Большие грузовики: Самые лучшие грузовые автомобили. Самый большой грузовик в мире: обзор, характеристики и отзывы

Когда кто-то говорит о о грузовых машинах, всегда представляется большое и сильное транспортное средство, способное справиться с любыми тяжестями. Насколько огромными могут быть эти помощники, не всегда реально можно вообразить. А есть такие великаны, которые могут сравниться только с трех-четырехэтажными зданиями. Управлять такими машинами сложно. Водитель должен пройти специальное обучение для допуска к таким самосвалам. Какие же они, самые большие грузовики в мире, и чем отличаются?

Три самых больших грузовика в мире

Самые большие грузовики в мире - это карьерные самосвалы.

Золотая медаль с 2013 года принадлежит автомобилю «БелАЗ-75710». Первый такой автомобиль был выпущен под заказ для компании «Сибирский деловой союз». Длина самосвала составляет 20 метров 60 сантиметров. Высота этого автомобильного гиганта - 8 метров 17 сантиметров. Один час работы такого автомобиля - дело очень дорогостоящее. Расход дизтоплива за это время составляет 500 литров. Побить рекорд грузоподъемности этого самосвала пока никто не смог.

Серебряная медаль досталась поистине великолепному грузовику Liebherr-T282B, который производят в Германии. Ему присвоили неофициальное звание восьмого чуда света. И до 2013 года он занимал лидирующую позицию в рейтинге самых больших грузовых автомобилей. Длина автомобиля составляет 14,5 метра. Стоит такой «монстр» 4-5 миллионов долларов.

Бронзовая награда закреплена за американским карьерным самосвалом Caterpillar 797B. Он отличается от других самосвалов наличием огромного количества электроники. Одна шина этого грузовика весит больше пяти тонн. Для этого автомобиля очень сложно приобрести шины. Их выпуском занимается компания Michelin. В силу того что она является единственным производителем этих шин, продукции всегда не хватает.

Гигантские «БелАЗы»

Самые большие «БелАЗы» в мире занимают три позиции в рейтинге ТОП-10 крупнейших и сильнейших автомобилей планеты. Все автомобили «БелАЗ» - это мощные современные машины с повышенной проходимостью. Их используют для перевозки сыпучих грузов. Они просто незаменимы в горнодобывающей промышленности и при строительстве крупных сооружений для различных сфер деятельности. Легко справляются с поставленными задачами в любых климатических условиях.

Отличия самосвалов

Самыми популярными автомобилями из огромного выбора специальной техники остаются грузовики-самосвалы.

Возможности машин этого вида широко используются при строительстве любых объектов. Самосвал заказчик подбирает в зависимости от грузоподъемности и габаритов автомобиля. Также важен способ выгрузки. Небольшие самосвалы способны перевозить груз от 5 тонн и являются основными грузовыми машинами, которые часто можно встретить на дорогах города. Карьерные самосвалы обладают способностью транспортировать 300-450 тонн груза.

Большим грузовикам-самосвалам запрещено двигаться по дороге общего назначения. Если грузовик весит более 40 тонн, проезд ему закрыт. Асфальтовое покрытие не может выдержать такую нагрузку. Кроме того, габариты такого автомобиля способны перекрыть движение остальному транспорту.

Самый покупаемый грузовой транспорт в России

Самые большие автомобили в мире не могут составить конкуренцию рабочим лошадкам, которые широко используются в городском строительстве. Они компактны, удобны в разгрузке и имеют больше возможностей при движении по городским улицам, нежели крупногабаритные великаны. Самые популярные марки грузовых машин в России - это «КамАЗ», «ГАЗ» и «МАЗ».

Почти 30% всех приобретенных грузовиков в России составляют автомобили «КамАЗ». За прошлый год было куплено порядка 21 300 машин. Покупатели отдали предпочтение маркам 65115 и 6520. Среди часто покупаемых оказался также «КамАЗ» серии 43118.

В прошлом году россияне приобрели 8988 автомобилей «ГАЗ» и 6927 грузовиков «МАЗ». Среди горьковских автомобилей популярностью пользовались грузовики серии 3308 «Садко», 3309 и 3310 «Валдай». Среди «МАЗов» предпочтение отдавалось сериям 5440 и 5516. Автомобили пользуются спросом у жителей России, поскольку их ремонтом занимается множество автосервисов. Всегда в наличии есть необходимые запчасти.

Следующей популярной маркой стали немецкая MAN (4,1 тыс. авто) и шведская Scania (4,4 тыс. авто).

Среди 25 лидеров оказались также «УРАЛ», «ЗИЛ», «НЕФАЗ».

Знаменитые лидеры производства больших самосвалов

Первый карьерный самосвал мог перевозить 8 тонн груза. Появился он в 1931 году, благодаря двум компаниям: Euclid Crane and Hoist Company и Euclid Road Machinery. С этого момента началось развитие производства крупногабаритных автомобилей.

Знаменитых лидеров, которые производят самые большие грузовики в мире, не очень много.

  • Предприятие «БелАЗ» может гордиться своими достижениями в развития тяжелого грузового транспорта. Их самосвалы способны перевозить грузы, которые тяжелее самих автомобилей. Лидером пока остается машина именно этого завода.
  • Концерн Terex Corporation также создает известные во всем мире внедорожники-самосвалы. Появилась компания в 1974 году. С тех пор бизнес растет и расширяется в разных уголках планеты.
  • Автомобилестроительная компания Caterpillar создала самосвалы, в список которых входят модели 725, 730, 735, 740, 797.
  • Немецкий производитель Liebherr также находится в начале списка лидеров производства карьерных самосвалов. Модели, которые поставляются на горнодобывающие объекты - это T 252, T 262, T 282.
  • Одним из старейших лидеров производства считают компанию Euclid, основанную в 1933 году. Сейчас она производит самосвалы, грузоподъемность которых колеблется от 36 до 282 тонн.
  • Компания Komatsu отличилась в 1995 году. Тогда она представила на рынок самый большой грузовик в мире. Большая часть машин используется для добычи медной руды.

Производители не собираются останавливаться на достигнутых результатах и рассматривают варианты создания гигантов, которые будут способны перевезти от 500 тонн груза. Насколько функциональна и рентабельна будет такая техника, остается под вопросом.

В книгах по грузовикам разных стран постоянно встречаются фразы наподобие: «Это был самый мощный грузовик того времени...», «На тот момент машина была лидером по мощности...». Кто же и когда оказывался самым сильным на дороге?

Конечно, мы не будем здесь рассматривать специальную технику: тяжеловозы и балластные, военные и внедорожные, экзотику от крошечных фирм - на них устанавливались специальные, зачастую уникальные двигатели. Не входят в рейтинг и американские траки - там все марки использовали одни и те же агрегаты трех сторонних производителей.

01. Гонку начала шведская Scania, в 1969 году оставив конкурентов далеко за кормой. Ее новейшая модель 141 получила обновленный 14-литровый дизель V8, развивавший невиданную по тем временам мощность в 350 л.с.

02. После некоторого затишья в 1975 году эстафету неожиданно перехватил европейский филиал Форда. В те годы он активно осваивал грузовой рынок Европы. Его модель Ford H Transcontinental представляла собой помесь американского шасси с кабиной от французского Berliet. Двигатель был тоже американским, но не своим, а марки Cummins. Первое поколение широко известного позже рядного 6-цилиндрового дизеля N14 (14 литров) выдавало 355 л.с., - немного, но больше сканиевского.


Фото Лоуренса Роджерса

03. Три года спустя, в 1978 году свои «три копейки» добавил австрийский Steyr. Обновленное семейство "Plus 91" оснащалось собственным двигателем V8, мощность которого в максимальной версии равнялась 360 л.с. Кстати, он до сих пор выпускается - лицензию на него в свое время приобрел Китай, и хорошо известный Weichai WD615 - его неумирающий потомок.

04. Почти одновременно со Штайром появился аналог по мощности у немецкого MAN"a, его будущего владельца. Модель 1979 года MAN F8 Unterflur имела двигатель с мощностью, замеренной с аптекарской точностью - ровно 361 л.с. Причем он был необычным - располагался продольно в базе машины между лонжеронов рамы. Такие рядные дизели с раздельными головками блоков были наследием знаменитой фирмы Büssing, вошедшей в MAN в 1971 году.

05. Разумеется, не мог не включиться в гонку и крупнейший европейский грузовой игрок, Мерседес-Бенц. Его новый флагман семейства Powerliner получил также отлично известный у нас дизель OM422LA V8 объемом 14,3 л, который в 1980 году развивал 375 л.с.

06. Пять лет спустя пальму первенства в гонках за мощностью снова вернула Scania, и снова совершила крупный рывок. Новейшая бескапотная модель R142H 1985 года оснащалась обновленной V-образной «восьмеркой» DSC14 мощностью до 460 л.с.

07. Через год самый мощный грузовик Европы появился у Volvo. В 1987 стартовал флагман F16, оснащенный собственной 16,2-литровой рядной «шестеркой» TD162 мощностью 470 л.с.

08. Неожиданно в борьбу вмешались итальянцы. В 1989 году на европейский рынок был выведен флагман марки IVECO Turbostar с огромным 17-литровым дизелем V8 (наследие фирмы Magirus, также вошедшей в IVECO). Он развивал 480 «лошадей».

09. 1991-й стал годом «грузовой французской революции». На трассах появилась помесь тепловоза с аквариумом - знаменитый Renault AE Magnum. Его 12-литровый 32-клапанный дизель V8 развивал 530 л.с. Секрет неожиданного появления мощного мотора у французов был прост - это был американский E-8, разработанный фирмой Mack, принадлежащей с 1979 года Renault.

10. Через пять лет, в 1996 году самым мощным дорожным грузовиком стал неизвестный в Европе японец Isuzu EXZ. Фирма, кстати, к тому моменту была крупнейшим в мире производителем грузовых моторов. Была у японцев и собственная «фишка» - безнаддувные дизели огромных размеров. Так, развивавший 600 л.с. двигатель 10TD1 (V10) имел чудовищный объем в 30,4 литра.

11. «Чемпион» 1998 года остался почти неизвестным в мире, зато его рекорд продержался дольше всех. Финский Sisu E18 оснащался 6-цилиндровым рядным дизелем, развивавшим 630 л.с. при 1800 об/мин. Здесь снова не обошлось без Штатов - финны тоже устанавливали на свои машины «американцев», на этот раз Caterpillar C18 (18,13 л).

12. Затем наступило некоторое затишье - производители увлеклись другими видами гонок, экологическими. Паузу разорвал MAN - в 2007 был представлен флагман дорожной гаммы TGX 18.680. Его V-образный 16,2-литровый двигатель выдавал 680 л.с., и максимальный крутящий момент 3000 Нм при 1100-1500 об/мин.

13. Два года спустя - вторая победа шведского Volvo. В 2009 появляется FH16 с магической цифрой мощности - 700 л.с. Их развивает обновленный рядный D16G, с подобающим максимальным моментом: 3150 Нм при 1000-1550 об/мин.

14. Родоначальник соревнований, Scania, не сдается - в 2011 году вершиной программы становится серия R730. Именно столько лошадиных сил имеет двигатель DC16 V8 объемом 16,4 л. Максимальный момент тоже выше: 3500 Нм при 1350 об/мин.

15. Сейчас «царем горы» грузовой дорожной Европы остается Volvo: в 2012 году шведы доводят мощность своего 16-литрового дизеля до рекордных 750 л.с. Про момент тоже не забыли - он вырос до 3550 Нм при 1550 об/мин.

Но гонка еще явно не закончена. Делаем ставки - кто же будет следующим?

Грузовые машины являются одним из самых полезных видов транспорта. Благодаря своей вместительности, они используются для перевозки грузов и выполнения других задач. Все грузовики отличаются большими размерами, однако в этой статье мы расскажем о настоящих гигантах - десятке самых впечатляющих своими размерами грузовых машин, также ответим на вопрос: “Какой самый большой грузовик в мире?”.

Первое место - БелАЗ-75710

Настоящий монстр, БелАЗ-75710, способен поднимать на борт 450 тонн груза. Первая машина этой серии вышла на рынок в сентябре 2013 года. Уже в начале следующего года грузовик попал в книгу рекордов Гинесса, после того как сумел провезти по специальной площадке более 500 тонн груза.
БелАЗ-75710 - самый длинный грузовик в мире (свыше 20 метров) и самый объемный карьерный самосвал. Вес одной только его покрышки превышает пять тонн (всего у самосвала восемь колес)!

Кроме всего прочего, автомобиль оснащен всей современной техникой, в том числе системой контроля слепых зон, системой кондиционирования, специальной сигнализацией, которая предупреждает водителя о близком расположении линий высоковольтных передач, противопожарными приборами и инструментами.

Самосвал используется для работ в самых сложных условиях в температурном диапазоне от -50 градусов до +50 градусов по Цельсию.

Второе место - Caterpillar 797F

Еще один самосвал, использующийся для работы в карьерах. Данная машина является продолжением линейки 797, являясь более современной, модернизированной версией. Главным отличием от предшественников стало более удобное расположение штата и всех механизмов.

Максимум, машина способна увезти 360 тонн груза, при этом масса самосвала составит 62 тонны. Caterpillar 797F не является самым длинным грузовиком в мире, однако все же может похвастаться своими размерами: 15.1x9.5x6.5 метров.

Топливом для машины служит солярка. Расход солярки составляет около 780 литров на сто пройденных километров. Количество колес - 4. В качестве шин используются пятитонные Michelin.

Третье место - БелАЗ-75600

Бронза также уходит представителю компании БелАЗ. Машина была выпущена в 2005 году и на момент выхода представляла собой вершину технической мысли среди самосвалов. Именно с этой модели началось применение современных электромеханических приборов, в том числе трансмиссии, систем диагностирования и контроля.

Машина заправляется керосином. Двигатель имеет мощность в 3500 лошадиных сил, а максимальная скорость, развиваемая им, - 65 километров в час. Самосвал способен взять на борт 350 тонн груза, при этом совокупная масса составит 620 тонн.

В эксплуатацию вступил в начале 2006 года в Кемеровской области, где он успешно себя показал в угольных бассейнах.

Четвертое место – БелАЗ-75601

Четвертое место также занимает семейство БелАЗ’ов. Данная модель предназначается для перевозки рыхлых горных пород. Машина способна работать в самых тяжелых условиях при температурах от -50 до +50 градусов по Цельсию.

За его передвижение отвечает мощный движок MTU-20V4000, способный развивать 3750 “лошадок” и максимальную скорость в 64 километра в час. Кроме того, самосвал имеет трансмиссию от немецкой компании Siemens, огромные шины радиусом в 2 метра и новую кабину, которая имеет гораздо лучшую обзорность, чем предыдущие модели.

Самосвал способен взять на борт около 360 тонн груза, при этом его масса составит 610 тонн. За час машина сжигает полтонны дизельного топлива. Объем бака вмещает около 4300 литров.

Размеры машины - 15x9.3x7 метров.

Пятое место - Liebherr T282C / T284

Пятерку замыкает немецкие грузовики Liebherr T282C / T284, которые являются суперсамосвалами, способными поднять на борт 360 тонн груза. Машина оснащается двигателем с двадцатью цилиндрами. Объем топливного бака - 5352 литра.

Размеры самосвала - 15.7x9.67x8.29 метров. Скорость поднятия кузова - 50 градусов за 50 секунд. Между тем, машина демонстрирует очень хорошие показатели маневренности для своих размеров, радиус разворота чуть меньше 18 метров.

Liebherr T282C / T284 выпускаются исключительно по индивидуальному заказу. Стоимость одной машины - не менее 4-х с половиной миллионов долларов США.

Шестое место -Terex MT 6300AC

Еще один представитель самых больших грузовиков в мире - Terex MT 6300AC. Автомобиль имеет грузоподъемность в 350 тонн, в совокупности с собственным весом снаряженная масса составляет 600 тонн.

Размеры самосвала - 15x9.5x7.7 метров. Машина была выпущена в 2008 году и сразу заинтересовала публику.

Двигатель имеет мощность в 3749 лошадиных сил и способен разогнать машину до 65 километров в час, что является хорошей скоростью для машины с такой массой. Характерная черта, которая подчеркивается во всех пресс-релизах - Terex MT 6300AC создан полностью с чистого листа, при его создании не были применены какие-либо уже существующие наработки.

Тирэкс стоит от четырех миллионов долларов. С 2010 года машина получила новое название - Bucyrus MT6300AC. Данный шаг связан с продажей компании.

Седьмое место - Terex MT 5500AC

Автомобили данной модели также входят в число самых больших самосвалов. Максимальный груз, который он может взять, - 360 тонн. Снаряженная масса машины - 599 тонн. Размеры самосвала - 14.8x9x7.6 метров.

Грузовик работает с помощью дизельного движка, имеющего в своем распоряжении 3 тысячи “лошадок” и шестнадцать цилиндров. Максимальная скорость, которую он может развить при этом, - 65 километров в час.

Восьмое место – Liebherr-T282B

Грузовые машины этой модели являются самыми большими грузовиками с электродвигателями. Движок имеет мощность в 3500 лошадиных сил. Весит он 10.5 тонн, имеет два десятка цилиндров и рабочий объем в девяносто литров.

Снаряженная масса самосвала составляет 593 тонны. Несмотря на такой вес, машина способна разогнаться до 65 километров в час и спокойно остановиться. Максимальный вес груза, который может взять самосвал, - 350 тонн.

Девятое место - Komatsu 960E-1

Грузоподъемность модели составляет 355 тонн. Мощность движка с 18-ью цилиндрами, которые устанавливаются на этих грузовиках, составляет три с половиной тысячи лошадиных сил. Масса полностью снаряженной машины равна 575 тоннам. Размеры модели - 15x7.1x9.2 метров. Komatsu 960E-1 способна разгоняться до 65 километров в час.

Самосвал этой модели выпускается на американском заводе в Иллинойсе, клиентами которого являются компании по всему миру. Отличительными чертами машины является достаточно низкий для такого класса расход топлива, а также система диагностики неисправностей, которая позволяет следить за работоспособностью Komatsu 960E-1, не выходя из салона.

Десятое место - Caterpillar 795F AC

Снаряженный вес автомобиля - 570 тонн. Caterpillar 795F AC оснащаются дизельными двигателями, которые имеют 4 турбокомпрессора и систему дополнительного охлаждения нагнетаемого воздуха. Размеры самосвала - 13x6.5x7.6 метров (длина, расстояние от колеса до козырька, ширина).

Представляю вашему вниманию подборку самых впечатляющих машин из мира дальнобойщиков.

Самый дорогой: в этом году компания Mack Trucks выпустила самый дорогой тягач в мире - 16,1-литровый Super-Liner с ценником свыше миллиона долларов. Фирменная статуэтка Mack на носу выполнена из золота.

Он построен по спецзаказу малайзийского султана Ибрагима Исмаил Джохорского.

Грузовик патриотично «обернут» в малайзийский флаг, а салон отделан светлой кожей и красным деревом.

В оснащение вошли двуспальная кровать, два телевизора, мангал для барбекю, шесть камер видеонаблюдения, игровые приставки и еще много всего, чего в обычных грузовиках не встретишь.

Повсюду гербы и кожа, для прострочки которой сделано 72 тысячи стежков золотой нитью. Но на вопрос, зачем все это нужно султану, ответа у нас нет.

Самый мотоциклетный: результатом совместной деятельности Harley-Davidson и гиганта среди производителей грузовиков Navistar International стала лимитированная спецсерия модели LoneStar. Первая партия из 250 грузовиков вышла в 2009-м.

Главные особенности тягача, конечно, кроются не в технике (это "всего-то" 15-литровый дизель с 18-ступенчатой трансмиссией), а в бесконечной крутости оформления. Приглядитесь - напоминает настоящий «Харлей»?

Самый тяжелый: в этой категории нет одного конкретного победителя. Все дело в правилах или, вернее сказать, в ограничениях - Северная Дакота по праву может считаться местностью с самыми тяжелыми грузовиками в мире просто потому, что в этом штате не существует лимита массы грузовых автомобилей.

Правда, речь идет только о тех дорогах, что не относятся к магистралям между штатами. На всех остальных трассах здесь можно встретить нечто подобное - например, 20-осный грузовик полной массой свыше 75 тонн.

Самый домашний: вообще, существует множество профильных тюнинг-ателье, которые готовы устроить в вашем грузовике полноценную квартиру. Главное, подобрать машину с правильным "слипером" (так называется зона отдыха водителей) из капотных Volvo или, скажем, Kenworth.

Чаще всего, простой переделкой кабин не ограничивается. Вот вам пример – работа крупной американской фирмы ARI. Кажется, в дальнем углу уместился даже электрокамин?

А здесь есть полноценная кухня, душ с туалетом, зона отдыха, холодильник, микроволновка и все остальное, что нужно для автономного существования на протяжении очень-очень долгого времени.

Самый летающий: вряд ли это достижение стоит приписывать конкретной машине. Скорее, похвалить надо того экстремала, который на это решился. То есть, чемпиона ралли-рейда Baja 1000 2007 года Грега Годфри, установившего рекорд дальности прыжка на тягаче.

Летом 2015-го в рамках шоу Evel Knievel Days Годфри пролетел на девятитонной махине больше 50 метров, перебив предыдущее достижение аж на 15 метров. Для прыжка Годфри потребовалось разогнаться до 112 километров в час.

Самый умелый: вряд ли кто-то может похвастать более крутой рекламной кампанией грузовиков, чем Volvo. Помните трюк с Ван Даммом или 15-тонную машину под управлением хомяка? Но было кое-что еще - ради одного музыкального клипа в компании умудрились подставить на два колеса грузовик Volvo FH.

Трюк исполнял итальянский каскадер, причем с первого раза ничего не вышло - помешала защита от опрокидывания. Во время этой попытки каскадер повредил руку. Однако со второго раза все получилось.

Самый стильный: все необычные грузовики раз в год приезжают на фестиваль Nordic Trophy. На фото перед вами - победитель прошлогоднего слета, Mercedes-Benz Actros.

Это первая победа модели Actros в 35-летней истории мероприятия. Позеленевший грузовик построил финский энтузиаст Мика Аувинен - по его словам, на Highway Hero (именно так он прозвал свое детище) ушло больше 1200 часов работы.

Самый безумный: если вы думали, что сумасшедший японский стиль тюнинга босодзоку (сегодня это, к счастью, лишь название, хотя начиналось все с полукриминальных банд) ограничивается очень странными мотоциклами и невообразимыми суперкарами, то вы сильно ошибаетесь.

Dekotora - так называется направление тюнинга, породившее подобные грузовики. Границы? Только в голове автора. Встретить такие машины можно только на японских дорогах. И вряд ли вы их с чем-нибудь спутаете.

Самый длинный: большую и малозаселенную Австралию давно называют страной автопоездов. Все дело в том, что большую часть территории тут занимают безлюдные пустыни и полупустыни, разделяющие разные части страны и сильно осложняющие транспортировку грузов. Что называется, не наездишься.

Одним из решений транспортной проблемы, несмотря на развитую железнодорожную сеть, остаются гигантские грузовые составы - тягачи (преимущественно Mack и Kenworth) сразу с несколькими прицепами и парой тысяч литров топлива в баках.

Самый умный: Mercedes-Benz готовится произвести настоящую революцию в мире грузовиков и дальнобоя. В прошлом году компания представила концепт Future Truck 2025 с системой автопилота, который уже вполне работоспособен в условиях магистрали.

Можно сидеть и ничего не делать. Автомобиль сам разберется со всеми ситуациями на дороге. Самое то, чтобы отправиться из Питера в Москву.

Комплекс специальных датчиков, сканеров и радаров позволяет «траку» двигаться самостоятельно.

К серийному производству такая машина, как подсказывает название, будет готова к 2025 году. Пока же специалисты Daimler вывели на дороги общего пользования два беспилотных Freightliner Inspiration Truck – для тестов.

Самый спортивный: известный американский каскадер Майк Райан уже более 10 лет удивляет нас выступлениями на Пайкс-Пике - Райан участвует в «Гонке к облакам» на пятитонном тягаче Freightliner Cascadia. А иногда использует его и для настоящей джимханы.

14-литровый шестицилиндровый дизель благодаря механическому нагнетателю вкупе с турбиной (а также системе впрыска воды и метанола), выдает под 2500 сил. А какое у этого грузовика антикрыло!

Самый чистый: летом 2015-го BMW пополнила свою линейку полностью электрическим грузовиком. Правда, купить такой не получится - компания выпустила один экземпляр модели и только для собственных нужд.

40-тонная электромашина способна преодолевать без подзарядки (на которую, согласно разработчикам, уходит всего четыре часа) до 100 километров. Грузовик работает в Мюнхене, перевозя комплектующие между заводами BMW и ее партнера SCHERM Group.

Писать обзоры про самые-самые легковушки - обычно дело для автопрессы. А как же грузовики? Возят себе грузы, мы к ним привыкли - казалось бы, что в них может быть интересного? Но среди этих железных труженников тоже попадаются легендарные "личности". У кого-то выдающаяся сила, кто-то невероятно быстр, а у кого-то есть умение шокировать и развлекать.

Герой пустыни

Заядлые поклонники ралли-рейда "Дакар" часто вздыхают, мол, легендарный марафон - уже не тот. Не только потому, что променял Африку на Южную Америку. Взять хотя бы самый зрелищный класс грузовиков, который сегодня зажат в тиски лимитов. Максимальная скорость, объем моторов, вес, ходы подвесок, компоновка - все ограничено. А ведь было время, когда в грузовом дакаровском зачете царила такая же вольница, как и в легковой группе прототипов в 80-90-е годы…

Именно в эту эпоху свободы, 31 год назад, на старт "Дакара-1984" впервые выехал один из самых знаменитых и необычных грузовиков этого марафона - двухмоторный голландский DAF Twincab, первый из гоночного семейства, которое войдет в историю под общим названием Turbo Twin. Каждый мотор крутил свою ось, а суммарная отдача двигателей достигала 800 лошадиных сил, разгонявших машину до 160 км/час. Но больше всего этот грузовик запомнился тем, что у него было две кабины - вторую прикрутили для рекламы и привлечения внимания.

Эпоха гоночных раллийных двухмоторных грузовиков DAF Turbo Twin оказалась яркой, но короткой: все началось в 1984 году и закончилось в 1988-м. А в 1998 году российская команда "КамАЗ-Мастер" выставила на "Дакаре" гоночный КамАЗ-49255 с 12-цилиндровым дизелем мощностью в 1050 л.с. Но сверхмощный мотор просто "порвал" трансмиссию, машина сошла с гонки, и команда на долгое время прекратила эксперименты со сверхмощными двигателями.

К "Дакару" 1985 года гоночный двухмоторник лишился одной кабины, получил прозвище Bull ("Бык"), полегчал сразу на 2 тонны и получил два дизеля суммарной отдачей в 870 л.с. Но до финиша грузовик вновь не добрался из-за поломки. В 1986 году голландцы выводят на старт марафона DAF 3600 Turbo Twin, мощность которого достигала 1 000 л.с., а максимальная скорость - отметки в 200 км/час. Казалось, что теперь-то двухмоторный монстр точно победит, но крест на надеждах голландцев поставила поломка переднего моста . Первый дакаровский триумф пришел только в 1987 году, когда Ян де Роой на облегченном Turbo Twin II выиграл грузовой зачет "Дакара". Причем де Роой "валил" по трассе так, что занял 11 место в общем зачете марафона, а финишировавший вторым Карел Лопраис на Tatra проиграл Яну больше 14 часов!

Апофеозом развития двухмоторных DAF стал новый Turbo Twin X1 с шестью турбинами, суммарной отдачей двух 11,6-литровых двигателей в 1200 л.с. (4700 Нм) и максимальной скоростью в 240 км/час! Когда в 1988 году это чудище выезжало на старт африканского марафона, никто сначала даже не сомневался, что голландцы выиграют гонку всухую. Знатоки автоспорта до сих пор помнят кадры, как весящий 11 тонн Turbo Twin X1 на скорости за 200 легко обходит в пустыне прототип Peugeot 405 Turbo лидера легкового зачета Ари Ватанена…

Однако "Дакар-88" закончился для команды DAF трагически. 9 января на одном из спецучастков прошлогодний 1000-сильный Turbo Twin X2 на скорости около 170 км/час перевернулся из-за серии подбросов на мелких дюнах, сделав шесть полных оборотов вокруг своей оси. Пилот и механик чудом выжили. Но штурмана Кееса ван Левезиина от удара выбросило через лобовое стекло и он погиб на месте. После этого было уже не до побед: команда сняла с гонки Яна де Рооя, и на 10 лет DAF полностью ушел из автоспорта. А в 1990 году регламентом гонки запретили и подобные монстроидальные грузовики.

Реактивный грузовик

Идея скрестить автомобиль с реактивным самолетом будоражит пытливые человеческие умы уже не один десяток лет, периодически порождая невероятные конструкции. Так, ровно 30 лет назад американский гонщик Лес Шокли создал, возможно, один из самых знаменитых и безумных грузовиков нашего времени. Как истинный американец, Шокли действовал с размахом и расчетом на "вау-эффект", не пожалев на это около полумиллиона долларов. Он взял обычный седельный тягач Peterbuilt 379 - и приделал к нему не один, а сразу три реактивных двигателя Pratt&Whitney, сложив их пирамидкой и направив чуть в небо, чтобы они (вместе с огромным антикрылом) прижимали грузовик к земле, не давая ему взлететь.

А взлететь есть от чего - три турбореактивных двигателя выдают в сумме мощность, эквивалентную 36 000 лошадиных сил! Правда, отдача реактивных моторов оценивается по другому показателю: сила тяги. С ней тоже полный порядок, три движка вместе "тянут" с силой в 8,6 тонны. В итоге при старте этого реактивного снаряда с места в режиме форсажа пилот (ну не водителем же его называть!) испытывает перегрузки в 6 G, а на разгон с места до 300 миль/час (480 км/час) самолето-грузовик тратит всего около 11 секунд.

За одно свое выступление Shockwave запросто сжирает до 700 литров керосина - они уходят не только на сам заезд, но и на показательные изрыгания огня и дыма.

Попутно Shockwave считается обладателем мирового рекорда скорости для полноразмерных реактивных грузовиков - с результатом в 605 км/час! Отличился он еще и мировым рекордом на дистанции в четверть мили, пролетев ее за 6,36 секунды с максимальной скоростью 409 км/час. А как, спросите, тормозить с таких скоростей? Кроме дисковых тормозов на всех колесах, используются еще и два военных авиационных парашюта: когда они раскрываются на торможении, пилот испытывает отрицательные перегрузки аж в 9 G!

Много лет "Ударная волна" (так переводится название Shockwave) выступал в Америке на авиашоу, гоняясь наперегонки с самолетами. Но старичок не собирается сдаваться: в 2012 году его выкупили гонщики Нил и Крис Дарнеллы, модернизировали начинку, обновили внешность - и теперь легендарный грузовик возвращается в новом турне, посвященном его собственному 30-летию. Будете поблизости - заходите, посмотрите, как летают грузовики.

Карьерный монстр

БелАЗ-75710

Новый большегруз из белорусского Жодино, представленный в 2013 году, имеет все основания претендовать на звание самого-самого самосвала на планете. Его основные оппоненты в лице американского Caterpillar 797F и немецкого Liebherr T 284 тоже, мягко говоря, немаленькие. Но белорусский супертяж на их фоне - просто Годзилла! Самосвал, под которым можно парковать легковушки, поражает размерами - его впору сравнивать со зданиями. Так, при общей длине в 20,6 м, ширине в 9,7 м и высоте 8,1 м, БелАЗ-75710 по своим габаритам превосходит иной коттеджный дом. А водителю-оператору до своего рабочего места надо идти через два лестничных пролета с промежуточной площадкой по центру.

Снаряженная масса гиганта составляет 360 т, но главный параметр - это грузоподъемность, которая достигает рекордных в этом классе 450 метрических тонн, в том время как для Caterpillar и Liebherr заявлены "всего" 363 метрические тонны! Но зачем, спрашивается, такие показатели грузоподъемности? Чем она выше, тем ниже себестоимость перевозок, когда одним суперсамосвалом можно заменить нескольких тех, что поменьше.

Но белорусам и этого показалось мало. Поэтому в начале этого года БелАЗ-75710 поучаствовал в рекордном заезде, ради которого в необъятный кузов загрузили 503-тонный балласт, с которым общий вес достиг астрономической для одиночного грузовика величины в 863 тонны - столько весила бы вереница из примерно 8 нагруженных под завязку железнодорожных вагонов! Данный результат был занесен в книги рекордов СНГ и Европы, а также будет претендовать и на внесение в "Книгу рекордов Гиннесса".

Для увеличения грузоподъемности сдвоенные шины стоят на полноприводном БелАЗ-75710 (справа) не только сзади, но и спереди. Каждая исполинская покрышка, весящая 5 тонн, выдерживает нагрузку не менее 100 тонн. А для повышения маневренности оба моста сделаны поворотными.

Чтобы ворочать такие колоссальные массы, одного двигателя уже мало. Поэтому у рекордного самосвала их сразу шесть! БелАЗ-75710 построен по распространенной для таких монстров дизель-электрической схеме: дизель крутит генератор, а тот подает напряжение на тяговые электромоторы-редукторы, встроенные в каждое колесо ведущего моста. Но уникальность рекордного БелАЗа в том, что он еще и полноприводный (тоже впервые в это классе), и тяговых электромоторов тут уже четыре штуки, по 600 кВт (810 л.с.) каждый! Чтобы питать эти электромоторы, в машинном зале (иначе это помещение не назовешь) установлены два 1700-киловаттных генератора Siemens, каждый из которых приводится в действие 16-цилиндровым турбодизелем MTU DD 16V4000 рабочим объемом 65 литров. Каждый такой дизель выдает по 2300 л.с. и 9313 Нм тяги, а за час работы под пиковой нагрузкой может сжечь 339 кг топлива, так что не зря на суперсамосвал установлены два топливных бака общим объемом 5600 л.

Суммарная мощность двух дизелей и четырех тяговых электромоторов - почти 7 900 лошадей, разгоняющих груженый самосвал до 64 км/час! Так что, как в анекдоте про плохо видящего носорога, на пути у этой едущей горы лучше не стоять, хотя водитель и сидит высоко, и в его распоряжении - системы кругового видеообзора и предупреждения о приближении к высоковольтной ЛЭП. Что до цены, то БелАЗ-75710 обойдется заказчику в сумму около одного миллиона евро. И первый суперсамосвал уже отправился на трудовую вахту в угольный карьер "Черниговец" в Кемеровской области. Кстати, до места работы такие большие самосвалы везут в разобранном виде, ведь такого исполина не выдержит ни одна обычная дорога, на которую он еще и просто не поместится!

Рекордный из легальных

Если БелАЗ можно увидеть только в карьере или на картинке, то вот этот грузовик с прицепом вполне может остановиться с вами на одном светофоре. С виду - обычный Volvo топовой серии FH, текущее поколение которой выпускается с 2012 года. Так сразу и не скажешь, что стоишь рядом с самым мощным в мире серийным магистральным тягачом, которому разрешено ездить по обычным дорогам. Но если присмотреться, его с головой выдают гордые цифры мощности и объема двигателя, красующиеся на боковинах и лбе кабины. "Гонка вооружений" среди европейских шоссейных грузовиков в последние годы вновь набрала обороты, и Volvo в ней пока лидирует. Оружие победы - это самый мощный в гамме этой модели рядный 6-цилиндровый турбодизель D16К с прямым впрыском топлива через насос-форсунки.

С рабочего объема 16 л шведы сняли 750 лошадиных сил и сегодня больше этой мощности пока не предлагают ни европейские (ближайший соперник - шведская 730-сильная Scania R730), ни американские конкуренты. Но главное в этом дизеле даже не мощность, а сумасшедший крутящий момент в 3550 Нм. Для гражданских грузовиков - запредельная величина!

Сверхмощный тягач Volvo FH16 750 можно официально купить и в России, только цены - под стать его мощности. Так, собранный в Швеции двухосный тягач стоит у нас от 163 000 евро, за грузовик с колесной формулой 6х4 попросят от 190 000 евро, а за четырехосник надо отдать уже минимум 200 000 евро.

Понятное дело, что с таким количеством дури под кабиной можно порвать даже усиленные карданы и стальные "потроха" автоматизированной 12-ступенчатой коробки передач I-Shift, которая предлагается для этого мотора. Поэтому автоматика постоянно контролирует нагрузки на машину и сдерживает напор лошадей на пониженных передачах и малых скоростях, выпуская весь табун на волю только на магистральных режимах и на затяжных подъемах, где как раз особенно нужна эта силища.

Но все равно возникает вопрос: зачем такие мощности и что ими возить? Ведь разрешенная полная масса грузового автопоезда в России - 38 тонн, в Европе - 40 т. Запрягать в такой смешной вес 750 дорогущих коней - все равно что развозить почту на Бэтмобиле: эффектно, но слишком расточительно. Хотя, конечно, некоторые транспортные компании и богатые водители-частники могут позволить себе шикануть покупкой такого тягача в максимальной комплектации из соображений престижа. Мол, вон на каких крутых траках мы работаем!

Однако истинное назначение силачей вроде Volvo FH16 750 - не понтоваться, а возить что-то реально тяжелое, за перевозку чего хорошо платят. Минимум - работать лесовозом или таскать так называемые "скандинавские" 25-метровые автопоезда полной массой 60 тонн. Максимум - перевозка всевозможного негабарита вроде яхт, деталей мостов, тяжелой строительной техники или промышленного оборудования. И для этого у машины есть силы: компания Volvo заявляет, что FH16 750 способен утащить автопоезд общим весом до 250 тонн. Кстати, несколько таких 750-сильных вольвовских тягачей уже трудятся в России.

Тянет-потянет

Nicolas Tractomas TR 10x10 D100

А вот такой супертягач французской фирмы Nicolas вы точно не встретите на трассе Москва-Питер. Этот пятиосный полноприводный (!) грузовик в 2005 году даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире "гражданский" тягач! И первыми четырех таких монстров ценой по 800 000 евро каждый еще в середине 2000-х французам заказала южноафриканская транспортная фирма Rotran, чтобы таскать по саваннам сверхтяжелое оборудование для местных тепловых и атомных электростанций. Это когда, к примеру, один только электротрансформатор весит под 270 тонн, не считая веса многоосного прицепа и самого тягача…

Грузовики серии Tractomas французская фирма Nicolas выпускает еще с 1979 года, а сама компания начинала еще в середине 19 века с выпуска телег. Кроме пятиосного рекордсмена, в гамме производителя есть и более скромная модель с колесной формулой 8х8 и 900-сильным дизелем, которая может тащить автопоезд весом "всего" 500 т.

Но и Tractomas оказался не из хлюпиков. Шведский Volvo FH16 750, конечно, тоже не малолитражка, но на фоне своего французского коллеги даже он смотрится, как малютка на фоне громилы ! Потому что в длину пятиосный Tractomas раскинулся на 12,6 м, ширина его лишь немного не дотягивает до 3,5 м, а в высоту он достигает 4,5 м. За кабиной расположился 27-литровый турбодизельный V12 компании Caterpillar, развивающий 912 л.с. и 3460 Нм крутящего момента. Коробка передач - восьмидиапазонный автомат фирмы Dana Clark Spicer.

Силища, как видим, есть. Но чтобы сдвинуть тяжеленный автопоезд, тягач должен иметь хороший зацеп, а не буксовать беспомощно, стоя на месте. Поэтому для увеличения так называемого "сцепного веса", Tractomas TR 10x10 загружался щебеночным балластом, с которым его снаряженная масса подскочила до 70 т. Зато после этого французский силач мог один тащить по дороге 600-тонный автопоезд. Правда, в одиночку такие тяжести, особенно на дальняк и с подъемами, обычно не возят. И чтобы не надрывать технику, Tractomas впрягались в длиннющий (более сотни метров!) автопоезд паровозиком, один за другим. Зато и сам состав получился еще тяжелее: его полная масса достигла примерно 700 тонн!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook