Ведомственные строительные нормы всн 01 89. Законодательная база российской федерации. Объемно-планировочные и конструктивныерешения зданий и сооружений

Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они находятся (обращаются), не относятся к категории или .

Помещения категории В3 надлежит оборудовать системами автоматической противопожарной защиты, в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования":

Системой автоматического пожаротушения надлежит оборудовать здания:

  • складов категории В по пожарной опасности с хранением на стеллажах высотой 5,5 м и более - независимо от площади и этажности.
  • складов категории В по пожарной опасности высотой два этажа и более - независимо от площади.

Системой автоматического пожаротушения надлежит оборудовать помещения:

  • складского назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в цокольных и подвальных этажах - от 300 м 2 и более.
  • складского назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в надземных этажах - от 1000 м 2 и более.
  • производственного назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в цокольных и подвальных этажах (Не имеющие выходов непосредственно наружу) - от 300 м2 и более.
  • производственного назначения категории В2 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в цокольных и подвальных этажах (При наличии выходов непосредственно наружу) - от 700 м2 и более.
  • производственного назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в надземных этажах - от 1000 м 2 и более.

Системой автоматической пожарной сигнализацией надлежит оборудовать помещения:

  • складского назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в цокольном и подвальном этажах - менее 300 м 2 .
  • складского назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в надземных этажах - менее 1000 м 2 .
  • производственного назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в цокольных и подвальных этажах (Не имеющие выходов непосредственно наружу) - менее 300 м 2 .
  • производственного назначения категории В2 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в цокольных и подвальных этажах (При наличии выходов непосредственно наружу) - менее 700 м 2 .
  • производственного назначения категории В3 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в надземных этажах - менее 1000 м 2 .

Здания и сооружения категории В надлежит оборудовать системами оповещения и управления людей о пожаре (СОУЭ), в соответствии с требованиями СП 3.13130.2009 " Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".

  • СОУЭ 1-го типа надлежит оборудовать производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания В по пожарной опасности) при числе этажей не более одного. Допускается совмещать систему оповещения с селекторной связью.
  • СОУЭ 2-го типа надлежит оборудовать производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания В по пожарной опасности) при числе этажей от 2 до 8.

1.1. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

Т а б л и ц а 1

Характеристика веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении

А взрывопожароопасная

Горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 0 С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа

Б взрывопожароопасная

Горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 0 С, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа

В 1 - В4 пожароопасные

Горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б

Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива

Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии

К пожароопасной категории В следует относить помещения, в технологическом процессе которых находятся и обращаются горючие материалы, при этом уровень пожарной опасности учитывается введением такого критерия как пожарная нагрузка и устанавливается дифференцированной классификацией, в соответствии с которой помещения категории В разделяются на четыре категории (В1, В2, В3, В4) в зависимости от удельной временной пожарной нагрузки (в помещении) (таблица 4).

1.2. Характеристика категорий в1–в4 помещений

Определение пожароопасной категории помещения осуществляется путем сравнения максимального значения удельной временной пожарной нагрузки (далее по тексту - пожарная нагрузка) на любом из участков с величиной удельной пожарной нагрузки, приведенной в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

-2

Способ размещения

Более 2200

Не нормируется

На любом участке пола помещения площадью 10 м 2 . Способ размещения участков пожарной нагрузки определяется согласно п. 25

При этом категории В1, В2 и В3 по требованиям противопожарной защиты в основном соответствуют действующей в настоящее время в строительных нормах и правилах категории В, а категория В4 с практической точки зрения аналогична существующей категории Д (с небольшой пожарной нагрузкой).

При проектировании производственных, складских и сельскохозяйственных помещений и зданий следует руководствоваться следующими положениями при назначении противопожарных мероприятий, указанных в действующих нормах:

    к помещениям категорий В1, В2, В3 следует применять требования, установленные действующими СНиП для категории В. При этом для помещений категории В1 необходимо устанавливать более жесткие требования (на 20%) по нормируемым параметрам путей эвакуации и площади таких помещений (если эта площадь установлена нормами). Для помещений категории В3 допускается в обоснованных случаях указанные требования принимать менее жесткими (на 20%) по сравнению с действующими требованиями к категории В;

    в помещениях относимых в соответствии с утвержденными НПБ к категории Д (где применяются в технологии только негорючие вещества и материалы и в холодном состоянии), площади и параметры путей эвакуации не нормируются;

Всегда интересно знать, что находится за закрытой, никак и ничем не обозначенной дверью здания или помещения. Но, в основном все, кто вышел из нежного возраста и знают, что Буки не на свете, догадываются – там может поджидать неосторожного, неподготовленного посетителя вполне реальная, ненадуманная опасность.

Нет разговор не о настроенных на непрошенных гостей капканах, а о радиации, ядовитой, химически агрессивной, биологически активной, взрывопожароопасной воздушной среде, что не редкость не только для помещений и/или зданий промышленных предприятий; но и для общественных объектов различного назначения, где всегда найдется место для размещения/складирования технологического, инженерного оборудования, сырья, товарной продукции, веществ/материалов, представляющий угрозу здоровью и жизни людей.

В связи с тем, что возможные взрывы и пожары – печальная, но технологически проектная реальность, заложенная в планы ликвидации аварий, эвакуации людей на большинстве предприятий химической, нефтегазовой, да и других отраслей промышленности, где хранятся, перерабатываются и перекачиваются горючие вещества во всех агрегатных состояниях; государством разработаны нормативные требования, определяющие, что такое категория здания по опасности взрыва и/пожара.

Возможно Вам также будет интересно ознакомиться с материалами презентации:

Для проведения всех мероприятий по пожарной безопасности важно оценить помещение. Ведь возникновение и скорость распространения огня напрямую зависит от горючести материалов, которые находятся в сооружениях, а также от технологических нюансов производств на объектах.

Основная классификация

В зависимости от находящихся в зданиях материалов, жидкостей или газов, выделяют 5 степеней опасности. При этом отдельно также оценивают категории помещений. При разделении их по степени опасности учитывают наличие в них горючих веществ, их количество. Также важную роль играют характеристики технологических процессов, которые проходят в указанных помещениях.

Пожароопасные свойства материалов определяются в результате исследований и по расчетам по установленным правилам в зависимости от окружающих параметров.

Категория А

Наибольшее внимание уделяется сооружениям и помещениям, которым присваивается класс повышенной взрыво- и пожароопасности. Он зависит от находящихся внутри веществ и материалов.

Так, категория А присваивается тем помещениям, в которых находятся легковоспламеняющиеся жидкости и горючие газы. При этом температура вспышки у них не более 28 о С. Для присвоения такой категории помещений по пожарной опасности необходимо, чтобы указанные вещества хранились там в количестве, которого будет достаточно для образования взрывоопасных паровоздушных смесей. При их воспламенении должно развиться избыточное давление, превышающее 5 кПа.

Также указанная категория присваивается, если в помещении находятся материалы или иные вещества, которые могут гореть или взрываться даже при взаимодействии с кислородом из воздуха, водой или между собой. При этом создаваемое избыточное давление должно превышать 5 кПа.

Примеры помещений класса А

Проще всего разобраться в том, как именно определяется категория опасности помещения, если рассмотреть, какие сооружения относят к классу А. Так, в эту группу входят:

  • склады, где хранятся горюче-смазочные материалы, бензин и емкости, предназначенные для их содержания;
  • станции, предназначенные для производства, хранения, переработки, перекачки и разлива легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ);
  • пункты обработки и промывки емкостей из-под ЛВЖ;
  • ацетиленовые и водородные станции;
  • стационарные щелочные и кислотные аккумуляторные установки;
  • кладовки и малярные цехи, в которых используют растворители, лаки, нитрокраски и иные ЛВЖ, температура вспышки паров в которых менее 28 о С.

Специалисты должны знать, какие вещества попадают в указанную категорию. Так, к ним относят ацетилен, водород, природный газ, пары нитрорастворителей и бензина.

Опасность класса Б

Но это не все категории помещений, которые считаются пожароопасными. Правда, надо понимать, что сооружения класса А – это те здания, которые относятся к группе повышенной взрывоопасности. Менее страшна следующая группа.

К помещениям категории Б относят те, в которых хранятся ЛВЖ, температура вспышки которых свыше 28 о С, горючие жидкости, волокна и пыли. При этом должно соблюдаться условие, что их количество достаточно для того, чтобы при воспламенении расчетное давление превышало 5 кПа.

Примеры помещений категории Б

Существует достаточно большой перечень зданий и сооружений, которые смело можно отнести к классу Б. Указанная пожарная категория помещения может быть присвоена:

  • цехам, где проходит приготовление и осуществляется транспортировка угольной пыли, сахарной пудры, древесной муки;
  • производствам по изготовлению сенной муки, размольным и выбойным участкам мельниц, крупорушек;
  • цехам, которые специализируются на малярных работах и используют краски, лаки с температурой вспышки более 28 о С, и местам их хранения;
  • складам дизельного топлива, насосным, сливным эстакадам по его перекачке;
  • аммиачным холодильным установкам;
  • мазутным хозяйствам котельных и электростанций;
  • производствам, занимающимся изготовлением изделий из стеклопластика и пластических масс.

Также категория Б может быть присвоена тем помещениям, в которых проводят мойку и обтирку деталей с использованием керосина или бензина. К ней относят также промывочные станции, где занимаются очисткой цистерн из-под дизельного топлива, мазута и других веществ, температура вспышки которых более 28 о С.

Здания класса В

Следующие категории помещений по пожарной опасности являются уже не такими страшными. Так, к зданиям, складам и иным сооружениям, которые относятся к классу В, выдвигаются иные требования. Относят к указанным помещениям те, в которых находятся горючие или трудногорючие материалы, вещества, жидкости. Они способны гореть только при взаимодействии с воздухом, водой, между собой, но при этом не относятся к категории А или Б.

Для каждого помещения может быть еще выделена подгруппа в пределах В1-В4. Она определяется в зависимости от размещения пожароопасной нагрузки и ее концентрации.

Примеры помещений класса В

К зданиям, сооружениям категории В могут быть отнесены следующие:

  • столярные, лесопильные, деревообрабатывающие или комбинированные цехи;
  • склады торфа, угольные эстакады, закрытые места хранения угля, топливных и смазочных материалов, за исключением бензина;
  • зерноочистительные участки мельниц, кормокухни;
  • цеха, где проводится первичная сухая обработка хлопка и льна;
  • текстильные, швейные фабрики, цеха бумажной промышленности;
  • склады масляных красок и лаков, дизельного топлива;
  • мазутосмазочные хозяйства заводов;
  • автогаражи;
  • библиотеки, архивы, гардеробные помещения;
  • битумные и асфальтовые заводы;
  • трансформаторные подстанции.

При этом важно понимать, что одно и то же сооружение может быть отнесено к разным классам опасности. Это обусловлено тем, что определение категории помещения проводится исходя из того, какая может быть максимально возможная концентрация опасных веществ. Расчет делается для каждых конкретных условий индивидуально.

Категория Г, Д

Наиболее безопасными считаются те помещения, которые отнесены к двум последним группам. В зданиях категории Г могут находиться негорючие материалы и вещества в раскаленном, расплавленном или просто горячем состоянии, а также твердые вещества, жидкости или горючие газы. Процесс их обработки может сопровождаться выделением тепла, пламени или искр, они используются как топливо.

Примеры сооружений класса Г и Д

Наиболее безопасными являются помещения категории Г и Д. К первой группе специалисты относят следующие:

  • цеха штамповки и горячей прокатки металлов;
  • цеха обжига, находящиеся в кирпичных, известкообжигательных, цементных заводах;
  • кузницы, котельные, машинные отделы дизельных электростанций;
  • сварочные, плавильные, литейные, кузнечные цеха;
  • отделы, специализирующиеся на ремонтах двигателей внутреннего сгорания.
  • отделы холодной обкатки металлов;
  • оросительные насосные, воздуходувные, компрессорные станции;
  • цеха переработки мяса, рыбы, молочных и мясных продуктов;
  • теплицы, за исключением отапливаемых газом.

Определение категорий зданий А и Б

Прежде чем присвоить определенный класс опасности, специалисты осматривают все помещения. Исходя из суммированного объема площадей и присвоенных им категорий, определяется, к какой группе относится все здание. Расчет проводится исходя из определенных нормативов.

Так, например, класс А будет присвоен в том случае, если помещения категории А занимают более 5% от общего количества площадей или 200 м 2 . Если общее их количество не превышает 25% (но не более 1000 м 2) и они оснащены установками автоматического тушения пожаров, то здание не будут относить к группе А.

Если были установлены категории безопасности помещений и определено, что к классу А и Б в здании относится более 5% от всей площадей или 200 м 2 , то ему может быть присвоена группа Б. Правда, это возможно, если его нельзя отнести к категории А. Иная ситуация в тех случаях, когда помещения оснащены установками автоматического пожаротушения. Класс Б не будет присвоен в том случае, если суммированные площади, относящиеся к категориям А и Б, не превышают 25% или 1000 м 2 .

Здания, относящиеся к классам опасности В, Г, Д

Недостаточно знать, как проводится определение категории помещения. В большинстве случаев важно присвоить класс пожароопасности всему зданию. Так, если общая площадь помещений, которые относят к категориям А, Б, В1, В2, В3, более 5% (или более 10%, если отсутствуют площади, относящиеся к группам А и Б), то сооружение отнесут к классу В. Но это возможно только при условии, что оно не относится к категории А или Б. Правда, здание не будет отнесено к группе В, если количество указанных площадей не более 25% или 3500 м 2 и оно оснащено установками автоматического пожаротушения.

Если было определено, что в здании категории помещений по взрывопожарной опасности разделены между группами А, Б, В1-В3, Г, и их суммированное количество превышает 5% от общей площади, то его можно отнести к классу Г. Если сооружение оборудовано автоматическими устройствами тушения пожаров, то оно не будет отнесено к группе Г при условии, что общая площадь помещений А, Б, В1-В3, Г не более 25% или 5000 м 2 .

Методика определения

Для того чтобы выяснить, насколько опасно здание, важно разобраться, какие в нем преобладают категории помещений по взрывопожарной опасности. Для начала выбирают и обосновывают необходимый расчетный вариант. Его определяют по определенной методике. Расчет ведется исходя из того, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации будет развиваться самый опасный вариант.

Важно определить, какое может поступить в помещение количество веществ, образующих взрывоопасные смеси. Специалисты проводят расчет для ситуаций, когда:

  • осуществляется авария одного из аппаратов;
  • все содержимое устройства выходит в помещение;
  • происходит утечка из трубопроводов, которые питают аппарат на протяжении периода, который необходим для их отключения;
  • начинается испарение жидкости с поверхностей, на которые она разлилась, которые были свежеокрашены, и из емкостей.

Для того чтобы была правильно определена пожарная категория помещения, необходимо учитывать не только возможное количество горючих воздушных смесей, но и свободный объем помещения. Его определяют как разницу между общей его вместительностью и местом, которое занимает все находящееся там технологическое оборудование. Если рассчитать его невозможно, то считается, что он составляет 80% от общего объема.

После выбора необходимого расчетного варианта, проводят непосредственно определение возможного избыточного давления. Для горючих веществ, газов, легковоспламеняющихся жидкостей используют специальные формулы. Категории помещений определяются исходя из того, какие именно атомы горючих веществ будут в помещении. При этом в качестве расчетной температуры берут возможный максимальный показатель. Также учитывают массу горючих газов, жидкостей, их коэффициент в горении, начальное и максимально возможное давление. В формулу включен и объем помещения.

Классификация жилых домов

Как правило, расчет категорий помещений по пожарной безопасности выполняется для складов, цехов, производств и прочих промышленных объектов. Для жилых объектов он не используется. Это обуславливается тем, что в них, как правило, не хранят взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.

Но не лишним будет узнать, что может быть определена категория жилого помещения по электробезопасности. Это тоже влияет на вероятность возникновения пожаров. Например, в помещениях с повышенной влажностью могут быть проблемы при использовании незащищенных электроприборов и устройств их управления. Так, к опасным зонам относятся кухни, веранды, тамбуры, мансарды, чердаки отапливаемых домов, сараи, навесы, погреба, парники, теплицы.

ВСН 01-89

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ

Срок действия с 15.01.90
по 01.01.92*
_____________________
* ВСН 01-89 приводится как действующий в Указателе нормативных
документов по строительству, действующих на территории
Российской Федерации
(по состоянию на 01.04.2002)
Примечание "КОДЕКС".

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Государственным институтом по проектированию авторемонтных и автотранспортных предприятий и сооружений - "Гипроавтотранс" Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

А.А. Маслов, руководитель темы, Л.А. Абелевич, Т.М. Медведева, А.А. Ованесян, А.В. Путин, М.Н. Филатова, Л.Г. Шунский

СОГЛАСОВАНЫ Госстроем СССР (письмо от 10.01.90 г. № АЧ-59-7), Минздравом СССР (письмо от 29.10.87 г. № 122-9/796-4), ГУПО МВД СССР (письмо от 8.01.90 г. № 7/6/18), ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог (письмо от 17.02.88 г. № ОТ-74).

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минавтотранса РСФСР от 12.01.90 г № ВА-15/10.

ВЗАМЕН СНиП II-93-74 .

РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ.

Ведомственные строительные нормы (ВСН) предприятий по обслуживанию автомобилей предназначены для разработки проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий.

Требования ВСН должны соблюдаться при проектировании предприятий, зданий и сооружений автомобильного траснпорта, предназначенных для всех типов подвижного состава, включая автомобили с двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, сжатом природном газе (СПГ) и сжиженном нефтяном газе (СНГ).

Требования ВСН распространяются на следующие типы перечисленных ниже предприятий автомобильного транспорта, именуемые в дальнейшем "предприятия", их здания и сооружения, предназначенные для хранения, технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) подвижного состава: автотранспортные предприятия (АТП), их производственные и эксплуатационные филиалы, производственные автотранспортные объединения (ПАТО), базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные производства для ТО и ТР подвижного состава, агрегатов, узлов и деталей (ЦСП), станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА), открытые площадки для хранения подвижного состава, гаражи-стоянки для хранения подвижного состава, топливо-заправочные пункты (ТЗП).

При проектировании предприятий по обслуживанию автомобилей должны соблюдаться также требования Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта, правил по охране труда и технике безопасности на автомобильном транспорте, а также нормативных документов, утвержденных и согласованных Госстроем СССР, требования которых не оговорены настоящими нормами.

1. Генеральный план

1. Генеральный план

1.1. При проектировании генерального плана предприятия по обслуживанию автомобилей, кроме требований настоящих ВСН, должны соблюдаться требования СНиП II-89-80 и СНиП 2.07.01-89 .

1.2. На территории АТП и ПАТО следует предусматривать две функциональные зоны - эксплуатационную и производственную. Эксплуатационная зона предназначается для организации приема, выпуска и межсменного хранения подвижного состава, производства работ ЕО и других сопутствующих им работ. Производственная зона предназначается для размещения зданий и сооружений для производства ТО-1, ТО-2 и ТР подвижного состава. Взаимное расположение эксплуатационной и производственной зон на территории предприятия должно обеспечивать разделение потоков персонала (водителей и производственных рабочих) при движении от административно-бытовых помещений к рабочим местам и обратно.

1.3. Территория предприятия должна иметь ограждение в соответствии с требованиями СН 441-72 .

В ограждении территории предприятия, в котором предусмотрено 10 и более постов ТО и ТР или хранение 50 и более автомобилей, следует предусматривать не менее двух въездов (выездов). Для предприятий с меньшим количеством постов или мест хранения автомобилей допускается устройство одного въезда на территорию. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5х4,5 м.

Ворота основного въезда на территорию предприятия следует размещать с отступом от "красной линии" на расстояние не менее наиболее длинной модели подвижного состава, включая автопоезда.

Перед воротами основного въезда на территорию предприятия следует предусматривать накопительную площадку вместимостью не менее 10-ти процентов от максимального часового количества подвижного состава, прибывающего в предприятие.

1.4. При расположении территории предприятия на земельном участке, ограниченном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует размещать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения автотранспорта.

Въезд на территорию предприятия должен предшествовать выезду, считая по направлению движения по проезду общего пользования.

1.5. На территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения автомобилей движение автотранспорта предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.

На территории предприятия, независимо от его мощности, допускаются встречные и пересекающиеся движения автотранспорта при их интенсивности не более 5 автомобилей в час.

1.6. Расстояния от открытых площадок и от навесов, предназначенных для хранения и ожидания подвижного состава, до зданий и сооружений предприятия по обслуживанию автомобилей, промышленных и других предприятий и организаций следует принимать:

1) для производственных зданий и сооружений:

I, II, IIIа (с нулевым пределом распространения
огня ограждающих конструкций стен и покрытий)
степени огнестойкости со стороны стен без проемов - не нормируется.

То же, со стороны стен с проемами - не менее 9 м

III и IIIа степени огнестойкости со стороны
стен без проемов - не менее 6 м

То же, со стороны стен с проемами - не менее 12 м


независимо от наличия проемов - не менее 15 м

2) для административных и бытовых зданий:

I и II степени огнестойкости - не менее 9 м

Других степеней огнестойкости - не менее 15 м

3) для контейнерных площадок грузовых автостанций:

С металлическими контейнерами - не менее 12 м

С деревянными контейнерами или с
оборудованием в горючей упаковке - не менее 15 м.

Площадки хранения и ожидания автомобилей, перевозящих ядовитые материалы, инфицирующие материалы, фекальные жидкости и мусор, должны располагаться на расстоянии не менее 10 м друг от друга и от площадок хранения других автомобилей.

На территории СТОА легковых автомобилей с количеством постов 15 и менее, расстояние от площадок и навесов хранения и ожидания автомобилей до зданий и сооружений I и II степени огнестойкости со стороны стен с проемами не нормируется.

Расстояние от площадок и навесов для хранения и ожидания подвижного состава до жилых и общественных зданий должно приниматься в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 .

Хранение автомобилей, перевозящих горюче-смазочные материалы, следует предусматривать группами с общей вместимостью емкостей для перевозки указанных материалов не более 600 м, но не более 50-ти автомобилей. Расстояния между группами автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов, а также до площадок для хранения других автомобилей должны быть не менее 12 м. Расстояния от площадок хранения автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП "Генеральные планы предприятий" применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий и контейнерных площадок - не менее 50 м.

Примечание: Открытой площадкой хранения автомобилей следует считать
площадь, занятую расчетным количеством автомобилей с расстояниями между
ними согласно ОНТП Минавтотранса РСФСР с превышением габаритов этой
площади по периметру, на 1 м.

1.7. Открытые площадки и площадки, расположенные под навесами для хранения подвижного состава, должны иметь твердое покрытие и уклоны в продольном направлении осей автомобилей не более 1% и в поперечном - не более 4%.

При размещении постов мойки и уборки подвижного состава на открытой площадке или под навесом вертикальной планировкой должен быть обеспечен уклон не менее 3% в сторону трапов и исключать распространение сточных вод от мойки подвижного состава по территории предприятия.

1.8. В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории АТП и ПАТО, следует предусматривать следующие сооружения:

подземные резервуары для хранения топлива,

островки для размещения раздаточных колонок,

павильон для установки пультов управления ТЗП.

Павильон ТЗП должен быть не ниже IIIа степени огнестойкости. Выход из павильона ТЗП должен предусматриваться в сторону, противоположную раздаточной колонке.

Расстояние от павильона до резервуаров хранения топлива следует принимать не менее 5 м.

Павильон допускается не предусматривать при условии размещения пультов управления ТЗП в отдельном помещении производственного здания или сооружения предприятия категории В, Г или Д с учетом обеспечения визуального контроля за заправляемыми автомобилями. Размещение и планировка ТЗП должны исключать возможность разлива (растекания) ЛВЖ и ГЖ по территории.

Расстояние от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее:

до павильона ТЗП, до помещения пульта управления ТЗП - 4 м

До проезда, до края островка для раздаточных колонок - 0,8 м

До подземного резервуара - 4 м

До раздаточной колонки - не нормируется

Расстояния между островками для раздаточных колонок следует принимать:

при однорядном расположении заправляемых автомобилей - на 1 м больше
ширины автомобиля,
но не менее 3 м

При двухрядном расположении заправляемых - на 1,5 м больше
автомобилей удвоенной ширины
автомобиля, но
не менее 6 м.

На ТЗП следует предусматривать подъезд к подземным резервуарам для слива топлива из автомобильных цистерн; указанный подъезд допускается совмещать с основным проездом для заправляемых автомобилей.

У горловины подземного резервуара для топлива следует предусматривать площадку для обеспечения свободного подхода к приемным и замерным устройствам.

Островок для раздаточных колонок и площадка у горловины резервуара должны иметь возвышение над прилегающей проезжей частью на 0,15-0,2 м.

Покрытие проездов у раздаточных колонок и площадок у резервуаров должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.

1.9. Расстояние от сооружений ТЗП до зданий и сооружений предприятия по обслуживанию автомобилей следует принимать по табл. 1.

Таблица 1

Наименование зданий и сооружений

расстояния до сооружений ТЗП не менее, м

Площадка для авто- заправщика

подземные резервуары для хранения топлива

раздаточные колонки

1. Производственные здания и сооружения:

I, II и IIIа (с нулевым пределом распространения огня ограждающих конструкций стен и покрытий) степени огнестойкости

III и IIIа степени огнестойкости

IIIб, IV, IVа и V степени огнестойкости

2. Административные и бытовые здания

3. Открытые площадки и навесы хранения подвижного состава

Примечание: Расстояния от ТЗП до зданий и сооружений других предприятий следует принимать по СНиП II-89-80 и СНиП 2.07.01-89 .

1.10. Расстояние от гаражей-стоянок, открытых площадок для стоянки легковых автомобилей, а также станции технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий следует принимать по СНиП 2.07.01-89 .

Расстояние от предприятий по обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов (от границ их земельных участков) до жилых домов и общественных зданий следует принимать:

Грузовых автомобилей и автобусов городского транспорта - 100 м

Легковых автомобилей, кроме автомобилей,
принадлежащих гражданам, и автобусов - 50 м

2. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений

2.1. Производственные здания предприятий по обслуживанию автомобилей должны проектироваться в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85 и настоящих ВСН.

Таблица 2

Размеры автомобиля, м

До 6 включ.

Св. 8 до 12

До 2,1 включ.

Св. 2,1 до 2,5

Св. 2,5 до 2,8

Примечания: 1. Для автомобилей с длиной и шириной, отличающимися от размеров, указанных в табл. 2, категория подвижного состава устанавливается по наибольшему размеру.

3. Сочлененные автобусы относятся к III-й категории.

2.3. Производственно-складские помещения ТО и ТР предприятий по обслуживанию автомобилей I, II и III категории следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шиномонтажных и сопутствующих им работ ТР подвижного состава.

2.4. Помещения хранения подвижного состава допускается размещать совместно с производственно-складскими помещениями ТО и ТР в одном здании предприятия категорий В, Г и Д.

Помещения хранения подвижного состава должны отделяться от других помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа.

Допускается размещение помещений хранения подвижного состава в отдельном здании при количестве автомобилей:

II и III " - 200 "

IV " - 100 "

и общем количестве автомобилей 500 и более независимо от их категорий.

2.5. Помещения хранения и производственно-складские помещения ТО и ТР подвижного состава, обслуживающего промышленные и другие предприятия и организации, допускается размещать в производственных зданиях II степени огнестойкости этих предприятий и организаций категорий В, Г и Д при условии отделения указанных помещений от остальной части здания глухими противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа.

2.6. Помещения хранения подвижного состава, кроме автомобилей с двигателями, работающими на СНГ и СПГ, допускается размещать в пристройках к общественным зданиям, за исключением общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационарами. Многоэтажная пристройка должна быть не ниже II степени огнестойкости.

Пристроенные помещения хранения подвижного состава должны отделяться от остальной части здания противопожарными глухими стенами I-го типа.

Помещения хранения подвижного состава, кроме автомобилей с двигателями, работающими на СНГ и СПГ, допускается встраивать в многоэтажные общественные здания I и II степени огнестойкости указанного выше назначения, на первом или цокольном этаже при количестве автомобилей

и общем количестве автомобилей указанных категорий не более 20.

Над помещениями хранения автомобилей не допускается размещение помещений с общим пребыванием в них более 50 чел.

Встроенные помещения хранения подвижного состава должны отделяться от остальной части здания глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 2-го типа и быть обеспечены системой дымоудаления в соответствии с требованиями, изложенными в п. 4.19.

2.7. Для пристроенных к общественным зданиям и встроенных в общественные здания помещений хранения подвижного состава следует предусматривать устройство самостоятельных инженерных коммуникаций (вентиляции, водопровода, электросетей и т.п.).

В случае транзитной прокладки инженерных коммуникаций (за исключением сетей водопровода и теплоснабжения) через пристроенные и встроенные помещения хранения подвижного состава, они должны быть заключены в глухие строительные конструкции с пределом огнестойкости 2,5 часа.

Над проемами ворот встроенных и пристроенных помещений хранения подвижного состава следует предусматривать козырьки с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа шириной не менее 1 м для обеспечения расстояния от края козырька до низа оконных проемов общественного здания не менее 4 м, расстояние от верха оконного проема встроенного и пристроенного помещения хранения подвижного состава до низа оконного проема в общественном здании должно быть не менее 4 м.

2.8. Степень огнестойкости зданий гаражей-стоянок, площадь этажа в пределах пожарного отсека и допустимое количество этажей зданий следует принимать по табл. 3.

Таблица 3

Степень огнестойкости здания

Допустимое количество этажей здания

Площадь этажа в пределах пожарного отсека здания, не более м

одноэтажного

многоэтажного

Примечание: Для многоэтажных зданий с полурампами общее число этажей считается как число полуэтажей деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

2.9. Для перемещения подвижного состава в многоэтажных зданиях следует предусматривать рампы или наклонные перекрытия. В зданиях с количеством шесть этажей и более допускается предусматривать лифты. Изолированные рампы должны располагаться у наружной стены здания с естественным освещением и отделяться от производственных помещений и помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа. Проемы в перегородке, отделяющей рампу от помещений хранения и постов ТО и ТР подвижного состава должны закрываться противопожарными воротами или предусматриваться открытые тамбуры длиной не менее 4 м, оборудованные дренчерными завесами с автоматическим пуском с объемным расходом воды 1 л/с на 1 мпола тамбура. Ограждающие конструкции тамбура должны быть противопожарными с пределом огнестойкости 0,75 ч. Допускается устройство неизолированных рамп в следующих случаях:

а) при реконструкции и техническом перевооружении предприятий для всех типов подвижного состава в существующих зданиях I и II степени огнестойкости со сложившейся конструктивной схемой рамп и устройстве соответствующих противопожарных преград в пределах площади пожарного отсека, указанного в табл. 3, при этом площадь пожарного отсека должна определяться как сумма площади этажей, соединенных неизолированными рампами и перекрытиями, и не превышать площади этажа, указанного для одноэтажного здания;

б) в здании до 3-х этажей I и II-ой степени огнестойкости, предназначенного только для хранения легковых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, при суммарной площади этажей не более 10400 м.

2.10. Число рамп должно определяться расчетом, исходя из условий эвакуации всех автомобилей из здания в течение 1 ч. при движении автомобилей со скоростью 15 км/ч и интервалом между ними 20 м.

При этом тип и число рамп следует принимать при количестве автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно - не менее одной однопутной рампы

св. 100 до 200 - " одной двухпутной рампы

св. 200 до 1000 - " двух однопутных рамп

св. 1000 - " трех однопутных рамп или
двух двухпутных рамп.

2.11. Число лифтов следует принимать из расчета один стационарный лифт на каждые 100 автомобилей, один передвижной лифт на каждые 200 автомобилей, но во всех случаях не менее двух лифтов.

Ограждающие конструкции лифтовых шахт, помещений машинных отделений лифтов, каналов шахт и ниш для прокладки коммуникаций следует проектировать в соответствии со СНиП 2.01.02-85 .

2.12. При проектировании рамп следует соблюдать следующие нормы:

- продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18%, криволинейных рамп - не более 13%, продольный уклон открытых, не защищенных от атмосферы осадков, рамп - не более 10%,

- поперечный уклон виражей криволинейных и прямолинейных рамп должен быть не более 6%,

- сопряжение рамп с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м;

- с обеих сторон проезжей части рамп должны предусматриваться колесоотбойные устройства (барьеры) высотой 0,1 м и шириной 0,2 м; средний барьер, разделяющий проезжие части двухпутной рампы, должен иметь ширину не менее 0,3 м;

- на рампах с пешеходным движением вместо одно колесоотбойного устройства (барьера) должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м, на криволинейных рампах тротуар должен располагаться с внутренней стороны;

- расстояние от пола проезжей части рампы до выступающих строительных конструкций или до подвесного оборудования должно быть не менее, чем на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2 м.

Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 6%.

2.13. В помещениях хранения подвижного состава следует предусматривать колесоотбойные устройства вдоль стен, к которым автомобили устанавилваются торцевой и продольной сторонами.

Высота колесоотбойных устройств должна составлять для автомобилей не менее:

II и III кат. - 0,30 м

Расстояние от стены до края колесоотбойного устройства должно быть не менее

при установке автомобилей параллельно стене:

III и IV " - 0,7 м

при установке автомобилей перпендикулярно к стене:

В помещениях хранения автомобилей, размещаемых под жилыми зданиями, конструкция колесоотбойных устройств должна исключить передачу шума и вибрации в жилые помещения.

2.14. Количество наружных ворот в здании для въезда и выезда из помещений хранения, постов ТО и ТР подвижного состава, расположенных на первом этаже, кроме помещения хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, следует принимать при количестве автомобилей:

до 25 включительно - одни ворота

Св. 25 до 100 - двое ворот

Св. 100 - двое ворот и дополнительно одни ворота
100 автомобилей.

Количество наружных ворот для въезда и выезда из помещения хранения, постов ТО и ТР подвижного состава, расположенного на 1-ом этаже, кроме помещения с одними наружными воротами, допускается уменьшать на одни ворота при условии возможности въезда и выезда через одно смежное помещение, обеспеченное нормативным количеством наружных ворот, рассчитанным на общую численность автомобилей в этих помещениях.

В зданиях предприятия, где предусмотрено хранение подвижного состава, помещения ТО и ТР могут размещаться только на первом и последнем этажах без транзитного движения автомобилей по этажам (при изолированных рампах).

2.15. В многоэтажных зданиях для въезда и выезда подвижного состава со второго и вышерасположенных этажей дополнительно к количеству наружных ворот, рассчитанных для выезда с первого этажа, следует предусматривать одни наружные ворота на каждую полосу движения по рампам и одни ворота на каждые два стационарных или передвижных лифта. Изолированные рампы должны иметь непосредственный выезд наружу.

При применении неизолированных рамп в случаях, оговоренных в п. 2.9, допускается осуществить выезды подвижного состава с вышележащих этажей через помещение первого этажа, при этом к количеству ворот на 1-ом этаже здания, оговоренных в п. 2.14, следует дополнительно принимать одни наружные ворота на каждую полосу движения по рампам.

2.16. Из помещений хранения подвижного состава, расположенных в подвальном и цокольном этажах, следует предусматривать рассредоточенные выезды непосредственно наружу в количестве, указанном в п. 2.14 и 2.25. Въезд (выезд) автомобилей из цокольного или подвального этажей здания через первый этаж не допускается.

2.17. Количество наружных ворот в зданиях с помещениями хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, вне зависимости от типа и этажности здания, кроме подземных, следует принимать при количестве автомобилей:

до 50 включительно - одни ворота

Св. 50 до 200 - двое ворот

Св. 200 - двое ворот и дополнительно одни ворота
на каждые последующие полные или неполные
200 автомобилей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook