Как сесть за руль одной. Как сесть за руль после долгого перерыва. Почему возникает проблема боязни управления автомобилем

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Мы всегда куда-то торопимся: на работу, забрать детей из школы, на важную встречу, — и редко задумываемся о том, что причиной форс-мажоров на дороге бывает элементарное нежелание проверить автомобиль перед отъездом. Нет, я не заставлю вас лезть под днище машины с ключом, но десяток простейших операций проделывать все-таки нужно. Каких? Читаем дальше…

Перед тем, как плюхнуться на водительское сиденье, не лишним будет обойти и осмотреть свой автомобиль. Оцениваем, нет ли возле машины подтеков масла и прочих жидкостей. Если да, то скорее всего ваша поездка отложится на неопределенное время. Учтите, что лужа технической жидкости могла образоваться и до вашего приезда, поэтому, паркуя машину, не лишним будет убедиться чистый ли асфальт на том месте.

Далее осматриваем состояние кузова авто: не появились ли за время вашего отсутствия новые царапины или вмятины. Если повреждения есть, стоит проверить близлежащую территорию, возможно автомобиль виновника ДТП где-то рядом. Обратите внимание, нет ли камер наблюдения, в поле зрения которых могла попасть ваша подбитая «ласточка». Также не лишним будет опросить охранника/прохожих/бабушек из соседнего подъезда, они могли стать свидетелями аварии.

Имейте ввиду, что без свидетелей и видеозаписи нет смысла вызывать ГИБДД для оформления происшествия. Если виновника нет, то и компенсацию по ОСАГО, к сожалению, вы получить не сможете. Другое дело, если у вас КАСКО. Во всяком случае, вам же не нужна лишняя запись в истории об аварийности авто, виновник которого так и останется инкогнито.

Обратите внимание, на месте ли номерные знаки. Не секрет, что они частенько становятся трофеем злоумышленников. Поэтому лучше узнать о пропаже перед отъездом, чем потом умолять сотрудника ГИБДД не выписывать вам штраф в размере пяти тысяч рублей. А то и вовсе можно лишиться прав на срок от одного до трех месяцев.

А вот теперь можно со спокойной душой садиться за руль. Заводим мотор и смотрим, не горят ли на панели приборов красные датчики, предупреждающие о неисправности. Есть ли топливо в бензобаке? Езда на лампочке не прибавит здоровья бензонасосу авто, а вам — уверенности, что вы доберетесь до пункта назначения. Поэтому сразу запланируйте заехать на АЗС.

Посмотрите, правильно ли выставлены зеркала заднего вида? Проверяем исправность световых приборов. Для этого просто взгляните на зеркала, стоп-сигналы всегда отражаются где-то сзади: забор, стена, другой автомобиль. То же касается и головной оптики.

Трогаясь с места, проверьте работу тормозов: после старта, притормозите и успокойте сами себя, мол: «Все в порядке, теперь можно в путь!»

Как вы уже убедились, проверка состояния автомобиля перед тем, как сесть за руль - очень даже полезная привычка. Такие нехитрые манипуляции можно проделывать на автомате очень быстро и при этом не потратив нервы и время в пути.

Вопрос психологу

Здравствуйте!
Мне 23 года, я работаю медицинским представителем.
Месяц назад я получила водительские права и несколько дней назад мне дали служебную машину. Мне потребовалось очень много усилий, чтобы перебороть страх и сесть за руль одной, но всё таки я смогла, и первый день ездила без особых приключений. Пока ехала, было очень страшно, и когда я завершила поездку и припарковалась около своего дома,то поняла, что вся моя спина и ладони мокрые от волнения. Я решила один день подождать, переварить полученные впечатления, и сегодня хотела совершить ещё одну поездку. Я очень долго собиралась с мыслями и изучала маршрут, по которому поеду. И прямо во дворе не смогла разъехаться со встречным автомобилем, и левым боком своей машины проехалась по левому боку встречной.
Девушка, которая сидела за рулём, начала кричать на меня матом, и потом, пока мы ждали ДПС, она успокоилась и оказалась в целом довольно понимающей. Позже, когда инспектор ДПС попросил меня припарковать машину, чтобы освободить проезд, то я поняла, что ужасно боюсь сесть за руль, и попросила, чтобы он сделал это сам. Это было сегодня утром и не выходит у меня из головы. Я не представляю, как теперь решусь водить, и как мне перебороть свой страх. Я впечатлительная, и всегда очень болезненно переживаю неудачи. Иногда этим я напоминаю себе персонажа из рассказов Чехова. Мне очень неловко перед той девушкой, и я прекрасно понимаю её эмоции. Хорошо ещё, что она не вцепилась мне в волосы от злости, а только накричала. Коллеги по работе говорят, что такое ДТП - мелочь, и не нужно делать из этого трагедию. А мне сквозь землю хочется провалиться, когда я представляю, как выхожу во двор, сажусь в машину, а соседи видят и думают «Вот та лохушка, которая не умеет нормально водить». Ведь это всё было прямо в моём дворе, под окнами. И мне кажется, что я боюсь не того, что могу повредить машину, или ещё чего хуже, а того, что мне придётся терпеть и выслушивать какие-то выкрики в свою сторону, косые взгляды и прочее… Может быть, вы сможете подсказать мне какой-то выход из этой ситуации, ведь моя работа связана с постоянными разъездами, и автомобиль - это практически моё рабочее место. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Татьяна.

Страх водить может быть связан с какой-то вашей личной особенностью, например, со страхом критики или осуждения, или со страхом сделать что-то недостаточно хорошо, накосячить. Возможно, стоит разобраться с этой особенностью, чтобы она не осложняла вам жизнь.

Наверное, вы замечали, как при сложных ситуациях на дороге оба водителя могут кричать друг на друга и отстаивать свою правоту. Вы же скорее пытаетесь понять другого, нежели оправдать перед собой и другими свои действия. В целом это хорошее качество, но в конфликтных ситуациях вы будете проигрывать, если вам важна объективность, а не ваша личная позиция и выгода.

Возможно, стоит потренироваться воспринимать такие ситуации, как во дворе, со своей субъективной точки зрения, и не оправдывать грубость других, а защищать себя. Тогда ситуации, связанные с какими-то вашими неправильными действиями, не будут вас так напрягать и садиться за руль будет проще.

Если вам нужна будет помощь психолога , обращайтесь, я помогу.

Григорьева Елена, психолог, психотерапевт, Москва.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

как водитель водителю скажу, через подобные переживания проходят ВСЕ без исключения новички. И если Вы выбрали ездить, то и Вам придется через это пройти. С мокрой спиной люди ездят обычно около месяца.)))

Для того, чтобы все же как-то облегчить себе первые шаги в вождении можно сделать следующее.

1) Самое главное ежедневная практика. Подобные мелкие ДТП -удел новичков. После них нужно дать себе день отдыха, то есть не выезжать на трассу, но все равно поездить. Во дворе, например, потренироваться парковаться.

Можно выезжать поздно ночью или очень рано, например в 4-5 утра и хотя бы полчаса ездить по спокойным и знакомым дорогам.

2) Да, на Вас будут материться, и будут "зажимать", "сигналить" орать, открыв для этого стекло. Вот такая у нас обстановка на дорогах, такое отношение к новичкам. Запомните это и когда станете опытным "водилой", проявите терпение и понимание к новичкам. А пока, относитесь философски ко всем этим проявлениям глупости, грубости и нервности. Воспринимайте все это как шум моря (когда штормит).

Чем лучше вы будете ездить, тем меньше будете получать всего этого....

3) Возьмите дополнительные уроки вождения. Найдите инструктора, который согласится поездить с Вами на Вашей машине. Один или два раза в неделю, сколько сможете. Ездите с инструктором пока не почувствуете себе более спокойно.

Я ездила так месяца три и почти каждый день, только это было очень давно. Тогда в Москве еще можно было ездить.

4) поставьте себе в планшет или комп игру с машинками и играйте при любой возможности.

5) На трассе не стесняйтесь остановиться и отдохнуть, если чувствуете, что Вас переклинило и дальше ехать не можете. посидите, подышите, соберитесь с мыслями.

6) Скажите себе: У меня одна задача - доехать, до места назначения и больше ни на что не отвлекайтесь.

7) При необходимости, можете обратиться ко мне на личную консультацию.

Всего доброго,

с уважением

Алёхина Елена Васильевна, психолог Москва

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Садится за руль, он проявляет полную безответственность, поскольку наплевательски относится не только к своему здоровью, но и к здоровью других участников дорожного движения.

Именно поэтому согласно КоАП, если водитель сел за руль в нетрезвом состоянии наказание будет одно из наиболее жестоких:

  • 30 тыс. рублей штрафа;
  • отстранение от вождения на полтора-два года;
  • эвакуация авто на штрафплощадку.

Но закон достаточно строг и часто получается так, что человек, выпивший одну баночку пива или рюмку водки, расплачивается за вождение в таком состоянии так же, как и тот водитель, который в буквальном смысле не держится на ногах.

Согласно последним поправкам в закон о БДД (безопасность дорожного движения), максимальное количество алкоголя следующие:

  • 0.16 промилле в выдохе;
  • 0.3 промилле в крови.

Как же определить, что алкоголь выветрился и я могу садиться за руль, не боясь нарушить статью 12.8 ч.1 КоАП?

Способов определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, перед тем как сесть за руль, есть несколько:

  • алкотестер;
  • трубочка «Контроль трезвости».

Профессиональный алкотестер, как у сотрудников ГИБДД, стоит довольно дорого - от 15-ти до 40 тысяч. Его погрешность всего лишь несколько процентов, то есть в пределах нормы. Персональные же алкотестеры в виде брелоков дают погрешность до 25%, к тому же пользоваться ими можно не чаще 1-го раза в день.

Трубки продаются поштучно и высокой точностью тоже не обладают.

Еще один неплохой и достаточно показательный способ - калькулятор, который показывает сколько можно выпить. Такие калькуляторы очень легко найти в интернете. Вам нужно ввести:

  • количество выпитого в миллиграммах;
  • содержание спирта (градус) или название напитка;
  • сколько прошло часов;
  • пол, вес, возраст.

Стоит сказать, что такие калькуляторы дают средние значения. И если, например, вы напишете, что 4 часа назад выпили 250 грамм водки и 500 грамм пива, то результат будет примерно следующим:

  • на данный момент промилле в крови - 2.00;
  • до полного выветривания - 9-16 часов.

Здесь не учитываются индивидуальные особенности. Также на скорость выветривания влияет закуска - если вы обильно закусывали, то алкоголь покинет организм быстрее. Если же запивали водку пивом, то ждать придется очень долго.

В сети можно найти множество таблиц, в которых указывается, как быстро выветривается алкоголь после употребления тех или иных спиртных напитков. Все данные приводятся из расчета на среднестатистического мужчину 30-50 лет и весом 75-85 килограмм. Если брать любимый российский напиток - водку, то получаем следующие результаты:

  • 50 гр - 60-90 минут;
  • 100 гр - 3-5 ч.;
  • 250 гр - 8-10 ч.;
  • 500 гр - 15-20 ч.

Если учесть, что 50 грамм водки по крепости равняются 200 граммам вина или полулитровой бутылке пива, то получаем ту же картину: выпив бутылку пива, за руль можно садиться через час-полтора.

Соответственно, если вы выпили 0.7-литровую бутылку вина или шампанского, это равнозначно примерно 200 гр. водки, то есть за руль можно садиться через 7-10 часов.

Стоит отметить, что любители выпить усугубляют ситуацию еще и тем, что употребляют коктейли, в которых намешано много разных напитков. Также сегодня распространены различные слабоалкогольные напитки и энергетики и часто бывает так, что в выдыхаемом воздухе пары алкоголя отсутствуют или находятся в пределах нормы, а в крови же насчитывается не 0.3 промилле, а больше.

В любом случае, если вы выпили немного, ориентируйтесь по своему состоянию. Попросите посторонних оценить, насколько адекватно вы себя ведете, нет ли запаха - если сотрудник ГИБДД не учует запаха и не заметит ничего странного, вряд ли он заставит дышать в трубочку.

Жизнь в городе ритмична, расстояния огромны, забот у автолюбителей столько, что без машины не обойтись. В данной статье поговорим как преодолеть страх вождения автомобиля.

Есть, конечно, среди нас, прирожденные автомобилисты. Но как быть, если ты относишь себя к категории «Боюсь становиться участником движения! НИ ЗА ЧТО НА СВЕТЕ не сяду за руль»? Как преодолеть страх вождения автомобиля?

1. Побольше практики вождения! Как советуют многие автолюбители, садитесь за руль всякий раз, когда вам нужно съездить куда-либо. Даже в соседний магазин за хлебом. Пожалуй, ближние знакомые маршруты предпочтительнее, чтобы скорее привыкнуть.

Первые самостоятельные поездки по городу старайтесь делать вместе с опытным водителем, сидящим рядом. Он всегда подскажет, предостережет.

2. Избавиться от нервирующих факторов в лице критикующих пассажиров-инструкторов (мужа, например, который не помогает, а наоборот, заставляет еще больше нервничать). Попросите с вами поездить опытную подругу или друга. Помимо основной цели – поучиться, используя чужой опыт, еще и пообщаетесь лишний раз с подружкой.

Будьте вежливы! На дороге все равны, и неважно кто ты, на чем ездишь - уважай другого водителя, пешехода и соблюдай правила дорожного движения. Не обижайтесь, если вас кто-то “подрезал” - отпустите его миром. Ваша главная задача - доехать без проблем, не испортив настроения ни себе, ни “обидчику”.

3. Не иметь другого выхода, кроме как, сесть за руль! Ваш спутник в гостях принял «на грудь», а ехать домой надо. Никого нет дома, а надо забрать ребенка из художественной школы. Ситуации могут быть разные. Иногда более драматичные, не дай Бог, конечно! Но из них вы выйдете с приобретенным опытом и забудете о страхе.

Простой совет: перед первыми самостоятельными вылазками тщательно продумывайте маршрут, вспоминайте опасные места, где лучше перестраиваться, где снизить скорость, где припарковаться.

4. Психологи утверждают, что страх перед вождением означает низкую самооценку. Перед тем, как сесть за руль, поставить перед собой маленькие цели и попытаться добиться их. Например, избавиться от какой-либо вредной привычки или первой сделать шаг к примирению с человеком, с которым когда-то поссорились. Череда маленьких побед над собой, говорят психологи, поможет вам поверить в свои силы.

Хочу предостеречь тех, кто уже получил права. Как правило, «лихачить» начинают на второй и третий год, когда появляется некоторая уверенность в своих возможностях. Это уверенность обманчива, скорее это самоуверенность. На дороге всегда надо быть собранным, не рисковать без крайней необходимости и всегда совершенствоваться.

Надеюсь, что эти советы помогут преодолеть страх перед вождением. И вы станете полноправным уверенным участником движения. И как говорят опытные автолюбители, ни гвоздя на дороге, ни жезла!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook