среди мировых аналогов, доказав, что трактора времен СССР не уступали иностранным. В конце 80-х были разработаны модели ХТЗ-180 и ХТЗ-200: они на 20% более экономичны, чем 150-я серия, и на 50% производительнее.

    Т-150

    Трактора СССР славились своей надежностью. Вот и универсальный скоростной заработал хорошую репутацию. У него обширная область применения: транспортная, дорожно-строительная, сельскохозяйственная сферы. Его до сих пор используют для транспортировки грузов по сложному бездорожью, в работе на полях (вспашка, шелушение, культивация и т. д.), на земляных работах. Способен транспортировать прицепы грузоподъемностью 10-20 тонн. Для Т-150 (К) специально разработан турбонадувной 6-цилиндровый дизельный мотор V-образной конфигурации с жидкостным охлаждением.

    Технические характеристики Т-150К:

    • Ширина/длина/высота, м. - 2,4/5,6/3,2.
    • Ширина колеи, м. - 1,7/1,8.
    • Масса, т. - 7,5/8,1.
    • Мощность, л.с. - 150.
    • Максимальная скорость, км/час - 31.

    Минский тракторный завод

    Основан МТЗ 29 мая 1946 года и считается, пожалуй, самым успешным на данный момент предприятием, сохранившим мощности со времен СССР. На конец 2013 года здесь работало свыше 21 000 человек. Завод удерживает 8-10% мирового рынка тракторов и является стратегическим для Беларуси. Выпускает широкий ассортимент транспортных средств под маркой «Беларусь». К моменту развала Советского Союза было выпущено почти 3 млн единиц техники.

    • КД-35 (гусеничный, 1950).
    • КТ-12 (гусеничный, 1951).
    • МТЗ-1, МТЗ-2 (колесный, 1954).
    • ТДТ-40 (гусеничный, 1956).
    • МТЗ-5 (колесный, 1956).
    • МТЗ-7 (колесный, 1957).

    В 1960 году началась масштабная реконструкция Минского завода. Параллельно с установкой нового оборудования конструкторы работали над внедрением перспективных моделей тракторов: МТЗ-50 и более мощной МТЗ-52 с полным приводом. В серию они пошли, соответственно, в 1961 и 1964 годах. С 1967 года выпускалась гусеничная модификация Т-54В в разных исполнениях. Если говорить про необычные трактора СССР, то таковыми можно считать модификации хлопководческого МТЗ-50Х со спаренными передними колесами и повышенным клиренсом, которые производились с 1969 года, а также крутосклонный МТЗ-82К.

    Следующим этапом стала линейка МТЗ-80 (с 1974 года) - самая массовая в мире, и специальные модификации МТЗ-82Р, МТЗ-82Н. С середины 80-х МТЗ освоил технику свыше ста лошадиных сил: МТЗ-102 (100 л.с.), МТЗ-142 (150 л. с.), и маломощные мини-трактора: 5, 6, 8, 12, 22 л. с.

    КД-35

    Гусеничный пропашной трактор отличается компактными размерами, простотой эксплуатации и ремонта. Широко применялся в сельском хозяйстве СССР и в странах Варшавского договора. Назначение - работа с плугом и прочим навесным оборудованием. С 1950 года выпускалась модификация КДП-35, отличавшаяся меньшей шириной траков, более широкой колеей и увеличенным дорожным просветом.

    Достаточно мощный мотор Д-35, соответственно, выдавал 37 л. с., коробка передач имела 5 ступеней (одна назад, пять вперед). Двигатель отличался экономичностью: средний расход дизельного топлива на 1 га составлял 13 литров. Бака горючего хватало на 10 часов работы - этого было достаточно, чтобы вспахать 6 га земли. С 1959 года модель оснастили модернизированным силовым агрегатом Д-40 (45 л. с.) и увеличенным числом оборотов (1600 об/мин). Также повысилась надежность ходовой части.

    Челябинский тракторный завод до войны

    Рассказывая про трактора СССР, невозможно обойти историю Челябинского завода, внесшего весомый вклад в выпуск мирной техники, а во время ВОВ ставшего кузницей танков и «самоходок». Знаменитый ЧТЗ строился в открытом поле вдали от магистралей с помощью кирок, ломов и лопат. Решение о строительстве было принято в мае 1929 года на 14 съезде советов СССР. В июне 1929 года Ленинградский ГИПРОМЕЗ начал работу над проектом завода. Проектирование ЧТЗ велось с учѐтом опыта американских авто- и тракторных предприятий, главным образом Caterpillar.

    С февраля по ноябрь 1930 года был построен и пущен в эксплуатацию опытный завод. Это произошло седьмого ноября 1930 года. Датой основания ЧТЗ считается 10 августа 1930 года, когда произошла закладка первых фундаментов литейного цеха. 1 июня 1933 года на линейку готовности выехал первый гусеничный трактор работников Челябинска - «Сталинец-60». В 1936 году было выпущено более 61 000 тракторов. Сейчас это ретро-трактора СССР, а в 30-е годы модель С-60 превосходила по характеристикам аналоги Сталинградского и Харьковского заводов почти вдвое.

    В 1937 году, попутно освоив производство дизелей С-60, завод перешѐл на выпуск более экономичных тракторов С-65. Год спустя этот трактор был отмечен высшей наградой «Гран-при» на выставке в Париже, а также использовался для съемок культового советского фильма «Трактористы». В 1940 году Челябинскому тракторному заводу было приказано перейти к выпуску военной продукции - танков, самоходных установок, двигателей, запчастей.

    Послевоенная история

    Несмотря на трудности военного времени, тракторостроители не забывали о любимом деле. Возникла мысль: почему бы не использовать опыт американцев? Ведь в США в годы войны производство тракторов не прекращалось. Анализ показал, что лучшей из моделей американских тракторов является Д-7. В 1944 году началась разработка документации и проектирование.

    Через 2 года, одновременно с реконструкцией завода, 5 января 1946 года был выпущен первый трактор С-80. К 1948 году перестройка предприятия завершилась, в сутки выпускали 20-25 единиц гусеничной техники. В 1955 году в конструкторских бюро начались работы по созданию нового, более мощного трактора С-100 и продолжались работы по увеличению долговечности работы трактора С-80.

    • С-60 (гусеничный, 1933).
    • С-65 (гусеничный, 1937).
    • С-80 (гусеничный, 1946).
    • С-100 (гусеничный, 1956).
    • ДЭТ-250 (гусеничный, 1957).
    • Т-100М (гусеничный, 1963).
    • Т-130 (гусеничный, 1969).
    • Т-800 (гусеничный, 1983).
    • Т-170 (гусеничный, 1988).
    • ДЭТ-250М2 (гусеничный, 1989);.
    • Т-10 (гусеничный, 1990).

    ДЭТ-250

    В конце 50-х была поставлена задача: спроектировать и изготовить для проведения испытаний опытные образцы трактора мощностью 250 лошадиных сил. С первых же шагов авторы новой модели отказались от традиционных и хорошо известных путей. Впервые в практике советского тракторостроения они создали герметическую и комфортабельную кабину с кондиционером. Тяжелой машиной водитель мог управлять одной рукой. В результате получился отличный трактор ДЭТ-250. Комитет Совета ВДНХ СССР наградили завод за эту модель Золотой медалью и Дипломом 1-й степени.

    Другие производители

    Безусловно, в списке представлены не все тракторные заводы. Трактора СССР и России также выпускались и выпускаются на Алтайском (Барнаул), Кировском (Петербург), Онежском (Петрозаводск), Узбекском (Ташкент) ТЗ, в Брянске, Владимире, Коломне, Липецке, Москве, Чебоксарах, Днепропетровске (Украина), Токмаке (Украина), Павлодаре (Казахстан) и других городах.

27 марта 1878 года русский крестьянин Ф.Блинов* подал заявку на получение патента на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рейками» (первый в мире гусеничный трактор).

Первый гусеничный трактор был построен в России уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, а 20 сентября 1879 года он уже получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» .

Вводная часть гласила:

«Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам …»

Трактор Блинова имел паровой двигатель и двухгусеничную паровую систему. Все агрегаты устанавливались на раме. Вертикальный котел располагался в центральной части рамы. В качестве топлива использзовалась сырая нефть. Два бака: для топлива и воды, были закреплены на передней части рамы. Силовой агрегат состоял из двух тихоходных паровых машин, обеспечивающих прямой и реверсивный ход при переключении кулисного механизма. Оригинальная двухгусеничная ходовая система Блинова состояла из двух гусеничных лент, пары ведущих и пары направляющих колес, а также двух колес, расположенных между ними и выполняющих функции опорных катков и поддерживающих роликов. Оси всех колес имели жесткое соединение с рамой.

Обслуживали трактор два человека: водитель управлял ходом из будки, а машинист обслуживал котел и паровые цилиндры. Сиденье машиниста размещалось за котлом.

Образец трактора Блинова до настоящего времени не сохранился, макет изготовлен по чертежам, выполненным под руководством Я.М.Мамина — ученика Ф.А.Блинова.

Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.

* (1827 - 24 июня 1902) - русский изобретатель-самоучка. Родился в 1827 г. в селе Никольское, Вольского уезда Саратовской губернии. Родители были крепостными крестьянами. Получив «вольную», Фёдор работал бурлаком, а зачем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook