Передний или полный привод. Что лучше? Разговор о кроссоверах и паркетниках. Нужен ли вам полный привод

Уходящей зимой Москву завалили рекордные снегопады. Коммунальные службы не могли быстро справиться с последствиями ненастья: дороги подолгу не расчищались, во дворах скопились кучи снега, парковочные места стали малодоступными. Город не встал, но в эти дни намного увереннее себя чувствовали владельцы полноприводных автомобилей.

В момент, когда Москва боролась с последствиями снегопадов века, корреспондент сайт отправился в заполярную Лапландию, где увидел примерно те же зимние проблемы. А заодно узнал много нового о возможностях полноприводных автомобилей не только в привычных городских условиях, но и на подготовленном ледяном треке.

Полный привод бывает до миллиона

На рынке появляется все больше доступных машин, оснащенных приводом на все колеса. С развитием сегмента недорогих компакт-кроссоверов стало возможным купить полноприводный автомобиль дешевле 1 млн рублей. Типичный примерRenault Duster 4x4, который доступен за 780 тыс. рублей. Символически дешевле миллиона продается полноприводная Hyundai Creta. Цена на полноприводные автомобили небюджетного сегмента немного выше. Например, Skoda Yeti стоит уже 1,4 млн рублей.

Доплата за полный привод на легковых автомобилях массового сегмента тоже сравнительно невелика. Например, разница в цене между передне- и полноприводным универсалом Skoda Octavia 1.8 TSI составляет 48 тыс. руб. — 2,5% общей стоимости автомобиля.

Производители легковушек массовых брендов игнорируют идею полноприводных модификаций, поскольку это влечет дополнительные затраты на разработку на фоне сравнительно небольшого спроса. Последним доступным автомобилем такого сегмента был седан Suzuki SX4, а сейчас в сегменте легковых моделей сегментов B и C осталась единственная модель гольф-сегмента с полным приводом — Skoda Octavia. Среди седанов и универсалов более высокого сегмента полный привод есть только у Skoda Superb. Все остальные легковые полноприводники относятся уже к премиальному сегменту.


Электроника сама знает, как лучше

Все современные полноприводники оснащаются электронно-управляемыми муфтами, которые самостоятельно распределяют момент между осями и делают это эффективно и быстро. Тяга постоянно перераспределяется даже на твердом покрытии в зависимости от режима езды. Например, при старте часть момент заранее уходит на задние колеса. Перераспределяется тяга и в поворотах, чтобы обеспечить оптимальное сцепление. А при спокойной езде по прямой задняя ось, как правило, отключается для экономии топлива.

Если в автомобиле есть селектор режимов работы, то алгоритм трансмиссионной электроники учитывает и его. Например, в экономичном режиме электроника делает машину переднеприводной в большинстве ситуаций, а в спортивном, напротив, может отдавать больше тяги задней оси, чтобы наделить автомобиль азартной избыточной поворачиваемостью. Наконец, при включении специальных внедорожных режимов электроника учитывает особенности движения по бездорожью, позволяя машине немного побуксовать, либо, напротив, сильно ограничивая тягу.


Кроме того, электронике муфты помогает и система курсовой устойчивости, которая способна подтормаживать буксующие колеса, имитируя «блокировку» дифференциала, и незаметно вмешиваться при прохождении поворотов, чтобы создать нужный вращающий момент. Вмешательства электроники водитель в большинстве случаев не замечает, а отключение помощников чаще всего приводит к дестабилизации машины в сложных дорожных условиях.

Полноприводная машина тормозит не лучше моноприводной

Уверенность, с которой полноприводные автомобили ускоряются на скользком покрытии, проходят повороты и выбираются из снежных завалов, рождает у водителей чувство вседозволенности и превосходства над окружающими. Однако полноприводная машина точно так же стоит на четырех колесах и имеет тот же коэффициент сцепления с дорожным полотном.


Остановить ее на скользком покрытии так же трудно, как и моноприводную, а беспроблемный разгон чреват ездой на скоростях, не соответствующих дорожным условиям. Поверив в силу полного привода, нетрудно потерять контроль над машиной и вылететь с дороги. По тем же причинам нельзя пренебрегать своевременной заменой резины по сезону и в зависимости от износа.

На полном приводе можно ездить боком

Разговоры о непредсказуемости полного привода давно не актуальны. Водитель, привыкший к повадкам переднеприводного автомобиля, легко освоится с полноприводным. Основные принципы езды на скользком покрытии те же. При избыточных углах поворота руля и большой скорости входа в поворот машина выскользнет наружу виража. Полный привод так же легко уходит в занос при сбросе «газа» в повороте и стабилизируется под тягой.

Сегмент кроссоверов в России растет не первый год. А на что есть спрос, на то растет и цена. Так, может, мы переплачиваем за кроссовер? Не выгоднее ли приобрести автомобиль с другим типом кузова? Покупатели кроссоверов среди основных причин для покупки называют высокую посадку, большой дорожный просвет и стильную внешность паркетника. А еще очень часто они называют эти автомобили «джипами». Но внедорожные качества у большинства кроссоверов посредственные.

Полный привод

Впрочем, подавляющему большинству автовладельцев серьезные внедорожные возможности машин не нужны. По данным производителей, даже большие внедорожники съезжают с асфальта всего лишь пару раз в год. Что уж говорить о премиальных кроссоверах вроде BMW X5 или Porsche Cayenne - их владельцы если и съезжают с асфальта, то только на обочину. Тем не менее, доля продаж полноприводных автомобилей в сегменте SUV, по информации агентства «Автостат», в первом квартале 2016 года составляла 78,5%. Оставшиеся 21,5% пришлись, как вы понимаете, на моноприводные кроссоверы. Причем их доля в последнее время уменьшается: в 2015 году этот показатель составлял 22,2%, а в 2014-м - 23,1%.

А вот в период с 2007 по 2013 год, по данным того же агентства, продажи моноприводников, наоборот, росли. И довольно существенно - с 7,1% до 22,4%. Этому есть объяснение. Тогда в Россию активно приходили китайские бренды, а они делали и продолжают делать ставку на переднеприводные SUV - вспомнить хотя бы . В сегменте компактных кроссоверов это обычная практика. Скажем, 85% покупателей Nissan Juke выбирали именно переднеприводный вариант. Да и львиная доля продаж такого популярного кроссовера, как Opel Mokka, тоже приходилась на моноприводные версии.

Рост доли полного привода в последующие годы можно объяснить, во-первых, резкой девальвацией рубля, когда население в спешке стало тратить деньги на покупку недвижимости и машин подороже. А во-вторых - выводом на рынок сразу нескольких популярных среднеразмерных кроссоверов: вот их-то предпочитают покупать именно в полноприводном исполнении. Скажем, в 2015 году появились , новое поколение Hyundai Tucson и соплатформенного Kia Sportage. Обновилась и Toyota RAV4. Однако в российском представительстве Тойоты заявили, что от переднего привода отказываться не планируют.

Действительно, часть покупателей, которая распробовала монопривод, уже не гонится за колесной формулой 4х4.

Спрос на моноприводные кроссоверы был и будет, хотя бы потому, что на покупке такой версии можно сэкономить. Скажем, переднеприводная с двухлитровым мотором в 146 сил и вариатором (1 536 000 руб.) на 99 000 рублей дешевле такой же Тойоты, только полноприводной (1 635 000 руб.).

И если покупатель не намерен покорять бездорожье и передвигается только по городу, полный привод ему попросту не нужен. К тому же автомобиль со всеми ведущими будет тратить больше топлива в сравнении с аналогичной моноприводной модификацией при прочих равных.

Понимают это и производители, а потому в большинстве случаев предлагают доступную альтернативу полноприводным SUV. В результате на рынке появился целый пласт недокроссоверов, у которых вовсе нет модификации с приводом на все колеса. К ним примкнули и .

Дорожный просвет

Не считая обвеса из черного матового пластика, на котором менее заметны сколы и царапины, полученные при езде по пересеченной местности, такие машины напрочь лишены внедорожных качеств. Зато они дешевы (цена Sandero Stepway начинается от 599 900 рублей), обладают внушительным дорожным просветом, что позволяет им уверенно ехать по грунтовке, и при этом не уступают в комфорте обычным легковушкам. Даже АВТОВАЗ пытается держаться в тренде, предложив псевдокроссовер XRAY (от 549 900 руб.) и лифтованные универсалы - Lada Kalina Cross (465 800 руб.) и Lada Largus Cross (от 664 900 руб.). Cross-версии тольяттинских универсалов вполне могут стать альтернативой полноприводному SUV, если ездить по городу и на дачу. А полезного груза перевезут много больше. Кроме того, на подходе еще более вместительная .

У седанов из Тольятти дорожный просвет тоже не маленький. По этому показателю они могут посоперничать с большинством кроссоверов.

Так что перед тем как покупать кроссовер, можно рассмотреть альтернативу в виде более дешевых лифтованных хэтчбеков и седанов.

Вместительность

Если ездите преимущественно по городу и на дачу, можно рассмотреть и такой тип кузова, как лифтбек.

Хочется большой багажник, хороший дорожный просвет и полный привод? Например, компания Skoda предлагает универсалы и . Безусловно, они дороже большинства кроссоверов, потому скорее подойдут как альтернатива представителям SUV премиум-сегмента.

Так что в итоге? Для сравнения мы собрали в одной таблице данные по самым популярным моделям на рынке. Зная, какими качествами должен обладать ваш личный автомобиль, то есть какой дорожный просвет, объем багажника и тип привода действительно необходимы, вы можете подобрать для себя оптимальный вариант. А теперь взгляните на правый столбец - представляете, сколько можно сэкономить?

Название модели

Позиционирование на рынке

Привод

Силовой агрегат

Дорожный просвет, мм (в скобках замеры ЗР)

Объем багажника, л (в скобках замеры ЗР)

Цена от, руб.

Кроссовер

Передний

2 л (146 л.с.), М6

Кроссовер

2 л (149 л.с.), М6

Кроссовер

1,6 (123 л.с.), М6

Кроссовер

Передний

1,6 (123 л.с.), М6

Седан B-класса

Передний

1,6 (123 л.с.), М6

Кроссовер

2 л (143 л.с.), М6

Кроссовер

Передний

1,6 л (114 л.с.), M5

Седан B-класса

Передний

1,6 (82 л.с.), М5

Renault Sandero Stepway

Лифтованный хэтчбек B-класса

Передний

1,6 (82 л.с.), М5

Кроссовер

Передний

1,5 (106 л.с.), М5

Lada Largus Cross

Лифтованный универсал (B+)

Передний

1,6 (102 л.с.), М5

Лифтбек B-класса

Передний

1,6 (90 л.с.), М5

Хэтчбек B-класса

Передний

1,6 (87 л.с.), М5

Седан B-класса

Передний

1,6 (90 л.с.), М5

* По защите двигателя;
**
АВТОВАЗ указывает дорожный просвет при полной нагрузке;

*** В пятиместном исполнении.
Безусловно, на выбор автомобиля при покупке влияет множество нюансов: например, нужна ли вам автоматическая коробка передач и какого типа автомат предпочесть. Важен и уровень оснащения, комфорта и т. д. Все так. Мы же хотели обратить внимание именно на имидж кроссоверов, созданный преимущественно маркетологами. В сравнении с реальностью он, мягко говоря, искажен.

Другими словами, выбирая кроссовер, не думайте, что вам априори достанутся вместительный салон и завидная геометрическая проходимость. По этим показателям альтернатив кроссоверу предостаточно. В большинстве случаев они еще и дешевле. Можно выбрать седаны, лифтованные хэтчбеки или универсалы. Последние наименее популярны у угонщиков, а значит, можно сэкономить и на покупке страхового полиса. Да и в обслуживании (к примеру, мойка кузова) все перечисленные варианты, как правило, обходятся дешевле кроссоверов.

В последнее время кроссоверы все больше набирают своей популярности, и пользуются постоянным спросом среди потребителей.

В чем весь секрет? И как выбрать правильный кроссовер с необходимым оснащением? Попробуем ответить на эти вопросы.

Логика рассуждений при выборе правильного оснащения

Кроссовер по своей комплекции можно отнести к легкому внедорожнику. В одном только автомобиле сочетаются все потребительские качества автомобиля: от большого клиренса до полноприводной системы. Используя большой клиренс, кроссовер может запросто заехать на самые высокие бордюры, а используя полноприводную систему можно легко выезжать из самых сложных сугробов.

У каждого кроссовера есть свои особенности, некоторые потребители выбирают высокий клиренс, некоторые привод, а кто-то просторный салон. Как сделать правильный выбор? Кроссоверы могут быть с подключаемой передней или задней осью, или могут идти с постоянным полным приводом. Для того чтобы ориентироваться в такой системе, необходимо рассмотреть какие есть кроссоверы с постоянным полным приводом.

Китайский поставщик GreatWall предложил кроссоверы с полным приводом, среди них можно отметить Chevrolet Niva в ценовой категории 459000-55700 рублей и кроссовер Lada 4×4 c ценой от 354000 рублей. Эти автомобили независимо от года выпуска всегда пользуются широкой популярностью у потребителей, с постоянно подключенным полным приводом и одинаковым распределением крутящего момента колес на все оси кроссовера.

Все полноприводные кроссоверы нуждаются в хороших навыках вождения и понимании работы автомобиля. Все автомобили практически идут с независимой задней подвеской типа MCPherson. Эта особенность необходима, для того, чтобы в полной мере ощущать свойства автомобиля.

Обычно когда автолюбитель собирается покупать кроссовер, то он обращает внимание на полноприводные кроссоверы с большим клиренсом. В таких авто отсутствует блокировка дифференциала и понижение в передачах трансмиссии. Такой кроссовер отлично подходит для комфортной езды в зимнее время, а для дорог в теплое время года он будет радовать своей ровной ездой. Большой клиренс не влияет на ценовую категорию автомобиля, ведь в основном все обращают внимание на компактность модели и на её динамичность. В основном данные кроссоверы встречаются не на бездорожье, а на обычном шоссе, что также исключает выбор кроссовера именно с высоким клиренсом.

В список самых популярных кроссоверов с большим клиренсом входит: Opel Moka (с клиренсом 19см), Chevrolet Tracker (с клиренсом 15,9см) — о нем мы довольно подробно узнали из , Nissan Juke Nismo (с клиренсом 18см), Toyota RAV4 (с клиренсом 19,7см), Infiniti JX (с клиренсом 18,7см), Subaru Forester (с клиренсом 21,5см), Volvo XC60 (с клиренсом 23см) и Range Rover E-Voque (с клиренсом 21,5см). Кроссовер Range Rover E-Voque считается самым лучшим в своем классе по проходимости.

Кроссоверы навряд ли можно назвать настоящими внедорожниками, так как дорожный просвет у внедорожников составляет 30 см, однако возможностей у них меньше, нежели у кроссоверов. В зависимости от комплектации автомобиля будет меняться их дорожный просвет. В основном если модель относится к микрокроссоверам (модель Chevrolet Tracker), то и просвет будет здесь меньше. Микрокроссоверы благодаря своей компактной комплектации часто относят к автомобилям типу седан. Главная причина которая отличает кроссоверы от внедорожников, это комфортная езда первых на городской местности и легкому бездорожью.

Кроссоверы с подключаемым полным приводом

Если же привод подключается через муфту, в таком случае агрегаты называются – кроссоверы с подключаемым полным приводом. То есть, муфта подключает вторую ось в зависимости от того, как прокручиваются колеса от не подключаемой оси. Такой тип привода можно по праву отнести к интеллектуальному типу. Обычно вторая ось автоматически подключается в зависимости от типа дороги: дорога/бездорожье. Если же использовать полный привод на нехарактерной дороге, то можно повредить механизмы в машине.

Поэтому на вопрос «Нужен ли кроссоверу полный привод?» можно ответить таким образом: «Нужен, если транспорт имеет дело с постоянным бездорожьем, и постоянными сложными ситуациями на дороге, плохими погодными условиями, сугробами и грязью. Если же кроссовер большую часть времени проводить на дорожной трассе, лучше использовать одноприводный авто, чаще всего с задней частью оси. Идеальным вариантом будет покупка автомобиля кроссовера с подключаемым полным приводом».

Среди заднеприводных автомобилей с подключаемым передним приводом можно выделить такие популярные кроссоверы: Suzuki Jimny суммой 746000 рублей, УАЗ Patriot и УАЗ Hunter суммой 529000 рублей и 454000 рублей. Также кроссоверы HoverM2, HoverH3, HoverH5, HoverH6 от 549000 рублей до 749000 рублей.

Яркий пример переднеприводных кроссоверов с подключаемым задним приводом с помощью муфты это: Renault Duster на сумму 541000 рублей, Chery Tiggo суммой 619000 рублей и Suzuki SX4 Classic суммой 729000 рублей.

Исключая полный привод для внедорожников, появляются одноприводные автомобили, в основном с передним приводом, которые называются кроссоверами для использования в городской местности. Данные кроссоверы имеют значительно ниже цену, нежели полноприводные родственники. Переднеприводные кроссоверы будут отлично вести себя на бездорожье, нежели заднеприводные. Ведущая ось таких автомобилей всегда находится под нагрузкой, так как двигатель постоянно весит сверху, делая лучшее сцепление с дорожным покрытием. С помощью вращения колес рулем, можно легко маневрировать в любых ситуациях на дороге.

Формирование цен на кроссоверы

Обычно переднеприводные кроссоверы получаются с упрощенной версии полноприводного агрегата. Для ознакомления с ценами такой системы управления, предлагается просмотреть переднеприводные кроссоверы обзор:

  • Suzuki SX4 New стоимость 779 000 — 1 019 000 рублей;
  • Nissan Qashqai стоимость 789 000 — 1 096 000 рублей;
  • Nissan Qashqai +2 стоимость 844000-1049500 рублей;
  • Citoren C4 Aircross стоимость 849 000 – 1 124 000 рублей;
  • Kia Sportage стоимость 889 900 – 1 049 900 рублей;
  • Hyundai ix35 стоимость 899000 – 1 144 900 рублей;
  • Mitsubishi Outlander стоимость 969 000 – 1 249 990 рублей;
  • Peugeot 4007 стоимость 989 000 – 1 074 000 рублей.

В основном цена на автомобили зависит от того, будет ли комплектация с полным приводом или нет, какой дорожный просвет установлен в кроссовере, какого типа подвеска передняя и задняя типа McPherson (в основном полузависимая), какие тормоза задней и передней оси. Как правило, в переднеприводных кроссоверах дорожный просвет составляет не меньше 175 мм, колесная база 2,5-2,6 м. Они могут легко проходить бордюр и ямы на грунтовке, что делает их незаменимыми в выборе для россиян.

Переднеприводные кроссоверы имеют внутренности малого или среднемощного бензинового двигателя. Кроссоверы идут с одним двигателем, только некоторые модели используют два варианта сразу. Некоторые модели переднеприводных кроссоверов типа Kia Soul идут с дизельным двигателем, только ценовая политика выходит за пределы бюджетных автомобилей.

Благодаря тому, что автомобиль оснащается одним приводом, он расходует топливо в 2-3 раза меньше, чем полноприводный кроссовер. Большинство кроссоверов идут с механической коробкой передач, автоматическая коробка переключения передач не входит в категорию 750000 рублей. В основном в Европе наоборот выбирают механическую коробку передач, так как она расходует меньше топлива.

Таким образом, чем установлено больше комплектаций в кроссовер, тем дороже он стоит. По желанию, приобретая переднеприводный кроссовер, можно постоянно снабжать его новыми деталями и устанавливать новые пакеты, тем самым цена будет не настолько дорогой при покупке. Нужен ли полный привод? Вопрос серьезный, все зависит от реальной необходимости или огромного желания водителя. Прежде чем покупать автомобиль, оцените все за и против в покупке необходимого привода.

В этом подробнейшем тест-драйве новый Great Wall Hover H6 абсолютно оправданно назвали «породистым» за его полный привод:

Маркетологи мастерски запудрили голову целевой аудитории. Теперь едва ли не каждый второй "паркетчик" недоумевает, как это его "джип" отказывается выбраться из сугроба и почему полный привод не уберег от троекратного 360-градусного разворота на зимней дороге. О слепой вере в шильдик AWD , кстати, мы уже говорили, а сейчас рассмотрим веские основания приобрести кроссовер, равно как и поводы отказаться от данного типа автомобилей. Начнем со "сладкого". Поехали!

"За":

Баланс качеств

Пожалуй, первое и главное, что привлекает широкие народные массы в кроссоверах – это сбалансированность возможностей. Они не проедут там, где промчится бронепоезд, читай, профессиональный внедорожник, но при должных навыках и "неотключенной" голове позволят осилить заснеженный выезд с дачного участка или раскисшую грунтовку. А, выехав на шоссе, водитель будет вполне спокойной себя ощущать в силу практически легковых манер. Плюс возможности трансформации салона.

Управляемость

Разговоры о том, что "кроссовер всегда экономичнее внедорожника", мы оставим для любителей народных сказок. Говорить о превосходстве в данной сфере как минимум некорректно, особенно в отрыве от сегмента, типа двигателя, полного привода, размерности и типа шин и многих других нюансов. А вот в вопросах управляемости преимущество паркетников над рамными "проходимцами" с неразрезными мостами очевидно и бесспорно, поскольку они несут в себе шасси с несущими кузовами, имеют независимые подвески и конструктивно очень близки к легковым автомобилям, а не к грузовикам. Их ездовые свойства рассчитаны на более широкий и взыскательный круг владельцев, которые не желают мириться со специфичной посадкой, вялыми откликами на руль, вибрацией неподрессоренных масс и вообще не хотят, скажем так, преодолевать себя.

Доступность

Конечно, все относительно и то, что доступно для одних – непозволительная роскошь для других. Но факт в том, что ценовая вилка на кроссоверы, продающиеся на российском рынке, очень широка. Так, уже за 659 тыс. рублей и 799,9 тыс. рублей можно приобрести Renault Duster и Hyundai Creta соответственно. Пусть и самые "пустые" и в переднеприводной версии. Конечно, поклонники УАЗа намекнут, мол, в этот бюджет проходит "Хантер" и "Патриот". Но даже убежденный адепт отечественного бренда наверняка согласится с тем, что не каждый автовладелец мечтает почувствовать себя трактористом.

Есть из чего выбрать

С тех пор как автопроизводители уяснили для себя, что за кроссоверами светлое будущее, они стремятся предложить машины данного типа едва ли не в любом размерном классе и не в любом формате. Поэтому именно паркетники постепенно превращаются в доминирующий вид, уверенно ползущий на вершину пищевой цепочки. Для клиента это оборачивается мучительной дилеммой, поскольку предложений на рынке довольно много. Взять, например, когорту компактных паркетников, представленную Hyundai Tucson, Kia Sportage, Honda CR-V, Toyota RAV4, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan и другими.

Их легче продать

Здесь, конечно, все неоднозначно, но в целом востребованную на рынке модель кроссовера можно будет продать сравнительно быстро и с минимальными потерями . Так, например, тойтовская продукция и Honda держат свою стоимость мертвой хваткой.

"Против":

Невысокая проходимость

Она такая плохая? Отнюдь. Во-первых, кроссовер кроссоверу рознь и здесь действует масса факторов – геометрическая проходимость, тип полноприводной трансмиссии, эффективность имитации межколесных блокировок и другие. Во-вторых, проблема часто в ментальности владельцев. В их головах записана мантра: мой "джипчик" проедет везде. Напрашивается аналогия с литровыми спортбайками, которые отправляют людей на тот свет пачками, но не сказать, что по своей вине. Проходимость кроссоверов в среднем лучше легковой, но требовать от среднестатистического компактного паркетника потенциал Toyota Land Cruiser 105 как минимум наивно.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Уязвимость агрегатов под днищем

Этот момент часто абсолютно не учитывается владельцами, что является ошибкой. Прежде, чем штурмовать топи и болота на своем "типа внедорожнике", загляните в его подбрюшье. Оцените, как проложены тормозные трубки, много ли откровенно уязвимых мест в пределах колесной базы, как обстоят дела с компоновкой задней подвески и не станут ли низко расположенные рычаги мощными якорями при встрече с препятствием. Не факт, что именно ваш кроссовер в этом отношении образец для подражания, хотя, справедливости ради, следует отметить, что есть машины, которые очень неплохо подготовлены для съезда за пределы асфальта. Яркий пример – Freelander.

"Хрупкость"

Спорный пункт, да? Но, тем не менее, кроссоверы именно такие – приподнятые легковушки, которым противопоказано длительное воздействие нагрузок на бездорожье. Если в анатомию профессиональных внедорожников с рамой, зависимой подвеской и понижающей передачей заложены оффроудные риски, то среднестатистические паркетники с легко отрывающимися бамперами и перегревающимися муфтами подключения задних колес этим похвастаться не могут. Самое главное, что обвинять их в этом глупо – они создавались для других целей, но повторимся, менталитет некоторых владельцев подталкивает на подвиги, а потом сталкивается с жестокой реальностью.

Что в итоге? Мы не собирались открыть Америку или отговорить от покупки машины данного типа, а лишь напоминаем – в массе своей кроссоверы (подчеркиваем, среднестатистические!) созданы для определенных целей и попытка поставить перед ними новые, более серьезные задачи, либо требование от них невозможного вряд ли приведет к положительным результатам. Часть вышеописанных минусов – не столько недостатки машин, сколько завышенные ожидания их владельцев. Не пытайтесь сделать из танка самолет, а из орла ежа и будет вам автомобильное счастье. Может быть.

Давным-давно человечество жило во времена, когда телефон был для того, чтобы звонить, а на автомобилях ездили. Но подобные несуразицы древности канули в лету и телефон эволюционировал в смартфон, а машина перестала быть просто средством передвижения.

Много бензина сожжено с того времени и масла в огонь нескончаемых людских потребностей систематично подливают маркетологи. Именно они движут прогрессом автопрома, отводя инженерам роль исполнителей потребительских фантазий, часто игнорируя рациональность и даже здравый смысл.

Меркантильный интерес побуждает производителя не только улавливать всяческие, иногда граничащие с идиотизмом, тенденции потребительского спроса, но и активно навеивать обществу массу стереотипов и образов. Одним из таких трендов смело можно окрестить прогрессирующую моду на кроссоверы .

Так ли они хороши, как поют о них менеджеры в своих дифирамбах, или, напротив, бестолковы, как их видят консервативные люди с традиционными вкусами? Не пытаются ли маркетологи впаривать нам нечто, незначительно отличающееся от обычного универсала, по цене небесной манны? Какой кузов выбрать главе семейства, не искусав при этом ногти до локтей, и аргументировано выйти из страшной дилеммы? Об этом и не только вы прочитаете в данной статье.

Откуда взялись кроссоверы?

Кроссовер не является термином, обозначающим тип кузова автомобиля повышенной проходимости, как считают многие. Это определение обозначает попросту смешивание разных стилей, видов, течений в чем-то. В данному случае кроссовером народ привык величать облегченные внедорожники, стоящие дешевле полноразмерных собратьев. В народе их также кличут «паркетниками».

Но тут кроется подвох. Так званые «паркетные внедорожники» в большинстве случаев пошли не от покорителей «Дакара», а от семейных и непритязательных хэтчбеков и универсалов. Самые популярные в народе кроссоверы построены на основе легковых машин гольф-класса со всеми вытекающими из такого родства последствиями. Паркетники зачастую имеют с ними общую платформу, подвеску и даже силовые агрегаты.

С практичной точки зрения паркетник предназначен для утилитарного ежедневного использования в семейных целях, перевозя небольшие грузы, домашних животных, детей, тещ и рассаду, не вгоняя владельца в смуту при мысли о заправке горючим, парковке и, самое главное, дефектах дороги. Да, да! Речь идет о дороге, хотя бы грунтовой, но дороге. Кроссоверы, как правило, не готовы к внедорожным испытаниям и об этом дальше.

Король паркета

Не заблуждайтесь, танцует гибрид не очень, но структура поверхности паркета хорошо отображает внедорожный потенциал паркетника. Настоящие рамные внедорожники с неубиваемыми элементами подвески и реальным полным приводом рассчитаны на экстремальные условия передвижения и делают их далеко не дураки, понимая, что чудес не бывает и легковая конструкция подвески не имеет права на жизнь за пределами какой-никакой дороги. Вся радость водителя кроссовера ограничена покорением городских бордюров и форсированием неглубоких луж.

Дорожный просвет у городских «джипиков» обычно находится в районе 20 см, которых вполне хватает для того, чтобы забыть о страхе напороться на камень, лежачего полицейского или оставить кусок бампера где-то на поребрике.

В подавляющем большинстве случаев основная тяга кроссовера приходится на переднюю ось, а подключаемый электроникой полный привод «будит» задние колеса в тех случаях, когда уже точно поняла, что своей бездеятельностью зарыла машину по самое брюхо. Конечно, некоторые автогиганты предлагают своим клиентам вкупе с модным кузовом и навороченные системы помощи, которые, кажется, даже предчувствуют то, какой глубины впередилежащая лужица. Но и стоят такие тандемы совсем не по-детски.

В большей мере наличие электронных помощников и полного привода, пусть и автоматически подключаемого, вселяет порядочную уверенность владельцу паркетника и неплохо страхует в болоте, снеге, песке и соляной каше. В большинстве случаев полный привод в городе и на дорогах общего пользования вообще не нужен. Приятным моментом является то, что почти все легкие кроссоверы можно приобрести с моноприводом, уменьшив при этом расходы на саму покупку авто, топливо и обслуживание. Выбор остается за потребителем.

Для наших дорог

Правильно говорят те, кто считает, что подвеску для наших направлений еще не изобрели. Не являет собой исключение и подвеска кроссоверов. Она перекочевала к ним от их компактных и низкорослых доноров гольф-класса, которые, мягко говоря, не проектировались под езду вне трассы и города.

Если заглянуть в техническую документацию всех продаваемых на рынке компактных кроссоверов, то можно легко сделать выводы об их ходовых качествах. Все поголовно имеют переднюю подвеску из стоек МакФерсона. Сзади на паркетниках обычно стоит многорычажная или двухрычажная подвески. Реже можно встретить сзади торсионную балку.

Двухрычажная подвеска и балка надежны, но не отличаются комфортом. Многорычажная система обеспечивает хорошую плавность хода и гасит мелкие неровности дороги, даря седокам приличный комфорт, но, ввиду не такой уж примитивной схемы элементов, более требовательна в обслуживании. Особых проблем в обслуживании и ремонте такие подвески не создают.

Стоит отметить, что, в отличие от хэтчей, седанов и универсалов, паркетники значительно выше и, соответственно, имеют более высокий центр тяжести. Для удерживания в норме показателей управляемости таких машин инженеры вынуждены настраивать подвеску с акцентом на жесткость, что обычно негативно сказывается на плавности хода. Жесткость подвески превращает езду по неровной дороге в занятие весьма неприятное. Не удивляйтесь, если кроссовер окажется на порядок жестче автомобиля, на базе которого он построен.

Возвращение блудного сына

Как уже упоминалось, предком паркетника является универсал и именно полноприводные универсалы повышенной проходимости изначально именовались кроссоверами. Сегодня мировой автопром почти не предлагает подобных машин, а если и делает внедорожные версии выпускаемых универсалов, то это зачастую является прерогативой производителей премиум-сегмента и цены на такой продукт несоизмеримо высоки. Кроме того, полноприводные универсалы в основном встречаются только в D и E классах.

Последние лет пять прослеживается тенденция возврата очертаний кроссоверов к своим истокам и сближение их с образом семейных универсалов. Так, Honda CR-V, один из лидеров сегмента, уже «опустилась» до уровня 16 см. Это уже клиренс обычной машины для движения по дороге с улучшенным покрытием. Но специалисты Хонда утверждают, что этого вполне достаточно, что и подтверждает практика. Те же метаморфозы происходят с Mitsubishi Outlander, который все больше походит на семейный универсал, чем на брутальный внедорожник.

Оно и не странно, ведь производители автомобилей проследили, что покупатели паркетников почти не используют внедорожные качества своих железных коней. Да и не нужны они им. Потребитель скорее обращает внимание на удобство погрузки багажа, посадки-высадки, управляемость, плавность хода и, естественно, экономию топлива. В большинстве случаев человеку просто нужна полноразмерная добротная машина, которую не стыдно соседям показать, и на которой ездить можно каждый день, что за покупками, что на работу.

Альтернатива есть?

Является ли полноценной альтернативой паркетнику седан или хэтчбек? Кому как. Особенно сложно ответить в отношении людей, прежде всего чтущих имидж, а не практичность. Но в свете практицизма единственным подходящим вариантом из легковых машин для сравнения с кроссовером видится лишь универсал. Его мы и попробуем примерить вместо паркетника.

Дорожный просвет универсалов незначительно колеблется на уровне 14-15 см, чего вполне достаточно в большинстве случаев, возникающих на дороге, но путь на бездорожье такой машине заказан. Не нужно делать бога из двух сантиметров. Поездка по неидеальной проселочной дороге ничем страшным для вас и вашего автомобиля не обернется.

Багажник универсалов и паркетников одинаково балует незаурядным пространством в 500 л полезного оббьема, плюс трансформация задних сидений. Габаритная длинна кузова универсала в среднем равна длине большинства кроссоверов (4400-4600 мм). Снаряженная масса паркетников в основном находится на уровне 1500-1600 кг, а универсалов – 1400 кг. У последних также лучше аэродинамика и прижимная сила, что улучшает управляемость и снижает расход горючего универсалом.

Самая интересная часть сравнения – ценовая политика. Универсалы, на базе которых построены более дорогостоящие кроссоверы, не просто дешевле. Их стоимость зачастую ниже стоимости аналогичного паркетника той же марки на 30%! Исходя из нехитрых математических расчетов, здравомыслящий человек серьезно задумается о целесообразности покупки «мини-джипа» и постарается взвесить все «за» и «против» такого приобретения.

Вместо заключения

Возможно, вы надеялись прочитать в конце статьи конкретное руководство к действию типа «покупать это, а то не покупать» и пресловутое «выбор за вами» слегка огорчит вас, но, увы, сердцу не прикажешь и никакие тут советы не помогут. Если вам хочется и можется, то так тому и быть. Жизнь дана лишь раз и в идее кроссовера есть свое рациональное зерно и, слава богу, выбирать есть из чего.

В то же время, купив универсал без увеличенного клиренса, полного привода и джиперской посадки, вы также сможете насладиться полной жизнью автомобилиста, прокатив своих домочадцев и слюнявого сенбернара по бескрайним просторам наших земель, нежно поглаживая пачку денег, разумно сэкономленных при покупке нового семейного авто. Удачи всем!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook