Тосол или антифриз — что лучше заливать в систему охлаждения. Как отличить тосол от антифриза

Что лучше, ТОСОЛ или антифриз – такой вопрос часто возникает у автомобилистов и не только. И вообще, чем они отличаются? Нередко можно встретить мнение, что это вообще-то одно и то же. И резко противоположное пренебрежительное отношение к тосолу, с подчеркиванием того, что антифриз однозначно лучше. Кто прав и где находится истина? Попробуем разобраться.

Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле

Охлаждающая жидкость в расширительном бачке автомобиля

В процессе работы двигателя он неизменно перегревается, особенно при повышенных мощностях, при работе на высокой скорости или при минусовых температурах зимой. Перегрев вредит мотору и автомобилю в целом, приводит к поломкам и выходу из строя. Поэтому работающий двигатель необходимо охлаждать.

Когда-то существовали системы воздушного охлаждения – с обдувом, но более совершенной и используемой во всех современных транспортных средствах является жидкостная система охлаждения. Жидкость, заливаемая в нее, омывает нагревающийся двигатель, при этом охлаждает его и нагревается сама. Поступая в радиатор, она отдает тепло его пластинам и охлаждается.

Охлаждающие жидкости – это не вода. Вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, расширяется при застывании, что приводит к разрыву патрубков и другим повреждениям системы. Неизбежным последствием ее использования будет и коррозия – попросту говоря, ржавчина и разрушение металлических частей системы.

В составе антифризов есть и вода, но основной компонент – спирт (этиленгликоль, пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и др.), плюс присадки в виде различных химических соединений, которые обладают антикоррозийными, смазывающими свойствами, продлевают срок службы такой жидкости и выполняют ряд других полезных функций.

Интересно! Принято различать тосол и антифриз. По идее, последним можно назвать любую охлаждающую жидкость. Английское слово antifreeze переводится как «незамерзающий». То есть не так уж не правы те, кто утверждает, что это одно и то же. А тосол – это имя собственное, давно ставшее нарицательным. Однако в нашей стране принято отделять одно от другого. Далее рассмотрим подробно, что это такое и чем они отличаются.

Что такое ТОСОЛ

Тосол А-40М и ОЖ-40

Многие автомобилисты считают тосол примитивным антифризом и даже не догадываются, что означает это название и откуда оно пошло. Так что же все-таки такое тосол?

История создания ТОСОЛа

ТОСОЛ – это охлаждающая жидкость, изобретенная в середине 20 века советскими учеными. До этого существовала единственная отечественная ОЖ – антифриз по ГОСТ 159, так его называли (в некоторых случаях пользовались и водой). У этого продукта было низкое качество. Если со своими охлаждающими обязанностями он еще как-то справлялся, то в остальном оставлял желать лучшего: пенился, быстро приходил в негодность, вызывал возникновение коррозии.

А вот отечественный автопром не стоял на месте. Новая модель «Жигулей» подтолкнула ученых к мысли, что необходимо и совершенно новое качество охлаждения. К разработкам приступил Государственный Союзный НИИ органической химии и технологии. Работа шла три года. Наконец, ученым из отдела Технологии органического синтеза (сокращенно ТОС) удалось создать совершенно новый антифриз для «Жигулей». Он получил название ТОСОЛ. Эта аббревиатура состоит из двух частей: ТОС – по названию отдела-создателя, и ОЛ – по химической номенклатуре это окончание показывает, что в состав вещества входит спирт.

Состав ТОСОЛа

В советское время существовал один-единственный ТОСОЛ, состав которого был строго регламентирован государственным стандартом. В настоящее время это название широко используется различными производителями на территории России и стран СНГ, состав которых различается и регламентируется собственными ТУ. Поэтому и качество таких жидкостей различается.

Однако в основе жидкости, называемой тосолом, всегда лежит этиленгликоль и дистиллированная вода. Также часто используется глицерин. Разница, преимущественно, состоит в присадках. Используются силикаты, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель. Их наличие или отсутствие, а также процентное соотношение у разных производителей различны.

Другие особенности ТОСОЛа

Окрашивают тосолы, как правило, в голубой или синий цвет – как тот самый первый, советский. Однако выбор красителя – дело произвольное и на характеристики и свойства жидкости никак не влияет. Поэтому, по идее, изготовитель может придать ему любой оттенок – например, красный (используется для тосолов-65), зеленый или желтый.

Классический тосол обеспечивает защиту от замерзания до -40 градусов, а защиту от закипания – в среднем до +110 градусов Цельсия. Однако существуют и концентрированные варианты этого хладагента (как у антифризов), а также состав с пометкой -65, то есть, обеспечивающий защиту до минус 65 градусов Цельсия и подходящий для северных регионов.

Первый ТОСОЛ был разработан специально для марки «Жигули». Выпускаемые сегодня его потомки тоже, как правило, имеют одобрения и рекомендации для отечественных автомобилей, как легковых, так и грузовых, специализированной техники. Тосол с пометкой -65 рекомендуется использовать в тяжелой промышленной, грузовой, строительной технике, вынужденной работать в условиях Крайнего Севера. Подходят большинство тосолов для ВАЗ, УАЗ, КАМАЗ и других машин российского производства.

Тосол имеет небольшой ресурс – до двух лет, или 50-60 тысяч километров пробега.

Что такое антифриз

Антифриз G12+ и G11

Антифриз, как уже было сказано, происходит от английского слова «незамерзающий». То есть, это жидкость, не замерзающая в морозы. Попробуем разобраться, какие жидкости распространены сегодня под этим названием.

Антифриз – это охлаждающая жидкость для современных ДВС, в состав которой входит спиртовая (глицериновая) основа и присадки. Собственно, в присадках, отличающихся от использованных в тосоле и друг от друга, и есть вся суть.

Какие антифризы бывают

Все существующие на сегодняшний день антифризы в зависимости от состава и технологии производства можно разделить на две большие группы – силикатные, произведенные по традиционной технологии, и карбоксилатные – произведенные по технологии органических кислот. Есть также варианты, где задействована и та, и другая, и во всех этих отличиях легко запутаться.

Какой-то международной классификации антифризов не существует. Поэтому многими производителями была негласно принята за эталон система стандартов, которая первоначально была придумана и использовалась концерном Фольксваген для собственных ОЖ. Ее заимствование позволяет разложить все виды по полочкам.

На сегодняшний день используются следующие стандарты антифризов:

  1. G11. Традиционный, или силикатный антифриз. В его состав входят этиленгликоль, силикаты и другие неорганические вещества: фосфаты, бораты, нитриты, нитраты, амины. В этом антифриз схож с тосолом – в нем, как было написано выше, тоже присутствуют различные соединения. Такие ОЖ покрывают детали системы охлаждения изнутри ровным слоем, который обеспечивает им смазывание и защищает от износа и коррозии. Однако этот же слой значительно ухудшает теплообмен, а от вибрации и перепадов температур выпадает в осадок. Поэтому менять такую жидкость лучше не реже чем раз в два года.
  2. G12. Хладагенты этого стандарта – следующее поколение. В их основе лежит технология органических (карбоновых) кислот. Поэтому называются они карбоксилатными. В их составе отсутствуют силикаты, а также вся их компания в лице боратов, аминов, нитратов и других соединений. Такие жидкости не создают никакого слоя на поверхности деталей, благодаря чему получается превосходный теплообмен. А вот от коррозии они действуют точечно – то есть, направляя ингибиторы туда, где эта коррозии уже началась. К сожалению, сделать так, чтобы она не начиналась, карбоксилатные антифризы не могут.
  3. G12+. Так называемый гибридный антифриз. Создавая его, производители решили соединить все лучшее, что есть в традиционных и карбоксилатных технологиях и смешали органические присадки с неорганическими. В результате такой состав одновременно и создает защитный слой, и уничтожает уже зародившиеся очаги коррозии.
  4. G12++. Еще более усовершенствованный карбоксилатный хладагент. В нем к органической основе добавлены минеральные присадки.
  5. G13. Это самое новое поколение ОЖ. Лобридный антифриз производится на основе не этиленгликоля (и его вариаций), а пропиленгликоля. В отличие от своего предшественника, он не ядовит и считается экологически чистым. А еще у таких хладагентов практически неограниченный срок службы.

У каждого из этих стандартов есть свои преимущества и недостатки, поэтому каждый находит своего ценителя.

Цвет антифриза

Антифризы разных цветов

Антифриз можно встретить практически любого цвета. Существует распространенный миф, что одни и те же цвета означают одинаковые свойства, значит, зеленый можно смело доливать к зеленому, а красный к красному. Это ошибочное мнение.

На самом деле все охлаждающие жидкости (в том числе и тосол!) сами по себе прозрачные и бесцветные. Краситель к ним стали добавлять, потому что они ядовиты, чтобы не перепутать с водой. Кстати, по этой же причине во многие хладагенты иностранного производства добавляется горькая вкусовая добавка, чтобы, к примеру, ребенок не смог из любопытства выпить слишком много и в результате отравиться. Вторая причина добавки красителя – чтобы быстро находить и устранять места протечек. Многие производители добавляют с этой целью еще и флуоресцентный компонент.

Важно! Краситель никак не влияет на состав и свойства продукта, а стандартов, регламентирующих выбор оттенка, не существует. Поэтому выбор остается за производителем. Вот почему смешивать антифризы по цвету не стоит.

Однако хоть стандартов в этом плане и не существует, большинство производителей стараются придерживаться следующих правил:

  • ОЖ G11 – синие, голубые, зеленые, сине-зеленые, бирюзовые;
  • ОЖ G12 (с плюсами и без них) – все оттенки красного, оранжевого;
  • ОЖ G13 – розовые, фиолетовые.

Это приблизительно. На самом деле есть карбоксилатные жидкости зеленого цвета и лобридные – желтого. У некоторых производителей существуют целые линейки, в которых один и тот же по составу антифриз окрашен, к примеру, в четыре разных цвета.

Температурный диапазон

Температурный диапазон у современных охлаждающихся жидкостей также отличается. Температура закипания находится примерно на одном уровне – +110-115 градусов Цельсия. А вот температура замерзания варьируется. Большинство готовых к применению ОЖ работают до предела в минус 36-40 градусов Цельсия. Есть варианты и для северных регионов – минус 50 и 65.

Кроме того, есть концентраты охлаждающих жидкостей. Их нельзя использовать в чистом виде, нужно разводить дистиллированной или деминерализованной водой. Температура начала кристаллизации у них зависит как раз от процентного соотношения воды и основы.

Область применения и сроки использования

Антифризов на современном рынке большое разнообразие. Поэтому подобрать свой вариант можно для машины любой марки, отечественной и зарубежной, старой и новой, с разными типами двигателей и топлива, на котором она работает.

Сроки годности антифризов тоже варьируются в зависимости от их состава и технологии производства. У большинства традиционных он составляет 2-3 года, у карбоксилатных – 5 лет, у лобридных – от 5 лет и выше. Однако все это приблизительно. Кроме интервала замены самой ОЖ нужно учитывать еще и рекомендации производителя автомобиля.

Что лучше использовать, тосол или антифриз?

Такой вопрос не совсем корректен, поскольку, как было сказано выше, тосол – это тоже антифриз. Поэтому вопрос должен стоять не или-или, а какой из антифризов использовать лучше всего?

На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Принципиальных отличий между тосолом и, к примеру, антифризом G11 – нет. У них схожий состав, свойства и срок действия, т.о. антифриз G11 по сути тот же ТОСОЛ.

Бытует мнение, что тосол подходит для стареньких отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Отчасти это верно, поскольку система охлаждения тех же «Жигулей» менее требовательна. Однако есть люди, успешно использующие тосол и в иномарках.

Поэтому, задаваясь вопросом, как сделать правильный выбор, нужно руководствоваться тем, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, при каких температурах, что рекомендует автопроизводитель. В плане выбора жидкости нужно помнить об интервале замены. Так, тосол придется часто менять, а, к примеру, лобридный антифриз – редко. Зато у первого и стоимость будет в несколько раз ниже. Особенно важны допуски и рекомендации, указанные на самой жидкости.

Ну и, конечно, качество. Сейчас существует немало плохо сделанных ОЖ, а еще подделок, использовать которые просто опасно. И некачественный карбоксилатный антифриз будет гораздо вреднее для двигателя, чем качественный тосол.

Поэтому определить, тосол или антифриз лучше использовать, можно, только решив для себя, что в приоритете, и выбрав по-настоящему качественный продукт.

Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз


Еще часто встречается вопрос, а можно ли смешивать тосол и антифриз? Поскольку, опять же, мы выяснили, что тосол – это разновидность антифриза, то уместнее будет просить, можно ли смешивать антифризы между собой?

Важно! Стоит знать, что мешать между собой разные охлаждающие жидкости без острой необходимости не стоит. Даже имеющие аналогичный состав, они могут в чем-то не совпадать (к примеру качеством присадок), поэтому качество смеси будет хуже качества каждой из них в отдельности. Поэтому доливать другую ОЖ можно только в крайних случаях и по чуть-чуть. А вот заливать то, что под руку подвернется, не разобравшись, что находится в бачке, и вовсе опасно. Вступившие в конфликт присадки могут превратить жидкость в гель или образовать обильный осадок.

Также можно встретить вредный совет доливать антифриз по цвету. Это неправильно, так как цвет – всего лишь выбор производителя и не означает принадлежность к какой-либо категории. Единственное, чем нужно руководствоваться при выборе доливки, это технология и состав.

Антифриз G11 можно смешивать с таким же или тосолом, с гибридным. Карбокислатные – мешать с карбоксилатными. Ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатный антифриз с традиционным или тосолом!

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что выбрать подходящую охлаждающую жидкость для своего автомобиля в наше время – не проблема, будь это хоть тосол, хоть дорогущий лобрид. Проблема в другом: их слишком много, и легко запутаться в разнообразии. Главное – учесть все рекомендации производителя и не гнаться за тем, что дешевле всего, а выбрать качественный состав, который точно не навредит машине. Тем более, что потратиться придется раз и на долгое время.

Видео

Тосол или антифриз что лучше - использовать, заливать в свой авто? Просто о сложном

Можно ли смешивать ТОСОЛ и АНТИФРИЗ. ЭКСПЕРИМЕНТ!

Начнем с того, что функцию охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания выполняют специальные составы, известные среди автомобилистов под названием . От использования дистиллированной воды в системах охлаждения давно отказались, так как вода замерзает при отрицательных температурах, вызывает усиленную коррозию каналов в и , становится причиной образования накипи и т.д.

Сегодня различные ТОСОЛы или антифризы могут быть доступны в двух вариантах:

  • в виде концентрата, который нужно дополнительно разбавлять дистиллированной водой в заданных пропорциях;
  • готовый к использованию продукт, который можно сразу заливать в систему охлаждения без дополнительных манипуляций;

В любом случае, охлаждающая жидкость двигателя не только защищает мотор от и не замерзает зимой (в отличие от воды), но и препятствует началу в жидкостной системе охлаждения ДВС активных процессов коррозии, поддерживает чистоту каналов, продлевает срок службы отдельных элементов ( , и т.д.)

При этом важно учитывать, что антифризы бывают разными по составу, а также теряют и изменяют свои свойства в процессе эксплуатации. Это значит, что их нельзя свободно смешивать. Также жидкость имеет строго ограниченный срок службы, то есть необходимо производить периодическую замену тосола или антифриза, а также регулярно контролировать состояние ОЖ.

Читайте в этой статье

Жидкость для охлаждения двигателя автомобиля: общая информация

Хорошо известно, что двигатель внутреннего сгорания является тепловой машиной, которая преобразует энергию сгорающего топлива в механическую работу. Естественно, такую установку нужно охлаждать, чтобы поддерживать необходимый тепловой режим.

Другими словами, для нормальной работы всех узлов и деталей под нагрузками нагрев мотора должен оставаться в строго заданных пределах. Рабочая температура двигателя не должна как опускаться ниже заданного порога, так и превышать расчетный показатель.

Для решения задачи на автомобилях используется , которая представляет собой совокупность воздушного и жидкостного охлаждения ДВС. Жидкостная система предполагает принудительную циркуляцию рабочей жидкости.

На работающем двигателе нагрев ОЖ может доходить до 100 градусов по Цельсию и даже выше, при этом после остановки мотора жидкость во время длительного простоя охлаждается до наружной температуры.

Как видно, рабочая жидкость находится в достаточно тяжелых условиях. При этом к ней выдвигаются особые требования. Дело в том, что свойства жидкости должны, в первую очередь, обеспечивать максимальную эффективность работы системы охлаждения двигателя. От этого напрямую зависит . ОЖ должна обладать высокой теплопроводностью и теплоемкостью, иметь высокий температурный порог кипения, достаточную текучесть.

При этом после остывания такая жидкость не должна сильно расширяться в объеме и кристаллизироваться (превращаться в лед). Параллельно с этим жидкость также не должна пениться во время работы, а также не оказываться агрессивной, то есть взывать коррозию различных металлических элементов, оказывать воздействие на резиновые патрубки, уплотнения и т.д.

К сожалению, хотя дистиллированная или очищенная вода дешевая в производстве и имеет ряд необходимых свойств (отличается высокой способностью к эффективному охлаждению, обладает высокой теплоемкость, негорючая и т.д.), все же использовать ее в двигателе проблемно.

Прежде всего, она имеет низкую температуру закипания, быстро испаряется, а различные примеси в ее составе (соли и т.д.) вызывают активное образование накипи. Также тогда, когда наружная температура опускается до ноля градусов и далее образуется лед.

При этом происходит значительное увеличением объема замерзшей воды, что становится причиной разрывов каналов и патрубков, то есть происходит повреждение, в металлических деталях появляются трещины и т.п. По этой причине воду нельзя использовать круглогодично в регионах, где в зимний период отмечено понижение среднесуточных температур до ноля и ниже.

Вполне очевидно, что весьма затруднительно заниматься постоянным сливом воды из системы охлаждения перед стоянкой машины на улице или в неотапливаемом помещении. Для решения проблемы были разработаны специальные охлаждающие жидкости, которые получили свойство не замерзать при низких температурах.

Фактически само название «антифриз» происходит от английского «antifreeze», то есть незамерзающая. Указанные составы быстро вытеснили воду из жидкостных систем охлаждения, тем самым в значительной мере упростились и особенности эксплуатации ТС.

Что касается ТОСОЛа, данная разработка является аналогом западного антифриза, только была разработана на территории бывшего СССР. Указанный тип ОЖ изначально создавался для автомобилей ВАЗ, при этом торговая марка не регистрировалась.

Сегодня многие изготовители охлаждающих жидкостей на территории СНГ используют широко известное название ТОСОЛ для своих продуктов, однако эксплуатационные свойства жидкостей могут отличаться по причине наличия разных присадок и дополнительных компонентов.

Особенности антифриза и практическая эксплуатация

Отметим, что в двигателях современных авто чаще всего используются жидкости-антифризы, в основе которых лежит гликолевая основа. Если просто, такая незамерзающая жидкость представляет собой смесь воды и этиленгликоля. Также встречаются ОЖ, в которых используется пропиленгликоль, при этом смешивать этиленгликолевые ОЖ с пропиленгликолевыми не рекомендуется.

На практике этиленгликоль или моноэтиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость желтоватого оттенка. Жидкость не имеет запаха, отличается незначительной вязкостью, имеет среднюю плотность и температуру кипения около 200 градусов по Цельсию. При этом температура кристаллизации (замерзания) составляет чуть менее -12 градусов.

Если этиленгликоль или раствор этиленгликоля с водой нагреть, происходит значительное расширение. Чтобы систему не «разрывало» от избыточного давления, в устройство был добавлен , который имеет отметки «мин» и «макс». По ним определяется необходимый уровень ОЖ.

Также важно учитывать, что этиленгликоль и его растворы весьма агрессивны, способны вызвать сильную коррозию деталей из стали, алюминия, чугуна, меди или латуни. Параллельно с этим отмечается повышенная токсичность этиленгликоля и его крайне негативное воздействие на живые организмы. Другими словами, это сильный и опасный яд!

Что касается пропиленгликолей, они имеют схожие свойства с этиленгликолями, но при этом не столь токсичны. Однако пропиленгликоль намного дороже в производстве, в результате чего его конечная стоимость ощутимо выше. Также при низких температурах пропиленгликоль становится более вязким, текучесть у него хуже.

По указанным выше причинам в составе ОЖ в обязательном порядке используется целый пакет активных дополнительных присадок, которые обеспечивают антикоррозионные, защитные и моющие свойства, препятствуют вспениванию, стабилизируют жидкость, подкрашивают раствор, придают характерный узнаваемый запах и т.д. Также присадки несколько снижают токсичность.

Вернемся к использованию антифризов. Необходимость смешивать этиленгликоль или пропиленгликоль с дистиллированной водой продиктована тем, что температура замерзания такого раствора напрямую зависит от пропорций этих двух составляющих.

Простыми словами, вода замерзает при ноле, этиленгликоль при -12, однако их смешивание в разных пропорциях позволяет создать растворы, у которых порог замерзания составляет от 0 до -70 градусов и даже выше. Также соотношение гликоля и воды влияет на температуру кипения раствора.

Если не вдаваться в подробности, на практике самой низкой температуры замерзания можно добиться, если в составе будет чуть менее 67 % этиленгликоля, который разбавили 33% воды. При этом одинаковую или очень близкую температуру замерзания можно получить при разных соотношениях воды и концентрата.

Что касается практической эксплуатации, как правило, автомобилисты при замене ОЖ во многих регионах зачастую используют простую схему, разбавляя концентрат антифриза водой в пропорциях 60/40. Обратите внимание, это общее руководство, перед приготовлением раствора ознакомьтесь с отдельными рекомендациями того или иного производителя антифриза на упаковке.

Чтобы проверить соотношение этиленгликоля и воды в растворе дополнительно измеряется плотность. Для этого чаще всего используется ареометр. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, каково содержание этиленгликоля и определить температуру кристаллизации.

Смешивание антифризов и ТОСОЛов

Необходимо отметить, что совместимость различных охлаждающих жидкостей зависит от технических условий их изготовления. Простыми словами, жидкости могут быть полностью несовместимы или допускается только частичная совместимость.

Дело в том, что каждый производитель использует разные присадки, которые могут вступать в реакцию, тем самым смесь теряет необходимые свойства, происходит выпадение осадка и целый ряд других нежелательных последствий.

С учетом того, что в процессе эксплуатации периодически возникает необходимость поднять уровень ОЖ в расширительном бачке (вода в составе со временем выкипает), правильнее доливать дистиллированную воду или использовать только ту марку и тип антифриза, который использовался ранее.

Если же возникала аварийная неисправность, тогда оптимально или полностью слить имеющиеся остатки, промыть систему и залить свежую ОЖ в полном объеме, или же доливать антифриз, подходящий по цвету и свойствам.

Что касается норм и стандартов, как правило, отечественные ТОСОЛы должны соответствовать требованиям ГОСТа, при этом отдельно не сертифицируются. Импортные антифризы проходят стандартизацию по SAE и ASTM.

Зарубежные стандарты определяют различные свойства жидкостей на основе этилен или пропиленгликоля, определяя назначение с поправкой на условия эксплуатации. Жидкости делятся на составы для легковых авто, малых грузовиков, большегрузного транспорта, спецтехники и т.д. Отметим, что антифризы по ASTM типа D 3306 допускаются к использованию на легковых ТС отечественного производства.

Также следует учитывать и отдельные спецификации самих автопроизводителей, которые часто выдвигают ряд собственных требований. В списке различных предписаний крупных концернов следует выделить, что запрещается или крайне не рекомендуется использование антифризов, в которых отмечено наличие всевозможных ингибиторов коррозии, включающих в себя нитриты, фосфаты и т.п.

При этом также определяются и максимальное содержание силикатов, хлоридов и других компонентов в ОЖ. Следование таким предписаниям позволяет продлить срок службы уплотнений, избежать активного образования накипи, повысить уровень защиты от коррозии.

Когда и почему нужна замена антифриза

Как уже было сказано, антифризы способны оказывать негативное воздействие на детали системы охлаждения и сам двигатель. Для уменьшения степени этого воздействия используются различные присадки. Однако в процессе эксплуатации указанные добавки «срабатываются», то есть содержание присадок и их эффективность работы сокращается.

Если просто, со временем активизируются процессы коррозии, ОЖ начинает сильнее пениться, теплоотвод ухудшается, нарушается температурный режим во время работы ДВС. По этой причине антифризы рекомендуется менять через 2 года, или каждые 50-60 тыс. км. пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Что касается современных разработок типа антифризов G12 и G12+, срок службы этих жидкостей продлен до 3-4 лет, однако минусом можно считать их более высокую стоимость.

Также охлаждающая жидкость для двигателя ну3ждается в замене в тех случаях, когда в систему охлаждения происходило попадание отработавших газов из цилиндров или в антифризе/тосоле видны следы моторного масла. Как правило, причиной подобных неисправностей является пробитая прокладка головки блока цилиндров, трещины в БЦ или ГБЦ. В любом случае, охлаждающая жидкость в таких условиях будет быстро терять свои полезные свойства.

На необходимость замены ОЖ указывают следующие признаки:

  • появление в расширительном бачке;
  • изменение цвета охлаждающей жидкости, появление горелого запаха;
  • при незначительном понижении наружной температуры в бачке виден осадок, антифриз становится желеобразным и т.п.
  • , постоянно работает вентилятор системы охлаждения, мотор находится на грани перегрева;
  • антифриз приобрел коричневато-бурый цвет, стал мутным. Это говорит о том, что жидкость отработала свой ресурс, присадки не выполняют свою функцию, а внутри системы охлаждения протекает активная коррозия элементов и деталей.

Еще отметим, что в случае возникновения аварийных ситуаций в антифриз часто приходится доливать или ОЖ другого производителя, дистиллированную воду сомнительного качества или же обычную проточную. В подобных случаях необходимо добраться до места ремонта, произвести все работы, после чего в обязательном порядке промыть систему охлаждения и только после этого полностью заменить антифриз.

  1. Что касается самого процесса, менять охлаждающую жидкость нужно только на холодном двигателе. После того, как мотор остыл, нужно открутить крышку расширительного бачка или крышку радиатора.
  2. Далее понадобится открыть кран радиатора внутрисалонного отопителя (радиатора печки). Это нужно для того, чтобы удалить возможные остатки жидкости в радиаторе и патрубках к нему.
  3. Затем следует открутить сливные пробки в радиаторе системы охлаждения автомобиля, а также пробку в блоке цилиндров.
  4. После этого ОЖ сливается в заранее приготовленную емкость, после чего пробки можно закрутить.

Учтите, при работе с ОЖ важно понимать, что этиленгликоль является сильным ядом, а также способен попадать в организм даже через кожные покровы. Небольшой дозы этиленгликоля при приеме внутрь достаточно для сильнейшего отравления и наступления смерти!

Также этиленгликоль имеет сладковатый привкус, его необходимо держать в недоступном для детей месте. Запрещено разливать этиленгликоль или пропиленгликоль, так как жидкость опасна для животных. Запрещается выливать антифриз в водоемы, сливать на землю или в канализацию!

  1. Завершающим этапом будет заливка в расширительный бачок свежей жидкости. Заливать ОЖ нужно медленно и аккуратно, чтобы избежать образования воздушных пробок в системе.
  2. По окончании процедуры крышку бачка и/или радиатора закручивают, затем двигатель можно запускать. После запуска агрегат прогревается на ХХ до рабочей температуры (на многих авто до срабатывания вентилятора).
  3. Теперь двигатель нужно остановить и дать ему остыть, после чего крышку бачка снова открывают и доливают ОЖ по уровню (в случае его снижения).

Если же говорить о промывке системы охлаждения и радиатора, во время плановых регулярных замен антифриза одной и той же марки/типа, тогда будет достаточно промыть всю систему обычной дистиллированной водой. В крайнем случае, можно заранее прокипятить проточную воду, после чего использовать ее для промывки.

В случаях, когда осуществляется переход с ТОСОЛа на антифриз, с воды на ТОСОЛ, с антифриза одного цвета на другой тип ОЖ или же просто меняется грязный антифриз и т.п., тогда систему нужно очищать более тщательно. Это значит, что потребуется отдельно удалять возможные или явные отложения, накипь, ржавчину, продукты распада присадок в старом антифризе и т.д.

Как правило, для очистки используются специальные готовые составы-очистители системы охлаждения двигателя. Такие составы комплексные, имеют ингибиторы коррозии, хорошо удаляют накипь и отложения. Также автолюбители для промывки используют различные водно-кислотные растворы самостоятельного приготовления, однако на современных ДВС использование таких решений не рекомендуется.

Общие порядок действий для промывки системы охлаждения следующий:

  • после слива ОЖ из системы производится заливка промывочной жидкости. Затем двигатель запускают, после чего агрегат работает определенное количество времени (обычно 20-40 мин.).
  • Далее промывку сливают, оценивая степень загрязненности сливаемой жидкости. Процедуру повторяют до тех пор, пока вытекающая промывка не станет чистой.
  • По окончании в систему заливается дистиллированная вода, двигатель снова прогревается до рабочих температур, потом воду сливают. Это необходимо для удаления остатков промывки. Затем можно заливать свежий антифриз без риска потери его свойств в результате контакта с остатками промывки.
  • Еще отметим, что хотя вымыть остатки очистителя в системе охлаждения можно и за один раз, опытные водители рекомендуют как минимум дважды промывать систему дистиллированной водой.

В процессе эксплуатации уровень антифриза в расширительном бачке понижается даже тогда, когда система герметична. Дело в том, что имеет место испарение воды. В бачок нужно доливать дистиллированную воду (в крайнем случае, обычную и хорошо прокипяченную не мене 30-40 минут).

Если же произошла утечка антифриза, тогда компенсировать потери одной водой уже нельзя. Другими словами, нужно доливать охлаждающую жидкость, причем учитывая то, что многие ОЖ между собой не смешиваются.

Оптимально для долива иметь в запасе концентрат и дистиллированную воду, смешивая жидкости в указанной производителем пропорции. Что касается уже готовых антифризов, старайтесь избегать приобретения подобных составов на авторынках или у частных лиц, которые реализуют подобную продукцию вдоль трасс.

Отмечены частые случаи, когда вместо ОЖ продавалась подкрашенная проточная вода, антифриз-отработка и т.п. По этой причине правильным решением будет покупка охлаждающей жидкости в специализированных автомагазинах.

Еще отметим, что чистый неразбавленный водой концентрат использовать в системе охлаждения двигателя запрещено. Как уже говорилось, этиленгликоль с пакетом присадок замерзает при отрицательных температурах около -12 градусов.

Получается, концентрат попросту замерзнет в системе, так как без разбавления водой его нельзя считать готовым к использованию продуктом. Что касается пропорций, необходимо изучать этикетку на упаковке с концентратом. Обычно производители сами отдельно указывают, что лить в радиатор или бачок на разных авто, сколько концентрата и воды нужно, а также как их смешивать для того, чтобы получить желаемую температуру замерзания охлаждающей жидкости.

Параллельно отметим, что на территории СНГ участились случаи подделки антифризов известных брендов. По этой причине внимательно осматривайте канистру. Тара должна быть качественно изготовлена, все наклейки и этикетки должны иметь четкий шрифт и располагаться на канистре ровно.

На канистре должен быть указан номер партии, производитель, а также рекомендации о том, как правильно разбавлять антифриз (в случае с концентратом) или использовать уже готовый продукт. Также указывается температура кипения, температура замерзания, дата изготовления, срок годности и другая важная информация.

Отдельного внимания заслуживает и пробка. Обычно изготовители используют крышки с одноразовой пломбой. Дополнительно для лучшей защиты от фальсификата может присутствовать наклейка-голограмма и т.п.

Необходимо удостовериться в целостности пломбы, зубчатое кольцо должно плотно прилегать к горловине, не прокручиваться. Сама крышка не должна быть приклеена к горловине. Также канистра должна быть герметичной, не допускается наличие утечек жидкости или выхода воздуха из-под крышки при переворачивании или нажатии.

Напоследок отметим, что многие производители используют тару из прозрачного или полупрозрачного пластика, позволяя оценить цвет и состояние жидкости в канистре. При встряхивании канистры с ОЖ должна образоваться пена, которая оседает через пару секунд в канистре с готовой к применению жидкостью, а также через 4-5 сек. в случае с неразбавленным концентратом.

Если при осмотре замечено, что жидкость помутнела, пенообразование высокое, просматривается осадок на дне или общий цвет антифриза вызывает подозрения, тогда от такой покупки лучше воздержаться.

Специалисты утверждают, что одной из частых причин выхода из строя двигателя является недостаточно эффективная работа системы охлаждения. За эту работу во многом отвечает специальная жидкость, которая циркулирует по системе двигателя и не позволяет температуре подниматься выше допустимых значений. Потому недооценивать роль (ОЖ) нельзя. Иначе вы рискуете столкнуться с достаточно серьёзными проблемами, которые могут обернуться преждевременным износом компонентов двигателя и его полным выходом из строя. В настоящее время продолжается упорная борьба между двумя жидкостями охлаждения. И автомобилисты хотят знать, что лучше выбрать – тосол или антифриз. Для этого нужно детально разобраться в особенностях двух жидкостей, в их составе, преимуществах и недостатках на фоне конкурента.

Сравнение эффективности использования тосола и антифриза.

Основные характеристики ОЖ

Жидкости охлаждения основаны на смешивании воды, этиленгликоля и специальных добавок, основной задачей которых является предотвращение коррозии металла в двигателе и его системах. Каждый производитель ОЖ использует собственную рецептуру и уникальный состав, который может заметно отличаться по технологии и используемым присадкам. При этом присадки всегда обязательно входят в состав охладителя. Прежде чем заливать в мотор своего автомобиля тот или иной состав, нужно ознакомиться с инструкцией по применению и изучить рекомендации, которые даёт ваш автопроизводитель. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. В руководстве по эксплуатации, которое идёт в комплекте к машине, прописывается перечень тестов с жидкостями, их наименование и класс. Так, автопроизводитель даёт чёткие инструкции касательно того, с какой именно ОЖ лучше всего взаимодействует этот конкретный двигатель. Потому рекомендации завода-производителя вашего автомобиля должны быть первоочередным источником корректной информации. Существует несколько технологий производства ОЖ, которые применяются в настоящее время:

  1. Классическая. Она подразумевает использование в составе охлаждающей жидкости специальных присадок, которые относятся к солям неорганических кислот.
  2. Карбоксилатная. Здесь ключевыми компонентами выступают карбонаты. Это органические кислоты, которые позволяют эффективно защищать металл двигателя от процессов коррозии.
  3. Гибридная. Технология появилась вслед за карбоксилатной. Здесь также на основе солей карбоновых кислот. Но сюда дополнительно добавляют фосфаты и силикаты.

Теперь нужно более детально разобраться в особенностях каждого из составов. Это позволит вам понять, какую ОЖ лучше выбирать между тосолом и антифризом.

Антифриз

Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, множество автомобилистов выбирают антифриз. Его температура кипения, в зависимости от состава и производителя, составляет до 150 градусов Цельсия. При отрицательных температурах структура жидкости не меняется в условиях -38 градусов. Специальные присадки, которые входят в состав антифриза, надёжно защищают двигатель от возможных процессов коррозии. Для автомобиля это свойство играет ключевую роль. При отсутствии специальных присадок антифриз имел бы очень агрессивный состав. В результате начался бы процесс разрушения радиаторных стенок, патрубков, резиновых трубок и самого мотора. Современные разработчики придумывают новые добавки, которые смогут повысить эффективность работы антифриза, при этом негативное воздействие на мотор станет намного мягче. Чтобы потребители могли понимать, какой именно антифриз они покупают, производители начали использовать специальные красители. Они придают составу , тем самым помогают отличать разные составы.

  1. Выпускаются также с обозначениями G11+ и G11++. Такие охлаждающие жидкости можно отличить по зелёному цвету. Они предназначены для работы в температурном диапазоне от -40 до +130 градусов Цельсия. Этим такой антифриз существенно превосходит традиционный тосол. Если в двигателе присутствуют следы коррозии, активируется присадка на основе карбоновой кислоты, которая входит в состав ОЖ. Она начинает разрушать коррозию и улучшает работу мотора.
  2. G12 (G12+ и G12++). Эти антифризы имеют красный цвет. Считаются более современными и улучшенными жидкостями, которые хорошо работают на требовательных и довольно деликатных системах охлаждения иномарок. Здесь отсутствуют химические присадки. Вместо них производители используют органические добавки. Причём такой подход считается существенным преимуществом, поскольку показатели теплоотдачи заметно улучшаются.

Считается, что красные антифризы лучше применять для радиаторов, которые выполнены из меди. А вот зелёный антифриз оптимально подходит для алюминиевых радиаторов охлаждения. Это многие водители подтвердили на практике.

Тосол

Тосолом называют разные жидкости охлаждения, которые производятся на основе классической или традиционной технологии. Чаще всего предлагается на рынке в виде жидкости синего цвета. В действительности никакого существенного отличия между ним и антифризом нет. Тосол – это тот же антифриз. Только своё название состав получил ещё в советские времена. Тогда тосол был ответом импортному антифризу, являлся его полноценным аналогом. То есть полноценным тосолом можно считать только те ОЖ, которые выпускались в СССР по специальному рецепту. Сейчас подобным уже никто не занимается, поскольку антифриз уверенно вытеснил менее эффективный тосол. Но всё равно на рынке продолжается реализация этого вида охладителя. В действительности перед вами может оказаться и достаточно качественный антифриз, и откровенная подделка, либо ОЖ низкого качества. Не существует ни одной современной компании, которая бы использовала классический советский рецепт.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

В чём разница между ОЖ

Когда автомобили комплектовались чугунными и практически бессмертными моторами, для их охлаждения использовали простую смесь, куда входили вода и этиленгликоль. Никакого ущерба мотору такой состав не наносил. Но на современных автомобилях при нагреве жидкости, которая протекает по системам, появляется существенная угроза целостности радиатора, блока цилиндров и других компонентов. Традиционная смесь уже не подходила, пришлось искать альтернативное решение. Так в СССР создали тосол. Потому для россиян и жителей постсоветского пространства все охлаждающие жидкости ассоциируются именно с понятием тосол. В действительности же разницы между двумя жидкостями практически нет. Тосол является тем же антифризом, только

Потому на рынке его можно встретить в разных формах и цвете. Но есть некоторые отличия в плане технических характеристик между всеми ОЖ. Они отличаются между собой по:

  • защитным свойствам против коррозии;
  • температуре замерзания и закипания.

Всё зависит от технологии, которую использует производитель. То есть отечественный тосол, по факту являющийся антифризом, может иметь состав более качественный, чем импортная жидкость, названная антифризом. И наоборот. Сравнивать их практически невозможно, поскольку настоящего тосола уже не существует, а все выпускаемые ОЖ являются антифризами, вне зависимости от страны производителя и состава. Чтобы понять, какая жидкость предпочтительнее и что лучше заливать, рассмотрим ключевое отличие тосола от антифриза. Поскольку состав всё же отличается, многие смогут сделать для себя окончательный выбор.

Что заливать

Разобравшись в соперничестве между тосолом и антифризом, делаем правильный выбор и покупаем для своей машины наиболее подходящую жидкость охлаждения. На практике сделать грамотную покупку не сложно. Тут нужно определить, какой из составов вам подходит лучше остальных. Далее следует подобрать хорошего производителя, поскольку от него во многом зависит качество и эффективность работы охладителя. Сравнивать будем три основные позиции:

Будем воспринимать тосол как отечественную альтернативу импортному антифризу. Хотя и наши компании выпускают ОЖ, называя их антифризами.

Тосол

На рынке жидкостей охлаждения встречаются тосолы красного и синего цветов. Это не просто решение производителя добавить тот или иной краситель. Цвет указывает потребителю, на какую температуру рассчитан этот состав. Подобные жидкости могут функционировать в течение 2 – 3 лет. То есть их срок службы составляет не более 36 месяцев. Затем состав утрачивает свои свойства. Заливать просроченный тосол категорически нельзя. Температура закипания колеблется в пределах 110 – 115 градусов Цельсия. Но также нужно смотреть на температуру замерзания. Здесь делайте акцент на цвете жидкости. Если у вас в распоряжении классический синий тосол, то его предельная температура будет -40 градусов Цельсия. Проживая в регионах с суровыми зимами, лучше выбирать жидкость красного цвета. Она может выдержать нагрузку до -60 градусов Цельсия.

Если говорить о том, что же лучше – антифриз или тосол, то здесь перевес на стороне охладителя зелёного цвета. Он имеет улучшенный состав и более качественные технические характеристики. Хорошо функционирует зимой. Хотя без недостатков и тут не обошлось. Эта охлаждающая жидкость состоит из органических присадок и специальных химических добавок. Они обеспечивают необходимый уровень работоспособности двигателя, поддерживают нужный температурный режим и предотвращают процессы разрушения силового агрегата. Основой для защитных свойств выступают бораты, фосфаты и карбоновая кислота. Жидкость охлаждения контактирует с внутренними поверхностями системы, дополнительно укрепляя их защиту. Этот состав создаёт дополнительный защитный барьер. Эта реакция способствует уменьшению рисков разрушения металла. Но зелёные антифризы имеют свои недостатки, на которые автомобилистам обязательно нужно обращать внимание. Эти смеси несколько ограничивают показатели теплоотдачи. Также рекомендуется менять охладитель не реже 1 раза в 2 года.

Отличительной особенностью охладителей красного цвета является большое количество карбоновой кислоты, а также применение практически всегда только органических видов присадок. Если вы думаете о том, что лучше использовать – антифриз или тосол, в этом соперничестве также преимущества на стороне антифриза. Состав изготавливается по специальной технологии, которая способствует обеспечению надёжной защиты патрубков, трубок, внутренних стенок и металла от разрушения. Также жидкость способствует увеличению теплоотдачи, что положительно сказывается на работе двигателя. Состав взаимодействует с участками в системе, где появились следы коррозии. Антифриз покрывает их защитной плёнкой, которая с течением времени не разрушается. При этом дополнительно предотвращается забивание системы охлаждения силового агрегата. Ещё одним неоспоримым преимуществом антифризов красного цвета является их длительный срок службы. При эксплуатации до 5 – 6 лет жидкость не теряет своих изначальных свойств. Потому часто менять состав нет необходимости. Что же касается недостатков, то к минусам красного охлаждающего антифриза для двигателя можно отнести только более высокую стоимость. Но с учётом всех объективных преимуществ и длительного срока службы, затраты на такую жидкость охлаждения полностью себя оправдывают.

Важные выводы

Учитывая все озвученные особенности, преимущества и недостатки, характеризующие разные виды жидкостей охлаждения, можно сделать соответствующие выводы касательно их применения. Сказать объективно, какая из охладительных жидкостей лучше, нельзя. Всё зависит от конкретной ситуации. Потому их следует рассматривать индивидуально. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Тосол рекомендуется и допускается к использованию в тех случаях, когда у вас в распоряжении автомобиль отечественного производителя. Либо у вас старая иномарка, которая использует двигатели устаревшего образца. Тут нет необходимости переплачивать за дорогой антифриз. Тосол прекрасно справляется с поставленными задачами, поскольку мотор не такой требовательный к защитным функциям. А потому состав тосола не будет агрессивно воздействовать и разрушать элементы двигателя или системы охлаждения.
  2. Зелёный антифриз специалисты советуют заливать в иномарки и новые отечественные автомобили, если в их системах охлаждения применяется большое количество алюминия. То есть такая охлаждающая жидкость лучше взаимодействует с автомобилями, где устанавливаются алюминиевые радиаторы, а также применяются разные патрубки из алюминия.
  3. Наличие жёлтого радиатора ещё не говорит о том, что он полностью медный. Это может также быть смесь разных металлов с добавлением большого количества мед или латуни. Для таких ситуаций оптимальным выбором станет антифриз красного цвета. Он надёжно защищает компоненты охлаждающей системы от износа и разрушения. Подобные автомобили более требовательные и «нежные», потому объективно лучшим выбором станет красный антифриз.

У каждой жидкости есть свои предназначение и область применения. Не забывайте, что наиболее точные рекомендации даёт автопроизводитель. Потому для начала загляните в официальное руководство по эксплуатации, почитайте инструкцию и сделайте соответствующие выводы. Не всегда есть смысл переплачивать за более дорогой и сложный по составу антифриз, если ваш мотор отлично функционирует с традиционным отечественным тосолом. Но наоборот поступать категорически не рекомендуется. Если производитель требует использовать высококачественный антифриз, то заменять его дешёвыми охлаждающими жидкостями крайне опасно. Это может повлечь за собой серьёзные последствия, включая выход из строя двигателя.

Допускается ли смешивание разных ОЖ

Согласно действующим государственным стандартам, ни один из видов охлаждающих жидкостей не должен содержать в своём составе любых примесей механического типа. К ним относятся мелкие кусочки материалов, грязь, пыль, зола и пр. То есть при покупке смеси вы должны внимательно изучить жидкость. Если она прозрачная и однородная, перед вами качественный охладитель, который можно заливать в двигатель своего автомобиля. Это напрямую касается вопроса о смешивании разных по составу охлаждающих жидкостей. На этот счёт специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Если используемые антифризы имеют одинаковый цвет, но жидкости относятся к разным классам, то их смешивание настоятельно не рекомендуется. В противном случае увеличивается риск образования твёрдых компонентов, присутствие которых в системе охлаждения силового агрегата приведут к проблемам и возможным поломкам.
  2. Аналогично запрещено смешивать разные по составу антифризы, то есть органические и минеральные. При их сочетании обязательно появляется мутный осадок. Если осадок окажется на дне системы охлаждения, вас ожидают крайне неприятные последствия. Через некоторое время осадок начнёт закупоривать радиаторные протоки. Затем заблокируется насос, в результате чего двигатель закипит. О последствиях закипания мотора не стоит говорить, поскольку это ведёт к крайне дорогому ремонту.
  3. Касательно смешивания разных жидкостей охлаждения, относящихся к одной из той же группе. При таком сочетании составов характеристики не меняются. Но в результате нагрева, который будет происходить из-за работы двигателя, есть вероятность образования взвеси из тяжёлых частиц. Последствия могут быть самыми разнообразными. Иногда двигатель выходит из строя. Но бывали случаи, когда охлаждение продолжало нормально функционировать без каких-либо изменений. Поскольку никаких гарантий нет, и точных итогов смешивания таких ОЖ никто озвучить не может, рисковать в такой ситуации не стоит.

Важно помнить, что срок службы любого вида охлаждающей жидкости также исчисляется в километрах. Потому каждый автомобилист должен следить за пробегом или сроком службы антифриза, либо тосола. Что наступит раньше, от того и нужно отталкиваться. Ведь один водитель эксплуатирует машину редко, потому ОЖ легко выдерживает 2 – 4 года. Другой автомобилист накатывает десятки тысяч километров, в результате чего износ охладителя происходит быстрее, а потому менять его придётся раньше. Всё же основным руководством по выбору жидкости охлаждения для двигателя выступает официальная инструкция от автопроизводителя. Не стоит экономить на ОЖ, но и тратить слишком много на то, что по факту можно заменить на более доступную альтернативную жидкость, тоже необязательно.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Большинство автолюбителей не задумываясь заливают любую понравившеюся охлаждающую жидкость в радиатор. Однако некоторое количество из них все-таки интересуется тем, и антифриз. Но еще более интересует данную группу автовладельцев вопрос о том, какая разница существует между этими охлаждающими жидкостями и каково отличие тосола от антифриза? Что выбирают в России? В нашей стране особой популярностью среди охлаждающих жидкостей у водителей пользуются Разница между данными жидкостями заключается в итоговом воздействии на систему охлаждения и на двигатель в общем. Зато в основных функциях эти продукты имеют одинаковое значение.

Охлаждающая жидкость антифриз

Тосол является первым представителем антифриза. То есть тосол - это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя в летний период, предотвращая тем самым его перегрев. В зимнее время, благодаря присадкам, он не замерзает, позволяя запускаться двигателю при установленных температурах.

Состав, как правило, изготавливается из этиленгликоля, в процессе создания к которому добавляет некоторое количество присадок. При этом, в зависимости от производителя, набор присадок значительно отличается. Присадки в тосоле призваны защищать двигатель от коррозии, а также производить очищение системы от посторонних веществ. Тосол, характеристики которого могут быть известны многим водителям, производится с давних времен, именно в нашей стране. Из чего он состоит? В состав тосола и антифриза могут входить различные элементы. Например, тосол состоит из некоторого количества неорганических кислот. Это нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и амины. Например, если на тосоле имеется буквенная маркировка, то это означает, что он предназначен для автомобилей. Имеющиеся цифры говорят о температуре, при которой тосол начинает замерзать. Стоит помнить, что плотность жидкости должна составлять 1.08 на 1 см куб.

Сроки замены

Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый.

Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.

Выбор

Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок.

Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:

  • Тосол покупается непосредственно под конкретную марку, так как из-за неправильной жидкости может снизиться ресурс двигателя.
  • Покупать жидкость нужно в крупных специализированных магазинах.
  • На упаковке должны указываться контактные данные производителя.
  • Если проверять тосол с помощью лакмуса, то на бумаге (если это качественный продукт) должен быть слегка зеленоватый оттенок.

Стоит помнить, что если в тосол регулярно добавляется дистиллированная вода, через год необходимо произвести замену жидкости в системе охлаждения.

Что же такое антифриз?

Он представляет собой с набором различных свойств. По своему составу антифриз также включает этиленгликоль, однако, наряду с данным веществом, в жидкость стали добавлять дополнительные химвещества. Полученный в результате продукт получил свое название. Продукт имеет заграничное происхождение и характерное имя «антифриз».

Характеристики иностранной жидкости

Характерными особенностями антифриза является высокая температура кипения и выдерживание низких температур. Закипает антифриз при температуре примерно в 180 градусов. Морозостойкость определяется наличием присадок, потому что не для всех регионов необходима жидкость, которая прекрасно охлаждает двигатель в жару и быстро набирает рабочую температуру в холода. В среднем антифриз замерзает при температурах ниже -45 градусов. Стоит отметить, что при замерзании антифриз может максимум расшириться только на 1,5%, что является весьма приемлемым результатом.

Если смотреть на состав с химической точки зрения, то антифриз представляет собой жидкость на основе дистиллированной воды и этиленгликоля, в которую впоследствии добавили спирты и глицерин. Как отличить тосол от антифриза? В настоящее время возможно приобрести антифриз различных цветов. Тосол же продается только синим.

Покупка антифриза

В настоящее время рынок охлаждающих жидкостей заполнен различными Купить можно любой. Однако при покупке антифриза необходимо опираться на самое главное правило: следует приобретать антифриз только той маркировки, которую рекомендует завод изготовитель ТС. В противном случае очень быстро могут начаться проблемы с автомобилем, вплоть до перегрева двигателя.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые производители стали использовать вместо этиленгликоля метанол, который разрушает сплавы из алюминия. Поэтому необходимо покупать товар в специализированных центрах, попросив предоставить при покупке соответствующий сертификат.

Замена антифриза

Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.

Особенности антифриза

При эксплуатации ТС и использовании в системе охлаждения антифриза необходимо четко знать его маркировку. Данные знания необходимые в первую очередь для того, чтобы при необходимости доливать именно такой же антифриз. Изготовителями не рекомендовано производить смешивание антифризов различных цветов, так как это может повлиять на их состав и приведет к разрушению некоторых узлов двигателя. Состав тосола и антифриза отличается не только по добавкам. Его различают по используемым красителям.

В итоге, рассмотрев обе жидкости, многие автолюбители теперь зададутся вопросом «что выбрать: тосол или антифриз». Разница между жидкостями будет рассмотрена далее.

Отличия

На первый взгляд это абсолютно идентичные продукты. Но отличие тосола от антифриза заключается как раз в используемых при производстве добавках. Помимо этого, о характеристиках той или иной жидкости может подсказать автолюбителю цвет. Качество срока службы напрямую зависит от используемых компонентов. Например, в состав тосола и антифриза входят присадки. Основное отличие - для отечественной жидкости используется неорганика, а для антифриза - органические вещества. Именно из-за этого температуры кипения жидкостей немного отличается друг от друга.

Стоит рассмотреть основные особенности работы двигателя при использовании тосола или антифриза. Если в систему охлаждения залит тосол, то во всей системе образуется антикоррозийная корка. В результате происходит ухудшенная передача тепла от металла. Главным итогом использования плохого тосола со временем станет выход из строя двигателя. При этом в процессе эксплуатации наблюдается увеличенный расход топлива. Как говорилось ранее, тосол быстро теряет свои основные свойства, а также при длительном воздействии высоких температур происходит ухудшение всего состава присадок. Если температура двигателя будет постоянно держаться в диапазоне 105 градусов и более, то разрушение агрегата при использовании тосола произойдет намного быстрее. Если говорить об антифризе, то данная жидкость более долговечна. При этом антикоррозийный слой будет образовываться только на самых проблемных участках в системе охлаждения, что, несомненно, продлит срок службы силового агрегата. По времени замены тосол также уступает иностранному продукту. В итоге автовладелец сам выбирает, что ему заливать - тосол или антифриз. Разница, как правило, заключается не только в добавках, но и в цене.

Заключение

Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев.

При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена - решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.

При покупке не стоит обращать внимание, какого цвета тосол или антифриз. Разница между жидкостями состоит в их технических характеристиках. О которых, кстати, теперь известно многим автолюбителям. Благодаря данной статье каждый автовладелец, слегка разбирающийся в автомобилях, сможет понять, как отличить тосол от антифриза.

Тосол или антифриз, что лучше использовать в системе охлаждения двигателя? В чем разница между тосолом и антифризом, и как их отличить друг от друга? Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать? На эти и многие другие вопросы об охлаждающих жидкостях для автомобиля вы найдёте ответы в нашей статье.

Мифов о том, что лучше заливать в систему охлаждения, действительно много. Поэтому рядовому автолюбителю очень сложно найти истину в той массе противоречивой информации, которая скопилась в интернете. Мы постараемся помочь вам в этом и развенчать все мифы о тосоле и антифризе.

Инструкцию по замене тосола в системе охлаждения двигателя , возможно она вам пригодится.

Разница между тосолом и антифризом

В чём же заключается разница между тосолом и антифризом, и как их можно отличить друг от друга?

  1. Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей (обязательно к прочтению: большой ликбез по антифризам).
  2. Тосол – это тоже антифриз, только отечественного производства. Он не хуже и не лучше других охлаждающих жидкостей.

Слово «тосол», на самом деле, является аббревиатурой названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, в котором он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» обозначает принадлежность к группе спиртов.

В те времена никто не подумал запатентовать название «тосол» и сейчас его используют многие отечественные производители антифризов. На сегодняшний день ни один производитель не изготавливает тосол по рецептуре того самого настоящего советского «Тосола».

Это ни хорошо и ни плохо, просто производителями в маркетинговых целях используется популярное в среде автолюбителей название. Поэтому в большинстве случаев под маркой «Тосол» вы сможете приобрести качественный антифриз для системы охлаждения двигателя. Главное в этом вопросе – выбрать проверенного производителя, а не покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Тосол».

Антифризы делятся на минеральные (класс G11), органические (класс G12) и лобридные (класс G12++ и G13) – разница между ними состоит в применяемой основе и присадках.

  • Тосол относится к минеральным антифризам. Его срок службы составляет 50 000 км или 2 года эксплуатации.
  • Органические антифризы допускается использовать до 5 лет или 250 000 км пробега.
  • А лобридные антифризы совместимы с любыми другими охлаждающими жидкостями для автомобилей, и их можно смело доливать в новые моторы.

Тосол больше применяется в отечественных машинах. Основа у тосола и антифриза одна – этиленгликоль, а плотность у них разная. Поэтому для измерения плотности тосола используют один ареометр, а для антифриза – другой.

Различают тосолы и антифризы по определенным параметрам:

  • Температуре кипения;
  • Температуре замерзания;
  • Антикоррозийным свойствам;
  • Смазывающим свойствам.

Выпускаются охлаждающие жидкости в таких цветах как зеленый, синий, желтый и красный. Достигается это за счет применения красителей.

С разницей между тосолом и антифризом мы разобрались, теперь можно переходить к следующему распространенному среди автолюбителей вопросу.

Антифриз или тосол – что лучше использовать?

Выбирать, что лучше использовать (тосол или антифриз), нужно исходя из особенностей охлаждающей системы машины.

Так как у разных автомобилей она состоит из различных материалов, то у одних марок в охлаждающей системе применяется преимущественно больше меди и латуни, а у других – алюминия и его сплавов.

Таким образом:

  1. Красный антифриз подойдёт, если ваш авторадиатор в большей мере состоит из меди и латуни (радиатор желтого цвета).
  2. Зелёный антифриз подходит, когда в теплообменнике больше алюминия и его сплавов (радиатор серебристого цвета).
  3. Тосол в большинстве случаев подойдёт, если у вас отечественный автомобиль (особенно это касается старых чугунных двигателей).

Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?

Многим не дает покоя вопрос о том, что будет если смешать тосол с антифризом, и можно ли эти жидкости мешать вообще? Отвечаем.

По ГОСТу охлаждающая жидкость, будь то тосол или антифриз, не должна содержать механических примесей. Она должна быть прозрачной и однородной. У антифризов разных классов может быть один и тот же цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании тосола разных производителей может появиться взвесь мелких, но твердых частиц.

А уж при смешивании минерального и синтетического антифриза, будь они хоть одного цвета, практически гарантированно выпадет мутный осадок, который обязательно осядет в охлаждающей системе автомобиля. Этот осадок со временем забьёт радиатор, остановит помпу и приведёт к закипанию мотора.

Если смешать антифризы одной категории, но разных цветов и производителей, то, скорее всего, их характеристики (например, температура замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в такой смеси может образоваться взвесь из едва заметных твердых частиц. Нельзя однозначно сказать или как-то спрогнозировать, как себя поведёт данная "суспензия" в системе охлаждения двигателя.

Воизбежание возникновения проблем с автомобилем, мы не советуем заниматься подобными сомнительными экспериментами по смешиванию антифризов, и рекомендуем периодически проводить промывку системы охлаждения двигателя .

Опыт показывает, что относительно безопасно и без плачевных последствий для мотора, минеральные (G11 или тосол) и органические (G12) антифризы можно смешивать только с качественным универсальным антифризом класса G12++. Поэтому если вы точно не знаете какая охлаждающая жидкость залита в вашем автомобиле, то лишний раз рисковать не стоит – доливайте только универсальный антифриз.

Видео: тосол или антифриз - что лучше заливать в систему охлаждения?

Понравилось? Лайкни нас на Facebook