Продажи новых автомобилей в россии удивили даже оптимистов. Продажи автомобилей в России: начался рост Продажи новых автомобилей в июле

А по итогам первого полугодия речь идет уже о 6%. Такие цифры говорят о том, что российский рынок начал выходить из кризиса. И если в будущем не будет новых потрясений, то эксперты ожидают роста в ближайшей перспективе.

«Российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами. 15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года. Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 год, которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Причем производители, которые входят в лидирующую группу, показали в июне рост продаж на 20-30%! И во многом благодаря двум последним удачным месяцам по итогам полугодия у нас практически нет неудачников с минусом. Разве что УАЗ , который весь кризис демонстрировал стабильные продажи, вдруг начал проседать вниз. Не забывайте, что дорожали не только иномарки - цены поднимал и Ульяновский завод. В итоге сейчас хорошо оснащенный «Патриот» стоит уже больше миллиона рублей. И, видимо, для многих потенциальных покупателей ульяновских внедорожников эта сумма кажется чрезмерной.

Еще можно отметить снижение продаж у Audi. В июне компания показала минус 30%, а по итогам полугодия - уже минус 24%. Хотя и многие другие производители премиальных машин имеют сложности с продажами: Mercedes-Benz по итогам 6 месяцев потерял 7%, у Lexus минус 5%, у Porsche минус 17%, а у BMW продажи хоть и выросли, но всего на 3%.

Лидеры по итогам полугодия следующие: Lada, Kia и Hyundai. Причем если еще недавно две корейские компании шли на равных, то в 2017 Kia уверенно обогнала своих конкурентов - по итогам 6 месяцев разница в общих объемах продаж составляет уже 15 тысяч.

В «личном зачете» по итогам полугодия пока лидирует Kia Rio . Однако «Гранта» не хочет просто так сдаваться - после нескольких сложных месяцев, именно она в июне возглавила список самых популярных машин в стране! И не исключено, что в июле Lada Granta вновь станет первой, ведь «Рио» сейчас переживает смену поколения (заказы на новую модель начнут принимать уже с 1 августа), а продажи «Соляриса» просели из-за «Креты» - покупатели приходя в салон нередко решают взять не седан, а кроссовер (пусть он и немного дороже). Кстати, именно «Крета» сейчас возглавляет список самых популярных SUV в России опережая не только Toyota RAV4 , но и «Дастер».

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за периоды июнь 2017/2016 гг. и январь–июнь 2017/2016 гг.
Марка Июнь Январь–июнь
2017 2016 YoY 2017 2016 YoY
Lada 27 396 22 229 23% 140 231 124 353 13%
KIA 16 755 12 780 31% 85 189 69 766 22%
Hyundai 14 673 12 001 22% 70 588 64 334 10%
Renault* 12 239 10 075 21% 60 834 52 041 17%
Toyota* 9 059 7 087 28% 43 895 44 239 -1%
VW 7 357 6 218 18% 39 627 33 624 18%
Nissan* 6 900 6 009 15% 35 208 36 324 -3%
Škoda 5 656 4 796 18% 28 701 26 890 7%
ГАЗ ком.авт.* 5 175 6 103 -15% 25 053 24 750 1%
Ford* 4 557 3 689 24% 21 907 20 678 6%
Mercedes-Benz 3 232 3 311 -2% 17 726 19 141 -7%
УАЗ* 2 849 4 708 -39% 18 410 21 310 -14%
BMW 2 665 2 301 16% 14 571 14 161 3%
Chevrolet 2 574 2 914 -12% 14 889 14 783 1%
Mazda 2 274 1 764 29% 11 051 9 147 21%
Lexus 1 921 1 617 19% 10 577 11 088 -5%
Datsun 1 898 1 539 23% 10 895 8 229 32%
Mitsubishi 1 712 1 402 22% 8 711 8 709 0%
Audi 1 610 2 300 -30% 8 408 11 132 -24%
Lifan 1 321 1 310 1% 7 152 7 565 -5%
Ravon 1 239 - - 4 946 - -
Land Rover 812 674 20% 4 557 4 739 -4%
Volvo 799 720 11% 3 158 2 344 35%
VW vans* 660 450 47% 3 195 2 653 20%
Chery 605 444 36% 2 625 2 673 -2%
Subaru 540 470 15% 2 533 2 630 -4%
Mercedes-Benz Vans* 498 759 -34% 2 749 2 731 1%
Infiniti 479 417 15% 2 632 2 271 16%
Citroёn* 445 481 -7% 2 006 2 127 -6%
Peugeot* 430 480 -10% 2 215 1 870 18%
Porsche 380 370 3% 1 956 2 361 -17%
Suzuki 332 343 -3% 2 039 2 883 -29%
Genesis 228 - - 515 - -
FIAT* 196 182 8% 1 023 1 232 -17%
Haval 182 - - 869 - -
Geely 181 342 -47% 1 085 3 108 -65%
Jaguar 175 298 -41% 1 205 721 67%
Cadillac 165 107 54% 726 599 21%
MINI 151 121 25% 694 623 11%
Jeep 125 78 60% 747 606 23%
Zotye 108 21 414% 469 74 534%
smart 100 41 144% 338 135 150%
Changan 88 24 267% 737 307 140%
Isuzu* 72 33 118% 317 248 28%
Iveco* 52 50 4% 176 318 -45%
DFM 50 94 -47% 265 608 -56%
FAW 50 63 -21% 230 500 -54%
Foton* 36 9 300% 124 27 359%
Honda 31 126 -75% 479 719 -33%
SsangYong 16 92 -83% 70 1 020 -93%
Brilliance 16 75 -79% 95 646 -85%
BAW* 14 12 17% 73 93 -22%
Hyundai LCV 4 - - 53 - -
Chrysler 2 2 0% 5 16 -69%
Alfa Romeo - 12 - 0 53 -
Acura - - - - 163 -
Daewoo - 1 136 - - 8 574 -
Haima - - - - 114 -
ИТОГО 141 084 122 679 15,0% 718 529 672 050 6,9%

Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV

25 самых продаваемых новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ по моделям за периоды июнь 2017/2016 гг. и январь–июнь 2017/2016 гг.

Модель Бренд Июнь
2017 2016 YoY
1 Granta Lada 8 552 7 219 1 333
2 Rio KIA 8 032 8 629 -597
3 Solaris Hyundai 7 485 8 676 -1 191
4 Vesta Lada 6 609 5 128 1 481
5 Creta Hyundai 4 012 - -
6 Duster Renault 3 923 3 889 34
7 Polo VW 3 630 3 605 25
8 RAV 4 Toyota 3 567 2 017 1 550
9 Largus Lada 3 236 2 838 398
10 Camry Toyota 3 156 2 976 180
11 Sportage KIA 2 929 1 701 1 228
12 Kaptur Renault 2 817 554 2 263
13 Logan Renault 2 814 2 870 -56
14 XRAY Lada 2 761 1 795 966
15 Rapid Škoda 2 709 2 118 591
16 Sandero Renault 2 637 2 619 18
17 Tiguan VW 2 552 846 1 706
18 NIVA Chevrolet 2 488 2 868 -380
19 4×4 Lada 2 270 1 925 345
20 Octavia A7 Škoda 1 996 2 078 -82
21 Kalina Lada 1 941 1 303 638
22 Terrano Nissan 1 880 1 213 667
23 X-Trail Nissan 1 841 2 006 -165
24 on-DO Datsun 1 810 1 024 786
25 CX-5 Mazda 1 746 1 279 467
24 143 - - 6 Polo VW 21 718 21 359 359 7 Duster Renault 19 809 23 306 -3 497 8 RAV 4 Toyota 16 016 16 169 -153 9 XRAY Lada 15 453 8 042 7 411 10 NIVA Chevrolet 14 436 14 540 -104 11 Kaptur Renault 14 141 554 13 587 12 Camry Toyota 13 984 13 178 806 13 Rapid Škoda 13 936 12 453 1 483 14 Largus Lada 13 687 14 547 -860 15 Sandero Renault 13 472 13 498 -26 16 Logan Renault 13 334 13 830 -496 17 4×4 Lada 13 025 13 067 -42 18 Sportage KIA 12 800 8 635 4 165 19 Tiguan VW 12 048 4 126 7 922 20 Octavia A7 Škoda 10 779 10 591 188 21 X-Trail Nissan 10 431 8 786 1 645 22 Qashqai Nissan 9 801 9 178 623 23 Kalina Lada 9 784 10 591 -807 24 on-DO Datsun 8 536 6 000 2 536 25 CX-5 Mazda 8 027 6 307 1 720

Июль 2018 года для российского рынка легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), оказался довольно неплохим месяцем. Автомобильный рынок, по итогам июля, продемонстрировал рост 10,6% и составили 143452 машины, всего же за 7 месяцев текущего года, рост составил 17%, 992673 реализованных автомобилей.

Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:

«Июль не принёс фундаментальных изменений. Рынок продаж продолжил восстановление с комфортным для себя двузначным показателем уже 15-й месяц подряд. Основным драйвером роста остается позитивная тенденция в росте доверия потребителя, подталкивающая его, наконец, сменить свой старый автомобиль на новый».

АвтоВАЗ, в июле, снова смог удержать лидерство, реализовав 29389 автомобилей LADA, что на 11% выше показателя годичной давности. Второе место по объему продаж заняла KIA – реализация 18508 машин (+14%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с показателем 14364 проданных автомобиля, что на 20% больше по сравнению с прошлым годом. Далее следует Renault – автомобили этой марки выбрали 10518 покупателей (-4%). Замыкает пятерку лидеров Toyota, чьи продажи составили 9737 машин (+22%).

В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам июля также вошли Volkswagen (8611 шт., +19%), Skoda (6616 шт., +25%), Nissan (5961 шт., +4%), ГАЗ (5068 шт., +6%) и Ford (3868 шт., -6%).

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, за июль 2018\2017 и период январь-июль 2017\2018. По данным АЕБ.

МАРКА

ИЮЛЬ ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ
2018 2017 % 2018 2017 %
Lada 29 389 26 502 11% 199 273 166 733 20%
KIA 18 508 16 187 14% 129 722 101 376 28%
Hyundai 14 364 11 952 20% 101 399 82 540 23%
Renault* 10 518 10 982 -4% 81 362 71 816 13%
Toyota* 9 737 7 986 22% 56 831 51 881 10%
VW 8 611 7 239 19% 56 769 46 866 21%
Škoda 6 616 5 307 25% 42 955 34 008 26%
Nissan 5 961 5 717 4% 42 998 40 925 5%
ГАЗ ком.авт. 5 068 4 790 6% 32 163 29 843 8%
Ford 3 868 4 104 -6% 29 533 26 011 14%
Mitsubishi 3 539 1 527 132% 23 642 10 238 131%
Mercedes-Benz 3 111 3 065 2% 21 615 20 791 4%
BMW 2 907 2 350 24% 19 896 16 921 18%
УАЗ* 2 726 2 802 -3% 20 261 21 212 -4%
Mazda 2 567 2 140 20% 16 829 13 191 28%
Chevrolet 2 004 2 483 -19% 16 531 17 372 -5%
Lexus 1 966 1 938 1% 13 473 12 515 8%
Datsun 1 427 1 950 -27% 9 999 12 845 -22%
Lifan 1 315 1 298 1% 8 667 8 450 3%
Audi 1 272 1 302 -2% 8 646 9 710 -11%
Land Rover 671 719 -7% 5 108 5 276 -3%
Peugeot* 594 408 46% 3 549 2 623 35%
VW ком.авт. 570 565 1% 4 120 3 760 10%
Subaru 563 443 27% 4 200 2 976 41%
Suzuki 521 353 48% 2 890 2 392 21%
Volvo 496 484 2% 3 628 3 642 0%
Mercedes-Benzком.авт. 474 419 13% 3 737 3 168 18%
Honda 433 104 316% 2 620 583 349%
Porsche 409 386 6% 2 553 2 342 9%
Chery 404 484 -17% 3 329 3 109 7%
Infiniti 351 399 -12% 2 496 3 031 -18%
Zotye 281 58 384% 1 491 527 183%
Citroёn* 278 413 -33% 2 423 2 419 0%
Haval 259 140 85% 1 414 1 009 40%
Geely 217 226 -4% 1 268 1 311 -3%
MINI 208 149 40% 1 310 843 55%
Jaguar 204 148 38% 1 327 1 353 -2%
Changan 184 95 94% 887 832 7%
Genesis 148 48 208% 826 563 47%
Jeep 135 102 32% 820 849 -3%
FAW 125 48 160% 851 278 206%
DFM 119 45 164% 749 310 142%
Iveco* 85 27 215% 331 203 63%
Cadillac 62 65 -5% 592 791 -25%
FIAT* 48 159 -70% 789 1 182 -33%
Isuzu* 42 80 -48% 386 397 -3%
smart 38 97 -61% 564 435 30%
HTM 21 6 250% 62 77 -19%
Hyundaiком.авт. 18 9 100% 174 62 181%
Brilliance 14 12 17% 97 107 -9%
SsangYong 4 6 -33% 80 76 5%
Chrysler 2 1 100% 39 6 550%
Ravon 0 1 275 - 5 184 6 221 -17%
Foton * n/a 50 - 215 174 24%
Baw - 12 - - 85 -

Итого

143 452

129 656

992 673

848 256

25 самых продаваемых автомобилей в РФ по моделям за июль 2018/2017 гг. По данным АЕБ.

МОДЕЛЬ

БРЕНД

ИЮЛЬ
2018 2017 шт.
1 Vesta Lada 8 991 6 491 2 500
2 Rio KIA 7 801 8 456 -655
3 Granta Lada 7 599 8 134 -535
4 Polo VW 5 618 4 014 1 604
5 Solaris Hyundai 5 351 6 951 -1600
6 Creta Hyundai 5 309 3 202 2 107
7 Largus Lada 3 617 3 021 596
8 Camry Toyota 3 364 2 985 379
9 XRAY Lada 3 312 2 493 819
10 Duster Renault 3 036 3 171 -135
11 RAV 4 Toyota 2 988 2 673 315
12 Sandero Renault 2 877 2 549 328
13 Sportage KIA 2 791 2 138 653
14 Rapid Škoda 2 779 2 503 276
15 4x4 Lada 2 453 2 463 -10
16 Logan Renault 2 392 2 644 -252
17 Tiguan VW 2 242 2 134 108
18 Soul KIA 2 044 1 202 842
19 Tucson Hyundai 1 971 534 1 437
20 NIVA Chevrolet 1 943 2 416 -473
21 Outlander Mitsubishi 1 889 1 131 758
22 Kaptur Renault 1 871 2 383 -512
23 Octavia A7 Škoda 1 832 1 959 -127
24 KodiaqCKD Škoda 1 765 0 1 765
25 CX-5 Mazda 1 730 1 662 68

25 самых продаваемых автомобилей в РФ по моделям за январь-июль 2018/2017 гг. По данным АЕБ.

МОДЕЛЬ

БРЕНД

ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ
2018 2017 шт.
1 Rio KIA 59 359 54 614 4 745
2 Vesta Lada 58 626 41 086 17 540
3 Granta Lada 53 271 50 130 3 141
4 Solaris Hyundai 39 208 39 696 -488
5 Creta Hyundai 38 533 27 345 11 188
6 Polo VW 32 584 25 732 6 852
7 Largus Lada 24 606 16 708 7 898
8 Duster Renault 24 326 22 980 1 346
9 Rapid Škoda 19 743 16 439 3 304
10 XRAY Lada 19 700 17 946 1 754
11 Sportage KIA 19 451 14 938 4 513
12 Sandero Renault 18 658 16 021 2 637
13 Logan Renault 18 511 15 978 2 533
14 4x4 Lada 17 824 15 488 2 336
15 Tiguan VW 17 821 14 182 3 639
16 Kaptur Renault 17 460 16 524 936
17 Camry Toyota 17 248 16 969 279
18 RAV 4 Toyota 16 411 18 689 -2 278
19 NIVA Chevrolet 16 146 16 852 -706
20 Octavia A7 Škoda 13 770 12 738 1 032
21 Outlander Mitsubishi 13 218 8 465 4 753
22 Cee"d KIA 12 363 9 151 3 212
23 Tucson Hyundai 12 189 5 605 6 584
24 X-Trail Nissan 11 979 11 488 491
25 CX-5 Mazda 11 949 9 689 2 260
  • В июле 2017 года в России было реализовано 16 187 автомобилей KIA, что на 36,7% больше, чем годом ранее.
  • За первые семь месяцев года было реализовано 101 376 автомобилей KIA, на 24,2% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Рост объема продаж KIA почти втрое превысил среднерыночный показатель за период с января по июль.
  • Согласно предварительным оценкам, KIA удерживает лидерство среди всех представленных на российском рынке иностранных брендов по итогам июля и первых семи месяцев года с рыночной долей 12,4% и 12,0% соответственно.
  • 10 из 12 предлагаемых KIA в России моделей в июле продемонстрировали положительную динамику продаж по сравнению с июлем 2016 года. Для трех моделей в июле достигнут рекордный с начала года объем продаж.
  • Самыми популярными моделями KIA на российском рынке как по итогам минувшего месяца, так и по итогам полугодия остаются Rio, Sportage и cee’d.

Москва, 2 августа 2017 года - Компания KIA Motors Rus объявляет результаты продаж в России в июле и за период с января по июль 2017 года.

В июле 2017 года в России было реализовано 16 187 автомобилей KIA, что на 36,7% больше, чем в июле 2016 года. Такой показатель почти вдвое превышает среднерыночный темп восстановления объемов продаж, составивший в июле 2017 года 19,8%. По итогам периода с января по июль темпы роста объема продаж KIA превышают среднерыночные почти втрое - 24,2% против 8,5%. За первые семь месяцев года своих клиентов нашли 101 376 автомобилей KIA.

Согласно предварительным оценкам, KIA сохраняет лидирующие позиции среди всех представленных в России иностранных автомобильных брендов. На долю KIA пришлось 12,4% рынка по итогам июля и 12,0% по итогам периода с января по июль. Увеличение рыночной доли KIA по сравнению с показателями прошлого года составило 1,6% по обоим периодам.

Десять из 12 представленных в российской линейке марки моделей в июле продемонстрировали положительную динамику. Наиболее существенным оказался рост спроса по сравнению с июлем 2016 года на флагманский кроссовер Sorento Prime 1 (+338%), стильный городской кроссовер Soul (+202%), семейный кроссовер Sorento второго поколения (+176,8%) и обновленный седан Cerato (+149%). Для трех моделей - Soul, Cerato и Sorento второго поколения - июль стал рекордным по объему продаж с показателями 1 202, 620 и 465 проданных автомобилей соответственно. По итогам семи месяцев лидерами по приросту спроса являются флагманский кроссовер KIA Sorento Prime (+163,7%) и седан бизнес-класса KIA Optima (+103,3%).

Тройка наиболее востребованных моделей KIA на российском рынке остается неизменной. Как по итогам июля, так и по итогам первых семи месяцев 2017 года, в лидерах продаж находятся компактная модель сегмента «В+» Rio 2 (8 456 и 54 614 автомобилей соответственно), компактный кроссовер Sportage (2 138 и 14 938) и семейство моделей cee’d (1 272 и 9 151). Однако по итогам июля к тройке лидеров вплотную приблизился городской кроссовер Soul c показателем 1 202 реализованных за месяц автомобиля. KIA Rio согласно предварительным оценкам сохранил в июле свои лидирующие позиции, а запуск нового поколения KIA Rio в августе призван еще больше усилить позиции модели.

Значительная доля продаж KIA Motors Rus приходится на продажи с использованием продуктов, разрабатываемых KIA Finance вместе с банками-партнерами и партнерскими страховыми компаниями. В июле на продажи в кредит пришлось 34,3% от всех продаж автомобилей KIA, а по итогам полугодия их доля составила 32,5%.

Безусловным успехом пользуется программа продаж сертифицированных автомобилей с пробегом «KIA Уверен», к которой в настоящее время подключилось уже 64 дилерских центра. В июле 2017 года по программе «КIA Уверен» было реализовано 392 автомобиля, что на 75% больше, чем годом ранее. За первые семь месяцев года в рамках этой программы нашло своих клиентов 2 673 автомобиля (+273% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года).

На конец июля 2017 года в 94 городах РФ действовал 181 официальный дилер KIA.

Приложение: Объём продаж автомобилей KIA в России в июле и в январе-июле 2017 года


Июль 2017 года Динамика в сравнении с июлем 2016 года Январь - июль 2017 года Динамика в сравнении с январем-июлем 2016 года
KIA Picanto 226 +89,9% 1 410 +32,5%
KIA Cerato 620 +149,0% 3 609 +57,5%
KIA Optima 1 189 +106,8% 6 031 +103,3%
KIA Sorento 465 +176,8% 2 432 -10,9%
KIA Sorento Prime 530 +338,0% 3 217 +163,7%
KIA Quoris 11 -45,0% 92 -31,9%
KIA Mohave 59 +1,7% 304 -14,6%
KIA Soul 1 202 +202,0% 5 248 +53,6%
KIA cee"d 1 272 +21,8% 9 151 -3,8%
KIA Sportage 2 138 +55,4% 14 938 +49,2%
KIA Venga 19 -76,5% 330 -59,8%
KIA Rio 8 456 +10,8% 54 614 +16,0%
Всего 16 187 +36,7% 101 376 +24,2%
  • 1 KIA Sorento Prime - уникальное название модели для российского рынка. В других странах мира этот кроссовер называется KIA Sorento третьего поколения.
  • 2 В России под названием KIA Rio представлен иной продукт, чем в других странах мира. Модель разработана специально для российского рынка. По сравнению с одноименной моделью на других рынках KIA Rio российского производства имеет другой кузов и иные габаритные размеры, в частности, увеличенную колесную базу, отличается линейкой двигателей и настройками подвески, а также оснащением, например, уникальным пакетом «Теплые опции».

Начавшийся несколько месяцев рост рынка продолжается и набирает темп: за предыдущий месяц дилеры продали 129 685 автомобилей, что сразу на 19% больше, чем годом ранее. В мае и июне этого года был отмечен рост продаж на 15%.

Лидирующая среди марок «Лада» стабильно растёт на 22%, но идущая второй Kia прибавила ещё больше - 37%. Все массовые марки тоже увеличили продажи, а бренды Datsun, Peugeot и Citroen могут похвастаться полуторакратным ростом. Единственное исключение на общем фоне - УАЗ, продолжающий терять покупателей.

У китайских марок Lifan и Geely отмечен небольшой спад продаж, а Chery увеличил реализацию на 11% после обновления модельного ряда весной этого года. Возвращение бренда SsangYong на российский рынок пока не принесло результата: в течение июля продано всего 6 кроссоверов марки.

Марка Количество Изменение к 2016 году, %
1 Лада 26502 +22
2 Kia 16187 +37
3 Hyundai 11961 +11
4 Renault 10 982 +20
5 Toyota 7986 +12
6 Volkswagen 7804 +24
7 Nissan 5717 +20
8 Skoda 5307 +14
9 ГАЗ 4790 +16
10 Ford 4104 +24
В июне « » обогнала и стала самой продаваемой моделью на рынке, но в июле «кореец» вернул упущенное лидерство - благодаря скидкам на машины предыдущего поколения. Далее как и прежде следуют « » и « », а смог опередить кроссоверы и и поднялся на пятое место рейтинга.

Продажи новых автомобилей в России в июле 2017 года

Модель Количество Изменение к 2016 году, %
1 Kia Rio 8 456 + 11
2 Лада Гранта 8 134 +28
3 Hyundai Solaris 6 951 -12
4 Лада Веста 6 491 +25
5 Volkswagen Polo 4 014 -3
6 Hyundai Creta 3 202 -
7 Renault Duster 3 171 +2
8 Лада Ларгус 3 021 +20
9 Toyota Camry 2 985 +4
10 Toyota RAV4 2 673 +23

Ситуацию на российском автомобильном рынке прокомментировал Александр Зиновьев, заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр».

В целом рынок растет, и это неплохо, но лишь за счет масс-сегмента. Господдержка влияет только на массовый сегмент – программы утилизации и трейд-ин, льготное автокредитование, новые программы «Новый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Август - традиционно самый сложный месяц не только в авторитэйле, но и вообще в продажах. Связано это с отпусками, подготовкой детей к 1 сентября и каникулами на многих производствах, но мы надеемся, что вторая половина года будет удачнее минувшей. Этому должен поспособствовать и изменившийся настрой покупателей, уже осознавших «новую экономическую реальность», и более-менее стабильные цены на нефть и курсы рубля по отношению к мировым валютам. Наш прогноз по году +7-8%.

Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.


Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.

Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.

Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .

Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.

В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).

«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.

Операция «Преемник»

Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.

По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-ноябрь
2017 2016 Изм.,%
1. Kia Rio 90 491 79 633 14
2. Lada Granta 83 384 78 953 6
3. Lada Vesta 69 336 48 160 44
4. 63 673 82 338 -23
5. 49 406 17 927 176
6. Volkswagen Polo 42 994 43 390 -1
7. Renault Duster 39 012 40 105 -3
8. Lada Largus 30 090 26 460 14
9. Toyota RAV4 29 740 28 445 5
10. Lada XRAY 29 583 17 299 71
11. Chevrolet Niva 27 796 26 727 4
12. Renault Kaptur 27 746 10 216 172
13. Renault Logan 27 306 26 541 3
14. Renault Sandero 27 277 25 524 7
15. Skoda Rapid 26 648 23 458 14
16. Lada 4x4 25 936 24 720 5
17. Toyota Camry 25 288 25 535 -1
18. Volkswagen Tiguan 24 383 9 029 170
19. Kia Sportage 22 431 17 264 30
20. Skoda Octavia A7 20 594 19 719 4
21. Lada Kalina 18 166 19 238 -6
22. Nissan X-Trail 18 127 16 310 11
23. Nissan Qashqai 17 856 16 892 6
24. Datsun on-DO 17 343 12 046 44
25. Mazda CX-5 16 715 14 008 19

А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.

Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.

Заслуженное признание

В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).

«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.

Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.

В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.

«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.

Расслоение авторынка

Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.

Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.

А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.

Неубиваемая ГАЗель

На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.

Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.

В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.

В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.

«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.

Не хватает уверенности

Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.

Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.

В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.

А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.

Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители

Понравилось? Лайкни нас на Facebook