К какой категории относится т 150. Тяговый класс тракторов: особенности и ключевые отличия

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОРОВ

Трактор - это самоходная машина, используемая в качестве энер­гетического средства для передвижения, приведения в действие сель- скохозяйственньк и других машин, а также буксирования прице­пов. Тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).

П о н а з н а ч e н и ю тракторы делят на три группы: общего на­значения, универсально-пропашные и специальные.

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основ­ных сельскохозяйственных работ при возделывании сельскохозяйст­венных культур (вспашка, дискование, сплошная культивация, боро­нование, посев и уборка). Эти тракторы отличаются от других ма- лым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за про­пашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. B связи с этим некоторые универсально-пропашные тракто­ры снабжены сменными ведущими колесами с широкими (для вы­полнения работ общего назначения) и узкими (для работ в между­рядьях) шинами, а также имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине междурядий.

Специальные тракторы - это модификации какого-либо тракто­ра общего назначения или универсально-пропашного, предназна­ченные для выполнения определенного вида работ (на виноград­никах, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенных условиях (на болотистых почвах, в горном земледелии).

П о к о н с т p у к ц и и x о д о в о й ч а с т и (по типу движите­ля) тракторы бывают гусеничными и колесными.

Гусеничный трактор с большой опорной поверхностью незна­чительно уплотняет почву. При высокой проходимости он спосо­бен развивать значительное тяговое усилие.

Колесный трактор более универсален по сравнению с гусенич­ным, и его можно использовать как на полевых, так и на транс­портных работах, несмотря на худшее сцепление с почвой.

П о т и п у о с т о в а тракторы делят на рамные, остов которых представляет собой раму; полурамные - образуют две короткие продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу зад­него моста; безрамные - состоят из соединенных корпусов отдель­ных механизмов.

П о н о м и н а л ь н о м у т я г о в о м у у с и л и ю в зависимости от конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номи­нальным считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости. Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяй­ственных тракторов.

Типаж, или система тракторов, - это технически, технологиче­ски и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракто­ров, рекомендуемых в производство. B каждом тяговом классе суще­ствуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базо­выми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплу­атация тракторов.

Модель - машина с определенными конструкцией и распо­ложением агрегатов. Базовой называют наиболее распространен­ную и универсальную модель тракторов, имеющую специализиро­ванные модификации.

M о д и ф и к а ц и я - видоизмененная базовая модель. Она спе­циализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.

M a p к а т p а к т о p а - условное кодовое название модели оп­ределенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название за­вода-изготовителя, первые буквы определенного слова или харак­терное для трактора слово и через черточку - цифру, указываю­щую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Серийную и готовую к производству сельскохозяйственную тех­нику включают в каталог. Рассмотрим модели и модификации сель­скохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

Мини-тракторы тягового класса 0,2 (T-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селек­ционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и други­ми орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

Мини-трактор , или малогабаритный трактор, - это универсалв^ ное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.

Мотоблок - универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых ры­чагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнес­ти к тяговому классу 0,1.

Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (T-25A, T-30A-80, TT3-30, ХТЗ-2511, Т-25ФМ, СШ-25 и Т-16МГ) служат для вы­полнения междурядной и предпосевной обработок, посева, по­садки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

Самоходные шасси - это разновидность трактора, на раме ко­торого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоход­ные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садовод­стве, полеводстве и животноводстве.

~Тракторы тягового класса 0,9 (JIT3-55, JIT3-55A, JIT3-55AH, BT3-45AT, ТТЗ-80.10 и Т-28Х4М)}благодаря широкому диапазо­ну передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, между­рядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-бОАБ^ эффективно используют при возделыва­нии и уборке технических и овощных культур. B агрегате с навесны­ми, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными маши­нами и орудиями они служат для вспашки, культивации, бороно­вания, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 моди­фикаций марки «Беларусь». Они отличаются комплектацией. На­пример, трактор «Беларусь-920» имеет двигатель мощностью 90 л.с. и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

Bce базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 - это колес­ные универсально-пропашные тракторы. B число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для рабо­ты на склонах.

(Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий T-70CM и вино- градниковый T-70B) гусеничные. Разработаны гусеничный трак­тор T-90C, колесные тракторы «Беларусь-1221», JIT3-155, JIT3-95 и универсальное шасси «Беларусь» ШУ-356.;

Ha тракторе «Беларусь-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней на­весками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощно­сти (BOM) и дополнительным BOM.

Трактор JIT3-155 называют интегральным, потому что в нем объе­динены (интегрированы) составные части различных видов агре­гатов - от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора - модуль­ный принцип построения. Ero собирают из трех основных частей- модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, пере­днего ведущего моста с колесами, навесного устройства и BOM.

Управляющий модуль - это пост управления, расположенный в кабине. Ero можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на убор­ке, грузовой платформой или седельным устройством на транс­портных и даже лесохозяйственных работах. У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет.

Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, BT-100, BT-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, T-150, XT3-180P, ХТЗ-200 и колесные BT-130K, T-150K, T-15K, ХТЗ-121)1предназ- начены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все веду­щие и одинаковые по размеру колеса.

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. B транс­миссию включен гидротрансформатор для автоматического изме- ния скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.

Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с.). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается на­бок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями BT- 130K и T-150K.

Тракторы тягового класса Щ (гусеничный Т-4А)|служат для вы- полнения энергоемких работ. Их применяют на полях большой i площади. Разработан модернизированный трактор для степных зонТ-402.

Тракторы тягового класса 5 («Кировец» K-701M, K-700A и К-744 со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами)исполь- зуют для вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снего- , задержания на большой площади и транспортирования. Мощность ди­зеля этих тракторов 350 л.с. Разработан гусеничный трактор Т-250 этого тягового класса.

Тракторы тягового класса ^(гусеничный трактор Т-170М)?при- меняют на полях большой площади при выполнении энергоемких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.

B этом параграфе приведен обзор тракторов, выпускаемых трак­торными заводами СНГ. Их марки не следует запоминать.

Для начала надо хорошо усвоить устройство и работу механиз­мов и систем двух тракторов: колесного и гусеничного, наиболее распространенных в вашем регионе.

На территории России и стран СНГ действует система классификации тракторов, в основе которой лежат тяговые характеристики. Поэтому в оборот введен так называемый тяговый класс тракторов, о котором подробно рассказано в этой статье.

Что такое тяговый класс?

Тяговый класс определяет одну из ключевых характеристик трактора - максимальное тяговое усилие, которое может развить машина. Однако здесь есть одна особенность - это усилие в значительной степени зависит от типа грунта и условий, в которых эксплуатируется трактор. Понятно, что в заболоченной местности или по сырому лугу трактор сможет тянуть меньший груз, чем по сухому полю или песку. Поэтому тяговые характеристики для разных типов тракторов измеряются в строго установленных условиях.

Классификация тракторов по классам в случае сельскохозяйственных машин выполняется по усилию, развиваемому на грунте с определенными условиями:

Класс тяги тракторов указывается цифрой, которая означает тяговое усилие в тонн-силах (тс). Также можно встретить указание класса в кН (килоньютонах). Здесь действует простое соотношение: 1 тс примерно равна 10 кН. Поэтому, например, трактора класса 14 кН - это то же самое, что трактора тягового класса 1,4.

Классификация тракторов по тяговому классу

В настоящее время принято выделять семнадцать классов тяги, которые охватывают всю технику - от небольших мотоблоков, до рекордно мощных промышленных тракторов. Однако актуальные модели сельскохозяйственных тракторов занимают восемь классов, еще три класса отводится на мотоблоки и мини-тракторы, и в последние годы стали появляться мощные с/х-машины 7 тягового класса, хотя раньше в этот класс входили исключительно промышленные тракторы. Основные данные и модели с/х-тракторов собраны в таблице:

Тяговые классы тракторов - таблица:

Тяговый класс

Номинальное тяговое усилие (тс)

Средняя мощность тракторов (л.с.)

Средняя масса тракторов (т)

Базовые модели тракторов

Колесные

Гусеничные

Мотоблоки

Тяжелые мотоблоки; мини-тракторы, легкие самоходные шасси

Сегодня отсутствуют модели

Т-25, Т-30, «Беларус» 300-й серии

МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, «Беларус» 900-й серии

«Беларус» 1220-й серии

Т-54, Т-70 (специализированные)

Т-150К, «Беларус» 1500-й серии

Беларус 2022

Т-4А, ХТЗ-201

К-700, Беларус 3023

Terrion АТМ 7360

Все сельскохозяйственные тракторы по своему назначению делятся на шесть больших групп: Мини-тракторы (классы 0,2, 0,4) - техника для работы на малых по размеру участках с применением навесного или прицепного оборудования, подходят для транспортных работ^; Универсальные тракторы (классы 0,6, 0,9, 1,4 и 2) - техника для выполнения общехозяйственных работ, для обработки, возделывания и уборки с/х-культур (пропашных)^; Универсально-пропашные (классы 0,6, 0,9, 1,4, 2) - техника, используемая для первичной обработки почвы (пахоты, боронования, культивации), посевных и уборочных работ, возделывания пропашных культур, а также для решения транспортных задач^; Тракторы общего назначения (классы 3, 4, 5, 6, 7) - техника для выполнения энергоемких операций, в том числе для пахоты, культивации, лущения стерни, снегозадержания, проведения мелиоративных работ, выполнения транспортных операций и т. д. Данные тракторы применяются только на полях больших площадей^; Специализированные тракторы - машины различных классов для обработки отдельных культур (овощеводческие, свекловодческие, хлопководческие и другие)^; Самоходные шасси - небольшая группа тракторов малых классов (самый известный - Т-16) с расположенной в передней части рамой для платформы.

Рассмотрим каждый класс, трактор и их особенности более подробно (за исключением класса мотоблоков).

Тракторы класса 0,2 тс

К этому классу относятся тяжелые мотоблоки и минитракторы. Техника разработана для выполнения простых операций на небольших участках, также тракторы могут использоваться для привода агрегатов и механизмов. На современном рынке много моделей 2 кН - ранние МТЗ-082 и Беларус-112, современные Беларус-08К, Беларус-132Н, Уралец Т-0,2 (ЧТЗ), КМЗ-012 (Курганский машиностроительный завод), серия тракторов «Уралец» (ООО «Трактор», Челябинская область), «Уссуриец» (Уссурийский авторемонтный завод) и другие модели. Большое распространение получили многочисленные модели из КНР (Dong Feng DF 244, Chery FD15, Jinma 100-х и 200-х серий, Xingtai XT-220, Foton TE-244 и другие) и Японии (особенно фирм Kubota, Mitsubishi, Iseki).

Тракторы класса 0,4 тс

Сегодня отечественная промышленность не выпускает трактора данной группы. Единственным массовым представителем этого класса был трактор ХТЗ-7, выпускавшийся в период с 1950 по 1956 годы. Однако этот класс представлен китайским производителем Jinma (120, 264E).

Тракторы класса 0,6 тс

Трактора класса 0,6 универсальны и дешевы, чем обусловлено их широкое распространение. К данном классу (трактора 0,6) относятся отечественные машины Т-25А «Владимирец» и Т-30 (оба Владимирского тракторного завода, все еще находятся в производстве), самоходное шасси Т-16, более современные ВТЗ-2032, машины «Беларус» моделей 310, 320 и 321, а также тракторы из Китая Dong Feng, Xingtai, Jinma, Chery и т. д.

Трактора класса 0,9 тс

Машины данной группы универсальны и распространены, за счет увеличенной тяги трактора класс 0,9 могут выполнять как сельхозработы, так и использоваться для решения транспортных задач

Наиболее яркий и известный представитель этого тягового класса - тракторы Т-40/40А, которые не выпускаются уже 20 лет, но все еще остаются в строю. Из более современных тракторов следует отметить ЛТЗ-55 (выпускался в 90-е годы), ВТЗ-45, актуальный ТТЗ-80.10 Ташкентского тракторного завода.

Трактора тягового класса 1,4 тс


Класс трактора 1,4 является наиболее востребованным в аграрном секторе, сфере ЖКХ, в строительстве и во многих других отраслях.

К данному классу относятся ранние МТЗ-50/52, знаменитые МТЗ-80/82, пришедшие им на замену МТЗ-100/102 и актуальные модификации Беларус-80/82 (и тракторы на их базе). В один ряд встают трактора ЮМЗ-6 всех модификаций, ЛТЗ-60АВ, ЛТЗ-95Б и другие. Из наиболее новых можно отметить Беларус-921 и вообще всю 900-ю серию. Из зарубежных тракторов наибольшую популярность получили американские John Deere JD5020, JD6020 и другие, американские же AGCO MF3600, MF3400, большое число моделей немецкой Deutz-Fahr и китайских Dong Feng (модель DF-404), Xingtai и т. д.

Трактор класса 2 тс

Еще два десятилетия назад трактора 2 тягового класса были исключительно гусеничные, но в последние годы появляется все больше колесных моделей. Наиболее известные ранние гусеничные машины Т-54В и Т-70 (специальные) и колесные ЛТЗ-155. Из актуальных следует отметить Беларус 1221/1222, американские John Deere 6020, 6130D, New Holland T6050 Delta, английские CASE IH Maxxum 125, немецкие Deutz Agrofarm 430 и другие.

Трактора тягового класса 3

Типичные трактора 3 класса тяги - это колесный Т-150К и гусеничный Т-150, гусеничные ДТ-75 во всем их разнообразии, ДТ-175 и наиболее современный и актуальный Агромаш 90 (является модификацией ДТ-75). Из новых колесных машин можно отметить Беларус 1523, Terrion АТМ 3180 производства «Агротехмаш», некоторые модели John Deere 6-й серии.

Трактора 4 класса


В свое время использовался единственный гусеничный трактор 4 тягового класса Т-4А и ряд специализированных машин. Сегодня этот класс включает в себя «Беларус» модели 2103 (на гусеничном ходу), новые колесные машины Беларус 2022 и Terrion моделей АТМ 3180 и 4200, ХТЗ-17221 и ХТЗ-181, а также New Holland 7-ой серии и John Deere 7-й серии.

Тракторы 5 класса

Наиболее востребованные трактора 5 тягового класса - «Кировцы» в лице моделей К-700 (мощность 230 - 335 л. с.) и его многочисленных модификаций. Из новых колесных машин можно выделить целую линейку «Беларус» 2522/2822/3022/3023 и отечественный Terrion АТМ 5280. Из машин на гусеничном ходу - ранние Т-250 и современные Т-501. Среди зарубежных производителей выделяются мощные машины Buhler 2000-й линейки, JD 8050, а также серии Magnum/STX от компании Case New Holland.

Тяговый класс 6 тс


До недавнего времени это был самый мощный класс с/х-тракторов в нашей стране, сюда входили гусеничные Т-100М и Т-130, и модификации К-744 (мощность до 428 л. с.). Эти машины с успехом решали сложные агротехнические задачи, и не менее сложные задачи в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли и других сфер.

Из зарубежных машин модно отметить John Deere 9430/9420 RII и Case IH (STX380, 430, 480, 530).

Тяговый класс 7 тс

Это наиболее мощные и высокоэнергонасыщенные трактора для аграрного сектора, они применяются для основной обработки почв и решения широкого круга других задач. Из машин данного класса можно выделить колесные Terrion АТМ 7360 (мощностью до 400 л. с.) и УДМ-5К-02 (усиленный аналог К-744). Также есть и зарубежные машины Buhler Versatile, John Deere и New Holland, однако российские аграрии их использую ограниченно (закупки на всю составляют не более десятка тракторов в год).

Одним из необходимых условий проведения анализа является систематизация материала в соответствии с принятой классификацией. Так, трактор – это самоходная машина, предназначенная для выполнения широкого спектра работ с применением прицепных, навесных, полунавесных, а также стационарных машин и орудий. Тракторы классифицируются по различным признакам. По области применения различают: сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и лесохозяйственные.

Сельскохозяйственные тракторы по назначению подразделяются на тракторы:

Общего назначения – служат для осуществления энергоемких операций в сельскохозяйственном производстве (тяговые классы 3,0; 4,0; 5,0 и выше);

Универсальные – для проведения общехозяйственных работ. Подходят для возделывания и уборки пропашных культур (тяговые классы 0,6; 0,9; 1,4 и 2,0);

Универсально-пропашные – для проведения следующих агротехнологических операций: посев пропашных культур, уход за ними и их уборка; возможно ограниченное использование на первичной обработке почвы (тяговые классы 0,6; 0,9; 1,4 и 2,0);

Специализированные по видам возделываемых сельскохозяйственных культур – хлопководческие, виноградниковые, свекловодческие, рисоводческие, садоводческие, овощеводческие, малогабаритные и т.д.;

Самоходные шасси – тип универсально-пропашного трактора с передней рамой.

Кроме того, сельскохозяйственные тракторы подразделяются по типу ходовой системы – на колесные и гусеничные.

Колесные тракторы различаются по «колесной формуле», отражающей общее число колес, число ведущих колес и их размеры. Так, четырехколесный трактор с передними управляемыми колесами меньшего диаметра и задними ведущими большего диаметра имеет колесную формулу 4К2. Цифра «4» показывает общее число колес, а цифра «2» – число ведущих колес. В случае если и передние колеса ведущие, но меньшего диаметра, то колесная формула имеет вид: 4К4а, где вторая цифра «4» показывает, что трактор имеет четыре ведущих колеса, а индекс «а» – указывает на меньший диаметр передних ведущих колес. Тракторы со всеми четырьмя ведущими колесами одного диаметра имеют колесную формулу 4К4б, где индекс «б» указывает на равенство диаметров передних и задних колес.



Основным классификационным признаком сельскохозяйственных тракторов в Российской Федерации принято номинальное тяговое усилие, которое развивает трактор на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельном буксовании (для гусеничных – не более 5 %, колёсных 4К4 – не более 16%, колёсных 4К2– не более 18%), характеризующее тяговый класс трактора.

Тяговый класс трактора определяют по значению номинального тягового усилия, которое вычисляют расчетным или экспериментальным путем. Важное значение при определении тягового класса сельскохозяйственных тракторов играет тип ходовой системы и эксплуатационная масса трактора, определяющие его тягово-сцепные свойства.

Тракторы тягового класса 0,2.

Тракторы тягового класса 0,2 характеризуются невысокой мощностью двигателя (9…12 кВт) и предназначены для механизации сельскохозяйственных, коммунальных и строительных работ. Малогабаритные тракторы указанного класса оборудованы гидравлическими системами и механизмами навески, позволяющими агрегатировать эти тракторы с различными прицепными и навесными орудиями. В настоящее время тяговый класс 0,2 представлен следующими тракторами: КМЗ-012Ч (производства ОАО «Курганмашзавод»; снят с производства), «Беларус-132Н» (производства РУП «Сморгонский агрегатный завод», входящий в состав ПО «Минский тракторный завод»), «Уралец» (производства ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК») и др.

Тракторы тягового класса 0,6.

На сравнительно небольших площадях сельскохозяйственных угодий, при выполнении малоэнергоемких работ (основной и предпосевной обработке почвы, посеве и посадке сельскохозяйственных культур, кормозаготовке, транспортировке грузов на небольшие расстояния и т.д.) используют тракторы тягового класса 0,6. Одними из самых распространенных тракторов в этом классе являются тракторы Т-25 и Т-25А (данные модели прошли модернизацию и в настоящее время они представлены как Т-30-69 и Т-30-70) производства ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ООО «ВМТЗ»). Кроме того, в мощностном диапазоне 25-45 л.с. ООО «ВМТЗ» представляет достаточно широкий спектр модельного ряда. Так, универсально-пропашные тракторы ВТЗ-2032А, ВТЗ-2048А применяются как в сельском, так и в коммунальном хозяйстве, складских помещениях, где маневренность и способность осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в условиях ограниченного пространства являются приоритетными. Колесный трактор «Беларус-320» (производства ПО «Минский тракторный завод») в тяговом классе 0,6 в последние годы завоевывает всё большую популярность.
Кроме универсально-пропашных колесных тракторов в тяговом классе 0,6 производятся самоходные транспортные средства рамной конструкции (самоходные шасси). Самоходные шасси используют в овощеводстве, бахчеводстве, во внутрихозяйственных транспортных работах, а также в качестве силового агрегата для различного навесного оборудования при выполнении специальных работ. В Российской Федерации самоходные шасси производит только ООО «ВМТЗ» (ВТЗ-30СШ), по основным деталям и сборочным единицам шасси унифицировано с трактором ВТЗ-2032 и отличается от него тем, что на шасси дизельный двигатель и силовая передача размещены сзади, а передняя часть представляет собой открытую раму, предназначенную для установки платформы, навесных агрегатов и машин.

Тракторы тягового класса 0,9.

Колесные тракторы тягового класса 0,9 в агрегате с навесными и прицепными орудиями используют для проведения предпосевной обработки почвы, посева, междурядной обработки пропашных культур, а также для заготовки кормов, транспортных работ, привода стационарных машин, работы на животноводческих фермах и для выполнения других общехозяйственных работ. Эффективно используются как в средних сельскохозяйственных организациях, так и в фермерских хозяйствах. Единственным предприятием, производившим тракторы класса 0,9, являлся ОАО «Липецкий трактор» (ОАО «ЛТ»), входящий в состав концерна «Тракторные заводы». Одной из первых моделей этого класса являлся Т-40М, выполненный с двумя ведущими мостами, поэтому обладавший повышенной силой тяги и лучшей проходимостью. Трактор Т-40АНМ (модификация Т-40М) имел пониженный центр тяжести и поэтому был способен работать не только на равнинах, но и на склонах.

В последние годы ОАО «ЛТ» производил универсально-пропашные тракторы серии ЛТЗ-60 (ЛТЗ-60А, ЛТЗ-60АБ и ЛТЗ-60АБ-10).

В жестких рыночных условиях производство этих тракторов стало нерентабельным в силу снижения на них спроса, так как они не способны выполнять агротехнологические операции в агрегате с навесным и прицепным оборудованием, предназначенным для тракторов класса 1,4, а использовать их с агрегатами, предназначенными для тракторов класса 0,6, экономически нецелесообразно. Специально же для тракторов класса 0,9 навесное и прицепное оборудование не производится. В 2009 г. концерн «Тракторные заводы» прекратил производство тракторов в Липецке.

Тракторы тягового класса 1,4.

Колесные тракторы класса 1,4 с номинальным тяговым усилием от 12,6 кН до 18,0 кН предназначены для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями. Кроме того, они могут быть использованы для выполнения трудоемких работ в агрегате с бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками, ямокопателями, а также на специальных транспортных работах и для привода различных стационарных сельскохозяйственных машин. Тракторы тягового класса 1,4 являются самыми распространенными в Российской Федерации, наибольшая доля которых приходится на тракторы производства ПО «Минский тракторный завод». Исторически сложилось, что центром производства колесных тракторов в СССР стал г. Минск (Белоруссия). В 1974 г. Минским тракторным заводом был начат выпуск новой базовой модели тракторов МТЗ-80 (с дизелем мощностью 59 кВт), созданной в результате коренной модернизации трактора МТЗ-50. В 1976 г. было освоено производство универсального пропашного трактора с передним ведущим мостом МТЗ-82. Кроме того, были созданы и подготовлены к выпуску: крутосклонная модификация МТЗ-82К; с реверсивным управлением – МТЗ-80В и МТЗ-82В; хлопководческая – МТЗ-80Х2; овощебахчевая – МТЗ-82Т.

В настоящее время ПО «МТЗ» является лидером в сегменте рынка колесных тракторов класса 1,4 в Российской Федерации с долей более 95% и представлен в этом сегменте тракторами 800 и 900 серии.

В 2008 г. отечественный производитель сельскохозяйственной техники ООО «ВМТЗ» вывел на российский рынок новый колесный трактор тягового класса 1,4 Т-85 как наиболее востребованный для сельского хозяйства России при обработке сельскохозяйственных угодий площадью от 15 до 50 гектаров. Производитель позиционировал этот трактор как функционально универсальный, обладающий в своем тяговом классе 1,4 высокой производительностью и хорошими техническими характеристиками.

Другие новинки в этом же сегменте представил ОАО «КамАЗ» – CMAX 85 и СХ 105. На них установлены мощные и экономичные двигатели импортного производства IVECO BetaPower.

Техника иностранных производителей также представлена в сегменте рынка тягового класса 1,4. Так, John Deere на территории России предлагает своим потребителям колесные тракторы серии 5020, 6020 и 6030. Корпорация AGCO представлена в сегменте брендами Massey Fergusson (серии MF 3400, MF 3600, MF 4400) и Fendt (200 V/F/P/S). Same Deutz Fahr представлен брендами Lamborghini, Deutz Fahr (серия Agrofarm), Same (серия Silver). В указанном сегменте рынка присутствуют китайские производители Shandong Foton Lovo- Heavy Industries CO Ltd, YTO Group Corporation, Changzhou Dongfeng Agricultura- Machinery Group Co.,LTD.

Тракторы тягового класса 2.

Тракторы тягового класса 2 тоже являются универсально-пропашными и предназначены для возделывания и уборки сахарной свеклы, картофеля и других низкостебельных пропашных культур, а также для выполнения работ общего назначения.
ПО «МТЗ» производит колесный трактор тягового класса 2 «Беларус-1221» и его модификации с колесной формулой 4К4а и мощностью двигателя 130 л.с. Трактор предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями. Может использоваться в лесном и коммунальном хозяйстве, строительстве, промышленности. Трактор приспособлен для работы в различных почвенно-климатических зонах и на всевозможных видах почв.
В сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 2 представлены и зарубежные производители сельскохозяйственной техники. Так, John Deere на российском рынке представлен тракторами серии JD 6020; Case New Holland – Т6000, Case IH MXM, TM; AGCO – Massey Fergusson (MF 5400), Fendt (400 Vario) и др.

Тракторы тягового класса 3.

Тракторы тягового класса 3 являются тракторами общего назначения и предназначены для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых и технических культур в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов. Основным поставщиком колесных тракторов тягового класса 3 является ОАО «Харьковский тракторный завод» (ОАО «ХТЗ»), а одной из самых массовых моделей – ХТЗ-150К. Трактор ХТЗ-17221 отличается лишь кабиной и типоразмером шин. Несущая система трактора состоит из передней и задней полурам с углом взаимного поворота по вертикальному шарниру влево и вправо на 30 о и по горизонтальному – вверх и вниз на 15 о. Колесная формула трактора 4К4б.

ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» разработала трактор общего назначения классической компоновки «РТМ-160». На нем установлен дизельный четырехтактный шестицилиндровый двигатель ярославского производства ЯМЗ-236Д2 мощностью 160 л.с., трактор имеет 16 скоростей вперед и 8 назад.

В 2004 г. ЗАО «Агротехмаш» совместно с ATM United Technologies GmbH (Германия) наладил производство колесных тракторов классической компоновки АТМ 3180 в Санкт-Петербурге. В 2008 г. производство тракторов было перенесено в Тамбов. АТМ 3180 производится из импортных комплектующих.

В сегменте колесных тракторов тягового класса 3 ОАО «КамАЗ» вывел на рынок два трактора классической компоновки ХТХ 185 и ХТХ-215, они комплектуется импортными двигателями IVECO BetaPower и Cummins QSB соответственно, максимальная мощность которых достигает 198 л.с. (модель ХТХ 185) и 220 л.с. (ХТХ-215).

ПО «МТЗ» также производит колесные тракторы тягового класса 3. Это «Беларус-1523» и его модификации. «Беларус-1523» оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем мощностью 114 кВт (155 л. с.) с турбонаддувом.

Одним из основных иностранных производителей, присутствующих в данном сегменте, является Case New Holland с серией тракторов Т 7000 (основные модели Т7040, Т7050, Т7120, Т7130, Т7220, Т7230) и отдельными моделями Puma 165, MX 200, MXM 190, TM 1754 WD и др.

Компания John Deere импортировала на территорию России тракторы следующих моделей: JD 4640, JD 4650, JD 6620, JD 6620 SE, JD 6630, JD 6930, JD 7430, JD 7710, JD 7810, JD 7820, JD 7820 TLS, JD 8100.

Корпорация AGCO на российском рынке была представлена брендами Valtra (основные модели: Valtra N 141H, Valtra T 161, Valtra T 161C, Valtra T 170, Valtra Valmet 8550), Massey Fergusson (основные модели: MF 6497, MF 6499, MF-680) и Fendt с моделью Favorit 716 Vario TMS.

Концерн Same Deutz Fahr поставлял на российский рынок колесные тракторы серии Agrotron (Agrotron 1160, Agrotron 150.7, Agrotron 163) и Lamborghini R 1506.

Тракторы тяговых классов 4 и 5.

Колесные тракторы с номинальным тяговым усилием от 36,0 кН до 54,0 кН соответствуют тяговым классам 4 и 5. Одним из основных поставщиков тракторов указанных классов является ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ЗАО «ПТЗ»). С 1962 г. на этом предприятии выпускались тракторы К-700 («Кировец»), с 1975 г. – К-701, а с 2000 г. – современные, энергонасыщенные, экономичные колесные тракторы К-744 и его модификации. В базовой комплектации К-744 оснащен двигателем ЯМЗ-238НД5 (300 л.с.), а гидросистема навесного оборудования трактора имеет шестеренчатый маслонасос постоянной производительности с четырёхсекционным гидро-распределителем фирмы Bosch (на 3 пары выводов) для подключения сельскохозяйственных машин и орудий. Другие возможные варианты комплектации позволяют оснащать трактор К-744 двигателем фирмы Mercedes OM-457LA (354 л.с.), маслонасосом с регулируемым расходом рабочей жидкости фирмы Danfoss и пятисекционным гидрораспределителем фирмы Bosch (на 4 пары выводов) для сельскохозяйственных агрегатов.

В 2005 г. ЗАО «Агротехмаш» представила новую серию колесных тракторов тягового класса 5 К 5000 АТМ, а в 2007 г. был налажен серийный выпуск этих тракторов под брендом TERRION (280 л.с.). АТМ 5280 скомпонован из импортных узлов и агрегатов. Так, трактор комплектуется дизельным двигателем Deutz (Германия) с водяным охлаждением BF 6M 1013 FC номинальной мощностью 270 л.с., трансмиссией ZF (Германия), передним мостом Carraro (Италия) и гидравликой Bosch (Германия).

В сегменте колесных тракторов тягового класса 4 ПО «МТЗ» производит «Беларус-2022», где в отличии от «Беларус-1523» установлен более мощный дизель 210 л.с. Гидрообъемное рулевое управление обеспечивает легкость и простоту управления трактором при выполнении любых работ. Электрогидравлическая система Bosch обеспечивает силовой, позиционный и смешанный способ автоматического регулирования при работах общего назначения. На тракторе предусмотрена блокировка дифференциала задних колес с автоматическим отключением при повороте передних колес на угол более 130 и принудительная блокировка.

ПО «МТЗ» в сегменте рынка колесных тракторов тягового класса 5 производит энергонасыщенный трактор «Беларус-3022» и его модификации, которые комплектуются дизельными двигателями производства Detroit Diese-Corporation S40E 8.7LTA мощностью 300 л.с. и Deutz BF06M1013FC мощностью 303 л.с. Трактор имеет универсальную гидронавесную систему с джойстиковым управлением на базе аксиально-плунжерного регулируемого насоса фирмы Bosch-Rexroth с пятисекционным распределителем и электрогидравлическим управлением с возможностью программирования функций гидросистемы (EHS), электрогидравлическим регулятором управления передним и задним навесным устройством.

В 2007 г. ОАО «Ростсельмаш» приобрел 80% акций компании Buhler Industries Inc, крупнейшего в мире производителя энергонасыщенных тракторов, реализуемых под торговой маркой Versatile. В тяговом классе 4 Buhler поставляет на рынок серию тракторов общего назначения классической компоновки Genesis с широким мощностным диапазоном до 278 л.с. Все модели оснащены экономичными двигателями Constant Power Plus с рабочим объемом 7,5 л., автоматической коробкой передач Powershift, которая имеет 18 передач вперед и 9 назад и электроуправляемой гидравликой с опциональной системой HydraFlow®Plus производительностью 208 л/мин.

В тяговом классе 5 Buhler производит тракторы общего назначения серии 2000 с шарнирным соединением полурам. 2000 серия представлена двумя моделями: 335 л.с. и 375 л.с., комплектуется силовым агрегатом Cummins серии QSM 11 (объем 10,8 л). Эти двигатели имеют рядное расположение 6 цилиндров, 24 клапана, турбонаддув и охлаждение наддувочного воздуха. Механическая трансмиссия QuadshiftR III 12x4 входит в стандартную комплектацию. Гибкость соединения рам и рулевых тяг позволяет изменять наклон рам на 15о вверх/вниз, обеспечивая общий ход в 30о. На российский рынок импортировались тракторы серии Genesis (модели 2210, 2145) и 2000 серии (модели 2335, 2375).

Другими зарубежными производителями сельскохозяйственных тракторов тяговых классов 4 и 5, представившими свою продукцию на территории России, являются: Case New Holland с серией Т 8000, STX, TG и Magnum; John Deere с серией JD 8030, JD 8050; корпорация AGCO представлена брендами Valtra (модель Т 191 и S 280), Massey Fergusson (модели MF 8170, MF 8270, MF 8470, MF 8480), Fendt (модели 718 Vario, 920, Favorit 930 Vario TMS, Favorit 936 Vario TMS); CLAAS представлен тракторами серий Ares, Atles, Axion и Xerion; Same Deutz-Fahr представлен брендом Lamborghini (модели R7 и R8), Same-Diamond 265 и Agrotron 215.

Тракторы тягового класса 6 и выше.

На сегодняшний день на территории стран СНГ не существует производства высокоэнергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 6 и выше. В основном на производстве подобных тракторов специализируются зарубежные транснациональные корпорации – такие как John Deere, Case New Holland, AGCO и Buhler Industries Inc.

John Deere в 1996 г. начал серийный выпуск высокопроизводительных колесных тракторов серии JD 9000 с объемом двигателя до 13,5 л и мощностью от 289 и до 405 кВт. Основными моделями, ввезенными на территорию России, являются JD 9420 RII, JD 9430, JD 9520 RII, JD 9530, JD 9620, JD 9630.

Подразделение корпорации Case New Holland (CNH) Case IH производит высокоэнергонасыщенные колесные тракторы STX Steiger с двигателями мощностью от 380 до 530 л.с. и рабочим объемом двигателя до 15 л (модель STX 530), что обеспечивает запас крутящего момента до 43% и мощности до 50 л.с. Модели STX380, STX430 оснащены двигателями производства Case IH, а модели STX480 и STX530 – двигателями Cummins. Все модели могут комплектоваться системой автоуправления AgGPS®EZ-Steer®, системой GPS-навигации, которая предлагает четкий контроль и точность работы до ±2 см. Другое подразделение корпорации CNH – New Holland производит тяжелые тракторы с шарнирно-сочлененной рамой серии Т 9000. На них устанавливаются турбодизельные 6-цилиндровые рядные двигатели производства New Holland (Cursor, рабочий объем – 12,9 л на моделях Т 9020, Т 9030, Т 9040, Т 9050) и Cummins (QSX 15, рабочий объем – 15 л на модели Т9060). На всех моделях установлена автоматическая трансмиссия с количеством передач 16х2.

Challenger, входящий в состав корпорации AGCO, производит полноприводный трактор с шарнирно-сочлененной рамой серии MT900B. Линейка серии MT900B состоит из четырёх моделей: MT945B с мощностью двигателя 430 л.с. (321 кВт), MT955B – 460 л.с. (343 кВт), MT965B – 510 л.с. (380 кВт), MT975B – 570 л.с. (425 кВт). Тракторы MT945B и MT955B оснащены двигателями Caterpillar C15 с использованием технологии ACERT™, а тракторы MT965B и MT975B – двигателями Caterpillar C18 ACERT. В стандартную комплектацию тракторов серии MT900B входит трансмиссия Powershift 16Fx4R от Catterpillar с 8 передачами в рабочем диапазоне скоростей 6,5-15,0 км/ч и транспортной скоростью до 39,7 км/ч.

Компанией Buhler Industries Inc была разработана серия высокопроизводительных полноприводных тракторов High Horsepower Tractor (HHT). HHT представлены в модификациях мощностью 435, 485 и 535 л.с. Все тракторы оснащены двигателями Cummins QSX с рядным расположением цилиндров. Комплектация трансмиссией: механическая QuadshiftR III 12x4 или автоматическая Powershift от Caterpillar. В Российскую Федерацию ввозились тракторы HHT 435, HHT 485 и HHT 535.

«Беларус-132Н»


DONG FENG DF-254 (4WD)


ЛТЗ-60АБ-10




Case New Holland – Т6000

John Deere JD 8100



Case New Holland STX Steiger



Сельскохозяйственная техника представляет собой большой перечень технического оборудования, созданного для облегчения и повышения эффективности сельскохозяйственного труда посредством автоматизации и механизации отдельных видов технологических работ. Основной базой для сельского хозяйства во все времена считались трактора.

Трактор - безрельсовое средство передвижения, используемое как тягач при разнообразных видах работ в сельском хозяйстве, дорожном строительстве. Может сам оборудоваться навесными или полунавесными машинами различного назначения.

> Классификация тракторов

Основные параметры, по которым можно классифицировать трактора, следующие:

По области применения существуют три группы: общего применения, универсально-пропашные и специальные.

По типу устройства ходовой части тракторы делятся на колёсные и гусеничные.

Классификация по типу наличия или отсутствия рамы:

Рамные, корпус которых является рамой.

Полурамные, их корпус состоит из двух продольных балок, соединённых с задним мостом.

Безрамные - корпус этого типа тракторов, это соединённые воедино корпуса составляющих его механизмов и элементов.

По показателям тягового усилия существует 9 классов тракторов. Учитывается номинальное усилие, которое означает значение, при котором трактор наиболее эффективен на среднестатистическом по влажности и твёрдости грунте.

Марка трактора - кодовое название условно принятое для обозначения той или иной модели. Вначале обычно пишут буквенные знаки, которые являются аббревиатурой завода, или начальные буквы какого либо слова и через чёрточку показатели мощности в лошадиных силах или модельный номер.

Технику, готовую к производству и вышедшую в серию вносят в каталог.

Ниже будут приведены модели и модификации тракторов, разделённых по тяговым классам.

Тяговый класс 0,2. Мини-трактора (МТЗ-082, МТ-15, T-012, АМЖК-8 и др.), применяемые для малых или селекционных полях и фермерских угодьях. Это трактор имеющий малые габариты, очень универсален, имеет две оси или гусеницы. Такие тракторы могут быть соединены с косилкой, прицепной тележкой, культиватором, плугом и другими агрегатами, предусмотренными для этих моделей.

Тяговый класс 0,1. Мотоблок на одной оси, который управляется оператором при помощи рычагов.

Тяговый класс 0,6. Самоходные шасси и тракторы (ХТЗ-2511, СШ-25, T-30A-80, Т-25ФМ, TT3-30, T-25A и Т-16МГ) используются в междурядной обработке и посеве, посадке садов и овощей, уборка сена, уход за посевами, различные транспортные работы. Самоходные шасси являются разновидностью трактора, которая имеет грузовую платформу на раме, предназначенную для перевозки грузов, а также для навеса различных агреготов, орудий и машин для работы в сельском или коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси Т-16МГ и СШ-25 применяются в садоводстве, животноводстве, овощеводстве и полеводстве.

Тяговой класс 0,9. Это тракторы (JIT3-55AH, JIT3-55A, JIT3-55, Т-28Х4М, ТТЗ-80.10 и BT3-45AT) обладают широким диапазоном передач, реверсивным ходом, а также регулировкой ширины колеи, поэтому могут очень широко применяться в сельском хозяйстве и на транспортных работах. Это может быть предпосевная и междурядная обработка, посев, уборка культур, вспашка на малой площади лёгких почв и уборка сена, борьба с вредителями.

Тяговый класс 1,4. Эти тракторы (ЮМЗ-6АКМ, МТЗ-80, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-бОАБ, МТЗ-82) с успехом применяются на уборке овощных и технических культур, а также при их возделывании. Для вспашки, боронования, посадки, посева, вспашки, применяются в совокупности с различным навесным оборудованием. На них можно заготавливать корма, распределять по полю удобрения, перевозить различные грузы. К этой группе относятся машины "Беларусь", имеющие более 25 модификаций. Различие модификаций между собой заключается в комплектации. Например, 920-ая модель снабжена двигателем с мощностью 90 л. с. Также у него все колёса ведущие, коробка передач синхронизирована, передачи имеет несколько диапазонов и могут переключаться на ходу.

Базовые модели классов 0,6; 0,9 и 1,4 являются универсально-пропашными колёсными тракторами. Сюда же относятся трактора повышенной проходимости, у которых все колёса ведущие, тракторы горные для работы на крутых склонах и др.

Тяговой класс 2. Сюда относятся трактора Т-90С, на гусеничном ходу (а также T-70B, вино - градниковый и T-70CM, свекловодческий) и трактора на колёсном ходу "Беларусь-1221", JIT3-95, JIT3-155, а также шасси универсальное "Беларусь" Шу-356.

"Беларусь-1221" имеет дизельный двигатель с шестью цилиндрами, общая мощность которого 130 л. с. Имеется турбонаддув. Переключаемая на ходу коробка передач. Есть передняя и задняя навеска, может быть оснащён дополнительным ВОМ.

Трактор JIT3-155 считается интегральным, так как в нём сопряжены вместе различные части и виды агрегатов, как простые, так и комбинированные. Двигатель имеет мощность 150 л. с. Этот трактор имеет принцип строения называемый модульным. Три основные модули (части) это технологическая, управляющая и энергетическая. Первая (технологическая) часть, это задний мост вместе с устройствами для работы с орудиями сельского хозяйства и машинами, уборочным оборудованием, платформой для груза и т.д. Есть возможность изменения дорожного просвета. Вторая (управляющая) часть, это расположенный в кабине пост управления, который может вращаться на 180 градусов. И третья (энергетическая) часть представлена дизельным двигателем, коробкой передач, ведущий передний мост, ВОМ и навесное оборудование.

Шасси ШУ-356 имеет двигатель на 80 л. с. и сконструировано для использования на различных полевых работах, транспортировки грузов. Платформа имеет объём 2,5 куб. метра.

Тяговый класс 3. Трактора этого класса (колесные ХТЗ-121, T-15K, T-150K, BT-130K и гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, BT-100, BT-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, T-150, XT3-180P, ХТЗ-200) используются для почвенной обработки, уборки, посева транспортных работ. Колесные варианты имеют одинаковые по размеру и все ведущие колёса.

Трактор ДТ-175М оснащён двигателем в 170 л. с., коробкой передач с гидротрансформатором, автоматической передачей в зависимости от тягового усилия.

Трактор ВТ-130 имеет двигатель на дизеле с регулируемой мощностью от 120 до 145 л. с. Наивысшие показатели мощности достигаются при помощи турбонаддува. Кабина трактора откидывается набок, есть система автоматического контроля процесса работы трактора. Гусеничные модификации Т-150 и ВТ-130К унифицированы с их базовой колёсной моделью.

Тяговый класс 4. Гусеничный трактор Т-4А предназначен для мощных энергоёмких работ. Применяют для работы на крупных полях. Есть модификация Т-402 для работы в степных зонах.

Тяговый класс 5. Представлен тракторами со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колёсами ("Кировец" K-701M, К-744 и K-700A). Подобные модели используют для крупномасштабной вспашки, посева, снегозадержания, культивации, а также в транспортных работах. Двигатели таких тракторов имеют мощность до 350 л. с. Существует гусеничная модификация Т-250.

Тяговый класс 6. Примером является трактор на гусеничной тяге Т-170М. Этот трактор используется для тяжёлых мелиоративных и сельскохозяйственных работ большого объёма и площади.

Классификация тракторов
Трактор - колесная или гусеничная самоходная машина, предназна­ченная для выполнения различных работ с применением прицепных, на­весных, полунавесных и стационарных машин-орудий, с которыми она об­разует машинно-тракторный агрегат (МТА).
Тракторы классифицируют по ряду признаков.

По области применения - сельскохозяйственные; промышлен­ные; лесопромышленные; лесохозяйственные.

По назначению и специализации - следующие типы.
Сельскохозяйственные тракторы. Общего назначения - энергоем­кие работы в сельскохозяйственном производстве (пахота, культивация, посев и др.), исключая обработку пропашных культур и их уборку.
Универсальные - работы общего назначения, а также работы по воз­делыванию и уборке пропашных культур.
Универсально-пропашные - посев, уход и уборка пропашных куль­тур, ограниченное использование на первичной обработке почвы.
Специализированные по видам культур и производственных условий - хлопководческие, виноградниковые, свекловодческие, рисоводческие, чаеводческие, табаководческие, хмелеводческие, семеноводческие, садо­водческие, овощеводческие, тепличные, животноводческие, горные, мало­габаритные и мотоблоки.
Самоходные шасси - особый тип универсально-пропашного трактора с передней рамой для навески машин и орудий.
Промышленные тракторы. Общего назначения - землеройные ра­боты в агрегате с бульдозером и рыхлителем.
Болотоходные - землеройные и мелиоративные работы на фунтах с низкой несущей способностью.
Специализированные по видам работ и производственных условий:
погрузчики - погрузочные, землеройные и землеройно-транспортные работы;
трубоукладчики - механизация работ по монтажу и укладке магистральных трубопроводов;
подземные - работы в стесненных условиях горных разработок (в шахтах, на строительстве тоннелей);
земноводные и подводные- землеройные работы на глу­бине 6...7 м в портах, в акваториях рек, добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе морей и океанов на глубине до нескольких де­сятков метров;
малогабаритные - малообъемные землеройно-очиститель-ные работы в стесненных условиях.
Лесопромышленные тракторы. Трелевочные - заготовка, сбор и транспортирование леса в полупогруженном состоянии.
Болотоходные - лесозаготовка на грунтах с низкой несущей способ­ностью.
Плавающие - работы на лесосплаве в акватории рек и прибрежной зоне.
Лесохозяйственные тракторы. Общего назначения - лесовосстано-вительные работы, трелевка древесины при рубках ухода.
Болотоходные - работа на грунтах с низкой несущей способностью.

По типу ходовой системы - колесные и гусеничные.
Колесные подразделяются по "колесной формуле", отражающей об­щее число колес, число ведущих колес и их размеры. Так, "классический" четырехколесный трактор с передними управляемыми колесами меньшего диаметра и задними ведущими большего диаметра имеет колесную фор­мулу 4К2. Здесь первая цифра "4" показывает общее число колес, а вторая цифра "2" - число ведущих колес. Если при тех же данных и передние ко­леса ведущие, но меньшего диаметра, то трактор имеет колесную формулу 4К4а, где вторая цифра "4" показывает, что трактор имеет четыре ведущих колеса (все колеса ведущие), а буква "а" - указывает на меньший диаметр передних ведущих колес. Тракторы со всеми четырьмя ведущими колеса­ми одного диаметра имеют колесную формулу 4К46, где буква "б" указы­вает на равенство диаметров передних и задних колес. Встречаются трак­торы с большим числом ведущих колес, особенно среди лесотехнических и лесохозяйственных (6К6, 8К8). Трактор с одним или двумя сближенными передними управляемыми колесами имеет колесную формулу ЗК2.
Кроме того, тракторы бывают полугусеничные и колесно-гусеничные. В первом случае трактор имеет два движителя (колесный пе­редний управляемый и гусеничный задний ведущий), а во втором - они оба ведущие, но используется только один из движителей в зависимости от ус­ловий работы.
По типу компоновки тракторы подразделяют на тракторы тради­ционной (классической) и нетрадиционной компоновки.
По номинальному тяговому усилию сельскохозяйственные и ле­сохозяйственные тракторы делят на десять тяговых классов, а промыш­ленные и лесопромышленные тракторы - на восемь (табл. 1.1 и 1.2).

Тяговые классы сельскохозяйственных и лесохоэяйст венных тракторов

Номинальное тя-

Номинальное тяго-

говое усилие, кН

вое усилие, кН

От 1,8 до 5,4

Св. 27 до 36

Св. 5,4 до 8,1

Св. 8,1 до 12,6

Св. 12,6 до 18

Св. 18 до 27

Св. 72 до 108

Под номинальным тяговым усилием сельскохозяйственных и лесо-хозяйственных тракторов принимается усилие, которое они развивают на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельных значениях буксования: 18% - для тракторов 4К2 и ЗК2; 16% - для 4К4; и 5% - для гусеничных тракторов.
Тяговые классы промышленных тракторов

Номинальным тяговым усилием промышленного трактора считается наибольшее тяговое усилие, которое он может реализовать на плотном су­хом грунте. Так как эта величина взаимосвязана с конструкционной массой трактора, то тяговый класс промышленных тракторов иногда определяют по его массе

Понравилось? Лайкни нас на Facebook