Метан или пропан – что выбрать для своего автомобиля. Пропан или метан. Что лучше для авто. И какая у них разница

В данной статье мы поговорим о наиболее популярных на сегодняшний момент видах газового топлива – метане и пропане, рассмотрим их основные плюсы и минусы, сравним их характеристики. Постараемся понять какой из этих видов топлива лучше и почему.

Преимущества метана и пропана относительно бензина.

  • Цена на газ существенно ниже цены на бензин.
  • Газ оказывает меньше негативного влияния на организм человека.
  • Более щадящее воздействие на элементы двигателя автомобиля из-за отсутствия вредных химических веществ и примесей.
  • Метан и пропан, образуя воздушно-газовую смесь, равномерно наполняют цилиндры двигателя, в результате чего он работает без дополнительных шумов и детонации.
  • Воздушно-газовая смесь практически полностью сгорает в цилиндрах, поэтому образование нагара на клапанах и поршнях минимально.
  • Уменьшается количество вредных веществ при выбросе в воздух отработанных газов из выхлопной системы.

Минусы метана и пропана.

  • Высокая стоимость установки ГБО. Цена сравнима с установкой контрактного двигателя. Тут еще стоит задуматься, нужна ли вам такая установка или нет. Другими словами, нужно подсчитать какую выгоду вы от этого получите. Если вы долго не планируете продавать свой автомобиль, то смело переводите авто на метан или пропан, уже через пару лет вы гарантированно окупите свои затраты.
  • Установка крупногабаритного баллона. В багажник автомобиля устанавливается баллон, который займет существенную его часть. Если при установке пропана баллон можно установить на место запасного колеса, в таком случае объем багажника практически не пострадает, в случае с метаном данным методом нельзя воспользоваться, т. к. баллон значительно больше.
  • Обслуживание ГБО. ГБО нужно время от времени обслуживать, что влечет за собой дополнительные затраты, но в любом случае, экономия на заправке топливом значительно больше.
  • Перерасход топлива. В Интернете можно найти много всяких мнений на этот счет. Кто говорит, что расход газа должен быть 1:1, кто говорит, что расход на 10% больше. Если опираться на химию, то можно сказать следующее: для того, чтобы КПД газа было такое же как КПД бензина, его необходимо подать в систему топлива на 20% больше, тогда двигатель будет таким же приемистым. Поэтому на любом газовом оборудовании, каким бы современным оно не было, однозначно будет перерасход топлива. При использовании двигателей с высокой степенью сжатия, либо турбированных двигателей, перерасход может уменьшиться до 10%, но в любом случае он будет. Что касается метана, то расход его составляет 1:1 в городском цикле, на трассе примерно на 15% - 20 % ниже чем у бензина.
  • Повышенный износ свечей. На газу свечи ходят меньше. Это обусловлено тем, что плотность газовоздушной смеси выше, чем бензиновоздушной. Поэтому свече сложнее воспламенить эту смесь. Соответственно, свечи и вся система зажигания должны быть в идеальном состоянии, с зазором специально под газ – 0.7-0.75 мм. При использовании газа обычные свечи рекомендуется менять каждые 10 тыс км, иридиевые или титановые – каждые 30 тыс. км.

Сравнение метана и пропана.

  • Цена на установку ГБО. Стоимость установки газобалонного оборудования при использовании пропана будет на порядок ниже. Если пропановое оборудование обойдется в среднем в 30000 руб., то за метановое придется отдать порядка 50000 руб. Установку ГБО лучше доверить профессиональному проверенному сервисному центру, имеющему немалый опыт в данной сфере деятельности.
  • Цена в сравнении с бензином. И метан и пропан дешевле бензина. Метан дешевле бензина примерно в 3 раза, пропан – в 1,5-2 раза. Получается у метана самый высокий показатель экономии, в этом плане метан абсолютный лидер.
  • Расход топлива. При заправке пропаном расход составляет в среднем 11 - 12 литров на 100 км, при использовании метана расход будет 9 - 10 м3. Как видим, по показателю расхода топлива метан имеет преимущество перед своим конкурентом.
  • Давление в баллоне. Давление пропана в баллоне составляет 5 - 18 атм. Давление метана – 200-250 атм.
  • Температура воспламенения. У пропана – 365-450 градусов Цельсия, у метана - 536-600 градусов Цельсия. Это говорит о том, что метан имеет небольшую вероятность его случайного воспламенения от разогретых деталей автомобиля.
  • Вес баллона. Для ГБО на метане вес баллона в среднем составит 100 кг, на пропане – 40-50 кг.
  • Запас топлива. Полного баллона пропана хватает на 800 - 1000 км, метана – на 300-400 км.
  • Влияние на двигатель. Метан меньше изнашивает двигатель, чем пропан, т. к. температура горения его ниже и, соответственно, отложение нагара в поршневой группе существенно ниже.
  • Влияние на мощность двигателя. При использовании пропана потери мощности будут минимальны, порядка 5%, при использовании метана - потери 20-30 %, что достаточно ощутимо. Такой большой показатель обуславливается тем, что октановое число метана достигает 120. Если бы можно было бы поднять компрессию в двигателе до 18, то потери мощности не было бы. Но таких показателей нельзя достичь, т. к. при них двигатель не смог бы работать на бензине, или работал бы с большими детонациями. Используя специальные примочки, например, вариатор опережения зажигания, либо различные прошивки двигателя, можно минимизировать потерю мощности.
  • Наличие заправок. Пропановых заправок достаточно большое количество, почти такое же, как и бензиновых или чуть меньше, чего не скажешь про метановые, которых по одной на город, в редком случае встретишь две-три заправки на крупный город.

Исходя из рассмотренных характеристик метана и пропана можно сказать, что оба они имеют свои плюсы и минусы, по каким-то критериям пропан выигрывает, по каким-то – метан, поэтому сложно сказать какое топливо однозначно лучше. Выбор зависит от важности критериев именно для вас. На данный момент среди автолюбителей легковых авто пропан используется намного чаще, чем метан, но кто знает, может быть лет через 5-10 метан станет таким же популярным. Единственное с уверенностью можно сказать, что использование газа в качестве топлива, будь это пропан или метан, гораздо выгоднее бензина.

Транспортное средство на сегодняшний день является для многих неотъемлемой частью жизни для работы, семьи или просто для отдыха. Однако стоимость бензинового топлива постепенно увеличивается, с чем соответственно растут затраты на содержание автомобиля. Именно по этой причине многие автовладельцы уже установили, а многие уже готовые установить газобаллонное оборудование на свое транспортное средство. Среди обилия брендов от итальянских до отечественных, еще предлагаются ГБО на метане или пропане. Какой из видов газового топлива лучше подойдет для транспортного средства - мы постараемся дать ответ на этот вопрос в данной статье.

Виды топлива

На сегодняшний день, для заправки авто используют следующий тип топлива:

  • бензин марки от АИ-76 до АИ-98 и выше;
  • дизель;
  • метан;
  • пропан;
  • газовая смесь.

Так, как стоимость бензина существенно выше, чем газа, то наиболее правильным выбором будет установка ГБО. Особенно экономичность проявится в том случае, если автомобиль используется постоянно изо дня в день. При этом каждая заправка будет обходиться как минимум вдвое дешевле, чем при эксплуатации авто на бензине.

Отличие газа для ТС

Итак, в первую очередь расскажем, что лучше метан или пропан на авто. Метан состоит из природного газа, а пропан – продукт сжиженного нефтяного газа.

Отличия пропана от метана:

  • при горении первый газ выделяет значительно больше тепла, чем второй и поэтому отличается более высоким КПД;
  • метан по своей природе имеет инертные свойства, в то время как пропан легче вступает в различные химические реакции, что позволяет его использовать для приготовления различных смесей;
  • метан отличается более взрывоопасным свойством, в то время как пропан имеет наркотические свойства при его чрезмерном вдыхании;
  • жидкий метан для содержания его в таком состояния должен быть под высоким давлением не менее 200 атмосфер, в то время как для сжиженного пропана достаточно рабочего давления 4-6 атмосфер;
  • ввиду вышеописанного для транспортировки первого газа необходимо использовать баллоны металлические с толщиной стенки всего 4-5 миллиметров, в то время как для транспортировки второго нужны баллоны с очень толстой стенкой, способы выдерживать давление 200 атмосфер;
  • стоимость заправки на пропане обойдется значительно дешевле, чем на метане и расход на первом газе будет значительно ниже, чем на втором.

Экологичность

Если рассматривать газобаллонное оборудование с точки зрения экологичности при его эксплуатации, то в этом случае бензиновое топливо значительно проигрывает. Так как при сгорании газа в атмосферу выделяется обычный водород, а при сгорании бензина в атмосферу выделяются выхлопные газы: NO + NO2, углеводороды, СО и СО₂.

Как видим, при использовании ГБО мы более бережно относимся к нашей природе и не загрязнем окружающую среду. Конечно, эксплуатация электрических автомобилей TESLA является настоящим эталоном для экологии, но и их стоимость еще достаточно высока. Но, тем не менее, ГБО очень близко приблизились к электрокарам в плане экологии.

Безопасность

Рассматривая условия безопасной эксплуатации авто с ГБО можно смело отдать предпочтение бутану, так как данный газ не является взрывоопасным, в отличие от метана. Кроме этого для транспортировки первой смеси используются металлические или композитные баллоны с толщиной стенки всего 4-6 миллиметров.

Выбираем ГБО для своего авто

Безусловно, если рассмотреть все достоинства и недостатки можно смело сделать вывод, что газобаллонное оборудование на пропане будет наиболее предпочтительным, безопасным и экономичным.

Думаю мы дали вполне обоснованный и развернутый ответ на вопрос - метан или пропан на авто что лучше. Также стоит не забывать о качестве проведенных работ по установке газобаллонного оборудования на ТС. От этого также будет зависеть не только безопасная и надежная эксплуатация ГБО, но и технические характеристики, расход, приемистость авто и многое другое. Именно по вышеописанным причинам мы рекомендуем доверять работу по установке и подбору ГБО исключительно зарекомендованным и проверенным компаниям, которые имеют не только опыт и квалифицированный штат, но все необходимые сертификации для проведения данных работ.

Профессиональная установка ГБО на транспортные средства в компании «ЮгГазМонтаж»

Проводятся квалифицированные работы по подбору, установке, настройке и обслуживанию газобаллонных систем любого уровня сложности. На весь комплекс предоставленных услуг мы выписываем своим клиентам надежную гарантию на безопасную и надежную эксплуатацию ГБО. Кроме этого мы предоставляем услуги по быстрому и законному оформлению ГБО в государственных органах и ГИБДД.

При установке ГБО, многие задаются вопросом, чем отличается метан и пропан, есть ли разница в оборудовании и что лучше именно для них.

В этом вопросе нет ничего сложного, достаточно одного раза, чтобы разобраться в данных различиях и понять, какой вариант подойдет для установки на ваше авто.

ОТЛИЧИЯ МЕТАНА И ПРОПАНА
Прежде всего, стоит понимать, в чем отличия метана и пропана.

Пропан, или пропан-бутан является синтетическим газом, получаемый путем переработки нефтепродуктов. Он имеет сжиженное рабочее состояние и давление до 20 атмосфер.
Метан – это природный газ, который хранится в газообразном состоянии под высоким давлением в 200-250 атмосфер.

Соответственно, нагрузка на оборудование, а именно на баллон и редуктор, довольно разная. От этого зависит качество работы системы и безопасность ее использования.

ОТЛИЧИЯ РЕДУКТОРОВ
Например, редуктор пропан бутан, будет иметь менее толстые стенки и выполнен в более упрощенном варианте, потому как газ, поступающий во внутрь, имеет более низкое давление. Он имеет двухкамерную структуру, сначала испаряя газ, после чего происходит понижение давления.

Если рассматривать авто редуктор метан, его конструктивные особенности отличаются от пропанового более сложной, трехкамерной структурой, что связано с постепенным снижением давления в каждой камере. Его компоненты выполнены из более прочного материала, который обеспечивает надежную долговечную работу в условиях высокого давления газа.

БАЛЛОНЫ НА ПРОПАН И МЕТАН
На рынке ГБО существует два вида газовых баллонов: цилиндрические и тороидальные. Они различаются между собой формой и особенностями конструкции.

Для метановых систем подходят исключительно цилиндрические баллоны. Они выполнены таким образом, что не имеют швов, это делает их более прочными и исключает возможность протечки. Кроме того, толщина металла немного больше, чем у пропановых баллонов. Объем может варьировать от 20 до 200 л.

Для использования пропана подходят как цилиндрические, так и тороидальные баллоны. Разница заключается в следующем:

Объем тороидальных от 33 до 94 л, а цилиндрических – от 20 до 200 л.
В пропановых баллонах считается литраж, а в метановых – куб. м. Это значит, что объем баллона необходимо поделить на коэффициент 4.2, чтобы понять, сколько куб. м газа помещается в баллоне. Важно учитывать тот момент, что при разных температурах это число будет отличаться – чем ниже температура, тем больше сжимается метан, и наоборот.

ЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Перед установкой стоит ознакомиться с количеством тех или иных заправочных станций в вашем регионе. Где-то более распространены метановые заправки, а где-то – пропановые.
Выбрав нужный вид топлива, вы можете приобрети качественное газовое оборудование в Milano Ukraine. Мы даем гарантию 1 год на все комплектующие. Экономьте вместе с нами, используя газ.

В настоящее время никого не удивить тем, что некоторые автомобили уже работают на альтернативном топливе - природном газе. И количество желающих переоборудовать свои машины под новый вид топлива немало. Но тут встает одна дилемма - что лучше метан или пропан на авто? Как показывает статистика из общего количества автомобилей, которые имеют газобаллонное оборудование (ГБО), соотношение между следующее:

  • на пропане передвигаются 70% машин;
  • метан используют только 30% автомобилей.

Чтобы понять, почему сложилась такая ситуация, необходим объективный подход. Стоит заметить, что переоборудованием автомобилей люди начали заниматься еще с середины XX столетия в странах Европы и Северной Америки. Главным образом, такой переход связан с необходимостью защиты экологии. А если учесть, что на тот момент наблюдался повышенный рост цен на бензин, то такая мера более чем оправдана.

Преимущества газового топлива

Какие достоинства есть у альтернативного топлива? С приходом XXI века газобаллонные установки становятся очень популярными, а за счет многих крупных заводов начали активно внедряться в производство. В то время многие тоже задавались вопросом, что лучше метан или пропан на авто? Газобаллонным оборудованием оснащались не только грузовые автомобили и автобусы, но и модели легкового транспорта.

Несомненным преимуществом можно считать экологичность, поскольку при сгорании газового топлива в атмосферу не выделяются соединения свинца, которые весьма опасны для человека. К тому же содержание оксида углерода (II) существенно ниже, чем при сгорании бензина. Благодаря газу двигатель автомобиля работает более эффективно, а само топливо не оказывает вредного воздействия на силовую установку.

Не менее весомое достоинство заключается в практически бесшумной работе мотора. Это объясняется наличием высокого октанового числа, за счет чего исключается вероятность детонации.

Есть ли недостатки?

Если кто-то соблазнился решением перевести свой автомобиль на газовое питание и решает, что лучше метан или пропан на авто, стоит прежде учесть недостатки, которые тоже имеются.

Существенный минус - это вынужденное расставание с пространством багажного отделения, так как именно здесь располагается ГБО. К тому же каждый знает, что газ представляет собой более взрывоопасную смесь, чем бензин или дизельное топливо. Конечно, жидкий состав тоже таит в себе определенные риски, но не настолько. По этой причине необходимо регулярно проводить ТО автомобилей, работающих на газу.

Переход на альтернативный источник энергии таит в себе снижение характеристик автомобиля. Падение динамики и разгона может составлять до 5%, однако это может быть компенсировано за счет длительного расхода. В сравнении с бензином газовое топливо сгорает не так быстро и благодаря этому температура в камере сгорания очень высока.

Поэтому, переведя автомобиль на пропан, нужно пристальнее следить за состоянием поршней, которые чувствительны к повышенным тепловым нагрузкам. Вместе с этим нужно вести наблюдение за работой системы охлаждения.

Помимо того, что нельзя произвести быстрый старт, так еще нельзя выжать всю скорость, на которую способен автомобиль. И все по причине падения мощности, которая варьируется в районе 7-20%.

Особенности пропана для авто

Газ пропан принадлежит к органическому классу алканов, который выделяется в ходе переработки нефтяных продуктов (крекинг), но иногда его можно получить из природного газа. Он существенно тяжелее воздуха, а если содержание пропана в окружающей среде будет равняться 2,1% и более, становится взрывоопасным.

С целью получения топлива смешиваются три газа:

  • пропан;
  • этан;
  • бутан.

Но все-таки что лучше метан или пропан на авто? Для этого сравнение стоит довести до конца. Смесь из трех газов заключается в цилиндрические и тороидальные баллоны под давлением от 10 до 15 атмосфер. При этом полученное топливо хранится в сжиженном состоянии, в чем заключается характерный отличительный признак от другого газа - метана.

Поскольку пропан является продуктом разделения нефти и природного газа, то в его составе присутствует большое количество разных примесей, включая масла и сопутствующие вещества. Потому необходима качественная его очистка и фильтрация.

Кроме того, как показывают исследования, определенная концентрация газа может воздействовать на человека как наркотик. В быту с пропаном знакомы все курильщики - им заправляются зажигалки.

Особенности метана для авто

Метан относится к простейшим углеводородам, намного легче воздуха, а также практически нерастворим в водной среде и не имеет ни запаха, ни цвета. Почему же ГБО на метане менее распространено? Ответ далее по тексту.

Газ практически в чистом виде добывается из обширных подземных месторождений, после чего фильтруется. А для придания ему запаха дополнительно используются специальные примеси - одоранты. Высокая концентрация этих веществ ядовита, однако в качестве предупреждающего запаха для газов применяется безопасное для здоровья человека количество.

Чтобы получить топливо, метан сжимается под очень высоким давлением - примерно 200-250 атмосфер. Для его хранения используются весьма тяжелые баллоны, но в то же время достаточно прочные. В отличие от пропана, газ становится взрывоопасным при концентрации 4,4% или больше в окружающей среде. За счет легкого веса метана его быстро уносят воздушные потоки, а накапливается он лишь в замкнутом пространстве.

Главное преимущество ГБО на метане заключается в низкой стоимости газа. К тому же это практически чистая смесь, лишенная каких-либо примесей. Также как и пропан, может оказывать наркотическое воздействие на человека, но в малой степени. Поэтому им в основном пользуются хозяева газовых плит.

Сравнительная характеристика метана и пропана

Между этими газами существуют весомые различия, причем в отношении вопросов не только хранения, но и использования. Чтобы хранить метан, требуются тяжелые баллоны в силу высокого давления. Для сравнения - баллон емкостью 65 литров будет весить около 70 кг.

А чтобы обеспечить автомобилю хороший запас хода на одной заправке, необходим баллон как минимум на 100 литров. В качестве прочих различий можно перечислить следующие признаки:

  • Мощность . Если пропан понижает мощность двигателя незначительно - всего на 3-5%, то потеря от метана может достигать около 20%.
  • Экология. С точки зрения экологичности выигрывают авто на газе метан, поскольку он намного чище пропана. В последнем много разных примесей, за счет чего невозможно его считать в полной мере безопасным.
  • Риски. Как выше было упомянуто, пропан более взрывоопасен, чем его оппонент.
  • Стоимость ГБО . Произвести монтаж пропановой установки намного дешевле, чем установка ГБО на метане. Разница в цене может составить до 70%.
  • Заправка . Метановые пункты в этом плане - это, скорее, редкость, чего нельзя сказать в отношении пропана.

Как можно заметить, оба вида альтернативного топлива имеют свои преимущества и недостатки, что вызывает определенные трудности при выборе какой-либо стороны.

Что общего?

Вместе с тем у обоих газов есть немало общего. К примеру, водитель в любом случае выигрывает в цене, так как стоимость и пропана, и метана существенно ниже затрат на бензин. К тому же детали двигателя авто на газу изнашиваются в меньшей степени. В особенности это практически незаметно, когда двигатель автомобиля изначально приспособлен к газообразному топливу.

Но помимо общих плюсов, есть и общие недостатки, за счет которых бензин еще довольно продолжительное время будет удерживать ветвь первенства как оптимальное топливо. По сравнению с традиционными АЗС, мало не только пунктов заправки газом, но и мастерских, которые специализируются на обслуживании ГБО.

Мало кого может обрадовать потеря мощности двигателя, особенно тех, кто привык к быстрой езде. Клапаны двигателей обычно мало приспособлены к так называемому «сухому горению» топлива, что приводит к скорому износу.

Воздействие на двигатель

С того момента, как автомобильные двигатели начали работать на газообразном топливе, начались споры по поводу того, что лучше для силовой установки. Выбирали между бензином, метаном и пропаном. Этот вопрос актуален и в настоящее время, причем есть мнение, что ГБО на пропане или метане оказывает негативное влияние на эксплуатацию автомобиля. Но 60-летняя практика в полной мере опровергает это, и вот почему:

  • бензин может смывать масло цилиндров, чего нельзя сказать про газ;
  • у пропана и метана октановое число выше, чем у бензина - 100 и 110 против 95 (98) соответственно;
  • при сгорании бензина низкого качества образуется сажа, с газовым топливом такого не будет.

В результате цилиндры изнашиваются не так быстро, что приводит к увеличению ресурса, вероятность детонации исключается, как и появление сажи.

Цена вопроса

Стоимость монтажа ГБО на автомобиль формируется в зависимости от ряда факторов:

  • вид газа (метан или пропан);
  • поколение ГБО;
  • компания-производитель;
  • класс автомобиля.

Помимо этого, следует учитывать и возраст транспортного средства. Задумываясь перевести свою машину на метан или пропан, стоит обращаться только в специализированные сервисные центры, а гаражные мастерские лучше обходить стороной. Здесь речь идет не только о собственной безопасности, но и остальных участников, включая пассажиров. К тому же заправлять баллон нужно не полностью, а на 80% от общей емкости, чего могут не знать непрофессионалы.

Помимо комплектации ГБО, в стоимость монтажа включена сама работа, гарантийный срок и оформление необходимой документации. На установку оборудования потребуется 4-12 часов.

Производители ГБО на пропане

Многие сервисные центры предлагают разные версии перехода автомобилей на пропан. Установка производится преимущественно по зарубежной технологии. Среди них можно выделить итальянские системы: Lovato, Tomasetto, BRC; польские: STAG и Valtek; оборудование Guther из Франции; Prins из Нидерландов, а также ГБО Tamona из Литвы.

Автомобили отечественного или зарубежного производства, имеющие карбюратор, можно оснастить ГБО II поколения. Стоимость при этом составит примерно 300-350$. На инжекторные двигатели ГБО ставится в зависимости от материала коллектора: с металлическим подойдет ГБО II и IV поколения; если коллектор пластиковый (2001 г. и старше), то только ГБО IV.

Стоимость монтажа оборудования IV поколения складывается исходя из конструкции двигателя и производителя. К примеру, установка оборудования STAG на четырехцилиндровые моторы будет стоить 20000, Lovato - 24000, а BRC - около 43000 рублей. Если же цилиндров 8, то и стоимость монтажа тех же производителей будет вдвое выше - 44000, 65000 и примерно 80000 рублей.

Производители ГБО на метане

Большая часть оборудования, работающего на метане, тоже иностранного производства. Стоимость монтажа ГБО III поколения от итальянского производителя Tartarini стартует от 40000 рублей, а цена на IV поколение начинается с отметки 55000 рублей. Радует, что цена метана на заправках ниже, чем пропана. Однако еще потребуется потратить около 14000-15000 рублей, чтобы оформить сертификат.

Кроме высокой цены установки ГБО на метане, есть еще одна неприятная особенность. Оборудование V и VI поколения работает только со сжиженным топливом, в котором находится пропан, тогда как метан всегда в газообразном состоянии. К тому же, сервисных центров, специализирующихся именно на метане, существенно меньше.

Общественное мнение

Судя по многим отзывам водителей, которые несмотря на определенные риски, все же решились на установку ГБО, они предпочитают именно пропан. Оно и понятно, хоть цена метана на заправках невысокая, такое обслуживание еще нужно отыскать. Если в крупных городах это и встречаются, то в пригородах АГЗС и вовсе не найдешь. К тому же цена на ГБО с пропаном существенно ниже.

Шекспировский вопрос: ставить ГБО или не ставить?!

Каждый водитель должен принять свое решение - переоборудовать свое транспортное средство под газовое топливо или же остаться на бензине. При этом необходимо руководствоваться личными потребностями, включая особенность эксплуатации машины. Если за весь год автомобиль проходит не более 10-15 тысяч км пробега, ГБО не скоро восполнит потраченные на нее затраты.

Проведя сравнение метана и пропана, все равно не избежать путаницы. С одной стороны лучше, чем сжиженная смесь. Тем не менее, стоимость ГБО на пропане намного ниже, а сервисных центров явно больше. Но как выше уже сказано, окончательное решение за владельцем транспортного средства.

С каждым годом у водителей по всему миру все острее появляется необходимость в поиске вариантов использования альтернативного топлива, вместо бензина или дизеля. На сегодняшний день такой заменой являются гибридные автомобили, использующие в качестве топлива не только бензин, но еще газ или электричество. И если с электромобилями пока все намного сложнее и более или менее комфортно, их удается эксплуатировать лишь за границей, то системы, работающие на газу, уже довольно широко используются по всему миру, в том числе и в России. В связи с этим между водителями возникают жаркие споры, касающиеся того, что лучше для использования в автомобиле – ? Давайте разберемся, что из себя представляет ГБО и на каком топливе оно функционирует.

Преимущества ГБО на пропан бутане

Пропан, используемый в качестве основного топлива в ГБО, на самом деле является смесью трех газов: пропана, бутана и этана. В баллоне такая смесь хранится в сжиженном состоянии, под давлением, составляющим от 10 до 15 атмосфер. Благодаря низкому давлению, баллоны, используемые в качестве емкостей для хранения, не имеют толстых стенок и весят не очень много. Кроме этого, низкое давление позволяет использовать баллоны тороидальной формы, благодаря чему их можно поместить в нишу, используемую для хранения запасного колеса. Из плюсов, характерных для ГБО, работающих на пропане, можно выделить следующие вещи:

  • оборудование для автомобилей, использующих в качестве рабочего топлива пропан, значительно дешевле, чем газовое оборудование на метане. На некоторые модели разница в цене может достигать до 60 %;
  • большое количество фирм, осуществляющих установку, ремонт и гарантийное обслуживание ГБО на пропане;
  • низкое давление, необходимое для хранения газа в баллоне, позволяет использовать более легкое и компактное оборудование. Это позволяет экономить много места и меньше нагружает транспортное средство;
  • снижение мощности двигателя, при работе на пропане, происходит всего лишь на 5-10 %, что порой практически не ощущается даже при движении по трассе;
  • большое количество заправок, по сравнению с метаном;
  • оборудование имеет больший запас прочности и рабочий ресурс.

Обратите внимание! Пропан обеспечивает дальность хода автомобиля, в 2-3 раза превышающую дальность на метане.

Есть у систем ГБО на пропане и свои минусы. Вот их перечень:

  • цена. Данный показатель у метана, пусть и не намного, но меньше. Так, например, если литр пропана будет стоить 18-19 рублей, то метан – в районе 15;
  • Опаснее, чем метан. Более взрывоопасен и, благодаря сжиженному состоянию, в котором он хранится в баллоне, его испарение, в случае утечки, будет происходить медленнее, чем у метана. Это вынуждает водителя чаще проверять оборудование.

Как вы видите, ГБО на пропане имеет массу плюсов, что определяет его лидирующее положение на рынке газового оборудования для автомобилей.

Преимущества газового оборудования на метане

Метан – газ, имеющий природное происхождение и практически не имеющий примесей. Чтобы использовать в качестве топлива, его закачивают в баллоны под давлением от 200 до 250 атмосфер. Это довольно серьезная цифра, и чтобы выдерживать такое давление, для хранения метана используются специальные усиленные баллоны. Вес такого баллона, полностью заправленного и готового к эксплуатации, примерно в 2-3 раза больше, чем баллона, заправленного пропаном. Однако данное топливо имеет ряд преимуществ перед пропаном, которые будут описаны ниже:

  1. Стоимость меньше, чем у всех остальных видов топлива.
  2. Экологическая безопасность. У метана, не имеющего в своем составе практически никаких примесей и хранящегося в газообразном состоянии, гораздо меньше шансов детонировать при ДТП. Кроме того, из всех источников топлива считается самым чистым и не загрязняющим воздух.
  3. Баллоны в разы прочнее пропановых, что также существенно повышает безопасность водителя и пассажиров.

На этом список ярко выраженных плюсов заканчивается. Минусы метана заключаются в следующем:

  1. Вес оборудования в разы больше, чем у пропана.
  2. Дальность хода ощутимо проигрывает остальным видам топлива. Баллон пропана позволит автомобилю проехать в три раза больше, чем баллон аналогичного объема, содержащий метан.
  3. Количество заправок, осуществляющих продажу метана, удручающе мала. Даже в крупных городах их количество обычно не превышает 5-10 штук.
  4. При использовании метана происходит значительная потеря мощности. В некоторых установках она падает примерно на 20 %, по сравнению с бензином.

Несмотря на серьезное количество минусов, ГБО, использующее метан, имеет много позитивных отзывов от владельцев.

Характеристика оборудования для пропана и метана

Большинство сервисных центров ориентированы на установку газового оборудования, работающего на пропане. При этом, в основном, используется оборудование иностранного производства. Наиболее популярными являются следующие фирмы:

  • Tomasetto;
  • STAG;
  • Valtek;
  • Prins.

И его стоимость зависят, в первую очередь, от типа двигателя и его производителя. Например, на старые иномарки и автомобили отечественного производства можно ставить ГБО второго поколения. На более современные авто желательно ставить ГБО не ниже . Стоимость таких систем на четырехцилиндровые моторы стартует приблизительно с отметки в 20 000 рублей. Для автомобилей, чьи моторы оснащены 8 цилиндрами, эта сумма удваивается.

С оборудованием для метана все гораздо сложнее. Его цена в разы выше, чем на пропан, и за одно из самых дешевых ГБО третьего поколения у вас попросят приблизительно 40 000 рублей. Кроме этого, самым серьезным минусом метана является то, что и выше используют исключительно сжиженные виды топлива, что исключает их совместимость с метаном в качестве альтернативного топлива.

Важно! Количество сервисов, обслуживающих газобаллонное оборудование на метане, значительно меньше, чем у газового оборудования, работающего на пропане.

Особенности установки и эксплуатации ГБО на разных видах топлива

Общая особенность у и пропане одна – ее лучше делать у специалистов. Это обеспечит надежное качество сборки и высокую безопасность. Кроме того, специалисты учитывают ряд деталей, которые обычному человеку не известны, а их игнорирование может привести к серьезным поломкам или аварии.

Главным различием, отличающим установку газового оборудования, работающего на метане, от его конкурента, является цена. Кроме того, баллоны от метана намного массивнее и занимают намного больше места, чем аналогичные по объему баллоны пропана. Эта особенность не позволит установить все необходимое в транспортном средстве малого размера.

Выводы

В заключении хотелось бы отметить, что ГБО, не зависимо от используемого в них видах топлива, позволяют существенно экономить денежные средства, а выбрать, что лучше – ГБО на пропане или ГБО на метане, каждый водитель должен сам, тщательно взвесив все плюсы и минусы.

При переходе на ГБО также стоит учитывать, что оно устанавливается на перспективу, и моментальной выручки вы не получите.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook