Как тормозить с ABS на льду и снегу зимой. Торможение в гололед без ABS. Что сначала: торможение или переключение передач

1 3 346 0

Авто с АПС – это система встроенная в современные автомобили. Расшифровывается она как “противобуксировочная система автомобиля”. Она помогает избегать потери сцепления колес с дорогой. Система АПС значительно помогает при вождении на влажных, скользких дорогах.

Транспортные средства без системы АПС ухудшают и усложняют вождение в недостаточно приемлемых условиях дорог. Например, на скользкой дороге колеса могут блокироваться, и машина будет полностью терять управляемость.

Главное правило запланированного торможения зимой – плавность.
Если на автомобиле нет системы АПС, то сначала нужно нажимать педаль тормоза. Потом, по мере снижения скорости, выжимайте педаль сцепления.

Экстренное торможение без АПС

Когда машина не оборудована системой АПС, во время резкого нажатия тормоза колеса начинают блокироваться и скользить по дороге. Машину начинает разворачивать, это опасно на дороге. Поэтому, тормозить можно периодически нажимая на педаль тормоза. От этого колеса будут постепенно притормаживать, но не будут блокироваться.
Особенно опасное одновременное поворачивание руля и полное выжимание педали тормоза. Тогда машина полностью теряет управляемость. Чтобы исправить ситуацию, нужно больше отпускать педаль тормоза и поворачивать руль слегка то в одну, то в другую сторону.

Как и в автомобилях без системы АПС, торможение должно быть плавным.
Для тех, у кого автомобили с системой АПС, педаль сцепления нажимается сразу после нажимания тормоза, не дожидаясь снижения скорости.

Необходимо просто отпустить педаль газа и переходить на пониженные передачи. Чтобы предупредить блокирование колес во время снижения передачи можно чуть плавнее с задержкой в момент срабатывания отпускать педаль сцепления или перегазовать. Перегазовка для понижения передачи выполняется нажатием педали сцепления одновременно отпустив педаль газа. Потом опять резко нажимаем и отпускаем педаль газа, при этом увеличив обороты. Включаем пониженную передачу. Отпускаем педаль сцепления.

При управлении автомобилем в сложных погодных условиях очень важно уметь правильно тормозить. Ведь когда дорога покрыта льдом, то вероятность возникновения аварийной ситуации возрастает в разы.

Торможение может быть следующих видов:

  • ступенчатое (увеличение усилий на педаль тормоза до остановки, которое завершается выключением сцепления);
  • прерывистое (усилие на педаль дозируется);
  • комбинированное торможение (одновременно с торможением включается пониженная передача);
  • экстренное торможение (при возникновении критической ситуации, к примеру, появление внезапного препятствия).
  • Техника торможения на скользкой дороге предполагает не только соблюдение определенных технических правил торможения, но и контролирование своего психоэмоционального состояния.

Во время торможения на скользкой дороге очень многие водители допускают грубейшую ошибку – они начинают тормозить в пол. Также ни в коем случае нельзя делать резких движений рулём и педалями тормоз и газ. Такие действия на скользкой дороге непременно поспособствуют блокировке колёс, что в результате приведет к заносу задней оси либо сносу передней оси автомобиля.

Действия водителя при торможении на скольской дороге

Тормозить на дороге покрытой льдом необходимо только импульсно (прерывисто или ступенчато). То есть не нужно давить педаль в пол, водитель должен осуществлять кратковременные нажатия на педаль тормоза. Это позволит блокировать колеса одновременно и в результате заноса не произойдет. С точки зрения физики такое торможение позволяет перераспределять вес автомобиля менее интенсивно. Поэтому общее сцепление автомобильных шин с дорогой значительно увеличивается и автомобиль становится более устойчивым.
Если дорожная обстановка предоставляет водителю много места для торможения, то можно использовать комбинированный метод. Для этого в начале торможения необходимо перейти на пониженную передачу. Но в таком случае очень важно включить передачу в соответствии со скоростью вашего автомобиля. Благодаря этому автомобиль не потеряет устойчивость.
Во время торможения на дороге покрытой льдом, также нужно правильно располагать ноги на педалях и не забывать пристегивать ремень безопасности. Левая нога находится на подставке, а носком правой ноги нужно нажимать на педаль тормоза, пятка должна упираться в пол. Благодаря соблюдению этих простых правил водить начинает чувствовать автомобиль гораздо лучше.
В каждой дорожной ситуации техника торможения должно быть абсолютно индивидуальной. Так при торможении у светофоров либо перед пешеходным переходом нужно помнить, что именно перед такими участками может быть особенно скользко. Поэтому при приближении к ним лучше всего начать тормозить заблаговременно, комбинированно или импульсно. Не спешите поехать после зеленого сигнала светофора, быть может, кто-то заканчивает проезд перекрестка.
Торможение в автомобильном потоке либо во время заторов также должно происходить заблаговременно. Следует начать тормозить тогда, когда тормозят идущие впереди четыре машины. Лучше всего применить прерывистое, ступенчатое либо комбинированное торможение
Двигаться по обледенелым спускам необходимо только с включённым сцеплением. В противном случае автомобиль потерять устойчивость. Если ваш автомобиль оснащен антиблокировочной системой, то при применении экстренного торможения возможны самые разные последствия. Так как автомобили различных годов выпуска от различных производителей могут вести себя принципиально противоположно. То есть может произойти уменьшение тормозного пути, а может – увеличение. Это связано с несовершенством таких систем. В том случае если ваша антиблокировочная система работает хорошо, то воспользовавшись ею на дороге покрытой льдом, вы сможете остановить автомобиль своевременно. А для объезда препятствия появится возможность подрулить на незаблокированных колёсах.

В зимнее время, в отличие от летнего, показатель сцепления шин с дорогой существенно меньше, в результате мороженого асфальта, гололеда и снега. Поэтому зимнее торможение очень отличается от летнего. Об этом далее в статье.

В первую очередь следует отметить, что одно из наиболее главных требований правильного торможения в условиях гололеда — выбор автомобилистом «зимней» скорости езды. Как правило, с наступлением зимы опытные водители автоматическим образом переходят на более спокойную манеру движения, которая основывается на снижении средней скорости езды и на увеличении дистанции с окружающими автомобилями. Кроме того, большинство автовладельцев переходит на специальный метод управления автомобилем.

Что касается водителей с небольшим стажем, то они постепенно нарабатывают опыт, анализируя все недостатки собственной манеры вождения и учась на своих ошибках. Другими словами, чтобы научиться уверенно себя чувствовать на покрытом льдом дорожному полотну, необходимо постоянно совершенствовать свою водительскую технику, вне зависимости от срока пребывания за рулем автомобиля.

Автомобиль без АВS, техника торможения авто без ABS, как отработать технику прерывистого торможения

Если ваше авто не оборудовано механизмом автоблокировки колес, а вы сами являетесь автомобилистом-новичком — будьте более внимательны и научитесь «прислушиваться» к поведению своего автомобиля. Тут нужно отметить способность различать специфический звук блокируемых колес во время нажатия на педаль тормоза. Данный звук сигнализирует водителю, что управление транспортом выходит из-под контроля, а машине будет сложно остановиться — вспомните принцип детских санок, которые будут катиться с горки, пока у них на пути не появится какое-либо препятствие.

Чтобы дело не дошло до столкновения с препятствием, при появлении специфического звука необходимо отпустить педаль тормоза с целью разблокировки колес — в таком случае контроль над управлением вновь перейдет к водителю с помощью силы инерции. Чтобы подобная ситуация в дальнейшем не повторилась, водителю необходимо отрабатывать специальную технику т. н. прерывистого торможения, которая достигается посредством частого и недолгого нажатия на тормозную педаль. В данной ситуации торможение на льду удобно тем, что транспорт снизит скорость, но колеса не заблокируются, что позволит машине не только затормозить правильно, но и не отойти от выбранной траектории езды.

Ошибка водителя, почему в гололед нельзя делать резких движений ни рулем, ни педалями тормоза и газа

Самая главная ошибка водителя — торможение на льду методом «в пол». Любые резкие движения — педалями газа и тормоза или рулем — вообще категорически не рекомендованы в период гололеда, когда коэффициент сцепления шин с дорогой очень низок. Во время резких движений на скользком дорожном покрытии, колеса неминуемо блокируются, что приводит к заносам передней или задней осей автомашины. Поэтому, как уже было сказано выше, тормозить следует ступенчато и прерывисто — тогда автомобиль притормозит еще до того, как заблокируются колеса, а вы, таким образом, сможете избежать заноса.

Комбинированный способ торможения зимой

Если место для торможения достаточно обширное, можно применить т. н. комбинированный метод торможения в зимнее время, который основывается на включении понижения передачи и торможения одновременно. При применении данного способа главное — не сбить мотор, для чего следует включать передачи лишь при соответствующем им интервале скорости, чтобы чрезмерная тяга, которая направлена на ведущие колеса, не смогла помешать устойчивости авто.

Торможение с ABS, техника торможения

К сожалению, антиблокировочная система автомашины не всегда совершенна — в особенности ее первые вариации. Владельцы автомобилей, оборудованных ABS, должны помнить, что тормозной путь их автомобилей, в некоторых случаях, способен стать даже длиннее, чем на авто без антиблокировочной системы.

Компьютерные «мозги» ABS предназначены для считывания и анализа колесных тормозных импульсов, чтобы у системы была возможность уравновешивать колеса, когда одно из них блокируется. Однако на скользких участках данная система «не может понять», каким образом ей действовать, с чем связана чрезмерная длина тормозного пути. Несомненно, более современные ABS, как правило, не имеют таких проблем, а в экстренной ситуации с помощью работы системы можно остановится вовремя, а также «дотянуть» еще некоторое время на не заблокированных колесах, чтоб разминуться с препятствием.

Чтобы в зимнее время правильно затормозить на автомобиле, который оснащен антиблокировочной системой, необходимо сильно надавить на педаль тормоза и выжать сцепление. В данном случае ABS начнет самостоятельно тормозить, но блокировка колес не будет производиться. Данный способ следует усовершенствовать на специальной учебной площадке, чтобы идеально изучить поведение вашего авто при экстренном торможении на льду.

Торможение двигателем, техника торможения

В зимнее время торможение мотором является одним из наиболее полезных профилактических навыков водителя на льду, которое дает возможность избежать заноса. Чтобы выполнить данное торможение, отпустите педаль газа, когда сцепление включено на конкретной передаче. В данном случае подача топливной смеси к мотору прекратится, но крутящий момент он будет получать с помощью трансмиссии. Другими словами, двигатель будет тормозить трансмиссию, потребляя энергию, и, как результат — затормаживать и колеса. С помощью силы инерции, передние колеса приобретут дополнительный вес и, соответственно, повысится устойчивость автомобиля в целом.

Тормозные колодки не будут блокировать колеса, в отличие от влияния на них рабочей тормозной системы. Тормозящее усилие, при помощи дифференциала, распределится на все ведущие колеса авто. Именно поэтому торможение мотором в зимнее время так распространено среди автомобилистов в виде профилактической меры безопасности на мокром или скользком дорожном покрытии.

В общем торможение мотором должно происходить по конкретной схеме, во избежание возможной поломки либо быстрого износа элементов синхронизаторов. Требуемый порядок действий должен досконально знать каждый водитель, особенно новичок.

  1. В первую очередь необходимо отпустить педаль акселератора.
  2. Далее водитель должен выжать педаль сцепления, после чего выключить повышенную передачу.
  3. Затем следует, не включая передачу, отпустить сцепление.
  4. Теперь выжимаем сцепление и включаем пониженную передачу.
  5. На заключительном этапе отпускаем сцепление.

Если четко следовать вышеописанной инструкции, то можно не только избежать вероятного вреда для синхронизаторов, а и существенно повысить уровень безопасности в процессе торможения мотором.

Улучшать такой метод торможения сначала следует на учебной площадке, а применять его на дороге лишь тогда, когда он уже досконально освоен. Еще одно преимущество этого способа — у водителя есть возможность лучше изучить поведение своего автомобиля и получить четкое представление о его остановочном пути.

Советы профи, как избежать неприятных ситуаций на дороге зимой

При торможении на пешеходном переходе, автомобилист должен помнить, что дорога на данных участках, как правило, более скользкая, чем на других участках дорожного полотна. Это обусловлено тем, что именно здесь чаще всего притормаживает разнообразный транспорт. Тормозить на светофорах рекомендовано импульсно либо комбинированно — причем действовать нужно заранее. Стартовать тоже лучше не сразу, так как другие автомобили к данному моменту могут еще не закончить преодоление перекрестка, даже несмотря на красный свет светофора. В особенности нужно быть внимательным на пешеходных переходах, где существует вероятность падения пешехода, что также представляет на зимней дороге серьезную опасность.

Кроме того, будьте предельно внимательны в потоках и заторах, в данном случае следует тормозить комбинированным, ступенчатым или прерывистым способом. Важно начинать тормозить уже тогда, когда находящиеся далеко впереди машины начинают торможение (третий — пятый автомобиль). Данные меры предосторожности дадут возможность увеличить расстояние для безопасной остановки авто при необходимости.

Торможение на скользкой дороге часто заканчивается заносом. «Хотел остановиться, а вместо этого развернулся » - так говорят многие попавшие в подобную ситуацию. Причина многих заносов – резкое торможение на скользкой дороге, когда колеса блокируются и машина теряет управляемость и устойчивость.

Во время торможения часть веса автомобиля по инерции переходит на переднюю ось. Задняя ось разгружена и минимального поворота руля достаточно, чтобы скользящие разгруженные задние колеса пошли по другой, более широкой траектории.

Чтобы этого не случилось, нужно сочетать работу тормозных механизмов с торможением двигателем. Важно правильно понижать передачи. Если переключать их не по порядку и перескакивать через одну, то двигатель заблокирует колеса и вновь получится занос .

Порядок действий при торможении двигателем таков. Первым делом отпускается педаль газа и нажимается педаль тормоза, одновременно выжимается сцепление. Если на автомобиле не установлена система АБС , то педаль тормоза нажимается прерывисто. Переключать передачи при этом нужно последовательно по одной вниз. Также и на автоматической коробке. Первую передачу на ходу не воткнешь, поэтому переключаясь на нее, на мгновение нужно нажать на педаль газа.

Все это только кажется сложным на первый взгляд, после нескольких тренировок на закрытой площадке такой способ торможения вполне можно освоить. На скользкой дороге он будет более эффективен и тормозной путь будет меньше, чем при использовании одной только педали тормоза. Дополнительные советы по торможению на скользкой дороге смотрите в видеоролике.

Видео

Если вы пробовали прием торможения двигателем на скользкой дороге, то оставляйте свои комментарии и опишите каков был результат.

Гололед очень опасен, в том числе и для полноприводных автомобилей. Даже они, в подобных условиях, начиная торможение на одной улице, могут остановиться совсем на другой. Как же тогда быть обладателям автомобилей с одним, задним или передним, приводом? Как правильно тормозить в гололёд и как не допустить аварии в подобных условиях? Автомобильные эксперты советуют для экстренной остановки автомобиля на скользком дорожном покрытии использовать один из трёх приёмов торможения: комбинированное (соединение тормоза и газа), прерывистое и ступенчатое.

Комбинированное торможение – это надежный и удобный способ остановки автомобиля. Осуществляется он с помощью уменьшения динамики вращения коленчатого вала двигателя при включенной передаче. При этом одновременно начинает использоваться тормоз. Основную роль в данном приёме торможения играет двигатель. На скользком покрытии занос может произойти даже от малейшего нажатия на педаль тормоза. В подобной ситуации сначала блокируются именно задние колеса. Это неминуемо влечет за собою занос. Поскольку во многих автомобилях задние колеса связаны с двигателем, то это может помочь сделать торможение более плавным. Сила инерции вращающихся элементов двигателя, коробки передач и сцепления будет сопротивляться остановке транспортного средства, чем сгладит эффект грубого торможения. Кроме этого, во время уменьшения оборотов происходит понижение энергии, действующей на элементы трансмиссии. Это создаёт достаточно мощный замедляющий эффект. Таким образом, действуя вместе со своим двигателем, автолюбитель достаточно эффективно, а главное безопасно, притормаживает.

Прерывистое торможение характеризуется тем, что водитель резко нажимает на тормоз, а потом, на грани заноса, отпускает его. Если даже колёса и успели при этом заблокироваться, то после отпускания педали тормоза, они успевают вновь раскрутиться, то есть обрести необходимое сцепление с дорожным полотном. После прекращения заноса, можно повторить подобное нажатие на тормоза вновь. Во время использования такого способа торможения водитель должен быть очень внимателен и аккуратен.

Подобный приём торможения не даст колёсам скользить. Именно поэтому тормозной путь будет короче. Однако необходимо отметить, что во время описанного торможения запрещается поворачивать рулевое колесо. Корректировать траекторию движения можно только тогда, когда педаль тормоза свободна, а колеса автомобиля вращаются. Таким образом, попеременное воздействие на руль и на тормоз обеспечит Вам наиболее эффективное торможение на скользкой поверхности. Основным преимуществом этого способа является возможность контролировать траекторию движения автомобиля в критической ситуации. При этом, кроме эффективного маневрирования, производится и постепенное торможение автомобиля.

Ступенчатое торможение отличается от, описанного ранее, прерывистого только тем, что во время растормаживания педали её отпускают не полностью. Нога водителя, при этом, все время находится на педали тормоза. Это даёт возможность водителю быть постоянно готовым к ослаблению давления во время возникновения

Понравилось? Лайкни нас на Facebook