Что означает универсал. Машины с кузовом универсал. Особо малый класс

Этот тип автомобилей всем хорошо известен. В основном он предназначен для пассажиров, но, сложив заднее сиденье, можно перевозить малые партии груза. Вот только называют его в разных странах по-разному.

Началось все… с железной дороги. Точнее, с вокзала. Гостинницы больших американских городов в двадцатых годах прошлого века стали обзаводиться грузопассажирскими машинами. Их задачей было доставлять с вокзала клиентов, заранее забронировавших места в апартаментах. Прибывали постояльцы с багажом, обычно громоздким. Американцы вообще народ непоседливый - они часто переезжают из города в город. Поэтому спрос на автомобили типа Station Wagon (STW) стал быстро расти. Делать для гостиниц «стейшн вэгоны» на шасси седанов вызвались небольшие кузовные фирмы. От автомобиля-донора они оставляли лишь носовую часть с моторным щитом и раму с трансмиссией. А всю заднюю часть кузова делали из дерева. Она представляла собой пространственный каркас с панелями из фанеры, покрытый прозрачным лаком. Столярная работа была очень трудоемкой, а массовый выпуск таких машин - невыгодным. Поэтому позже, когда окончательно оформился класс грузопассажирских авто, их кузова стали цельнометаллическими. Однако оформление «под дерево» пленкой с соответствующим рисунком и пластмассовыми молдингами продолжало оставаться модным - этот стиль продержался на американских STW до конца девяностых годов. Но это Америка, а что же в Европе?

Зови меня так…

«Москвич-400-421» был первой отечественной попыткой создать универсал. Но в серию пошел более простой деревянный фургон…

Фирма «Adam Opel» придумала обозначать двухобъемные грузопассажирские кузова словом «Caravan». Концерн «Volkswagen» называет их Variant. У «Audi» все модели с кузовом подобного типа носят имя Avant. Есть и национальные традиции: французы именуют подобные автомобили Break, англичане - Estate, немцы - Combi.

Не будем настаивать на том. что русскоязычное прозвище этих машин происходит от фольклорного «довеска» к слову «караван» - сарай. Но слово это меткое. Для нашего автолюбителя именно такими они долгое время и были. Взять хотя бы «Волгу»…. Салон из-за щелей «продувной». Зимой всегда замерзает и почти не оттаивает заднее окно - штатная печка седана с трудом «добивает» до него… Задние складные сиденья скорее похожи на скамейки, неприятная на ощупь обивка из кожзаменителя… Зато внутрь можно без проблем загрузить хоть пару холодильников!

Пятая дверь

Наиболее подходящее «наше» название для подобного типа машин - универсалы. Чего только не приходится им перевозить! Строительные доски, удочки, мебель, лыжи - самые разнообразные «длинномеры». Характерная черта универсалов - заднее сиденье складывается таким образом, что за спинками передних кресел образуется ровный пол - этакая погрузочная площадка. Позже вошли в обиход машины, у которых переднее правое кресло тоже стали делать складным, чтобы перевозить особо длинный груз.

Но, чтобы его легко загружать, в первую очередь требуется удобная багажная или так называемая пятая дверь… Сначала она получила две створки, навешенные на вертикальных петлях, - они распахивались, как дверцы шкафа. Наверное, это удобно на ранчо. Но в городе такой автомобиль для разгрузки лучше подавать к тротуару задом, что при интенсивном уличном движении не всегда возможно.

Mazda 6 Wagon. Багажник на крыше
в виде релингов с подвижными поперечинами и откидывающаяся вверх пятая дверь - самые распространенные решения на универсалах

Позже появилась одностворчатая пятая дверь. У американских и европейских универсалов она откидывалась влево - так удобнее для погрузки и выгрузки багажа на тротуар. У японцев - вправо. Но вот что делать, если европейская фирма намеревалась экспортировать свои универсалы в Англию?

Американцы первыми расширили возможности универсалов, сделав пятую дверь из двух половин, раскладывающихся горизонтально. Нижняя при этом становится продолжением пола. Верхняя независимо от нее открывается вверх, что позволяет быстро доставать нужную вещь. Кроме того, стекло в верхней части двери сделано подвижным - его можно откидывать или опускать-поднимать с помощью стеклоподъемника.

Наконец, оптимальным решением стала багажная дверь, целиком откидывающаяся вверх и фиксируемая в таком положении механическими, а позднее газовыми упорами. У новейших универсалов с такой пятой дверью, пол грузового отсека для удобства погрузки-выгрузки багажа… выдвигается наружу.

Машины будущего?

Конструктивно универсалы отличаются от седанов. Они тяжелее и менее экономичны. На них устанавливают усиленные задние упругие элементы, их делают более тяговитыми, повышая передаточное отношение главной пары. Широкое распространение получили универсалы с самовыравниваюшейся задней подвеской. Ее назначение - поддерживать постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки машины. Подобная подвеска на пневмо- или гидравлических элементах позволяет даже регулировать клиренс, что упрощает задачу подведения дышла прицепа под буксировочный крюк.

Постепенно для универсалов вошли в обиход несъемные багажники на крыше в виде параллельных релингов - они не только эстетичны на вид, но и не слишком ощутимо снижают аэродинамические характеристики кузова. В грузовых отсеках появились дополнительные полости и багажные сетки, удерживающие поклажу.

Чем более привередливыми автовладельцы становились в отношении комфорта, тем активнее работали над универсалами стилисты и специалисты по интерьеру. Теперь уровень внутренней отделки не уступает тому, что предлагается для седанов. В универсалах появились раздельный климат-контроль для левых и правых седоков, дорогие аудио- и навигационные системы. Из утилитарных машин Station Wagon превратились в модные автомобили для активного отдыха. И если в них и перевозят доски, то разве что для серфинга…

В связи с этим конструкторы стали уделять больше внимания управляемости. Например, чтобы улучшить «поведение» универсала Peugeot 206 SW в поворотах, инженеры доработали заднюю подвеску хэтчбека Peugeot 206, на платформе которого он построен. Ведь универсалу предстоит возить тяжелый груз, и задний свес его кузова на 19 см длиннее…

Вообще с появлением в автомобилестроении «платформ» создавать универсалы стало возможным не только на базе седанов. Изредка встречаются и совершенно самостоятельные модели - универсалы, построенные, что называется, «с чистого листа». И дальше их будет становиться все больше.

- (нем., этим. см. универсализм). Государев манифест; грамота малороссийского гетмана, также грамоты польских королей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УНИВЕРСАЛ [Словарь иностранных слов русского языка

Универсал: Универсал тип автомобильного кузова; Универсал актовый документ в Речи Посполитой и на Украине до XVIII в. Универсалы Центральной Рады Украинской Народной Республики политико правовые акты программного характера … Википедия

Универсал - (Светлогорск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Некрасова, 3., Светл … Каталог отелей

Закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, тремя или пятью дверьми (одна из них задняя), с багажным отделением, размещенным за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения … Большой Энциклопедический словарь

УНИВЕРСАЛ, а, муж. 1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Токарь у. Слесарь у. 2. Закрытый кузов легкового автомобиля с багажником позади сидений, а также (разг.) сам такой автомобиль. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

См. Теодолит. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 кузов (32) указ (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (отлат.universalis общий) англ. universal person; нем. Universal. 1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. 2. Человек разносторонних знаний. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

- – тип кузова (ВАЗ 2104) с большим объемом багажника, предназначенный для перевозки людей и грузов; задние сиденья обычно можно трансформировать в грузовую площадку. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

УНИВЕРСАЛ 6 - см. Сорт среднеспелый. Куст невысокий. Плоды овальной и цилиндрической формы, длиной 12 17 см. 7 см. . Окраска в технической спелости темно фиолетовая. Мякоть плода белая с зеленоватым оттенком. Плоды формирует дружно … Энциклопедия семян. Овощные культуры

Книги

  • Универсал. Книга 1 , Иван Шаман , Аудиозапись содержит нецензурную брань. Маленький мальчик, всю жизнь находившийся на домашнем обучении в Российском посольстве в Корее, становится свидетелем начала апокалипсиса. Сможет ли он… Категория: Боевая фантастика Серия: 100лет апокалипсиса Издатель: ИДДК , аудиокнига
  • Универсал. Книга 2. Кадет , Иван Шаман , Аудиозапись содержит нецензурную брань. Цивилизация сгинула в огне теракта. 90% взрослых погибли, 9% стали зомби, чей мозг медленно восстанавливают наниты, превращаяжизнь в компьютерную игру,… Категория: Боевая фантастика Серия: 100лет апокалипсиса Издатель: ИДДК , аудиокнига

Что такое кузов универсал знает не каждый, даже владельцы подобного авто, понятия не имеют о типах кузова, поможет вам разобраться с типами кузовов и принципиальными различиями наша инструкция. Универсал тип кузова (происходит от латинского слова universal, что означает «общий») - это тип закрытого грузопассажирского двух объёмного кузова легкового авто. Фактически представляет из себя вариант кузова седан с увеличенным размером багажника и дополнительной подымающейся дверью сзади.

Размеры и форма кузова

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Первые автомобили с универсальным кузовам появились еще в 1950х годах в Америке. Однако в таком значении слово используется исключительно в России и странах ближнего зарубежья.
Форма кузова универсала содержит принципиальное отличие от привычного седана, оно заключается в том, что багажник и пассажирский салон в корпусе объединены, крыша увеличена до задних габаритов, и имеется дополнительная дверца в задней стене кузова.
Обычно универсал кузов имеет пять дверей, гораздо реже - три, а дополнительная задняя дверца служит для облегчения доступа в багажное отделение. В Северной Америке, принято правило, подсчитывать исключительно боковые двери, поэтому говорят «четырёх-» либо «двух дверной» универсал.
В наше время многие развитые страны выпускают машины с использованием сетки разделяющей багажник и салон в универсалах, с целью отделить пассажиров от груза и предотвратить тем самым травмирование пассажиров при ДТП. Кстати, такое требование входит в свод правил Еврокомиссии для всех производителей авто (Это правило обозначено как R17 ЕЭК ООН).

Другие типы кузова и разница в исполнении

Универсал от хетчбэка отличается размером заднего свеса - хетчбэк имеет более короткий свес, в то время как машины с кузовом универсал зачастую имеют свес длиннее.

Примечательно, что некоторые универсалы (например Audi100 Avant) оснащены покатой крышей, как и хетчбэк, только по длине заднего свеса можно определить, что кузов авто универсал, фото привожу ниже. В некоторых странах дальнего зарубежья подобный тип могут называть «лифтбэк».

Большинство современных авто с кузовом универсал позволяют трансформировать заднюю часть кузова, увеличивая размер багажника, за счет складывания задних рядов сидений.

Автомобили с кузовом универсал могут иметь два, три, а некоторые, даже четыре ряда сидений (имеются ввиду американские модели, имеющие корпус полноразмерных седанов и шасси от лёгких грузовиков). Встречаются так же салоны, где два ряда обычных (расположенных поперечно) сидений, а следующий ряд, смотрит назад; или один ряд стандартных сидений и в задней части имеет боковые сидения (расположенные продольно), часто сидения выполняются в складном варианте.
Подавляющее большинство машин, имеющих кузов б5 универсал, оснащены обычной подъемной либо открывающейся набок дверцей в задке. У некоторых моделей (как правило, североамериканских) она двустворчатая - состоит из двух, независимо открывающихся створок верхней и нижней. При этом нижняя створка всегда короче верхней, без остекления, она открывается при перевозке длинномерных (выступающих из багажника) грузов. Отечественные автомобили, имевшие такой кузов – «ГАЗ-22» и «Москвич — 426».
Наиболее редкой разновидности задней дверцы является двустворчатое исполнение, верхняя часть выполняется в виде окошка и при необходимости, полностью убирается внутрь двери - такой тип применялся только в самой Северной Америке в 50х-70х годах, и зачастую сочетался с типом кузова «хардтоп-универсал»
В некоторых современных моделях, сегодня предусмотрена возможность отдельного открывания стекла задней дверцы.

В полноразмерных универсалах типа GM, которые производились в первой половине 70-х годов, встречался абсолютно уникальный тип открывания задней двери (Раковина устрицы — англ. Сlamshell), её нижняя часть убирается внутрь пола, при помощи электропривода кузова, а верхнее стекло - одновременно уходит внутрь крыши.
А в задней части авто крыша, имеющей кузов универсал 2111 иногда бывает приподнятой для увеличения объёма багажника.
Традиционный «универсал» изначально выполнялся из дерева, однако, в 1950-х годах деревянные кузова, из-за непрактичности, вышли из моды, только в странах Северной Америки, выбор автомобиля в кузове универсал, представлен стилем отделки под дерево (так называемый «стиль Woodie»).
Универсалы, имеющие в задней части корпуса глухие окна, обычно называются «фургон». В странах Северной Америки этот термин соответствует машине Sedan Delivery («развозной седан»), а фургончик на базе микроавтобуса называется «вэном».
На шасси грузовиков в США встречались универсалы вплоть до середины 20-го века, они назывались Suburban («субурбан»). Фактически, это грузопассажирские микроавтобусы.

Распространённость

Рейтинг авто с кузовом универсал сегодня высокий, так называемый «бизнес» автомобиль, много сидений и много места для вещей. Но популярность их варьировалась очень сильно и по странам и по временным периодам.
Пик популярности был в 50-х годах в странах Северной Америки из-за активного роста пригородов, населению потребовался весьма вместительный, при этом вполне респектабельный транспорт, поэтому вторая половина 1950х годов, вплоть до окончания 1970-х были эпохой расцвета американских универсалов. В этот период и возникли экзотические варианты, например хардтопы, не имеющие центральной стойки в кузове, а так же двух / трёх дверные «спортивного типа», море всевозможных вариантов компоновки салона, конструкций задней дверцы, и другие.
Из-за популярности, конце 50-х годов на различного вида универсалы приходилось больше половины производства таких известных американских автомобильных марок, как Plymouth (Плимут).
Однако, бензиновые кризисы в 1973 и в 1980годах, и появление в 1984 первых моделей американских минивенов - Plymouth Voyager и Dodge Caravan, появление моды на комфортабельные внедорожники, все это положило конец спросу на большие универсалы.


Новое американское законодательство в экономии топлива, которое ввели после 1975года, устанавливало жесткие нормы расхода топлива и вредных выбросов для разных классов автомобилей, за превышение которых вводились штрафы для производителей машин.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе минивены стали сертифицировать как облегченные грузовые авто (light trucks), что сразу сделало их производство более выгодным, чем легковых машин того же типа. Поэтому, еще в 1979году light trucks (включая «джипы») занимали всего 9,7%продаж, а началу 2000годов доля продаж этой категории машин на рынке США достигла 50%, универсалы практически прекратили выпускать. Однако, в наши дни в Америке появилась определённая новая тенденция, способствующая возрождению этого класса авто.
В Европе весь послевоенный период универсалы сохраняли свою скромную, но весьма стабильную популярность как семейный, коммерческий и грузопассажирский автомобиль.
Это сегодня logan в кузове универсал никого не удивит, в годы СССР все было по другому.В СССР универсалы воспринимались как грузовой, а затем только как пассажирский автомобиль. Наибольшая часть применялась в народном хозяйстве, например в системе торговли или службе такси. Такой подход сохраняется и сегодня в России, где такие авто часто выполняют работу развозного коммерческого автомобиля, гораздо реже семейного транспорта.
Кроме торговли и такси, ранее универсалы использовались в качестве «карет» скорой помощи.

Подобную практику совсем недавно (в 90х годах) можно было встретить и в России, тогда «скорой» ещё работали универсалы марки«Волга». Однако сегодняшние требования, допускают применения в таких целях микроавтобусов, иначе не помещается необходимое оборудование. Модели требуют основательной переделки, включающей поднятие уровня крыши, из-за этого их применение становится невыгодным экономически.
Поэтому logan с кузовом универсал, цена которого вполне доступная, а так же автомобиль приора, с таким же типом кузова остается семейным или пассажирским автомобилем.
В России популярность универсалов растет, транспорт вместительный, годится для бизнес целей, поэтому весьма почитается среди бизнесменов, сейчас каждый третий – четвертый автомобиль на улице – это джип, который тоже относится к этой категории.
Плюс, не так уж сложно отремонтировать своими руками приора универсал, кузовные запчасти легко найти в свободной продаже.

- Закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядамисидений, тремя или пятью дверьми (одна из них - задняя), с багажнымотд... Энциклопедический словарь

Универсал

- Гомосексуалист,допускающий все виды половых извpащений. Словарь воровского жаргона

Универсал

- Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. и еще 2 определения Словарь Ожегова

Универсал

- - закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, тремя или пятью дверьми (одна - задняя), с багажным отде... Исторический словарь

Универсал

- (отлат.universalis -общий) - англ. universal person; нем. Universal. 1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей... Социологический словарь

УНИВЕРСАЛ

- А, м. 1. одуш. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Токарь-у. 2. Закрытый кузов легкового автомобиля с ба... Словарь иностранных слов

универсал

- "гетманский манифест, на Украине", стар., универзал – то же, обе формы – у Петра I; см. Христиани 29 и сл.; Смирнов 299. Через пол... Этимологический словарь Фасмера

универсал

- УНИВЕРС"АЛ, универсала, ·муж. (от ·лат. universalis - всеобщий). 1. Название указов и грамот, издававшихся для вс... Толковый словарь Ушакова
Понравилось? Лайкни нас на Facebook