Какой покупать аккумулятор на авто. Чем гелевые батареи отличаются от AGM? Какие накопители лучше – обслуживаемые или необслуживаемые

Начинающие автомобилисты стремятся подбирать аккумуляторную батарею со всеми максимальными характеристиками. Однако, данный подход не всегда дает правильный результат, ведь какой аккумулятор (АКБ) лучше для автомобиля зависит от разных несвязанных между собой параметров, в том числе и температурных условий эксплуатации. Как известно в нашей стране могут быть перепады летом до +30 С, а зимний минимум в некоторых регионах -30 С считается почти нормой.

В таких условиях понадобится в каком-то запросе параметра уступить, чтобы выиграть в другой характеристике. При этом кроме внешних факторов потребуется проводить выбор, руководствуясь рекомендациями автопроизводителей, так как от выходных характеристик АКБ зависит бесперебойная работа остальных элементов электросистемы.

Есть несколько аксиом, на которые необходимо ориентироваться при выборе АКБ, ведь правильная эксплуатация и обслуживание помогут использовать максимальный ресурс батареи.

Нужно знать, что автомобильный аккумулятор рассчитан на регулярное использование.

Марки современных аккумуляторов

Неприятности с батареей наступают при долгих простоях и во время длительного использования при низких температурах, например, меньше -20 С. Присматриваясь к тому, какой аккумулятор купить, стоит учитывать важные пункты:

  • режим эксплуатации (преимущественно городские пробки либо загородное шоссе);
  • климатический регион (условия Мурманска или Краснодара);
  • место приобретения (авторынок без гарантии или специализированный магазин с предоставлением сертификатов качества);
  • степень загруженности авто (самостоятельная езда на работу или постоянно груженое такси с багажом);
  • реальные выходные параметры (соответствие заявленных характеристик текущим).

Если на автомобиле установлено много тяжелых тюнингованных обвесов, то потребуется к расчетным данным автопроизводителя добавить несколько процентов мощности батареи на дополнительную нагрузку.

Конструктивные особенности аккумуляторов

Внешними и эксплуатационными факторами при выборе батареи не обойтись. В споре, какой аккумулятор лучше для зимы, многие водители выделяют особенности конструкции АКБ. Большинство жителей холодных регионов склоняются к выбору обслуживаемых устройств. Таким способом они пытаются самостоятельно более точно установить параметры работоспособности батареи. Также это продляет срок эксплуатации электроприбора.

Замена АКБ

При всех положительных моментах эксплуатации обслуживаемых АКБ, есть и неудобства. Они заключаются в регулярном контроле большинства параметров. Требуется следить за уровнем жидкости в емкостях, зарядом, плотности электролита и др. Не все автовладельцы готовы уделять время на такое обслуживание. Поэтому большинство водителей выбирает необслуживаемую конструкцию.

Наиболее старыми типами конструкции батарей являются емкости со свинцовыми пластинами. Цена их невелика, но и срок службы редко превышает 1-2 года. К новейшим серийным разработкам в этой области относятся гелиевые АКБ. На рынке можно встретить для них гарантию от производителей до 5 лет. В реальности они служат дольше.

К характеристикам, на которые стоит обратить внимание при выборе автомобиля, можно отнести:

  • пусковой ток холодной прокрутки, измеряющийся в амперах (А);
  • общая емкость батареи (Ач), устанавливаемая производителем в заданных условиях (+27 С);
  • резерв емкости (мин), способность непрерывно выдавать заданные параметры.

Выбирать по единственному критерию не стоит, ведь от этого могут пострадать остальные параметры. Также неверным будет делать подбор исключительно по цене. Часто характеристики средних аппаратов не намного уступают очень дорогим, но разрыв в стоимости может доходить до нескольких раз.

Слишком дешевые АКБ должны вызывать обоснованное недоверие. За такими товарами скрывают явный брак либо грубую подделку. В данном случае трата денег будет впустую. Собственный же объективный рейтинг можно составить лишь на основании полученного опыта эксплуатации или близких людей, которым доверяете.

Обслуживание и срок замены АКБ

Для современных аккумуляторов считается нормальным срок эксплуатации около 4 лет. Жители мегаполисов часто вырабатывают ресурс своих батарей в пробках, а пенсионеры или граждане небольших населенных пунктов снижают ресурс редким использованием авто.

Типоразмеры аккумуляторов

Для длительного хранения АКБ предпочтительной температурой будет около 0 С. При этом надо полностью ее зарядить. В таких условиях саморазрядка снижается, а также уменьшается риск разрыва корпуса после полного разряжения.

В обслуживаемых батареях требуется проверять регулярно уровень электролита и его плотность.

Во время зимнего использования его надо чаще подзаряжать. Также проводить дозарядку до максимального уровня требуется в том случае, если на авто стоит более мощный аккумулятор, и он не успевает набрать емкость во время поездок. Особенно это важно для коротких переездов. Иначе блок быстро выйдет из строя.

Для подготовки к зиме обслуживаемых АКБ потребуется изменить плотность электролита. В нормальных условиях при +20 С параметр равен 1,27 г/мл. Каждое понижение на 10 градусов должно сопровождаться увеличением плотности на 0,007 г/мл. При повышении температуры берется та же пропорция на понижение плотности.

Рейтинг АКБ

Кроме подбора компании-производителя батареи, необходимо знать, что продукция одного бренда может выпускаться на заводах разных стран. В некоторых компаниях изделия могут отличаться по странам-производителям, этот параметр также должен учитываться. Так как в нашей стране наиболее актуальным автомобильным вопросом является использование техники зимой, то рассмотрим приемлемые АКБ именно для этого периода.

VARTA Blue Dynamic

Во многих независимых испытаниях принимал участие аккумулятор VARTA Blue Dynamic. Хотя в нем применяется традиционная технология с жидким электролитом, это не мешает показывать высококлассные характеристики даже при -50 С. Большинство экспертов и обычных водителей в различных рейтингах отдают первенство этой марке.

Хотя необычных результатов при плохо работающих электросистемах в автомобилях от любой АКБ ждать не стоит, но в сильный мороз около -40 С бренд проявит ожидаемую от него работоспособность. Конструкционной особенностью такой батареи является фирменное строение корпуса.

Применяемая в VARTA технология EFB позволяет служить батареям без особых проблем до 5 лет. Для эксплуатации в низкотемпературных условиях подойдет модель Е43 с пусковым током в 680 А и емкостью 72 Ач. Это позволяет применять батарею на авто с системами Стоп-Старт. Средняя цена за нее составляет около 5000 рублей. Есть и более дорогие экземпляры до 8000 рублей. Хотя стоимость не самая бюджетная, но она окупится длительной беспроблемной эксплуатацией.

Optima Red Top

Если ориентироваться на выбор заокеанских служб спасения либо скорой помощи, то необходимо подбирать для своего авто батареи Optima Red Top. Тем более что производит их компания-первопроходец в выпуске необслуживаемых АКБ с технологией AGM.

Предлагаемые аккумуляторы этого бренда выделяются среди конкурентов неординарной формой емкостей. Такой вариант исполнения выручает при езде по неровной дороге и оберегает от излишних вибраций и ударов.

Производители рекомендуют такие АКБ применять во время нерегулярного использования авто. Современные Optima могут показывать свою высокую работоспособность даже после нескольких месяцев простоя. Качественной работой марка может похвастаться в течение 6-8 лет. Отдельные экземпляры превышали даже такой немаленький ресурс.

В характеристиках большинства аккумуляторов этого бренда указан пусковой ток более 800 А, с такими данными нестрашен любой мороз. Хотя емкость при этом заявлена относительно небольшая, порядка 50 Ач, но по заявлению производителя она компенсируется остальными характеристиками, например, выдачей 500 А даже после десятисекундного вращения стартера за счет батареи. Однако, за такие характеристики придется расплачиваться достаточно высокой стоимостью в среднем от 10 до 15 тысяч рублей.

«Зверь»

Стоит уделить внимание отечественному бренду иркутской компании «Зверь». Эта российская разработка на базе советского предприятия признана в качестве высококлассного продукта наравне с зарубежными АКБ. Долговечность этим батареям обеспечивают защищенные оксидом кремния электроды, а также наличие кальция в конструкции пластин.

Высокий показатель пускового тока и емкости позволяет использовать такую конструкцию в автомобилях различного типа. При этом завод изготовитель выдает на свою продукцию трехлетнюю гарантию, хотя в реальности батареи перехаживают этот срок в два-три раза.

Особый состав материала электродов избавляет АКБ от коррозионных налетов на пластинах. За счет этого не образуется осадок, снижающий все выходные параметры изделия. Форма решеток обеспечивает изделиям с емкостью 66 Ач пусковой ток на уровне 640 А. Такую планку батарея держит до 15 с, что является прекрасным показателем для зимних аккумуляторов.

В качестве бонуса на крышке, имеющей лабиринтообразную конструкцию для снижения испарений электролита, установлен глазок заряда. Корпус батареи имеет дополнительную защиту от низких температур. Достойные экземпляры АКБ с маркой «Зверь» можно обнаружить на прилавках начиная от 3000 рублей. Достойное соотношение по цене и качеству начинается со стоимости от 5 тыс. рублей.

TYUMEN PREMIUM

Настоящим эконом вариантом является продукция бренда TYUMEN PREMIUM. В бюджетном классе вряд ли найдется достойный конкурент по стабильности работы, соотношению показателей стартового тока и емкости. Одна из моделей тюменских АКБ выдает 540 А тока при 64 Ач емкости. Для северных регионов это является весомым аргументом к покупке такой батареи.

Особенно актуальны эти изделия в коммерческой технике с небольшими объемами силовой установки. Даже тип мотора в этом случае не так важен, ведь параметров хватит и на бензиновый, и на дизельный двигатель. Показателем качества служит разрешение применения TYUMEN PREMIUM в автомобилях с АКПП, более требовательных к электричеству, чем авто с «механикой».

Держит ток даже в течение 10 с. Не все азиатские модели смогут продержаться столько времени, хотя цена их чаще выше тюменской марки. Также аккумулятор обладает невысоким уровнем саморазряда, что важно при сезонной эксплуатации. Владельцам коммерческой техники кроме стоимости в 2500-3500 рублей за единицу понравится большое заявленное число циклов перезарядки. Особенно это актуально для сервисов доставки либо такси.

Как показывает практика, средний срок службы современных аккумуляторов 3-5 лет в зависимости от бренда, условий эксплуатации и грамотного обслуживания. Поэтому, как водитель профессионал, так и обычный автолюбитель, периодически сталкивается с проблемой выбора хорошей батареи для своего транспорта. Задаваясь вопросом о том, какой выбрать аккумулятор для авто, нужно понять по каким параметрам их вообще нужно выбирать, какие виды АКБ существуют, как они маркируются и что следует учесть при выборе батареи для конкретной машины.

Назначение и типы

Автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) предназначены для решения трех основных задач:

  • запуск мотора;
  • питание определенных систем и оборудования при выключенном двигателе;
  • энергетическая подпитка штатного генератора при пиковых нагрузках в процессе работы силового агрегата.

Сегодня промышленность предлагает 3 вида аккумуляторов:

  • свинцово-кислотные (обслуживаемые);
  • свинцово-кальциевые (необслуживаемые);
  • гелевые.

Обслуживаемые

Традиционные свинцово-сурьмянистые (свинцово-кислотные) модели для простого обывателя легко различаются откручивающимися крышечками (пробками) и возможностью доступа внутрь конструкции. Их достоинство в том, что это наиболее дешевые аккумуляторы для авто. Плюс к этому при коротком замыкании пластин, есть возможность заменить поврежденный блок.

Недостаток свинцово-сурьмянистых батарей - в необходимости постоянного контроля и обслуживания. Если «падает» уровень воды и электролита, то приходятся их пополнять. В противном случае после полного выкипания электролита придется раскошелиться на новую батарею. Как правило, после 2 лет эксплуатации емкость обслуживаемых аккумуляторов снижается на 50%.

Необслуживаемые

Свинцово-кальциевые батареи зачастую можно узнать по отсутствию пробок. Преимущество данных моделей в том, что им не требуется обслуживание, так как конструкция полностью герметична. Исключение - необходимость контроля емкости и своевременной подзарядки.

Основной недостаток в стоимости, которая в 2 раза выше по сравнению с обслуживаемыми аналогами. Ресурс свинцово-кальциевой батареи 4-5 лет.

Гелевые

Работа АКБ этого типа основана на использовании особых сепараторов, пропитанных гелевым электролитом. Они помещаются в специальные конверты и крепятся на дне банок. Так как свинцовый осадок накапливается в закрытой емкости, исключается короткое замыкание пластин. Также такой электролит не испаряется и не замерзает, обеспечивая отличные характеристики и быструю работу независимо от условий.

При компактных размерах и меньшем весе аккумулятор гелевый для авто имеет большую емкость по сравнению с вышеперечисленными аналогами, а его срок службы достигает 10 лет. В то же время цена данных моделей на порядок выше.

Маркировка АКБ

Существует несколько систем маркировки АКБ, в том числе SAE (американская), ETN (европейская), DIN (немецкая), JIS (японская), ГОСТ (СНГ), BCI (интернациональная) и другие. В любом случае на корпусе батареи должны присутствовать символы, определяющие товарный знак, тип, дату изготовления, номинальную емкость, пусковой ток и напряжение, а также другую необходимую информацию (масса, полярность, уровень электролита и так далее).

Сначала рассмотрим маркировку по ГОСТ на примере: 8 СТ-75 М2 24V 75Ah 420A.

  • По первой цифре определяется количество аккумуляторов (банок) в АКБ.
  • Буквы указывают назначение, в данном случае «СТ» - стартерная батарея.
  • Цифрой 75 маркируется номинальная емкость.
  • Следующие за емкостью буквы с цифрами несут дополнительную информацию. Например: М2 - два мипластовых сепаратора из ПВХ; Э - эбонитовый корпус; Т - моноблок из термопластичного пластика; А - общая крышка и так далее.
  • 24В (V) - напряжение.
  • 75Ah - емкость.
  • 420А - ток прокрутки (пусковой).
  • «+» и «-» подскажут полярность.
  • min и max ограничивают уровни электролита.
  • 25 kg - вес батареи.
  • Дата выпуска обычно наносится на верхней части АКБ в виде четырех цифр: две первые - месяц, а далее - год.
  • Дополнительно в маркировке могут присутствовать другие символы.

Немецкая маркировка аккумуляторов для авто может быть выполнена по системе DIN (например: 650 21), либо ETN (650 801 176). В этом случае сначала указывается номинальное напряжение (первые три символа), а вторая группа цифр определяет дополнительную информацию: вибропрочность, наличие ручек, полярность и прочее. Третья комбинация в ETN обозначает ток прокрутки, величину которого можно вычислить, умножив последние цифры на 10. Чтобы узнать емкость батареи, нужно вычесть из первых трех 500.

Батареи японского производства маркируются по нормам внутреннего стандарта JIS. Для удобства рассмотрим значение символов на примере модели 80D26R:

  • 80 - интегральная характеристика, по которой можно определить емкость и пусковой ток, используя специальную таблицу. Ее можно скачать через интернет;
  • D - категория (форм-фактор) габаритов. Всего существует 8 групп в зависимости от размеров клемм, высоты банок и площади нижней части корпуса;
  • 26 - длина аккумулятора в мм;
  • R - минусовая клемма с правой стороны крышки, (L - с левой).

Основные критерии правильного выбора АКБ

Емкость

Перед покупкой нового аккумулятора, уточните емкость на маркировке старой батареи или в техописании. Расход энергии АКБ пропорционален росту потребляемого напряжения. Следовательно, чем выше емкость, тем батарея дольше сможет работать без подзарядки. Однако ее величина не должна выходить за пределы диапазона, записанного в руководстве. Выбирая аккумулятор, подбор по автомобилю нужно производить строго в соответствии с требованиями производителя для данной модели. В противном случае батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии (емкость выше допустимой) или перезаряжаться (меньше нормы).

Таблица размеров аккумуляторов для авто приведена ниже.

Рабочий объем двигателя, дм³ Емкость аккумуляторной батареи, А×ч
Бензиновые двигатели
до 1,5 44, 65
1,3 - 2,0 55
1,6 - 2,2 55, 57, 60, 62
2,0 - 3,0 62, 64, 66
2,5 - 3,5 66, 75
более 3,5 90 и более
Дизельные двигатели
до 1,5 55, 57, 60
1,5 - 2,0 60, 62, 64
2,0 - 2,7 66, 75
2,7 - 3,5 90
3,5 - 6,5 132
более 6,5 190 и более

Пусковой ток

Этот параметр особо важен при запуске на морозе. Фактически данная величина указывает, какой ток способна выдать батарея при -18 °С при условии напряжения выше 7В. Различные версии АКБ при одинаковой емкости могут отличаться по величине тока. Для каждой модели авто эта характеристика индивидуальна и указывается в технической документации.

Габариты и крепление

Выбирая АКБ, не забывайте о его форме и способе крепления. В каждой модели предусмотрено определенное место с особой системой крепления. Поэтому габариты и форма корпуса АКБ должны соответствовать конфигурации штатной площадки. Наиболее актуальна эта проблема для японских машин. Как правило, они комплектуются более узкими и высокими по сравнению с европейскими аналогами батареями.

Клеммы

Подбор аккумулятора по авто выполняйте с учетом полярности и расположения клемм. В некоторых моделях (например, корейских и американских) при стандартном монтаже батареи справа от мотора плюсовая клемма может оказаться слева корпуса АКБ. В этом случае длины штатных проводов будет недостаточно для подключения. В итоге придется ставить удлиненную проводку либо покупать новую батарею другого производства.

Топ аккумуляторов от бывалых водителей

Varta

Немецкие аккумуляторы версии AGM, изготовленные с использованием инновационных технологий, соответствуют самым высоким стандартам. Компактные модели весом 15-17 кг с пусковыми токами 420-680 ампер исправно работают независимо от положения установки даже по истечении назначенного ресурса.

MEDALIST

Свинцово-кальциевые батареи с индикатором заряда незаменимы в самых экстремальных условиях эксплуатации. Особая конструкция пористых фильтров предотвращает утечки и испарение электролита, что исключает необходимость обслуживания.

Bosch

Компактные и мощные батареи с высоким пусковым током не только эффективны в работе, но и быстро заряжаются. Безупречное качество каждого изделия гарантирует многоуровневая система контроля готовой продукции с многочисленным тестированием.

АКТЕХ

Отечественные батареи выполнены на основе передовых решений Calcium, PowerPass и ExMet. Гибридные и стартерные АКБ обеспечивают отличные характеристики на морозе и устойчивость к глубоким разрядам. Особая компоновка исключает саморазрядку и возможность испарения электролита.

Зубр

Белорусские кальциевые аккумуляторы серии Magnum разработаны при участии специалистов концерна Exide. Компактные батареи исправно работают при морозах до -40 °С. Для контроля заряда предусмотрен на крышке индикатор.

Заключение

Если даже некоторые параметры предлагаемого аккумулятора отличаются от требуемых характеристик, откажитесь от покупки. Помните, электронная начинка современных автомобилей очень требовательна к электропитанию. Плюс к этому, выбор моделей АКБ на авторынке достаточно велик, чтобы всегда подобрать оптимальное решение.

Покупайте только проверенные бренды. Не стоит приобретать самый дешевый аккумулятор для авто. Как правило, его преимущество исключительно только в стоимости. Обязательно перед покупкой АКБ проверяйте ее параметры с помощью стандартных электротехнических приборов, которые должны быть у любого продавца.

Современный рынок онлайн представляет широчайший ассортимент самых разных аккумуляторных батарей (АКБ) с обзором характеристик и их сравнением. Как выбрать аккумулятор для авто из этого разнообразия? На что обратить внимание: цену, габариты или бренд? Такие вопросы возникают довольно часто. В этой статье будут представлены ответы на строго практической основе, ведь от правильно подобранного устройства зависит работа транспортного средства в целом.

Для информации. Лучшими на сегодня брендами, по мнению российских автолюбителей, считаются: Varta (Германия), Bosh (Германия), Актех (Россия), Medalist (США и Корея), Титан (Россия), Multu (Турция), Зверь (Россия), A-mega (Украина). Продукция каждого из них обладает своими достоинствами. При выборе того или иного товара учитывают много нюансов, в том числе особенности и габариты автомобиля.

Для чего нужна АКБ

Аккумулятор является важным компонентом электрической автосистемы. Он необходим для запуска двигателя, электропитания различных аксессуаров, таких как радио или стеклоподъемники. В то время как АКБ имеют ограниченный заряд, они постоянно подзаряжаются от двигателя во время его работы.

Однако, автомобильные АКБ, в конечном итоге, нуждаются в замене. В большинстве случаев стандартное аккумуляторное устройство служит около пяти лет, прежде чем начинают выявляться признаки разрушения. Наиболее распространенным симптомом является снижение ёмкости заряда устройства. Это означает, что батарея разряжается намного быстрее и обеспечивает недостаточную мощность для запуска двигателя и энергообеспечения аксессуаров.

Это становится заметно, потому что аккумулятор уже не способен заводить двигатель машины. Владельцу приходится задумываться о приобретении нового аккумулятора для авто. Это не всегда простая задача.

Прежде чем сделать покупку, нужно выяснить:

  • какое именно устройство нужно;
  • какие функции оно должно выполнять.

Особенно бывает трудно, если автомобиль покупается с рук, а не из автосалона.

Функции автоаккумулятора

  1. Обеспечение надёжного пуска двигателя;
  2. Обеспечение энергетического буфера;
  3. Энергообеспечение машины при неработающем двигателе.

Однако длительное использование аккумулятора при невключенном двигателе приводит к ухудшению его технических характеристик.

Важно! Исправный АКБ необходим для того, чтобы, выйдя из дома, заводить машину и добираться в нужное место в нужное время. Энергетический буфер нужен для того, чтобы при эксплуатации автомобиля дополнительные приборы могли работать без перебоя в моменты, когда генератор не может обеспечить необходимую отдачу мощности.

Проверка автоэлектрики

Для того чтобы продлить жизнь АКБ, нужно знать о ее состоянии. Использование электронного тестера является идеальным способом для этого. Он проверяет выходное напряжение и уровень заряда устройства. Тестер можно приобрести в большинстве автомагазинов.

Зачастую даже новое аккумуляторное устройство разряжается не по своей вине. Конечно, у него есть саморазряд, но он настолько минимален, что, чтобы разрядить АКБ полностью, машина должна простоять примерно полгода без единого пуска двигателя. В таких случаях важно правильно хранить автоаккумулятор, и он не подведет своего хозяина несколько лет.

  1. Если покупка осуществляется в одном из розничных магазинов, при выборе АКБ следует обратить внимание на дату выпуска, которая должна быть не более шести месяцев. Это потому, что подобные устройства портятся со временем, становятся неэффективными, даже если ими не пользуются;
  2. Нужно позаботиться о резервной емкости, если учитывать такие вещи, как прослушивание музыки или использование других электрических систем, когда двигатель выключен. Только почти никто из производителей не указывает резервную емкость, измеряемую в минутах;

Для информации. Что такое резервная емкость батареи? Этот показатель указывает на то, как долго продержится автомобиль с испорченным генератором. Говоря техническим слогом, это время снижения напряжения на клеммах аккумулятора, выдающего в нагрузку ток 25 А, до 10,5 В. Измерение проводится при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

  1. Также можно ознакомиться с более известными брендами и компаниями с хорошей поддержкой клиентов;

Важно! Есть много разных брендов, но всегда безопаснее выбрать бренд, который указан в инструкции автомобиля. Для того чтобы несколько урезать расходы, можно поискать другую марку, при условии, что источник энергии имеет характеристики, соответствующие автомобильным. Однако стоит отметить, что покупать самый дешевый бренд – это не самый лучший выбор. Самые дешевые аккумуляторы, как правило, более низкого качества и могут привести к более слабому заряду, как по времени, так и по качеству.

  1. С помощью профессиональных специалистов можно получить полный обзор автомобиля, в том числе аккумулятора.

Для информации. Батарея в автомобиле с множеством электрических нагрузок (радио с часами, автомобильная сигнализация, дистанционный вход) и без приведения в действие прослужит намного меньше. Если двигатель не работает в течение длительного времени, рекомендуется выключать фонари и другие аксессуары.

  • надёжное крепление – устройство не должно быть подвержено лишним вибрациям во время автодвижения;
  • изоляция от резких перепадов температуры;
  • содержание в чистоте клемм, регулярность обследования их коррозионного состояния;
  • проверка надежности крепления;
  • проверка целостности корпуса на предмет пробоев и трещин;
  • периодическая проверка плотности, напряжения на выходе и уровня электролита в автоаккумуляторе.

Важно! Заметив коррозию или кислоту на аккумуляторных клеммах, следует почистить их сухой тряпкой и ершиком. Очищать клеммы также можно слабым содовым раствором.

В целом надо отметить, что соблюдение правил эксплуатации лишь продлевает срок службы АКБ, а не делает его вечным.

Как выбрать автоаккумулятор

Самый простой способ определения – это просто посмотреть в инструкцию автопроизводителя. Однако если таковая потеряна, то есть и другие способы, позволяющие определиться с выбором, например:

  • Посетить автосалон, где был приобретен автомобиль. Зачастую этот метод является самым простым и дешевым;
  • Осуществить самостоятельную проверку. Для этого достаточно поднять капот автомобиля и найти автоаккумулятор (в некоторых редких автомоделях это устройство может находиться в багажнике).

Как узнать АКБ? К этому устройству всегда подведены электрические кабели. Расположение устройства, как правило, варьируется, в зависимости от автомодели, в то время, как сама батарея выпускается в двух основных стилях подвода кабелей: к верхней части или с торцов самого устройства.

Существует общепринятый подбор аккумулятора по марке авто и мощности стартового тока. При выборе можно также оперировать очень важным аспектом – объемом электродвигателя. Зная этот параметр, можно довольно просто осуществить выбор. Чем больше объем двигателя, тем больше вес АКБ и более сложная задача стоит перед ней. Разумеется, для более «объемного» мотора понадобится устройство более значительной емкости.

На наклейке источника энергии указаны все технические характеристики, по которым можно приобрести новое устройство для замены, а также марка и производитель.

Для информации. Ёмкость автоаккумулятора измеряется в ампер-часах. Величина емкости вместе с пусковым током обычно указывается на наклейке устройства. Правильное значение подбирается по объёму двигателя. Важным параметром для выбора также является ток стартерного разряда при температуре 18°C (ток холодной прокрутки). Для запуска двигателя в зимнее время для прокручивания покрытого густым маслом коленчатого вала требуется намного большее усилие.

Следуя практическим советам, можно существенно продлить жизнь АКБ. Батареи имеют ограниченный срок жизни и подлежат замене в определенный срок. Старое устройство может не завести машину или не запустить различные электронные аксессуары, такие как авторадио, стеклоподъемники.

Важно! У сильно разряженной батареи ток холодной прокрутки и емкость будут намного ниже от заявленных производителем значений. Именно разряженные батареи доставляют проблемы при запуске двигателя. Нельзя допускать глубоких разрядов.

Знать, как правильно выбрать аккумулятор, нужно. Но случается так, что старая батарея подлежит восстановлению. Поэтому перед тем, как выбирать новый аккумулятор в магазине, стоит проверить старый – возможно, он еще годный для эксплуатации.

Цена на автоаккумуляторы не слишком дорогая. Тем не менее, для автолюбителя остаётся важным не платить больше, чем нужно, а если без замены все же не обойтись, подобрать правильный АКБ.

Как правильно выбирать

Какой выбрать среди аккумуляторов, предлагаемых в магазине? Приобретая новый заправленный электролитом аккумулятор, необходимо проверить его по всем статьям:

  • целостность корпуса;
  • вмещаемость в штатное гнездо;
  • технические характеристики (плотность, напряжение) батареи;
  • если аккумулятор требует подзарядки, то ток зарядки выбирается из расчета 0,1 от емкости батареи;

Пример. Если аккумулятор емкостью 55 Ампер-час, то ток его зарядки должен составлять 5,5 А. Время зарядки составляет от 4 до 12 часов, в зависимости от состояния аккумуляторной батареи. Признаком полной зарядки батареи может служить обильное газовыделение (кипение электролита) из аккумулятора.

  • плотность электролита исправного и полностью заряженного аккумулятора должна составлять 1.28 г/см³ зимой и 1,24 г/см³ летом.

При доливании жидкости в автоаккумулятор нужно выяснить причину понижения уровня электролита: если потеря уровня произошла из-за проливания, то доливают электролит; если из-за выкипания, то доливают дистиллированную воду.

Для информации. Когда вместе с новым автомобилем поставляется АКБ, на сервисное обслуживание последнего в течение многих месяцев предоставляется гарантия. От автовладельца требуется только сохранение чека. За указанный срок батарея будет заменяться бесплатно.

Батареи AGM

Свинцово-кислотные АКБ являются наиболее широко используемым тип аккумуляторов. Автомобильный аккумулятор AGМ – это тоже свинцово-кислотное изделие, к которому привыкли многие поколения автомобилистов, но при этом оно гораздо совершеннее своих предков и в ближайшее время полностью вытеснит их с рынка.

Прежде всего, это устройство рассматривается с точки зрения высокой производительности автомобильных АКБ из-за их доступности и способности обеспечить большой объем тока, который необходим для запуска авто. Другие источники энергии являются более дорогостоящими, это делает их менее предпочтительными, даже если они легче и меньше. К примеру, литий-ионные батареи обладают лучшими характеристиками по сравнению с свинцово-кислотными, но они не работают в холодную погоду. Свинцово-кислотная батарея AGM – это лучший выбор, особенно для регионов с очень холодными зимами.

Для информации. Все дело в пусковом токе: чем больше автоаккумулятор, тем больше в нем свинца, электролита и т.д., что позволяет накопить больше энергии и больше одномоментно ее отдать.

Если автомобиль выпущен с заводской батареей AGM, вероятно, есть веская причина заменить старую на такую же. В настоящее время все большее число автомобилей на дороге использует технологию Start/Stop, которая отключает двигатель на холостом ходу и стоп-сигналах. Транспортные средства, оснащенные технологией Start/Stop, как правило, на батареях AGM работают лучше и дольше.

АКБ является ключевым параметром, который влияет на производительность автомобиля на протяжении многих лет. Как правило, устройство служит от трех до шести лет, хотя могут использоваться и более длительное время. Это характерно для высококачественных продуктов, таких как АГМ батареи. Помимо качества продукции, на срок эксплуатации влияют определенные факторы, такие как стиль вождения и окружающая температура.

Для информации. Существуют новейшие технологии на основе производства чистых свинцовых AGM-элементов, которые предлагают значительные преимущества, такие как более низкое внутреннее сопротивление и, следовательно, более эффективные выходы питания. Речь идет о таких марках, как Optima и Odyssey.

С необходимостью покупки нового аккумулятора сталкиваются все автовладельцы. Ведь срок работы аккумуляторной батареи автомобиля составляет всего 3-4 года, после чего он начинает барахлить или полностью приходит в непригодность. Особенно актуальным вопрос выбора становится зимой, когда и без того ослабленная вследствие износа батарея просто не в состоянии завести автомобиль. Ведь часть своей силы она дополнительно растрачивает на холод.

К вопросу покупки аккумулятора всегда стоит подходить ответственно. Ведь от того, что вы выберете, напрямую зависит и работа вашего автомобиля, и долговечность, бесперебойность функционирования самой батареи. Рассмотрим детально, как выбрать аккумулятор для автомобиля, на что стоит обратить внимание при выборе.

Существуют разные бренды аккумуляторов для авто

Как выбрать аккумулятор в зависимости от его типа и конструкции?

Тип и конструкция батареи во многом определяют долговечность, пригодность к ремонту, необходимость дополнительного обслуживания во время эксплуатации и другие её качественные показатели. Как правильно выбрать аккумулятор по типу и конструкции?

Типы батарей

Существует всего два типа батарей: свинцовые и кальциевые.

  • Свинцовые (сурьмяные) батареи. Такие аккумуляторы более дешёвые по сравнению с другими видами, к тому же они более устойчивы к разрядке и её последствиям.

Однако важно помнить, что свинец по своей сущности очень токсичный. И хотя процент свинца в пластинах очень низок, практически нулевой, его присутствие делает такую батарею крайне опасной. Как следствие, такие аккумуляторы достаточно сложно утилизировать. К тому же они боятся перезарядки, и если таковая была, то очень быстро стареют, приходят в непригодность. Из недостатков таких батарей можно отметить повышенное газообразование при электролизе. Это не только очень негативно влияет на корпус, а и взрывоопасно. Данные батареи достаточно тяжёлые.

  • Кальциевые аккумуляторы. В таких батареях вместо свинца применяется кальций, что во многом позволяет убрать все недостатки свинцовых батарей. Они значительно меньше по размерам и легче, к тому же у них значительно ниже уровень самозаряда. Кальциевые аккумуляторы не боятся перезарядки, так как батарея просто не возьмёт лишний ток. Из недостатков следует отметить, прежде всего, более высокую стоимость и негативные последствия глубокой разрядки. К примеру, если батарею разрядить более чем на 50% 5 раз, то ресурс аккумулятора значительно упадёт.

Кальциевый тип — Aком

Разновидности и характеристики аккумулятора в зависимости от конструкции

По конструкции батареи также бывают разные. Они подразделяются на те, которые могут обслуживаться, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Самые популярные среди потребителей малообслуживаемые батареи. У них достаточно неплохие электролитические показатели и приемлемая цена.

Как правило, внешне они имеют непрозрачный или наполовину прозрачный корпус с крышкой из пластмассы. В крышке есть отверстия для каждой из банок, внутри корпуса между банками находятся перемычки. Это чаще всего кальциевые батареи или же батареи со сниженным содержанием свинца.

Пластины помещены в индивидуальные пакеты, что защищаем батарею от замыкания банок, вызванного осыпавшимися с пластин продуктами износа. Также в таких батареях есть возможность убирать эти продукты износа.

Сплав пластин обеспечивает меньшее газообразование. Такие батареи имеют больше места для воды и электролита, которые время от времени нужно контролировать. Проверять и доливать аккумулятор приходится не чаще пары раз в год.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

Среди недостатков можно отметить лишь невозможность зарядить и разрядить каждую из отдельных банок, а также сложности в ремонте.

Аккумуляторы нового поколения - необслуживаемые. Они имеют хорошие электролитические показатели и достаточно высокую стоимость. Рекомендованы к применению в автомобилях со стабильной работой электрооборудования, так как они очень чувствительны к поломкам в бортовой электросистеме. Они очень чувствительны как к недозарядам, так и к перезарядам. И тот и другой вариант крайне губительный для такого аккумулятора.

Представитель нового поколения

Внешне их можно отличить по отсутствию горловин для залива электролитов и воды. Внутренне пространство практически полностью закрыто корпусом. Они имеют только одно отверстие - сбоку корпуса для отведения газа. В таких батареях не нужно контролировать уровень электролитов, так как с помощью специальной конструкции пары и конденсат возвращаются обратно в банки.

Наименее популярны сегодня обслуживаемые батареи, несмотря на то, что их можно эксплуатировать очень длительный период, так как они подлежат ремонту. Корпус таких аккумуляторов, как правило, чёрного цвета, пластиковый. Крышка корпуса запечатана с помощью смолы. На крышке между банками расположены свинцовые соединительные шины. Каждая из банок разбирается и при необходимости можно менять пластины каждой из них, заряжать и разряжать банки по отдельности, менять их по мере выработки ресурса. Однако чаще всего для самостоятельного ремонта у рядового автовладельца не хватает ни навыков, ни знаний, а стоимость

Вместе с новыми деталями можно приравнять к стоимости нового устройства.

Технические параметры аккумулятора, которые стоит учитывать при выборе

Помимо типа и конструкции устройства, есть ещё и много других параметров, которые следует учитывать для правильного подбора. Это и сила пускового тока, ёмкость батареи, габариты и вес, типы клемм и даже условия эксплуатации. Только учитывая все технические параметры в совокупности можно выбрать действительно хороший аккумулятор для своего автомобиля.

Сила пускового тока

Это один из самых важных показателей, который нужно учитывать при выборе аккумулятора. Ведь, по сути, подача тока для запуска мотора это и есть основное задание аккумулятора. Сила пускового тока всегда указывается на крышке, измеряется в амперах. Чем он будет большим, тем с большей силой будет вращаться стартер и двигатель. Для запуска разных автомобилей необходим разный ток. Выбирать следует исходя из рекомендаций производителя вашего авто. Ведь если пусковой ток будет меньше, машина просто не заведётся, а если намного больше, то существует огромный риск спалить стартер.

Ёмкость

Ёмкость автомобильного аккумулятора считается также крайне важным показателем при выборе нового устройства для вашего авто. Она измеряется в Ач, и показывает сколько тока способна отдать батарея за единицу времени (час) без подзарядки (к примеру, при поломке генератора или при долго включённых габаритах). Как правило, для легковушек подходят аккумуляторы ёмкостью от 55 до 60 Ач. Однако при выборе лучше всего опираться на советы производителя транспортного средства. Найти рекомендации вы сможете в руководстве пользователя к вашей машине.

Расшифровка маркировки АКБ

Покупать аккумулятор с более низкой ёмкостью, чем рекомендовано заводом-производителем, нецелесообразно. Причин несколько. Во-первых, при правильной работе генератора, такая батарея будет постоянно перезаряжаться, что неизбежно приведёт к более скорому выходу её из строя. Во-вторых, в холодную пору года, даже при несильных морозах, возникает риск не завести машину, так как силы тока просто не хватит для запуска двигателя.

Батареи значительно большей ёмкости также не желательно брать. Если у вас автомобиль работает нормально, система питания, зажигания настроена, то это просто выбрасывание денег на ветер. Ведь батарея с большей ёмкостью и стоить будет дороже. Однако иногда могут быть исключения. К примеру, в автомобиле в процессе эксплуатации было установлено энергоёмкое оборудование, он тюнингован. В таком случае при условиях постоянных городских поездок генератор просто не будет справляться, и батарея обычной ёмкости будет постоянно разряжаться. Чтобы не снимать и постоянно не , можно просто приобрести устройство чуть большей ёмкости. Насколько больше ёмкость тогда необходимо брать - сказать сложно. Как правило, достаточно 5–10 Ач, хотя здесь ограничений нет. Главное, чтобы ваш новый аккумулятор влез в отведённое под него пространство. Потому если планируете покупать батарею большей ёмкости, перед поездкой в магазин, измерьте габариты своего старого аккумулятора.

Габариты устройства

Имеется в виду ширина, высота и длина батарее, а также её вес. Данные показатели, как правило, напрямую связаны с ёмкостью батареи, чем она выше, тем больше и тяжелее аккумулятор. При выборе нового аккумулятора для автомобиля важно знать эти параметры. Так как новый просто может не влезть в отведённое под него пространство или крышка капота до конца не будет закрываться. Относительно параметра веса, стоит учитывать, что батареи сами по себе не лёгкие, и значительная прибавка их веса может негативно сказаться на расходе топлива во время поездок.

Тип клемм и полярность

Существуют батареи с прямой и обратной полярностью. Если смотреть на батарею спереди, то при прямой полярности клемма с «+» находится слева, при обратной наоборот. Большинство автомобилей европейского и азиатского происхождения имеют прямую полярность. Обратная больше характерна для американских машин. Существуют аккумуляторы с 4 клеммами сразу, что значительно упрощает подключение, так как такой аккумулятор можно без труда подключить на любой автомобиль. Важно помнить, что неправильное подключение к клеммам может полностью вывести из строя всю электросистему машины, именно потому крайне важно соблюдать полярность.

Относительно типа клемм, то здесь стоит обратить внимание на их толщину. Европейский тип предполагает толщину «+» клеммы 1,95 см, «-» - 1,79 см. Азиатский тип батарей имеет клеммы меньше, 1,27 и 1,11 см соответственно. Чтобы впоследствии не возникло сложностей с подключением, важно подбирать аккумулятор с необходимым размером клемм.

Особенности выбора батареи в зависимости от условий эксплуатации машины

Не стоит забывать, что условия эксплуатации, а именно температурный режим, частота поездок и дорожные условия также во многом сказываются на работе батареи. Рассмотрим, как выбрать автомобильный аккумулятор с учётом особенностей эксплуатации машины. Первое на что стоит обратить внимание - это температура воздуха. Ведь при понижении температуры возрастает вязкость электролита. Соответственно скорость реагирования батареи снижается, уменьшается сила пускового тока. К тому же при значительном понижении температур батарея хуже принимает заряд, а стартеру необходимо больше энергии для запуска двигателя. Именно потому при эксплуатации в северных районах, где климат прохладней выбор стоит сделать в пользу более ёмких батарей (на 5-10 Ач больше рекомендуемого).

При подборе батареи также стоит учитывать частоту запусков и длительность дистанций. Если автомобиль часто заводить и ездить при этом на короткие дистанции, вероятней всего, вы в скором времени столкнётесь с проблемой потери ёмкости, а в дальнейшем и с выходом из строя аккумулятора. Он просто не успеет заряжаться. В таких случаях лучше потратиться и взять хорошее устройство с низким самозарядом, к примеру, из необслуживаемых батарей. При этом большую ёмкость брать не стоит, так как существует высокая вероятность того что и этот заряд может быть неполным.

Не менее важно при подборе учитывать и качество дорог, по которым ездит ваш автомобиль. Ведь при поездках по бездорожью возрастает вибрация. Это может приводить к крошению пластин и последующей потере ёмкости, возможности замыкания внутри аккумулятора. Потому при выборе важно чтобы у аккумулятора была дополнительная фиксация пластин.

Дополнительные элементы и детали устройства

Наличие дополнительных удобных ручек для переноски батареи, щитки, которые прикрывают клеммы, встроенный индикатор заряда и множество других дополнительных элементов. С одной стороны, такие детали немного удорожают устройство. С другой же они могут стать настоящей находкой в процессе использования аккумулятора.

Какой бренд лучше

На вопрос достаточно сложно ответить, ведь здесь все очень субъективно. Ведь никто не застрахован от заводского брака. По отзывам потребителей, больший процент брака встречается среди устройств отечественного производителя, особые нарекания на форумах на продукцию тюменского завода. Хотя многие российские производители выпускают достаточно качественную и приемлемую по ценам продукцию. Достаточно неплохие отзывы у аккумуляторов «Аком», «Пилот», «Титан».

Батареи импортного производства, как правило, реже попадаются с браком. Выбор огромный, потому подобрать то что нужно не составит труда. Однако импортные батареи чаще подделывают, потому здесь очень важно быть внимательным, чтоб выбрать именно оригинал, а не подделку. Из импортных неплохо себя зарекомендовали батареи немецкого производства - Bosch и Varta. По отзывам потребителей, они сегодня признанными одними из лучших.

Проверка батареи перед покупкой

Это завершающий, но в то же время очень важный этап выбора аккумулятора. Перед покупкой важно осмотреть выбранное устройство, проверить не подтекает ли электролит. Важно проверить дату выпуска, она должна быть меньше года. Если батарея изготовлена больше года назад и за это время её не подзаряжали время от времени, то она просто могла разрядиться, а это негативно скажется в процессе её эксплуатации, ведь без подзарядки она приходит в непригодность. Обратите внимание на внешний вид батареи и клемм. На них не должно быть никаких повреждений, сколов, царапин. Относительно клемм, то наличие каких-то царапин и потёртостей на них может свидетельствовать о том, что батарею уже эксплуатировали, а проверить как интенсивно и для каких нужд вы не сможете.

Лучше обратиться в магазин Моторс

Традиционный вопрос: «Какой аккумулятор лучше?» – рано или поздно задает себе каждый автомобилист. Но вот слово "лучше" каждый понимает по своему: опытные водители хотят понять, действительно ли они приобретут АКБ с нужными им характеристиками за справедливую цену, а новички, как правило, хотят купить товар сразу "лучший во всех отношениях".

Популярность темы оправдана, ведь даже очень далёкие от техники водители, знающие названия всего двух-трёх автомобильных компонентов (шины, дворники, домкрат) понимают, что аккумуляторная батарея может выручить, а может и подвести в неподходящий момент.

Понимание основ устройства автомобильного аккумулятора, знание его основных характеристик, особенностей обслуживания и репутации производителей помогут с правильным выбором этой важной составляющей транспортного средства.

Устройство и принцип работы аккумулятора

В основе физического (точнее физико-химического) принципа работы автомобильного аккумулятора лежит явление, известное более 200 лет: между пластинами разных металлов, помещённых в кислую среду (электролит) возникает разность потенциалов. При подключении к этим пластинам (электродам) внешнего потребителя электричества в образовавшейся цепи протекает ток, а в жидкой среде – химическая реакция.

Схематично это выглядит следующим образом:

  1. Положительная пластина аккумулятора (катод) соединяется с отрицательной (анод) через нагрузку (лампочка).
  2. Частицы, заряженные отрицательно, от анода перемещаются к катоду, а по проводам через нагрузку протекает электрический ток.
  3. При этом у анода протекают окислительные реакции, а у катода восстановительные.

Описанный процесс – обратимый: при подключении к электродам внешнего источника питания процесс протекает в обратном порядке.

Устройство типичного автомобильного аккумулятора приведено на следующем рисунке:


Материалы основных элементов такого типа аккумуляторов:

  • свинец для пластин отрицательной полярности;
  • диоксид (разновидность окисла) свинца – материал пластин положительной полярности;
  • рабочая жидкость (электролит) – водный раствор серной кислоты.

В процессе разряда происходит электрохимическая реакция, при которой материал пластин положительного электрода (свинец) вступает во взаимодействие с электролитом (раствор соляной кислоты) с образованием сульфата свинца и воды. На отрицательных пластинах также происходит образование сульфата свинца. При заряде батареи процесс протекает в обратном направлении.

Конечно, обратный процесс (заряда) происходит с некоторыми потерями: часть сульфатного покрытия со временем неизбежно кристаллизуется в нерастворимую субстанцию, которая снижает рабочую площадь, а значит и эффективность работы пластин. Это хорошо известный на практике процесс сульфатации. Ускорение процесса сульфатации и последующего разрушения пластин возможно, если после глубокого разряда аккумулятор длительное время не заряжается.

Корпус автомобильного аккумулятора выполнен из термопрочного и устойчивого к кислоте пластика и содержит шесть последовательно соединённых блоков (их ещё называют банками). В каждой банке расположены блоки свинцовых пластин отрицательной и положительной полярности, разделённых специальными перегородками – сепараторами.

Виды и типы автомобильных аккумуляторов

Традиционная аккумуляторная батарея со свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты в качестве электролита относится к классу свинцово-кислотных или WET («мокрых» в зарубежной терминологии) аккумуляторов. В автомобилях такой тип аккумуляторов используется давно и пережил уже несколько этапов эволюции, связанных с трудоёмкостью технического обслуживания.

Дело в том, что в процессе циклов заряда и разряда происходит образование дополнительного количества воды, которая испаряясь, меняет плотность электролита. Кроме того химическая реакция в электролите сопровождается не только образованием сульфата свинца и воды, но и выделением газов (водорода и кислорода) и образованием паров самого электролита.

Особенно активно процесс газообразования происходит во время интенсивной езды и заряда аккумулятора большими токами – тогда говорят что АКБ «кипит».

Испарение части электролита не только меняет плотность, но и оголяет верхнюю часть пластин, ухудшая эффективность работы аккумулятора и его долговечность. Вот почему ещё в недалёком прошлом свинцово-кислотные аккумуляторы помимо контроля над уровнем заряда требовали постоянной проверки плотности и уровня электролита, а периодическое обслуживание являлось неотъемлемой частью эксплуатации.

Помимо сульфатации и испарения электролита у аккумуляторов этого типа материал пластин взаимодействует с водой, образуя окислы свинца – источники коррозии и постепенного разрушения пластин.

Совершенствование аккумуляторов предусматривало в первую очередь снижение отрицательного эффекта от этих трёх факторов, а основные пути решения проблем – в применении новых материалов.

Так, использование сурьмы для увеличения долговечности пластин было известно давно. Современные технологии позволили уменьшить процентное содержание этого элемента и за счёт этого добиться заметного снижения интенсивности «кипения». Время на обслуживание батарей значительно сокращается, и их уже называют малообслуживаемыми .

Следующий шаг к совершенствованию автомобильных аккумуляторов – использование в свинцовом сплаве кальция – позволил еще больше снизить интенсивность газообразования и повысить напряжение саморазряда. Теперь аккумуляторы можно было дольше хранить в разряженном состоянии, а процесс выкипания электролита стал играть настолько несущественную роль, что аккумуляторы перешли в класс необслуживаемые (хотя это не совсем так: зарядка АКБ – это одна из операций обслуживания).

«Необслуживаемые» аккумуляторы для легковых автомобилей уже почти не выпускаются. А вот «малообслуживаемые» (иногда их причисляют к «необслуживаемым») вполне разумно использовать на тех машинах (особенно с пробегом), в которых бортовая сеть нестабильна: эти АКБ устойчивы к перепадам нагрузки.

Промежуточное положение между малосурьмянистыми и кальциевыми аккумуляторами занимают гибридные АКБ . В них пластины положительных электродов выполняют с малым содержанием сурьмы, а отрицательные содержат кальций. Такое решение позволяет сочетать в какой-то степени достоинства обоих вариантов, но, увы, и недостатки тоже. Дело в том, что «кальциевые» аккумуляторы как раз чувствительны к перепадам бортовой сети.

Следующими важными шагами в совершенствовании автомобильных аккумуляторов стали конструкторско-технологические решения, обеспечившие переход электролита из жидкого состояния в гелеобразное. Аккумуляторы, изготовленные по технологии, предусматривающей в качестве электролита гель, а не жидкость стали называть гелевыми .

Применение геля позволило решить сразу несколько задач:

  • безопасности – раствор серной кислоты чрезвычайно опасен и для человека и для окружающей среды, а вероятность утечек существует всегда;
  • ориентации – гелеобразное состояние позволяет эксплуатировать аккумулятор под любым наклоном линии горизонта – электролит в нём надёжно зафиксирован;
  • вибростойкости – гелиевому наполнителю не страшна тряска на ухабах – он закреплён по отношению к электродным пластинам, исключается вероятность оголения части поверхности электрода.

Одной из разновидностей гелевых (хотя по этому поводу идут терминологические споры) стали AGM аккумуляторы (AGM – аббревиатура Absorbent Glass Mat – абсорбирующий стекломатериал), названные так по соответствующей технологии. Особенность AGM в том, что между пластинами находится специальный пористый материал, удерживающий электролит и дополнительно предохраняющий пластины от осыпания.

Аккумуляторы, в которых в качестве электролита используется загущённая до консистенции геля жидкость, в легковых автомобилях не применяются.

Основные характеристики автомобильных аккумуляторов

Обычно заводы–изготовители при маркировке продукции и в сопроводительной документации приводят следующий перечень характеристик АКБ:

  • Ёмкость номинальная – характеризует ток, который АКБ будет отдавать в течение 20 часов разряда до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 о С. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч должен на указанных условиях отдавать ток не менее 3 А. Но зависимость здесь нелинейная: отдавать 60 А в течение часа аккумулятор не сможет;
  • Ёмкость резервная – характеризует время разряда полностью заряженной АКБ током 25 А до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 о С. Резервная ёмкость составляет 1,63 от соответствующего показателя номинальной ёмкости, определённого экспериментальным путём;
  • Ток холодной прокрутки – разрядный ток, который может выдать АКБ при температуре минус 18 о С в течение 10 секунд и напряжении не менее 7,5 В. Определяется экспериментально и зависит от стандарта проведения измерений;
  • Полярность – конструктивное расположение клемм на крышке АКБ. Клеммы расположены ближе или дальше от большей стороны прямоугольника крышки. Если смотреть сверху от ближней стороны и плюсовая клемма расположена слева – полярность прямая;
  • Размеры . Необходимо прочно закрепить аккумулятор на штатной площадке, и в этом смысле важна ширина: она не должна превышать ширину площадки (имеющую, как правило, ограничительные буртики). В отношении длины и высоты АКБ почти всегда существует запас по посадочным размерам.

Перечень характеристик АКБ приведенным списком не ограничивается: существуют ещё такие показатели, как внутреннее сопротивление, электродвижущая сила, степень зарядки и другие, но они представляют интерес скорее для специалистов.

Критерии выбора аккумулятора для автомобиля

Автомобильный аккумулятор предназначен не только для запуска двигателя. Он служит также источником питания бортовой электроники и помогает генератору справиться с пиковыми режимами нагрузки. Поэтому выбор АКБ необходимо начинать с проверки соответствия основных характеристик рекомендованным производителем автомобиля.

  1. Номинальная ёмкость аккумулятора не должна значительно отличаться от рекомендованной: низкое значение не обеспечит требуемый ток в критической ситуации (отказ генератора, мороз) и потребует более частой зарядки. А за большую ёмкость надо будет переплачивать.

И всё же номинальная ёмкость для конечного потребителя носит скорее справочный характер. На практике куда важнее понимать, сколько времени есть у водителя при отказавшем генераторе (резервная ёмкость) и каковы пусковые качества АКБ на морозе (ток холодной прокрутки).

  1. Выбор «обслуживаемый» или «необслуживаемый» перед потребителем практически не стоит – АКБ для современных автомобилей выпускаются «необслуживаемыми». Не принципиальное исключение составляют АКБ с малым содержанием сурьмы для автомобилей с нестабильной бортовой сетью.
  2. А вот выбор по критерию состояния электролита (WET – свинцово-кислотный, или AGM) достаточно актуален. Требования к качеству и стабильности бортовой сети, особенно для автомобилей иностранных производителей среднего и, тем более, премиум-класса определяют и вид аккумулятора: обеспечение повышенного потребления энергии и способность выдерживать глубокий разряд требуют использования более современных AGM аккумуляторов.
  3. Не последнюю роль при выборе играет репутация производителя, хотя подделки на рынке этого товара встречаются редко.
  4. Наконец, один из главных критериев – стоимость, зависит как от вида аккумулятора (современные AGM дороже предшественников), так и от производителя.

Конкуренция на рынке автомобильных аккумуляторов всегда находилась на высоком уровне, и рейтинги многочисленных брендов публикуются различными изданиями ежегодно. Для массового потребителя важна в первую очередь оценка по параметрам практического использования и их соотношению с ценой (проще говоря – соотношение цена/качество). А последние год-два удельный вес цены в этом соотношении вырос.

Большее доверие вызывают рейтинги проверенных временем изданий. В России это, конечно, журнал «За рулём» . В 2016 г. рейтинг аккумуляторных батарей составлялся изданием на основе оценки по результатам испытаний практически важных для потребителя параметров: резервной ёмкости, приведенной энергии пуска (производная тока холодной прокрутки) и способности принимать заряд при постоянном внешнем напряжении.

Оценка проводилась на двух десятках образцов АКБ российских и зарубежных производителей по скоринговому методу (начисление баллов в зависимости от количественного результата испытаний и стоимости образца) и дала следующие результаты:

  • в топ 10 вошли четыре российские модели: две тюменские и две иркутские, причем тюменская Premium 6СТ – 64 завоевала первое место;
  • традиционно сильные позиции у немецкой VARTA (2 место), турецкой MUTLU (3 место) и южнокорейской Medalist (4 место);
  • бренды TAB (Евросоюз, 7 место) и BOSCH (10 место) могли бы показать и лучшие технические результаты, но возможно сказалось длительное хранение образца в магазине. А помимо этого у BOSCH позицию снизила высокая цена.

Видео: как выбрать аккумулятор для автомобиля

Понравилось? Лайкни нас на Facebook