Подтверждение 0 ставки при поставке спирта. Подтверждаем нулевую ставку не документами, а реестром

Если компания не успела вовремя собрать и представить в ИФНС «экспортные» документы, то ей придется заплатить НДС и пени. Помимо этого ей придется представить уточненную декларацию. О том, как ее заполнить и о других связанных с этим моментах, мы расскажем в этой статье.

Возвращаемся в прошлое

«Нулевую» ставку НДС, применяемую в отношении экспортных поставок, нужно подтверждать документами, перечисленными в статье 165 НК РФ. Срок для их сбора - 180 дней с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Но не всегда экспортерам удается уложиться в этот срок. Либо какие-то документы могут отсутствовать. В таких случаях продавцу придется начислить НДС на стоимость реализованных товаров, экспорт которых не подтвержден. Причем моментом определения налоговой базы в данном случае будет считаться день отгрузки товаров (п. 9 ст. 167 НК РФ). Иными словами, у экспортера появляется обязанность уплатить НДС «задним числом» за тот период, в котором он отгрузил товары иностранному покупателю. При этом пересчет «валютной» стоимости экспортной поставки на рубли делается по курсу, действующему на дату отгрузки (п. 3 ст. 154 НК РФ). Полученную величину необходимо умножить на ставку 18 (или 10) процентов, то есть НДС будет «накручен» сверху и уплачен уже за счет экспортера.

При этом экспортер должен еще раз составить счет-фактуру. Но в нем, в отличие от «первичного» счета-фактуры будет указана сумма НДС по ставке 18 (или 10) процентов. Этот счет-фактура составляется в единственном экземпляре. Такой порядок следует из пункта 22.1 раздела II Приложения № 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

«Экспортный» раздел в уточненной декларации

Поскольку отгрузка состоялась в периоде, который уже давно прошел, то продавцу необходимо будет составить уточненную декларацию. Но прежде компания должна составить доплист к книге продаж и включить в него экспортную поставку, зарегистрировав в нем «новый» счет-фактуру, в котором указана начисленная сумма НДС. Доплист составляется к книге продаж за квартал, в котором произошла отгрузка на экспорт.

Что касается вычета, то «входной» НДС, относящийся к неподтвержденному экспорту, можно заявить в тот же момент, в котором начисляется НДС. Значит, нужно будет оформить и доплист к книге покупок за квартал, в котором произошла отгрузка на экспорт. И зарегистрировать в нем соответствующие счета-фактуры.

Данные доплиста к книге продаж и доплиста к книге покупок следует перенести в соответствующий «экспортный» раздел, а именно: раздел 6 уточненной декларации по НДС. Там указывается код операции (строка 010), налоговая база (строка 020), сумма начисленного НДС (строка 030) и сумма вычета (строка 040).

Как считать пени?

Помимо НДС экспортеру придется перечислить в бюджет пени за просрочку уплаты налога. При этом пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки, от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

А вопрос с периодом начисления пени остается спорным вот уже много лет. Налоговики считают, что расчет пени нужно начинать с 26-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошла отгрузка товара на экспорт. Однако такая позиция небесспорна, ведь если документы не собраны во 180-дневный срок, обязанность заплатить налог возникает после истечения этого срока, то есть на 181-й день. Поэтому большинство судов считают, что пени в случае неподтвержденного экспорта исчисляются со 181-го дня и до фактической уплаты налога. Вот примеры судебных решений: Постановления ФАС Центрального округа от 17.05.13 № А35-2532/2012, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу № А68-9442/2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 № 07АП-5806/2015 по делу № А45-24290/2014, ФАС Поволжского округа от 19.12.2008 по делу № А72-1940/08.

Однако следует отметить, что не все суды считают, что пени исчисляются со 181-го дня. Есть решения, вынесенные в пользу ИФНС (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 по делу № А55-21361/2012). Но подобные примеры, скорее, исключение.

Начисленный НДС на расходы?

Итак, экспортер начислил НДС на стоимость товаров, экспорт по которым не смог подтвердить в 180-дневный срок. Следующий вопрос, который волнует экспортеров: можно ли этот НДС отнести на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли?

Ответ на этот вопрос до недавнего времени был предметом спора. Контролирующие органы указывали, что начисленный с неподтвержденного экспорта НДС нельзя относить на расходы. Соответствующие разъяснения можно было увидеть в Письме Минфина РФ от 29.11.2007 № 03-03-05/258 (направлено для сведения Письмом ФНС России от 14.12.2007 № ШТ-6-03/967@). Вывод чиновники приводили такой: суммы НДС, уплаченные в связи с неподтверждением нулевой ставки, не могут быть учтены в расходах, поскольку не соответствуют условиям обоснованности согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ. А УФНС по г. Москве в Письме от 20.05.2011 № 16-15/049561@ приводило другое обоснование: в пункте 2 статьи 170 НК РФ дан исчерпывающий перечень случаев, когда допускается учет сумм НДС в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. НДС, уплаченный в случае неподтверждения экспорта товаров, в данный перечень не включен и, следовательно, не может быть учтен в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Но суды не соглашались с аргументами чиновников. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15047/12 судьи отметили, что ссылка на пункт 2 статьи 170 НК РФ в такой ситуации ошибочна. Данная норма устанавливает случаи, когда допустим учет «входного» НДС в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Следовательно, положения пункта 2 статьи 170 НК РФ не применяются в отношении НДС по реализуемым товарам, то есть «исходящего» НДС. Аналогичные выводы делали и нижестоящие суды (например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.05.2015 № Ф01-942/2015 по делу № А11-4982/2014).

И вот не так давно Минфин РФ выпустил разъяснения, в которых изменил свою позицию, ссылаясь на указанное выше Постановление Президиума ВАС РФ. В Письме от 27.07.2015 г. № 03-03-06/1/42961 ведомство признало, что начисленный с неподтвержденного экспорта НДС компания может включить в расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Однако хотим заметить, что относить на расходы исчисленную сумму НДС целесообразно только в том случае, если компания-экспортер впоследствии не будет подтверждать нулевую ставку НДС по данной поставке.

Впоследствии документы собраны

Уплатив НДС и пени, экспортер может впоследствии собрать все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки. Что в этом случае произойдет с ранее исчисленным НДС?

Компания сможет вернуть его из бюджета. Такая возможность следует из пункта 10 статьи 171 НК РФ, согласно которому сумма налога, исчисленная с неподтвержденного экспорта, подлежит вычету. При этом вычет производится на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по нулевой ставке (п. 3 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС может быть принят к вычету после того, как будет собран полный пакет подтверждающих документов.

При этом в последний день квартала, в котором завершился сбор документов, он должен зарегистрировать в книге продаж «нулевой» счет-фактуру, выставленный им в адрес покупателя на дату отгрузки. А в книге покупок должен отразить счет-фактуру, составленный и зарегистрированный ранее в доплисте книги продаж за период, в котором была произведена отгрузка (п. 23.1 Правил ведения книги покупок).

Далее в декларации по НДС следует заполнить раздел 4. Сумму НДС, ранее исчисленную с неподтвержденного экспорта, нужно указать в строке 040 раздела 4 в декларации по НДС за квартал, в котором собраны все документы. Те вычеты, которые относились к неподтвержденному экспорту и указывались ранее в строке 040 раздела 6, нужно восстановить и отразить в строке 050 раздела 4 декларации. Одновременно эта же сумма подлежит отражению в строке 030 раздела 4, в составе налогового вычета.

В отличие от налога, пени, уплаченные в связи с непредставлением в установленный срок подтверждающих документов, вернуть не получится. Ведь это не предусмотрено налоговым законодательством. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина России от 24.09.2004 № 03-04-08/73).

Налоговое законодательство с каждым годом становится все демократичнее. Так, с 01.10.2015 предоставлена преференция экспортерам, собирающим документы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. Теперь вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов в инспекцию достаточно представить реестры документов в электронном виде через операторов электронного документооборота. Как же это сделать на практике? Для ответа на вопрос мы использовали нормативные акты и недавно вышедшие разъяснения чиновников.

Начнем с норм закона

Оказывается, что и до 01.10.2015 в Налоговом кодексе преду­сматривалась возможность представления реестров , содержащих сведения о вывезенных товарах, взамен таможенных деклараций (их копий) (абз. 9 - 11пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Однако подзаконный акт, принятый во исполнение данной нормы (Приказ Минфина России от 21.05.2010 № 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций»), оказался сырым. Порядок, представленный в приказе, не содержал конкретного перечня сведений, подлежащих отражению в реестрах. К тому же отсутствовали сами формы этих реестров, ведь их разработка и утверждение финансовым ведомством указанными нормами ст. 165 НК РФ не были предусмотрены (см. письма Минфина России от 30.10.2012 № 03‑07‑08/308, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

В результате упомянутый подзаконный акт просуществовал недолго (с 24.09.2010 по 30.09.2015). Приказом Минфина России от 25.05.2015 № 82н он признан утратившим силу 1 октября 2015 года. С той же даты перестали действовать абз. 9 - 11 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. А положения, содержащиеся в данных абзацах (в обновленном виде), перенесены в новые пункты указанной статьи - 15 и 16. Эти изменения внесены в гл. 21 Федеральным законом от 29.12.2014 № 52‑ФЗ. Обратимся к данным нормам.

В пункте 15 ст. 165 НК РФ приведен перечень реестров документов в зависимости от вида совершаемых экспортных операций. Для наглядности обобщим информацию в виде схемы по иному признаку, а именно по видам документов, которые можно заменить их реестрами.

Для подтверждения нулевой ставки

Читатель может заметить, что «электронные» реестры заменяют не все документы, которые следует представить для подтверждения применения нулевой ставки НДС. В частности, контракт с иностранной компанией на поставку товара (как и раньше) нужно представлять не в виде реестра, а традиционно - пояснено в п. 19 ст. 165 НК РФ .

В норме указано, что контракты (договоры) могут быть представлены экспортером в налоговую инспекцию одним из следующих способов:

Важно понимать, что представление реестров не избавляет налогоплательщика от подачи в налоговый орган самих документов. Перечень случаев, когда налоговый орган имеет право истребовать документы, сведения из которых включены в реестры, установлен п. 15 ст. 165 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03‑07‑08/21596).

В частности, инспекторы в ходе камеральной проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 5.1, 6, 6.1, документы, сведения из которых включены в реестры. Для исполнения данного предписания установлен ограничительный срок - в течение 20 календарных дней с даты получения экспортером требования налогового органа.

Кроме того, проверяющие вправе запросить нужные документы при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов (об информационном обмене между ведомствами скажем чуть позже), данным, содержащимся в «электронных» реестрах налогоплательщика, а также документы, сведения из которых таможенники представлять не должны.

Если экспортер не исполнил требование инспекции (полностью или частично), обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

Следующий пункт (п. 16) предписывает ФНС (а не Минфину) разработать и утвердить подзаконные акты, устанавливающие формы и правила заполнения «электронных» реестров, а также форматы и порядок их представления в налоговый орган. И надо сказать, что налоговики с этим справились, утвердив «жизнеспособные» приказы по практическому формированию и отправке реестров.

Обратим внимание еще на два новых пункта ст. 165 НК РФ - 17 и 18 , вступивших в силу 01.10.2015. Первый пункт обязывает таможенников передавать налоговикам сведения по экспортным операциям в электронной форме, второй - разработать указанным ведомствам совместно перечень сведений, форматы и порядок электронного взаимодействия. Цель данных нововведений - осуществление налоговыми органами проверки обоснованности применения экспортерами налоговой ставки 0% и налоговых вычетов без дополнительного истребования у последних соответствующих документов (что возможно, если сведения из реестров не расходятся с информацией, переданной таможенниками).

Пока подзаконные акты не утверждены, остаются действующими общие документы, в частности Соглашение о сотрудничестве ФТС России № 01-69/1, ФНС России № ММ-27-2/1 от 21.01.2010. Оно в большей степени направлено на обмен информацией между таможенниками и налоговиками о действиях участников внешнеэкономической деятельности в целом. Полагаем, что взаимодействие ведомств будет полезно в частной ситуации, например при обмене сведениями об экспортных операциях в целях контроля за применением ставки 0%.

Продолжим положениями подзаконных актов

В нашем распоряжении оказались два документа, принятые во исполнение норм ст. 165 НК РФ.

Во-первых, это Приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее - Приказ № ММВ-7-15/427), которым утверждены формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме.

Во-вторых, это Приказ ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@, внедривший пилотный проект по приему от налогоплательщиков в электронной форме реестров сведений из документов, представляемых в обоснование применения ставки 0% по экспортным операциям, и по обработке данных реестров в информационной системе налоговых органов.

Второй документ отличается от первого тем, что он предназначен не для всех, а только для участников пилотного проекта. Это семь компаний-экспортеров, с которыми налоговики налаживают «электронное» взаимодействие по подтверждению нулевой ставки (см. приложение 8 к приказу).

А чтобы было меньше вопросов, в пилотном проекте предусмотрены всего два реестра, передаваемых в налоговые органы по ТКС. Это реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов и реестр перевозочных документов для железнодорожного транспорта.

Однако в рамках статьи обратим внимание все же на более общий и универсальный документ - Приказ № ММВ-7-15/427. Им утверждены 14 реестров сведений по различным видам и сочетаниям подтверждающих нулевую ставку документов. Для сравнения: в п. 15 ст. 165 НК РФ изначально выделено всего восемь видов «электронных» реестров. Увеличение их количества объясняется тем, что в НК РФ не могут быть учтены все ситуации, что как раз можно сделать в подзаконном акте. В нем, кстати, не только представлены реестры, но и даны указания по их заполнению.

Полагаем, нет смысла пересказывать содержание каждого реестра и порядок их заполнения. Скажем о том, что должно быть во всех из них: информация о размере налоговой базы, к которой экспортером применяется нулевая ставка НДС. На это обращено внимание в п. 16 ст. 165 НК РФ. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в «электронном» реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

В отличие от реестров, в декларации по НДС налоговая база указывается «котловым» методом по всем операциям за налоговый период. При этом отдельно выделяется налоговая база по подтвержденному и неподтвержденному экспорту (см. разд. 4, 6 декларации). В итоге данные о налоговой базе по всем отправленным в инспекцию реестрам должны соответствовать информации, отраженной в декларации за соответствующий период.

Немаловажным является порядок представления «экспортных» реестров. Это нужно сделать по форматам, утвержденным Приказом № ММВ-7-15/427, не забыв подписать реестры усиленной квалифицированной электронной подписью.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки экспортером по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи).

К сведению

«Экспортные» реестры в электронном формате должны быть представлены в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны либо со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под указанные таможенные процедуры (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Реестр сведений, подтверждающий экспортные операции, не будет считаться принятым налоговым органом, если:

  • не соответствует утвержденному формату;
  • отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись налогоплательщика;
  • направлен в налоговый орган, в компетенцию которого не входит проверка реестров (ошибочное направление).
При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику.

При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру направления реестра.

Пожалуй, это основное, что нужно знать о приказах налоговиков, посвященных практическому подтверждению применения нулевой ставки «электронными» реестрами.

Закончим разъяснениями чиновников

Обратимся к Письму ФНС России от 04.02.2016 № ЕД-4-15/1636. Его плюс в том, что налоговики дают не абстрактные советы по применению норм налогового законодательства и принятых в их исполнение нормативных актов, а практические рекомендации с объяснением того, каких именно «электронных» реестров экспортеров касается то или иное указание.

По общему правилу до недавнего времени налогоплательщик-экспортер обязан был подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС документами на бумажном носителе, перечень которых установлен п. 1 ст. 165 НК РФ.

Благодаря поправкам в закон вместо этих документов он получил возможность представить в налоговый орган «электронный» реестр таможенных деклараций - реестр № 1 плюс «бумажные» внешнеэкономический контракт и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов. Либо взамен всех перечисленных документов экспортер может направить налоговикам «электронный» реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов - реестр № 5 плюс контракт с иностранным партнером на бумаге.

То есть ФНС дает бухгалтеру право выбора одного из трех вариантов подтверждения нулевой ставки, окончательное решение - за налогоплательщиком. При этом формат отправки сведений в электронном виде ему выбирать не нужно. Для этих целей налоговики советуют воспользоваться описью документов, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

В рассматриваемом письме налоговики также напомнили, что проверяющие на местах вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры № 1 или 5. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, в том числе содержать отметки российского таможенного органа, подтверждающие совершение экспортной операции.

В случае непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых включены в названные «электронные» реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Если же документы не в порядке (например, не содержат отметки таможенных органов), то, полагаем, подтверждение экспортной ставки будет также под большим вопросом.

Еще одно разъяснение ФНС - Письмо от 01.02.2016 № ЕД-4-15/1347, которое касается подтверждения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок пассажиров и багажа. Их особенность заключается в том, что маршрут следования может быть сложным, состоящим из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки. Налоговики напомнили, что экспортер может представить в инспекцию в электронной форме реестр перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 6 и 6.1 ст. 165 НК РФ, вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

Приложением 29 к Приказу № ММВ-7-15/427 утвержден формат представления реестра перевозочных документов в электронной форме. В сведениях по перевозочному документу (таблица 5.4 приложения) предусмотрено поле для указания маршрута. В нем по одному такому документу допускается отражать несколько пунктов отправления и назначения одного сложного маршрута.

Если оказание услуги по перевозке в части сложного маршрута приходится на стык налоговых периодов, то номер перевозочного документа указывается в реестре за тот налоговый период, к которому относится соответствующая часть сложного маршрута.

В дополнение к этому ФНС сообщила, что в «электронном» реестре перевозочных документов предусмотрено поле «Примечание». В нем можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период (как на последующий, так и на предыдущий).

Обратим внимание на Письмо ФНС России от 25.01.2016 № ЕД-4-15/887@. Оно в большей степени дублирует первое из рассмотренных разъяснений. Плюс к этому в нем сказано, что форматом описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, предусмотрено представление в виде скан-образа контракта (копии контракта) с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Согласитесь, удобно отправлять по каналам связи все документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%.

А еще оказывается, что ФНС разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения указанных выше реестров, которое размещено на ее сайте . По вопросам сопровождения и обновления другого программного обеспечения, в том числе в части формирования реестров, налоговики призывают экспортеров обращаться на горячую линию разработчика данного бухгалтерского программного обеспечения.

Есть еще одно разъяснение чиновников по обозначенной теме - Письмо ФНС России от 06.08.2015 № СД-4-15/13789. Хотя это письмо выпущено до вступления в силу положений п. 15 и 16 ст. 165 НК РФ, его смело можно применять в настоящее время (поскольку в нем даны комментарии по применению указанных норм). Речь идет о реализации товаров на экспорт. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налоговикам представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России.

В электронном реестре таможенных деклараций, разумеется, таких отметок нет. Но если ревизоры в ходе камеральной проверки истребуют копии таможенных деклараций, на них должны быть проставлены отметки российских таможенных органов. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ, что даст налоговикам право направить повторный запрос на представление правильного документа.

К сведению

Таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места убытия грузов с таможенной территории РФ, оформляют решение на их вывоз автомобильным и железнодорожным транспортом путем проставления штампа «Вывоз разрешен», подписи должностного лица таможни с отражением даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати указанного лица (п. 3 Приказа ФТС России от 18.12.2006 № 1327).

Итак, уже сейчас можно подтверждать применение нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота налогоплательщиков-экспортеров с налоговыми органами. Приняты не только подзаконные акты, регламентирующие эту процедуру, но и запущен пилотный проект, благодаря которому ряд налогоплательщиков «обкатывает» подтверждение экспортных операций посредством отправки «электронных» реестров. А это означает, что в ближайшем будущем может существенно сократиться документооборот между проверяемыми и проверяющими. По крайней мере, чиновники так считают. Экспортеры начинают внедрять реестры документов в жизнь. Остается надеяться, что также будет надлежащим образом организован обмен информацией между налоговиками и таможенниками, что позволить упростить налоговое администрирование в отношении экспортеров.

Правда, не в электронном виде, а на бумажном носителе.

Данная норма введена в ст. 165 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 323‑ФЗ. Начало ее действия - 01.01.2016.

Эти пункты введены в ст. 165 НК РФ Федеральным законом № 452‑ФЗ.

Утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Приложение 1 к Приказу № ММВ-7-15/427.

Приложение 5 к Приказу № ММВ-7-15/427.

Адрес размещения программного обеспечения - www.nalog.ru/rn77/program/all/nal_ul.

В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка НДС может применяться в следующих случаях: по экспортируемым товарам, по услугам международной перевозки, при реализации иных товаров, работ, услуг, указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в пассажирских перевозках, при продаже товаров, работ, услуг в области космической деятельности, при реализации драгоценных металлов и прочим операциям. Рассмотрим отдельные случаи применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров и международной перевозке.

Нулевая ставка НДС при экспорте товаров

Нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров, а также при помещении продукции под процедуру свободной таможенной зоны. В связи со вступлением в силу закона от 30 мая 2016 года № 150-ФЗ с 1 июля 2016 года произошли значимые изменения в законодательстве. Экспортерам дана возможность получить вычет НДС в ускоренном порядке. Для продажи сырьевых товаров данные изменения не применимы. К сырьевой продукции в соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 165 НК РФ относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные и недрагоценные металлы и изделия из них. Соответственно, НДС по входящим документам при реализации на экспорт прочей продукции, которая по определению не относится к сырьевым товарам, можно учитывать в обычном порядке по товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые приняты к учету с 1 июля 2016 года.

Таким образом, порядок по подтверждению экспорта претерпел изменения в части отсутствия обязанности восстановления НДС с 1 июля 2016 года. Однако прочий порядок в части сбора, сроков и порядка подтверждения экспорта, а также учет операций по товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые приняты к учету до 1 июля 2016 года, остался прежним.

Передача документов при экспорте в ЕАЭС

Как и ранее, в случае экспорта в страны, входящие в Евразийский союз, в инспекцию необходимо представить следующие документы: договор, документ на реализацию (обычно применяется форма накладной ТОРГ-12), транспортные документы, заявление об уплате косвенных налогов. При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ срок для сбора и представления документов составляет 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта. Документы необходимо передать одновременно с декларацией по НДС за квартал, в котором бумаги полностью собраны, но не позднее квартала, в котором истекает срок в 180 дней. В случае экспорта в иные страны также необходимо предоставить документы в аналогичный срок: договор, таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, транспортные документы.

Подтверждение нулевой ставки НДС по экспорту

Для подтверждения нулевой ставки НДС по экспорту предусмотрена возможность отправки вместо таможенных деклараций и иных бумаг, подтверждающих экспорт товара: реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий самих деклараций и реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, вместо копий указанных бумаг.

Реестры представляются только в электронном формате в установленной форме. Если пропустить определенный в НК срок, то налогоплательщик будет обязан применить к указанным операциям ставку 10 или 18 процентов в порядке, установленном для операций по реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке. В декларации по НДС сумма документально подтвержденного экспорта по нулевой ставке НДС в текущем квартале должна быть отражена в разделе 4 декларации. Также в этом разделе отражается сумма входящего НДС, приходящегося на долю экспортной реализации, которая принимается к вычету в текущем квартале. Как было указано выше, вместе с декларацией в налоговый орган должны быть отправлены документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС. В книге продаж реализация услуг на экспорт должна быть отражена в столбце 16 с кодом вида операции 01.

Оказание услуг по международной перевозке

В случае оказания услуг по международной перевозке в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ международные перевозки также облагаются по нулевой ставке НДС. При этом международной признается перевозка, по которой пункт прибытия/выбытия находится за пределами территории России. В случае международных перевозок необходимо учитывать некоторые особенности. Так, договором должно быть предусмотрено прямое оказание отдельного вида услуг по международной перевозке, т. е. эти услуги не должны быть указаны в качестве дополнительного вида услуг по основному договору поставки и т. п. Кроме того, организации, оказывающие услуги международной перевозки, должны использовать нулевую ставку НДС независимо от количества компаний и подрядных организаций, оказывающих услуги перевозки. Нулевая ставка НДС будет действовать даже в том случае, если услуги оказаны с использованием нескольких видов транспорта.

Спор в арбитраже

Стоит отметить, что все чаще встречается требование о необоснованном применении ставки 18 процентов вместо применения нулевой ставки НДС. Можно предположить, что это связано с увеличением необоснованных вычетов по НДС. Например, в соответствии с недавним спором и вынесенным по нему постановлением АС Дальневосточного округа от 4 октября 2016 года по делу № А51-1939/2015 возникла неоднозначная ситуация по порядку применения нулевой ставки НДС. Компания ООО «ГЕО Альянс» оказывала транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки грузов из Китая и Таиланда в Россию. Для оказания услуг компания привлекала подрядчиков. В соответствии с представленными документами фирмы, полученными от поставщиков-экспедиторов, все маршруты перевозок были разделены на международную перевозку и внутреннюю.

Обратите внимание

Стоит отметить, что все чаще встречается требование о необоснованном применении ставки 18 процентов вместо применения нулевой ставки НДС. Можно предположить, что это связано с увеличением необоснованных вычетов по НДС.

Спор возник в связи с тем, что, по мнению ревизоров, услуги контрагентов по перемещению импортируемых грузов являются неотъемлемой частью единого процесса транспортировки продукции в рамках международной перевозки.

По итогам повторного рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции было вынесено решение о том, что «судом первой инстанции правомерно поддержана правильность позиции инспекции, которая пришла к обоснованным выводам о том, что услуги, оказанные российскими организациями-экспедиторами, в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового Кодекса, подлежат налогообложению по ставке 0 процентов и что налогоплательщик неправомерно применил налоговый вычет по ставке 18 процентов» (постановление АС Дальневосточного округа от 4 октября 2016 г. по делу № А51-1939/2015).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook