Начисление зарплаты водителям грузовых автомобилей. Методика расчета фонда заработной платы водителей

Методика расчета потребности водителей.

где - общие часы работы водителей за год, ч.,

Общие часы отработанные водителями на линии за планируемый период, ч.,

= АЧ э (см. п.1.2.);

Общие часы подготовительно- заключительного времени, ч.,

, ч., (17)

где t см. - продолжительность смены водителя, ч. (установить согласно заданному режиму работы водителя исходя из 40-часовой рабочей недели:

При пятидневной рабочей неделе – 8 ч;

При шестидневной рабочей неделе – 6,7 ч);

0,38 - норма подготовительно-заключительного времени с учетом медицинского осмотра на одну смену, ч.,

ФРВ – фонд рабочего времени водителей за год, ч. Принять в расчетах 1800 часов.


Все расчеты выполнять до 0,01.

Грузовые перевозки

Расчеты фонда заработной платы водителей грузовых автомобилей в курсовой работе основаны на следующих допущениях:

Система труда водителей – сдельно-премиальная;

Планируются надбавки за классность, доплата за экспедирование груза, премии.

3.1. Сдельная заработная плата

ЗП сд = (С т · Q т + С ткм · Р ткм) · К, руб. (18)

где С т · Q т – оплата труда водителей за нахождение его автомобиля под погрузкой и разгрузкой, руб.;

С ткм · Р ткм – оплата труда водителя за перевозку груза по соответствующей группе дорог, руб.;

С т - сдельная расценка за 1 т. груза, руб.

(19)

где - см. формулу 5;

С ч – часовая тарифная ставка водителя соответствующего разряда, руб.;

Для установления размера ставки необходимо:

Определить разряд водителя;

Установить тарифный коэффициент, соответствующий разряду водителя;

, руб. (20)

ЗП мес – отраслевая минимальная месячная тарифная ставка I разряда;

ЗП мес = МРОТ × К

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

К - повышающий коэффициент для автотранспортной отрасли К=1,5

163,6 – среднемесячное количество часов;

К тар – тарифный коэффициент, соответствующий разряду водителя:

С ткм – сдельная расценка за 1 выполненный тонно-километр, руб.

(21)

Норма времени на выполнение 1 тонно-километра, мин.

(22)

V т – среднетехническая скорость автомобиля, км/ч;

β – коэффициент использования пробега;

q а – грузоподъемность автомобиля, т.

При расчете сдельной заработной платы необходимо учитывать повышение сдельных расценок поправочным коэффициентом (К):

для грузов I класса – 1,0;

для грузов II класса – 1,25;

для грузов III класса – 1,66;

для грузов IV класса – 2,0.

3.2. Оплата подготовительно-заключительного времени

О п-з = С ч ×Ч п-з, руб. (23)



где С ч - см. результат расчета в формуле 20;

Ч п-з - см. результат расчета в формуле 17;

3.3. Надбавка за классность

руб. (24)

где П кл - процент надбавки за классность

Водителям I класса – 25 %

Водителям II класса – 10%

Класс водителей см. задание

3.4. Доплата за экспедирование груза

руб. (25)

где П эксп – процент доплаты за экспедирование,

ЗП сд - см. результат расчета в формуле 18.

3.5. Премии, носящие постоянный характер.

руб. (26)

где П прем - процент, представляющий собой общий размер премий; в расчетах принять 30 %.

3.6. Фонд заработной платы за отработанное время.

ФЗП отр.вр. = ЗП зд + О п-з + Н кл + Д эксп + Пр, руб. (27)

3.7. Фонд заработной платы за неотработанное время.

Этот фонд включает оплату неотработанного, но оплачиваемого по трудовому законодательству, времени (оплата ежегодных и дополнительных отпусков, учебных отпусков и т.п.); он рассчитывается в процентах о тофнда заработной платы за отработанное время.

(28)

где П неотр.вр - процент фонда заработной платы за неотработанное время:

, (29)

где Д о – продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, в расчетах принять 28 дней;

29,6 – среднемесячное число календарных дней;

2 – доля прочего неотработанного, но оплачиваемого времени, %

3.8. Фонд заработной платы водителей.

ФЗП вод = ФЗП отр.вр + ФЗП неотр.вр, руб. (30)

3.9. Среднемесячная заработная плата одного водителя

руб. (31)

Результаты расчетов занесите в таблицу 2.

Таблица 2

Фонд заработной платы водителей


Пассажирские перевозки

Расчеты фонда заработной платы водителей автобусов в курсовой работе основаны на следующих допущениях:

Система труда водителей – повременно-премиальная;

Планируются надбавки за классность, доплата за работу в ночное время, в праздничные дни и премии.

3.1. Повременная заработная плата:

ЗП повр = С час · АЧ э, руб., (32)

где С час см. результат расчета в формуле 20;

АЧ э - см. результат расчета в формуле 2;

3.2. Оплата подготовительно-заключительного времени.

(см. формулу 23)

3.3. Надбавка за классность

(см. формулу 24)

3.4. Доплата за работу в ночное время.

Ночной является работа с 22 часов до 6 часов утра. Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.

(руб.) (33)

где П ноч – процент доплаты за работу в ночное время. В курсовой работе размер доплаты за работу в ночное время принять 40%;

Ч ноч - количество часов, отработанных в ночное время в среднем за сутки, ч.;

N вод.н. - количество водителей, работающих в ночное время, чел., в расчетах принять 30% от общего числа водителей.

3.5. Доплата за работу в праздничные дни.

Доплата за работу в праздничные дни производится по установленной часовой тарифной ставке за часы, отработанные в праздничные дни.

руб. (34)

где Д празд – количество праздничных дней в году,

- количество водителей, работающих в праздничные дни, чел.; в расчетах принять 60% от общего числа водителей.

3.6. Премии, носящие постоянный характер.

руб . (35)

где П прем - процент, представляющий собой общий размер премий, в расчетах принять 40%.

3.7. Фонд заработной платы за отработанное время.

ФЗП отр = ЗП повр + О п-з + Н кл + Д ноч + Д празд + Пр, (руб.) (36)

3.8. Фонд заработной платы за неотработанное время.

(см. формулы 28, 29)

3.9. Фонд заработной платы водителей.

(см. формулу 30)

3.10. Среднемесячная заработная плата одного водителя

(см. формулу 31)

Результаты расчетов заносим в таблицу 2

Таблица 2

Фонд заработной платы водителей.

Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

Необходимое документальное оформление

В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:

– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.

– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.

Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.

Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.

Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.

Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.

В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.

Два способа оплаты в период ремонта

Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:

  1. Оплата по среднему заработку

Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.

Полезная информация:

Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:

Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.

Оплата по среднему заработку

При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.

Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.

Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.

В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).

Оплата по действующей системе оплаты труда

При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.

При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.

Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.

Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.

Заработная плата водителя составляет: часовая тарифная ставка водителя * на количество отработанных часов за определённый период времени (месяц).

Определение часовой тарифной ставки:

Оклад водителя, согласно установленному разряду по ЕТКС делится на среднее количество рабочих часов за год. Например, среднее количество рабочих часов за 2005 год составляет 162,2 (сумму рабочих часов за каждый месяц разделить на 12). Количество рабочих часов за месяц можно узнать путём умножения количества рабочих дней (без выходных) на 8 часов. Например, если в месяце рабочих дней было 21, то рабочих часов: 21*8 = 168. Следовательно, часовая тарифная ставка водителя 4 разряда составляет:

Оклад по ЕТКС 1683-87 руб. / Среднее количество рабочих часов за год 162,2 = 10-38 руб.

10-38 руб.* 8 ремонтных часов * 2/3 = 83-04 руб. * 2/3 = 55-36 руб.

Эта сумма также прибавляется к общей сумме заработной платы.

Оплата работы водителя на машине с прицепом:

Работа на машине с прицепом оплачивается выше, т.к. считается более сложной, и в табеле также должны указываться отдельно часы, когда и сколько водитель работал на машине с прицепом. Доплата водителю за прицеп по действующему на предприятии Положению об оплате составляет 20%.

Например, время работы на машине с прицепом составляет 50 часов за месяц, т.е. доплата за прицеп рассчитывается так:

50 часов * тарифная ставка водителя 10-38 руб. * 20% = 519 * 0,2 = 103-80 руб.

Оплата командировочных дней:

По принятому на предприятии Положению об оплате оплата 1 командировочного дня составляет 100 руб. и ночное время – 12 руб.

Например, время командировки составило 7 дней, следовательно, оплата будет составлять: 7*100 = 700 руб. + 12*7 = 84 руб. = 700 + 84 = 784 руб. Ночное время принято считать с 22 часов до 6 часов. Водителям выплачивается также надбавка за классность, если таковая имеется и подтверждается соответствующим документом. Водитель 1 класса получает надбавку 25% от суммы заработной платы; 2 класса – 10%. Заработная плата водителя за месяц умножается на % классности:

1868-40 * 10% = 186-84 руб.

Расчёт премии водителей:

По принятому на предприятии Положению о премировании разработаны следующие показатели премирования:

1) выполнение плана выхода на линию в часах – 10%;

2) соблюдение маршрута движения – 10%;

3) выполнение плана грузоперевозок в тн/км – 15%.

При невыполнении условий премирования работники лишаются премии.

Составление плана грузооборота:

Количество рабочих дней за определённый период времени (месяц) умножается на среднее количество километров, которое должен проделать автомобиль за 1 день и на грузоподъёмность автомобиля. Например, у грузовой автомашины с грузоподъёмностью 7т при рабочем времени 21 день, средний пробег за 1 день должен составлять ≈ 75 км.

Следовательно, план грузооборота для данной машины на 1 месяц составляет: 75 км * 21 день * 7т = 11025 тн/км. Средний пробег за 1 день у каждой машины может быть различным, учитывая нагрузку машины и её использование в работе. План грузооборота составляется на каждый месяц и доводится без учёта времени технического обслуживания машин (ремонта). Корректировка плана производится на основании актов проведения ремонта автомашин. При расчёте премии обязательно учитывается план грузооборота и его корректировка в связи с ремонтом (Приложение А).

План выхода на линию:

Составляется путём умножения количества рабочих дней в месяц на 8 часов. Например, 20 рабочих дней * 8 часов = 160 часов. Он также корректируется в связи с ремонтом машин при наличии акта ремонта. Такие планы составляются ежеквартально с разбивкой по месяцам отдельно на каждую автомашину (Приложение Б).

Расчёт премии водителей производится при помощи таблицы 8, в которой отражены все необходимые данные:

Таблица 8 - Данные для расчёта премии водителей

водителя

Отработано

чел./часов

Грузооборот

Суркин В.И.

Галиев В.А.

На основании этих показателей производится расчёт суммы премии, который также удобно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 9 - Расчёт суммы премии

водителя

Заработная

плата, руб.

% премирования за

выполнение показателей

Всего премия

План выхо-

да на линию

План грузо-

перевозок

Суркин В.И.

Галиев В.А.

В чем особенности оплаты труда водителей автомобилей? Как оплачивать труд водителя на период ремонта автомобиля?

Водители автотранспорта - особая категория сотрудников организации. Для них установлен особый режим работы и отдыха и, как следствие, оплата труда водителей автомобилей может отличаться от порядка выплаты зарплаты остальным сотрудникам компании. В этой статье мы поговорим о порядке оплаты труда водителей организации, рассмотрим ее виды и особенности начисления.

Положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей

Оплата труда водителя грузового транспорта компании - это вознаграждение, которое он получает за выполнение своих трудовых функций. Уровень заработной платы водителей, а также система выплаты вознаграждений регулируется законодательством, а также нормативными актами и положениями, принятыми в организации.

Одним из таких является положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей на предприятии. Документ регулирует порядок начисления денежных вознаграждений за работу данной категории сотрудников, а также учитывает систему работы компании, график труда водителей грузовых автомобилей, уровень сложности выполняемых ими задач по перевозке грузов и другие вопросы.

Уровень оплаты труда водителя грузового транспорта зависит от таких нюансов, как:

  • категория грузового транспорта;
  • классность водителя;
  • рабочие смены (дневной график или ночной);
  • наличие переработок (выполнение плановых показателей, время работы, тоннаж перевозимого груза, расстояния и др.).

Водители грузового транспорта делятся на несколько категорий. Принадлежность к какой-либо из них оценивается исходя из грузоподъемности транспорта и расстояний, в радиусе которых осуществляются перевозки.

Расчет зарплаты такого работника зависит от отношения водителя к определенной категории. Это может быть:

1. Почасовая ставка. Такая система оплаты труда водителя грузового автомобиля возможна, если сотрудник в процессе выполнения трудовых обязанностей не преодолевает больших расстояний. При этом вес перевозимого груза небольшой.

2. Сдельная ставка. Вознаграждение сотрудника по такой системе производится с учетом перевезенных тонн груза или прохождения тонно-километров. Сдельная система заработной платы применяется для водителей грузового транспорта, которые перевозят объемные грузы на большие расстояния.

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей применяется на основе выработки транспортного средства. Уровень заработной платы в этом случае напрямую зависит от самого сотрудника.

К критериям расчета вознаграждения водителя относятся:

  • пройденный километраж;
  • объем перевезенного груза в тоннах;
  • тонно-километры.

Сдельная система расчета вознаграждения применяется, если:

  • повременная система оплата труда не представляет выгоды для сотрудника и не является целесообразной;
  • имеются тонкости обслуживания транспортного средства и сложности при выполнении трудовых обязанностей;
  • необходимо мотивировать работника к высокой выработке с целью увеличения производительности труда.

Такая система расчета денежного вознаграждения выгоднее повременной для водителей, которые за определенный промежуток времени производят трудоемкие и результативные работы на транспорте.

Сдельная оплата труда водителей грузового транспорта может быть:

  • коллективной - актуальна, когда транспортное средство находится в работе непрерывно. Применяется если сотрудникам необходимо выделить время на отдых, которое не будет приводить к ущербу производительности компании. При коллективной сдельной оплате труда для каждого сотрудника вознаграждение рассчитывается исходя из их личной производительности и удельного веса их функционального участия;
  • индивидуальной - актуальна, когда положением об охране труда не требуется выделения дополнительного времени на отдых и водитель укладывается в оптимальный график (смена не должна превышать 12 часов).

Индивидуальная система наиболее приемлема и оптимальна для компании. В этом случае водитель отвечает за транспортное средство и объем производительности самостоятельно.

Система оплаты труда устанавливается нанимателем. Она не должна противоречить нормативным документам или трудовому соглашению с сотрудником.

Положение об оплате труда водителей легковых автомобилей

Оплата труда водителей автомобилей также зависит от категории и классности водителя. Этот показатель определяется в компании посредством прохождения аттестации. Классность присваивается водителю специальной комиссией и утверждается приказом нанимателя. Этот показатель имеет три уровня:

  • III - водитель, который только начал работу на этой должности и не работал ранее в другой организации;
  • II - водитель, имеющий непрерывный стаж работы в компании от трех лет;
  • I - водитель, который проработал в компании, имея II класс, не менее двух лет.

За классность водителю положена надбавка, размер которой устанавливается нанимателем и прописывается в положении об оплате труда водителей легковых автомобилей.

Кроме того, этот документ содержит основные условия оплаты труда, минимальные тарифные ставки, размеры компенсации за определенные условия выполнения трудовых обязанностей и т.д.

Водителям также могут быть положены премиальные вознаграждения. Их размер и основания для начисления прописываются в положении, утвержденном компанией. Премиальные выплаты возможны за следующие достижения:

  • высокую производительность труда сотрудника и перевыполнение плановых показателей за отчетный период;
  • высокий уровень качества производимых работ на транспортном средстве;
  • оперативное выполнение срочных дополнительных задач;
  • добросовестное отношение к выполнению основных функций и интенсивность труда.

Положение, утвержденное руководством компании, вступает в законную силу с момента его подписания. Этот документ действует на бессрочной основе.

Оплата труда водителя в период ремонта автомобиля

На время непредвиденной поломки автомобиля водитель вынужден освободиться от исполнения своих прямых трудовых обязанностей. Но работник же не виноват! А как это сказывается на его зарплате? Давайте разберем порядок оплаты труда водителя на период ремонта автомобиля.

Итака, есть два варианта:

Вариант 1. Если водитель самостоятельно устраняет поломку, то на период проведения ремонта можно установить для него тарифную ставку автомеханика в зависимости от объема работ.

Вариант 2. Если водитель не принимает прямого участия в устранении поломки, то на период проведения ремонтных работ для него устанавливается средняя ставка оплаты труда.

Применяемые варианты должны определяться в положении об оплате труда водителя.

Если поломка требует отправки автомобиля на ремонт в СТО, то в этом случае можно предложить водителю временный труд на другом транспортном средстве. Такой перевод возможен только с письменного согласия сотрудника.

В целях рационального использования рабочего времени можно попробовать договориться с работником и предложить ему оформить отпуск не по графику, а на период поломки автомобиля. Реализация такого плана зависит только от желания водителя, и настаивать на этом работодатель не вправе.

Так же стоит учесть начисление премий и надбавок. Зачастую наниматели не выплачивают премиальные за период ремонта, так как плановые показатели работником не выполняются. Однако целесообразнее выплатить сотруднику премию за качественный и оперативный ремонт, стимулируя его, тем самым, выполнять такие работы быстрее. Это возможно, если подобные выплаты не противоречат принятому положению.

Оплата труда водителей грузовых автомобилей в сельскохозяйственных формированиях осуществляется согласно сдельной системе объема выполненных перевозок, или по расценкам оплаты за предоставленные услуги в условиях орендно- договорных отношений.

Почасовую оплату труда применяют в случае невозможности учитывать вес перевозок: перевозки людей, посадочного материала, тары, подвоз еды к местам работы и тому подобное. Труд этой категории работников, включая и тех, которым установлен ненормированный рабочий день, оплачивают по месячным тарифным ставкам, которые определяются путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени, а при не полный загруженности в течение месяца - по дневным тарифным ставкам, определяемым делением месячной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц. Водителям автомобилей устанавливается время на подготовительно-заключительные работы продолжительностью 18 минут в смену для выполнения работ, необходимых перед выездом и после возвращения их в гараж. Это время включается в рабочее и оплачивается из расчета установленной водителю тарифной ставки и учитывается при составлении графиков работы водителей.

По сдельной системы оплаты труда за объем перевозок водителям оплачивают в зависимости от группы автомобилей по грузоподъемности и категории грузов. Расценки устанавливаются за одну тонну перевозимого груза (с учетом затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы) и за один тонно-километр. Просмотр и введение норм выработки, применения условий оплаты труда проводится владельцем или уполномоченным им органом с обязательным официальному сообщению профсоюзного комитета предприятия не менее, чем за два месяца до их введения. Водителям, которые работают на автомобилях II-й и и II-й группы по специальным оборудованием и механизмами, тарифные ставки установлены с учетом совместительства работ по управлению этими механизмами и оборудованием. Оплата труда времени простоя не по вине работника, если он предупредил своего заказчика о начале простоя, осуществляется в размере тарифной ставки (должностного оклада), в том числе две трети за счет расходов себестоимости, одну треть за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Минимальные размеры часовых тарифных ставок устанавливаются Отраслевым соглашением между Министерством аграрной политики Украины, отраслевыми объединениями предприятий и Профсоюзом работников агропромышленного комплекса Украины приведены в таблице 27.1.

Таблица 27.1. Коэффициенты квалификационных соотношений водителей автотранспортных средств

грузовые автомобили

Грузоподъемность автомобилей (в тоннах)

И группа бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения

специализированные и специальные автомобили: самосвалы, цистерны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, техпомощи, снигочисни, поливомоечные, пидмитальнозбиральни, автокраны, автопогрузчики и другие седельные тягачи с прицепами

III группа автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака,

аммиачной воды, загнивающего мусора, ассенизационных грузов

коэффициенты

коэффициенты

коэффициенты

Легковые автомобили

Автобусы (в том числе специальные)

Устранение эксплуатационных неисправностей, возникших во время рейса и не требуют разборки узлов и механизмов автомобиля, возлагают на водителя и не оплачивают. При выполнении водителем в рейсе работ по ремонту узлов и механизмов автомобиля с их разборкой и устранением неисправностей его труд оплачивается в установленном порядке за фактически отработанное время при наличии подтверждающего документа. По сдельной системы оплаты труда водителям время на подготовительно-заключительные работы учитывают при установлении норм времени и сдельных расценок и по отдельности не оплачивают.

Единые нормы времени в минутах и сдельные расценки устанавливаются для грузов 1-го класса. Они включают: нормы времени и сдельные расценки за время простоя транспорта под загрузкой и разгрузкой на одну тонну груза и нормы времени и сдельные расценки на один тонно-километр. Для грузов II-го, III-го и IV-го классов применяют поправочные коэффициенты соответственно 1.25, 1.66 и 2.0, которые рассчитывают, исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой устанавливаются в зависимости от способа осуществления погрузочно-разгрузочных работ, типа и грузоподъемности транспортного средства, класса грузов и видов погрузочно разгрузочных механизмов. В установленные нормы времени простоя транспортных средств включается время, необходимое на скачивания и разгрузки с подъемом и отнесением груза, открыванием и закрыванием бортов, очистки кузова, оформление документов и тому подобное. В таблицах норм времени и сдельных расценок за время под загрузкой и разгрузкой для различных групп автомобилей и условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ приводятся нормы времени в минутах и сдельные расценки в расчете на 1 т груза. Путем умножения указанных нормативов на грузоподъемность автомобиля определяются нормы времени и расценки на полную грузоподъемность автомобиля.

В нормах времени на 1 тонно-километр для грузового автотранспорта учитываются время на пробег, отдых и личные надобности водителя, а также время на краткосрочные остановки и на уточнение адреса конечного пункта.

При перевозке грузов на большие расстояния, в дальние рейсы целесообразно отправлять двух водителей. При этом оплата труда второго водителя, когда он не управляет автомобилем и при отсутствии спального места, проводится почасово из расчета по утвержденным нормам времени на рейс. Когда автомобиль оборудован спальным местом, время втором водителю засчитывается в половинном размере и начисляется оплата почасово. Начисленная таким образом оплата труда обоим водителям делится между ними поровну с учетом классности водителей. Время на отдых водителей в дальних рейсах вне автомобиля в рабочее время не включается и не оплачивается. Возмещение расходов в связи с расходами проводится в соответствии с действующим законодательством о служебных командировках.

Оплата труда на ремонте и техническом обслуживании осуществляют по тарифным ставкам рабочих ремонтных мастерских. В случае перевода водителей, при производственной необходимости, на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца оплата труда осуществляется за выполненную работу.

При переводе водителей автомобилей из-за простоя на работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта за все время простоя оплату труда начисляют за выполненные работы. При этом им присваивают квалификационные разряды слесаря по ремонту автомобилей. Если заработная плата по выполняемой работе окажется ниже чем средняя на предыдущей работе, то производится доплата до средней заработной платы по прежней работе при условии выполнения норм выработки, а при не выполнение - до тарифной ставки на предыдущей работе. Надбавка за классность при оплате по тарифным ставкам ремонтников, водителям не выплачивается и доплата за ненормированный рабочий день не проводится.

Водителям автомобилей начисляется надбавка за классность - I-го класса - 25%, II-го класса - 10% от суммы заработка. Водителям насчитывают и другие надбавки и доплаты. Доплаты одному работнику максимальными размерами не ограничиваются: за совмещение профессий (должностей) и определяются наличием полученной экономии по тарифным ставкам и окладам совмещаемых работников; за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы и определяется наличием полученной экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при нормативной численности работников. Рекомендовано за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника - до 100% тарифной ставки (оклада) совмещаемых работников, отсутствующего работника; за работу в ночное время, до 40% тарифной ставки; на период освоения новых норм трудовых затрат сдельные расценки повышаются на 20%, тарифные ставки - на 10%; за работу с ненормированным рабочим днем водителям легковых автомобилей, автомобилей экспедиций и изыскательских партий - 25% тарифной ставки (оклада); работа в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни оплачивается в двойном размере. Выплаты сверх указанных размеры осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также все другие виды надбавок и доплат и их размеры устанавливаются предприятием самостоятельно на условиях, предусмотренных коллективными договорами, выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Премирования водителей осуществляется за счет средств увеличения тарифного фонда оплаты труда на средний коэффициент доходности по хозяйству за следующие показатели:

Выполнение и перевыполнение переменного дня, месячного задания при качественном и своевременном перевозке грузов;

Улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования автомобиля, пробега, грузоподъемности)

Экономию эксплуатационных ресурсов (топливо, резина, технические осмотры, обслуживание, ремонт).

Размеры премирования, определяются в пределах аккордного фонда оплаты труда и за счет дополнительной оплаты потребителей автоуслуг - за качественное и своевременное перевозки грузов, начисляются пропорционально основной заработной платы.

При арендно-договорных отношениях автопарка (отдельных водителей) с производственными подразделениями и правлением хозяйства оплата труда водителей осуществляется по остаточному принципу цены предоставленных автоуслуг после возмещения всех эксплуатационных расходов (топливо, масла, резина, техосмотры, ремонт), налогов и страховых платежей, уплаты хозяйству арендной платы за пользование автомобилями (автомобилем).

Нормативный объем грузоперевозок (Q) для каждой марки автомобиля можно установить расчетным путем по формуле:

где, q - номинальная грузоподъемность, т; j - коэффициент использования грузоподъемности; - средняя техническая скорость движения автомобиля, км / ч.; е - коэффициент использования пробега; - время нахождения водителя на линии (из годового фонда рабочего времени, рассчитывается время его участия в ремонте автомобиля, отпуске, время на подготовительно-заключительные операции), ч.; l - расстояние перевезешь ", км.; - время простоя под погрузкой и разгрузкой в расчете на 1 рейс, принимается в соответствии с действующими нормативами, ч.; - скорость движения автомобиля, км / ч.

Стоимость услуг автопарка рассчитывается по такой же методике, что и услуг ремонтной мастерской. Цену услуг вычисляют по маркам автомобилей, она включает: оплату труда водителей, руководителя, специалистов, рабочих по ремонту и техосмотра машин (расходы на оплату персонала распределяют пропорционально удельному весу марок машин в расчете на 1 т грузоподъемности) с начислениями, амортизационные отчисления на полное восстановления; эксплуатационные расходы, другие прямые и накладные расходы. Все эти расходы увеличиваются на средний коэффициент прибыльности (учитывается хозрасчетный доход), сюда же добавляются расходы на страховые платежи и налоги на автотранспорт. Кроме этих расходов учитывают сумму определенной арендной платы хозяйству (если она выплачивается в размере амортизационных отчислений на полное восстановление увеличенной на нормативный коэффициент прибыльности, то сумму амортизационных отчислений исключают из расчета цены услуг).

Делением определенной общей суммы расходов по маркам машин на нормативное количество отработанных человеко-часов определяют цену услуг за один час, а делением этой суммы на нормативное количество тонно-километров по этим маркам определяют цену 1 ткм.

Заработную плату водителя за месяц рассчитывается по определенной цене выполненных тонно-километров, отработанных часов, где не учитывают тонно- километра как разницу между средствами, которые поступают за предоставленные услуги, и общими эксплуатационными затратами с учетом арендной платы и других платежей. Кроме этого, поскольку в этой разницы еще остается средний доход по хозяйству (при расчетах цены услуг расходы увеличивались на коэффициент прибыльности), рассчитывается установлена определенная доля прибыли на развитие производства и социально-бытовой инфраструктуры. Остаток от указанных отчислений и составит общую оплату труда водителя. Натуральную оплату труда начисляют на заработанную гривню в пределах средней по хозяйству.

При условии, когда автомобиль сдается в аренду, его водитель обязан уплатить арендную плату (0 ") в размере амортизационных отчислений на полное восстановление, которую определяют по формуле:

где, - сумма амортизационных отчислений на полное восстановление в расчете на 1000 км пробега автомобиля, грн; - нормативный пробег автомобиля, тыс. км.

В зависимости от модели арендно-договорных отношений в автотранспорте может приниматься разный порядок распределения доходов водителей от предоставления услуг пользователям автомобильного транспорта (другим подразделениям хозяйства). Если доходы водителей от услуг другим подразделениям хозяйства определяются по установленным внутрихозяйственных расчетных ценах, то они освобождаются от арендной платы за предоставление услуг на стороне. Если же принимается порядок формирования доходов водителей за выполненные на стороне услуги по действующим тарифам, то предполагается снятие арендной платы за эти услуги. Норматив арендной платы за эти услуги за каждый день работы арендатора на стороне определяется как разница между его переменным заработком, рассчитанных по единым тарифам и внутрихозяйственным расчетным ценам.

В процессе эксплуатации арендованного автомобиля водитель самостоятельно покупает топливо, запасные части и др. по планово учетных ценах или договорным ценам. Водитель также может с учетом интересов предприятия делать приобретения материальных ценностей на сторону за счет доходов, которые он получает от услуг, либо за счет собственных средств, будут возмещаться за счет доходов. Водители автомобилей, которые изъявили желание работать в составе производственных подразделений и дали на это согласие, могут оплачиваться по таким же принципам и системами, действующими в данном разделе для членов данного трудового коллектива. Автомобили закрепляются за подразделением на тех же основаниях, что и другие технические средства (тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины и т.д.).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook