В каких случаях взимается утилизационный сбор. Утилизационный сбор в ПТС: что это такое, должен ли быть уплачен за автомобиль, а также, что означает отметка в техническом паспорте и нужна ли она? Отметка «Приняты обязательства по утилизации»

1 сентября 2012 года стал днем, когда в России был установлен сбор на утилизацию автотранпортных единиц. Сегодня введение и применение данного акциза является неотъемлемой частью процедуры купли-продажи не только автомобилей, но и различного рода спецтехники. В данной статье мы расскажем о том, что же такое утилизационный сбор, что означает запись, которая считается особой отметкой, как он высчитывается и чьей обязанностью является его уплата.

Утилизационный сбор (УС) – это особый вид акциза, необходимость внесения которого отражена в Законе «Об отходах производства и потребления» №89 (пункт 1, статья 24-1).

Он представлен в виде единоразового платежа, нацеленного на гарантированную переработку автомобиля после разрушения.

Это значит, что тем самым государство заботится об окружающей среде, обязывая завод-изготовитель или покупателя заранее оплатить будущие работы по утилизации ТС.

ВНИМАНИЕ! В паспорте транспортного средства в поле «Особые отметки» должна стоять запись в которой написано об оплате данного сбора.

Однако отсутствие данной информации не всегда может являться поводом для беспокойства. Причин неуплаты сбора может быть несколько:

  • Паспорт на российский либо импортный автомобиль был выдан до 1 сентября 2012 года. Необходимость уплаты данного платежа при покупке и владении таким транспортным средством отпадает.
  • Авто ввозится на территорию РФ из-за границы силами покупателя. На него же и ложиться ответственность за оплату сбора.

Есть еще одна причина, встречающаяся не так часто. Предыдущий владелец каким-либо образом смог обойти необходимость уплаты сбора. В свою очередь данная ответственность ложиться на покупателя, так как информацию о наличии долга по сбору будут проверять при постановке на учет.

Еще можно столкнуться с такой ситуацией, когда выдан новый ПТС взамен утилизированного. Это делается тогда, когда записей в старом паспорте уже очень много и новые просто не помещаются.

Кто должен платить и сколько?

Вопрос о том, за кем закрепляется обязательство по внесению данного сбора, сводится к тому, каким образом автомобиль был приобретен и оказался в России.

К примеру, рядовой гражданин, приобретающий ТС, должен оплатить сумму сбора в следующих случаях:

  1. При импорте автомобиля из-за пределов страны и дальнейшем прохождении всех процедур, связанных с импортом.
  2. Приобретая автомобиль у лица, избежавшего данного взноса в обход закона, либо у освобожденного от уплаты УС (например, консульства или иностранной компании).

Величина сбора равняется базовой ставке, помноженной на коэффициент, который складывается из целого ряда параметров.

СПРАВКА! Правительство РФ выпустило постановление от 26 декабря 2013 года № 1291, в котором указана вся информация об сборе на утилизацию.

В сегодняшний день в России сумма базовой ставки УС составляет:

  • 20 тысяч рублей – для автомобилей легкового типа, применяемых в личных целях;
  • 150 тысяч рублей – для коммерческого автотранспорта и спецтехники.

С начала 2014 года утилизационный сбор является обязательным для всех остальных видов транспорта, в том числе квадроциклов, что однозначно также привело к повышению цен на них. нужно проследить за тем, чтобы после оплаты в ПТС поставили печать об утилизации.

Какая ответственность, если он не уплачен?

От уплаты УС также освобождаются некоторые группы лиц и организации:

  • дипломатические представительства и иностранные компании, а также их работники и члены семей;
  • лица, участвующие в специальных программах, например, переселение соотечественников из-за границы, и их транспортные средства;
  • владельцы ТС, произведенных более 30-ти лет назад, и сохранившие оригинальные несущие детали кузова.

Если вы не относитесь к одной из данных категорий граждан, а утилизационный сбор по какой-то причине не оплачен, могут возникнуть серьезные проблемы. Первой и самой главной станет проблема невозможности постановки на учет ТС.

Платить УС все равно придется, а затягивание решения данной проблемы чревато штрафными санкциями, а при повторном обнаружении и лишением права управления автомобилем сроком до 90 дней, в соответствии со статьей 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Возможно ли вернуть обратно в случае ошибки?

Говорить о восстановлении утилизационного сбора можно только в тех случаях, когда данный платеж был совершен в связи с ошибкой, например, в случае повторной оплаты. Конечно такие ситуации являются редкостью, однако и о них следует рассказать.

Для получения денежных средств необходимо обратиться с заявлением в соответствующие органы, получившие сбор, а именно:

  1. Таможенная служба – в случаях с импортированными ТС.
  2. Налоговая инспекция – для российских автомобилей.

ВАЖНО! Гражданину РФ дается 3 года для обращения за ошибочно уплаченным УС.

При себе владелец авто должен иметь паспорт гражданина РФ, ПТС на транспортное средство, документ с доказательством оплаты УС прежним владельцем и квитанцию. Не лишним будет подготовка копий данных документов заранее. Бланк на возврат денежных средств вы можете получить и заполнить уже на месте. Ответа по вашему заявлению следует ждать в течение месяца.

Отметка «Приняты обязательства по утилизации»

В ПТС, выпущенных с 1 сентября 2012 по 31 декабря 2013, можно встретить отметки «Приняты обязательства по утилизации» с номером соответствующем реестре, которые не нуждаются в расшифровке. Данная запись гласит о том, что изготовитель берет на себя ответственность по переработке данного автомобиля, а соответственно, покупатель уже не должен вносить данный платеж отдельно.

В данной ситуации необходимо проверить, включен ли данный производительно в реестр компаний, участвующих в утилизации. Если компания, принявшая на себя ответственность, более не состоит в данном списке, владельцу автомобиля следует иметь в виду, что при постановке ТС на учет в ГИБДД возникнут проблемы.

Как выглядит отметка в ПТС можно увидеть на фото:

Итоги

Как мы видим, с момента введения сбора за утилизацию автотранспорта данный ситуация с ним волнует покупателей не меньше, чем в момент его принятия. Как правило, вопросы начинаю возникать при покупке подержанных транспортных средств либо при их импорте собственными силами.

В связи с необходимость уплаты данного акциза, единицы автотехники сильно прибавили в цене, что не могло сказаться на покупательской способности населения. Так или иначе данный сбор является обязательным к уплате, а откладывание решения данного вопроса только увеличивает размер итоговой суммы.

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

С 1 сентября 2012 г. в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).

Что такое утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.2012 N 128-ФЗ в Законе об отходах появилась новая статья - ст. 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счет средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.

А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в п. 7 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Исключений из состава колесных , за которые придется платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определенных условиях). Не придется платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колесные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 г. , то есть до даты вступления этого Закона в силу.

Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими Правилами) утверждены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 г.

Кто должен платить

В соответствии с Законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

По первому основанию фактически платить сбор придется любому импортеру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.

Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении Правил и условий, утвержденных тем же Постановлением N 870.

Например, не придется платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии, что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55).

Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в Телетайпограмме ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном Решении Совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещенные на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 г.

По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и по большому счету конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.

И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 г. необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.

К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).

Кто и как рассчитывает

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России . Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики . Для подтверждения правильности расчета нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).

В пакет документов включаются:

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Правилам;
  • копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Таможенники должны проверить правильность расчетов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдается приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963).

Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном Постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).

Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчета сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:

  • в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет), а также
  • по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объема двигателя либо массы транспортного средства).

В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории M1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.

Причем для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придется заплатить всего 2 тыс. руб., а за подержанный (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.

А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придется платить более существенные суммы.

Например, организация ввозит новый автомобиль категории M1 с объемом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придется уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).

А если организация в октябре 2012 г. ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 г., ей придется заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. x 13).

Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N1, N2 и N3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.

Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N1, N2 или N3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. x 1,47).

Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам Постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. x 1,47 x 0,25).

Как учитывать

ФТС России в Информации от 31.08.2012 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701;

БИК 044501002;

счет N 40101810800000002901;

получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН 7730176610, КПП 773001001;

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей :

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
  • (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).

Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.

Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.

Поэтому в бухгалтерском учете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" , а не на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Для покупателя (импортера) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " " ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Следовательно, покупатель (импортер) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 76.

Однако в случае, если импортером транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но все равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). В такой ситуации составляется запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 76.

Пример. Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 г. всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 г., а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме - покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счета в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб. по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро x 10 шт. x 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) x 18%) (в расчет налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретен организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении ее деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учет в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 68 Кредит 51
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 1 599 200 руб. (40 000 евро x 1 шт. x 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
Дебет 08 Кредит 76
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. x 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
Дебет 08 Кредит 76
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
Дебет 08 Кредит 76
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 68 Кредит 51
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
Дебет 08 Кредит 68
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
Дебет 01 Кредит 08
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введен в эксплуатацию приобретенный служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
Дебет 41 Кредит 60
- 14 392 800 руб. (40 000 евро x 9 шт. x 39,98 руб.) - приняты к учету девять автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. x 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации;
Дебет 41 Кредит 76
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 41 Кредит 76
- 241 200 руб. (26 800 руб. x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 60 Кредит 52
- 16 200 000 руб. (40 000 евро x 10 шт. x 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро x 10 шт. x (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учету и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).

В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.

А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 76.

Подытожим

Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 г. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).

На практике платить утилизационный сбор придется:

  • всем импортерам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
  • всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
  • всем тем, кто приобрел транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение Закона либо по основаниям, предусмотренным в абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчет производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведенных в Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном комментируемым Постановлением N 870.

Порядок бухгалтерского учета сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учета (основных средств, товаров или готовой продукции).

Декабрь 2012 г.

Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

В каких случаях утилизационный сбор можно не платить

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года .

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля


В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта - важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться . Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M 1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

свыше 3500 куб. сантиметров

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

18. Автобетоносмесители

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , M 2 , M 3

24. Шасси колесных транспортных средств категории N 1 полной массой не более 3,5 тонны

25. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

26. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

27. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

28. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

29. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

30. Шасси колесных транспортных средств категории M 2 полной массой не более 5 тонн

31. Шасси колесных транспортных средств категории M 3 полной массой свыше 5 тонн

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

32. Полные прицепы

23. Полуприцепы

24. Прицепы с центральной осью

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25."

Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook