Самосвалы. Виды самосвалов, их преимущества. Самосвалы и область их применения Виды самосвалов

Введение

Самосвамл грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком). Также существуют самосвалы, для выгрузки которых применяется наклон всего автомобиля при помощи телескопических подъёмников.

Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.

Самосвалы классифицируются:

  • · По типу выгрузки (наклоном или принудительной).
  • · По направлению выгрузки (вбок, назад).
  • · По типу кузова (бункер, платформа, съезжающий бункер, съезжающая платформа).

Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее, самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку. Самосвалы различают по способу разгрузки - задняя, боковая, двусторонняя и универсальная разгрузка на все стороны. В России самосвалы производят компании КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, Яровит.

Общие сведения. Виды самосвалов

Самосвал - грузовой автомобиль с кузовом, позволяющим производить самостоятельную разгрузку сыпучего или навального груза методом высыпания, вываливая за счет применения способности кузова к наклону или опрокидыванию в одну или в разные стороны. Грузоподъемность такого автомобиля ниже грузоподъемности грузовика со стационарным кузовом. По особенностям конструкции кузова самосвалы можно разделить на две группы - с односторонней разгрузкой или с разгрузкой в две и более сторон.

Самосвалы, способные разгружаться во все стороны, подходят для сельскохозяйственных работ, при этом имеют меньшую грузоподъемность. Их кузов по форме рассчитан на прием объемного груза. Самосвалы строительного назначения разгружаются в две стороны при большей грузоподъемности. Самосвалы, способные к перевозкам большого количества груза, разгружаются только в одну сторону, чаще всего - назад.

Деление самосвалов по типу кузова и механизму подъема более всего условно. Существует столько разновидностей работ, где применяются самосвалы, что наиболее выгодным решением чаще бывает арендовать или приобретать универсальный самосвал. На таких машинах есть дополнительная возможность выгрузки из кузова прямо в бетономешалку или полувагон. Это обеспечивается специальной подъемной платформой, на которой установлен кузов. При установке на самосвал сцепного устройства, его можно использовать для буксирования прицепа с самосвальным кузовом, для чего необходимо соединить гидросистемы тягача и прицепа.

Современные самосвалы имеют конструктивные особенности, позволяющие им производить разгрузку на малой скорости для равномерного распределения сыпучего груза или устройства для принудительной выгрузки там, где поднять кузов не имеется возможности.

Кто не знает о самосвалах? О больших грузовиках с откидывающимся кузовом. Основным предназначением этих машин является перевозка различных (в основном сыпучих) грузов. Самосвалы применяются на стройке, на разработках полезных ископаемых (в карьерах), в сельском хозяйстве. Они существенно упрощают работу, разгружая песок, щебень и другие материалы всего за пару минут. Сфера их применения, можно сказать, очень огромна.

Самосвалом называется грузовой автомобиль, который может выполнять автоматическую разгрузку с помощью опрокидывания кузова. Кузов бывает выполнен как платформа, или по типу бункер. Разным может быть и тип разгрузки: боковой, задний, двусторонний или во все стороны. Существуют также самосвалы, для разгрузки которых нужно поднимать весь автомобиль, делается это с помощью телескопических подъемников.

Типы самосвалов и сфера применения.

Итак, какие же бывают виды этих-самых самосвалов? Всем известно, что любая спецтехника предназначается для своего, определенного вида работ. Здесь тоже нет исключений. Для каждого вида деятельности, есть свои типы техники:


Урал-5557 — самосвал, предназначенный для сельскохозяйственных работ.

Для нужных работ следует выбрать ту модификацию, которая будет максимально удобной для них. Отличаются самосвалы друг от друга по следующим пунктам.

  • Грузоподъемность;
  • Сфера применения;
  • Тип кузова;
  • Тип осевой нагрузки;
  • Габариты машины.

Что же касается грузоподъемности, то и тут можно разделить на пять категорий:

  • Автомобили малой грузоподъемности до 1 тонны;
  • Автомобили малой грузоподъемности до 2 тонн;
  • Машины средней грузоподъемности до 5 тонн;
  • Большой грузоподъемностью от 5 до 10 тонн.
  • Автомобили с повышенной грузоподъемностью, способные перевозить более 10 тонн груза.

Самый распространенный вид — дорожные самосвалы . Их можно встретить на всех дорогах общего пользования. Эти автомобили используются, можно сказать везде: в строительстве и ремонте, в коммунальных службах, в сельском хозяйстве, при добыче полезных ископаемых. Обычно, такие самосвалы бывают с грузоподъемностью до 40 тонн, и имеют 2 или 4 оси. Но встречается и более внушительная техника. Некоторые китайские и европейские автопроизводители («GINAF», «HOWO», «Volvo») производят пятиосные самосвалы, а американцы («Kenworth», «Freightliner», «Peterbilt») выпускают «гигантов» с семью осями. Конструкция таких машин позволяет поднять часть осей, и передвигаться только на тех у которых сохранился контакт с землей. Самосвалы бывают как с полуприцепом, так и на общем шасси. Дорожные самосвалы производятся практически всеми крупными автопроизводителями мира.


БелАЗ — Один из самых известных производителей карьерных самосвалов.

Следующий вид — карьерные (внедорожные) самосвалы . Эти машины применяют на открытых разработках полезных ископаемых. Такие самосвалы обладают громадными размерами, особо крупные машины завозят в разобранном виде, и собирают на месте работы. Поэтому, как вы понимаете, использование этой техники на обычных дорогах просто невозможна. На очень больших и тяжелых самосвалах установлена силовая гибридная установка, в которой дизельный двигатель приводит в движение генератор тока, который питает тяговые электродвигатели колес. Тормозная система тоже состоит из взаимодействия электромоторов и гидравлики, они вырабатывают электроэнергию во время торможения. Самыми известными производителями карьерных самосвалов, являются «БелАЗ», «Caterpillar», «Komatsu».


Сочлененный самосвал для тех мест, где требуется высокая проходимость и мобильность.

В тех местах, где от машины требуются высокая маневренность и проходимость, применяются сочлененные самосвалы. Сочлененный самосвал – это трехосная машина со всеми ведущими колесами, созданные на основе шарнирно-сочлененной рамы. В современных автомобилях есть выключатели межколесного дифференциала. Также, существуют модели на гусеничном ходу. В некоторых машинах применяется система «Ejector», в которой содержимое кузова выталкивается при помощи одной из стенок, что позволяет самосвалу производить разгрузку на ходу.

Еще один тип данной техники – самосвалы для подземных работ . Используются для перевозки горных пород в подземных шахтах и при строительстве тоннелей. Этот вид техники можно применять и на открытых разработках горных пород, но их эффективность будет слабой.

Кроме того, некоторые самосвалы оснащаются краном для разгрузки.

Как вы видите, для каждой сферы деятельности, существуют отдельные виды самосвалов. Это делает данные автомобили просто незаменимыми в современном мире. Поэтому, если вы решили или самосвал, то и выбирать нужно из того, чем вы решили заниматься, или уже занимаетесь.

Грузовые автомобили по праву считаются наиболее востребованной разновидностью спецтехники, поскольку рентабельность и эффективность любых работ в строительной сфере, а также промышленности и торговле во многом зависит от сроков доставки материалов и транспортировки готового продукта. Функциональная гибкость, универсальность и рыночная ликвидность – вот факторы, способствующие повышенному спросу на спецтехнику для грузоперевозок, в ряды которых можно смело записать стандартные грузовые автомобили, полуприцепы и прицепы, а также грузовые автомобили - самосвалы.

Самосвал – это, по сути, грузовик, оснащенный подвижным кузовом, обладающий способностью как находиться в своем обычном состоянии, так и по необходимости, поднимаясь, выгружать содержащийся в нем груз. Обычно груз - это сыпучие материалы, например песок, грунт или удобрения.

Самосвалы имеют самую широкую сферу применения, их использование позволяет снизить затраты времени на транспортировку груза, а также проведение необходимых погрузо-разгрузочных работ.

Самосвалы применяют для перевозки как навалочных, так и сыпучих, а также любых грузов, которые можно выгружать посредством опрокидывания кузова самосвала.

И хотя грузоподъемность самосвалов меньше, если сравнивать их с машинами, у которых грузовая платформа фиксирована, их применение выгодно, из-за того, что сокращается время разгрузки.

Наиболее часто используются самосвалы с наклонным днищем (опрокидывающимся кузовом). Также бывают самосвалы со шнеком (принудительной разгрузкой). В машинах этого типа применяются гидравлические подъемники.

Разновидности самосвалов, сфера применения Классификация самосвалов.

Самосвалы обычно используются в сельском хозяйстве, в строительстве, а также при открытой разработке различных полезных ископаемых. Самосвалы по месту применения делятся на:

Строительные самосвалы

Служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень и т. п.) и жидких растворов (бетон, известь и т. п.). Они могут быть использованы при строительстве промышленных объектов, жилых зданий, автомобильных дорог, гидростанций, мостов, каналов и т. п. Шасси базовых моделей грузовых автомобилей прицепов и полуприцепов является основой для создания самосвалов, которые отличаются формой грузового кузова и укороченной базой. Укороченная база улучшает маневренность самосвала. В нашей стране выпускается целый ряд моделей строительных самосвалов и их модификаций. Среди них наибольшее распространение имеют ГАЗ-САЗ-53Б, ЗИЛ-ММЗ-555, КамАЗ-5511, МАЗ-5549, КрАЗ-256Б-1.

Строительные самосвалы предназначены для движения по дорогам, поэтому имеют колесную формулу 4×2 или 6×4. Они могут быть оснащены как карбюраторными двигателями, так и дизелями и имеют относительно высокие максимальные скорости движения (70-90 км/ч).

Строительный самосвал КамАЗ – 65115\

Карьерные самосвалы

Внедорожные (иначе карьерные) самосвалы обычно используются на открытых разработках всевозможных полезных ископаемых. Оптимальной, даже для тяжелых самосвалов, считается схема с двумя осями, а также приводом на задние колеса и, разумеется, разгрузкой кузова назад. В 70-х пытались наладить производство трехосных самосвалов, к примеру, WABCO 3200B и Terex Titan, однако данные схемы для самосвалов так и не прижились. На сегодняшний день на производстве карьерных самосвалов специализируется более двадцати предприятий. Основную часть рынка (>95%) составляют разновидности самосвалов с грузоподъёмностью менее 40 тонн.

Карьерный самосвал БелАЗ-549\

Сочлененные самосвалы

Надежный, производительный и недорогой самосвал является одной из обязательных составляющих рентабельной работы всех, кто занимается перевозками. Но так как очень трудно совместить в одной машине эти важнейшие условия, проблема выбора самосвала стоит перед каждым, кто занимается этим бизнесом. Всем понятно, что для эксплуатации в условиях города, небольшого песчаного карьера или крупного рудника необходимы .
Сегодня наиболее востребованы самосвалы для перевозки сыпучих грузов и строительных материалов. Стандартная ситуация: ситуация выбора между отечественной и иностранной техникой. К достоинствам отечественных самосвалов можно смело отнести более низкую цену, доступность запчастей и относительно развитый и недорогой сервис.
Иномарки характеризуются большей грузоподъемностью, экономичностью и устойчивостью в эксплуатации.
На форуме samosval2 был проведен опрос: «Какой самосвал купить?». Были получены интересные результаты: за новую SCANIA высказались 33% опрошенных, MAN-12 %, VOLVO-4 %, RENAULT -12%, а 37% выбрали нового «китайца». Результаты опроса еще раз показывают что, сколько людей — столько и мнений.

При выборе самосвала преобладает рационализм. Все перевозчики особое внимание уделяют экономической целесообразности. Согласитесь гонять 16-ти тонный МАЗ с расходом топлива на 30% больше чем у 20-ти тонного «китайца», на длинное плечо могут позволить себе лишь крупные перевозчики с большим парком. Вдобавок, вместе с проф. Шацманом И.К.)) можно еще посчитать… Стоимость самосвала SCANIA в рублях порядка 6,2 млн. Поэтому стандартная лизинговая схема (на 3 года при 30% начальном взносе) сводится к ежемесячным выплатам в 200 тыс. руб. в мес. Многие знают, что в условиях Центральной России самосвал 6×4 может «заработать» 15-20 тыс. руб. в день, что за вычетом расходов на топливо составляет около 400 тыс. рублей в месяц. При этом стоит заметить, что 16-ти кубовый кузов SCANIA хоть гарантированно и обеспечит штрафы «за перегруз», но все — равно уступает 19-ти кубовым кузовам «китайцев». Следовательно, после уплаты лизинговых платежей свободными остаются около 200 тыс. руб., которые должны обеспечить: страховку, сервисное обслуживание, зарплату и непредвиденные расходы, штрафы в ГИБДД за перегруз, возможные простои, порванное в карьере колесо, задержку платежей Заказчиком работ и др. За эти же деньги можно купить и эксплуатировать ТРИ самосвала .

Следующий критерий выбора — наличие сервиса и запасных частей, хотя бы в суточной доступности. На практике, чаще всего это выглядит следующим образом: российские КАМАЗы, белорусские МАЗы зачастую ремонтируют в собственной мастерской или вообще своими силами, а иностранцев предпочитают поручать дилерскому сервису, особенно для проведения обязательных ТО в течение гарантийного периода.
Практически все китайские самосвалы имеют схожую между собой конструкцию, зачастую отличаясь лишь ходовой частью и двигателем, что обуславливает одинаковый срок гарантии и сопоставимые цены на запчасти. Это особенно актуально в снабжении оригинальными запасными частями, которые приходится ждать по несколько месяцев. А ведь каждый день простоя самосвала — это прямые убытки владельцу!

Именно для этого «РосИнтерТехника» размещает представительства и сертифицированные партнерские центры в регионах с большинством своих клиентов, эксплуатирующих китайские самосвалы.
Ну и наконец, один из основных критериев формирования цены — колесная формула. Чем больше осей, тем больше цена. Это закон. Но экономить на колёсной формуле выходит себе дороже. При коротком плече и нормально выровненной стройплощадке колёсной формулы 6×4 достаточно. В случае средней протяжённости плеча, вариант 6×4 уже не выглядит столь выигрышно, а стоит присмотреться к варианту 8×4. Тем более формула 8×4 обладает большей грузоподъемностью, что повышает эффективность транспортировки. Но повышенная грузоподъемность не дает права на «перегруз», важно помнить, что перегруз самосвалов ведет к значительному сокращению ресурса агрегатов, а это уже не прямая денежная выгода, а практически всегда — отсроченные убытки.

Эксплуатация всех самосвалов эффективна при соблюдении основных условий: доступности запасных частей и сервиса, недопустимости перегруза, высокой квалификации водителей, а при экологическом классе EURO IV еще и качественном топливе. При этом большинство перевозчиков сходятся во мнении, что марка самого самосвала не так важна, как соблюдение этих условий.
Так зачем переплачивать за «европейца», рисковать с «нашими», если официальный «китаец» удовлетворяет всем необходимым критериям и полностью приспособлен к российским условиям.

Самосвал представляет собой разновидность саморазгружающегося автомобиля, оснащенного прицепом, полуприцепом или кузовом бункерного вида. Чтобы разгрузиться, он механически наклоняется при помощи гидравлики. Также встречаются модели с принудительной шнековой разгрузкой и телескопическими подъемниками.

Назначение самосвалов

Самосвалы применяются для транспортировки сыпучих или мелкоштучных грузов. Это может быть доставка инертных или навалочных материалов на строительную площадку, в ходе дорожно-ремонтных работ, при возведении объектов инфраструктуры. В сельском хозяйстве машины этого типа востребованы в период уборки урожая и заготовки кормов, при проведении мелиоративных мероприятий. Их применяют для устранения снежных завалов и вывоза мусора коммунальные хозяйства и крупные компании. Еще одна узкая специализация самосвалов заключается во вскрытии и разработке полезных ископаемых карьерным (открытым) способом.

Виды самосвалов

Самосвалы - спецтехника широкого применения. Многопрофильность ее применения была бы невозможной без определенных отличий в конструкции. Сегодня принято несколько способов классификации самосвалов.

Машины могут иметь такие способы выгрузки:

  • наклонный,
  • принудительный.

В качестве кузова в самосвале могут использоваться:

  • бункер,
  • платформа,
  • съезжающий бункер,
  • движущаяся платформа.

Способы наклона кузова:

  • гидравлический;
  • шнековый (или винтовой);
  • принудительный;
  • с помощью телескопического подъемника.

Также доступны следующие способы разгрузки:

  • задняя,
  • боковая,
  • двусторонняя,
  • универсальная.

В зависимости от назначения выделяют следующие типы самосвалов:

  • Дорожные . Наиболее популярная разновидность машин. Используется для перевозки грузов по дорогам общего пользования. Вместимость такого самосвала обычно не превышает 40 тонн. Его можно использовать во время строительных работ, в сельском хозяйстве в процессе заготовки урожая, в добывающей и перерабатывающей промышленности. Подобные машины часто находятся на балансе коммунальных служб. Особенность этих самосвалов в том, что у них достаточно низкая проходимость по бездорожью и пересеченной местности.
  • Карьерные (внедорожные). В эту категорию попадают самосвалы с увеличенной мощностью и грузоподъемностью, способные перевозить за один подход до 450 тонн материалов. Чаще всего среди них встречаются задне- и полноприводные модели с электромеханической трансмиссией. Карьерные самосвалы отличаются низкой маневренностью и имеют существенные ограничения по скорости передвижения. На практике они часто используются в паре с экскаваторами во время вскрышных работ, при проведении горных выработок открытым способом.
  • Сочлененные . Технику этого вида также принято называть землевозами. В них имеется шарнирно-сочлененная рама, которая соединяет кабину и кузов. Для этих агрегатов характерна повышенная проходимость с отличной маневренностью. Такие самосвалы способны перевозить в среднем 10-50 тонн грузов, двигаясь при этом с высокой скоростью даже по сложным участкам пути.
  • Подземные . Это самосвалы, предназначенные для проведения выработок в забоях и разрезах при условии небольшого градуса наклона ствола. В конструктивном плане они представляют собой тягачи с прицепом на двойной шарнирной сцепке. Доступны модели как малой тоннажности, так и большой (от 1 до 40 тонн).

Характеристики самосвалов

В зависимости от назначения могут серьезно отличаться характеристики самосвалов. К основным из них относят грузоподъемность, вес, полную и снаряженную массу, параметры двигателя и колесной базы. Рассмотрим их подробнее.

Грузоподъемность . У некоторых моделей этот параметр может достигать 450 тонн, хотя на практике наиболее востребованы самосвалы, способные перевозить за один раз не более 40 тонн материалов.

Снаряженная масса . Вес техники без грузов варьируется от 6 до 50 тонн.

Полная масса . Суммарный вес груза и техники может составлять до 500 тонн.

Скорость передвижения . В среднем она составляет 45-70 км/ч.

Количество мостов колесной базы . Наиболее популярны модели, в которых их 2, 3 или 4.

Максимальная мощность двигателя . Большинство самосвалов оснащено моторами, способными развивать от 200 до 700 л. с.

Коробка передач . Она может механической или автоматической.

В качестве навесного оборудования к самосвалу используются дозаторы. Они представляют собой кронштейны, которые стопорят борт в момент опрокидывания. Это позволяет повысить точность и аккуратность выгрузки сыпучих материалов.

Самосвалы Cat®

Благодаря широкому диапазону грузоподъемности самосвалы широко используются во всем мире для перевозки как небольших объемов материалов, так и крупных грузовых партий. Основные требования, которые предъявляются к технике этого вида, - выносливость и надежность. Двум этим условиям удовлетворяют самосвалы Cat® , выпускаемые компанией Caterpillar. В ассортименте этого производителя представлены внедорожные машины и техника с шарнирно-сочлененной рамой. В первом случае это самосвалы высокой проходимости, предназначенные для использования на горных разработках и в карьерах. Во втором - достаточно легкие и маневренные машины, простые в управлении и обслуживании. Вся техника проходит строгий контроль и тестирование в сложных условиях эксплуатации.

В нашем каталоге представлены актуальные модели самосвалов Cat®, отличающиеся грузоподъемностью, конструктивными особенностями и сферой применения. Узнать больше о новой технике Caterpillar, а также уточнить условия аренды для машин с пробегом можно у наших консультантов по любому из контактных телефонов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook