Каким должно быть сиденье для водителя. Целая энциклопедия по конструкциям кресел

Устанавливаются не очень удобные сидения, особенно это касается автомобилей с минимальной комплектацией ну и конечно отечественного производства. Конечно, сидения можно всегда заменить и купить более качественные, но это довольно таки дорого и не каждому по карману. В связи с этим есть смысл переделать стандартные сидения так, как это нужно водителю. Это не так уж и сложно сделать, зато можно будет сэкономить.

Материалы и инструменты для проведения работ:

Для проведения подобных работ понадобятся различного рода инструменты и материалы, здесь уже все зависит от масштабов. Как минимум для этих целей будут нужны ножницы, иголка с нитками, поролон, пружины, спицы, ПВХ панели, монтажная пена и другое.


Процесс переделки сидений:

Шаг первый. Переделываем спинку
Процесс технического тюнинга включает в себя несколько этапов. Начать можно с изменения спинки, ее задачей является поддержка спины, а от того, насколько качественно это происходит, зависит комфортность и здоровье водителя. В первую очередь спинка должна быть достаточно жесткой, на автомобилях ВАЗ десятой серии спинки слишком мягкие, поэтому происходит перегрузка спины и поясницы, в результате чего долгое сидение в таком кресле вызывает дискомфорт. На более новых моделях в спинку установлен пластиковый щит, а на ранних моделях там находятся пружины и они не обеспечивают необходимой жесткости. Кстати установка дополнительных пружин в спинку также не решает проблему жесткости.








Чтобы решить подобную проблему, верхнюю часть спинки можно покрыть жестью, как это сделал автор. Нижняя же часть спинки закрывается ДВП или фанерой. Конечно, лучше всего использовать материалы, по техническим свойствам сходные с пластиком, поскольку он легче и надежнее.
Кстати примерно таким же способом решается проблема, когда сидения проседают.

Шаг второй. Модернизируем боковую поддержку сидений
Практических на всех сидениях заграничного производства присутствует хорошая боковая поддержка, на автомобилях ВАЗ она слишком маленькая или ее нет вовсе.

Чтобы сделать боковую поддержку сидений своими руками понадобится толстый поролон. Из него вырезаются куски нужной формы и размеров, а затем вставляются в боковые части сидений. Если есть желание, то подобную поддержку можно сделать и в спинках сидений. Размеры можно выбирать самому, все зависит от личных предпочтений водителя.





Еще для создания боковой поддержки можно использовать битопласт толщиной 10 мм, его применяют при шумоизоляции автомобиля. Из него нужно вырезать куски нужного размера и формы, а затем наклеить на металлические части кресла.





Шаг третий. Улучшаем жесткость «сидушки»
Чтобы сидение не проседало под весом водителя, и было приятно сидеть в кресле, нужно немного доработать нижнюю часть сидения. Всего для жесткости на заводе ВАЗ установили лишь одну спицу, она отмечена на рисунке красным цветом. Но также есть места для установки и боковых спиц, они отмечены зеленым цветом, но изготовитель почему-то решил оставить эту доработку владельцам.




Для изготовления двух спиц понадобится каленая стальная проволока диаметром 2-3 мм. Сперва нужно будет установить две спицы в среднюю часть толщины поролона, под полости. Они будут являться основой для крепления. Далее нужно установить шесть колец для связи, они отмечены на схеме зеленым цветом. Впоследствии устанавливается съемная спица с загнутыми ушками, она должна быть на 2-3 см короче длины полости. Впоследствии все собирается, если все сделано верно, верхняя спица должна плотно лежать на сидении.

Шаг четвертый. Дорабатываем подголовники сидений

Чтобы голова удобно лежала в подголовнике и не «каталась» по нему во время езды, форму подголовника нужно переделать. Для этих целей подголовник разбирается до железного основания. Для формирования нового каркаса используется монтажная пена, а также пластиковые панели ПВХ. Чтобы не повредить обивку сидений, ее можно окутать скотчем. После застывания пены она обрабатывается ножом для получения необходимой формы.

Чтобы подголовник был мягким, он сверху обшивается поролоном. Затем лишь останется надеть на сидение новые чехлы, которые автор также сделал своими руками.











Заключение
Вот таким вот образом можно произвести тюнинг сидений автомобиля. Не следует при этом делать боковую поддержку слишком большой, иначе стандартные чехлы сидений могут не налезть на кресло, и придется его обтягивать самому. Если подходить к этому процессу более просто, можно просто приобрести чехлы, в которых уже есть боковая поддержка. Конечно, самым кардинальным вариантом считается установка на ВАЗ кресел от иномарки.

Изобретение относится к конструкции сидений с регулируемым наклоном или откидыванием и направлено на повышение комфорта размещения пользователя на устройстве, содержащем такое сиденье. Конструкция сиденья включает опорную раму, сиденье и спинку. Сиденье включает раму сиденья, образованную боковинами, передней поперечиной и задней поперечиной, и шарнирно соединено с опорной рамой посредством по меньшей мере одного механизма крепления, расположенного ниже поверхности сиденья. По меньшей мере одна уравновешивающая пружина установлена между сиденьем и опорной рамой, содержащей первый и второй боковые элементы, а также передний и задний элементы рамы. Механизмы крепления установлены асимметрично относительно сиденья по сравнению с центральной осью сиденья, таким образом, что ось шарнира проходит между коленями и бедрами пользователя, который сидит на конструкции сиденья в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья. Механизм крепления расположен между боковинами сиденья и боковыми элементами опорной рамы. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 11 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к конструкции сиденья для кушетки, кресла, дивана (шезлонга) или т.п. В частности, изобретение относится к конструкции сиденья с регулируемым наклоном или откидыванием.

Уровень техники

Из DE 10200401 А1 известна кушетка, в которой можно откидывать сиденье при помощи подъемного устройства, установленного в задней кромке сиденья. Однако такой наклонный механизм пригоден только для превращения места для сиденья в наклонную подушку для опоры спины.

Кроме того, в некоторых моделях серии кушеток StressLess, выпускаемой заявителем, в сиденье и спинке предусмотрены криволинейные направляющие, которые позволяют выдвигать вперед или приподнимать каждое место для сиденья.

Однако все известные решения являются очень сложными и содержат множество взаимодействующих элементов. Это вносит вклад в удорожание производства и, следовательно, приводит к высокой цене изделия, а также может ограничивать "диапазон комфортных условий" изделия, т.е. позиции, в которых пользователю удобно сидеть или лежать на кушетке.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является обеспечение кушетки или другой мебели для сидения/лежания, которая создает повышенный комфорт за счет регулирования угла наклона сиденья без ограничения количества позиций, удобных для пользователя, или существенного повышения цены изделия.

Эта задача решена при помощи конструкции сиденья согласно пункту 1 формулы изобретения, которая пригодна для использования в кушетке, кресле или диване.

Краткое описание чертежей

Ниже приведено более подробное описание вариантов осуществления изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых представлены:

фиг.1 - вид в перспективе конструкции сиденья с регулируемым наклоном, с удаленным валиком,

фиг.2 - вид сбоку конструкции сиденья с удаленной боковой стенкой,

фиг.3 - соответствующий вид сбоку с наклоном сиденья вниз,

фиг.4 - вид спереди конструкции сиденья,

фиг.5 - вид сверху конструкции сиденья,

фиг.6 - вид сверху в продольном разрезе и вид сбоку дивана с конструкцией сиденья согласно изобретению; диван показан без валиков, с сиденьем в первой плоской позиции,

фиг.7 - диван с сиденьем во второй позиции,

фиг.8 - деталь дивана; используемый упругий элемент, а - вид в перспективе, b - вид в разрезе,

фиг.9 и 10 - виды в перспективе примеров мебели, включающих конструкцию сидений согласно изобретению и реализованных в виде кушетки и дивана, соответственно.

Осуществление изобретения

На фиг.1 показана конструкция сиденья согласно изобретению. Как показано на чертеже, два сиденья установлены рядом друг с другом, образуя двухместный диван. Изобретение относится к конструкции сиденья, которую можно использовать в качестве основного компонента в любой мебели, предназначенной для сидения. На чертеже показаны только корпус, сиденье и спинка. При использовании в кресле или диване обеспечиваются также боковые стороны, валики, подушки и т.п.

Конструкция 1 сиденья включает опорную раму 2, спинку 3 и сиденье 4. Опорная рама 2 состоит из четырех вертикальных пластин, образующих прямоугольный блок с открытой верхней и нижней частью. Эта опорная рама предназначена для монтажа компонентов, образующих мебель, в частности сиденья 4, спинки 3, ножек 5 и т.п. При этом каждая опорная рама включает первый и второй боковые элементы 2а, b, а также передний и задний элементы 2с, d рамы.

Сиденье 4 включает раму 6 сиденья, пружины 7 сиденья и по меньшей мере один шарнирный механизм крепления. В этом варианте осуществления рама 6 сиденья имеет форму квадрата с четырьмя сторонами, образованными двумя по существу прямолинейными взаимно параллельными передней и задней поперечинами 9а, b, из которых одна проходит рядом со спинкой 3, а другая, параллельная ей, - вдоль передней стороны рамы, и двумя угловыми или криволинейными взаимно параллельными боковинами 10а, b. Пружины 7 сиденья стягивают раму 6 сиденья между передней и задней поперечинами 9а, b, образуя пружинящую поверхность для подушки или т.п. Механизм крепления выполнен из двух шарнирных устройств 8а, b крепления, установленных на боковых элементах 2a, b для прикрепления сиденья 4 к опорной раме 2. В варианте осуществления, показанном на чертеже, рама сиденья включает третью поперечину 10с, которая выступает за пределы периметра рамы сиденья, при этом концы указанной поперечины подвешены в устройствах 8а, b крепления на опорной раме. Устройства крепления выполнены в виде опорных блоков, изготовленных из соответствующего материала, в частности из дерева или металла, но предпочтительно из пластмассы. Поперечина повышает жесткость рамы сиденья. В альтернативном варианте осуществления к раме сиденья можно приварить короткие отрезки труб, на которых устанавливают устройства крепления.

В варианте осуществления, показанном на чертеже, устройства 8а, b крепления установлены асимметрично к сиденью 4 относительно центральной оси, проходящей через сиденье, поэтому ось шарнира будет проходить между коленями и бедрами пользователя, который сидит на сиденье в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья. Устройства крепления могут быть установлены, например, на одной трети расстояния от передней части сиденья. Задачей изобретения является расположение устройств крепления таким образом, чтобы обеспечить самоуравновешивающееся откидывание спинки. Устройства крепления предпочтительно не содержат стопоров или тормозов, поэтому наклон ограничивается устройствами крепления и их расположением в сочетании с пружинами.

Механизм крепления обеспечивает также получение по существу горизонтального положения сиденья, когда пользователь лежит на нем, и наклона сиденья вниз в задней части, когда пользователь садится. Сиденье наклоняется назад, т.е. к спинке, под углом, превышающим 0 градусов, предпочтительно от 0 до 10 градусов, более предпочтительно от 3 до 7 градусов, от 2 до 6 градусов, от 4 до 8 градусов или от 4 до 6 градусов и наиболее предпочтительно примерно 5 градусов относительно горизонтальной поверхности.

Самоуравновешивающаяся установка угла наклона сиденья повышает ощущение комфорта у пользователя как в сидячем, так и в лежачем положении.

На фиг.2 показан вид сбоку конструкции сиденья согласно изобретению, при этом боковая стенка опорной рамы удалена. Криволинейные боковины 10а, b включают концевые части 11а, b, выступающие назад за пределы рамы сиденья. Концевые части 11а, b расположены между двумя концевыми упорами или поверхностями 12, 13, которые находятся ниже спинки. Концевые упоры 12, 13 ограничивают пределы угла наклона сиденья 4, поскольку боковины опираются на верхний концевой упор 12 в горизонтальной позиции и на нижний концевой упор 13, когда сиденье наклонено вниз в сторону задней части. Однако сиденье 4 может также останавливаться в промежуточных позициях между концевыми упорами, если это обеспечивает равновесие для пользователя.

На фиг.4 показан вид спереди откидного сиденья 4. В конструкции сиденья, показанной слева, сиденье 4 имеет наклон вниз, в то время как сиденье в конструкции, показанной справа, является горизонтальным. Одна или более уравновешивающих пружин 14 установлены между опорной рамой и каждой из боковин 10а, b или задней поперечиной 9b. Если сиденье не нагружено или недостаточно нагружено для изменения равновесия, уравновешивающие пружины 14 прижимают сиденье 4, удерживая его в горизонтальной позиции. При этом горизонтальная позиция означает ненагруженную или пассивную позицию, в которой находится сиденье, если оно не занято. Следует отметить, что в пассивной позиции сиденье может также иметь предварительно установленный угол относительно горизонтали.

В варианте осуществления, показанном на фиг.4, под каждой концевой частью боковин 10а, b предусмотрена уравновешивающая пружина 14. Пружина установлена под нижним концевым упором 13 и концевой частью боковины, соответственно. Если сиденье 4 нагружено, часть, расположенная сзади, прижимается и сжимает пружины. Таким образом, сиденье с некоторым сопротивлением будет наклонено вниз к спинке 3. У пользователя возникнет впечатление "погружения" в сиденье, что повысит ощущение расслабления и комфорта. Если пользователь захочет лечь (здесь мы предполагаем, что конструкция сиденья используется в диване, состоящем из нескольких сидений, последовательно соединенных друг с другом), распределение веса пользователя на сиденье 4 изменится, т.е. центр массы пользователя будет смещен таким образом, что сопротивление уравновешивающих пружин 14 будет прижимать сиденье 4 вверх и восстановит, по существу, горизонтальную поверхность из нескольких сидений, что обеспечит удобство расположения, например, для послеобеденного сна.

Вместо угловых уравновешивающих пружин, как показано на чертежах, можно использовать спиральные пружины, листовые пружины или упругие элементы. Можно также использовать одну пружину, расположенную либо посредине задней поперечины, либо со сдвигом относительно середины. Уравновешивающие пружины могут быть также расположены в устройстве крепления и/или в сочетании с ним, например, в виде торсионных пружин.

В другом варианте осуществления (не показан) механизм крепления включает один или более шарниров, установленных на сиденье (с его нижней стороны), при этом указанные шарниры прикрепляются к стержню, проходящему между боковыми элементами опорной рамы.

Как указано выше, конструкцию сиденья согласно изобретению можно использовать в нескольких типах мебели. На фиг.6 показан диван, использующий указанную конструкцию сиденья. К передней части сиденья в шарнирных точках 17а, b присоединена откидная часть 16. Противоположный конец откидной части присоединен также к опорной раме 2 в шарнирных точках 18а, b крепления. Когда сиденье 4 имеет наклон в одном направлении, откидная часть 16 будет наклоняться в противоположном направлении, образуя перегиб в поверхности сиденья и выпуклость вблизи коленей пользователя, занимающего диван. Если пользователь ложится на диван, сиденье возвращается в пассивную позицию, образуя прямолинейную непрерывную поверхность, пригодную для лежания одного пользователя, для сидения нескольких пользователей или для частичной опоры пользователей на диван.

На фиг.7 показан диван с сиденьем 4 во второй позиции, где сиденье имеет наклон вниз в направлении спинки 3. При наклоне сиденья задняя поперечина 9b, ближайшая к спинке 3, наклоняется вниз, в то время как передняя поперечина 9а, ближайшая к откидной части 16, наклоняется вверх. Таким образом, откидная часть 16 наклоняется вверх вблизи сиденья 4 и поворачивается вокруг шарнирных устройств 18а, b крепления, при этом откидная часть 16 и сиденье 4 образуют угол, превышающий 0 градусов. Такая ситуация имеет место, например, когда пользователь сидит, опираясь на спинку 3.

По сравнению с известными решениями шезлонг или диван согласно настоящему изобретению отличается тем, что сиденье и откидная часть соединяются в шарнирных точках 17а, b и, кроме того, имеют независимые шарнирные подвески на противоположных концах. Поэтому, если сиденье и откидная часть наклоняются, весь сборный узел должен быть раздвижным, чтобы обеспечивать возможность такого наклона. Такое раздвижение предпочтительно обеспечивается в шарнирных точках 17а, b между сиденьем и откидной частью. В первом варианте осуществления шарниры могут представлять собой обычные двухэлементные шарниры с трубчатыми концами для установки в раме сиденья и соответствующей раме в откидной части. Каждый шарнир может быть прикреплен первым концом к раме, а другим концом - свободно скользить внутри трубчатой рамы. Оба конца также могут свободно скользить. Поэтому при наклоне сиденья вверх рамы в шарнирных точках немного раздвигаются в стороны.

Однако предпочтительно реализовать каждую шарнирную точку 17а, b в виде упругого шарнира, показанного на фиг.8а и 8b. Он представляет собой трубчатое тело 19 из упругого материала. Шарнир имеет биконическую или коническую форму в направлении обоих концов и содержит кольцевой выступ 20 посредине. Шарнир предпочтительно полностью или частично закрыт стенкой 21, расположенной посредине внутренней части трубки. Такой шарнир можно просто установить, поскольку он вставляется в трубчатые концы рам. Шарнир состоит только из одного элемента и обладает хорошей износоустойчивостью. Кроме того, он не создает скрипа во время эксплуатации.

1. Конструкция (1) сиденья, включающая опорную раму (2), сиденье (4) и спинку (3), при этом сиденье (4) включает раму сиденья, образованную боковинами (9а, b), передней поперечиной (10а) и задней поперечиной (10b), и шарнирно соединено с опорной рамой (2) посредством по меньшей мере одного механизма (8а, b) крепления, расположенного ниже поверхности сиденья (4), при этом по меньшей мере одна уравновешивающая пружина (14) установлена между сиденьем (4) и опорной рамой (2), содержащей первый и второй боковые элементы (2а, b), а также передний и задний элементы (2с, d) рамы, отличающаяся тем, что механизмы (8а, b) крепления установлены асимметрично относительно сиденья (4) по сравнению с центральной осью сиденья, таким образом, что ось шарнира проходит между коленями и бедрами пользователя, который сидит на конструкции сиденья в обычной позе, поставив ноги параллельно и откинувшись на спинку сиденья, при этом указанный механизм (8а, b) крепления расположен между боковинами (9а, b) сиденья (4) и боковыми элементами (2а, b) опорной рамы (2).

2. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что указанная рама сиденья или ее выступающая часть расположена между по меньшей мере одним концевым упором (12, 13) опорной рамы (2), при этом указанный концевой упор или упоры (12, 13) ограничивают возможный угол поворота сиденья (4).

3. Конструкция по п.1 или 2, отличающаяся тем, что механизм крепления расположен примерно на 1/3 расстояния от переднего элемента (2с).

4. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что сиденье (4) выполнено с возможностью наклона вниз не более чем на 10 градусов и предпочтительно на 5 градусов от горизонтальной линии.

5. Кушетка, включающая конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4.

6. Диван, включающий конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4, в которой откидная часть (16) шарнирно соединена первым концом с сиденьем (4) в качестве его продолжения, при этом откидная часть также шарнирно соединена вторым концом, противоположным указанному первому концу, с опорной рамой.

7. Диван по п.6, отличающийся тем, что откидная часть соединена с сиденьем посредством упругих шарниров (17а, b).

8. Кресло, включающее конструкцию (1) сиденья по одному из пп.1-4.

Похожие патенты:

Изобретение относится к мебели и обеспечивает выполнение мебели для сидения и лежания простой, удобной и надежной в эксплуатации, с простым механизмом трансформации, занимающей немного места и позволяющей использовать полость коробчатого основания в качестве ящика для постельного белья.

Недостаток штатной спинки в том, что внутри нее установлено всего три пружины, которые не способны обеспечить необходимый упор позвоночнику водителя. Чтобы доработать спинку придется разобрать сиденья (см поясничный подпор).

Если установить в спинку сидений ВАЗ дополнительные пружины (всего стало шесть), то особых улучшений Вы не заметите, само расположение пружин неоптимально. Чтобы позвоночнику было комфортно нужна твердая опора, поэтому в результате была выбрана самая простая конструкция, в которой верхняя часть спинки закрывается куском железа (кстати, на более новых сидениях в этом месте установлен кусок пластика аналогичной формы), а нижняя часть спинки закрывается фанерой или ДВП. Пружины можно оставить или демонтировать, не важно.

Кстати, аналогично с помощью куска фанеры можно решить проблему с проседаниями сидений .

Боковая поддержка сидений

В отличии от ВАЗ на иномарках сиденья с боковой поддержкой. Чтобы добавить/увеличить боковую поддержку, можно поступить следующим образом. Толстый поролон вырезается нужной формы и устанавливается в бока сидений (при желании можно использовать дополнительный поролон и для спинки). Форма и размер подбирается индивидуально, в зависимости от размеров водителя.
В качестве боковой поддержки также можно использовать битопласт (звукопоглощающий материал, который используется при шумоизоляции) толщиной 10мм. Куски этого материала вырезаются нужной формы, а затем наклеиваются на металлические боковины сиденья.

Что касается сидушки (нижней части сиденья), то тут поступаем аналогично. Однако, нагрузка на материал в этом месте на много больше, и чтобы сиденье удерживало форму и не сползало в стороны на заводе в подушку установили одну спицу (поперечную, на рисунке она красная). Если присмотреться, то можно заметить, что в каркасе есть полости и для продольных спиц, но они не установлены (на рисунке зеленые). Такое ощущение, будто на заводе знали, что сиденья ВАЗ будут дорабатывать самостоятельно.


Чтобы установить эти две дополнительные натяжки потребуется найти каленую проволоку толщиной 2-3 мм. Затем:
  1. Установить две спицы в середину толщины поролона, под полостями. Они будут основой крепления. (на рис. нижняя красная)
  2. Устанавливаем шесть колец для связи (зеленые).
  3. Установить съемную спицу с загнутыми ушками (они для связи с поперечной спицей), на 2-3 см. короче длины полости.
  4. Сборка сиденья, причем верхняя спица после сборки должна плотно лежать на поролоне.

Добавить или усилить боковую поддержку сидений можно не только для спины, но и для головы. Привычный, штатный подголовник сидений можно переделать, изменив его форму. Для этого потребуется разобрать его до железного каркаса. Сформировать новый скелет, используя пластиковые панели ПВХ и монтажную пену. Чтобы обивка сидений не пострадала, окутываем ее скотчем. После того, как пена застынет, обрабатываем ее ножом, придавая нужную форму. Теперь потребуется поролон, которым следует обшить наш подголовник.

В заключении одеваем чехлы, которые были сделаны своими руками по новой форме сидений:

Заключение

Если штатная форма сидений ВАЗ Вас не устраивает, тогда всегда можно попытаться ее изменить. Не делайте боковые подпорки слишком большими, иначе штатные чехлы не налезут, и придется

© Volvo Trucks

Рабочее место водителя в современных грузовиках и автобусах по сравнению с прежними становится более удобным и комфортным. При этом одна из ключевых ролей в совершенствовании интерьера отводится сиденьям, которые за последнее время значительно расширили свою функциональность в плане снижения утомляемости и повышения удобства в работе. Тенденция, характерная для водительских сидений топ-класса, - привязка к электронным системам безопасности автомобиля.

© Михаил Ожерельев

Сиденье - ключевой элемент внутреннего оснащения кабины. От его дизайна и стиля, инноваций и технологий, функциональности и комфорта зависит многое. Например, если учесть, что среднее рабочее время водителя-профессионала за неделю составляет порядка 60 часов и 45 из них за рулем, то можно сказать, что повышенный комфорт на рабочем месте является не только приятным пожеланием работника. От степени его усталости или бодрости выигрывают также экспедитор, заказчик и все участники движения. Именно поэтому водительские сиденья всегда отличались от пассажирских более широким арсеналом настроек и регулировок. И сегодня, в зависимости от назначения транспортного средства (междугородные перевозки, внутригородская дистрибьюция или работа на строительных объектах), заказчику все чаще предлагаются различные варианты исполнения рабочего места.

Конструкция

© Михаил Ожерельев

Современные стандарты, отвечающие требованиям водителей к эргономичности и удобству сидений, включают в себя ряд ключевых моментов. Это, прежде всего, возможность индивидуального регулирования, использование подушки и спинки особой формы и способность к демпфированию вибраций. Наиболее важные различия между конструктивными исполнениями сидений заключаются в устройстве подрессоривания. По данному признаку водительские сиденья принято делить на три группы: статические, с механическим подрессориванием и с пневматической подвеской. К слову, многочисленными исследованиями ученых установлено, что колебания, передающиеся человеку при езде в автомобиле, оказывают на организм негативное воздействие, способствующее не только нервному утомлению, но и развитию серьезных неврологических заболеваний. С целью минимизации влияния вибраций еще в начале 70-х годов в конструкциях подвески кабины и сидений начали использоваться различные демпфирующие механизмы.
Классикой энергонезависимого сиденья можно считать устройство, в котором роль упругого элемента выполняет пластинчатый торсион, соединяющий подвижную и неподвижную части механизма, а роль гасящего устройства - гидравлический амортизатор. Направляющим узлом в такой подвеске служит система рычагов, напоминающая схему ножничного подъемника. В оснастке сиденья предусмотрена возможность изменения упругих качеств торсиона в зависимости от веса водителя. Регулятор жесткости может быть выполнен в виде миниатюрной рукоятки или в виде изящного пластмассового маховика со шкалой нагрузки в килограммах. Первый вариант встречается на автомобилях семейства КамАЗ, а второй получил распространение в изделиях зарубежного автопрома. Основным преимуществом механической подвески является простота конструкции и низкая стоимость, но по эффективности стальная пружина уступает пневматическому подрессориванию .

© Михаил Ожерельев

Пневмобаллон, работающий на сжатие в сочетании с газонаполненным амортизатором (иногда регулируемым), позволяет приблизить частоту собственных колебаний подрессоренной массы до 1,0 Гц. Именно эта величина считается наиболее привычной с физиологической точки зрения для человека. В современных конструкциях за характеристику упругости пневмобаллона отвечает управляющий клапан, который по своему функ­ционалу схож с регулятором уровня пневмоподвески на шасси. Конструктивно клапан представляет собой миниатюрный телескопический цилиндр, связанный посредством тяг и рычагов с подвижной частью сиденья. Пневматическое управление клапаном осуществляется от двухпозиционной клавиши, которая дает возможность не только выставить подушку сиденья на определенную высоту, но и подобрать жесткость в соответствии с весом водителя. С клавишей регулировки обычно соседствует кнопка стравливания воздуха, позволяющая быстро опустить сиденье в нижнее положение, например для более удобного входа или выхода. Если раньше непременным условием внедрения воздушных сидений было наличие пневмосистемы в автомобиле, то теперь отсутствие воздуха - не проблема. Сегодня предлагаются автономные конструкции. Скажем, некоторые модели, выпускаемые турецкой компанией Pilot, в базовом варианте комплектуются миниатюрным электрокомпрессором, питающимся от бортовой сети напряжением 12 или 24 В. В частности, такие сиденья встречаются в тюнинговых версиях микроавтобусов.


© Михаил Ожерельев

Помимо регулировки по высоте главный атрибут рабочего места водителя в обязательном порядке имеет возможность подстройки в продольном направлении и по углу наклона спинки. Механизм продольной регулировки представляет собой систему салазок и ползунов, а также замок, позволяющий надежно зафиксировать сиденье в требуемом положении. В свою очередь устройство, регулирующее угол наклона спинки относительно подушки, включает в себя механическую защелку, освобождаемую при повороте бокового рычага. Диапазон регулировок спинки обычно составляет порядка пятнадцати градусов вперед и шестидесяти назад относительно номинального положения.

© Михаил Ожерельев

Для обеспечения требований пассивной безопасности и повышения комфортабельности спинки водительских сидений снабжаются регулируемыми подголовниками. А в нижней части большинство современных изделий имеют устройство поддержки поясницы, которое может приспосабливаться к индивидуальным особенностям телосложения водителя. Задняя поддержка обычно включает в себя одну или несколько воздушных подушек с отдельными регулировками.


© Михаил Ожерельев

Ряд известных зарубежных производителей в последнее время дополнили гамму выпускаемых сидений электрифицированными модификациями. В данном случае ряд основных регулировок (продольное перемещение, наклон спинки и подушки) выполняется с помощью сервопривода - мотор-редукторов. Помимо прочего автоматизирована и регулировка по высоте - за эту функцию отвечают электромагнитные клапаны. Повышенная энерговооруженность дополняется трехступенчатой системой подогрева.

Новинки рынка

Сегодня разработка и производство водительских сидений выделяется как отдельное направление автокомпонентного бизнеса. Крупнейшие мировые производители практикуют комплексный подход к разработке сидений. Это означает, что их деятельность охватывает все стадии разработки, производства и поставки - от дизайна, нитей, тканей, чехлов до готового изделия. Современные тенденции рынка можно проследить по некоторым новинкам.


© Михаил Ожерельев


© Михаил Ожерельев

Один из мировых лидеров в производстве сидений - немецкая компания Isringhausen, имеющая на данный момент в своей производственной программе более 20 моделей для грузовиков и автобусов, недавно вывела на рынок новый продукт - модель NGS (New Global Seat). Сиденье, предназначенное для установки в топовых моделях грузовиков, подключается к пневмосистеме автомобиля, а также к бортовой сети напряжением 24 В. Важная особенность новинки заключается в ее электронной привязке к основным бортовым системам. Через шину CAN блок управления сиденьем может обмениваться информацией с различными электронными системами автомобиля, и таким образом возможно расширение функций безопасности и комфорта. Например, после идентификации водителя посредством карты электронного тахографа возможна автоматическая подстройка сиденья в соответствии с ранее запрограммированными регулировками. Далее, во время движения, встроенные в подушку и спинку вибромоторы могут оказывать помощь предупредительными сигналами о нарушении полосности движения. А после выемки ключа сиденье не только автоматически опустится в нижнее положение, но и отодвинется назад, облегчая выход.

© Михаил Ожерельев


© Михаил Ожерельев

Разработкой и изготовлением водительских сидений для различных видов транспорта занимается и концерн Grammer AG. Для грузовиков и автобусов этот производитель предлагает целую гамму современных моделей: Kingman, Linea и Tourea. Стандартный пакет оснащения этих изделий включает в себя так называемую активную климатическую систему. Новшество, используемое в обивочном материале, помогает сохранить ощущения комфорта в жару, а в холодную погоду водитель может воспользоваться системой подогрева. Для особых условий эксплуатации коммерческой техники, например на грунтовых дорогах или стройплощадках, Grammer предлагает оснащение сидений низкочастотной системой подрессоривания. Входящие в систему электронные датчики регистрируют ускорения подвижных частей и за доли секунды регулируют жесткость механизма. Согласно информации, представленной производителем, вертикальные ускорения в такой системе снижаются более чем на 20% по сравнению с традиционными конструкциями на пневматике.

Известными рыночными игроками в сфере разработки и поставки водительских сидений является шведская компания Be-Ge и уже упомянутая фирма Pilot. На выставке «Комтранс-2010» производитель из Бурсы представил модель X Tream. Среди особенностей нового кресла регулировка жесткости амортизатора, подстройка наклона подушечной части и пневматическая поддержка поясничной области.

В нашей стране производством автомобильных сидений различного назначения занимаются российско-корейское СП «Дейвон Соллерс Елабуга», а также ряд многопрофильных отечественных предприятий, среди которых ОАО «Риат» (Набережные Челны) и НПП «Мехинструмент» (Павлово-на-Оке).


© Михаил Ожерельев

«Инструментальщики» из Нижегородской области недавно вывели в свет водительское сиденье СВ-1 с адаптивной пневматической системой подрессоривания. Изюминка новинки - пневматический упругий элемент, являющийся собственной разработкой производителя. Деталь напоминает многосекционный пневмобаллон, но в качестве материала используется не резина, а волокнистый полимер. Плавная регулировка жесткости воздушной пружины производится с помощью миниатюрного пневморедуктора. Не исключено, что в перспективе сиденьями подобной конструкции будет оснащаться продукция ПАЗа, ЛиАЗа и КамАЗа. Пока же новинка предлагается для переоборудования транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Всем вышеперечисленным мир водительских сидений не ограничивается. В современной коммерческой технике можно встретить изделия и других известных брендов со своими оригинальными конструкциями, в том числе с компьютерным управлением. На будущее можно предположить, что поток инноваций в этом секторе рынка не прекратится. Этому будет способствовать и ужесточение требований безопасности.

Обычно владельцы автомобиля не обращают внимания на кресло, в котором они проводят немалое количество времени. Конечно, самое главное – это технические характеристики. Выходит, что комплектации водителей разные, а сиденья автопроизводители предлагают однотипные. В этом случае нужно отметить, что идеальное кресло – это кресло, имеющее большое количество регулировок, которые дают возможность настроить его под водителя максимально комфортно. При выборе кресел следует руководствоваться несколькими факторами, которые позволят настроить комфортную посадку. К ним следует отнести производителя, правильную посадку, регулировку, эксплуатацию обогрева, обивку сиденья и гигиену.
Рассмотрим эти факторы немного подробнее. Естественно, если автомобиль дорогой, то и сиденье соответствующее. Это кресло – хорошо продуманная инженерная конструкция. Если сиденье деформируется, то конструкция предотвращает вероятные повреждения водителя. Детальное рассмотрение водительских кресел после аварии автомобилей показало, что в половине случаев боковые удары водитель получал при повреждении руля, педального блока, стекол, кузова и кресла. Наблюдения привели к выводу, что важным фактором является наличие подголовника.

Шведские автомобильные производители это учитывали. Они одни из первых стали рекламировать подголовники своих сидений. Суть в том, что при ударе машины сзади подголовник максимально приближается к затылку и предотвращает мощное откидывание головы. Этот принцип популярен у многих производителей дорогостоящих автомобилей.

Если говорить о регулировках сиденья, то с их помощью можно настроить нужную для водителя посадку, способствующую максимальному комфорту при движении. Кстати, если за рулем находиться более трех часов в день, то позвоночник начинает принимать форму сиденья. Поэтому рекомендуется два раза в день делать разминку организма.

Правильная посадка водителя следующая: колени должны быть согнуты так, чтобы левая нога при нажатии на педаль сцепления разгибалась не полностью, и оставался небольшой запас. Должны быть согнуты руки в локтях, а спинка сиденья должна пребывать в серединном положении (не в параллельном и не в горизонтальном по отношению к рулю). Туловище не должно наклоняться при обзоре зеркал. Если есть поясничная регулировка, то настраивать ее необходимо так, чтобы в области спины не было провала. Навыки правильной посадки, переключения руля, поворотов нужно отрабатывать с инструктором. Так как переучиваться с неправильной посадки спустя несколько лет будет гораздо сложнее.

Зимой обогрев сиденья может стать причиной появления геморроя, радикулита и др. Поэтому в некоторых моделях автомобилей есть колесо температурной регулировки обогрева. Не нужно включать обогрев сиденья постоянно. Лучше воспользоваться таймером, чтобы автомобиль прогрелся к приходу водителя. К тому же, обивка сидений должна быть дерматиновой, кожаной и матерчатой. Наиболее практичная – кожаная. Она удобна, и за ней легко ухаживать. Дерматиновая обивка прослужит немного меньше. Ее нужно оберегать от мороза и прямых солнечных лучей, чтобы не появились трещины. Летом от нее может исходить не очень приятный фабричный запах. Матерчатая обивка впитывает пыль. Поэтому ее нужно чаще пропаривать и пылесосить. Но зимой она охлаждается не сильно, а летом прогревается умеренно.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook