Предупреждающие сигналы. Конспект урока по ОБЖ: " Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств"(7 класс)

Предупредительные сигналы водителей дают возможность общаться при движении по дорожному полотну. Язык автомобилистов направлен на повышение взаимопонимания между людьми, что приводит к снижению или других чрезвычайных ситуаций.

Условные сигналы водителей могут носить предостерегающий характер или просто выступать способом выражения благодарности.

Знаки вежливости

Многие новички, не так давно , не знают, как себя вести, если какой-то водитель уступил дорогу или совершил определённый манёвр, облегчающий движение.

Для этого существует несколько :

  • Кратковременное включение «аварийки». Актуально использовать после обгона транспортного средства, уступившего дорогу.
  • Выставление вперёд или вбок левой руки . Знак благодарности для автомобилей, проезжающих по встречной полосе.

Мигание при помощи аварийной сигнализации также может применяться в виде знака извинения.

Использование сигналов вежливости в обиходе крайне важно для налаживания контакта между автовладельцами. Это своего рода соблюдение правил дорожного этикета.

Общение посредством световых приборов

Сигналы водителей друг другу очень часто связаны с использованием встроенных световых приборов.

Мигание дальним или ближним светом практически всегда имеет предупреждающее значение.

Проезжающая по встречной полосе машина однократно моргнула дальним ? Это говорит о том, что водителю следует уменьшить скорость и дальнейшее движение продолжить с предельной осторожностью - впереди может быть серьёзная авария.

Двукратное моргание дальним светом обычно свидетельствует о наличии на дороге проверяющих . Такие секреты автомобилистов позволяют избежать усугубления возникших на дороге чрезвычайных ситуаций и защищают водителя от не очень приятного общения с сотрудниками полиции (ответственным участникам дорожного движения бояться нечего).

Сигнал дальним светом от машины, движущейся позади, свидетельствует о настойчивой просьбе уступить дорогу. Наиболее правильным решением в такой ситуации будет включение правового поворотника и перестройка в правый ряд. Левая полоса станет свободной, и нетерпеливый водитель сможет продолжить свою поездку.

На видео - сигналы дальнобойщиков:

Желая самостоятельно уступить дорогу другому транспортному средству, следует однократно моргнуть ему дальним светом.

Если при движении в ночное время суток водителя ослепляет свет фар встречной машины, можно также сообщить ему об этом вышеприведённым способом.

Во время движения следует включить аварийную сигнализацию и съехать с дорожного полотна на обочину. Такой предупредительный сигнал выступает как защитой пострадавшего автомобиля, так и машин, едущих сзади.

Постоянно включённый левый поворотник автобуса или грузовой машины предупреждает о небезопасности совершения обгона на этом участке дороги. Проигнорировав такой сигнал автомобилиста, можно спровоцировать ДТП.

Включение правого поворотника автомобилем, идущим на обгон, говорит об опасности, которая может быть не замечена из-за недостаточной видимости. В этом случае нужно снизить скорость и остановиться.

В ПДД России также указано, что при осуществлении буксировки необходимо включить аварийную сигнализацию обоим транспортным средствам.

Общение при помощи рук

Сигналы автомобилистов не ограничиваются использованием световых сигналов, большая часть общения между ними осуществляется посредством использования жестов.

Чтобы показать, что у едущей машины открыт багажник, нужно просто изобразить хлопок раскрытой ладонью по воздуху.

Заметили спущенное колесо автомобиля? Сообщите водителю о проблеме, описав в воздухе мнимый круг и указав большим пальцем вниз. Он поймёт, что речь идёт о недостаточном давлении в шинах.

Махи руками в сторону обочины свидетельствует об обнаруженных неисправностях. Лучше прислушаться к совету, остановиться и проверить состояние собственного транспортного средства.

Если решили пропустить пешехода, махните ему рукой. Человек спокойно и уверенно продолжит свой путь.

В силу определённых индивидуальных причин автовладельца могут попросить снизить скорость. Это можно сделать, плавно проведя ладонью в воздухе в направлении сверху вниз.

Приподнятая ладонь с растопыренными пальцами - основной предупреждающий знак. Говорит о присутствии или наличии опасного участка.

Показываемый кукиш - сигнал, применяемый дальнобойщиками или водителями грузовиков. Свидетельствует о булыжнике, застрявшем между задними колёсами.

Звуковые сигналы как метод взаимопонимания между автомобилистами

Помимо жестовых и световых способов передачи информации, существуют ещё и , подаваемые водителями.

Водители могут поприветствовать или поблагодарить друг друга коротким сигнальным гудком.

Длинный гудок - прекрасный способ для выражения недовольства и раздражения водителя.

Очень часто звуковые сигналы выполняют дополнительные функции, которые помогают привлечь внимание автомобилиста и при помощи других способов предупредить его об опасности.

Видео о жестах и сигналах водителей на дороге:

Часто практиковать использование гудка не стоит , так как по правилам дорожного движения он предназначен только для предотвращения аварийной ситуации.

Знание языка автомобилистов не только заменяет словесное общение между людьми, но и помогает общими усилиями выбрать наиболее правильный выход из любой дорожной ситуации. Взаимное уважение всегда творит чудеса!

Как Вы можете во время движения на машине «сказать» что-то водителям соседних машин (предупредить, поблагодарить, извиниться, попросить и т.п.)? Ведь Ваши слова до их слуха не долетают.

Кроме того, другие водители могут Вам что-то "сообщать". И чтобы их понять, нужно знать язык условных сигналов (знаков) водителей.

Знание таких условных сигналов помогает повысить безопасность на дороге. Грамотное использование этих знаков создает доброжелательную обстановку т.к. помогает предупредить и избежать штрафов, ДТП; извиниться, сгладив ошибку; поблагодарить и т.д.

Вот «перевод» основных условных знаков водителей:

СИГНАЛЫ СВЕТОВЫМИ ПРИБОРАМИ

1. Моргание дальним светом.

а) Если стоят сотрудники ГИБДД или камера фото - видеофиксации , то для предупреждения встречных водителей принято моргнуть дальним светом (как правило, 2 раза, но кто-то моргает 1 раз). Встречные водители смогут заранее снизить скорость, пристегнуться и избежать неприятностей с ГИБДД. Точно так же Вас могут предупредить. В этом случае необходимо поблагодарить моргнувшего дальним светом водителя - поднимите раскрытую ладонь в знак благодарности.

б) Также поморгать дальним могут , если впереди какая-то опасность и надо быть осторожным и готовым затормозить и остановиться. Поэтому лучше снизить скорость и быть бдительным.

в) Если, например, в плотном потоке у Вас есть возможность пропустить поворачивающего водителя, или выезжающего со стоянки, а водитель не решается ехать, т.к. по ПДД не имеет преимущества, то нужно однократно моргнуть ему дальним светом (показывая, что Вы его пропускаете). Только в этом случае обязательно дождитесь, пока этот водитель проедет, даже если он моментально не отреагировал на Ваш «выстрел» дальним светом.

г) Если Вас догоняет сзади транспортное средство и моргает дальним светом, то водитель просит Вас уступить ему дорогу. При этом у него может быть включен левый поворотник. Если есть возможность безопасно перестроиться, то лучше не мешать и свернуть на другую полосу (ВАЖНО! При этом необходимо быть очень внимательным, и не создать помех другим водителям). Таким сигналом могут пользоваться автоподставщики, когда один едет в слепой зоне (его не видно в зеркала), а второй сзади моргает дальним светом («дай проехать»). Некоторые водители спешат сразу перестроиться, и могут задеть автомобиль, находящийся в слепой зоне (даже если не заденут, автоподставщики находят способы убедить, что ДТП было). Поэтому будьте бдительны.

д) Чтобы попросить едущего впереди водителя остановиться , применяется сигнал – включить правый поворотник и моргнуть дальним светом.

2. Моргание аварийкой.

а) Чтобы поблагодарить другого водителя , если он Вас пропустил, или как-то ещё помог – нужно моргнуть аварийкой (оптимально – от 1 до 3 раз). Если по каким-то причинам аварийкой не получается моргнуть, можно поочередно включить поворотники. Если другой водитель после этого кратковременно моргнул дальним светом или чуть нажал на клаксон – это означает «пожалуйста».

б) Если Вы случайно подрезали или ещё как-то помешали другому водителю , то чтобы сгладить вину и не допустить возможное раздражение этого водителя, поморгайте ему аварийкой, чтобы извиниться. Исходя из смысла происходящего на дороге, будет понятно, поблагодарили Вы или извинились.

в) Если впереди затор (особенно это актуально на скоростных трассах), то для предупреждения водителей, едущих сзади (чтобы они успели своевременно затормозить), можно включить аварийку (выключить, когда водитель сзади остановится). Горящие стоп-сигналы и аварийка подскажут водителю сзади, что надо снижать скорость и останавливаться. Точно также Вас может предупредить водитель спереди. Примечание автора! Не буду спорить с этим распространенным среди водителей сигналом. Но лично я думаю, что на дорогах с одной полосой в каждом направлении в таком случае водитель сзади (если он не в курсе, что Вы ему показываете) может всё-таки поехать обгонять. Поэтому более безопасно одновременно с торможением включить не аварийку, а левый поворотник. Так водитель сзади поймет, что обгонять нельзя, надо тормозить и останавливаться. Подумайте над моим мнением, и решите сами, как правильно действовать.

г) Если в темное время суток водитель сзади Вас не выключил дальний свет, и Вас слепит в зеркала, то включите на некоторое время аварийку. Это подскажет водителю сзади, что надо переключиться на ближний свет. После того, как тот водитель выключит дальний свет, можно моргнуть ему аварийкой в знак благодарности.

3. Сигналы поворотниками (кроме официальных сигналов при перестроениях и поворотах)

а) Если Вы догоняете попутное транспортное средство , а его водитель поморгал правым поворотником (а сам продолжает ехать прямо), это значит, что встречная полоса свободна для обгона. Только не начинайте обгон вслепую. Всё равно будьте бдительны и самостоятельно оценивайте ситуацию. А обогнав, поблагодарите подсказавшего водителя аварийкой (смотрите пункт 2).

б) Если Вы догоняете попутное транспортное средство и собираетесь обогнать , а его водитель поморгал левым поворотником, это значит, что обгонять нельзя, встречная полоса не свободна.

4. Стоп-сигналы

Если Вы едете позади транспортного средства, и у него несколько раз подряд кратковременно загорелись стоп-сигналы, а водитель не замедлился, то это может служить для Вас сигналом «слишком близко прижался, держи дистанцию».

СИГНАЛЫ РУКАМИ

1. Если другой водитель пальцем в воздухе начертил круг и показывает вниз на колесо вашего автомобиля, это значит, что спустило колесо.

2. Жест, когда другой водитель хлопает ладонью по воздуху, означает, что открыт багажник.

3. Если другой водитель медленно сверху вниз опустил ладонь, то говорит «снизь скорость» (возможно впереди ДПС, или какая-то опасность).

4. Как уже говорилось выше, поднятая вверх раскрытая ладонь – это знак благодарности (обычно применяется для того, чтобы сказать «спасибо» встречным водителям). Такой жест используется также как приветствие (когда знакомые здороваются на дороге).

5. Также жесты могут быть по ситуации. Например, если другой водитель показывает на низ Вашего авто, лучше остановиться и осмотреть машину (в том числе и заглянуть под днище). Если показывают на дверь, то, возможно она не докрыта, или в ней что-то застряло.

6. Жест «резкое раскрытие сомкнутых пальцев ладони» (похожий на мигнувшую лампочку) означает «включи фары» (например, бывает, что водитель в сумерках привыкает к небольшой темноте и забывает включить фары; или водитель забыл включить ближний свет при движении).

7. Если водителю грузовика показывают кукиш, это значит , что между задними (спаренными) колесами застрял камень (такой камень может быть опасен для автомобилей, едущих позади грузовика).

Теперь Вы сможете «разговаривать» с водителями соседних авто и понимать, что Вам «сказали». Это очень полезно, и придает большей уверенности и безопасности за рулем!

Главное помните, что всё хорошо в меру , и пользоваться этими условными знаками надо при необходимости и максимально понятно.

Сразу скажу , что из всех перечисленных условных знаков наиболее знакомы водителям:
- моргание аварийкой для благодарности и извинений;
- моргание дальним - "пропускаю", "впереди ДПС", "впереди опасность";
- моргание правым поворотником - "можно обгонять";
- моргание левым поворотником - "нельзя обгонять";
- поднятие раскрытой ладони - знак приветствия или благодарности.

Также будьте бдительны, когда Вам что-то пытаются показать другие водители. Мы порой прямые слова не совсем понимаем, и значение условных синалов тоже иногда понять сложно. Но в большинстве случаев всё можно понять.

Занятие по правилам дорожного движения на тему

Цель: объяснить обучающимся значение предупредительных сигналов водителей как необходимого условия безопасности дорожного движения.

Задачи:

  • дать понятие «осветительные приборы автомобилей», их назначение;
  • познакомить с различными звуковыми сигналами транспорта и сигналами, подаваемыми руками.

Оборудование:

Проектор

Презентация

Ход занятия:

  1. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, кто является участником дорожного движения? (пешеход, водитель, пассажир)

Как участники дорожного движения понимают друг друга? (с помощью дорожных знаков, разметки и различных сигналов)

Какие сигналы вы знаете? А есть ли другие сигналы? Нужно нам уточнить такую информацию?

  1. Постановка целей и задач.

Тема нашего занятия: «Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств» (дети читают на экране)

С чем сегодня познакомимся?

  1. Изучение нового.

Прочитайте, какие бывают сигналы? Можете привести примеры световых сигналов? Звуковых? Жестов?

Сигналы водителей:

  • Световые
  • Звуковые
  • Жесты

Какие сигналы подают водители автомобилей? (просмотр видеофрагмента)

С помощью каких приборов водители подают световые сигналы? (специальных осветительных приборов, находящихся спереди и сзади транспортного средства: стопсигналы, сигналы правого и левого поворотов)

Ребята, а какие транспортные средства могут двигаться даже на зелёный сигнал светофора? (специальные ТС: пожарная машина, скорая помощь, полиция) Почему?

Если с человеком случилась беда,

Скорая помощь спешит туда!

Послушайте, какие сигналы подают водители скорой помощи, пожарной машины и автомобиля ДПС. Что должны делать пешеходы, услышав такой звук? А другие ТС? (освободить путь)

Отгадайте загадку:

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

С какого возраста детям разрешается выезжать на проезжую часть? (с 14 лет)

Хотя вам ещё нет 14 лет, но знать нужно, какие сигналы подают водители велосипедов. Они подают сигналы с помощью жестов, руками. Прочитайте и постарайтесь запомнить. (дети читают на экране)

Если у транспортного средства окажутся неисправными специальные осветительные приборы, водитель также может использовать жесты.

  1. Практическая часть.

А теперь проверим, как вы запомнили сигналы велосипедистов! (задания на слайдах)

Кто желает побыть в роли велосипедиста? (один ученик выходит к доске и садится верхом на стул, другие по очереди предлагают выполнить повороты или остановку)

  1. Подведение итогов.

Итак, какие сигналы подают водители ТС?

Молодцы!

На улице будьте внимательны, дети,

Твёрдо запомните правила эти!

Правила движения помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СИГНАЛЫ, ПОДАВАЕМЫЕ ВОДИТЕЛЯМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Харитонова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 37 г. Архангельска

Звуковые сигналы

Звуковые сигналы

Звуковые сигналы

Сигналы водителей, подаваемые руками

Куда поворачивает водитель в синем костюме? А в красном костюме? Оба - направо

Какие сигналы подают водители транспортных средств?

На улице будьте внимательны, дети! Твёрдо запомните правила эти! Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда! В ДОБРЫЙ ПУТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель этого занятия - дать учащимся представление о самооценке; дать возможность оценить самого себя. Оно содержит интересные формы работы с учащимися, например,работа в группах, энергизаторы или игры,...

Ошибочные действия участников движения, вызванные неправильной подачей, непониманием и неправильной интерпритацией подаваемых сигналов, являются распространенной причиной ДТП.

Предупреждающие сигналы служат для обмена информацией (общения) между участниками дорожного движения. Информационный обмен направлен на снижение неопределенности дорожно-транспортных ситуаций посредством сообщения другим участникам движения о своих намерениях и предполагаемых действиях, а также предупреждение о возможной опасности.

Для того, чтобы предупреждающие сигналы достигли своей цели, т.е. позволяли бы всем участникам двигаться с максимальной безопасностью, подавать их нужно так, чтобы они были хорошо видны, вовремя замечены и правильно поняты другими участниками движения.

Наибольшую важность для участников дорожного движения представляют следующие виды информации:

1) об изменении направления и скорости движения;

2) о присутствии других участников, действия которых могут создать опасность;

3) предупреждение о возможных опасностях.

Предупреждение других участников движения об изменении направления движения необходимо для того, чтобы они могли заранее приготовиться и правильно реагировать на ваши маневры. Подавать сигналы поворота необходимо при любом изменении направления движения: при смене полосы, развороте и повороте, выезде или съезде с автомагистрали, начале движения, выезде из транспортного потока для остановки. Включение сигнала поворота должно стать привычкой и выполняться в любых условиях движения, даже когда других участников движения поблизости нет.

Включайте сигнал поворота как можно раньше, по крайней мере за 3-4 с до начала маневра.

Если вы собираетесь повернуть на пересечении, перед которым в непосредственной близости располагается еще один перекресток, то не включайте указатель поворота до тех пор, пока не проедете первое пересечение. Если вы подадите сигнал раньше, то другие участники движения могут решить, что вы будете поворачивать не на втором, а на первом перекрестке и предпримут действия, опасные в данной ситуации, например, завершение обгона.

После того, как вы повернули или сменили ряд движения, не забудьте выключить сигнал поворота. Помните, что при очень плавном повороте автоматическое выключение сигнала может не сработать.

Информация об изменении скорости движения необходима водителям, движущимся сзади, так как позволяет заранее приготовиться к торможению и увеличить дистанцию.

Если вы собираетесь остановиться или притормозить в таком месте, где другие водители могут этого не ожидать, слегка нажмите и отпустите педаль тормоза три-четыре раза. Такое предупреждение особенно полезно, когда вы снижаете скорость:

чтобы свернуть с автомагистрали, которая не имеет полосы замедления;

чтобы остановиться и свернуть во двор, особенно это важно, если вы сворачиваете перед перекрестком, так как водитель, едущий за вами, может решить, что вы будете поворачивать на перекрестке;

чтобы объехать предмет, находящийся на дороге впереди и которого может не видеть водитель следующего за вами автомобиля.

Обеспечение своей видимости для других участников движения является важной задачей для каждого водителя. Если хотя бы один из участников дорожной ситуации не видит другого, вероятность ДТП резко возрастает. Для улучшения видимости используйте фары. В дождь, туман или снегопад другим водителям бывает очень трудно увидеть ваш автомобиль. В пасмурные дни автомобиль может как - бы "раствориться" на фоне дороги. В таких условиях включенные фары делают его более заметным. Включайте фары как только начинает темнеть, а также всякий раз, когда из - за ухудшения атмосферных условий вам трудно увидеть других участников движения.

Привлечь внимание других участников движения в случае опасности или усложнения обстановки можно с помощью звукового сигнала. Если непосредственной опасности нет, то достаточно легкого похлопывания по кнопке сигнала. Подавайте такой сигнал заблаговременно в следующих случаях:

когда вы приближаетесь к пешеходу или велосипедисту, движущемуся по проезжей части в попутном направлении;

когда вы обгоняете автомобиль, водитель которого может начать обгон движущегося впереди него транспортного средства. В ночное время предупреждающий сигнал можно подать с помощью мигания светом фар;

приближаясь к автомобилю, водитель которого не смотрит на вас или не может вас видеть из-за характера дорожно-транспортной обстановки;

приближаясь к такому месту, где вы не можете видеть обстановку впереди, например, на подъеме или крутом повороте.


Тест 8, Предупреждающие сигналы
1. Предупредительный сигнал перед поворотом следует подавать:
а) за 3-4 с до начала поворота;
б) после снижения скорости перед началом поворота;
в) в тот момент, когда вы начали поворачивать рулевое колесо;
г) только в том случае, когда сзади вас движутся транспортные средства.
2. Подача предупредительного сигнала перед началом поворота:
а) не обязательна при повороте на нерегулируемом перекрестке;
б) не обязательна при повороте на разрешающий сигнал светофора;
в) не обязательна при начале движения после остановки;
г) обязательна при выполнении любого маневра.
3. После подачи предупредительного сигнала первое, что вы
должны сделать, это:
а) начать смену полосы движения;
б) проверить реакцию других участников движения на ваш сигнал;
в) снизить скорость и начать поворот;
г) проверить отсутствие дорожных знаков, запрещающих поворот
в данном месте.
4. Имеет смысл продублировать сигнал поворота, подаваемый
указателем поворота при помощи руки:
а) при движении в грязную погоду;
б) около железнодорожного переезда;
в) при малоинтенсивном движении;
г) при движении ночью.
5. При движении ночью в условиях сильного тумана надо включать:
а) дальний свет фар;
б) аварийную сигнализацию;
в) ближний свет фар.
6. Если при проезде мимо стоящего у края дороги автомобиля
вы видите, что его дверца начинает открываться:
а) увеличьте скорость движения, чтобы скорее проехать опасное место;
б) остановитесь и дайте возможность водителю выйти из автомобиля;
в) подайте предупреждающий сигнал светом фар или звуковой
сигнализацией;
г) двигайтесь как можно ближе к стоящему автомобилю, чтобы
не дать возможность водителю выйти пока вы не проедете.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1 - а; 2 - г; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - в.


К атегория:

Управление автомобилем



-

Предупредительные сигналы водителя


Предупредительные сигналы, которые может применять водитель, играют немаловажную роль в обеспечении безопасности движения, в увеличении пропускной способности дорог и перекрестков. Сигналы предупреждают водителей других транспортных средств и пешеходов о начале движения, остановке, маневрировании, позволяют им понять намерения водителей и правильно среагировать на них.

Звуковой сигнал водитель использует для предупреждения пешеходов и водителей других транспортных средств о своем приближении, о начале обгона и в иных случаях, когда надо привлечь чье-то внимание. Звуковые сигналы в населенных пунктах запрещаются. Но, как исключение, для предупреждения дорожно-транспортного происшествия подача звукового сигнала Правилами разрешается. Однако не все водители пользуются этим исключением и в результате совершают наезды на пешеходов. Они понимают Правила буквально и считают, что это исключение является крайней мерой, и не используют его. А зря. Опыт показывает, что в крупных населенных пунктах в целом ряде случаев, особенно для предупреждения пешеходов, звуковой сигнал просто необходим. При этом совершенно не нужен длинный, громкий сигнал, достаточно и коротких «попикиваний». Главное - подать его своевременно.

Анализ ДТП показывает, что немало наездов произошло лишь потому, что водитель не подал звуковой сигнал неосмотрительному пешеходу, не предостерег его от поспешного выхода на проезжую часть.



-

Вне населенных пунктов звуковой сигнал не запрещен. Но и здесь им надо пользоваться умело. Сигнал, поданный неожиданно и при движении с большой скоростью, может испугать пешеходов, и они в растерянности могут потерять контроль над собой. Особенно опасен неожиданный сигнал для велосипедистов, детей, животных. Испугавшаяся лошадь может броситься под автомобиль.

Предупредительные сигналы световыми указателями поворотов - очень эффективное средство в деле обеспечения безопасности движения. Они предупреждают участников движения о намерениях водителей совершить маневр, остановиться или начать движение, что очень важно.

Правила требуют, чтобы эти сигналы подавались всегда и обязательно заблаговременно, до начала выполнения маневра. К сожалению, на дорогах можно нередко встретить ситуации, когда водители этими требованиями просто пренебрегают или пользуются указателями поворотов неправильно. Наиболее грубой ошибкой водителей является выполнение маневра без подачи предупредительного сигнала. Вот характерный пример.

Рис. 1. Водитель автомобиля перестроился для левого поворота, включив указатель поворотов лишь после остановки для пропуска встречных транспортных средств

На дороге с интенсивным движением транспорта с двумя полосами движения в данном направлении водитель автомобиля 1 (рис. 1) заблаговременно перестроился в левый ряд и перед перекрестком остановился, чтобы пропустить транспортные средства, двигающиеся во встречном направлении. Только после остановки он включил левый указатель поворотов и окружающим стало ясно, что он намерен повернуть налево. Следовавший за ним на малой дистанции автомобиль 2 (а за ним и другие) вынужден был также остановиться. Для продолжения движения теперь они должны перестроиться в первый ряд, что можно сделать, лишь пропустив все транспортные средства, двигающиеся в этом ряду. В создавшейся обстановке особенно нетерпеливые водители из второго ряда начнут втискиваться в первый ряд, не ожидая разрыва в транспортном потоке и создавая тем самым аварийную ситуацию. Вот к чему приводит выполнение маневра без подачи предупредительного сигнала. Ведь следовавшие за автомобилем 1 водители автомобиля 2 и других машин и не подозревали, что он намерен делать левый поворот. Если бы они заранее видели включенный на автомобиле 1 сигнал левого поворота, они заблаговременно перестроились бы в первый ряд и спокойно продолжали движение.

Другой распространенной ошибкой является включение указателя поворотов одновременно с началом маневра. Такой сигнал - простая формальность; он уже никому не нужен, ибо и так ясно, что водитель начал выполнять поворот или перестроение. Сигнал должен предупреждать о предстоящем маневре, значит, он должен включаться обязательно заблаговременно. За сколько времени до начала маневра? Это зависит от обстановки, интенсивности движения, ширины проезжей части дороги, скорости движения и ряда других факторов. При малых скоростях движения и на узких дорогах он включается примерно за 80-100 м до маневра или остановки, на многополосных дорогах в потоке транспортных средств - пораньше, например для перестроения из третьего или четвертого ряда в первый метров за 200- 300, а то и более.

Многие водители на своем опыте убеждаются, насколько опасно неправильное использование световых указателей поворотов. На дорогах встречается много водителей, которые включают его лишь тогда, когда начали поворачивать рулевое колесо. Создается впечатление, что он у них подключен к рулевому колесу и срабатывает автоматически (как стоп-сигнал).

Движение транспортных средств на дорогах было бы намного легче и безопаснее, если бы сигнал поворота всеми водителями включался заранее. Но нельзя слишком рано включать сигнал. Так, например, при приближении к близко расположенным перекресткам сигнал должен включаться только непосредственно перед тем перекрестком, где совершается поворот. Вот печальный пример. Водитель автомобиля 1, двигаясь по главной дороге, заблаговременно включил указатель правого поворота и намерен повернуть в проезд Б (рис. 15). Водитель автомобиля 2, увидев на автомобиле 1 включенный указатель правого поворота, понял, что он будет поворачивать в проезд А, и продолжает движение через нерегулируемый перекресток в прямом направлении, не снижая скорости. В то же время водитель автомобиля 1, имея преимущество на первоочередное движение, скорость также не снизил. Произошло столкновение, одной из причин которого можно считать неправильное пользование световым указателем поворота, хотя главным виновником столкновения был признан водитель автомобиля 2, который выехал на главную дорогу, не пропустив движущийся по ней автомобиль 1.

Рис. 2. Водитель автомобиля 1 включил указатель правого поворота перед проездом А, но намерен повернуть в проезд Б; автомобиль 2 движется в прямом направлении

Правила требуют, чтобы сигнал был немедленно выключен после завершения маневра (перестроения в рядах, поворота). Движение с невыключенным сигналом поворота вводит в заблуждение водителей других транспортных средств и пешеходов и нередко приводит к аварийной ситуации. Так, например, произошел наезд на пешехода. Водитель автомобиля 1 с включенным указателем левого поворота двигался через перекресток в прямом направлении. Пешеход, видя на автомобиле включенный указатель поворота, решил, что автомобиль повернет в проезд Л, и стал медленно переходить проезд Б непосредственно перед автомобилем (рис. 3). Водитель не успел среагировать на неожиданный выход пешехода на проезжую часть и совершил наезд на него.

Рис. 3. Водитель автомобиля 1 не выключил указатель левого поворота, но движется в прямом направлении и совершает наезд на пешехода (П - пешеход)

При неработающих световых указателях поворотов предупредительные сигналы о маневре можно подавать рукой (рис. 4). Порядок их подачи такой же, как и световыми указателями поворотов.

Внешние световые приборы используются для обозначения своей машины, для предупреждения наезда на пешеходов и при обгоне. Следует обратить внимание на время включения габаритных огней в течение суток. Они очень нужны уже с наступлением сумерек. Видимость в сумерки весьма обманчива. И утром не следует спешить выключать их до восхода солнца. Непонятная «экономия» некоторых водителей на световых приборах, как правило, до добра не доводит. Обозначить свою машину, чтобы ее хорошо видели и пешеходы, и водители других транспортных средств, значит в какой-то степени обезопасить себя от происшествия. Разумеется, обозначать так свою машину надо не только ночыо, а всегда в условиях недостаточной видимости: при движении в тумане, в дождь, снегопад, в пыли, дыму.

Рис. 4. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем руками

При обгоне ночью для предупреждения обгоняемого производится частое переключение ближнего света на дальний и наоборот.

Стоп-сигнал также можно считать предупредительным. Он включается автоматически при нажатии на педаль рабочего тормоза и предупреждает о торможении водителей транспортных средств, следующих сзади. 1 Движение с неисправным стоп-сигналом является одной из довольно частых причин наезда на впереди идущий транспорт. К сожалению, на некоторых моделях наших легковых автомобилей («Волга» ГАЗ -21 и ГАЗ -24, «Москвич-412» и др.), где установлен включатель ВК-12, стоп-сигнал работает ненадежно. Поэтому при следовании за этими машинами надо быть предельно внимательным.

Каждый водитель обязан контролировать исправность стоп-сигнала своей машины. Для предупреждения наезда важно заблаговременно предупредить едущих сзади о намерении остановиться или замедлить движение. Опытные водители при необходимости тормозить (пусть даже незначительной) переносят ногу на педаль рабочего тормоза и слегка нажимают на нее с усилием, достаточным только для того, чтобы загорелся стоп-сигнал. Ногу на педали держат до тех пор, пока не отпадет полностью необходимость в торможении.

Аварийная световая сигнализация включается в случаях, предусмотренных Правилами. Нельзя не отметить, что некоторые водители включают ее в движении с целью обеспечения себе беспрепятственного проезда. Так поступать нельзя. Нельзя также включать ее при движении в тоннелях.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook