Конституционные принципы понятие и виды. Конституционные принципы правосудия. Министерство образования Российской Федерации

Глава 5. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЕГО ПРИНЦИПЫ.

1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ.

2. Принципы конституционного строя и их содержание

Понятие и содержание конституционного строя России и его основ.

В России термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.). Позже VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Как обеспечить ответственное кредитование и заимствование для предотвращения следующего суверенного дефолта, последствия которого в сегодняшнем мире почти наверняка не будут ограничены конкретной страной, но будут «заражать» другие страны, их финансовые системы и глобальную экономику? Как действует международное финансовое регулирование, если оно избегает традиционных характеристик международного права, потому что оно является «мягким» и транснациональным, с одной стороны, а не международным, с другой стороны?

Наконец, какую роль может играть роль закона в денежно-кредитных делах или что они должны делать? Все эти вопросы лежат в основе или в разной степени глубины и полноты, которые рассматриваются в четырех книгах, обсуждаемых в этом обзоре. Эта тенденция также отражает то, что кризисы лучше всего воспринимаются и понимаются как катализатор перемен: для изменения интересов, изменения взглядов и изменения теоретических и аналитических концепций, которые определяют наши рамки исследований.

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции России Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции России необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть, прежде всего, демократическим и конституционным.

Современная концепция денежного суверенитета

Опираясь на Роберта Хоуза, Циммерман утверждает, что структура глобального порядка не может быть объяснена ни одним из этих двух понятий. Таким образом, денежный суверенитет является как позитивной, так и нормативной концепцией, «природа которой по существу динамична». Этот подход обоснован в первой главе, где Циммерманн дает обзор как доктринальных, так и исторических основ и правовых теорий денег. Чтобы лучше понять двойственную природу денежного суверенитета и его динамическое измерение, первая глава затем вводит понятие «принципиально оспариваемая концепция».

Наука и отрасль конституционного права России содержат государственно-правовую категорию и одновременно институт - «конституционный строй и его основы». Правовая категория «конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Исходя из философии языка, эта концепция уже применяется к понятию суверенитета Саманты Бессон и Дэн Сороши. С одной стороны, он пытается захватить соперничество суверенитета, с одной стороны, и его функцию как нормативного и позитивного стандарта в юридическом дискурсе, с другой. Таким образом, определяя денежный суверенитет, Циммерманн подчеркивает его нормативный аспект. Однако из-за экономической взаимозависимости и увеличения финансовой интеграции государство практически не может реализовать эти ценности автономно.

Поэтому необходимо разработать концепцию кооперативного суверенитета. Другими словами, объединение государственных ресурсов, компетенций и полномочий в форме экономических и валютных союзов следует понимать «не как сдачу денежного суверенитета, а как эффективное осуществление последнего», по крайней мере, до тех пор, пока передача обеспечивает населения с «максимальной денежной и финансовой стабильностью при современных экономических ограничениях».

Под общественным строем понимается исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Более того, частные субъекты оказали значительное влияние на процесс установления правил международных финансовых операций. Хотя эти наблюдения, безусловно, правильны, они сами не способствуют пониманию суверенитета в современном мире. Однако, как показывает Циммерманн, государства по-прежнему считают эти вопросы неотъемлемой частью своего суверенитета. На следующем этапе он рассматривает вопрос о том, может ли торговое право предлагать альтернативный путь для эффективного решения проблемы несогласованности обменного курса, особенно если концептуально использоваться в качестве экспортной субсидии.

Общественный строй находится под постоянным воздействием государства, которое создается обществом для охраны общественного строя. Но государство, оказывая воздействие своей политикой на общественный строй и исходя из принятых политических целей, может приобретать самостоятельность и становиться над обществом, подчиняя его интересы интересам государственного аппарата (тоталитарное государство).

Односторонние торговые средства против манипуляции валютным курсом также имеют весьма ограниченный эффект. Третья глава приходит к выводу, связав эту дискуссию с нормативностью современного денежного суверенитета. Глава 4, в которой Циммерманн анализирует влияние экономических и валютных союзов на концепцию денежного суверенитета, указывает в том же направлении. «Вступление в валютный союз может означать не отказ от денежного суверенитета, а его эффективное осуществление в особой форме кооперативного суверенитета».

Таким образом, общий аргумент Циммермана можно резюмировать следующим образом: из-за растущих юридических и фактических ограничений, с которыми сталкиваются государства в денежных делах, концепция суверенитета изменилась с автономности на сотрудничество. Этот новый стандарт не только объясняет, почему монетарные союзы могут пониматься как эффективное осуществление суверенитета, но и представляет собой нормативную основу, определяющую способ осуществления денежного суверенитета. Поскольку суверенитет больше не осуществляется автономно, но в сотрудничестве с целью достижения денежной стабильности, финансовой стабильности и финансовой целостности, любое поведение государств, которые могут поставить под угрозу эти цели, противоречит их суверенитету.

Таким общественным отношениям соответствовали определенные государственно-правовые институты, которые носили ярко выраженный идеологический характер.

Реформирование общественной и государственной жизни в России, начавшееся в конце восьмидесятых годов, требовало отказаться от идеологизированной формы закрепления общественного строя, что придавало бы ему черты конституционного строя.

Такой подход действительно существенно изменит концепцию денежного суверенитета. Тем не менее, концептуальные основы такого кооперативного суверенитета остаются неопределенными даже в свете той концепции, которую Циммерман представил в первой главе. Если денежный суверенитет является «принципиально оспариваемой концепцией», разве это не относится и к современной версии Циммермана? Если, однако, спорная, как он может обеспечить нормативное руководство для осуществления валютного суверенитета? Точно так же его якобы дуалистический характер как позитивная и нормативная концепция, которая по своей сути динамична, может объяснить только тот факт, что концепция суверенитета меняется, но не как.

Конституции СССР и РСФСР закрепляли также форму государства, как организацию государственной власти в стране, выраженную в форме правления и в форме государственного устройства.

Форма государственного правления - это организация высшей власти в государстве, которую представляют глава государства, законодательная власть, правительство, органы правосудия.

Другими словами, современная концепция Циммермана о денежном суверенитете как кооперативном суверенитете отражает сегодняшние реалии и ограничения государств в денежных делах из-за все более интегрированной и сложной глобальной экономики. Если это так, то его метод концептуализации денежного суверенитета не отличается от подхода Жана Бодина, когда он начал писать о денежном суверенитете, как отмечает Циммерман, концепции денежного суверенитета возникли из факта. Основываясь на его анализе, представляется правильным сделать вывод, что его современная концепция денежного суверенитета также делает это - единственное отличие состоит в том, что по сравнению с шестнадцатым веком факты изменились.

Форма государственного устройства - это структура государства, отношение государства как целого и частей этого государства. Существует три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

В дореформенный период форма государственного устройства переживала кризис, так как СССР был по сути унитарным государством при наличии внешних атрибутов федерации. Реформирование российской государственности после распада СССР стало неотложной задачей.

Гибридизация или почему вопросы мягкого права - дело международного финансового регулирования

Когда дело доходит до создания правил и установления стандартов на глобальном уровне для международного финансового регулирования, мягкий закон, по-видимому, является предпочтительным выбором государств и других участников. Несмотря на то, что рост и растущее значение мягкого права в течение некоторого времени очаровывали международных юристов, именно в мировой финансовой системе мягкий закон играет гораздо более важную роль, чем традиционная концепция так называемого жесткого права, т.е. формальные правила которые являются юридически обязательными для государств и, возможно, других субъектов международного права.

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Поэтому важно, чтобы юристы понимали, почему и как этот «нетипичный» источник международного права может влиять на поведение государств и других соответствующих субъектов, таких как регулирующие органы, а также банки в той степени, в которой ни договор, ни обычное международное право до сих пор не могли делать.

В «Мягком законе» и «Финансовом кризисе» Крис Браммер впервые описывает опасения финансового кризиса, прежде чем приступить к первой главе обсуждения «территориальности и финансового состояния». В книге убедительно утверждается, что основное понимание того, как национальные регуляторы выполняют свои задачи внутри страны имеет решающее значение для понимания международного аспекта финансового регулирования, в частности с учетом того, что национальные регулирующие органы являются важными разработчиками повестки дня, которые благодаря своей независимости на национальном уровне создали свои собственные международные органы для сотрудничества.

Общественный строй, как и государственный, может быть неконституционным, а воздействие государства на общество являться не правовым. Если государство воздействует на общественный строй посредством установления правовых норм, обеспечивает их реализацию, опираясь на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет обязательства перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя.

С одной стороны, эти учреждения составляют важную основу международной финансовой архитектуры, о которой Браммер обращается во второй главе и с которой Марио Джованоли участвует в своем вкладе в это, будет более подробно обсужден ниже. С другой стороны, это развитие - международное сотрудничество независимых регулирующих органов, проанализированное Анн-Мари Слотер, - вызвало интенсивную дискуссию о легитимности этих институтов и в конечном итоге привело к созданию новой области исследований: глобального административного права.

Дефицит легитимности мировой финансовой системы или, как пишет Браммер, «отсутствие легитимности», вызывает значительные риски, учитывая, что он может уменьшить соблюдение стандартов, согласованных в этих учреждениях, что, в свою очередь, может поставить под угрозу глобальную финансовую стабильность. Таким образом, повышение легитимности имеет решающее значение. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, Браммер, безусловно, прав, заключая, что необходимы дополнительные реформы, в частности в отношении членства.

Отличительной особенностью конституционного строя следует считать его ориентированность на неидеологическую природу. Никакая идеология классов, политических партий конституционно не может быть установлена в качестве общеобязательной, общегосударственной или официальной, если это действительно конституционный строй (см. п. 2,3 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

Тот факт, что дефицит легитимности может фактически препятствовать соблюдению стандартов международного стандарта мягкого права, предполагает, что эти стандарты могут в первую очередь вызвать соблюдение. Бруммер иллюстрирует различные способы, почему и как мягкий закон имеет значение, но отличается от преобладающих подходов, таких как теории мягкой мощности и анализ подрядчиков. Вместо этого он подчеркивает репутационные издержки для регулирующих органов, если они не соответствуют согласованному международному стандарту и рыночным дисциплинам, а это означает, что даже стандарты мягкого права «могут создавать практики или конвенции, где их нет, влияя на ожидания участников рынка относительно того, как другие будут или должны действовать».

Важная черта конституционного строя - отражение справедливого баланса и общности интересов различных социальных групп. Конституционный строй утверждает согласованные идеи справедливости, систему ценностей, к которым общество стремится, делает государственными идеологию демократии, идеи демократического правового государства, утверждает другие демократические институты. Однако эти идеи всего общества или его большинства, но не классовые и не корпоративные.

В дополнение к этим механизмам международные институты, которые занимаются установлением международных стандартов, могут проявлять дополнительную дисциплину и, следовательно, повышать соответствие между членами. «Репертуар правоприменения» настолько же мягкий, как стандарты, установленные этими институтами, но тем не менее аналогичным образом эффективен. Он основан на финансовой помощи, названии и пристыжении, а также на рынках капитала и членских санкций. Соблюдение в значительной степени зависит от системы мониторинга, которая существует.

Несомненно, наличие в государстве Конституции не означает, что в таком государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе должно, прежде всего, обеспечиваться подчинение государства праву. Для этого необходимо обеспечить подчинение его определенным принципам, образующим конституционный строй и составляющих его основу. Важнейшие из них возводятся Конституцией в ранг конституционных принципов. Таким образом, под основами конституционного строя, а следовательно и всего конституционного строя, понимаются главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву. К моменту принятия Конституции России 1993 г. в России в основном сложились те общественные отношения, которые составляют суть конституционного строя, а Основной Закон лишь закрепил их существование в определенных конституционных принципах и институтах.

Таким образом конституционный строй - это система основополагающих общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовно-нравственных) и соответствующих им государственно-правовых институтов и принципов, закрепленных в Основном Законе государства.

Из этого определения следует, что конституционный строй - единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений.

Конституция России 1993 г. в ст. 16 определяет, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя России (заметим, что указанная глава так и называется «Основы конституционного строя»).



Основы конституционного строя как важнейший объект правового регулирования закрепляют:

а) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя, к которым относится верховенствующий над государством и законом императив справедливости, трактуемый как социальная, правовая и историческая справедливость; нравственные ценности, ценности социального мира, демократии, патриотизма, интернационализма и др. (см. Преамбулу Конституции РФ 1993 г.);

б) основные принципы как руководящие начала конкретных институтов конституционного строя;

в) конституционно-правовые институты и нормы, закрепляющие и регулирующие всю совокупность общественных отношений.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают конкретные правоотношения – они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений. По своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права.

Основы конституционного строя имеют свою специфику, которая выражена в том, что нормы и институты основ конституционного строя являются основополагающими, фундаментальными, имеющими обобщающее значение, они имеют политико-правовой и постоянно действующий характер. Положения основ конституционного строя являются принципами, которым должно следовать конституционное законодательство, вся система права. Иначе говоря, принципы основ конституционного строя являются общими принципами всей правовой системы России, поскольку Конституция составляет ее ядро.

Основам конституционного строя посвящена первая глава Конституции России. В ней содержатся базовые принципы и государственно-правовые институты, которые можно выделить в следующие группы: гуманистические, демократические основы конституционного строя; основные характеристики Российского государства; экономические, социальные и политические основы конституционного строя и основы организации государственной власти.

Принципы конституционного строя и их содержание

Институт основ конституционного строя России закрепляет основополагающие принципы, определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Это головной конституционный институт, имеющий своей целью:

Установить содержание философии, которая формирует теоретические подходы к пониманию всех политико-правовых институтов нашего общества;

Сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую и более отдаленную перспективы;

Выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

Зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии;

Закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм.

Анализ действующего конституционного законодательства показывает, что в России в ходе политических и экономических реформ начинает утверждаться принципиально новый строй цивилизованных, гуманных, демократических и правовых общественных отношений.

Цивилизованный характер новых общественных отношений предполагает выбор между добром и злом в пользу добра. Это означает, что нравственной базой конституционных институтов признаются такие общечеловеческие моральные ценности, как: уважение человеческого достоинства каждого, недопустимость совершения противоправных действий, признание любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной справедливости, отказ от насилия в качестве средства разрешения социальных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, признание приоритета международных норм.

Гуманность конституционного строя проявляется в человеколюбии, признании человека и его прав высшей ценностью, что прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Государство несет ответственность за каждого человека, что в равной мере обеспечивает социальную защиту всего населения, законодательно запрещает жестокие меры наказания.

Демократизм конституционного строя состоит в том, что в социальной практике и государственном управлении в качестве основополагающей реализуется идея всевластия народа, когда народу принадлежит первичная суверенная политическая воля, лежащая в основе любого вида власти. Демократический характер общественных отношений в России - это свобода политического, экономического и национального развития, свобода мысли, слова и действий.

Правовой характер конституционного строя России означает приверженность общества идеалам конституционализма и законности. Правовое демократическое общество базируется на следующих основополагающих идеях:

Приоритет Конституции в законодательной системе;

Верховенство закона среди других нормативных актов;

Законность как обязательное исполнение закона и необходимое условие нормального социального и экономического развития;

Правовая справедливость, под которой понимается требование безусловного и четкого исполнения предписаний законодательных норм;

Легитимность законодательных установлений, означающая нравственный характер законов и их достаточное социально-экономическое обоснование, оптимальное соотношение в законе противоборствующих интересов;

Разумное соотношение сущего и должного, желаемого и возможного.

Основу конституционного строя России составляют следующие принципы : государственный суверенитет РФ; права и свободы, человек - как высшая ценность; народовластие; федерализм; социальное государство; многообразие и свобода экономической деятельности; разделение властей; идеологическое многообразие; принцип светскости государства; целостность и незыблемость основ конституционного строя. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции России). Понятие «суверенитет» производно от французского слова «суверен», которое первоначально применяли для характеристики политической, экономической и правовой мощи государства. Так, Жан Боден, французский мыслитель и юрист, теоретик естественного права второй половины XIV в., понимал под государственным суверенитетом верховную власть. В середине XVIII в. другой французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо ввел в научный оборот понятие «народный суверенитет», который он трактовал как власть, определяемую общей волей. Во второй половине ХХ в. российские ученые А.И. Лепешкин, Ю.Г. Судницин и др. развивали учение о национальном суверенитете, как о реализованном народом-этносом его праве на самоопределение и самостоятельное развитие.

В современной мировой юридической науке, в том числе и в российской, центральное место отводится народному суверенитету. Многие ученые считают, что государственный и национальный суверенитеты есть формы проявления народного суверенитета.

Под национальным суверенитетом следует понимать верховное право нации на самоопределение, самостоятельный выбор той или иной формы своего национально-государственного устройства. Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, в силу которого она является верховной, независимой от какой-либо иной государственной власти при решении вопросов как внутреннего, так и внешнего характера.

В теории суверенитета выделяют следующие элементы: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость.

Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне ее. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемом в мировом сообществе и нашей стране.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только данной государственной власти принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела, и никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть добровольное согласие самого суверенного государства. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не имеет права нарушать общепризнанные нормы международного права.

Неотчуждаемость суверенитета - важнейший элемент его содержания. Суверенитет существует до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, что не может рассматриваться как ограничение суверенитета по следующим причинам: а) эта передача не затрагивает суверенных прав государства (иметь конституцию, территорию, гражданство и т. д.); б) в этом проявляется верховенство государства, которое добровольно передает часть своих прав межгосударственному образованию; в) государства, передавшие часть своих полномочий, не отстраняются от участия в их реализации; г) за государством сохраняется право контроля за тем, как переданные полномочия осуществляются.

Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем является народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у соответствующей стороны.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость государства. Если верховенство - это проявление суверенитета государства внутри страны, то независимость есть суверенитет во внешнеполитической сфере. Межгосударственные отношения - это общение суверенных государств, которое осуществляется в мирное время только в форме их взаимных соглашений. Суверенные государства могут согласиться подчинять свои действия тем или иным общим правилам (нормам международного права). Это согласие добровольное и не подрывает их независимости.

В настоящее время многие понимают, что федеративное устройство России нуждается в реформе. Для того чтобы прекратить конфликты, коллизии и отвести потенциальную угрозу распада России, необходимо решить несколько ключевых проблем.

1. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Если федерация суверенна, то не суверенны ее субъекты, и наоборот.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в РФ слиты воедино, важнейшей из них является отказ от асимметричного устройства России, когда разные ее субъекты обладают неодинаковыми правами. Россия должна состоять из однопорядковых субъектов - республик. С этой целью следует предоставить право ныне существующим республикам, краям и областям объединяться в новые республики с тем расчетом, чтобы они составляли единый территориально-промышленный комплекс.

3. Необходимо в полном объеме уравнять в правах все образованные новые республики, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов. Сделать это весьма трудно, пока республики, края и области по форме и по своему статусу фактически неравны.

4. Государственным суверенитетом в России должна обладать только сама Россия, а не ее субъекты.

Свобода личности и естественных прав человека как основа демократического общества (ст. 1, 4 Конституции России). Человек, его права и свободы - высшая ценность. Гуманизм - своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек – государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в придаток государственной машины.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение «высшая ценность» - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества – как облеченных, так и не облеченных властью. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. Сейчас это положение изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

Социальное государство (ст. 7 Конституции России). Именно так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

Первоначально многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство – это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики, но и в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким и при смене правительства.

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов постоянно улучшается.

В Конституции России социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является "достойная жизнь". Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера заработной платы;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин "социальная защита", хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции России). Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:

Отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, все остальные формы производны от них);

Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.

От имени России и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ. Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.

Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).

Разделение властей и единство государственной власти в России (ст. 10, 11 Конституции России). Принцип разделения властей получил свое воплощение в России в последние ХХ-го века, в ходе осуществления демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами в государстве может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в России является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы «сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Особенностью России является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения власти. Одной из важнейших задач Президента является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделен Конституцией различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области.

На федеральном уровне система разделения власти выглядит следующим образом:

Законодательная власть - Федеральное Собрание России;

Исполнительная власть- Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ;

Судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции.

Идеологическое многообразие (политический плюрализм). Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность - система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью законных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами России устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединении, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В настоящее время общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Принцип светскости государства. Это означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Сейчас признается, что церковь тоже играет заметную роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Закрепление светского государства не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством России создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе России» установлено, что гражданскому служащему запрещено использовать должностные полномочия в интересах … религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13 ст. 17). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к различным религиозным конфессиям.

Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено прежде все-го тем, что отправление правосудия тесно связано с реали-зацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

Правосудие — это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной дея-тельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

Правосудие с нравственной точки зрения — основанная на законе справедливость. Именно поэтому очень важно при осуществлении правосудия выявить все существенные обстоятельства дела, безошибочно применить закон, при-няв при этом справедливое решение. Если суд отступает от данного порядка, то наступает беззаконие, произвол. Кон-ституция РФ, закрепив основные принципы правосудия, обеспечивает гарантии законности и справедливости право-судия в нашей стране.

Судебная власть в России принадлежит только судеб-ным органам. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства : конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

Все эти виды судопроизводства осуществляются в соответствии с общими принципами правосудия, закрепленными законодательно в Конституции РФ и других конституционных законах.

Для глубокого понимания принципов организации и деятель-ности судебной власти существенное значение имеет вопрос об их классификации. Существуют различные классификации принципов. Различают общие (конституционные) и отраслевые принципы пра-восудия. Нередко выделяются принципы судоустройства исудопро-изводства (гражданского и уголовного процессов). Принципы правосудия подразделяют также на орга-низационные ифункциональные. Вместе с тем, существует доста-точно обоснованное мнение, что все важнейшие принципы организа-ции и деятельности судебной власти имеют конституционное содер-жание, сформировались в соответствии с мировой гуманистической и демократической судебной практикой, отвечают международно-правовым стандартам.

Конституционные принципы правосудия можно опре-делить как закрепленные в Конституции положения по ор-ганизации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Прин-ципы правосудия воспроизводят уровень правового созна-ния в обществе.

Все принципы находятся во взаимной связи и обуслов-ленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы:

1. Законность (ст. 15 Конституции РФ) — безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и су-дебными, должностными лицами и гражданами. Законность как строгое и неуклонное следование закону, подчинение только закону является базовым принципом функциониро-вания судебной власти. Для правосудия этот принцип имеет особое значение, так как именно данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением тре-бований закона — как материального, так и процессуального. Законность предполагает прежде всего соблюдение норм по-зитивного права. При этом важным условием выступает то обстоятельство, при котором нормы позитивного права со-ответствовали принципам естественного права.

2. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Кон-ституции РФ) означает прерогативу суда от имени государ-ства осуществлять правосудие. Этот принцип направлен на строгое ограничение органов, осуществляющих разбира-тельство судебных дел. Из числа таких органов исключе-ны товарищеские суды, религиозные суды, суды офицер-ской чести и иные (кроме указанных в Конституции РФ) организации судебной власти. Важной гарантией данного принципа является недопустимость создания каких-либо чрезвычайных судов.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для выне-сения по делу законного и справедливого решения.

Никакой иной орган государственной власти не вправе присваивать себе полномочия по рассмотрению граждан-ских, уголовных, административных дел, применяя при этом от имени Российской Федерации государственное принуж-дение.

Данный принцип пронизывает собой все судебные ин-станции. Он определяет собой такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допус-кается не иначе как вышестоящим судом, а не каким-либо другим высшим государственным органом. В этом проявля-ются не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обяза-тельны для всех, включая высшие органы законодательной и исполнительной власти России.

3. Независимость судей (ст. 120 Конституции РФ). Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого-либо постороннего воздействия со стороны.

Гарантиями независимости судей являются предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешатель-ства в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судьи и заседате-ля, материальное обеспечение судей за счет федерального бюджета и др.

Существуют внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) стороны независимости судей:

а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. Судья не имеет право занимать какие-либо государственные или общественные должности, принадлежать к политическим партиям или движениям. Судья не имеет никаких обяза-тельств перед теми, кто выдвинул его на должность судьи, представил его кандидатуру или его назначил. Судья имеет право и обязан отстаивать в судопроизводстве свою личную позицию;

б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассма-триваемым судом вопросам. Сами судьи не могут не только запрашивать такие указания, но и получать их — судья обя-зан их отвергнуть;

в) условия, при которых принимаются решения и выно-сятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии. Этому служат равенство прав судей, их право выражать свое мне-ние, высказываться в ходе совещания судей, порядок голо-сования и тайна совещания судей;

г) внутренняя сторона судейской независимости пред-полагает субъективно независимую внутреннюю позицию: выступая в личном качестве, судья выражает только свое мнение, его позиция должна быть исключительно право-вой, так как судья не может принимать какие-либо реше-ния, подчиняясь постороннему влиянию, а также руковод-ствуясь политическими пристрастиями.

4. Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) — одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Рос-сийской Федерации не ограничена определенным сроком.

Однако несменяемость судей обеспечивается законода-тельством в различных временных пределах: пожизненное назначение — для судей общих и арбитражных судов, назна-чение первый раз федеральных судей (за исключением су-дей высших судов) сроком на три года, избрание на пять лет мировых судей. Независимость судей означает постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти толь-ко в установленных законом случаях.

Принцип несменяемости судей гарантирует независи-мость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

5. Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестова-ны, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержа-ния непосредственно на месте преступления. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следствен-ного комитета при Прокуратуре РФ с согласия квалифика-ционной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Помимо неприкосновенности судьи должны иметь воз-можность вынести решение без опасения, что с любой сто-роны последуют ответные меры. Судейская неприкосно-венность является не личной привилегией определенного гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов правосудия.

Правовая неприкосновенность означает порой невоз-можность привлечь к ответственности судей. Поэтому, во-первых, нужно ограничить правовую неприкосновенность судей — она должна распространяться лишь на их служеб-ную деятельность, за поступки в частной жизни они долж-ны отвечать, как и всякие другие граждане. Во-вторых, не-обходимо совершенствовать порядок привлечения судей к ответственности.

6. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Консти-туции РФ) — это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присут-ствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Открытость судебного рассмотрения обеспечивает обще-профилактическое воспитательное воздействие правосудия на граждан. Такое воздействие может иметь лишь образцо-во проведенный процесс, демонстрирующий объективность и беспристрастность суда, строгое следование процедурным предписаниям, равное и уважительное отношение к уча-ствующим в деле органам и лицам, профессионализм судей, высокую общую и правовую культуру.

7. Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда про-цессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого реше-ния или приговора. В отличие от сторон суд в состязатель-ном процессе не должен быть инициатором производства и лишь разрешает вопросы, которые могут быть поставлены перед ним управомоченными на то субъектами.

Равенство сторон во всех видах судопроизводства осно-вано на признании равенства всех перед судом. Все дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке независимо от состава и категории участников процесса. Равноправие сторон обеспечивается еще и тем, что ника-кой суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном поло-жении сторон не отражается, представляет ли она свои лич-ные интересы или интересы государства или других лиц.

Равные возможности сторон обеспечивает также равный правовой статус всех других участников процесса, высту-пающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Ведь для суда не имеет значение, с какой стороны привлечены эти участники процесса, и от-ношения с ними строятся абсолютно на равных условиях.

8. Устностъ судебного разбирательства — в ходе рассмо-трения дел суд должен заслушать показания сторон, экспер-тов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.

В вышестоящих судах при проверке уже вынесенных судами решений допускается оценка материалов дела без их оглашения, так как не устанавливаются фактические об-стоятельства дела, а решение основывается на представлен-ных материалах дела, с которыми участники процесса уже ознакомлены.

9. Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арби-тражных заседателей. Хотя участие граждан в осущест-влении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели — привлечению народа к осущест-влению власти, в том числе и судебной.

Назначение института судебных заседателей (присяж-ных, арбитражных) состоит в следующем: во-первых, они делают судебную власть более прозрачной, менее кастовой; во-вторых, выносимые (принимаемые) с участием судеб-ных заседателей судебные акты более устойчивы: вынесен-ные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных пред-писаний, регулирующих правосудие. Это — результат прак-тики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook