Как распознать и что делать в случае загрязнения форсунок инжекторного двигателя. Когда необходимо чистить форсунки? Дельные советы

Большая часть выпускаемых сегодня автомобильных двигателей оснащена системой впрыска топлива, одним из важнейших элементов которой являются форсунки. За долгий период эксплуатации через них проходят сотни и тонны литров горючего, которое содержит огромное количество примесей - от твердодисперсионных частиц до тяжелых углеводородных фракций и смолистых веществ. Естественно, что все это приводит к засорению и ремонту форсунок и изменению параметров ее функциональности.
Первые признаки загрязнения
Самые первые симптомы того, что форсунки засорились, проявляются в характере работы двигателя и эксплуатации автомобиля. Среди них самыми явными признаками являются:

  • плохой запуск двигателя, что наиболее характерно проявляется при минусовых температурах;
  • перебои в работе мотора на холостом ходу;
  • провалы или заторможенная реакция при наборе скорости во время нажатия на педаль акселератора;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличение загрязненности выхлопных газов токсичными веществами;
  • повышение в несколько раз величины детонации при наборе оборотов двигателем;
  • образование хлопков в системе выхлопа газов;
  • пропуски в воспламенении или зажигании.

Основные причины загрязнения
При эксплуатации автомобиля в западно-европейской зоне вышеприведенные признаки не обязательно будут свидетельствовать о засорении форсунок. Зарубежные производители рекомендуют не чистить, а просто менять их после пробега автомобилем не менее 120 тыс. км пути. Однако это правило не работает на просторах стран СНГ. Причина одна - низкое качество топлива. Поэтому отечественным автомобилистам приходится чистить форсунки каждые 15 тыс. км пробега.

Отдельному автопользователю не представляется возможным убедиться в достоверности качества топлива непосредственно на АЗС. По этой причине нельзя застраховать свой автомобиль от попадания в него плохой топливной смеси. При этом само топливо перед тем как попасть в бензобак может загрязниться по целому ряду причин:

  • не соблюдения условий хранения, когда новое топливо заливают в загрязненные и годами не очищаемые от смолистых соединений хранилища;
  • использование производителем для повышения октанового числа топлива соединений, содержащих марганец, что быстро портит систему топливного впрыска;
  • наличие воды в топливе создает условия для развития процессов коррозии в системе впрыска;
  • в топливной смеси может содержаться песок, опилки и другие мелкодисперсионные частицы.


Изменения в топливной системе при загрязнении форсунок
При засорении форсунок всегда происходит значительно ухудшение процесса формирования топливно-воздушной смеси и характера ее подачи, выражаемое в следующих проявлениях:

  • изменение геометрии конуса факела и размера распыляемых топливных частиц;
  • нарушение стабильности в дозировании топлива;
  • утечка топлива в закрытом состоянии затворного клапана через дюзы (ухудшение плотности прилегания клапана).

Владельцы автомобилей с инжекторным типом двигателей, иногда сталкиваются с проблемой некачественной работы инжектора. Часто виновниками таких неполадок являются форсунки инжектора, их некачественная работа заканчивается невозможностью завести автомобиль и превращается в потерю времени в самый неподходящий для этого момент. Но то, как проверить форсунки до момента неполадки знают немногие. В этой статье вы узнаете как определить проблему, а также как почистить форсунки своими руками и избавится от неисправностей.

С первых уроков водительской школы (а может и раньше) мы знаем, что система впрыска у инжекторных двигателей отличается от карбюраторных. Столкнувшись с проблемой, многие водители прямиком мчаться в автомастерские или СТО. Проблема не всегда является настолько серьезной, и вполне возможно, что решить её можно даже человеку с базовыми знаниями, которые вы можете приобрести, прочитав этот материал.

Неисправности форсунки очень схожи по симптомам с такими же у свечей зажигания.

Симптомы неисправности форсунки

Для начала следует отметить, что такой сложный механизм как автомобильный двигатель (особенно в современных моделях) требует точности в определении. Часто оказывается, что при абсолютно схожей симптоматике свойственной неисправно-работающим форсункам, например тяжелый запуск мотора на «холодную тягу» или увеличенный расход топлива, причина далеко не в них, а в нуждающихся к замене свечах зажигания. Перед установлением точной причины, и предприятием каких-либо действий по их устранению, следует очень внимательно проверить и убедиться в правильности поставленного «диагноза».

Следующие факторы, являются наиболее распространёнными симптомами неисправных форсунок двигателя:

  • отмечаются рывки при езде;
  • потеря динамики при ускорении;
  • при переключении, или при сбросе скорости;
  • увеличивается топливный расход;
  • в следствии неравномерного расхода топлива на дизелях может наблюдаться

Заметив что-либо из только что названных проблем, необходимо как можно скорее заняться точечной проверкой форсунок. В противном случае, автомобиль может подвести в самый ненужный момент (например, при совершении обгона, или в других ситуациях).

Как правило, из строя форсунки выходят по одной, поэтому проверить необходимо все.

Как определить неработающую форсунку на работающем двигателе

Допустим, вы нашли признак неисправности форсунки и теперь хотите узнать, как проверить форсунки двигателя? Хочется сразу отметить, что сами форсунки бывают нескольких типов (механические и электромагнитные) и конструкция их имеет значительные отличия, а значит и методы проверки у них также должны отличаться. Проверить форсунки можно несколькими методами: проверка форсунок без снятия с двигателя, проверка снятых форсунок, проверка форсунка в домашних условиях, бензиновых или дизельных форсунок, и т.д. Мы разберем наиболее популярные из методик.

Чтобы узнать, как проверить работоспособность форсунки инжектора, не обязательно их снимать. Этот способ, один из самых простых проверок, и подразумевает проверку по звуку (или анализ издаваемых шумов мотором при работе). Как правило забитые или поврежденные форсунки издают приглушенный высокочастотный шум (звук, как правило, доносится из блока цилиндров).

Проверка подачи питания на форсунки

Проверка подачи питания на форсунки проводится в случае работы самих форсунок при поломке какого либо из инжекторов. Для проверки необходимо осуществить следующий порядок действий:

  • отключите колодки;
  • подключите к АКБ 2 провода, конец которых закрепляется на форсунках;
  • включите двигатель.

После включение двигателя, необходимо обратить внимание на возможное вытекание топливной смеси – происходить это может по причине неисправностей в электрической цепи.

Проверка мультиметром(тестером) сопротивления на обмотке

Проверка мультиметром (тестером) сопротивления на обмотке также позволяет проверить форсунки двигателя не снимая их. Для этого нужно убедиться в уровне сопротивления ваших форсунок. Далее выполняем следующие действия:

  • при выключенном двигателе, сбрасываем минус клемму с аккумулятора;
  • следом отключаем электрический разъем на самой форсунке (находится на колодке, в виде зажима);
  • на мультиметре устанавливаем значение наших форсунок и подключаем его контакты непосредственно к самой форсунке.

В норме, при высоком импедансе значение должно быть равно 11-17 Ом, при низком 2-5 Ом. При несоответствии значений, такую форсунку необходимо заменить.

Диагностика работы форсунок на рампе

Чтобы осуществить подобный вид проверки форсунок необходимо будет демонтировать их вместе с топливной рейкой. Это сделать несложно, однако необходимо некая сноровка. Лучше всего, подобную проверку делать вместе с напарником, который во время вашей диагностики и измерении будет осуществлять манипуляции с зажиганием и прокрутом двигателя.


Если в какой-либо из емкостей наблюдается несоответствие остальным – такой инжектор необходимо почистить. Кроме того, возможен вариант, когда горючее продолжает течь даже после окончания зажигания. Это сигнализирует о потере герметичности форсунка и необходимости его замены.

Схема работы электромагнитного распылителя.

Как самому почистить форсунки инжектора в домашних условиях

Мы постепенно подошли к очень важному вопросу «как почистить форсунки?». Хочется отменить, что забитые форсунки составляют 60% от всех неисправностей с ними. В связи с такой распространённостью, было придумано несколько методов по их очистке, среди которых очистка форсунок в домашних условиях:

  • промывка с помощью присадок проводится без снятия форсунок с двигателя. В топливный бак добавляют специальную очищающую присадку, которая помимо форсунок, нормализует работу всего мотора. Их имеется огромное количество, и выбирать приходится по своему усмотрению;
  • прочищение форсунок на ультразвуковом стенде (часто можно встретить как «ультразвуковая промывка», или «промывка форсунок ультразвуком») довольно тяжелый и специализированный метод, в основе которого лежит эффект кавитации. Форсунки в ультразвуковой ванне проходят многоразовую процедуру промывки и демонстрируют хорошее распыливание после прочистки;
  • промывка разборной форсунки по утверждениям многих водителей чревата потерей вакуумных функций и герметичности. Однако подобную процедуру, как правило проводят с помощью промывочной установки на СТО, или спринцовкой в домашних условиях. Для этого используют специальную промывочную жидкость.

При электромагнитной очистке уровень распыление проверяют многократно до соответствующего результата.

Какую промывку лучше сделать ультразвуковую или жидкостную?

Неоднократно замечали споры по поводу того, что лучше: промывка форсунок присадками или ультразвуковая промывка форсунок на специализированном оборудовании. Справедливости ради будет сказано, что ультразвуковую чистку обычно проводят при наличии соответствующих серьезных проблем (нечеткая работа двигателя на холостом ходу, и т.д.). Жидкостная промывка форсунок инжектора хороша тем, что проводит профилактическую чистку всего двигателя (неплохо удаляет нагар с клапанов).

Однако, жидкостная промывка форсунок отлично справляется только с первой стадией засорения форсунок, а вот с последующими и более серьезными проблемами могут возникать проблемы. Проводят её «вслепую» как профилактику, а значит направленно воздействовать на определенный очаг загрязнений ей не под силу.

А вот к «ультразвуковому» методу воздействия прибегают чаще всего, когда необходима детальная диагностика по определению пропускной способности датчиков исполнительных механизмов (как правило, проводиться в мастерских с помощью компьютерных вычислений). Очищая значительно больше и лучше, такой тип промывки стоит в 2-3 раза дороже жидкостного аналога. Однако, следует быть аккуратным, так как старые, испорченные временем и неправильной эксплуатацией форсунки могут испортится окончательно под воздействием кавитации, и потерять свою первоначальную герметичность (давать течь при работе).

Профилактика форсунок

От необходимости промывки форсунок своими руками можно избавиться, регулярно осуществляя профилактические процедуры по обеспечению предварительной очистки форсунок. Например, в профилактических целях неплохо подойдет жидкостная очистка форсунок. Заметим, что не обязательно обращаться в автосервис в целях профилактики (хотя хуже точно не будет), достаточно сделать «клизму» и провести процедуру в домашних условиях.

Кроме того, существует старый «дедовский» способ, которым многие пользуются и поныне. Он подразумевает регулярный разгон автомобиля до скорости равной более 120 км/ч, и преодоление в таком режиме приблизительно 10-15 километров. Высокое давление внутри системы провоцирует самоочистку форсунки. Этот же метод подразумевает и прогазовку на холостом ходу до показателей 4000-5000 оборотов, на протяжении трёх минут. Хотя он менее эффективен первого.

Система впрыска топлива в современных дизельных двигателях предельно точна, но очень хрупкая, что является причиной её частого выхода из стоя. Каковы признаки неисправности топливных форсунок и что можно сделать, чтобы ремонт не сильно ударил по кошельку?

Почему форсунки ломаются?

Ответ на этот вопрос очень прост — не выдерживают условий работы, в которых эксплуатируются. Форсунки прошли столь длительную эволюцию и даже революцию, что просто доходят уже до грани своих возможностей. Если взглянуть в прошлое, в середине 90-х годов, в устанавливаемых на дизельных двигателях форсунках, давление впрыска было на уровне 1350 бар. Сегодня нормой является давление в 2000 бар и более. Конструкция самих форсунок тоже изменилась, но все-равно не спасает их от поломки.

Почему так выросло давление впрыска? От современных дизельных двигателей мы требуем сегодня высокую производительность. Двигатели должны быть динамичными, сохраняя при этом разумный объем. А еще . Нормой считается выпуск силового агрегата объемом 2 литра, который обладает мощностью в 150 лошадиных сил и имеет крутящий момент более 300 Нм и конечно не потребляет больше 7 литров дизельного топлива на 100 км.

Признаки неисправности форсунок

Принцип действия форсунок очевиден. Они отвечают за дозировку и подачу топлива. Управляет форсунками компьютер, который точно знает какую дозу топлива они должны подавать. Все зависит от стиля вождения. Эта система прекрасно работает, обеспечивая отличные характеристики. Проблема появляется, когда система теряет свою безупречность. Наиболее распространенная причина отказа форсунок, низкое качество топлива. При несоблюдении периодичности замены топливного фильтра, сомнительного происхождения, без сомнений можно ожидать неприятностей. Форсунки очень чувствительны к качеству дизельного топлива. Со временем они начинают загрязняться, пока полностью не засорятся. Удаление отложений от некачественного топлива невозможно без механической очистки. Неисправности форсунок возникают, как правило, при больших пробегах, чаще всего далеко за 150 000 км. Конечно это не является правилом. Зачастую автомобили на оригинальных форсунках преодолевают отметку 300 000 км, при условии своевременного обслуживания и заправка хорошим топливом.

Водитель должен довольно быстро заметить, что форсунки начинают барахлить. Первый признак — езда становится более приятной. Это парадокс, но неисправные форсунки могут значительно переливать топливо (электроника не правильно определяет дозировку), что придает автомобилю повышенную резвость. Но это длится не долго и вскоре этот процесс принимает обратный эффект. При неисправности форсунок сильно увеличивается дымность автомобиля, особенно при резком нажатии на газ. Заметно увеличивается уровень моторного масла, т. к. в него начинает просачиваться топливо. Появляется неравномерность холостого хода двигателя. и дымить при прогреве.

При замене форсунок необходимо тщательно определиться с фирмой-производителем. Лучше всего отталкиваться от той, которая была установлена на автомобиле в качестве оригинала. Производители автомобилей не используют форсунки собственной торговой марки. Как-правило используют компоненты, предоставленные компаниями-лидерами в своей сфере. В современных дизелях можно встретить форсунки следующих марок:
— Bosch — безусловно, самые популярные, форсунки установлены на большинстве автомобилей, включая двигатели JTD, CDI, CDTI, HDI, D5, 1.9 и 2.0 dCI;
— Delphi — двигатели Ford с системой Common Rail, 1.4 HDi у Citroen C3, двигатели 1.5 dCI у Renault;
— Siemens — некоторые модели французских автомобилей с двигателями 1.4 и 2.0 HDi, двигатель Volvo D4 в модели S40, двигатели 2.0 TDCi PSA, Audi и Volkswagen 2.0 TDI CR;
— Denso — в основном японские марки, двигатели 2.0 CD у Mazda 6, 2.0, 2.2 и 3.0 D-4D у Toyota.

1. Из истории создания инжекторов.

В 1951 г. в автомобилестроении впервые была применена первая система впрыска топлива. Западногерманской фирмой Bosch был впервые оснащён механической системой непосредственного впрыска бензина двухтактный двигатель. Он был установлен на микролитражном купе "фирмы Goliath из Бремена.

В 1954 году появился Mercedes-Benz 300 SL - легендарное купе "Крыло Чайки", двигатель которого оснащался аналогичной механической системой впрыска Bosch.

Тем не менее, до эпохи появления дешёвых микропроцессоров и введения в странах Запада жёстких требований к экологической безопасности автомобилей идея инжекторного впрыска популярностью не пользовалась и только с конца 1970-х их массовым внедрением занялись все ведущие мировые автопроизводители.

Первой серийной моделью с электронным управлением системы впрыска бензина стал седан Rambler Rebel ("Бунтарь") 1957 модельного года, который выпускала фирма Nash, входившая в качестве отделения в состав концерна AMC.


Нижневальная V-образная "восьмерка" Rebel объемом 5,4 л в карбюраторном варианте развивала 255 л.с., а в заказной версии Electrojector уже 290 л.с. Разгон до 100 км/ч у такого седана занимал менее 8секунд.
К концу первого десятилетия 21 века системы распределённого и прямого электронного впрыска практически вытеснили карбюраторы на легковых и легких коммерческих автомобилях. Автомобили, оснащенные современными системами впрыска топлива, имеют массу преимуществ перед карбюраторными моторами: меньший расход топлива, отсутствие проблем с "холодным" пуском и прогревом двигателя, отсутствие необходимости в регулировке систем подачи топлива и зажигания.
По мнению специалистов, процедура чистки инжекторов должна проводиться
каждые 20 – 30 тыс. км.
Но практика эксплуатации и обслуживания современных двигателей, оборудованных инжекторной топливной системой показывает - когда топливо не соответствует принятым в развитых странах нормам, топливные магистрали, инжекторы, регуляторы топливного давления и другие элементы системы инжекторных двигателей требуют профилактической очистки примерно каждые 10-15 тыс. километров пробега.
О способах очистки инжекторных систем можно ознакомиться на сайте www.rat-auto.ru . 2. Обзор типов инжекторов бензиновых двигателей.
В настоящее время существуют несколько типов топливных систем двигателей легковых автомобилей и легких внедорожников. Эти системы управляются с помощью электронных контроллеров, используя один или более инжекторов, которые открываются и закрываются с помощью соленоида.
Число инжекторов разное, в зависимости от конструкции системы и (или) числа цилиндров. Может быть только один инжектор, чтобы дозировать топливо всем цилиндрам, или один инжектор для каждого цилиндра.
В импульсной системе впрыска инжекторы открыты и закрыты в точных и регулярных интервалах, измеренных в миллисекундах (мс). Импульсная система дозирует количество топлива, изменяя время импульса открытого состояния инжектора. Инжекторы (форсунки) открываются и закрываются с помощюю соленоидов, обмотки которых запитывются и обесточиваются в течение определенного времени.
На некоторых двигателях используется timed injection system (фазированный впрыск во впускные каналы). В timed injection system есть инжектор для каждого цилиндра двигателя, инжектором управляют таким же образом, как в системе MFI. Однако, инжектор дозирует топливо, только во время открытого состояния впускного клапана каждого цилиндра.
Такую систему называют последовательной распределенной системой впрыска топлива (SFI).
Обе системы дозируют распыленное топливо или во впускной коллектор или в впускной канал цилиндра.

Throttle body injection (TBI) - центральный впрыск топлива.

В системе TBI топливо дозируется одним или двумя инжекторами в соответствующий канал дросселя и доставляется в цилиндры двигателя через впускной коллектор.
Импульсы управления инжектора активизируются через равные промежутки времени, обычно в соответствии с порядком зажигания двигателя, с помощью электронного блока управления двигателем (ECM).
Впрыск топлива не синхронизирован к времени открытия впускного клапана двигателя. В спаренной системе TBI инжекторы пульсируют поочередно.
Поскольку распыление топлива не зависит от величины вакуума во впускном коллекторе, у TBI есть много преимуществ перед карбюраторными системами:

  • Топливо распыляется эффективнее во время холодного пуска и прогрева двигателя.
  • Регулировка обогащения топливной смеси более точно во время холодного пуска, в зависимости от температуры двигателя и окружающей температуры.
  • Обогащение смеси сохраняется минимальное, необходимое для холодного пуска.
  • Единственный механизм в TBI - дроссельная заслонка.
  • Воздушно-топливная смесь оптимальна во всех эксплуатационных режимах двигателя.
  • Дозирование топлива точно регулируется, поэтому улучшается экономия топлива и уменьшаются вредные выбросы.

Multiport Fuel Injection (MFI) - распределенный впрыск топлива.

Система распределенного впрыска использует один инжектор для каждого цилиндра в двигателе. Есть и исключения, например, в двигателе LT5 V8 Корвета ZR1 есть два инжектора на цилиндр.
В системе MFI топливо распыляется в сужающемся патрубке впускного коллектора, на расстоянии от 7 до 10 сантиметров от впускного клапана. Системы MFI, за некоторым исключением, используют такой же импульсный сигнал, как системы TBI, для управления инжекторами.
Импульсы управления инжекторов синхронизированы с последовательностью зажигания двигателя. Исключения - Sequential Multiport Fuel Injection systems, которые используют сигналы датчиков положения распредвала и (или) коленвала в дополнение к сигналам системы зажигания. В результате использования индивидуального инжектора для каждого цилиндра, MFI обеспечивает дополнительные преимущества перед системой TBI.

Вращающий момент двигателя увеличивается в результате:

  • Поток подводимого к цилиндрам воздуха более плотный.
  • Воздушно-топливная смесь имеет более низкую температуру. Это увеличивает наполнение цилиндров двигателя и устраняет раннее испарение топлива.
Работа системы снижения вредных выбросов улучшена в результате:
  • Улучшенного и оптимального смесеобразования
  • Устранение проблем конденсации и стекания топлива по стенкам впускного коллектора
  • В результате режима обеднения, экономиться топливо во время прогрева двигателя.
  • Улучшается проветривание цилиндров двигателя, так как во впускном коллекторе нет остатков распыленного топлива.
Улучшается экономия топлива в результате:
  • Полноценной работы двигателя на обедненной воздушно-топливной смеси.
  • Более точное управление потоком распыленного топлива.

Central Multiport Fuel Injection (CMFI) - Распределенный впрыск с центральным инжектором.

Отдельная форма MFI - Central Multiport Fuel Injector. Эта система впрыска используется например на 4.3-литровом V6 двигателе L35 Chevrolet Blazer.
Вместо отдельных инжекторов для каждого цилиндра, центральный инжектор подводит топливо под давлением к проходному клапану в каждом цилиндре.
Эта система - экономичный способ обеспечить распределенный впрыск топлива с помощью одного инжектора.

Внимание! В помощь диагносту.

Вашему вниманию предлагаются справочники и другая техническая литература.
У Вас будет полезная информация, с помощью которой Вы сами сможете определить причины неисправностей и ошибок в работе узлов и агрегатов Вашего автомобиля.

Содержание на русском языке.
Формат - электронные книги.
2. Признаки грязных инжекторов.
В процессе работы двигателя на элементах его топливной системы – инжекторах (форсунках), топливопроводах, топливной рейке, регуляторе давления, выпускных клапанах двигателя постепенно осаждаются загрязнения, находящиеся в любом бензине, независимо от его качества.
Например, на распылителе форсунки отложения накапливаются в основном в течение нескольких минут после остановки двигателя, пока он горячий. Происходит это из-за того, что легкие фракции бензина улетучиваются, а тяжелые образуют слой твердых отложений, которые со временем увеличиваются до такой степени, что ухудшают работу, а в дальнейшем и выводят из строя сами инжекторы (форсунки).
Загрязнение распылителей (форсунок) ухудшает образование топливно-воздушной смеси, а в регуляторе давления нарушается герметичность затворного клапана.
Ни для кого не секрет, что качество нашего отечественного топлива оставляет желать лучшего. В состав бензинов вводят разнообразные примеси, повышающие октановое число, соединения серы, бензол, олефин, грязь, вода и т.д. Некоторые продавцы бензинов не стесняются разбавлять бензин газоконденсатом.
В процессе сгорания бензина, особенно некачественного, образуется большое количество смолистых отложений, которые обильно осаждаются в топливных магистралях, топливной рейке, внутри и снаружи инжекторов. Отложения на инжекторах представляют собой черно-коричневую лаковую корку и шлаковые наросты, которые трудно очищаются и не растворяются в бензине.
Признаки загрязненных инжекторов имеют практически на всех моделей современных автомобилей одинаковую картину:
  • неустойчивый холостой ход автомобиля: двигатель "троит", говорят, что работает как "старый дизелек";
  • затрудненный пуск двигателя: двигатель запускается с второго-третьего раза, трудно стабилизируются холостые обороты;
  • провал при резком нажатии на педаль акселератора, некомфортное вождение;
  • ухудшение разгона автомобиля и потеря мощности: автомобиль с акпп затягивает низшие передачи, вяло набирает скорость, слышны хлопки в выпускной системе;
  • пропуски воспламенения топливной смеси: подергивания при разгоне, присутствуют коды ошибок по потери искрообразования (misfire), сопровождающиеся выходом из строя свечей зажигания, в/в проводов, катушек зажигания;
  • выход из строя кислородных датчиков (O2 sensors) и каталитического нейтрализатора: сокращение ресурса обусловлено повышенной температурой выпускных газов и большим количеством несгоревших компонентов, которые осаждаются в выпускном тракте;
  • постоянно увеличивающийся расход топлива: так как загрязнение инжекторов - постепенный процесс, то водитель обычно замечает это не сразу.
3. Последствия продолжительной работы двигателя с загрязненными инжекторами. Неприятные последствия, возникающие при работе двигателя с загрязненными инжекторами, можно разделить по времени воздействия на III стадии:
I стадия возникает при пробегах 10 -30 тыс.км: потеря мощности и некомфортное вождение (вялый разгон, провалы при ускорении, повышенный расход топлива, некорректный режим переключения передач в акпп с электронным управлением, присутствие кодов ошибок в блоке управления двигателем, связанных с работой системы зажигания, кислородных датчиков и др.).
II стадия наступает от 30 тыс.км: на фоне резкой потери мощности, наступает повреждение узлов высоковольтной части системы зажигания (малый ресурс свечей, "пробой" высоковольтных проводов, выход из строя катушек зажигания), двигатель с трудом заводится (а иногда совсем отказывает заводиться) в условиях низких температур.
Накапливается нагар и шлаковые отложения на тарелках клапанов газораспределения, в камерах сгорания, поршнях двигателя. В связи с неэффективным режимом сгорания воздушно-топливной смеси, накапливаются отложения сажи и шлаков на кислородных датчиках и в катализаторе выпускной системы двигателя. Кислородный датчик выходит из строя, не отработав положенный ресурс, катализатор перегревается и начинает разрушаться.
III стадия наступает всегда, если не будут приняты меры устранения последствий повреждений в I и II стадиях: перегрев и повреждение выпускных клапанов, "залегание" поршневых колец, как следствие этого, резкий износ цилиндров и в итоге - капитальный ремонт двигателя. 4. Почему выходят из строя инжекторы.
Инжектор – сложный высокоточный механизм, рассчитанный на более чем 1 миллиард циклов срабатываний. Но это верно только лишь в идеальных лабораторных условиях.
В зависимости от фирм–производителей (не будем в этой статье рекламировать одних и принижать других) инжекторы имеют разный ресурс полноценной работы и сопротивляемость агрессивным воздействиям примесей в топливе.
Так, например:
  • Если в топливе присутствует вода, то клапан инжектора, изготовленный из низкокачественной стали, корродирует, особенно при длительном простое автомобиля. Последствия – нестабильное дозирование топлива, утечка топлива, нарушение формы и направления факела распыленного топлива, необратимое повреждение клапана инжектора;
  • Если в топливе присутствуют мелкодисперсные твердые частицы, проникающие через фильтр тонкой очистки (ржавчина, мелкий песок, некоторые порошкообразные присадки для повышения октанового числа и т.п.), то клапан подвергается абразивному воздействию. Представьте себе, через дозирующее отверстие в доли миллиметра проходят тысячи литров загрязненного топлива под давлением от 2 до 8 атмосфер. Вследствие этого – искажение геометрии дозирующего отверстия (дюзы), нарушение формы факела топлива, нестабильная производительность инжектора.
  • Присутствие полимерных частиц в топливе (не секрет, что бензовозы некоторых автозаправок иногда используются для перевозки жидких полимеров, затем в них же без промывки заливают топливо для автозаправочных станций). Так эти присадки попадают в бензобаки наших автомобилей. Здесь на первый план выходит способность материала инжектора и его фильтра сопротивляться адгезии (прилипающей способности) полимерных частиц. При низкой сопротивляемости ресурс работы инжектора резко падает, так как полимерные частицы трудно растворяются даже в современных моющих составах приборов очистки инжекторов топливных систем.
К сожалению, во всех перечисленных случаях, восстановить нормальную работу инжектора невозможно никакими средствами чистки и профилактики топливных систем. Поможет только замена на исправный инжектор.
Разумеется, подобные ситуации возникают достаточно редко (ведь нужно постараться, например, годами упорно заправляться исключительно только грязным бензином из ржавой бочки), но в нашей практике встречались, и неоднократно.
Инжекторы двигателей известных производителей очень надежны и износостойки. Ресурс инжекторов рассчитан практически на весь срок разумной эксплуатации автомобиля, то есть 200-300 тысяч километров.
В основном необратимые повреждения инжекторов возникают из-за неаккуратности в обслуживании (поковырял шилом входное отверстие и разорвал тончайший нейлоновый фильтр), некомпетентности (проверил, работает ли инжектор от аккумулятора, а обмотка соленоида инжектора рассчитана на меньшее напряжение) и т.д.
Встречаются случаи выхода из строя соленоида инжектора при повреждении электронного ключа в блоке управления двигателем, бывает и заводской брак - обрыв обмотки соленоида, нерабочий затворный клапан инжектора и др. 5. Профилактика, диагностика и обслуживание инжекторов.
Основная причина плохой и нестабильной работы инжекторов двигателей (если не учитывать некомпетентное вмешательство и заводской брак) является только качество используемого топлива. Ни манера вождения, ни режим эксплуатации автомобиля не может влиять на ресурс работы топливных инжекторов.
В процессе загрязнения от некачественного топлива происходит ухудшение следующих технических параметров инжекторов:
  • качество распыления топлива: форма конуса факела и размер распыленных частиц бензина;
  • пропускной способности инжекторов: нестабильное дозирование объемов топлива (за каждый цикл работы), необходимых для обеспечения нормальной воздушно-топливной смеси;
  • нарушение герметичности затворного клапана инжектора: утечка топлива через дюзы в закрытом состоянии клапана.
Можно много раз повторять: инжектор – сложный высокоточный механизм. Стоимость инжектора современного двигателя колеблется в среднем от 1500 до 10000 руб. (в зависимости от производителя и класса двигателя), поэтому гораздо более выгодно (при подозрительно увеличивающемся расходе бензина, прогрессирующей "тупости и вялости" двигателя) вовремя сделать профилактическую чистку инжекторов.
Процедура чистки инжекторов рекомендована через каждые 20 – 25 тыс. км, при условии использования более-менее качественных бензинов (ознакомиться с черным списком автозаправок Москвы, торгующих плохими бензинами можно на сайте www.goodfuel.ru ). Это гораздо дешевле, чем заменить грязный инжектор на новый, а в будущем заплатить за капитальный ремонт двигателя, который как всегда застанет Вас врасплох.
Даже, если Вас не удовлетворила работа двигателя после стандартной процедуры чистки, не следует спешить менять инжекторы, это достаточно надежный механизм. Сделайте проверку, проконсультируйтесь у опытного специалиста.
Знайте, затраты на диагностику всегда меньше, чем замена всех подряд "подозрительных" деталей и узлов двигателя. Наш автосервис "РАТ Авто" всегда готов помочь разобраться с любыми неисправностями топливной системы двигателя Вашего автомобиля от профилактической чистки топливной системы и замере давления топлива, до проверки управления инжекторами и глубокой диагностики двигателя.

Для каждого цилиндра в двигателе используется отдельный инжектор.

Центральный инжектор подводит топливо под давлением к проходному клапану в каждом цилиндре.

Многие владельцы автомобилей, заезжая к мастерам на станции технического обслуживания, выслушивают от них о том, что необходимо промыть или заменить форсунки. При этом автолюбители не знают, что это. Что такое форсунка в автомобиле и для чего она нужна?

Краткое описание

Все существующие сегодня дизельные и бензиновые двигатели внутреннего сгорания имеют в своей конструкции систему для впрыска топлива. Форсунка является аналогом насоса, подающего мощную, но очень тонкую струю топлива. Это системы впрыска. Где находятся форсунки и каков их принцип работы, будет рассказано далее.

Виды форсунок

Форсунка является управляемым при помощи специальной программы в блоке, управляющем Именно благодаря форсунке топливо подается в цилиндры дозами. Если говорят про инжектор, то здесь имеется в виду система управляемых форсунок.

Есть несколько видов форсунок, которые предназначены:

  • для распределенного впрыскивания топлива;
  • центрального впрыскивания;
  • непосредственного впрыскивания.

Принцип функционирования форсунок

Топливо от рамы к каждой отдельно взятой форсунке подается под необходимым определенным давлением. От блока управления на электромагнит форсунок поступают электрические импульсы. Именно они задействуют игольчатый клапан, предназначение которого - открывать и закрывать форсуночный канал. От длительности поступления электрического импульса зависит длительность открытия игольчатого клапана и количество подаваемого топлива. Эту длительность регулирует блок, управляющий двигателем. Кроме того, разные типы форсунок могут создавать несколько форм факела топлива, а также менять его направление. А это очень сильно влияет на смесеобразование в двигателе.

Расположение

Многие не знают про форсунки в автомобиле. Где находятся эти элементы? Их расположение зависит от типа впрыска:

  • При центральном впрыске топлива одна или пара форсунок находятся внутри впускного трубопровода, возле дроссельной заслонки. Так, форсунка является заменой уже устаревшего устройства - карбюратора.
  • При распределенном впрыске топлива для каждого цилиндра устанавливаются свои форсунки в автомобиле. Где находятся они в этом случае? У основания трубопровода для впуска, в который и осуществляется впрыск топлива форсункой.
  • При непосредственном впрыске топлива они располагаются в верхней области стенок цилиндра. Они впрыскивают топливо в саму камеру сгорания.

Вот такое расположение имеют форсунки в автомобиле. Где находятся эти части, стало ясно.

Промывка

По той причине, что в топливе присутствуют вредные примеси, на форсунках часто оседает нагар. Их необходимо промывать. Операция эта подразумевает вымывание ненужной грязи из форсуночной системы. Форсунки можно промывать при помощи специальной жидкости. Ее еще называют специальной присадкой. При этом сами форсунки с двигателя можно даже не вынимать. Присадка эта добавляется в топливо, а двигатель заставляют поработать на этой смеси пару тысяч километров. Можно осуществлять и более быструю промывку, при этом не снимая форсунки с двигателя. Для этой цели применяют специальную установку. Она подсоединяется к мотору на место топливного насоса. В сами форсунки подается сольвенте. Это специальное топливо для промывания. Время такого процесса - около пятнадцати минут.

Форсунки от нагара можно очищать также при помощи ультразвука. Этот способ уже подразумевает снятие их с двигателя.

Итоги

Таким образом, становится ясно, что такое как работают, для чего нужны. Очевидно, что это очень важные части двигателя, без которых его работа невозможна. Необходимо следить за их исправностью, а также регулярно их промывать.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook