Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск ссср. Необычная техника инженерных войск (28 фото) Вооружение и военная техника инженерных войск


ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
CORPS OF ENGINEERS

13.03.2018


В 45-й инженерно-маскировочный полк центрального подчинения, дислоцирующийся в Московской области, поступили новые образцы вооружения.
В их числе зенитные ракетные комплексы С-300, «Бук», оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» и другие пневмоподпорные макеты военной техники.
Данные средства скрытия и имитации работают в диапазонах радиолокационных длин волн, на которых находятся и средства разведки и поражения потенциального противника.
В полк поступили также маскировочные комплекты для снежных, растительных и пустынно-степных фонов по скрытию вооружения, военной и специальной техники от оптических, радиолокационных и телевизионных средств разведки, радиолокационные и тепловые имитаторы вооружения.
Совокупность таких современных методов маскировки позволяет в десятки раз повысить живучесть современной военной техники и других объектов.
Полк сформирован в июне 2017 года для выполнения наиболее сложных инженерно-технических мероприятий по противодействию системам высокоточного оружия, а также для скрытия и имитации стратегически важных объектов.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

13.03.2018


На полигоне Прудбой в Волгоградской области у саперов соединения Южного военного округа (ЮВО) началось тактико-специальное учение (ТСУ) по инженерной подготовке.
Понтонные подразделения наведут через водную преграду 50-метровый мост грузоподъемностью до 60 тонн, предназначенный для переправы колесной и гусеничной техники.
Кроме того, военным инженерам предстоит обеспечить преодоление войсками оврагов и рвов с использованием тяжелых механизированных мостов ТММ-3.
В течение месяца в рамках ТСУ личный состав инженерных подразделений отработает широкий круг вопросов по обеспечению действий мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений, установке заграждений, проделыванию проходов в завалах при помощи специальной техники, а также выполнит нормативы по поиску взрывоопасных предметов на местности и внутри зданий с применением миноискателей.
На мероприятия боевой подготовки в полевых условиях привлечено более 200 военнослужащих и задействовано около 50 единиц специальной техники, в том числе понтонно-мостовой парк ПМП, тяжелый механизированный мост ТММ-3, траншейные машины и котлованные машины БТМ-3 и МДК.
Пресс-служба Южного военного округа

Инженерная техника - группа средств инженерного вооружения, включающая машины инженерного вооружения, подвижные средства обслуживания и ремонта и электротехнические средства общевойскового назначения. В свою очередь машинами инженерного вооружения принято называть многочисленную группу машин, навесного, прицепного и встроенного оборудования, используемых войсками при выполнении задач инженерного обеспечения боя и операций и состоящих на вооружении подразделений инженерных войск, а в ряде случаев и других родов войск.

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Одной из наиболее важных задач, решаемых инженерными войсками в ходе боевых действий, является ведение инженерной разведки объектов и местности. Самой сложной задачей инженерной разведки остается обнаружение инженерных заграждений. Инженерные машины данной группы позволяют определить проходимость местности, характер водных преград, разрушений, завалов и заграждений, возможность их преодоления или обхода, защитные и маскирующие свойства местности и т.п.

Инженерная разведывательная машина ИРМ-2 (рис.46) предназначена для разведки местности, путей движения войск и водных преград.

Установленные на ней стационарные и переносные приборы инженерной разведки позволяют получать данные о путях движения войск (проходимости, величине уклонов, наличии минно-взрывных заграждений и зараженности местности), о водных преградах (ширине, глубине, скорости течения, проходимости входов и выходов и относительной плотности дна, наличии навигационных препятствий, толщине льда) и сведения о несущей способности мостов.

Темп ведения разведки местности достигает 10 км/ч, минно-взрывных заграждений - до 5 км/ч, а время на разведку створа водной преграды шириной до 100 м составляет до 5 минут.

Машина создана на специальной бронированной гусеничной базе с использованием основных узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-1. Шестицилиндровый четырехтактный дизель УТД-20 мощностью 220 кВт обеспечивает высокую маневренность машины. Скорость движения по суше до 52 км/ч. Скорость движения на плаву, обеспечиваемая водоходным движителем, достигает 11 км/ч.

К стационарным приборам разведки относятся речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерный разведывательный эхолот ЭИР. Речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 предназначен для поиска металлических противотанковых и противодесантных мин, установленных на суше и воде.

Инженерный разведывательный эхолот ЭИР предназначен для определения глубин, профиля дна водной преграды, оценки относительной плотности грунта дна и обнаружения навигационных препятствий в толще воды с записью на электротермическую бумагу. Диапазон измеряемых глубин - от 0,5 до 20 м.

К переносным приборам инженерной разведки относятся: артиллерийская перископическая буссоль ПАБ-2АМ; ручные миноискатели ИМП и РВМ-2; перископ инженерной разведки ПИР; саперный дальномер ДСП-30; ручной пенетрометр РП-1; комплект разведки мостов КРМ; ручной ледобур; ледомерная линейка и комплект разминирования КР-О.

Для осуществления наблюдения за местностью в дневное и ночное время, а также для ориентации на местности на машине установлены:

выдвижной панорамный перископ ПИР-451;

прибор ночного видения ТВН-2БМ;

авиагоризонт АГИ-С для определения углов уклона местности;

индивидуальные приборы наблюдения расчета ТНПО-160;

танковая навигационная аппаратура ТНА-3.

Машина имеет систему коллективной защиты от ОМП, систему маскировки термодымового типа (ТДА), водоотливное насосное устройство, вооружена курсовым пулеметом ПКГ, оснащена средствами связи.

Машина ИРМ является основным разведывательным средством инженерных войск.

Комплект средств инженерной разведки с вертолета КРВ предназначен для ведения аэрофотографической и аэровизуальной разведки местности, путей движения войск, водных преград, минно-взрывных и других инженерных заграждений, контроля качества маскировки войск и наземной обработки материалов разведки. Комплект перевозится на автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом фургоном. Для ведения инженерной разведки в вертолет МИ-8Т устанавливаются средства аэрофотографической и аэровизуальной разведки: аэрофотоаппараты АФА-41/10, АФА-42/100, фотоаппарат ФС, бинокль Б-8, оптический визир, труба зенитная командирская ТЗК, диктофон П-180. На автомобиле перевозятся и развертываются средства фотолабораторной обработки, дешифрирования и оформления материалов воздушной разведки.

Применение КРВ позволяет вести плановое фотографирование при скорости до 180 км/ч. При полете вертолета на удалении 2...5 км от переднего края обеспечивается инженерная разведка на глубину до 15 км.

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Обеспечение мобильности своих войск является одной из самых важных задач инженерного обеспечения.

При ведении современных боевых действий минные поля будут основным препятствием, способным значительно снизить мобильные возможности войск. Устанавливаться минные поля будут как обычными средствами (вручную, при помощи минных заградителей), так и при помощи средств дистанционного минирования (инженерных, артиллерийских, ракетных, авиационных). Спектр применяемых мин также широк и разнообразен.

В настоящее время существуют четыре основных способа проделывания проходов в минных полях: механический, взрывной, неконтактный и вручную.

При механическом способе проделывания проходов в минных полях используются навесные (встроенные) устройства, которые крепятся в передней части бронированной 154

машины (катковые и катково-ножевые тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10) (таблица 19) или бронированные машины разминирования БМР-2 (БМР-3).

Взрывной способ проделывания проходов в минных полях предусматривает использование зарядов разминирования, при подрыве которых установленные мины срабатывают, разрушаются и выбрасываются за пределы проделываемого прохода (установки разминирования УР-77, УР-83П).

Неконтактный способ используется для приведения к срабатыванию мин, имеющих неконтактные датчики цели или выведения из строя электронных компонентов взрывателей (электромагнитный трал ЭМТ).

Колейные ножевые тралы КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 (рис. 47) выкапывающего принципа действия конструктивно выполнены в виде отвала с черенковыми ножами. Ножи при встрече с миной выталкивают ее на поверхность, а отвалы отводят в сторону.


Рис. 48. Установка разминирования УР-77

Таблица 19

Основные технические характеристики минных тралов

Характеристики

Тип трала

Колейный, ножевой

Колейный, катково-ножевой

Оснащаемые боевые машины

Все типы средних танков

БМП-1, БМП-2

Т-55, Т-62 и их модификации

Все талы средних танков

Тип протраливаемых мин

Противотанковые противогусеничные и противоднищевые (контактные)

Ширина колей траления, мм

Скорость траления, км/ч

Время монтажа трала, экипажем, ч

Время отцепки трала экипажем, ч

Время аварийной отцепки, с

Взрывоустойчювость катковых секций от мин:

ТМ-57 в тротиловом снаряжении

ТМ-62 в снаряжении МС

Габариты трала, смонтированного на танке (БМП), мм:

В габаритах танка

длина (расстояние от носа боевой машины до передней точки трала)

Масса трала (с комплектом индивидуального ЗИП), кг

Препятствия, преодолеваемые танком (БМП) с тралом:

подъем (спуск), градусы

боевой крен, градусы

ширина рва, м

водная преграда


Рис. 49. Бронированная машина разминирования БМР-3

Колейные катково-ножевые тралы КМТ-7 наряду с ножевыми секциями имеют две катковые секции, которые своим весом воздействуют на нажимные взрыватели противотанковых мин и приводят их к действию.

Электромагнитными тралами ЭМТ могут оснащаться танки с любым типом трала.

Установка разминирования УР-77 (рис. 48) предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Базовой машиной УР-77 является многоцелевой гусеничный бронированный тягач МТЛ-БУ. Машина обеспечивает подачу заряда разминирования на дальность 200...500 м, после взрыва которого в минном поле образуется проход глубиной 90 м и шириной 6 м. Боекомплект установки 2 заряда. Масса 15,5 т. Машина обладает высокой технической подвижностью: скорость на суше до 60 км/ч, на воде - до 5 км/ч.

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Применение средств механизации для устройства МВЗ не только приводит к сокращению сроков установки заграждений и численности привлекаемых для этого войск, но и обеспечивает их эффективность.

Это связано с тем, что быстрая установка минных полей затрудняет их обнаружение противником, особенно при дистанционном минировании.

Средства для механизированной установки противотанковых и противопехотных мин можно классифицировать на следующие группы:

наземные раскладчики и заградители (ПМЗ-4, ПМЗ-4П, ГМЗ-2, ГМЗ-3, УМЗ);

оборудование к вертолету для установки противотанковых мин (ВМР-2);

оборудование к вертолету для установки противодесантных мин (ОУПДМ);

системы дистанционного минирования (артиллерийская на основе РСЗО «Ураган»; вертолетная - ВСМ-1; авиационная - АСМ).

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (рис. 50) является основным средством механизации минирования на поле боя. ГМЗ-3 предназначен для механизированной установки на местности противотанковых мин типа ТМ-57, ТМ-62, ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями как с маскировкой мин грунтом (снегом), так и без маскировки на поверхность грунта (снега), с автоматическим переводом мин в боевое положение.

ГМЗ-3 имеет аппаратуру для фиксации установленных минных полей, броневую защиту и высокие показатели маневренности. Вооружение - пулемет ПКТ.

В качестве базового шасси используется маневренная бронированная гусеничная машина с многотопливным двенадцатицилиндровым дизелем мощностью 520 л.с. Боекомплект заградителя составляет 208 мин. Шаг минирования - 5 и 10 м. Скорость минирования при установке мин на поверхность достигает 16 км/ч, при установке мин в грунт (снег) - до б (10) км/ч. Масса заградителя - 28,5 т. Расчет - 3 чел.

Универсальный минный заградитель УМЗ (рис. 51) предназначен для дистанционной установки минных полей из противопехотных (ПФМ-1, ПОМ-1, ПОМ-2) и противотанковых (ПТМ-3) мин в ходе боевых действий вне зоны воздействия ружейно-пулеметного огня противника.

Заградитель обеспечивает установку одно- двух- и трехполосных минных полей внаброс в процессе движения путем автоматического последовательного отстрела мин из кассет, размещенных в поворотных контейнерах, установленных на платформе базового автомобиля ЗИЛ-131.

Универсальный минный заградитель состоит из базовой машины и специального оборудования (контейнерного блока, системы управления минированием) и вспомогательного оборудования.

Протяженность минного поля, установленного одним боекомплектом мин при однополосном минировании составляет: до 3000 м из мин ПФМ-1; до 5500 м из мин ПОМ-1 и до 1800 м из мин ПТМ-3. Глубина минного поля составляет 15...25 м. При двухполосном и трехполосном минировании протяженность минного поля уменьшается соответственно в 2 или 3 раза.

Универсальный минный заградитель обеспечивает минирование в широком диапазоне скоростей: 10, 20, 30 или 40 км/ч.

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

Данная группа техники включает машины для механизации земляных работ и машины для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий. Основная их характеристика дана в таблице 20.

К машинам для механизации земляных работ относятся траншейные машины, котлованные машины, траншей но-котлованные и универсальные машины, а также навесное и встроенное оборудование для самоокапывания.

Траншейные машины предназначены для рытья траншей и ходов сообщения при оборудовании позиций войск.

Траншейные машины выполнены на колесной (ТМК-2, ТМК-3) или гусеничной базе (БТМ-3, БТМ-4М) (рис.52). Для отрывки траншей используется роторный рабочий орган, который позволяет осуществлять отрывку траншей и ходов сообщения глубиной до 1,5 м прямолинейного и криволинейного начертания с отвалом грунта в бруствер по обе стороны траншеи. Ширина отрываемой траншеи по дну 0,5...0,6 м, по верху 0,9...1,1 м. Машины ТМК-2, ТМК-З и БТМ-4М имеют вспомогательное бульдозерное оборудование, которое предназначено для подготовки трассы для рытья траншей, засыпки воронок, рвов, а также для отрывки котлована при самоокапывании.

Таблица 20

Тактико-технические характеристики траншейных машин

Показатели

Базовая машина

Техническая производительность, м/ч:

в талых грунтах

в мерзлых грунтах

Расчет, человек


Рис. 52. Траншейная машина БТМ-4М

Котлованные машины (рис. 53) предназначены для отрывки котлованов под фортификационные сооружения и укрытия для специальной и боевой техники при инженерном оборудовании позиций войск и пунктов управления. (Табл. 21).

Котлованные машины состоят из гусеничного тягача, основного рабочего органа (для отрывки котлованов) - фрезы с роторным метателем и вспомогательного - бульдозерного оборудования. Бульдозерное оборудование предназначено для подготовки площадки под котлован, выравнивания дна котлована и аппарелей, засыпки выемок. Машина МДК-3 имеет рыхлитель, позволяющий разрабатывать мерзлый и твердый грунт на глубину до 0,3 м.

Таблица 21

Показатели

МДК-З

Базовая машина

МТТ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Размеры отрываемого котлована, м

ширина по дну

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Габаритные размеры в транспортном положении, мм

Расчет, человек

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 предназначена для отрывки траншей и котлованов при оборудовании позиций войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Тактико-техническая характеристика ПЗМ-2

Базовая машина

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Техническая производительность при отрывке:

котлованов, м З /ч

траншей, м/ч:

в талых грунтах

в мерзлых грунтах

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Расчет, человек

Рабочее оборудование ПЗМ-2 смонтировано на базе колесного тягача и состоит из цепного рабочего органа с роторным метателем, тяговой лебедки и бульдозерного оборудования.

Куниверсальным землеройным машинам относятсявойсковые экскаваторы

(рис. 54), которые предназначены для механизации земляных и погрузочных работ при оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. (Табл. 22).


Рис. 54. Войсковой экскаватор ЭОВ-3521

Таблица 22

Тактико-технические характеристики войсковых экскаваторов

Показатели

Базовая машина

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

базового шасси

экскаваторного оборудования

Техническая производительность, м3/ч:

Грузоподъемность крановой подвески, т

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Наибольшая глубина копания, м

Геометрическая вместимость ковша, м3

Расчет, человек

Рис. 55. Путепрокладчик БАТ-2

В состав экскаватора входят: базовое шасси - автомобиль повышенной проходимости, обвязочная рама с выносными опорами, поворотная платформа с кабиной экскаваторщика, силовой установкой, гидравлическим приводом, экскаваторным рабочим оборудованием - обратной лопатой с крюковой подвеской.

К машинам для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий относятся путепрокладчики, войсковые дорожные машины и бульдозеры, инженерные машины разграждения. (Табл. 23).

Путепрокладчики (БАТ-М, БАТ-2) (рис.55), универсальная дорожная машина УДМ, войсковой бульдозер БКТ-РК2 предназначены для подготовки и содержания войсковых путей, устройства съездов к мостам, переправам и переходов через овраги, рвы, траншеи и другие препятствия.

Рис. 56. Инженерная машина разграждения ИМР-3

Инженерные машины разграждения ИМР-2, ИМР-3 (рис. 56) предназначены для обеспечения продвижения войск через зоны разрушений в районах подвергшихся ядерным ударам, и выполнения задач на радиоактивно зараженной местности.

Универсальная дорожная машина УДМ (рис. 57) дополнительно к бульдозерному оборудованию оснащена погрузочным оборудованием ПК-6, грузоподъемностью до 6т и геометрической вместимостью ковша 3 м3.

К средствам общего назначения относятся лесозаготовительные и лесопильные средства, грузоподъемные и подъемно-транспортные машины, а также передвижные ремонтные мастерские. (Табл. 24).

Таблица 23

Тактико-технические характеристики военно-инженерной техники для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий

Показатели

Базовая машина

МТТ

К-702МВ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Техническая производительность, м/ч: при прокладывании колонных путей по среднепересеченной местности, км/ч

при проделывании проходов, м/ч:

в каменных завалах

в лесных завалах

при выполнении земляных работ, м 3 /ч

при корчевке пней диаметром 20.. .40 см, шт./ч

Грузоподъемность стрелового (кранового) оборудования, т

Глубина рыхления, м

Максимальная транспортная скорость,

Расчет, человек

Лесозаготовительные и лесопильные средства предназначены для заготовки лесоматериала и продольной распиловки леса на доски и брусья. К ним относятся лесопильные рамы ЛРВ-1, ЛРБ-Ш (рис.58), ЛРВ-2, мотопилы «Дружба» и «Урал».

Таблица 24

Основные тактико-технические характеристики лесопильных рам

Показатели

ЛРВ-1

Наибольший диаметр распиливаемых бревен, см

Длина распиливаемых бревен, м

Время развертывания в рабочее положение, мин.

Допустимая скорость транспортировки, км/ч

Тягач (транспортное средство)

Расчет, чел.

Грузоподъемные и подъемно транспортные машины предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ. (Табл. 25). К ним относятся автомобильные краны (рис. 59) и погрузчики (рис. 60).

Манипулятор крановый МКС-4032 предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ с одиночными и сыпучими грузами, для проведения монтажно-демонтажных, ремонтно-восстановительных и других работ. Манипулятор устанавливается на автомобили КамАЗ-4310, Урал-4320 и др. Грузовой момент - 8,75 тм. Грузоподъемность при вылете 5,5 м составляет 1,55 т. Максимальный вылет стрелы с удлинителем - 10,5 м.

Средства технического обслуживания и ремонта инженерной техники позволяют в боевых условиях поддерживать инженерную технику в рабочем состоянии, а также производить в короткие сроки ее ремонт: К ним относятся мастерская технического обслуживания инженерной техники МТО-И, мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ.

Мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ выполнена на базе автомобиля ЗИЛ-131. Оборудование мастерской позволяет развернуть 5...8 постов технического обслуживания и ремонта и произвести 4...5 текущих ремонтов инженерной техники за смену.

Время развертывания мастерской -1 ч, время свертывания - 0,4 ч.

Расчет мастерской - 6 чел.

Таблица 25

Основные тактико-технические характеристики автомобильных кранов

Параметры

Тип крана

СПТН

войсковой

войсковой

войсковой

Грузоподъемность, т

на выносных опорах:

при работе с опасными грузами

при работе с обычными грузами

без выносных опор

передвижение с грузом на крюке

Грузовой момент, тм

Длина стрелы, м

Максимальная высота подъема крюка,

Скорость подъема (опускания) груза, м/мин

Скорость посадки груза, м/мин

Базовая машина

Урвл-4320-30

Урал-4320-30

Урал-4320-30

Урал-5557-10

Урал-5557-31

Двигатель базового шасси:

ЯМЗ-23 8M2

ЯМЗ -238М2

мощность двигателя, кВт (л.с.)

Максимальная скорость движения, км/ч

Полная масса крана, т

21 января поднимают бокалы бойцы инженерных войск. Это один из самых востребованных родов: в боевых операциях он идет на переднем крае, расчищая путь другим соединениям, в экстремальных ситуациях мирного времени помогает восстанавливать поврежденные объекты и территории.

В распоряжении военных инженеров уникальные машины, "РГ" представляет 5 необычных из них.

Строитель дорог ИМР

Сейчас уже есть третье поколение инженерных машин разграждения, способных проложить дорогу, где только вздумается. Созданная на базе танков Т-72 или Т-90 девятиметровая ИМР оборудована бульдозерным отвалом, "умеющим" работать в двух положениях, и телескопической стрелой с набором разных креплений. Ей не страшны минные поля и даже гамма-излучения, которые она ослабляет примерно в 120 раз.

Два человека экипажа могут трое суток "жить" внутри машины. В кабине есть где вскипятить воду, подогреть пищу, конструкторы позаботились даже о туалете.

На открытой местности ИМР способна проложить 12-километровый путь. Не шоссе конечно, но проехать и пройти можно. В сплошных лесах показатели скромнее - 300-400 метров в час, что впрочем тоже прилично.

Змей Горыныч УР-77

Самоходная установка призвана делать бреши в минных заграждениях противника. Машина несет два 90-метровых заряда по 700 с лишним килограммов пластида каждый. После пуска они разматываются и падают на нужную площадь. Подрыв этих боеприпасов заставляет сработать уложенные вокруг противотанковые мины, обеспечивая проход шириной около шести метров. УР-77 специалисты называют одним из лучших средств преодоления минных полей. Но не стопроцентным - установка может обезвредить не все виды ловушек, установленных против пехоты.

Сказочное прозвище к современной установке разминирования перешло от предшественников из-за необычности зрелища: с реактивным ревом над землей появляется ракета, за которой тянется что-то длинное и извивающееся.

Заградитель ГМЗ - 3

Гусеничная минирующая установка ГМЗ-3 во время учений, приуроченных к Дню Инженерных войск в 187 учебном центре в Волгоградской области.

Оппонент "Горыныча". Гусеничный минный заградитель третьего поколения способен за час расставить мины на нескольких километрах, причем как заблаговременно, так и во время боя. При необходимости и замаскирует боеприпасы под землей. А установленное на нынешних модификациях навигационное оборудование позволяет зафиксировать точные координаты каждой мины, что существенно облегчает задачу по очерчиванию контуров полей.

Экипажу остается только выбрать так называемый шаг установки мин, механизм отправит ее на транспортер, а после укладки специальное устройство переведет заряд в боевое положение.

Мост на колесах ТММ-6

Хотите мост за 50 минут? Нет проблем. Именно столько времени, согласно максимальному нормативу, требуется, чтобы развернуть тяжелый механизированный мост, по которому без особых трудностей пройдет тяжелая бронетехника. Один комплект ТММ-6 рассчитан на 102 метра при длине одного пролета 17 метров. Так что из него можно собрать шесть 17-метровых, три 34-метровых, ну или все же одну, но самую длинную стометровую переправу.

По шоссе такая машина может передвигаться на расстояние до 1100 километров без дозаправки, ее максимальная скорость при этом составляет 70 километров в час.

Копатель ТМК-2

Этот неуклюжий на первый взгляд трактор оставляет после себя глубокий след. По заверению знатоков, ТМК-2 прост в управлении и обладает высокой маневренностью, что делает машину незаменимой при прокладывании траншей для трубопроводов, других различных линий или дренажных работах.

За один час ТМК-2 сделает 700 метров траншеи глубиной в полтора метра. Дополнительные бульдозерные приспособления позволяют использовать машину даже для изменения рельефа: например, для засыпки ям, рвов или, наоборот, рытья котлованов. С комплектом дополнительного оборудования ТМК-2 можно задействовать на содержании и расчистке дорог от снега. Такую технику да в города для гражданских нужд.

Автомобили Советской Армии 1946-1991 Кочнев Евгений Дмитриевич

Инженерная техника

Инженерная техника

Обширнейшая программа автомобильной инженерной техники на шасси КрАЗ-255Б/Б1 включала как уникальные экспериментальные машины «Периметр» и доработанные варианты ранее выпускавшихся землеройных, погрузочно-разгрузочных и понтонных средств, так и принципиально новые для Советской Армии автомобили для наведения водных переправ, буровых работ и очистки воды.

Опытный КрАЗ-Э255БП с гидрофицированным комплектом «Периметр» для самоокапывания. 1978 год.

КрАЗ-Э255БП – опытный грузовик с комплектом оригинального устройства «Периметр » с гидрофицированным оборудованием для самоокапывания. Его идея была разработана в 1960-е годы в подмосковном 21 НИИИ, в 1969 году ее поддержали Министерство обороны и Минавтопром, что позволило передать установку для изготовления на основные советские автозаводы, в том числе на КрАЗ. В начале 1970-х годов там был построен первый вариант Э255БП, у которого сзади под кузовом были смонтированы широкий нож-отвал, поднимавшийся при помощи двух гидроцилиндров, и свернутый в рулон фартук из прорезиненной ткани. При работе грунт от отвала подавался на фартук и перевозился на другое место. На испытаниях в 21 НИИИ в 1978 году КрАЗ-Э255БП отрывал котлован глубиной 2,5 м и шириной 3,1 м за 2 часа 40 минут. Для этого потребовалось проделать 102 цикла длиной по 170 м, а объем вынутого грунта составил 137 кубометров. Испытания выявили повышенные нагрузки на узлы трансмиссии и частые поломки. Вскоре на заводе построили модернизированный вариант 2Э255БП , но все проблемы устранить на нем не удалось, и работы по этой теме были прекращены.

Параллельно с монтажом тяжелых кранов на специальные шасси КрАЗ-257К/К1 их устанавливали также и на автомобили КрАЗ-255Б/Б1. Из этой гаммы основным войсковым автокраном стал 10-тонный вариант КС-3572 Ивановского кранового завода с телескопической стрелой с гидроприводом, принятый на вооружение в 1976 году. Впоследствии на шасси 255Б1 базировался гидрокран КС-3576 второго поколения, а также 14-тонная модель КС-3575А . Подобным же образом сначала на этом автомобиле монтировали простой войсковой одноковшовый экскаватор Э-305АВ с механическим тросовым приводом рабочих органов, созданный изначально для установки на КрАЗ-214. В 1970 году Калининский экскаваторный завод начал производство новой многоцелевой модели Э-305БВ с обратной или прямой лопатой емкостью 0,4 кубометра, предназначенной для монтажа на КрАЗ-255Б. Для привода рабочего оборудования здесь использовали 38-сильный дизельный двигатель Д-48Л. С разными лопатами экскаватор мог отрывать котлованы глубиной 4,1 м в радиусе 5,9 – 7,35 м и выгружать грунт на высоту до 5,9 м. Он имел снаряженную массу 19 т и развивал максимальную скорость 70 км/ч. В дальнейшем экскаваторы серии Э-305 заменила более производительная машина ЭОВ-4421.

Гидравлический одноковшовый войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255Б1. 1979 год.

ЭОВ-4421 – войсковой гидравлический одноковшовый экскаватор на шасси КрАЗ-255Б/Б1 для выполнения широкого комплекса земляных строительных и тактических работ. С конца 1970-х годов состоял на вооружении инженерных батальонов и выпускался заводом «Муромтепловоз». Доработанное шасси имело укороченную заднюю часть рамы, а второй топливный бак был перенесен на поворотную платформу. В отличие от прежней серии Э-305 экскаватор снабжался обратной лопатой емкостью 0,65 кубометра, более мощным автономным 76-сильным дизелем ЮМЗ, гидравлическим приводом рабочих органов и выносными гидравлическими опорами с дистанционным управлением из кабины экскаваторщика. Его стрела была приспособлена для подъема и перемещения грузов массой до 3,5 т, то есть выполняла функции автокрана. Экскаватор весил около 20 т, имел глубину копания 3,25 м в радиусе 7,3 м, производительность на разных работах 50 – 70 кубометров грунта в час и транспортную скорость 70 км/ч, по грунтовым дорогам – до 30 км/ч.

Модернизированный тяжелый механизированный двухколейный мост ТММ-3.

ТММ-3 – модернизированный тяжелый механизированный двухколейный мост грузоподъемностью 60 т. Создан специально для установки на доработанные автомобили КрАЗ-255Б/Б1 и служивший для обустройства мостовых переправ шириной до 40 м. Его главной конструктивной особенностью были модернизированные агрегаты и мостовые блоки с раздвижной колеей (в пределах 800 мм), что позволило приспосабливать мост для пропуска широкого набора транспортных средств. Внешне вариант ТММ-3 отличался от ТММ укладкой запасного колеса на специальном подрамнике над кабиной водителя. При этом все параметры и эксплуатационные характеристики не отличались от моста ТММ , который выпускался параллельно и с конца 1960-х годов тоже монтировался на грузовики серии 255.

Комплект ТММ-3 также состоял из четырех мостоукладчиков с раскладными двухколейными мостовыми блоками и откидными опорами. Сложенные блоки крепились на специальной перегрузочной мачте с вильчатым окончанием, которая при помощи двух гидроцилиндров поворачивалась вокруг своей оси. При достижении угла 100° в действие вступала тросовая лебедка, поднимавшая через блоки стрелы верхнюю часть мостового блока. Когда обе секции устанавливались по прямой линии и фиксировались специальным механизмом, лебедка отключалась, и мост опускался на нужное место – на берег водной преграды или на свою гидравлическую опору. Ширину колеи и высоту опоры можно было регулировать при помощи гидроцилиндров. В производстве находились также модификации ТММ-3М и ТММ-3М1, базировавшиеся впоследствии на шасси КрАЗ-260Г. Боевая масса мостоукладчиков серии ТММ-3 находилась в пределах 19 – 20 т, численность экипажа составляла 8 – 12 человек. Мосты подобного типа изготовляли в ЧССР, где их базой являлись четырехосные автомобили «Татра-813».

ПМП – раскладной понтонно-мостовой парк грузоподъемностью 60 т первого поколения, идентичный парку на шасси КрАЗ-214 и также состоявший из стальных 20-тонных герметичных понтонов длиной 6,75 м. Выпускался до конца 1970-х годов и базировался на автомобилях КрАЗ-255Б/Б1. В процессе производства для осуществления конкретных тактических задач он предлагался в нескольких исполнениях с разными размерностями и грузоподъемностью речных звеньев. Усиленный парк ПМП-У снабжался стальными понтонами с размерами 8,0x8,1 м и полезной нагрузкой до 26 т. Опытный амфибийный парк ПМП-А предполагалось комплектовать специальными плавающими автомобилями, созданными на шасси ЗИЛ-135П (8x8) и оснащенными разными видами понтонов – металлическими размером 12,0x8,4 м из легких сплавов или пластмассовыми длиной 14,2 м и шириной 3,3 м. Их грузоподъемность колебалась в пределах от 15 до 40 т. В программе были также тыловой автодорожный парк ПМП-Д и специальный парк для РВСН с усиленными соединениями и измененной схемой сборки, допускавший пропуск подвижных ракетных пусковых установок. Парки МЛЖ и МЛЖ-М предназначались для наведения наплавных железнодорожных мостов. Из серийной продукции, специально рассчитанной на автомобили КрАЗ-255Б1, был модернизированный парк ПМП-М, базировавшийся на базовом варианте ПМП.

Процесс подъема раскладного понтона парка ПМП на понтонный автомобиль КрАЗ-255Б1.

ПМП-М – модернизированный общевойсковой понтонно-мостовой парк второго поколения для монтажа на автомобили 255Б1. Был разработан с учетом опыта эксплуатации парка ПММ с целью расширения областей его применения, увеличения пропускной способности, надежности, долговечности и практичности. Был принят на вооружение в 1975 году и с 1980 года взамен модели ПММ серийно выпускался Навашинским машзаводом. Как и в первом исполнении, он состоял из герметичных стальных раскладных речных звеньев, образовывавших отдельные металлические понтоны размерами 6,75x8,1 м и грузоподъемностью по 20 т. Его главными конструктивными особенностями являлись спрямленная верхняя палуба берегового звена, наличие съемных гидродинамических щитов (волноотбойников) для гашения воздействия волн и течения, такелажного оборудования и приспособлений для оборудования переправ в зимних условиях (ледорубы, ледорезы, лыжи и др.). Многие из этих устройств применялись впервые в мире и были защищены патентами. Парк ПМП-М использовался для наведения двух видов переправ длиной 227 или 382 м для одно– или двухрядного движения и сборки отдельных паромов грузоподъемностью 20 или 60 т. В зависимости от погодных и боевых условий время наведения мостов составляло от 30 до 90 минут, а внедренные модернизации позволили применять парк при скорости течения до 3 м/с. В его состав также входили 36 понтонных автомобилей, перевозивших речные и береговые звенья, грузовики для доставки выстилки из металлических пластин, а также 16 катерных машин для транспортировки катеров БМК-Т на наклонной платформе или БМК-130М и БМК-150М на прицепах. Наиболее совершенный буксирно-моторный катер БМК-Т имел корпус с четырьмя переборками, палубой и рубкой. Его силовым агрегатом являлся дизель ЯМЗ-236, вращавший водяной насос и два гребных винта на поворотно-откидных колонках с насадками. Он развивал скорость 17 км/ч, мог толкать 60-тонный паром с грузом, развивая 9 км/ч, или переправлять десант из 20 человек. Полная масса понтонного автомобиля КрАЗ-255Б1 с речным звеном составляла 18 960 кг, габаритные размеры – 9950x3150x3600 мм. Развитием парка ПМП-М фактически стали варианты ППС-84 и ПП-91, которые монтировали на грузовики КрАЗ-255Б1 и КрАЗ-260.

Грузовик КрАЗ-255Б1 с понтоном мостового парка ПМП-М второго поколения. 1980 год.

Понтонные парки ПМП поставлялись в вооруженные силы всех государств Варшавского договора, а также в Китай, Индию, Египет, Ирак, Афганистан и другие страны, где принимали участие в боевых действиях, в том числе на Ближнем Востоке, во Вьетнаме и Анголе. По лицензии его собирали в Чехословакии, Китае, Югославии и монтировали на трех– и четырехосные грузовики собственного изготовления. В отличие от большинства другой советской автомобильной техники этот уникальный понтонный парк был скопирован ведущими западными фирмами, и теперь его варианты иностранного изготовления состоят на вооружении многих стран мира.

ППС-84 «Амур» – специальный тяжелый понтонно-мостовой парк грузоподъемностью до 120 т второго поколения, способный пропускать тяжелую технику, в том числе многоосные самоходные баллистические ракетные комплексы. Разработки в этом направлении проводились с 1972 года как развитие первого парка ППС начала 1950-х годов. Новый парк был рассчитан на установку на грузовиках КрАЗ-260Г, но из-за задержки их серийного выпуска в ноябре 1981 года его стали монтировать на шасси КрАЗ-255Б1. В декабре того же года он поступил на государственные испытания и в 1986 году был принят на вооружение под кодовым наименованием «Амур». С развертыванием серийного производства автомобилей КрАЗ-260 они стали основной базой парка ППС-84.

Кроме упомянутых выше понтонно-мостовых парков автомобили КрАЗ-255Б нашли применение и в самом необычном для своего времени самоходном понтонном парке СПП , основой которого являлись специальные понтонные амфибии ПММ «Волна», созданные на шасси четырехосных плавающих автомобилей ЗИЛ-135МБ. Роль входивших в его состав 18 автомобилей КрАЗ-255Б сводилась к доставке к амфибиям речных и береговых звеньев ПМП, переходных понтонов с соединительными приспособлениями, выстилки, специального имущества и четырех катеров БМК-Т.

Сваебойная установка УСМ на автомобиле КрАЗ-255Б1 с четырьмя копрами и 2-тонным краном.

УСМ (УСМ-1) – первая советская установка для строительства мостов (сваебойная машина) использовалась при наведении низководных или подводных 60-тонных деревянных мостов на свайных или рамных опорах с шириной проезжей части 4,2 м. Состояла на вооружении с конца 1970-х годов и базировалась на двух грузовиках КрАЗ-255Б1 со специальным оснащением и имуществом. На первом основном мостостроительном автомобиле с лебедкой и выносными гидравлическими опорами монтировалось оборудование для забивания 6,5-метровых деревянных свай, установки опор и укладки на них пролетных строений. В его комплект входили ферма с четырьмя вышками для копровых установок с дизель-молотами ДМ-240 и рабочей площадкой, смонтированными на полноповоротной платформе с приводом от трансмиссии автомобиля. Выдвижение фермы в заднем направлении на 4,5 м позволяло забивать сваи на расстоянии от 0,5 до 4,5 м друг от друга. Их подача на сваебойную установку производилась обычными автокранами. В передней части шасси размещался 2-тонный перегрузочный кран с механическим приводом и выдвигавшейся вручную телескопической фермовой стрелой с максимальным вылетом 7,5 м, служивший для укладки пролетных строений и настила. Полная масса сваебойной установки – 18,9 т, габаритные размеры – 10750x3070x3800 мм. Время развертывания и свертывания – 10 минут. Производительность машины УСМ-1 с расчетом из 11 человек составляла в разных условиях 7 – 15 погонных метров моста в час. Второй бортовой грузовик с перегрузочным гидрокраном служил для перевозки вспомогательного оборудования и имущества: дизель-молоты, надувная резиновая лодка, мотопилы, запасные части и др. Модернизированный вариант УСМ-2 устанавливался на шасси КрАЗ-260.

УСБ – мощная сваебойная установка для забивания железобетонных свай разного размера в процессе строительства войсковых автомобильных мостов на суше или на воде. Принята на вооружение в апреле 1980 года. Первоначально монтировалась на шасси КрАЗ-255Б1, но впоследствии ее основной базой послужили грузовики КрАЗ-260. Установка снабжалась двумя дизель-молотами, 1,5-тонной лебедкой с гидроприводом и была приспособлена для работы на понтонах. Одновременно она могла забивать две сваи диаметром 18 – 30 см и весом по 1500 кг и имела производительность не менее четырех свай в час. Ее габаритные размеры в транспортном положении – 12300x2750x3500 мм.

ПБУ-200 – передвижная буровая установка инженерных войск для проделывания водозаборных скважин в наиболее твердых породах и обеспечения пунктов водоснабжения. Монтировалась на трех автомобилях КрАЗ-255Б с двумя прицепами. Основная машина позволяла бурить скважины диаметром до 273 мм на глубину 200 м. На втором автомобиле перевозилась мощная насосная станция для откачивания до 12 кубометров воды в час. Третий автомобиль с гидрокраном и прицепы 2-ПН-6М служили для доставки труб, вспомогательного оборудования и имущества. Установку ПБУ-200 обслуживал расчет из пяти человек.

К инженерной технике относилась автономная опреснительная станция ОПС для очистки и опреснения природной воды, размещавшаяся в фургоне на шасси 255Б1 с испарительным аппаратом, теплообменником, фильтрами и собственной электростанцией.

Из книги История инженерной деятельности автора Морозов В В

ТЕМА XI. ЭЛЕКТРОХИМИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Окружающий мир разнообразный и загадочный. Вся природа, весь мир объективно существует вне и независимо от сознания человека. Мир материален; все существующее представляет собой различные виды материи, которая всегда

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

Тема XIII. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАНОТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ЗНАЧЕНИЕ Человечество уверенно вступило в XXI век, который, как мы часто слышим, будет проходить под знаком генетики, биотехнологий и информационных технологий. Мы также слышим, что ученые

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР (объект 816А) Состояние принята на вооружение в 1969 г.Разработчик КБТМ (Омск)Изготовитель. Омский з-д транс.маш.Производство серияБоевая масса, т 37,5Длина корпуса, мм: 6200Ширина, мм 3270Высота, мм 2300Клиренс, мм. 500Ср. уд. дав. на грунт, кг/см #178;

Из книги автора

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР-2 Состояние принята на вооружение в 1980 г.Производство. серия с 1982 г.Боевая масса, т 44,5Длина с оборудованием, мм. 9550Ширина, мм 3735Высота по крышу башни, мм 3680Клиренс, мм. 475Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,88Преодолеваемые

Из книги автора

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА "Жук"(ИРМ) Состояние на вооружении с 1980 г.Производство. серияБоевая масса, т 17,2Длина, мм. 8220Ширина, мм 3150Высота, мм. 2400Клиренс, мм. 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,69 Преодолеваемые препятствия: – подъем, град 36– ров, м. 2,3– стенка, м

Из книги автора

Инженерная техника К наиболее оригинальным инженерным машинам относился «дорогоукладчик», разработанный в середине 1950-х годов в 21 НИИИ на шасси ГАЗ-63. Это был укладчик дорожной двухколейной ленты (рулонного тракта) для обеспечения прохода колесной автотехники по

Из книги автора

Инженерная техника По-видимому, советские инженерные войска уже давно ожидали появления нового вездеходного шасси повышенной грузоподъемности, и с появлением ЗИС-151 на его базе сразу же было создано большое количество разнообразной техники среднего класса. Первенство

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Существенно расширенный ряд инженерной техники на 157-й серии грузовиков включал не только старые надстройки, переставленные с ЗИС-151, но и несколько новых средств для эвакуации аварийной военной автотехники, проведения

Из книги автора

Инженерная техника С появлением тяжелого полноприводного автомобиля КрАЗ-214 на его базе началось активное формирование наиболее обширной в Советской Армии гаммы мощной тяжелой автотехники отечественной разработки. Она создавалась по заказам Министерства обороны с

Из книги автора

Инженерная техника В отличие от других видов военных машин инженерная техника на шасси ГАЗ-66 не унаследовала профессии ГАЗ-63, а создавалась целиком и полностью для установки на серийные или доработанные шасси грузовиков 66-го семейства, а также в первый и последний раз

Из книги автора

Инженерная техника В инженерных подразделениях роль автомобилей ЗИЛ-130 сводилась к перевозке по дорогам общего пользования и тыловым путям сообщения элементов конструкций и имущества различных дорожных покрытий, наплавных и разборных мостовых переправ. Для доставки

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника На ЗИЛ-131 пришелся серийный выпуск разработанных ранее комплектов мостостроительных средств КМС, а также перевозка средних автодорожных разборных мостов САРМ и САРМ-М, для чего служили 42 бортовых грузовика. Главными новинками

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Появление семейства «Урал-375» позволило создать целое семейство эвакуаторов легкого и среднего классов и многоцелевых полноприводных грузоподъемных средств высокой проходимости для инженерных войск и РВСН, которые применялись

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника В 1987 году в 21 НИИИ специально для установки на КамАЗ-4310 был разработан легкий армейский эвакуатор 38М1, но опытные образцы, построенные на 38 заводе, базировались уже на шасси 43101. Основным эвакуационным и ремонтным средством на базе 4310

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Самый широкой ряд новой автотехники на шасси 4320 был создан в 1980-е годы для инженерных войск. На этой базе продолжился процесс создания нового для Советской Армии семейства машин технической помощи и эвакуаторов, начатый еще с модели

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Созданные в 1980-е годы на шасси КрАЗ-260 средние и тяжелые эвакуационные машины в советские времена так и остались опытными образцами. Их разработкой занимался 21 НИИИ, уже имевший опыт проектирования новой для Советской Армии техники. В

Понравилось? Лайкни нас на Facebook