Принцип работы суппорта и неисправности тормозной системы. Как выбрать тормозной суппорт Что такое суппорт тормозной

Важнейшей составляющей тормоза автомашины принято считать суппорт тормозной. Несмотря на то что все элементы решают четко отведенные им задачи, именно на суппорт возлагается вся ответственность за эффективное торможение. Как известно, основное предназначение данного элемента – прижимать колодки тормоза к диску. Из статьи вы узнаете, как выглядит устройство суппорта, как проводится диагностика неисправностей элемента и ремонт этого компонента тормозной системы.

Одно только то, что тормозная система отвечает за безопасность людей, делает ее важнейшим комплексом в автомобильной конструкции. Этой системе крайне важно уделять внимание регулярно, а с ремонтом затягивать вообще опасно.

Как устроен суппорт

Как и было сказано выше, основной миссией данного элемента является подвод к дискам тормоза определенных усилий, приводящих к остановке транспортного средства. Многим это кажется вполне обычным и простым на первый взгляд делом, но все гораздо сложнее.

Сам суппорт представляет собою довольно хитрую систему. Да и что тут удивительного: сравнительно маленький по размерам компонент останавливает мчащийся на бешеной скорости автомобиль или мотоцикл. Вдумайтесь, какой функциональной должна быть система, чтобы исключить различные ошибки торможения и обеспечить безопасность водителя и пассажиров.

Рассмотрим ниже, как выглядит остановка транспортного средства в случае исправной и хорошо смазанной детали.

  • Водитель нажимает на педаль, создавая тем самым необходимое для передачи на поршневую систему тормоза давление.
  • Суппорт держит стопоры впритык к диску, четко и равномерно.

Важно понимать, что система стискивает диск с обеих сторон, обеспечивая эффективное удержание колодок.

На какой бы скорости не ехала машина, под действием трения замедляется вращение колес. Безусловно, это очень полезное свойство, только вот получается и негативный эффект, связанный с физикой и ее законами. Дело в том, что энергия никогда не уходит впустую. В данном случае она просто изменяется.

Примечание. Энергия, если речь заходит об этой системе, становится тепловой и нагревает тормозную жидкость, колодки и сам суппорт. Это априори говорит о том, что последний должен быть прочным (чтобы выдерживать тепловые нагрузки) и с другой стороны обладать достаточной теплоотдачей (чтобы передавать тепло эффективно и быстро).

Проблемы

Рассмотрим популярные виды неисправностей.

  1. В первую очередь, когда речь заходит о неисправностях суппорта, эксперты и опытные автомобилисты выделяют скрип. И действительно, скрип может свидетельствовать о наличии трения, разрушающего, пусть не сразу, весь механизм.
  2. Вторая неисправность связана с разрывом поршневого пыльника. В результате этого внутрь проникает грязь, ссаживающая изнутри цилиндро-поршневую группу, и способствующая возникновению коррозии и заклина.

Скрип может быть вызван наличием перекошенных либо поставленных неправильно колодок. Довольно часто колодки ставятся неумелыми руками наоборот, их просто путают местами.

Что касается разрыва пыльника, то причиной для этого становятся чисто механические вещи. К примеру, если диски изнашиваются из-за постоянных и чрезмерных нагрузок, а владелец автомобиля этого не замечает, или просто нет времени и средств поставить новые.

Продлить срок эксплуатации суппорта тормозного способна только хорошая . Речь идет не про обычные тормозные смазки направляющих, а про специальные. Последние рассчитаны на то, чтобы устранять не только последствия высоких температурных нагрузок, но и воздействия со стороны соле-грязевого состава.

Проверка суппортов

Крайне важно своевременно проводить диагностику нормального функционирования элементов. Ниже приведена инструкция, описывающая передний суппорт (его проверку и восстановление).

Задача стоит следующая:

  • Разобрать суппорт.
  • Очистить его, в том числе и от старой смазки.
  • Смазать новой особой смазкой.
  • Диагностировать резиновые манжеты (пыльники) на их целостность. Если что, заменить без промедления.

Чтобы получить доступ к тормозному механизму спереди, надо поставить машину на подъем.


В итоге на чистом и ровном рабочем столе будут находиться фюзеляж суппорта и хомут. Они тоже разбираются до последнего. Обеспечив доступ ко всем внутренним элементам деталей, надо их тщательно проверять.

Внимание. Частенько «закисают» направляющие суппорта, из-за чего при торможении автомобиль уводит в сторону.

На все это надо обращать внимание. Закисшие направляющие хорошо очищать до блеска с помощью различных жидкостей. В идеале на «внутренностях» системы суппорта не должно быть никаких царапин, грязи и задиров.

Схема смазывания универсальной смазкой

Еще правильнее заменить проблемные компоненты внутренней системы на новые. Более всего это касается пыльников, уплотнителей цилиндра и других мелких, но очень важных деталей.

Механизм задней оси

Разобрать задний суппорт будет гораздо сложнее. Объясняется данный факт тем, что задний элемент имеет многосложное строение, так как дополняется, в отличие от переднего, еще и механизмом стояночного тормоза.

В остальном характер функционирования элемента схож с передним. ТЖ способствует выталкиванию поршня, который прижимает колодки к колесному диску.

Пошаговый алгоритм по снятию заднего суппорта (подготовительные операции те же, что и у переднего).


Остальные манипуляции аналогичны вышеописанным. Надо все хорошенько проверить, зачистить или поменять. Рекомендуется поршень суппорта, который частенько со временем ржавеет, обработать специальной пастой на основе абразивов. Можно также пройтись шкуркой, но очень мелкой.

Не упустите

По направляющим тоже хотелось бы дать совет. Суппорт должен свободно перемещаться по ним, нигде не должно заклинивать. В данном случае важна правильная и регулярная смазка, чистка и диагностика на предмет механических дефектов направляющих.

Функцию тормозного суппорта невозможно недооценить только ввиду того, что он выполняет активную роль. А диски и колодки принято считать пассивными компонентами тормозной системы.

Суппорт тормозной – это одна из наиважнейших деталей тормозной системы. От исправности данной детали зависит безопасность езды в машине. Суппорт представляет собой относительно небольшое устройство, которое прижимает тормозные колодки к диску во время торможения авто.

Фактически только эта деталь является подвижной частью тормозной системы авто, поэтому работоспособность системы в огромной степени зависит от исправности этого элемента.

В процессе улучшения дисковых тормозов были выявлены два отдельных пути развития тормозных суппортов: с фиксированной конструкции и с «плавающей скобой».

Суппорт фиксированной конструкции

Суппорта такого типа хронологически появились раньше, чем его современная альтернатива. Он состоит из корпуса, изготовленного из металла, и расположенных симметрично с 2 сторон от тормозного диска цилиндров. Его корпус закреплен на задней подвеске или на кулаке передней очень жестко.

Во время нажатия на тормоз колодки прижимаются к диску с двух сторон одновременно. Когда колодки разведены, они удерживаются на своих местах пружинами особой формы. Для того чтобы обеспечить одновременное срабатывание поршней тормозная жидкость подается одновременно по разветвленной системе трубок во все цилиндры.

Так как в таком механизме используется сразу несколько цилиндров, то фиксированные тормоза считаются очень эффективными. Их по сей день ставят на машины, обладающие большим весом и/или спортивные автомобили.

Суппорт с плавающей скобой


Такие тормозные механизмы отличаются от тем, что на одной стороне колодка находится на одном месте все время. Такой суппорт состоит из кронштейна и корпуса цилиндра, непосредственно закрепленного с внутренней стороны колеса. В корпус цилиндра устанавливается один или два поршня.

Во время торможения поршнем надавливается на вторую колодку, что находится перед ним: вначале двигается колодка, а после, когда она прижалась к плоскости диска, плавающая скоба перемещается навстречу поршню по направляющим пальцам.

Вторая внешняя колодка прижимается к тормозному диску. Суппорт с таким механизмом проще и дешевле и он относительно небольшой. Такая деталь активно используется на недорогих авто.

Тормозной суппорт: каков же принцип его работы?


Схема суппорта не сложная и одинакова в большинстве представителей модельного ряда. Нажатие на тормоз способствует появлению давления в области тормозной магистрали. Это давление способствует сдвижению поршней суппортов, которые и подталкивают колодки к закрепленному на колесе тормозному диску, одновременно прижимая их с 2 сторон.

Возникающее из-за этого трение и является эффектом торможения авто. Устройство суппорта нельзя назвать сложным. По факту он состоит из поршней, подключенных к гидравлической системе, к ним крепятся тормозные колодки.

Количество тормозных колодок, способ крепления к ступице могут быть различными, зависит от конкретной модели автомобиля. Самая распространенная и привычная схема – две колодки на одно колесо, двухточечное крепление к ступице.

Как определить, что суппорт неисправен?


Обязательное условие для соблюдения безопасности – это исправность суппорта, поэтому он обязан быть качественным. Важно помнить, что из-за возникающего в процессе торможения трения колодки и суппорт нагреваются. Это является причиной серьезных требований к качеству детали: она должна быть не только механически прочной, но и теплостойкой, а также обладать достаточно высокой скоростью теплоотдачи.

Благодаря этому можно избежать заклинивания поршней и/или деформации частей тормозной системы. Для примера пыльник направляющей – очень неприметная и незначительная, на первый взгляд, деталь, но ее дефект может стать причиной заклинивания суппорта.

Кроме тех ситуаций, когда тормозная система авто уже не работает явственно, о том, что суппорт тормозной в скором времени перестанет работать могут «говорить» и другие признаки. Такими признаками могут быть и скрип, и стук в зоне суппортов.

Появление характерного скрипа говорит об значительном усилении процессов трения в механизме, что постепенно его разрушает. Проблемы, которые могут стать причиной этого, разнообразны. Это и перекос тормозных колодок и/или их неправильная установка, это и чрезмерно изношенные тормозные диски (может появиться даже биение в руль).

Замена суппорта может стать необходимой даже в том случае, если на нем разорван пыльник поршня. Явление чревато тем, что внутренности суппорта, а именно его цилиндр, становится беззащитными перед проникновением грязи, которая способна повышать трение между поршнем и цилиндром, и провоцирующей образование ржавчины. Ржавчина в ближайшем будущем приведет к неизбежному заклиниванию поршня.

Тонкости ремонта суппорта


Основываясь на том, что суппорты по праву считают условно доступными деталями, автолюбители выполняют в домашних условиях их ремонт. Будет верно заметить, что первичная проверка и ремонт – мероприятия несложные.

Для примера: стандартный ремонт суппорта состоит из переборки, смазки направляющих и замене пыльников направляющих.

В самом начале необходимо разобрать саму деталь, вычистить его полностью от старой смазки и затем нанести новую. После нужно проверить в какой степени износа и старения резиновые уплотнители (при необходимости заменить) и обратно собрать всю конструкцию.

Первым делом устанавливаем на подпорки авто и снимаем колесо. Если вам необходимо заменить тормозную колодку на тормозном суппорте, как правило, достаточно отвинтить всего один винт, который расположенный в нижней части, тот, что крепит суппорт к скобе. Чрезвычайно важно вместо уже изношенных устанавливать новые колодки в аналогичном положении, в каком находились и старые.

В процессе такого ремонта суппорта не следует отключать от детали канал с тормозной жидкостью во избежание образования протечки при дальнейшей эксплуатации. Если же при разборе детали была обнаружена проблема с поршнем, другими важными деталями суппорта, лучше сразу отправиться на профессиональное СТО.

Во время процедуры самостоятельной сборки нужно следить за уровнем тормозной жидкости. Это важно, так как вам необходимо будет вытолкнуть оставшиеся поршни. Кроме того в тормозную систему не должен попадать воздух.

Периодически нужно проверять уровень тормозной жидкости, если это необходимо доливать до максимального уровня. После окончания всех манипуляций, на свободной чистой поверхности должны лежать корпус суппорта и скобы, которые в последствие разбираются до последнего винтика.

После достаточно тщательного осмотра, все элементы необходимо вычистить до блеска, обязательно используя чистящие жидкости. Исключительно в чистом виде вы сможете оценить состояние тормозного суппорта, и в особенности вам будет нужно внимательно осмотреть поверхности цилиндра, поршней.

Перед началом процесса сборки, вам будет нужно заблаговременно подготовить ремкомплект тормозного суппорта (заднего и переднего). Если нового ремкомплекта под рукой не оказалось, стоит привести в порядок старые детали. Это можно делать только при одной важнейшем условии: они должны быть целыми!

Тормозной суппорт один из основных элементов тормозной системы автомобиля. От его исправности зависит работа всего блока тормозов. Эту часть тормозной системы больше всего модернизируется с момента представления дисковых тормозов. Ведущие производители тормозных систем для автоспорта стараются представить более производительные суппорта.

Суппорт предназначен для крепления и перемещения тормозных колодок. Через поршни, он передает давление от тормозной системы на тормозные колодки, и зажимает ими тормозной диск.

Существуют 2 конструкции суппорта: фиксированной конструкции и с плавающей скобой.

Изначально появились суппорта с фиксированной конструкцией. Такой суппорт представляет собой металлический корпус, и расположенные симметрично, с обоих сторон, напротив друг друга тормозные цилиндры, которые оказывают давление на тормозные колодки, и прижимают тормозной диск между ними. Равномерное давление возникает с применением гидравлической системы с тормозной жидкостью, которая подается одновременно во все цилиндры системы. Такая система достаточно дорогая в производстве, но обладает большой эффективностью и применяется для производства высокопроизводительных систем автомобилей. Ведущие производители тормозных системы в автоспорте используют именно фиксированную конструкцию суппорта.

Вариант с плавающей скобой очень распространен в автомобилестроении, такая конструкция более компактная, простая в установке и обеспечивает более равномерный износ колодок. При такой конструкции тормозная колодка фиксируется с одной стороны, а с противоположной располагается вторая колодка и цилиндры, оказывающие на нее давление. При торможении, поршень оказывает давление на внутреннюю колодку, которая располагается перед ним, а когда эта колодка касается диска, плавающая скоба начинает движение на встречу и прижимает вторую, внешнюю колодку.

Как уже было сказано выше более эффективны суппорта фиксированной конструкции, и поэтому они используются в автоспорте. Далее поговорим про суппорта фиксированного типа.

Конструкция суппорта.

1 - защитный колпачок

2 – штуцер для прокачки

3 – уплотнительное кольцо

4 – поршень суппорта

5 – защитный чехол

6 – тормозной трубопровод

7– корпус суппорта

Установка суппорта

Суппорт жестко крепится непосредственно к поворотному кулаку. Так как суппорта в автоспорте используются универсальные, чтобы их закрепить к конкретному автомобилю используется скоба определенного размера.

В автоспорте применяется 2 типа крепления суппортов: радиальным и боковым креплением.

Самый распространённый способ крепления суппортов – с боковым креплением.

Часто его называют – суппорт с ушами.

У таких суппортов суппорт и его крепление составляют единое целое, и его уши сделаны под конкретный автомобиль. Такая конструкция применяется автопроизводителями на конвейере.

Визуально может показаться что только расстояние между ушами определяет возможность установки суппорта, но на самом деле таких параметров гораздо больше и они отражены на схеме ниже.

Схема установки данного типа суппорта представлена ниже.

Некоторые параметры можно менять проставками для крепления, изменяя вылет диска. Но как видно установка этого суппорта, вернее подбор суппорта под уже установленный тормозной диск имеет ряд больших ограничений.

Поэтому в автоспорте в основном применяется более универсальная конструкция суппорта – с радиальным креплением. У этого суппорта отсутствую уши.

Функцию крепления выполняет скоба (№1 на рисунке)

Соответственно данный способ позволяет одной скобой регулировать многие установочные параметры. В автоспорте эти скобы производятся механиками самостоятельно.

Основными производителями суппортов этого типа являются: WILWOOD, ALCON, BREMBO, AP RACING и другие.

Например на гравийных этапах машина ставится на 15-е диски и переходник изготавливается под тормозной диск меньшего диаметра. В то время как на кольцевые этапы, ставятся 17-е диски, и можно поставить ротор большего размера, и вытачивается соответствующая скоба.

Но и у данного суппорта есть ряд ограничений. В параметрах к каждой модели указан диапазон для размера (диаметра) и ширины тормозного диска.

Следующий важный параметр уже определяет эффективность работы суппорта. Он зависит от количества установленных цилиндров и их размера. Что определят рабочую площадь цилиндров.

Здесь очень важно найти баланс. Тормозной суппорт должен быть подобран, чтобы обеспечивать управляемое торможение автомобиля. Нельзя устанавливать слишком большие тормоза на какую-либо ось, это приведет к неправильному балансу распределения тормозного усилия по осям, и может вызвать негативный эффект.

Количество цилиндров в суппорте не является основанием эффективности суппорта, более важный параметр это площадь цилиндров и равномерность распределения тормозной нагрузки по колодке. Поэтому часто в 6-ти поршневых суппортах размеры цилиндров разные и увеличиваются в размере от переда к задней части – для того что бы оказать более равномерное давление на плоскость колодки, и соответственно тормозного диска.

Для соблюдения баланса основные производители высокопроизводительных систем для автоспорта и тюнинга предлагают свои дорожные киты под конкретные автомобили. Они подобрали оптимальные размеры суппорта, скобы, диаметры, ширины и вылет тормозного диска.

Суппорта также различаются по типу производства и делятся на моноблочные и составные. Моноблочный суппорт вытачивается из цельного куска алюминия, в то время как 2-х составной соединяется из 2х частей специальными высокопрочными болтами. Исконно считается что моноблочная конструкция более надежная, прочная и жесткая. И такие гранды в производстве спортивных тормозных систем, как ALCON производят системы на моноблочных суппортах.

Но также есть много производителей, который производят 2-х составные суппорты и считают это преимуществом. Для соединения 2х частей используются специальные стальные болты, которые обладаю почти в 3 раза большим модулем упругости чем алюминий. Производство такого суппорта обходится дешевле. Есть конечно экзотические сплавы алюминия, которые используются в Формуле 1, и которые имеют тот же модуль упругости что и сталь, но они очень дорогие. Еще одним преимуществом стали является повышение модуля упругости с ростом температуры, в то время как алюминий наоборот ее теряет.

Довольно часто возникает вопрос, как часто нужно обслуживать спортивные суппорта. Конкретного срока нет, все зависит непосредственно только от интенсивности использования и окружающей среды. Если суппорт не течет и его не клинит, то нет необходимости его ремонта. Но это не освобождает от ежегодной замены тормозной жидкости, которая теряет свои свойства со временем.

Очень важно понимать что суппорт в автоспорте подвергается значительно большим нагрузкам чем суппорт городского автомобиля. Температурный режим работы такого суппорта должен быть выше. И одна из основных задач в проектирование суппорта обеспечить защиту от передачи тепла от колодки на суппорт, поршни, тормозную жидкость.

В автоспорте в конструкции суппорта убирают грязезащитные чехлы (пыльники), так как невозможно сохранить свойства резины при длительных нагрузках с высокой температурой.

Компания WILWOOD совсем недавно представила еще более технологичный вид тормозного поршня, про изведенного по технологии Thermlock®.

Основная задача такого поршня создать тепловой барьер для передачи тепла от колодки к остальным частям тормозной системы. Используется составная конструкция объединяющая защитный экран из нержавеющей стали и оболочку покрытую алюминием, что позволяет уменьшить передачу тепла на 25%. Уменьшение температуры дает больший срок жизни уплотнительным кольцам, и не вызывает закипание тормозной жидкости, увеличивает срок эксплуатации самого суппорта и поршней, и уменьшает необходимость сервисного обслуживания. Это технология была разработана для гонок серии NASCAR, где температуры, в тормозной системе, порой достигают экстремальных, и сейчас WILWOOD переносит ее на линейку своих суппортов.

Суппорт один из самых технологичных элементов тормозной системы и от его качества и надежности в большей степени зависти работа блока тормозов. Мы настоятельно рекомендуем Вас покупать тормозные компоненты только от проверенных производителей, которые используют качественные материалы для их производства. Не видитесь на дешевые цены азиатских аналогов тормозных систем, в нашем климате они не долговечны. Хорошие тормоза - это Ваша безопасность на дороге!

В следующем блоке статей мы расскажем про тормозные диски и колодки. Очень надеемся, что наши статьи помогают Вам сделать правильный выбор.

Стали все активнее приходить дисковые системы, производителям пришлось искать решение одной очень актуальной проблемы. Дело в том, что в дисковых необходимо обеспечивать не расширение колодок, а наоборот - их сжатие. Следовательно, традиционная конструктивная схема оказалась непригодной. Впрочем, решение было найдено достаточно быстро. Первое эффективное устройство, получившее название "тормозной суппорт задний", появилось на рубеже 50-60-х годов прошлого столетия. Как работает оно и в чем особенности его обслуживания и ремонта?

Принципиальная схема заднего тормозного суппорта автомобиля

Планомерное развитие технологий производства дисковых машины привело к тому, что на сегодняшний день суппорт тормозной задний может иметь две различные принципиальные конструктивные схемы:

  • фиксированную;
  • конструкцию так называемой «плавающей скобы».

Назначение обеих схем идентично. Они позволяют превратить тормозной суппорт задний в активный элемент, осуществляющий прижатие колодок к колесному диску. Но каждая из конструкций обладает своими особенностями.

Фиксированная конструкция тормозного суппорта

Такой суппорт состоит из металлического центрального блока, закрепленного на специальном и рабочих цилиндров с поршнями, симметрично размещенных с обеих сторон тормозного диска. В нерабочем состоянии колодки при помощи пружин удерживаются в параллельном диску состоянии на некотором удалении от него. При нажатии на педаль поступающая одновременно по сложной системе шлангов, приводит в действие поршни, которые и сжимают колодки.

Такая конструктивная схема считается наиболее эффективной для дисковых систем и с успехом применяется на автомобилях с высокими показателями мощности двигателя. Именно такой тормозной суппорт задний устанавливается на большинство внедорожников, автомобилей представительского класса и спортивных машин.

Механизм с плавающей скобой

Принципиальное конструктивное отличие такой системы от традиционного заключается в том, что одна из колодок всегда находится в статичном положении. Процесс торможения осуществляется следующим образом:

  • при нажатии на педаль жидкость оказывает давление на поршень тормозного цилиндра;
  • благодаря свободному ходу скобы поршень суппорта тормозного заднего выходит из корпуса цилиндра и давит на вторую тормозную колодку;
  • продолжая свое движение по специальным направляющим, скоба прижимает к диску и вторую тормозную колодку.

Такая схема достаточно часто применяется в различных марках легковых автомобилей.

В частности, задний тормозной суппорт («Опель» не исключение) чаще всего имеет именно «плавающую» конструктивную схему.

Важность исправного состояния суппорта

Само собой разумеется, что безотказная работа данной системы автомобиля напрямую влияет на безопасность владельца машины, пассажиров и других участников движения. Соответственно, состояние этих элементов требует повышенного внимания к себе. При первых же признаках неполадок в работе суппортов необходимо незамедлительно обращаться к высококвалифицированным специалистам автосервиса или станции технического обслуживания!

Наиболее характерные неисправности

Самыми распространенными видами неисправностей, которым подвержен суппорт тормозной задний, являются следующие:

  • Закисание и коррозия поршня. В результате давление тормозной жидкости при нажатии педали тормоза недостаточно для того, чтобы привести поршень в движение.
  • Протекание уплотнительных манжет. Это приводит к недостаточно эффективному прижиманию колодок. Кроме того, в систему может попасть воздух, что приведет к недостаточно корректному торможению всех колес автомобиля.
  • Выход из строя пыльника. В этом случае между поршнем и цилиндром скапливается пыль и грязь, что приводит к затрудненному ходу поршня, а также к потерям жидкости.
  • Повреждение подвижной скобы или ее недостаточная затяжка. Одна из наиболее опасных поломок. Если, к примеру, суппорт тормозной задний правый получает повреждение скобы, то при резком торможении она может попросту отвалиться. Жидкость моментально выльется наружу, что неизбежно приведет к отказу системы и на остальных колесах.

Таким образом, тщательный контроль корректной работы суппортов диктуется элементарными соображениями здравого смысла, собственной безопасности и инстинктом самосохранения.

Профессиональная диагностика

Наиболее эффективным способом избежать проблем, перечисленных выше, является профессиональная диагностика, производимая высококвалифицированными специалистами с использованием специализированного инструмента и оборудования. Процесс диагностики включает в себя, как правило, два этапа работ:

  • Проверка эффективности работы тормоза каждого колеса. Она проводится на специальном компьютерном стенде под присмотром квалифицированных экспертов.
  • Визуальный осмотр суппортов. Эта операция предусматривает необходимость снятия задних колес. Проверяется состояние скоб, корпуса, цилиндров и пыльников. При обнаружении повреждений детали подлежат немедленной замене.

Самостоятельная диагностика

При невозможности проведения профессиональной диагностики суппорт тормозной задний (левый или правый - не суть важно) можно проверить и самостоятельно. Правда, результаты такого мероприятия могут оказаться приблизительными, а значит, вы не выявите проблемы своевременно.

Тем не менее проверка исправности работы тормозной системы задних колес осуществляется следующим образом:

  • выбирается ровный участок дороги с хорошим покрытием и с минимально возможной интенсивностью движения;
  • машина разгоняется до скорости 30 км/ч;
  • при достижении указанной скорости выжимается сцепление (или включается нейтральный режим на АКПП), и резко вдавливается в пол педаль тормоза.

Если машина сохраняет курсовую устойчивость, то система в порядке. Если же ее начинает заносить, то это зачастую свидетельствует о неисправности суппорта. Определить, с какой именно стороны тормозной суппорт задний неисправен, достаточно легко. Машину всегда «уводит» в противоположном направлении.

Ремонт и замена

Как и диагностические работы, так и ремонт тормозных суппортов настоятельно рекомендуется поручать высококвалифицированным специалистам. Помимо того, что они владеют всеми необходимыми глубокими теоретическими знаниями и богатым практическим опытом, в их распоряжении еще и широкий арсенал специализированного инструмента и оборудования.

Как правило, ремонт заднего тормозного ступора включает в себя замену пыльников и манжет, добавление тормозной жидкости и усиление крепления всех элементов конструкции. Но это - так называемый текущий ремонт, с которым может справиться и сам автолюбитель. А вот трещины на скобе или на корпусе рабочего цилиндра, повреждения направляющих, деформация поршней требуют вмешательства специалистов.

В зависимости от производителя и модели автомобиля, ремонт суппортов дисковой тормозной системы задних колес может иметь различия и определенные нюансы, о которых следует помнить. Так, например, суппорт тормозной задний «Лачетти» и по своей конструкции, и по принципиальной схеме, и по расположению деталей существенно отличается от аналогичного агрегата, установленного, скажем, на автомобиле Toyota Land Cruiser. А поскольку исправная и безотказная работа данной системы является жизненно важным фактором для любого транспортного средства, обслуживание и ремонт заднего тормозного суппорта требуют высокой степени подготовки и соответствующей квалификации.

Демонтаж и замена детали своими руками

Впрочем, при острой необходимости замену заднего тормозного суппорта можно произвести и собственными силами. Для этого необходимо будет выполнить следующие действия:

  • под передние колеса нужно установить противооткатные упоры строительный кирпич или другие предметы);
  • после чего при помощи домкрата следует приподнять заднюю часть автомобиля;
  • в целях безопасности под заднюю часть автомобиля нужно будет подставить упоры;
  • после чего можно демонтировать соответствующее колесо;
  • далее отсоединяем привод (если он есть);
  • снимаем защитные колпачки с направляющих;
  • открутив направляющие при помощи шестигранника, осторожно снимаем суппорт.

Важный момент. При необходимости полного снятия детали наверняка потребуется отсоединить тормозной шланг. Для того чтобы предотвратить утечку жидкости, следует иметь под рукой кусок резины, целлофана или плотной тряпки, которыми затыкается отверстие шланга. Нельзя забывать и о необходимости подключения его после установки нового элемента. Иначе система работать не будет.

Периодичность профилактики и ремонта

Современный тормозной суппорт представляет собой достаточно прочное и надежное устройство, выходящее из строя и получающее серьезные повреждения сравнительно редко. Тем не менее в целях безопасности диагностику этого важнейшего агрегата рекомендуется проводить не реже, чем раз в 6 месяцев. И лучше всего доверять работы подобного типа квалифицированным специалистам. Это, конечно, повлечет определенные финансовые затраты, но взамен гарантирует безопасность и даже может сохранить человеческие жизни!

Итак, мы выяснили, как устроен тормозной суппорт автомобиля и каким образом его можно продиагностировать самостоятельно. Успехов!

Суппорт тормозной — это деталь, которая является одной из самых важных деталей , мотоцикла и любого другого транспортного средства, имеющего дисковые тормоза. Ведь эта именно та деталь, которая прижимает тормозные колодки к вращающемуся на огромной скорости тормозному диску, чтобы остановить его вращение, и соответственно остановить вращение колеса.

В этой статье, больше рассчитанной на новичков, я постараюсь описать всё (ну или почти всё), что связано с тормозными суппортами, а если какой то важный нюанс я уже подробно описывал в другой статье, то я разумеется не буду повторяться, а просто поставлю соответствующую ссылку, перейдя по которой уважаемый читатель попадёт на мою другую статью и там уже сможет ознакомиться с интересующими его нюансами более подробно.

Суппорт тормозной — устройство и предназначение.

Суппорт ВАЗ 2108 — 09 и его детали: А — смотровое окошко; Б — скоба; 1 — корпус (скоба); 2 — штуцер для прокачки (выпуска воздуха); 3 — противопыльный защитный колпачок; 4 — тормозной шланг; 5 — корпус рабочего цилиндра; 6 — направляющий палец; 7 — контрящая пластина; 8 — тормозной диск; 9 — тормозные колодки; 10 — корпус направляющего пальца; 11 — кожух тормозного диска; 12 — пыльник направляющего пальца; 13 — гайка пальца.

Тормозной суппорт, это деталь, которая на самых современных автомобилях и мотоциклах выполнена в виде скобы (если поршни и рабочие цилиндры расположены с каждой стороны суппорта), которая установлена на транспортном средстве, имеющем дисковые тормоза.

Тормозной суппорт и его детали для современного мотоцикла.

Эта скоба на современных машинах и мотоциклах как бы обнимает тормозной диск (сверху и с обоих сторон), чтобы иметь возможность (при нажатии водителем на тормозной рычаг или педаль) выдвижения поршней из рабочих цилиндров суппорта с обоих сторон и развития огромного давления этих поршней на тормозные колодки, которые в свою очередь давят на тормозной диск (с одной или с обеих сторон диска в зависимости от конструкции суппорта), тем самым замедляя вращение тормозного диска с помощью трения фрикционного материала колодок о поверхность тормозного диска (вплоть до полной остановки диска и колеса) .

То есть проще говоря, тормозной суппорт предназначен для замедления и остановки тормозного диска (дисков) и жестко связанных с ним колёс транспортного средства. Огромное давление поршней на тормозные колодки и в свою очередь давление колодок на диск, развивается за счёт давления тормозной жидкости в гидравлической тормозной системе транспортного средства. Как это происходит я подробно описал в статье про устройство тормозной системы, ссылка на которую дана в самом начале этой статьи.

Шести поршневой фиксированный тормозной суппорт и вентилируемый диск от авторитетной фирмы «Брембо».


Устройство суппорта довольно простое, если внимательно рассмотреть рисунок или видеоролик выше, где показан суппорт автомобиля ВАЗ 2108, ну или посмотреть рисунок чуть ниже, где показан суппорт современного мотоцикла. Сам суппорт (его ещё называют рабочим цилиндром тормозной системы) отливается из стали, чугуна, а на более современных или спортивных машинах из алюминиевых сплавов, и после отливки корпуса суппорта, в нём с особой точностью растачиваются, шлифуются и полируются отверстия рабочих цилиндров (количество отверстий зависит от количества поршней).

Установлены сразу два тормозных суппорта на один диск.

Количество рабочих цилиндров в суппортах (и соответственно количество поршней) на старых машинах как правило делали по одному, а на более современных автомобилях количество рабочих цилиндров и работающих в них поршней может быть от двух до шести, а на спортивных автомобилях ещё больше.

И тормозные суппорта с большим количеством поршней почти на половину обнимают тормозной диск, или для улучшения эффективности тормозов устанавливают не один, а два суппорта на один тормозной диск (смотрите фото справа).

Кстати, подробнее об этом я написал в статье «Тюнинг тормозной системы» . Ещё следует отметить, что на более современных суппортах от именитых авторитетных фирм, поршни и колодки расположены с каждой стороны тормозного диска и соответственно давят на диск с противоположных сторон, что существенно увеличивает тормозное усилие и равномерность давления (ведь давление происходит с каждой стороны тормозного диска) и это конечно же увеличивает эффективность тормозов.

Как я упомянул выше, некоторые называют тормозной суппорт рабочим цилиндром тормозной системы, но всё же настоящее название — это суппорт, так как рабочий цилиндр может быть и в барабанных тормозах (цилиндр служит для раздвижения колодок и прижатия их к внутренней поверхности тормозного барабана). Но рабочий цилиндр в барабанных тормозах намного проще по конструкции и существенно отличается по работе и внешнему виду от суппорта, который описывается в этой статье и который устанавливается на дисковые тормоза.

Тормозной суппорт — какие они бывают.

Суппорта бывают фиксированного (жёсткого) типа — на более дорогих, скоростных или спортивных машинах и мотоциклах; и плавающего типа — на более распространённых и не дорогих транспортных средствах.

Многопоршневой фиксированный суппорт и диск от авторитетной фирмы «Брембо».

Суппорт фиксированного типа состоит из металлического (или из алюминиевого сплава) корпуса и расположенных симметрично с двух сторон тормозного диска рабочих тормозных цилиндров и вставленных в них поршней. Корпус фиксированного суппорта жестко крепится на кулаке передней (задней) подвески транспортного средства.

При нажатии на педаль тормоза, поршень в главном цилиндре перемещается и давит на тормозную жидкость, которая начинает давить на поршень (поршни) в рабочем цилиндре суппорта и поршень перемещаясь давит на тормозные колодки, которые тут же прижимаются к тормозному диску одновременно с двух сторон.

Для обеспечения моментального и одновременного перемещения (выдвижения) поршней, тормозная жидкость из главного цилиндра, при помощи разветвленной системы трубопроводов высокого давления, одновременно поступает во все цилиндры суппорта, если их несколько (давление тормозной жидкости во всех цилиндрах суппорта одинаково — за счёт физического явления сообщающихся сосудов).

Так как в конструкции фиксированного тормозного суппорта используется сразу несколько рабочих цилиндров и поршней, давящих на кододки с обеих сторон, к тому же давящих равномерно на колодку с довольно большой площадью, то фиксированные тормоза обладают гораздо бóльшей эффективностью при торможении. Фиксированные тормозные суппорта устанавливают на спортивные скоростные машины и мотоциклы, или на транспортные средства, которые имеют гораздо бóльшую снаряжённую массу. Фиксированные суппорта изготавливают практически все авторитетные фирмы, например TOKICO или Brembo (см фото).

Ну и ещё одним преимуществом фиксированных суппортов является то, что в них нет постоянно закисающих направляющих пальцев и пыльников для пальцев, а это значит, что и проблем при эксплуатации и обслуживании с ними меньше.

Тормозной суппорт плавающего типа (с плавающей скобой) . Суппорта такого типа отличаются по конструкции от фиксированных суппортов тем, что в таких суппортах поршень и цилиндр (один или два) устанавливается только с одной стороны тормозного диска и соответственно поршень давит тоже только с одной стороны, а с другой стороны расположен упор скобы, предназначенный для второй колодки.

И чтобы обе колодки имели возможность давить равномерно с двух сторон, суппорт делают плавающим, то есть он имеет возможность перемещаться немного вправо-влево по направляющим пальцам 6 (см фото выше суппорта ВАЗ 2108 — 09). Благодаря этому, в момент торможения поршень выдвигается и давит сначала на ту колодку, которая расположена перед ним, и эта колодка первой начинает прижиматься к тормозному диску, и когда она прижмётся к нему, плавающий суппорт начинает перемещаться по направляющим пальцам в сторону поршня. И только после этого начинает прижиматься к тормозному диску вторая (внешняя) колодка, расположенная с другой стороны тормозного диска.

Суппорт плавающего типа обладает скромными размерами и дешевле в производстве (и устанавливается на более дешёвые машины с малыми диаметрами тормозных дисков, например наши восьмёрки, девятки, гольфы и т.п.), так как количество поршней и цилиндров в нём меньше (как правило один или два, а не 4, 6 и даже 8 цилиндров и поршней, устанавливаемых на более дорогих фиксированных суппортах). Хотя с размерами ещё можно поспорить, так как плавающие суппорта, даже имеющие всего один цилиндр и поршень имеют не такие уж и малые габариты, так как диаметры цилиндров и поршней довольно большие.

А самые современные фиксированные суппорта делают не такими уж и большими, так как поршни и цилиндры довольно малого диаметра, но их больше по количеству и равномерность давления на колодки лучше, да и устанавливают их на тормозные диски гораздо большего диаметра.

Следует отметить, что с суппортами плавающего типа больше возни при ремонте, так как часто пальцы закисают в своих направляющих отверстиях и эффективность тормозов падает (об это я подробнее напишу ниже, в разделе о неисправностях).

Основные неисправности тормозных суппортов.

К наиболее частым неисправностям практически любых суппортов (как фиксированных, так и плавающих) являются:

  • разбухание или растрескивание резиновых уплотнительных манжет, их износ и потеря упругости.
  • утечка тормозной жидкости (возникает из-за выше описанной неисправности).
  • попадание воздуха в цилиндры и приходящие к ним магистрали.
  • закисание направляющих пальцев и потеря подвижности суппорта (только на плавающих суппортах).
  • закисание поршней в рабочих цилиндрах тормозного суппорта и потеря подвижности поршней.
  • потеря эффективности тормозов.

Есть конечно и другие неисправности суппортов и всей тормозной системы, но о них подробнее можно почитать в статье об устройстве и основных неисправностях тормозов (ссылка на статью выше, в самом начале текста). А в этой статье мы разберём перечисленные мной выше основные неисправности суппортов и как с ними бороться.

Разбухание уплотнительных резиновых манжет может привести к утечке тормозной жидкости и к попаданию воздуха в систему. Как правило эта неисправность появляется после , из-за применения некачественной (или из-за смешивания одной марки жидкости с другой), или наоборот — из-за применения некачественных уплотнительных манжет, сделанных из некачественного материала (резины).

Разумеется эта неисправность устраняется только с помощью замены разбухших манжет новыми манжетами от проверенного авторитетного производителя, тоже самое касается и тормозной жидкости. Если проблема из-за некачественной тормозной жидкости, или из-за её смешивания, то прежде чем менять жидкость, необходимо слить жидкость и промыть всю тормозную систему изопропиловым спиртом и далее продуть сжатым воздухом.

Старение, износ и растрескивание уплотнительных манжет так же может привести к утечке тормозной жидкости и как правило происходит из-за некачественного материала (резины) манжет, или просто от естественной порчи от длительного применения (или от долгой стоянки машины). Естественно устраняется эта неисправность заменой манжет новыми, от авторитетного производителя.

Кстати, старение (растрескивание, износ кромок и потеря упругости) резиновых манжет не только приводит к потере герметичности тормозной системы и к попаданию влаги и грязи на подвижные детали (утечке тормозной жидкости), но ещё и препятствует нормальному возвращению назад поршня в цилиндре — смотрите рисунок. Это приводит к неполному растормаживанию колёс, а так же к неполной очистки от пыли, влаги и грязи поверхности поршня — если острые кромки манжет (пыльников) изношены. Поэтому за резинками следует следить и вовремя заменять их новыми.

Как работают манжеты и их кромки, возвращая поршень назад.

Утечка тормозной жидкости происходит как правило из-за выше перечисленных проблем с уплотнительными резиновыми манжетами, но так же утечка тормозной жидкости может возникнуть из-за повреждения трубопроводов, или их резьбовых штуцеров, или из-за повторного применения медных уплотнительных колец, в местах подсоединения трубопроводов к суппорту. Устраняется заменой негодных (повреждённых) деталей новыми.

Попадание воздуха в цилиндры суппорта или в тормозную систему (магистрали, главный цилиндр) проявляется вялыми тормозами (существенным уменьшением их эффективности) и как правило происходит при возникновении выше перечисленных неисправностей, которые устраняются заменой изношенных деталей, доливкой тормозной жидкости до нужного уровня и последующей .

Закисание направляющих пальцев (втулок) тормозных суппортов (на суппортах плавающего типа) проявляется уменьшением эффективности тормозов, так как при потере подвижности суппорта на направляющем пальце, на тормозной диск эффективно давит всего одна колодка (с одной стороны).

Восстановление направляющего пальца суппорта (палец до и после зачистки и смазки медной смазкой.

Эта неисправность чаще всего возникает при порче (растрескивании пыльника 12 направляющих пальцев — пыльник показан на рисунке выше, где показано устройство суппорта ВАЗ- 2108 — 09).

При порче пыльника влага и грязь попадает в зазор между пальцем и его направляющем отверстии, появляются окислы, коррозия, палец и его направляющее отверстие закисает (см. фото пальца до и после зачистки и смазки медной смазкой) и подвижность суппорта уменьшается, или вообще пропадает.

Поэтому ещё не дожидаясь повреждений пыльников, при появлении на них первых трещин, их рекомендуется заменять новыми.

Как проверить, что с направляющими пальцами всё в порядке (что они не окислены) и что суппорт нормально перемещается, советую посмотреть в видеоролике чуть ниже.

Смазка для направляющих пальцев тормозных суппортов от Liqui Moly

Так же перед сборкой суппорта рекомендуется смазывать пальцы специальной смазкой (например от фирмы Liqui Moly, как на фото) на основе медной пыли, которая защищает пальцы и их направляющие отверстия от окислов (коррозии). Подробно об этих операциях, а так же о восстановлении закисших направляющих пальцев и поршней суппортов я подробно написал в статье «Ремонт тормозных суппортов» и ссылку на статью я опубликую чуть ниже.

Закисание поршней в рабочих цилиндрах суппорта проявляется существенным уменьшением эффективности тормозов, то есть увеличением тормозного пути. Эта неисправность как правило появляется от всё той же банальной порчи резинок (уплотняющих манжет) которые предназначены защищать поршни и цилиндры от попадания на их поверхности влаги и грязи.

Чтобы не допустить эту неисправность, от которой не так просто избавиться, необходимо периодически проделывать то же самое, что и с резинками (пыльниками) направляющих пальцев. То есть нужно периодически осматривать резиновые уплотнители и не дожидаясь их разрывов, при появлении первых трещин менять их на новые. Поверьте — заменить уставшие резинки намного проще, чем восстановить испорченный коррозией суппорт.

Но если всё же влага проникла в зазоры между деталями (пальцами и их направляющими отверстиями и ли между поршнями и цилиндрами) и вы обнаружили закисание поршней, то следует как можно раньше снять и разобрать суппорт, удалить окислы (см. фото поршня до и после зачистки) и восстановить подвижность деталей.

Поршень (плунжер) суппорта до восстановительных работ и после.

Очень подробно о ремонте тормозных суппортов я написал вот в , где пошагово описаны все операции, связанные с восстановлением подвижных деталей тормозных суппортов. Так же ещё советую почитать о дефектовке тормозных дисков и ремонте главных и рабочих тормозных цилиндров.

Ну и последний пункт это потеря эффективности тормозов . Эта неисправность может возникнуть не только из-за описанных выше дефектов с уплотнительными манжетами, поршнями и пальцами, и от нарушения герметичности тормозной системы (утечки жидкости и попадания воздуха в систему), но ещё и от:

  • существенного износа фрикционного материала колодок.
  • существенного износа поверхности тормозных дисков.
  • попадание смазки на трущиеся поверхности колодок и тормозных дисков.
  • попадание тормозной жидкости на трущиеся поверхности.
  • от перегрева тормозных механизмов.
  • от уменьшения проходного сечения тормозных магистралей (например замята или забита тормозная трубка).
  • от неправильной регулировки свободного хода тормозной педали (обычно неполное растормаживание колёс).

О всех выше перечисленных неисправностях (и о других тоже) и об их устранении я уже подробно писал в статье о тормозной системе автомобилей, ссылка на которую стоит в самом начале текста (в верху). И конечно же почти все выше перечисленные неисправности устраняются выявлением негодных деталей и заменой изношенных деталей новыми.

Вот вроде бы и всё, что связано с такой важной деталью как суппорт тормозной и надеюсь эта статья будет полезна начинающим автовладельцам или любителем мото-техники с дисковыми тормозами, успехов всем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook