Подорожание машин в. «Классическое запугивание потребителя». Почему в России подорожают автомобили. Факторы, влияющие на стоимость авто

16-12-2016, 03:08

В 2016 году цены на автомобили в России выросли в среднем на 7%. Учитывая средневзвешенную цену нового транспортного средства в 1 360 000 руб., получаем подорожание в 95 200 руб. Более чем серьёзная сумма, учитывая среднюю заработную плату гражданина России в 36 200 рублей. Получается, что россиянину придется отработать ещё как минимум три месяца (при условии перехода на питание одной корочкой хлеба в день), чтобы просто покрыть это подорожание.

А в 2017 году ситуация с ценами на новые автомобили обещает стать ещё более напряженной. Все отечественные эксперты сходятся в едином мнении - машины начнут дорожать прямо с января будущего года, и, в конечном итоге, рост цен может превысить показатели 2016 года.

С чем это связано? Разумеется, в первую очередь с девальвацией российского рубля. За последние два года рост потребительских цен в нашей стране составил 44%, но, по мнению экспертов, он все равно ещё не покрывает темпы девальвации отечественной валюты. Конечно, в теории рубль в следующем году может начать расти, и тогда цены, соответственно, будут снижаться. Но в подобные радужные перспективы, кажется, в России не верит уже ни один человек.

Рост цен на автомобили в связи с данной проблемой коснется абсолютно всех марок, включая отечественные, ведь даже в продукции АвтоВАЗ присутствуют иностранные детали либо при её сборке используются агрегаты иностранного производства. Безусловно, на отечественных машинах такое подорожание скажется не так сильно, как на «немцах» или «американцах». Скорее всего, влияние курса рубля окажет минимальное воздействие и на цену автомобилей из Китайской Народной Республики.

Производители из Поднебесной все ещё пытаются завоевать отечественный рынок, «пробиваясь» как раз в основном за счет низких цен. Но на 1-3% могут подорожать даже самые бюджетные модели китайского производства.

Сильнее всего в 2016-ом подорожали японские Toyota и Mazda - на 10-11% в зависимости от модели. Следом за ними, казалось бы, неожиданно идет чешская Skoda - увеличение цены на 10%. На самом деле ситуация здесь объяснимая - Skoda принадлежит Volkswagen AG, при этом она не является «флагманом» ведущего европейского концерна на российском рынке. Соответственно, немцы придерживают цены на наиболее перспективные модели головного бренда Volkswagen, стремясь отыграть их относительную дешевизну за счет «нишевой» Skoda. Считается, что поклонники чешской марки - куда более преданная публика, нежели у самого Volkswagen, так что они не убегут к конкурентам и после 10% подорожания.

За Skoda в рейтинге увеличения цен идет американский Ford - 9%. Затем следуют корейские Hyundai и принадлежащая ей Kia, демонстрируя вполне умеренный рост в 7-8%. За ними плетутся тот самый Volkswagen и ещё парочка «японцев» - Nissan и Mitsubishi. У этой троицы рост составил 7%. Ну а наименьшие показатели роста цен, само собой, у отечественной Lada и её французской «хозяйки» Renault - около 4-5%.

Слабеющий рубль - не единственная причина, по которой ожидается подорожание автомобилей в следующем году. С 2017-ого все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС) обязаны оснащаться отечественной системой безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Данное нововведение российских властей крайне не понравилось иностранным производителям.

Только представьте себе, например, Ford Focus продается по всему миру практически в неизменном виде - различаются лишь версии комплектаций, да и то весьма незначительно. А тут американскому концерну придется устанавливать совершенно новую и ненужную никому, кроме российских властей, штатную опцию. И это притом, что наша страна не входит даже в десятку крупнейших мировых «потребителей» автомобильного транспорта!

Более того, только за 2015 год российский рынок продемонстрировал спад более чем на 36% - сильнее, чем какой-либо другой участник «ТОП-15» мировых продаж! Получается, что Россия в принципе не слишком интересна иностранным производителям, её привлекательность с каждым годом только падает, да ещё и отечественные власти ставят палки в колеса иностранным концернам.

В связи с этим многие мировые бренды и вовсе подумывают свернуть часть своих продаж в России - зачем тратить миллионы на установку ЭРА-ГЛОНАСС в не самую популярную у россиян модель, если последующие продажи даже не покроют эти самые вложения? Вдобавок, теперь компания ГЛОНАСС ещё и требует с автопроизводителей плату за активацию услуги. Выходит, что даже такие отечественные модели, как Lada Vesta и Lada Xray по цене от 389 000, в которых уже на этапе разработки была внедрена система ЭРА-ГЛОНАСС, все равно подорожают из-за «налога на активацию».

Что касается других моделей отечественного бренда, представители АвтоВАЗ уже выпустили официальные комментарии по данному поводу, сказав, что «не могут позволить использование ЭРА-ГЛОНАСС на Lada Kalina, Granta и Largus без влияния на розничные цены». В целом эксперты сходятся во мнении, что новая обязательная система безопасности сильнее всего скажется на цене именно бюджетных моделей. Данный сегмент наиболее остро реагирует на любые нововведения, да и лишние несколько тысяч рублей гораздо заметнее в ценнике из шести, а не семи-восьми цифр.

Другая неприятная новость для российских автолюбителей - «дефицит» специальных акций, распродаж и скидок, ожидаемый в 2017 году. Как мы уже упомянули выше, отечественный рынок не является приоритетным для иностранных компаний, и вряд ли эта ситуация изменится к лучшему в следующем году. Поэтому многие автомобильные концерны в 2017 отдадут предпочтение другим странам при распределении «вкусных» цен и особых предложений. Так, шведская Volvo собирается в следующем году отдать свои основные «промо-квоты» на крупнейший в мире китайский рынок и в страны Евросоюза.

Оно и понятно - в Китае ежегодно продают почти в двадцать раз больше автомобилей, чем в России! Даже в Германии, население которой насчитывает 82 миллиона человек, против 146 миллионов россиян, емкость автомобильного рынка составляет свыше трех миллионов единиц, тогда как у нас - менее полутора миллионов.

Остается уповать лишь на щедрость самих дилеров, которые предлагают скидки за собственный счет, а не дарованные «с барского плеча» компаниями-производителями. Например, таким альтруизмом славится московский салон «МАС-МОТОРС», расположенный по адресу - Варшавское шоссе, дом 132А, корпус 1. В течение всего 2016 года компания постоянно предлагала разнообразные скидочные акции и «особые условия», так что практически на все модели, вне зависимости от официальной политики брендов, в «МАС-МОТОРС» цены были ниже, чем в среднем по рынку.

Также многие эксперты предрекают в будущем году подорожание подержанных автомобилей, особенно иностранного производства в возрасте трех-пяти лет. Дело в том, что в предыдущие кризисные годы многие россияне предпочитали покупать именно такие «почти новые» иномарки, вместо подорожавших салонных образцов. В результате в данном сегменте настал настоящий «бум» продаж, и в следующем году, судя по всему, спрос превысит предложение. А значит, владельцы «трехлеток» начнут активно завышать цены на свой товар - все равно ведь купят! К слову, всё в том же салоне «МАС-МОТОРС» представлены и подержанные автомобили по весьма адекватным ценам.

МОСКВА, 10 янв — РИА Новости, Сергей Белоусов. В январе цены на новые автомобили традиционно поползли вверх. О подорожании уже официально объявили АвтоВАЗ, BMW и другие крупные бренды. Некоторые марки пытаются сделать последний финансовый вздох и предложить покупателям скидки, однако неминуемое повышение цен настигнет и их. РИА Новости выяснило, насколько повысится стоимость личного транспорта в 2018-м.

От Lada до BMW

Волжский завод избегал внесения правок в прайс-листы весь прошлый год, лишь осенью увеличив цену почти всех комплектаций седанов Vesta на девять тысяч рублей. Однако с началом 2018-го купить "Жигули" по дешевке уже не получится: в первый рабочий день российский автопроизводитель объявил о повышении цен на весь модельный ряд.

В начале января почти все машины АвтоВАЗа подорожали на 15 тысяч рублей. Чуть меньше — 10 тысяч — придется теперь добавить за Lada Granta и Kalina, а за внедорожник Lada 4x4 — восемь тысяч рублей.

О том, что в новом году BMW поменяет ценники практически на все свои автомобили, немецкая компания объявила заранее — 25 декабря 2017 года. Средняя стоимость машин баварской марки увеличилась на 2,5 процента. Больше всех прибавили "заряженные" кроссоверы BMW X5 M и X6 M. Не изменились прайс-листы только на кроссоверы X2 и X3, а также M5 и 6 Series GT.

В тот же день о подорожании автомобилей Cadillac сообщило российское представительство General Motors. С нового года за модели Cadillac XT5 просят на 300 тысяч рублей больше, за Escalade — на 400 тысяч: их средняя стоимость увеличилась на 6-8 процентов.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе автомобильной группы "Авилон", с 2018 года компания Ford подняла цены на три модели: Fiesta — на 17 тысяч рублей, EcoSport — на 20 тысяч, Ford Kuga — на 35 тысяч. Марка Audi переписала ценники в сторону повышения практически на всю линейку — среднее подорожание — почти 2 процента. Больше всего накинули на "заряженные" модели Audi Sport (S и RS) — их цена выросла на 5-10 процентов.

В сторону увеличения (плюс 2-3 процента) скорректировала прайс-листы марка Mercedes-Benz. Как отметили в "Авилоне", у клиентов пока есть возможность купить машины по прайс-листам 2017 года, а также воспользоваться программой поддержки продаж на автомобили в наличии.

Еще успеют сэкономить те, кто присматривается к продукции Jaguar Land Rover: с февраля в среднем на 330 тысяч рублей подскочит цена на новый Range Rover, модель Range Rover Sport подорожает на 272 тысячи, а со второй половины года ожидается повышение стоимости всего модельного ряда британского концерна примерно на 5-10 процентов.

Со 2 января Hyundai поднял цены седанов Solaris и кроссоверов Creta на 10 тысяч рублей. По данным дилерской сети, перед Новым годом такую же сумму прибавил прайс-лист седана Volkswagen Polo, а кроссовер Tiguan в комплектации Highline подорожал на 20 тысяч рублей. В ГК "Авилон" ожидают дальнейшего повышения цен на легковые модели Volkswagen на 2-3 процента.

Как сообщил РИА Новости заместитель председателя правления группы компаний "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев, в 2018 году также повысились цены на две модели Volkswagen — универсал Passat Variant и пикап Amarok, примерно на 7 процентов.

В конце прошлого года совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" объявило о подорожании с 1 января внедорожника Chevrolet Niva. Все комплектации прибавили по 10 тысяч рублей. При этом сразу после праздников завод объявил об акции "На улице минус 20", в рамках которой машины, произведенные в 2017 году, будут продаваться со скидкой 20 тысяч рублей. Дисконт закончится 31 января.

© Chevrolet


На 50 тысяч евро увеличилась базовая цена Bugatti Chiron — до 2,45 миллиона евро без учета налогов и других платежей. Впрочем, первому российскому владельцу гиперкара пришлось отдать за него 3,5 миллиона евро, причем машину он получал в Европе, поскольку Chiron не сертифицирован для России (нет системы "Эра-Глонасс"). В компании "Авилон" утверждают, что если купить этот автомобиль сейчас, то получить его удастся только в первом квартале 2021 года.

В зависимости от комплектации и количества опций на 7-10 процентов подорожали автомобили Maserati. Также ожидается повышение цен на Fiat и Jeep.

Годом ранее

Согласно данным аналитического агентства "Автостат ", наибольший скачок цен наблюдался в декабре 2016 года: тогда новые автомобили подорожали в среднем на 2,3 процента. В январе 2017-го — еще на 0,9 процента.

В прошлом году АвтоВАЗ переписал ценники на весь модельный ряд тоже в первый рабочий день после новогодних праздников. Меньше чем через неделю марка Renault выпустила новые прайс-листы, в которых автомобили подорожали на 10-30 тысяч рублей. Не избежали этой участи корейские бестселлеры Kia Rio и Hyundai Solaris, а также российско-американский внедорожник Chevrolet Niva. Цены на некоторые модели подняли Skoda, Volkswagen, Mazda. В январе 2017-го Toyota прибавила к ценнику почти всех моделей 24-305 тысяч рублей: рекорд тогда принадлежал минивэну Alphard. Всего с 15 декабря 2016 года по 15 января 2017 года цены на автомобили в России повысили 25 брендов.

Что дальше?

Эксперты сходятся во мнении, что рост цен в 2018 году продолжится, несмотря на стабильный курс рубля.

"Подорожание автомобилей в этом году неизбежно ввиду увеличения утилизационного сбора, а также общего уровня инфляции, — рассказал Александр Зиновьев. — В первую очередь это затронет модели мощностью свыше 200 лошадиных сил, поэтому мы ожидаем подорожания у всех брендов премиум-сегмента".

Ранее в Минпромторге заявили, что индексация утилизационного сбора не коснется автомобилей, чье производство налажено в России. Этим заводам дополнительная нагрузка будет компенсирована за счет новой программы господдержки автопрома, на которую выделяется более 125 миллиардов рублей в год.

Государство поможет сэкономить на покупке новой машины, но не всем. В 2018 году Минпромторг планирует направить 16 миллиардов рублей на продолжение государственных программ стимулирования "Первый автомобиль" (дает 10 процентов скидки тем, кто покупает машину впервые) и "Семейный автомобиль" (10 процентов скидки тем, у кого двое и более несовершеннолетних детей). Судя по письмам автопроизводителей, участвующих в программах (имеются в распоряжении РИА Новости), правительство решило отказаться от увеличения предельной стоимости автомобиля до 1,5 миллиона рублей — максимальная цена попадающей под действие программы машины осталась на прошлогоднем уровне в 1 450 000 рублей. Кроме того, к участию в программе в 2018 году допустят модели, произведенные не ранее декабря 2017 года на территории России и в обязательном порядке оборудованные системой "Эра-Глонасс".

Так как мы не знаем о том, сколько будет стоять доллар в будущем, наши расчеты будут приблизительными. Но, не смотря на это, у Вас будет хоть какое-то представление о том, сможете Вы себе позволить новую машину в этом году или нет. Согласно статистическим данным, за последние пять лет ситуация на авторынке существенно изменилась. Как оказалось, 70% продаж приходятся на автомобили иностранной сборки, это свидетельствует о том, что ТС отечественного производства мало интересуют покупателей.

Напоминаем, что по сегодняшний день действуют санкции, которые на Россию наложили Италия и Германия. А эти страны считаются лидерами поставок качественных автомобилей. В связи с чем, машины данных брендов уже существенно подорожали, кроме этого, стоимость деталей к этим автомобилям тоже поднялась. Цены на авто, которые привозят к нам из-за заграницы, поднялась на 30-40 процентов.

В текущем году в РФ подняли ставку акцизного сбора на 26.5%, такие же показатели были в 2014 году. Теперь владельцам машин с мощь мотора от 90 до 150 л.с. нужно платить 43 рубля за одну лошадиную силу. А акцизный налог на машины с отдачей больше, чем 150 л.с. составит 420 руб. за каждую единицу мощности.

Мы практически ответили на вопрос: сколько буду стоять авто в 2017 году, но сначала о факторах, которые повлияют на формирование цены:

  • Валютная ситуация на финрынке (эксперты утверждают, что курс иностранной валюты увеличиться на семь процентов. Скачек небольшой, поэтому, производители не будут сильно поднимать стоимость, чтобы не лишиться потенциальных покупателей, которых за последние два года стало в два раза меньше, можно предположить, что максимальная стоимости на машины в нынешнем году поднимется на 4%);
  • Турецкие санкции (отечественные производители машин КАКМАЗ и АвтоВАЗ применяют детали турецкого изготовления, в связи со сложившейся ситуацией, могут возникнуть перебои с поставками, и поставщики, чтобы перекрыть их, поднимут стоимость на ТС, в таком случае, автомобили в 2017 году могут подорожать на 7-15%);
  • Новый экостандарт (начиная с прошлого года, все производимые авто нужно оснащать моторами стандарта «Евро-5». Такие расходы, разработчики компенсируют тем, что поднимают стоимость на свой товар на пять процентов);
  • Повышенная ставка утилизационного сбора до 65% (этот закон недавно приняло Правительство РФ, из-за этого каждый автомобиль подорожал на 30 000 -40 000 руб.);
  • Повышение акцизного сбора до 4-5% (данный показатель практически не влияет на формирование цен).

Эти данные помогут Вам предположить, на сколько подорожают автомобили в 2017 году в России. Поднятие стоимости негативно может отобразиться, как на отечественных покупателях, так и иностранных производителях. Поставщики из Америки и Европы понесут немалые убытки, так как жители России являются главными потребителями данной продукции. Зато, в таких условиях, может подняться спрос на ТС отечественных производителей.

Эксперты утверждают, что на рынке поддержанных транспортных средств все останется без изменений, а если подорожание на ТС будет, то не существенное. Есть вероятность, что некоторые модели авто упадут в цене, причина в том, что спрос на такую продукцию уменьшился. Аналитики предполагают, что в этом году на рынке поддержанных машин, стоимость поднимется на десять процентов.

Для покупателей это выгодные расценки, если курс иностранной валюты станет выше, вероятно, цены на б/у машины тоже поднимутся. Напоследок хочется отметить, что никакого постоянства на российском авторынке не будет, те, кто имеют деньги на покупку итальянского или американского транспортного средства смогут его купить даже за «космическую сумму». А вот люди, которые собирали полжизни на новую машину любимой марки, скорей всего не смогут себе ее позволить, когда узнают, сколько буду стоять авто в 2017 году. Расстраиваться не стоит, ведь можно купить поддержанный автомобиль в хорошем состоянии по выгодной цене.

Одной из причин сдерживания роста цен в начале наступившего года является укрепление рубля.

Российские автомобильные дилеры пока что практически не получают уведомлений от концернов о том, что нужно переписать ценники представленных на нашем рынке моделей. Как сообщает «Коммерсант », ныне действующие цены на иномарки предположительно сдержало в том числе и укрепление рубля.

Согласно данным представителей дилерских центров, в массовом сегменте автомобилей цены почти не изменились. Машины бренда Mercedes-Benz прибавили примерно по 3%, Audi – по 2,2%. По их информации стоимость Volkswagen Polo выросла в пределах 3% (в зависимости от комплектации), а Hyundai Solaris в декабре подорожал на 30 000 рублей. Согласно официальному сайту, сейчас базовая версия Соляриса стоит 553 900 рублей с учётом скидок.

Большинство дилеров считают, что цены на иномарки будут расти позже, после того, как будут распроданы прошлогодние стоки. Так, по мнению директора по продажам ГК «Автоспеццентр» Алексея Потапова первой волны подорожания стоит ожидать в начале второго квартала, когда к дилерам приедут машины, сошедшие с конвейера в 2017 году. Они будут продаваться «уже по индексированной стоимости».

Дилер считает, что цены увеличатся на 5-7% в зависимости от конкретной марки. Алексей Потапов предположил, что больше всего рост будет заметен для покупателей автомобилей бюджетного и массового сегментов.

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, компаниям стоит подождать определённости со спросом на российском автомобильном рынке, так как в ноябре 2016-го был продемонстрирован хоть и символический, но всё-таки прирост (по неофициальным данным, продажи в декабре прошлого года тоже были на сравнительно высоком уровне). При этом январь и февраль традиционно являются слабыми для продаж машин месяцами, поэтому они «не могут служить ориентиром для ценовых стратегий», отметил эксперт.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщил о том, что . С начала 2017 года базовые версии популярных российских машин стали дороже на 2-3%.

В наступающем году покупателям стоит ждать очередного скачка, несмотря на относительную стабильность курса рубля. По их мнению, зимой дилеров ждут крайне низкие продажи, из-за чего они будут вынуждены повысить стоимость автомобилей.

Один из собеседников газеты считает, что цены вырастут в среднем на 4-5%. В то же время источник в одном из дилерских центров говорит о подорожании на 10-15%. Однако, добавил он, компании будут «откатывать цены» при помощи спецпредложений и акций.

Другой причиной грядущего повышения цен эксперты называют внедрение дорогостоящей системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость установки системы на одну модель источники оценивают в шесть миллионов рублей. По их мнению, больше всего рост цен ощутят потребители бюджетного сегмента, поскольку там даже небольшое повышение себестоимости ощутимо отражается на конечной цене.

Эксперт сайт:

Очевидно, что для всех марок идеальной будет ситуация, когда розничные цены на автомобили сравняются в валютном выражении с ценами на соседних рынках. В частности, европейских. Никого не устраивает тема потери маржи по сравнению с другими рынками.

Чтобы понимать, какие у дистрибьюторов есть резервы для повышения цен, надо знать, какая у каждой конкретной марки ситуация с продажами. И - что крайне важно - как себя чувствуют дилеры.

Вряд ли маркетологи любой марки сегодня ориентируются на докризисный уровень продаж - с ним сравнивать текущую ситуацию уже просто бессмысленно. Но и цифры падения продаж в штуках по сравнению с аналогичными периодами прошлого года (абсолютные или относительные) объективной картины не дают. Уверен, что для маркетологов сейчас огромное поле для работы. Наверняка они сравнивают ситуацию не только в штуках (количестве отгруженных автомобилей дилерам и реальном количестве переданных клиентам машин), но, главное, в рублях и в евро. И в денежном выражении ситуация на рынке может отличаться. Вполне возможно, что в рублях падение не такое большое. То есть россияне тратят на автомобили такие же суммы, как и раньше. Просто произошло огромное смещение в сегментах. Так что это очень тонкая работа - маркетологов и дистрибьюторов. Дилеры проводят ревизию своего модельного ряда и рассматривают ситуацию буквально по каждой модели и каждой комплектации. На эти формулы также накладывается возможная игра с финансовыми инструментами - кредитами, лизингом и т.д.

Наверняка маркетологи уже пришли к мысли (или скоро придут) о сотрудничестве со страховыми компаниями - для того, чтобы оптимизировать страховые предложения. То же КАСКО сейчас занимает очень большой процент в общем пакете под названием «покупка автомобиля». Аналогично - переговоры с дилерами о стоимости периодического ТО. Хотя, здесь резервов еще меньше, поскольку дилеры только и живут этим бизнесом.

Возможно, если дилерам удастся подгрести под себя рынок подержанных машин, то есть откусить от него хотя бы процентов 15-20, они смогу найти резервы в собственной экономике для заманчивых предложений по новым автомобилям.

У дилеров вообще должна быть серьезная работа по оптимизации портфеля представленных марок. Например, Opel год назад отвалился сам. А Honda, наоборот, вроде бы и не ушла, но просто скинула все проблемы на дилеров. В результате мы уже недосчитываемся каких-то моделей и модификаций просто потому, что у продавцов нет резервов для снижения цен. И, тем более, денег для омологации новых продуктов. А это очень серьезные суммы.

В общем, понятно, что аккуратнее всего, без истерики, будут работать марки, которые инвестировали колоссальные суммы и в российскую сборку, и в работу с российскими поставщиками комплектующих. Они уже не могут уйти с рынка, и у них есть хоть какие-то резервы для сдерживания цен.

От правительства все ждут гарантий стабильности лет на 15 вперед. Тогда можно развивать местное производство. А это единственный путь для нормальной работы на рублевом рынке. Второе, чего ждут от властей, - это поддержка деньгами на утилизацию и частичную оплату покупательских кредитов. Тут авторынкок вряд ли чего-то дождется. Денег на это в бюджете скоро не будет совсем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook