Что такое климат контроль авто. Функционирование климат-контроля в холодное время. Необходимость в электронном блоке управления

Кондиционер и климат-контроль являются удобными системами охлаждения воздуха. Но данные системы имеют значительные отличия, влияющие как на комфорт пассажиров, так и на работу автомобиля в целом. Ранее, приобретая транспортное средство, автолюбители и не представляли, что такое климат-контроль либо кондиционер. Для кондиционирования салона просто открывалось окно. Однако технологии не стоят на месте и сегодня таким оборудованием никого не удивишь, разве что его отсутствием в салоне современного автомобиля. Об этом далее в статье.

Автомобильные кондиционеры предназначены для создания комфорта в салоне автомобиля и дают возможность в жаркое время наслаждаться приятной атмосферой. Имея кондиционер, не нужно открывать в машине окна — достаточно просто настроить уровень температуры. К тому же, кондиционеры благоприятно влияют на самочувствие людей, находящихся в салоне.

При применении автокондиционера у автомобилистов увеличивается работоспособность, уменьшается утомляемость в жаркое время, в результате чего снижается количество аварий на дорогах. Если ранее автокондиционер считался роскошью, то сейчас это жизненная необходимость, особенно в условиях современных мегаполисов, где автомобилистам очень часто приходится преодолевать длительные пробки.

Принцип работы автокондиционера

По принципу действия кондиционер во многом похож на обычный бытовой холодильник, хотя их внутреннее устройство различное. Правда, даже в пределах автомобилестроения конструктивно автокондиционеры могут отличаться, однако смысл их работы остается неизменным. В любом случае это замкнутая герметичная система, по которой циркулирует фреон. Периодически его необходимо менять, что делается только на сервисной станции.

При нажатии человеком на кнопку пуска механического автокондиционера выполняется активация соответственной электромагнитной муфты, и с помощью прижимного диска приводного узла происходит стыковка шкива с системой кондиционирования. Шкив при этом все время находится в движении и, благодаря ременной передаче, крутится от коленвала.

Затем в действие вступает компрессор, задача которого — сжатие газообразного фреона, из-за чего последний нагревается и поступает в конденсор (т. н. «радиатор» кондиционера). Тут разгоряченный фреон охлаждается с помощью электровентилятора, по умолчанию работающего на первой скорости.

В процессе езды транспортного средства охлаждающий эффект увеличивается, однако если автомобиль неподвижен, к примеру, в пробке, датчики способны фиксировать снижение эффективности системы кондиционирования и инициировать запуск второй скорости вентилятора.

Охладившись в конденсоре, фреон конденсируется и становится жидким. Затем в ресивер-осушителе состав фильтруется от мусора, и фреон начинает двигаться в сторону салона автомобиля. Главное действо разворачивается при его поступлении через терморегулирующий вентиль в испаритель. Тут вещество кипит и становится паром, при этом сильно понижая температуру испарителя. Затем с помощью отдельного вентилятора холодный воздух нагнетается в салон автомобиля. После этого фреон возвращается в компрессор, где начинается новый цикл теплообмена.

Достоинства и недостатки автокондиционеров

Автокондиционеры бывают двух типов: электрические и механические. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Преимущества механических автокондиционеров:

  • Небольшой размер.
  • Экологичность применения.
  • Эффективность работы в процессе движения автомобиля.

Недостатки механических автокондиционеров:

  • Увеличивает потребление топлива (на 30 процентов).
  • Работает лишь при включенном двигателе.
  • Требует длительного монтажа в подкапотном пространстве автомобиля.

Преимущества электрических автокондиционеров:

  • Простая установка.
  • Высокие холодильные способности.
  • Наличие опции «ночной режим».
  • Работа от прикуривателя и/или стандартной розетки.

Недостатки электрических автокондиционеров:

  • Высокая стоимость приобретения автокондиционера, его установки, а также замены фреона.

Как уберечься от простуды при работе кондиционера

Медики предупреждают, что от быстрых перепадов температур наше тело испытывает стресс. Из-за этого развиваются разные недуги, насморк, аллергические реакции, простуда. Однако, это вовсе не значит, что нельзя пользоваться кондиционером, просто им необходимо пользоваться правильно. Для правильного применения нельзя охлаждать салон автомобиля резко, охлаждайте его постепенно, не следует сразу включать автокондиционер на полную мощность. Кроме того, нельзя открывать окна при включенном кондиционере, иначе это создаст сквозняки. А сквозняки — это вообще малоприятная и отдельная тема.

Климат-контроль, чем он отличается от кондиционера

По сути, климат-контроль — это тот же кондиционер, но автоматический. Правда, следует отметить, что кроме охлаждающей функции, данный узел еще выполняет обязанности автомобильной печки. Другими словами, при применении климат-контроля температуру в салоне можно регулировать в обе стороны: и на понижение, и на обогрев.

Данная система располагает сведениями, считываемыми с датчиков, которые находятся в салоне. То есть водитель выставляет удобный для него уровень температуры и сохраняет информацию в памяти оборудования, после чего система самостоятельно следит, чтобы температура не поднималась выше и не опускалась ниже заданных величин.

Достоинства и недостатки климат-контроля

Преимущества климат-контроля перед стандартным кондиционером:

  1. Климат-контроль автоматическим образом поддерживает заданную температуру, в результате чего нет потребности прислушиваться к своим ощущениям и все время регулировать работу кондиционера.
  2. Электронный блок очень быстро реагирует на изменение температуры.
  3. Автомобилист может полностью сконцентрироваться на управлении автомобилем, а не на настройке кондиционера или температуры в салоне.
  4. По причине своевременного отключения функций охлаждения либо нагрева воздуха происходит экономия топлива.

К недостаткам климат-контроля можно отнести высокую стоимость опции.

Регулировка режима кондиционера и климат-контроля, где проще регулировка

Регулировать обычный кондиционер довольно просто даже новичку. Все операции производятся вручную. Как правило, на панели приборов присутствует переключатель оборотов вентилятора, кнопка управления компрессором, регулятор температуры с красной и синей зонами и рычаг распределения потоков воздуха (низ, центр, верх). Безусловно, за всем этим нужно следить, что не достаточно удобно, особенно, если возможность сделать остановку отсутствует.

Что касается климат-контроля, то здесь можно положиться на автоматический режим, обеспечивающий сбор и анализ показателей с датчиков, а также организующий работу системы так, чтобы результат полностью удовлетворял пожелания владельца. На дисплее блока просто выставляется требуемая температура, и все — остальное климат-контроль сделает сам.

Что выбрать, кондиционер или климат-контроль

Безусловно, климат-контроль — бесспорный лидер в обеспечении комфортной езды на автомобиле, о чем свидетельствуют описанные выше преимущества, поэтому такой вариант является предпочтительней. Однако стоит он гораздо больше, чем обычный кондиционер. Да и в случае его поломки придется выложить немаленькую сумму.

Стоит отметить, что можно приобрести климат-контроль раздельного типа, который можно настраивать отдельно на четыре зоны. В таком случае каждый из пассажиров может самостоятельно подобрать для себя оптимальный температурный режим.

При покупке автомобиля огромное внимание уделяют вопросу комфорта. Ведь машина должна приносить удовольствие и делать поездки максимально удобными. Один из способствующих этому факторов – оптимальная температура в салоне автомобиля. Сейчас многие покупатели новых и подержанных автомобилей не знают, какой вариант климатической установки выбрать – кондиционер или климат-контроль. Некоторые вообще не понимают, чем они отличаются друг от друга.

Историческая сводка

Изначально автомобили комплектовались исключительно системами кондиционирования воздуха. Первые такие системы появились на машинах примерно в 1940-х годах. Они отличались очень высокой стоимостью, поэтому пользовались небольшим спросом. Более современные решения начали использовать примерно через 15 лет. Так, в 1954 году на моделях Nash-Kelvinator появилась универсальная система обогрева и вентиляции, в состав которой входил отопитель и кондиционер. Уже в начале 60-х годов около 20% американских автомобилей оснащались кондиционерами. Со временем этот узел модернизировали, в результате чего эти системы получили множество новых функций.

Чем отличается климат-контроль от кондиционера? Сначала узнаем, как они работают. Отметим, что это абсолютно разные понятия, которые попросту путают. Обе системы созданы для того, чтобы сделать эксплуатацию автомобиля более комфортной. Но есть и существенные различия между кондиционером и климат-контролем. Начнём с первого, ведь именно он был дебютантом.

Кондиционер в автомобиле

Автомобильный кондиционер соединен с коленчатым валом с использованием ременного привода, такое решение обеспечивает его вращение и нормальную работу. Фактически, система постоянно работает на полную мощность, а приток холодного воздуха регулируется лишь выбором скорости работы вентилятора в салоне. Чем выше скорость, тем быстрее охладится воздух внутри авто.

Ключевое отличие кондиционера от климат-контроля состоит в том, что он «умеет» лишь охлаждать воздух внутри автомобиля, а управление осуществляется в ручном режиме.

Отметим, что принцип работы автомобильной системы кондиционирования воздуха предполагает забор воздуха, его высушивание и направление в салон.

Климат-контроль

А чем отличается климат-контроль? Такая система содержит следующие дополнительные элементы:

  • электронный блок управления в салоне;
  • датчики температуры.

Климат-контроль способен самостоятельно поддерживать заданную пользователем температуру в салоне. Это гораздо более «умная» разработка, которая сама управляет работой кондиционера, а также систем обогрева и вентиляции. Наличие электронного блока управления делает езду гораздо более комфортной. Владельцам автомобилей с такой климатической системой не нужно отвлекаться от дороги для выбора оптимального режима работы обогрева или охлаждения.

Блок управления собирает данные с различных датчиков в салоне и снаружи автомобиля. После этого он анализирует полученную информацию и определяет, какие действия надо выполнить для удовлетворения потребностей водителя и пассажиров. Ещё одно преимущество климат-контроля – снижение расхода топлива. Не забывайте, что включение кондиционера увеличивает расход топлива примерно на 1-2 литра на 100 км. В автомобилях с кондиционером он работает постоянно, а вот климат-контроль может задействовать компрессор только при необходимости. Это заметно влияет на потребление горючего.

Ещё одно преимущество климат-контроля над кондиционером – возможность автономного управления заслонками зимой. Система анализирует данные о температуре на улице и внутри авто, а затем регулирует работу воздушных заслонок. Изначально поток воздуха направляется на ветровое стекло, что способствует его оттаиванию. Затем обогревается пространство в ногах водителя и переднего пассажира. Только после этого начинает идти теплый воздух на лицо. Правда, столь «умные» разработки есть не во всех автомобилях.

Управление климат-контролем и кондиционером

Кондиционером можно управлять исключительно в ручном режиме. Обычно на центральной консоли установлена отдельная кнопка с надписью А/С (ещё один вариант – значок «снежинки»). Эта кнопка и отвечает за включение кондиционера. Выбор наиболее подходящей температуры воздушного потока регулируется с помощью «крутилок» или других аналогичных элементов.

Если же вы владеете автомобилем с климат-контролем, управлять будет гораздо удобнее. Вам надо просто выставить оптимальную температуру воздуха в салоне автомобиля, а всё остальное установка сделает за вас. Доступна также функция «Авто», активация которой предполагает автоматический выбор оптимальной температуры блоком управления.

Разновидности климат-контроля

В ходе развития климатических систем для автомобилей производители существенно модернизировали их и сделали ещё более удобными. Современные установки могут поддерживать разную температуру в отдельных зонах авто. Для этого, как вы уже догадались, используется несколько температурных датчиков. Наиболее часто современные автомобили оснащаются двухзонным климат-контролем.

На бюджетных машинах встречается однозонный вариант. Премиальные модели доступны с климатической установкой, позволяющей регулировать температуру воздуха в трех и даче четырех зонах по отдельности. Это очень удобно, поскольку каждый человек привык по-своему регулировать температуру. Например, двухзонный климат-контроль предоставляет возможность водителю и переднему пассажиру выбирать индивидуальный температурный режим.

Автомобильный кондиционер и здоровье

Конечно, всем нам приятно зимой садиться в тёплый салон, а летом прятаться от жары, включив кондиционер на максимум. Но при неумелой эксплуатации климатической системы вы можете серьезно себе навредить.

Слишком большая разница температур в салоне и за бортом – легкий способ простудиться. Во избежание проблем специалисты советуют, чтобы эта разница составляла не больше 5 градусов. Конечно, если говорить о поездках на большие расстояния, данный интервал можно увеличить, но делать это необходимо постепенно.

Ложка дёгтя в бочке меда

Нет сомнений в том, что кондиционер и климат-контроль, хоть и имеют некоторые отличия друг от друга, заметно повышают комфорт эксплуатации авто. Но без недостатков здесь тоже не обошлось. Автоматические системы, хоть и более удобны в использовании, требуют более дорогого обслуживания. А в случае поломки придётся искать хорошего специалиста.

Недостатком климат-контроля является более высокая стоимость, по сравнению с кондиционером. В состав такой системы входят дополнительные датчики и электроника, а всё это периодически выходит из строя. Конечно, если говорить о покупке нового автомобиля, то о ремонте климат-контроля никто не думает, но если вы выбираете в сегменте б/у, то стоит взять во внимание этот нюанс.

Выбор победителя – климат-контроля или кондиционер

Мы решили рассмотреть наиболее важные параметры:

  1. Комфорт. По этому показателю несомненным лидером является климат-контроль. Водителю такого автомобиля не нужно отвлекаться от управления – один раз выставил температуру и больше не думаешь об этом. С кондиционером всё не так гладко.
  2. Экономичность. Тут сложно однозначно ответить, так как климат-контроль экономит топливо, но в случае поломки придётся потратиться. Кондиционер не так экономичен во время эксплуатации, но при выходе из строя он более ремонтопригоден.
  3. Скорость. Побеждает в этой номинации климат-контроль, поскольку он очень оперативно реагирует на любые изменения температурного режима и выполняет соответствующую корректировку. А кондиционер придётся регулировать руками.

Учитывая основные мысли из этой статьи, мы рекомендуем выбирать автомобиль с климат-контролем. В большинстве случаев такая покупка оправдает ваши ожидания.

Некоторые водители с ужасом вспоминают времена, когда не существовало иного способа добиться комфортной температуры воздуха в автомобильном салоне кроме как распахнуть форточку или включить печку.

К счастью, та примитивная система осталась в прошлом, передав эстафету по поддержке комфорта сперва кондиционерам, а после многофункциональным системам климат-контроля. До сих пор в плане поддержки в автомобильном салоне комфортной температуры, влажности и вентиляции человечеством не придумано ничего более совершеннее этих устройств.

Не мало водителей даже сейчас смутно представляют, в чем заключается отличие кондиционера от климат-контроля и какое из этих устройств лучше. Попробуем в этом разобраться, рассмотрев главные особенности этих устройств.

Кондиционер работает за счет единственного датчика. Он следит за нагревом испарителя и настраивает компрессионную установку. На практике это выглядит так: водитель вручную задает температуру. Когда испаритель нагревается до установленной величины, то компрессор выключается посредством реле.

Когда температура испарителя начинает превышать установленную величину датчик посредством того же реле заново включает компрессор. В этом режиме кондиционер функционирует постоянно.

Если сравнивать отличия климат-контроля с традиционным кондиционером, то первая более совершенна. Причем сам кондиционер является частью климат-контроля.

Автомобильный салон оснащается множеством датчиков температуры, ответственных за функционирование главных элементов климат-контроля, в этом и заключается главное отличие от кондиционера, в котором ничего подобного нет. Есть датчик и на наружной части автомобильного кузова, следящий за температурой на улице. Большое число датчиков позволяет климатической установке адекватно реагировать на колебания температуры. Тут надо сказать, что обычная система кондиционирования функционирует по более упрощенной схеме, из-за чего ее реакция на обстановку внутри салона не всегда логична. В отличие от кондиционера, который либо «включен», либо «выключен», климат-контроль позволяет задавать режим работы. В частности, можно ограничить или наоборот ускорить скорость вентилятора, нагнетающего воздух в салон.

При необходимости быстро остудить или наоборот обогреть салон автомобиля вентилятор ускоряется, чтобы быстрей нагнать воздух снаружи. Вот для этого и необходим наружный датчик. Он передает данные в центральный блок управления. Туда же передают данные и все остальные датчики. Центральный блок анализирует и сравнивает полученные данные. Затем электроника самостоятельно решает, какая температура будет оптимальной в данный момент. Причем режим выбирается с учетом вероятного запотевания стекол. Другими словами, даже если после смены режима стекла и запотеют, то по минимуму.

Кроме температуры под контролем системы находятся также воздушные потоки, идущие внутрь салона. Минимальная погрешность замера температуры достигается за счет того, что большинство датчиков оснащено маленькими вентиляторами (кулерами), направляющими поток воздуха прямо на датчик.

Как уже было сказано, основное отличие кондиционера от климат-контроля заключается в том, что последний позволяет выбирать режим: автомат, полуавтомат или полностью ручной.

В первом варианте от водителя требуется лишь определить какие значения температуры должны поддерживаться системой внутри автомобильного салона, затем нажать на кнопку и все, на этом его взаимодействие с системой заканчивается. При существенной разнице между температурами внутри салона и на улице климат-контроль бросит все силы на ликвидацию этой разницы. Если температуры отличаются незначительно, то режим работы системы будет более спокойным.

Второй вариант можно назвать режимом коррекции функционирования.

В последнем режиме водителю необходимо самостоятельно все настраивать и корректировать в зависимости от обстановки на улице.

Более совершенным вариантом климат-контроля является зональная система. Она позволяет устанавливать собственный режим для каждого места в салоне. Проще говоря, пассажиры могут себя обогревать в то время как водитель обдувается прохладным ветерком или наоборот.

В общем, в том, что кондиционер хуже климат-контроля сомневаться не приходится. Климат-контроль более совершенен и функционален.

С отличиями мы разобрались, теперь посмотрите как подготовить кондиционер и климат-контроль к лету.

Выбор, который люди делают при покупке автомобиля, уже давно определяется не только его техническими данными, но и внутренней оснащенностью и комфортом салона.

Водитель должен чувствовать себя хорошо за рулем. Для создания благоприятных условий, все современные автомобили оснащены либо кондиционером, либо климат-контролем.

Комфортная и безопасная езда

Отличия климат-контроля и кондиционера являются важными показателями безопасности и комфорта при поездке. Каждое из этих устройств имеет свои преимущества и недостатки.

Первые появились еще в сороковых годах прошлого века, а в пятидесятых уже была создана отдельная отрасль по их производству.

Основные свойства кондиционеров для автомобилей:

  • Их предназначение – это охлаждение воздуха в салоне во время жары. Принцип его работы мало чем отличается от обычного холодильника. Это герметично закрытая система, в которой содержится фреон и охлаждающее масло.
  • Управление кондиционером производится вручную, что крайне неудобно и небезопасно во время движения автомобиля. Водитель должен постоянно прослеживать свой ощущения, и в случае появления испарины или ощущения повышения температуры в салоне, переводить рычажок кондиционера.
  • Для обогрева в зимний период в автомобилях устанавливается отдельная печка, которая также управляется вручную.

Для охлаждения автомобиля кондиционером, особенно если он длительное время находился под солнцем, требуется больше усилий, чем во время движения. Затраты энергии, и как следствие, топлива, значительно увеличиваются. Водитель должен выбирать между скоростным и энергозатратным, или медленным охлаждением.

Разница климат-контроля от кондиционера в том, что эта система полностью автоматическая. Ее основные свойства:

  • Климат-контроль создает оптимальные условия в салоне автомобиля по заданным водителем параметрам. Он сам сверяется с изменениями температуры за бортом машины, сравнивает показатели и подстраивает их под введенные данные.
  • В ней заложены функции, как обогрева салона зимой, так и охлаждения летом с постоянной вентиляцией воздуха. Настройка происходит через электронный блок.
  • Одним из преимуществ климат-контроля является то, что он может создавать в салоне совершенно отличительные условия и температуру для разных его частей. Для водителя вводятся одни параметры, а для пассажиров можно ввести другие показатели.
  • Устройство самостоятельно регулирует влажность воздуха в салоне. Это очень важно, так как комфортным для человеческого организма считается уровень влажности от 65%. Автоматика считывает показатели влажности за бортом и либо подправляет их, либо оставляет, как есть.

Использование климат-контроля создает наилучшие комфортные и безопасные условия для езды в автомобиле.

Некоторая трудность использования климат систем в том, что ими необходимо научиться пользоваться правильно. Внимательно изучив и проверив на практике инструкцию, можно получить надежного помощника в пути.

Климат-контроль имеет один небольшой недостаток – это его цена, которая значительно выше, чем у «ручного» кондиционера.

Видео: как работает климат-контроль в автомобиле.

Установка климатической системы в автомобиль

Многие современные машины оснащаются климат устройствами при его сборке на заводе. Но при желании, установка климат-контроля вместо , это вопрос денег и времени.

Основные компоненты, которые имеет климат система:

  1. Нагнетающий вентилятор забирает воздух, как снаружи, так и из салона, чтобы создавать давление в системе.
  2. Компоненты отопителя, а именно радиатор, монтируется с испарителем в едином отсеке, в котором находится блок заслонок.
  3. Датчики слежения за температурой и местоположением заслонок.
  4. Процессор и панель управления системой.
  5. Блок, который отвечает за состояние и положение заслонок.
  6. Воздуховодная и дефлекторная системы.

Для того чтобы правильно установить все блоки климат-контроля вместо кондиционера, лучше обратиться к специалистам.

Если входящие в комплект соединительные шланги, компрессор и другие детали, которые следует установить под капот, похожи на конструкцию обычного кондиционера, то установление блока отопителя с последующим его управлением и контролем всей системы, требует профессиональных навыков.

В климатическом устройстве есть дополнительные функции, которые могут улучшить его работу:

  • Его можно перевести в ручное управление, что значительно снизит расход энергии. При этом система не включается при заводе двигателя, как это происходит при автоматике, а только в том случае, если водитель желает, чтобы она работала.
  • Можно создать отдельный обдув лобового стекла по мере его . При этом затрата энергии несколько увеличивается, потому что вентилятор вынужден работать на полную мощность. Выбор за водителем, сидеть и ждать, когда стекло само высохнет и протирать его, либо увеличить нагрузку системы на минуту.
  • Можно запрограммировать устройство подавать воздух к различным частям тела, например, к рукам или лицу.

Видео: климат-контроль на классику.

Превосходство климат-контроля говорит о том, в недалеком будущем все автомобили будут оснащены такими системами.

    Разберемся в отличиях между автомобильными кондиционером и климат-контролем.

    На то, будет ли пользоваться автомобиль спросом у потенциальных покупателей, влияет и комфорт при нахождении в его салоне. И каким бы ни был роскошным салон, какие бы материалы ни использовались при его отделке, но если температура внутри его слишком низкая зимой или слишком высокая в летнюю жару, то удовольствия машина доставлять уже не будет. Автопроизводители это прекрасно понимают, и поэтому оснащают современные автомобили климатическими системами и системами кондиционирования и вентиляции.

    Первый оснащенный системой кондиционирования автомобиль увидел свет еще в далеком 1953 году. Это был Крайслер Империал. И хотя этот первый автомобильный кондиционер не идет даже близко в никакое сравнение даже с самыми простыми современными автокондиционерами, на тот момент это был просто инновационный прорыв. С тех пор автопроизводители всерьез начали задумываться об установки кондиционеров в свои автомобили.

    Различия между кондиционером и климат-контролем

    Вначале стоит отметить, что разница между этими двумя понятиями очень существенная. Многие путают эти вещи из-за их схожей основной функции – поддержания комфортной для людей температуры внутри салона автомобиля. Следует знать, что автокондиционер был изобретен и начал устанавливаться на авто намного раньше, чем климат-контроль. Намного позже появилась система, контролирующая климат в салоне, и содержит она в себе намного больше: и сам кондиционер, и печку, и другие устройства для контроля температуры в салоне. А некоторые автомобили (например, Infiniti) даже имеют встроенный ионизатор воздуха!

    Автомобильный кондиционер

    Автокондиционер предназначается только лишь для охлаждения воздушного пространства внутри автомобиля. Имея специальный термодатчик за бортом, кондиционер не будет включаться, если температура окружающей среду опустилась ниже определенного значения. После включения кондиционера интенсивность его работы регулируется скоростью вращения вентилятора. Салон охлаждается сильнее при увеличении скорости его работы. На заметку – забитый фильтр салона может не пропускать достаточное количество охлажденного воздуха, и многие автолюбители спешат на специализированный сервис, хотя достаточно просто поменять салонный фильтр.


    В случае необходимости нагрева салона, тепло поступает от автомобильной печки и разгоняется тем же вентилятором.

    Необходимо добавить, что перед подачей воздуха (неважно, теплого или холодного) в салон при работающем кондиционере он предварительно подсушивается перед охлаждением или подогревом.

    Управляется же кондиционер либо ручным механическим переключателем, либо кнопками на панели. Это зависит от модели вашего авто.

    Система климатического контроля

    Климат-контроль отличается от обычного кондиционера тем, что может поддерживать в салоне машины постоянную заданную температуру, которая задается при помощи системы управления, она же и отвечает за интенсивность работы автокондиционера, печки и вентилятора.

    Климат-контроль имеет в своей конструкции несколько встроенных систем, связанных между собой при помощи электронного блока управления, который с помощью датчиков осуществляет контроль за внутрисалонной температурой и влажностью, и наружной температурой и влажностью соответственно. Некоторые климатические системы контролируют даже солнечную радиацию снаружи, но это скорее бесполезная опция.


    Помимо наличия электронного блока управления (ЭБУ) других отличий между двумя описанными выше понятиями и нет, но ЭБУ и делает более комфортным нахождение в салоне автомобиля, оснащенного климатическим контролем. Все, что нужно от водителя – выставить комфортную температуру и все. Управление работой печки, кондиционера и скоростью работы вентилятора, переключение потоков воздуха между воздуховодами (в ноги, на лицо, на стекло и т.д.) не будут больше отвлекать вас от дороги (это все будет делать за вас ЭБУ), а значит, такая система еще в некоторой мере повысит безопасность передвижения.

    Принцип работы ЭБУ

    Специальные датчики, установленные в салоне автомобиля и за его пределами, считывают данные, и передают их на ЭБУ. Он в свою очередь анализирует информацию и сравнивает полученные данные с заданной водителем температурой. Далее ЭБУ, видя разницу между желаемым и действительным, делает расчет необходимых действий и уже либо добавит, либо убавит температуру печки, либо увеличит, либо уменьшит интенсивность обдува, и направит воздух в определенный дефлектор. При этом, как не удивительно, снижается потребление топлива, ведь работа вентилятора и печки будет на допустимо минимальных значениях, что потребует меньшего электричества, вырабатываемого генератором, что в свою очередь ведет к меньшему потреблению топлива.

    Created with Raphaël 2.1.0 Что такое автомобильный генератор? Ответ здесь.

    Органы управления кондиционером и климат-контролем

    Обычный автомобильный кондиционер управляется только вручную. Обычно на панели приборов присутствует кнопка с изображением снежинки или с символами «А/С». Включение компрессора кондиционера осуществляется нажатием на эти кнопки. Климат контроль включается обычно кнопкой «Auto». После ее нажатия анализируется температура в салоне автомобиля, и ЭБУ запускает определенные действия, чтобы довести показатели до установленных водителем. Устанавливаются показатели либо вращением ручки, либо кнопками «+» и «-» на панели управления климатом.

    Особенности зимней работы климат-контроля

    На различных моделях автомобилей установлены разные системы климатического контроля, имеющие свои особенности зимней эксплуатации. Например, зимой во время прогрева двигателя некоторые системы не подают в салон холодный воздух, хотя могут пускать его на обдув центрального стекла принудительно, а по мере прогрева мотора начинают аккуратно подавать его в салон. Некоторые системы при зимнем передвижении стараются подавать теплый воздух в лицо водителю при достаточном его подогреве салона, считая, что так ему будет комфортнее передвигаться.

    Некоторые системы, например, не подают воздух на лобовое стекло с выключенным кондиционером, считая, что так оно будет запотевать. В общем, каждая система индивидуальна.

    Как избежать простуды от кондиционера

    Но помимо комфорта система кондиционирования, а точнее неправильное ее использование, может принести вред здоровью. Если установить очень низкую температуру в салоне, которая будет сильно контрастировать с температурой окружающей среды, то можно запросто простудиться. Для того чтобы не нанести вред здоровью, не стоит устанавливать температуру в салоне ниже более чем на пять градусов по сравнению с улицей. Все дело в том, что при кратких передвижениях ваш организм будет находиться в постоянном контрастном перепаде температур, а это верный способ простудиться. Если же поездка предстоит дальняя, и из машины не планируется выходить длительное время, то температуру можно снизить и на большее значение, но опускать ее нужно постепенно.

    В зимнее же время, тоже самое можно сказать относительно жары в салоне, ведь выйдя распаренному из авто на мороз, также можно подхватить простуду. В автомобиле с климат-контролем в морозное время года температуру желательно установить на отметку 22-23 градуса. Это, кстати, еще один неоспоримый плюс контроля климата. Ведь в машине с обычной печкой придется сначала включить ее на полную мощность, и по мере прогрева салона постепенно уменьшать ее до комфортного состояния, отвлекаясь от дороги.

    Как наиболее эффективно использовать климат-контроль

    Для максимально эффективной работы климат-контроля необходимо следить за состоянием его радиатора. Нужно проводить регулярную его чистку, для удаления грязи, в которой обычно селятся болезнетворные микробы, способные поселиться и в дыхательной системе человека, пройдя через воздуховоды автомобиля. Для такой чистки не требуется много усилий, но эффект от нее будет значительным. Также в продаже есть специальные составы (дымовые «шашки») для чистки систем вентиляции. Смысл ее в том, что закрываются все окна и двери, включается кондиционер на максимальную мощность с забором воздуха из салона и открывается шашка. Дым из нее засасывается внутрь системы вентиляции, убивая там болезнетворные бактерии.

    Добиться максимально эффективной работы летом систем кондиционирования воздуха можно только с плотно закрытыми окнами и люком. После этого включить режим рециркуляции, чтобы не заставлять автомобиль постоянно тратить энергию на охлаждение горячего наружного воздуха. Но стоит не реже чем раз в полчаса включать забор воздуха с улицы, чтобы получать свежую порцию кислорода.

    Если же вы сели в раскаленный от длительного стояния на жаре автомобиль, то стоит наоборот, пользоваться только наружным воздухом, чтобы не заставлять авто охлаждать горячий внутрисалонный воздух. После того, как автомобиль и воздух внутри его остынут можно включать режим рециркуляции.

    Некоторые хитрости

    Во-первых, стоит правильно использовать компрессор кондиционера. Стоит знать, что максимально эффективно он работает при высоких оборотах двигателя. Значит, чтобы быстрее опустить температуру в салоне вашего автомобиля до комфортной стоит переключиться и некоторое время проехать на пониженной передаче для увеличения производительности компрессора.

    В сырую погоду стоит включать кондиционер, даже если на улице не жарко. Это подсушит салон, и предотвратит запотевание окон. Для скорой просушки кондиционер стоит включить в паре с печкой.

    Видео о правилах эксплуатации климатических систем автомобиля:

Понравилось? Лайкни нас на Facebook