Вездеход «ТТ. Вездеход «ТТ Основные элементы углового редуктора

О пользе мотоблока в подсобном хозяйстве сказано немало. Если позволяют средства – его покупают. Если есть желание сэкономить – изготавливают самостоятельно.

На первый взгляд – это сложное техническое устройство, которое можно сделать лишь в заводских условиях. На самом деле, самодельный мотоблок с редуктором от «Муравья», довольно часто встречается во дворах доморощенных фермеров.

Если понимать конструкцию, и иметь в доме элементарный набор слесаря:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • сверлильный инструмент.

то можно построить самоходного железного коня буквально из подножных материалов. Для этого необходимо понимать, как работает конструкция.

Устройство мотоблока. Основные элементы конструкции

  1. Рама или станина. На ней крепится двигатель, система передачи крутящего момента на колеса, подвеска и тяговое устройство для навесного оборудования;
  2. Силовой агрегат. Его мощность может быть небольшой, от 5 до 10 лошадиных сил. Применяются двигатели от мопедов, мотоциклов, компрессоров и даже бензопил;
  3. Подвеска. Как правило, примитивная. Состоит из самодельных колес или готовых от сельхозтехники. Иногда используются автомобильные или мотоциклетные. Может быть осевой или портальной;
  4. Редуктор для мотоблока. Одна из важнейших частей конструкции. Предназначен для уменьшения оборотов приводного вала с одновременным линейным увеличением крутящего момента. Довольно часто в качестве редуктора используют коробку передач от автомобиля или мотороллера.

Однако наилучшим вариантом будет самодельный редуктор. Его не надо сопрягать с силовой установкой, так как расчет делается под конкретные задачи, и вы не ограничены готовым техническим решением.

Как сделать редуктор на мотоблок своими руками

Для начала необходимо определиться с параметрами силовой установки. В технических характеристиках указано число оборотов коленчатого вала. Это первая величина, которая нужна для расчетов. Цифра эта не постоянная, при добавлении «газа» обороты увеличиваются. За базовую величину принимаются холостые обороты + 10%.

Построен по аналогичной схеме построения вездеходов Увата и Астерикса. В основе машины лежит рама конструкции переломного типа. Вездеход задумывался для перевозки двух человек, а так же должен был обязательно иметь кунг, со спальными местами для двух человек, что бы была возможность заночевать прямо в лесу, если охота затянется.

Название вездехода ТТ расшифровывается как тяни-Толкай.

Материалы и детали использованные автором для постройки этого вездехода:
1) Двигатель китайского производства мощностью в 14 л.с.
2) вариатор
3) коробка переключения передач от классического ваза
4) цепной редуктор
5) мосты от классики ваза
6) ободрыши КрАЗ
7) листы алюминия и поликарбоната.
8) профильная труба
9) рулевая рейка от ваз 2108

Рассмотрим более подробно этапы строительства и основные узлы конструкций вездехода.

Изготовление рамы и установка основных элементов:


Мост был установлен немного под углом, пришлось установить так, чтобы снять углы карданных валов, которые не получается выравнять за счет поднятия из-за коробки переключения передач. Сильно сказаться на надежности такая установка не может, так как редукторы тоже переворачивают.


Были использованы звезды с 24 и 16 зубьями, поэтому передаточное число 1.5. Для установки звезды был использован диск сцепления, где была подвергнута токарной обработке шлицевая под посадочное звезды. Затем звезда была установлена и закреплена сваркой.

Колеса как и диски вездехода изготавливались автором самостоятельно, следуя инструкциям в темах по изготовлению дисков на сайтах посвященных строительству подобной техники.

Колеса обдирались при помощи электро лебедки, которую автор собрал самостоятельно. После того, как все четыре колеса от КрАЗа были готовы, автор начал раздумывать над конструкцией рамы и трансмиссии в целом. решено было использовать мосты от ваза, хотя лучше было бы использовать мосты от москвича, так как они крепче.

После того, как основная часть вездехода была собрана, автор приступил к испытаниям. При первом же запуске системы был выявлен серьезный недостаток в виде сильного шума на 3600 оборотах двигателя. Для начала автор сменил натяжители, подшипники, звезду, но это не принесло результатов. Поэтому было решено отказаться от втулок на роликах в пользу моторной цепи в масляной ванне. Но тогда придется так же заменить и привод коробки переключения передач.

Была установлена 42 зубная звезда на коробку переключения передач, чтобы не шуметь сильно автор старается не доводить обороты двигателя до максимальных. Скоростной режим выбирается на коробке переключения передач и двигатель работает на средних оборотах. тяги хватает за счет регулятора. Так как конструкция системы не позволяет переключать передачи на ходу, то приходится останавливать вездеход и через специальное приспособление приостанавливается вариатор, а затем меняется скорость на коробке переключения передач. Возможность приостановить работу вариатора есть с помощью нажатия педали прямо в кабине вездехода. Но это не является сильной проблемой, так как переключение скоростей требуется очень редко, за счет вариатора машина едет отлично.


Для соединения ведомого вариатора с коробкой переключения передач от ваз 2108 автор использовал следующую схему:

А ниже представлена схема трансмиссии вездехода:

На вездеход была установлена рулевая рейка от ваз 2108, которая даст длинную тягу. главное усилить ее, чтобы не ломало тяги по резьбе.

Так как автор все же решил отказаться от цепных приводов, то вездеход подвергся ряду модернизаций. В частности была установлена ручная коробка передач, а на коробке переключения передач от ваз 2108 был заварен дифференциал. На старой конструкции передаточное число исключая вариатор было 88.26, после модернизации оно снизилось до 69. ручная коробка переключения передач позволяет снизить передаточное число при включении пониженной передачи. Еще одно полезное свойство заключается в разгрузке трансмиссии при езде по грунтовке и кочкам. минусом подобной модернизации является увеличение массы на 80 килограмм.

Тут показана установка приемлемых карданных валов от РКП:



А тут уже установленная ручная коробка переключения передач:


Тут же видно как подключена коробка переключения передач от ваз 2108 и двигатель:


Двигатель весит 36 килограмм, коробка переключения передач от ваз 2108 еще 40 килограмм. РКП весит еще 26 килограмм и плюс 10 килограмм вес карданный валов. А так же была усилена рама вездехода.

Однако относительно тяги вездехода это коснулось не сильно. на первой передачи при выезде под углом 25 градусов, вездеход отлично справляется даже с пассажиром на борту.

Вот тут показан моторный отсек со снятым двигателем:

Более подробно показан узел ведомого вариатора:


Конструкция ведущего вала с крестовинами:


А вот моторный отсек с установленным двигателем:


Задняя часть вездехода:


Дальше автор приступил к испытаниям вездехода по пересеченной местности, где двигатель в 14 л.с. проявил себя отлично. мощности полностью хватает, вариатор до максимальных оборотов не доходит, благодаря выбору скоростей в коробке переключения передач. Максимальная скорость машины равняется 25 километрам в час.

Одним из самых главных элементов мотоблока является привод. Если вам необходимо приобрести редуктор для мотоблока, то знайте, от его надежности будет зависеть срок службы всего агрегата. Редуктор для мотоблока, (своими руками сделанный), предназначен для преобразования и передачи крутящего момента, который он получает от механических передач и заставляет работать сельскохозяйственную технику.

Как сделать редуктор для мотоблока своими руками

Между червячным и цепным редукторами для мотоблока есть отличия нескольких важных характеристик: передаточное отношение, КПД, количество валов и передач, угловые скорости и мощность.

Какие бывают редукторы для мотоблока

На дешевые мотоблоки обычно устанавливают не разборные редуктора. Конструкция такого агрегата не отличается особой надежностью. Также у него невелик срок службы. К тому же невозможно провести ремонт или разборку-сборку. В изготовлении таких агрегатов используют низкокачественный металл и негильзованные детали. Для того, чтобы понять, почему невозможно длительное время использовать редуктор, нужно ознакомиться с его схемой.

На дорогие мотоблоки принято устанавливать разборные редуктора. Благодаря чему можно разбирать редуктор мотоблока и проводить техническое обслуживание. Ремонтируют редуктор мотоблока для увеличения срока службы, если при этом применяются высококачественные запчасти при замене неисправных элементов.

В обязательном порядке необходимо регулярно проводить диагностику редуктора, чтобы вовремя отремонтировать необходимый узел. Также должна проводиться регулярная смазка редуктора, что позволит использовать агрегат намного дольше.
Чаще всего редуктор для мотоблока используют, чтобы высокая угловая скорость преобразовывалась в низкую. На входном вале отмечается высокая скорость, а на выходном вале отмечается низкая скорость.

Во избежание неожиданных поломок, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, что позволит успешно работать на сельскохозяйственной машине. Если изменение угловой скорости происходит ступенчато, редуктор называют коробкой передач, если же изменение происходит бес ступенчато — вариатором.

Самодельный угловой редуктор для мотоблока

Редуктор мотоблока можно сделать самому. Для этого потребуется сделать расчет номинальной мощности (Pn);Pn=Ре(л.с.)хFS, в результате чего определяется у конической шестерни правильный тип угла. Также рассчитывается крутящий момент и количество оборотов в минуту.

Также нужно определить условия эксплуатации самодельного редуктор для мотоблока, что включает в себя: радиальную и осевую нагрузку на концы валов, минимальную и максимальную температуру, определение окружающих условий, прерывистый или не прерывистый операционный цикл, тип смазочного материала.

После определения технических параметров, можно начать собирать угловой редуктор.
Для этого необходимо угловому редуктору выбрать корпус.

Например можно использовать заводской, с мотоцикла Урал или Днепр. Затем, исходя из диаметра корпуса редуктора делаем из стали корпус подшипников вала-шестерни. Здесь используем соответствующего размера сверло и штангенциркуль. Затем в соответствии с задуманными размерами выбираем подшипники вала-шестерни (2 шт).

На обратной стороне редуктора устанавливаем стальной фланец. У него внутри будет находится стальная шайба и фланцевый подшипник. Используя несколько винтов, крепим стальной фланец к корпусу генератора. Перед этим подбираем ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все узлы соединяются с передаточным механизмом и валом роторного генератора. Шкив клиноременной передачи располагается на передаточном механизме и крепится к ведомому валу-шестерни гайкой и пружинной шайбой.
Чтобы собрать самодельный угловой редуктор, потребуются такие инструменты: штангенциркуль и линейка, прямая и крестовая отвертка, сверла по металлу, напильники и надфили по металлу, кусачки и плоскогубцы, резиновые прокладки, тиски и молоток.

Угловой редуктор для мотоблока

Угловой редуктор широко применяется в мото-технике: в автомобильной индустрии, доработанных культиваторах, промышленности. При установке углового понижающего редуктора на мотоблоках, при больших нагрузках добиваются более эффективной работы.


Этот тип редуктора обычно применяют, чтобы двигатель стыковался с трансмиссией, рассчитанной под цепь. Угловой редуктор для мотоблока изготавливается из имеющихся образцов, подобные установлены на мотоциклах Днепр или Урал. Тогда нужно будет доработать редуктор.

Основные элементы углового редуктора

Составляющими углового редуктора являются: корпус от генератора, подшипник фланцевый, вал роторный, стальная шайба, стальной фланец, коническая ведущая шестерня, корпус углового редуктора, стальная шпонка, подшипники вала-шестерни (2 шт), ведомый вал-шестерня, корпус из стали подшипников вала-шестерни, крепление шкива, шкив клиноременной передачи, крепление фланца.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором и понижающий редуктор для мотоблока

Понижающий редуктор для мотоблока, в простонародье ходоуменьшитель, устанавливают на современный дизельные и бензиновые мотоблоки с воздушным охлаждением. Благодаря чему пользователь может использовать мотоблок на особо тяжелых грунтах для вспашки и выкапывания картофеля. Понижающий редуктор помогает при пробуксовке колес, когда не достаточно собственной мощности.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором

Чтобы разобраться, что из себя представляет шестереночный редуктор, рассмотрим строение трансмиссии. Она передает вращающий момент от двигателя к колесам, и изменяет скорость и направление движения мотоблока. Трансмиссия состоит из редуктора, дифференциала, коробки передач и сцепления. Узлы трансмиссии бывают шестеренчатыми, цепными, ременными или сочетать в себе те или другие.
Шестеренчатая трансмиссия состоит из конических и цилиндрических шестерен (шестеренчатый редуктор). Применяют ее на некоторых моделях машин и тяжелых мотоблоках. На рисунке видно шестеренчатую трансмиссию мотоблока «Угра» НМБ-1, где используется шестеренчатый редуктор.

Реверс редуктор для мотоблока

В реверс редукторе реверсирование выполняется по следующей схеме: между противоположными коническими шестернями, которые свободно сидят на ведущем валу, находится муфта.

Она находясь в крайних положениях цепляется за шлицы на этих шестернях. Поэтому, когда муфта входит в зацепление, изменяется направление вращения шестерни. Шестерни должны быть спирального типа. Механизм привода муфты представляет собой традиционную вилку либо кулачек.

Похожие Записи:

    Как сделать самодельный мотоблок с двигателем ЗИД, видео и фото инструкции
    Делаем самодельный мотоблок с двигателем от мотороллера, фото и чертежи
    Делаем самодельный электромотоблок
    Колеса для мотоблока, как выбрать и как сделать своими руками
Понравилось? Лайкни нас на Facebook