Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа? Разница между обгоном и опережением

Иногда инспектор ДПС может утверждать, что водителем были нарушены правила обгона. Довольно часто такая ситуация возникает при движении автомобиля на перекрестках. При этом сотрудники ГИБДД нередко пользуются тем, что водителю не знаю точно, что называют обгоном. Давайте разберемся, что подразумевается под этим понятием.

Обгон — это опережение одного или нескольких автомобилей, которое связано с выездом на ту сторону проезжей части (полосу), которая используется для встречно движения. После обгона автомобиль возвращается на ту сторону проезжей части (полосу), которую занимал ранее.

Если водитель осуществляет движение по левой полосе и выполняет обгон транспортных средств, которые двигаются по правой полосе дороги, то обгоном это не является, так как полоса движения при этом не меняется. Такой маневр считается просто опережением. Таким образом, никакие ваши действия в данной ситуации обгоном названы быть не могут, даже если вы выполняете подобный маневр на перекрестке.

Обгон любого транспортного средства кроме трамвая по правилам может быть осуществлен исключительно с левой стороны. В соответствии с правилами дорожного движения перед тем, как водитель начинает выполнять обгон, он должен убедиться в следующем:

Полоса движения для выездадолжна быть свободна на расстоянии, которого хватит для обгона;

В ходе обгона он не создаст помех или опасности для движения остальным участникам дорожного движения;

В то же время запрещается осуществлять обгон в следующих случаях:

Транспортное средство, которое движется перед вами, выполняет обгон или объезд препятствия;

Транспортное средство, которое движется впереди по той же полосе, сообщило о том, что выполняет поворот налево;

Транспортное средство, которое следует за вами, начинает обгон;

После того, как обгон будет завершен, вы не сможете, не создавая помех и опасности для движенияобгоняемого ТС, возвратиться на полосу, которую вы занимали ранее;

Водитель обгоняемого транспортного средства не должен мешать обгону, увеличивая скорость движения или другими действиями.

Если совершение обгона за пределами населенного пункта, или водитель хочет опередить тихоходное транспортное средство, которое перевозит крупногабаритный груз, или транспортное средство, скорость которого не более 30 км/ч, то водитель нужно сдвинуться вправо или даже остановиться для того, чтобы пропустить транспортные средства, которые следуют за ним.

Опережать транспортные средства при пересечении пешеходных переходов нужно в соответствии с пунктом 14.2 Правил дорожного движения (если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлилось транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись в том, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов).

Если выполнить встречный разъезд сложно, то водитель, на стороне которого находится препятствие, уступает дороге. Если на уклонах, которые были обозначены знаками 1.13 и 1.14, имеется препятствие, то уступать дорогу должен тот водитель, чье транспортное средство движется на спуск.

Где запрещены обгоны?

Обгоны запрещены:

На регулируемых перекрестках и на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, которая не является главной;

На пешеходных переходах, если на них находятся пешеходы;

На железнодорожных переездах, а также перед ними на удалении в 100 метров и менее;

На мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях;

На опасных поворотах, в конце спусков и на иных участках, где ограничена видимость.

Какие правила регулируют движение по прерывистой разделительной линии на дороге?

В соответствии с пунктом 9.7 ПДД, если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Нарушение попадает под часть 1 ст.12.16 КоАП РФ и карается административным штрафом в размере 300 рублей или предупреждением.

О доказательстве нарушений ПДД

Довольно часто на дороге возникает ситуация, когда инспектор ДПС спорит с водителем о том, было или нет нарушение ПДД. Что делать в этом случае? Можно ли защитить свои права? Стоит ли жаловаться?

Административное право, так же как и уголовное, предусматривает презумпцию невиновности. То есть изначально водитель считается невиновным, если не было доказано иное. Таким образом доказывать свою невиновность водитель не должен. Его вину должен доказать сотрудник правоохранительных органов, а не наоборот.

Презумпция невиновности (статья 1.5 КоАП РФ)

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Положения части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото и киносъемки, видеозаписи.

Итак, если сотрудник ГИБДД утверждает, что вы нарушили правила, а вы с этим не согласны, то представитель правоохранительных органов должен доказать вину водителя. Таким образом, вы не доказываете свою невиновность, а сотрудник госавтоинспекции должен предоставить доказательства вашей вины.

До установленных законом изменений, принятых в ПДД до 2010 года, водителям неизвестно было такое характерное для правил движения понятия, как опережение.

В 2019 году между такими понятиями, как обгон и опережение, установлена существенная разница .

Незнание подобного разграничение понятий в состоянии губительно сказаться не только на водителе, но также его автомобиле и на иных участниках движения.

По этой причине вопрос, с какой стороны разрешен обгон ТС, а также понятия об опережении, особенно с правой стороны авто, требуют более внимательного рассмотрения.

Автомобильный обгон, согласно обновленным правилам, это то же опережение транспортного средства с одновременным перемещением на полосу встречного движения и с последующим возвращением на свою обычную полосу.

Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто .

Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.

Существует также такое распространенное понятие, как перестроение . Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.

Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.

Обгон справа по ПДД 2019 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.

Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения . Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.

Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

Каждый современный водитель понимает, что обгон справа на формальном уровне запрещен в актуальных на данный момент ПДД. Это правило принимается во внимание по умолчанию, несмотря на то, что в ПДД не сказано об этом.

По этой причине многие водители считают, что раз прямого запрета нет, он является разрешенным. Существует определенная норма по опережению транспортного средства с правой стороны.

Опережение такого плана напрямую связано с перемещением на встречную полосу. По той причине, что в нашей стране установлено левостороннее движение, это означает о том, что по факту в ПДД полностью отсутствует понятие обгона с правой стороны.

На деле это является свидетельством того, что российскими правилами не предусмотрены разрешенные и запрещенные ситуации справа.

На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:

  1. Опережение автомобиля без изменения полосы движения . В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
  2. Существует также опережения с выездом на иную полосу движения . Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа . Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.

Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.

Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.

На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.

Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено . Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!

В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам . Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.

Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами .

Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.

Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.

Как только в современных ПДД появились определенные правки, возникли многочисленные споры относительно того, что нужно считать обгоном справа, а также насколько подобный маневр правомерен при разнообразных обстоятельствах.

Согласно классической формуле, обгон с левой стороны является одним из самых опасных, осуществляемых в процессе езды на авто маневров, он требует специальной подготовки.

Водители с большим опытом вождения в подобных ситуациях действуют автоматически. Действия при подобном маневре желательно осуществлять следующие :

Подобные манипуляции позволят избежать возможной опасности в виде автомобиля, который стоит или медленно едет по обочине. Кроме того, подобные маневры могут быть опасны в случае, если заканчивается подъем или отмечаются неблагоприятные погодные условия.

При совершении обгона с правой стороны подобные манипуляции выполнить будет достаточно сложно. При данной форме опережения, водителю обгоняющему и тому, кто обгоняет, будет очень сложно безопасно совершить процесс обгона авто с правой стороны.

Есть еще одна небольшая деталь, при обгоне справа. В черте города в данном случае с правой стороны находятся пути для передвижения трамвая .

Согласно правилам ПДД, рельсовые пути по своему статусу могут быть отнесены к сплошным полосам разделения.

Многие задаются вопросом, в каких случаях разрешен обгон справа. Здесь можно отметить, что совершать обгон с правой стороны, следуя по путям, можно только в двух исключительных случаях:

  1. С целью разгрузки дороги, если полосы сильно переполнены.
  2. Объезд или обгон.

Иные причины к описываемой теме не могут быть отнесены, соответственно, они не заслуживают внимания. Возможный заезд на пути встречного движения рельсового транспорта очень строго карается . Здесь обгон справа запрещен еще более строго.

Как такового, нарушения «обгон справа», не существует . Соответственно здесь не актуальны обычные наказания.

Многие водители при этом постоянно подают жалобы, что практика подобных обгонов является достаточно популярной.

Если водителя ловят на подобном процессе, штраф вменяется за такое нарушение, как перемещение на автомобиле по обочине.

Езда по тротуарам или по обочине дороги является нарушением административного правила. Водителю в этом случае назначается штраф, сумма которого составляет 1500 рублей.

Если в процессе разбирательства сотрудники ДПС установят не просто перемещение по обочине, но неправомерное опережение, штраф за обгон справа будет составлять 5000 рублей.

Если водитель в процесс обгона транспортных средств совершает проезд по трамвайным путям, за такое нарушение может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев.

Штрафы за перемещение по обочине не назначаются в случаях, если данная форма перемещения является вынужденной.

Причиной для этого могут послужить такие факторы, как повреждения на дорожном полотне, аварийные ситуации, перекрывающие и блокирующие нормальный проезд.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что при возникновении необходимости совершить объезд какого-либо препятствия или едущего автомобиля с правой стороны, не запрещается современными правилами движения.

Если все же появилась необходимость осуществить опережение справа, желательно обратить внимание на такие факторы проявления осторожности . Вот самые основные из них:

Необходимо знать, как лучше повести себя в случае, если осуществляется обгон справа иным участником дорожного движения. Не стоит совершать резких движений и звуков, лучше дать нарушающему закон водителю спокойно совершить обгон с правой стороны.

Безопасность всегда должна быть в приоритете! Кроме того, водитель, который препятствует иным участникам движения совершать маневр, понесет определенную административную ответственность.

Подводя итоги

В процессе передвижения по трассе от водителя требуется предельная внимательность, четкое соблюдение правил дорожного движения.

Необходимо помнить, что все пункты ПДД созданы по большей части на основе реальных случаев тех водителей, которые попадали в сложные аварийные ситуации.

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!

Всё предельно ясно и доступно. Тем не менее по сей день у многих, даже самых опытных водителей возникают проблемы с выяснением разницы между обгоном и опережением, разграничением двух этих понятий. Как следствие, мы имеем дело с не самыми приятными встречами с инспекторами ГИБДД, а иногда даже с созданием аварийных ситуаций.

Учитывая тот факт, что любой автомобиль несёт потенциальную опасность как для жизни водителя, так и для жизни пешехода, человеку, который управляет им, необходимо помнить о том, насколько велика его ответственность за все те манёвры и движения, которые он совершает на трассе. Каждый автомобилист, садясь за руль своего четырёхколёсного друга, должен отдавать себе отчёт в том, что от тех мероприятий, которые он выполняет на дороге, зависит безопасность движения в целом, а потому необходимо трезво оценивать, насколько уместным будет то или иное движение и чем оно чревато на заданном отрезке пути.

Изучаем природу обгона

Обгоном, в дорожного движения, принято называть манёвр, при котором средство передвижения совершает выезд на полосу со встречным движением с целью опередить предшествующие транспортные средства, после чего снова возвращается на полосу трассы, по которой ранее производилось движение.

Для того чтобы сделать определение этого подвида маневрирования на дороге более комфортным для понимания, нелишним будет поговорить об особенностях, которые характерны исключительно ему:

  1. Во-первых, стоит отметить, что обгон - это частный случай опережения. Отсюда следует, что опережение отнюдь не обязано быть обгоном, а вот обгон, напротив, по своему существу всегда будет квалифицирован как опережение.
  2. Во-вторых, обгон без выезда на встречку невозможен как таковой в принципе. Всё дело в том, что для зачисления такого манёвра в категорию обгонных, водитель обязан вывести своё средство передвижения на встречную полосу. Если же настоящее условие не было выполнено, значит обгона не было.
  3. В-третьих, для того, чтобы зафиксировать совершение обгона по встречке, после выведения автомобиля на полосу со встречным движением водитель обязательно должен вернуть его на прежнюю полосу.

Ну а для закрепления вышеуказанного материала, мы предлагаем вам рассмотреть наиболее яркие примеры, которые помогут нам научиться отличать обгонные манёвры от опережающих. Итак, давайте сравним следующие ситуации и разберём их:

  1. Если мы видим, что водитель пытается опередить предшествующие его средству передвижения автомобили посредством объезда их по левой стороне трассы, имеющей всего две полосы, интерпретировать его действия как обгон по встречной полосе мы не можем.
  2. Если движение происходит на трассе с тремя полосами, то опережение в этом случае происходит путём объезда автомобилем прочих транспортных средств по средней полосе. Такая ситуация опять-таки не может быть признана обгоном.
  3. А вот если дорожная разметка показывает, что на трассе более четырёх полос, автомобиль выходит на опережение по левой стороне или даже выскакивает на полосу встречного движения, значит, мы имеем дело с самым настоящим обгоном. Выполнение такого манёвра нередко приводит к изъятию водительского удостоверения работниками ГИБДД у лихачей, стремящихся во что бы то ни стало оставить позади все прочие авто, едущие по трассе.

Анализируем оба понятия

Итак, продолжая разбираться, в чём разница опережения и обгона, имеет смысл обратиться за помощью к Правилам . В первую очередь стоит сказать, что особенности обгона делают его одним из опаснейших дорожных манёвров.

Для большего понимания, чем отличается обгон от опережения, стоит сказать, что опережение связано с движением транспортного средства на скорости, превышающей ту, с которой движется попутное транспортное средство. Считается опережением и случай, когда автомобиль выезжает на встречную полосу и продолжает движение по ней, не возвращаясь на свой путь. Важно понимать, что обгон необязательно связан с . Существуют случаи, в которых дорожная разметка и отсутствие запрещающих знаков разрешают выполнение этого манёвра.

Ещё одно отличие двух этих понятий говорит о том, что выполнение обгона может быть связано как с опережением справа, так и слева. Однако здесь мы опять же сталкиваемся с тем, что выполнение настоящего манёвра может осуществляться, только если в конкретной ситуации и на обозначенном отрезке пути нет знаков, которые бы запрещали его выполнение.

Что касается возможности езды на опережение, то здесь практически не существует каких-либо ограничений и запретов. Выполнение соответствующего в любых ситуациях, не считая случаев, когда речь идёт о полосах, занятых другими транспортными средствами. Проще говоря, опережение невозможно в случае, когда мы имеем дело с плотным движением на дороге.

В каких случаях не разрешён обгон?

Чтобы не стать виновником возникновения аварийной ситуации на дороге, крайне важно соблюдать правила обгона по встречной полосе. Давайте же выясним, при каких обстоятельствах запрещено выполнение обгона:

  1. Если на заданном отрезке пути присутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон, значит, выполнение опасного манёвра на законных основаниях невозможно.
  2. Если у впереди движущегося автомобиля зажглись поворотники, сигнализирующие о том, что водитель собирается свернуть налево.
  3. Если впереди движущийся автомобиль или любое другое средство передвижения начинает совершение обгона, то вам необходимо выждать и дать предыдущему водителю завершить свой манёвр. После этого убедитесь в том, что по встречному пути не движутся машины, и только тогда начинайте обгонное перемещение.
  4. Если движущееся за вами средство передвижения приступило к обгону.

Следует принимать во внимание, что обгон или опережение транспортных средств по встречной полосе невозможны на перекрёстках, в регулируемых зонах, на железнодорожных переездах, при резких поворотах, на подъёмах в гору, в тоннелях, на эстакадах. Не разрешается обгонять соседние в потоке автомобиле и тогда, когда вы движетесь не по главной дороге. Кроме того, в правилах дорожного движения строго-настрого запрещается выполнение опасного обгонного манёвра в тех случаях, когда движение происходит на дорогах, которые отмечены двойной сплошной, или же в зонах, где установлены дорожные знаки, не разрешающие реализацию обгона.

Станет нарушением ПДД и обгон на пешеходных переходах, на которых в момент совершения действия находятся люди, на мостах и пролегающих под ними территориях, на путепроводах, на участках пути, которые не имеют достаточной степени обзора.

Как выполнить обгон на законных основаниях?

Для того чтобы не стать нарушителем правил дорожного движения, выполнять обгон можно только при условии, что:

  1. Вам непременно хватит времени, скорости и расстояния на встречке для выполнения манёвра относительно впереди едущего средства передвижения.
  2. Вы можете максимально приблизиться к автомобилю, который планируете опередить, и включить сигнал поворотников.
  3. Вы сможете в кратчайший промежуток времени выполнить манёвр и вернуться на прежнюю полосу движения.
  4. Вы откажетесь от выполнения мероприятия и вернётесь в свою полосу, если почувствуете, что не успеете закончить манёвр.
  5. Заметив, что у предшествующего вам транспортного средства включились левые указатели поворота, вы примете решение отложить выполнение обгона и предоставите это право автомобилю, едущему впереди.
  6. Завершая опережение, вы обязуетесь включить правый поворотник, чтобы предупредить остальных водителей, которых вы обгоняете, о том, что вы перестраиваетесь в свой ряд.

Как вести себя в ситуации, когда обгоняют тебя?

Важным моментом является и поведение на дороге, когда в роли опережаемого оказывается ваше транспортное средство. Заметив, что следующий за вами автомобилист пытается пойти на объезд, постарайтесь приложить все свои усилия, чтобы помочь ему выполнить обгонный манёвр быстро и безопасно. Ни в коем случае не увеличивайте скорость своего четырёхколёсного коня в момент, когда вас пытаются перегнать. Если же вы видите, что водителю встречной машины не хватает времени, скорости и расстояния, для того чтобы завершить манёвр, разверните свой автомобиль правее и сбросьте скорость. Это позволит обгоняемому автомобилю выиграть ширину и длину на трассе, завершив тем самым начатое действие.

Подытоживая всё вышесказанное, хотелось бы ещё раз призвать всех водителей трезво оценивать свои силы, анализировать ситуацию на дороге и принимать адекватные решения. Если вы, находясь за рулём транспортного средства, ощущаете нехватку опыта для правильного расчёта параметров, необходимых для выполнения безопасного обгона, откажитесь от этой затеи. Не стесняйтесь обратиться за помощью к обгоняемому автомобилю при помощи сигналов поворотников. Если в момент выполнения манёвра направляющийся на вас по встречной полосе автомобиль начинает набирать скорость, не паникуйте и не пытайтесь свернуть к встречной обочине. Помните, на дороге хватит места всем, а потому максимально используйте её пространство, для того чтобы не попасть в аварию и не навредить себе и другим автомобилистам.

Появление нового термина «опережение» в правилах дорожного движения в конце 2010 года помогло многим автолюбителям сохранить своё право на управление автомобилем. Однако перед тем, как совершить маневр, водитель должен чётко осознавать какой именно маневр он собирается выполнить: опережение или обгон.

Термин "обгон" означает опережение одного или сразу нескольких транспортных средств, обязательно связанное с выездом на встречную полосу, и с последующим возвращением на полосу, по которой автомобиль двигался до начала выполнения маневра.

Обгон не всегда означает нарушение, так как если позволяет дорожная разметка, и нет запрещающих знаков, то обгон будет выполнен в пределах правил.

Термин "опережение" подразумевает под собой движение автомобиля со скоростью, большей скорости другого транспортного средства, движущегося по этой же полосе.

Если внимательно прочитать значение каждого термина, то разница между ними очевидна: в случае опережения не осуществляется выезд на встречную полосу, который имеет место при обгоне. Но, к сожалению, каждый водитель может оказаться в ситуации, когда свою правоту ему придется доказывать, и, возможно, даже в суде.

Для большей наглядности можно рассмотреть довольно обыденную, но одновременно спорную ситуацию.

По двухполосной дороге с обочиной, с нанесенной сплошной линией разметки (1.1) движутся трактор и легковой автомобиль, трактор едет очень медленно. Водитель трактора, заметив приближающийся к нему сзади легковой автомобиль, решает пропустить его, максимально прижавшись к обочине, или даже немного съехав на нее. Так же он включает правый указатель поворота, подтверждая намерение. Водитель легкового автомобиля, убедившись, что маневр будет безопасен и выполнен в пределах правил, совершает опережение трактора.

Через 300-400 метров, инспектор ДПС останавливает легковой автомобиль и вменяет его водителю нарушение, выражающееся в выезде для обгона на встречную полосу.

Объективно оценить ситуацию с такого расстояния действительно затруднительно. Но доказывать свою правоту в подобной ситуации придется Вам, а споры с инспектором, как известно, ни к чему хорошему не приводят. Вы должны быть готовы к составлению протокола, и первое, что нужно сделать – записать номер транспортного средства, которое вы опередили, чтобы указать это в протоколе. Если транспортное средство, которое Вы опередили, не было остановлено инспектором ДПС и водитель его не был привлечен в качестве свидетеля, то вам придется самостоятельно пытаться догнать его и просить написать объяснительную, взять контактные данные для привлечения в качестве свидетеля в суде.

Ситуация, подобная описанной выше, может произойти не только на трассе, но и в городе, где зачастую по одной полосе свободно могут двигаться не один, а сразу два автомобиля. Автомобиль, движущийся слева, совершая опережение, на встречную полосу не выезжает. По сути, происходит точно такое же опережение, когда, в выше описанной ситуации, когда трактор смещается к обочине. Оформление правонарушения, которое Вы не совершали, происходит по такой же схеме.

К сожалению, не смотря на изменения в ПДД, большинство случаев, подобных выше описанным, трактуется как обгон, а не опережение, и наказывается по статье КоАП 12.15 ч.4, подразумевающее лишение прав на управление автомобилем сроком 4-6 месяцев, либо штраф в размере 5 тыс. рублей.

Что бы сохранить водительское удостоверение , нервы и время, будьте внимательны на дороге, адекватно оценивайте дорожную ситуацию, лучше откажитесь от выполнения маневра, если у Вас есть какие-либо сомнения. Неопровержимым доказательством Вашей правоты может стать видеозапись вашего маневра, сделанная при помощи любого видеорегистрирующего средства.


0 Женя 12.02.2013 12:43

Цитата:

Не всегда инспектор ДПС составляет просто протокол, он может сразу выдать постановление и указать размер штрафа, зачастую они так и делают, вот здесь как раз нужно и требовать бланк объяснительной, или написать объяснения в протоколе, а уж потом пойти в суд и доказывать свою правоту. Хотя, мое мнение, лучше просто ничего не подписывать, и тогда инспектор сам побежит догонять трактор. | | |

0 Townotik 16.09.2017 20:53

Цитирую Mila:

Интересная статейка и познавательная. Хотя теперь догоняя впереди идущее авто я буду просить уступить дорогу, моргнув дальним светом фар на ОПЕРЕЖЕНИЕ. Но в любом случае, обогнав или опередив, автомобиль всегда скажу спасибо аварийкой.

Ага и за моргание вы будете "по закону наказаны" за опасное вождение, графа "торопыга", а в будущем предлагают наказывать как и за выпивку ваше "моргание".

| | |

0 Townotik 16.09.2017 21:06

Цитирую Илья:

Если идет ремонт дороги и движение 4-х полосное, то есть 2 туда, 2 встречные...стоят временные знаки обгон запрещен, а я допустим обогнал, но по правой полосе, за это ж не должны лишать прав? ведь я совершил опережение, а не обгон, который подразумевает выезд на полосу встречного движения? и такая же ситуация, когда положен новый асфальт, но разметка еще не нанесена....

Без разметки вас будут разводить на глазомер, в правилах есть "если нет разметки вы должны визуально поделить дорогу на две части" и то что такое ОБГОН (почитайте внимательно и вдумчиво). Но это развод. Самого так не раз пытались развести. Мой вам совет, пишите на телефон все разговоры (пусть и объектив камеры будет отвернут), требуйте составление протокола, и в суде предоставляйте запись. Хоть в законе и сказано что "флешку с записью в конверт с протоколом на месте" как правило суд будет учитывать и те кадры где "случайно" сняты: номер авто инспекторов и разговор (желательно и значок заснять). Если не примет мировой судья ваши доказательства, то идем в районный суд, а то и выше. Попутно пишем в прокуратуру (можно об этом предупредить инспектора ТОЛЬКО ПОСЛЕ составления протокола). 98% дела в пользу водителя. И можно если хотите написать в ГИБДД о компетентности инспектора с приложением решения суда. Но если вы заведомо неправы не стоит следовать данным инструкциям, можно заработать много неприятностей.

| | |

0 Townotik 16.09.2017 21:10

Цитирую mariucka:

ЗаВалюшка, как раз таки эта «презумпция невиновности» у нас в России есть, но она не всегда работает. Постоянно приходится доказывать, что ты не виновен. Поэтому у нас получили такое широкое применение видеорегистраторы...}

Понравилось? Лайкни нас на Facebook