Кто должен платить утилизационный сбор. Утилизационный сбор на автомобили. Что такое программа Trade-In

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о введении утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года. Соответствующие изменения законодательства регламентируются , который вступает в силу уже в конце этой недели.

В этой статье будут рассмотрены самые интересные для рядового автомобилиста вопросы, касающиеся утилизационного сбора на автомобили.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Говоря простым языком, утилизационный сбор - это платеж в пользу государства, который должен выплачивается при покупке автомобиля. Используется же этот платеж спустя некоторое время, когда нормальная эксплуатация становится невозможной и требуется его утилизация.

Сразу же хочу заметить, что рассматриваемый сегодня Федеральный закон многие вопросы регламентирует лишь в общем виде. Конкретные же детали должно определить правительство РФ. По этому поводу будет выпущен отдельный нормативный правовой документ - Постановление правительства.

1. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Итак, утилизационный сбор направлен на обеспечение экологической безопасности.

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно?

Рассмотрим ситуации, в которых утилизационный сбор на автомобиль платить не нужно:

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Думаю, расшифровывать каждый из подпунктов более подробно не имеет смысла. Этот пункт пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении нового Федерального закона.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора, пожалуй, больше всего интересует отечественных автолюбителей. Тем не менее решение этого вопроса возложено на плечи Правительства, которое пока что никаких разъяснений не выпустило:

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации . Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон определяет лишь факторы, которые будут влиять на размер утилизационного сбора :

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Еще один интересный вопрос: "Кто должен платить утилизационный сбор?".

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пожалуй, каждый из подпунктов следует рассмотреть несколько подробнее:

1. Утилизационный сбор должны уплачивать лица, которые ввозят транспортные средства из-за границы. Например, если Вы решите купить автомобиль в Германии, а затем перегнать его на родину, то в дополнение к таможенным пошлинам Вам придется уплатить и утилизационный сбор.

То же самое касается и организаций, которые ввозят в Россию автомобили, произведенные за рубежом.

2. Также утилизационный сбор будет уплачиваться и лицами, которые производят автомобили на территории РФ. Например, речь идет о расположенных на территории РФ автозаводах.

3. Этот пункт, пожалуй, самый интересный. Вам придется заплатить утилизационный сбор, если Вы покупаете автомобиль:

  • У участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
  • У дипломатического представительства или консульского учреждения, международной организации.
  • Помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.
  • У лица, которое в нарушение установленного порядка не уплатило утилизационного сбора.

Хочу обратить внимание, что неуплата утилизационного сбора приведет к тому, что на автомобиль не будет выдан паспорт транспортного средства (ПТС):

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым - четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что автомобиль будет невозможно поставить на учет, т.е. его невозможно будет использовать.

Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за имеющиеся автомобили?

Итак, пожалуй самый волнующий для водителей вопрос: "Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за автомобили, которые уже находятся в Вашей собственности?":

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Итак, если ПТС для Вашего транспортного средства выдан до 1 сентября 2012 года, то утилизационный сбор Вам уплачивать не нужно .

В этой статье были рассмотрены основные особенности уплаты утилизационных сборов. Если у Вас остались какие-то вопросы, задайте их на форуме pddclub.ru .

Удачи на дорогах!

Такой платеж, как утилизационный сбор на автомобили, введен был несколько лет назад, однако до сих пор владельцы машин сталкиваются с вопросами. Как его платить, кому, и в каком размере? Получится ли самостоятельно посчитать размер сбора? Мы расскажем, для чего взимается этот платеж, и ответим на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Итак, что такое утилизационный сбор? В первую очередь отметим документ, который ввел этот платеж. Им является ФЗ «Об отходах производства и потребления», разработанный еще в 1998 году. Статья 24.1 дополнила закон в 2012 году, и если обратиться к ней, то можно понять, что утилизационный сбор является платежом в пользу государства. Взимается он с собственника авто только один раз.

Взнос за утилизацию является некой компенсацией для охраны прав человека и обеспечения экологической безопасности. То есть в дальнейшем фактически эта плата пойдет на утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Кто обязан платить утильсбор

Автовладельцы, предпочитающие приобретать транспорт на территории России, обычно не сталкиваются с необходимостью оплаты каких-либо сумм. Все потому, что за новые машины он вносится самим импортером. Если же автомобиль вышел с конвейера российского автопрома, то эту плату вносит сам завод.

Лица, которые обязаны внести платеж, определены в законе. К ним относятся:

  • лица, которые ввезли ТС из-за рубежа;
  • если собственник, владевший транспортом ранее, не оплатил его самостоятельно.

Ввоз иномарки

Если при покупке авто из линейки отечественного автопрома или же иномарки, но у дилера, утилизационный сбор уже был оплачен и включен в их стоимость, то при самостоятельном ввозе оплатой заниматься нужно уже самостоятельно. Взимается она Федеральной таможенной службой после оформления автомобиля. Деньги вносят после процедуры растаможивания.

Перечень документов, которые нужно при этом предоставить:

  • платежный документ и его копии;
  • уже заполненную форму с рассчитанным утильсбором;
  • копии полученных документов, что ТС соответствует тем данным, которые внесены в предыдущую бумагу;
  • договор купли-продажи;
  • доверенность при необходимости.

Отметка будет поставлена после выполнения 2 условий: поступления на счет ФК денежных средств, а также проверке документов.

Покупка отечественного авто

Если автомобиль приобретается у владельца, который ранее не уплачивал утилизационный сбор, то заниматься этим вопросом нужно уже новому собственнику.

Для начала можно посетить сайт ФНС, чтобы в соответствующем разделе оформить по предоставленной форме расчет утильсбора и сразу записаться на прием.

Явиться лично нужно спустя несколько дней после того, как платеж был внесен. С собой заявитель обязан принести те же документы, что и при самостоятельном ввозе машины через границу. Их перечень можно увидеть выше.

Отметки в ПТС и их особенности

Утилизационный сбор в ПТС – это специальная отметка, которая фиксирует факт его оплаты. При отсутствии подобной отметки машину нельзя будет зарегистрировать в ГИБДД.

Те граждане, кто приобретает ТС без пробега, должны удостовериться в том, что отметка об утилизационном сборе имеется, либо обязаны поставить ее самостоятельно, если ввозят авто сами, а не через дилера. А вот гражданам, приобретающим своего железного коня на вторичном рынке, стоит внимательнее изучить сопроводительную документацию. В ПТС отметка об оплате должна быть в правом краю, в графе, предназначенной для особых отметок. Если есть основания для освобождения от утильсбора, то делают соответствующую запись.

Отметка отсутствует обычно у транспортных средств, ввезенных в РФ до 2012 года, то есть до того, как начал действовать соответствующий закон. В подобных случаях никаких обязательств по уплате сбора покупатель нести не будет. Это же правило относится и к отечественным авто, паспорт на которые выдан до указанной даты. Зато в ПТС может быть другая метка, свидетельствующая о приеме обязательств, связанных с тем, что транспорт будет утилизирован надлежащим образом, фирмой-производителем. Их проставляли с сентября 2012 и до конца 2013 года.

При наличии подобной отметки желательно посетить портал Минпромторга для получения информации о том, не исключался ли производитель из реестра компаний, которые принимали на себя обязательства утилизации произведенной продукции.

Если автомобиль новый, но в графе паспорта нет соответствующей отметки, то это повод задуматься: не мог ли владелец как-либо (в том числе и незаконно) избежать процедуры? В таких случаях обязанность оплаты целиком перейдет на плечи покупателя. Несмотря на то, что наказания при уклонении от взносов за утиль не предусмотрено, это повод как минимум запросить скидку.

Расчет платежа

Каков утилизационный сбор? Если что это такое мы разобрались, то теперь необходимо понять, какого размера должен быть платеж. Порядок не только его расчета, но и взимания определен Правительством. На данный момент его размер составляется на основании двух критериев:

  1. Базовая ставка.
  2. Особенности, которое имеет транспортное средство и его характеристики (шасси, масса, дата и т. д.).

Узнать больше информации по коэффициентам и ставкам можно из таблицы:

Из таблицы видно, что для физического лица базовой считается ставка 20 000 рублей (легковой транспорт). Для самых новых моделей вводится коэффициент 0,1, а вот для машин этой категории, но которым больше 3 лет, коэффициент будет 0,15. В случаях, когда бывший владелец каким-либо образом утратил документы, его год выпуска воссоздадут по VIN номеру. Если легковое авто используется для коммерции, то его базовая ставка будет равна автобусам и грузовым ТС – 150 000 рублей.

Сумму пошлины можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо коэффициент (представлен в таблице выше) умножить на базовую ставку. Размер коэффициента зафиксирован законодательно, а именно его размеры были учтены в Постановлении Правительства №1291.

Освобождение от уплаты сбора

В России существуют и категории лиц, которые не должны вносить утильсбор за транспорт. К ним относятся:

  1. Владельцы ретро автомобилей. Однако только в том случае, если такие машины имеют оригинальную комплектацию или когда таковая была восстановлена. К категории «ретро» относят ТС старше 30 лет. Еще одно условие – авто не должно использоваться в коммерческой сфере.
  2. Дипломаты, а равно члены их семей.
  3. Беженцы либо переселенцы, которые перевозят в РФ свое движимое имущество.

С 2014 года были отменены льготы, позволяющие покупателям ввозить транспорт из любой страны, входящей в Таможенный союз. Соответственно, теперь за данные автомобили тоже необходимо платить взнос.

При покупке ТС у лиц, которые были освобождены от утильсбора под любым из трех описанных выше предлогов, его придется оплачивать уже новому владельцу. В таких случаях внести платеж нужно в Федеральную налоговую службу.

Последствия неуплаты

Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.

Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.

В каких случаях можно вернуть сбор

При ввозе нового авто на российской границе взимают сбор, однако редко, но все же происходят случаи, когда с другого владельца взимают его повторно. Если подобная ситуация произошла с вами, то обратиться для возмещения можно в организацию, получившую денежную сумму, а именно:

  • налоговые органы (отечественный автопром);
  • таможенные органы (ввезенные из-за границы транспортные средства).

Существует специальное , предназначенное для выплаты тех сумм, которые заплатили ошибочно. Бланк можно распечатать сразу или же получить при личном визите в налоговый или таможенный орган.

Для того чтобы этот взнос вернули, потребуется приложить к заявлению следующий перечень документов:

  1. Любой документ, способный подтвердить то, что утильсбор был уплачен (кассовый ордер, чек, платежное поручение, квитанция).
  2. Копии и личный паспорт собственника ТС.
  3. ПТС. Копии тоже нужно предоставить.
  4. Документ, являющийся доказательством взимания ошибочного повторного платежа.

Ответ на свое заявление можно ожидать в течение календарного месяца. Решение может быть не только положительным. Так, в возмещении откажут, если посчитают основания возврата недостаточными. Подобное происходит, когда нет доказательственного документа или он не может быть принят в качестве полноценного доказательства.

Отказать в возвращении утильсбора могут и на основании окончания срока обращения. Подать заявление можно только в течение 3 лет после ошибочной уплаты. Платеж вернут без учета комиссий, его сумма так же не подлежит индексации. Деньги наличными не выдаются, возврат происходит исключительно на предоставленный заявителем банковский счет.

Для большинства автолюбителей утилизационный сбор является неким нововведением. Кто должен его оплатить? Каков его размер? В статье расскажем про утилизационный сбор на автомобили, ответим на часто задаваемые вопросы.

Утилизационный сбор на автомобили

Утилизационный сбор на автомобили регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с законодательством утилизационный сбор – это уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, направленная в будущем на утилизацию транспортного средства. Таким образом, благодаря утилизационным мероприятиям, проведённым по всем правилам, есть возможность обеспечить сохранность здоровья населения, экологическое благополучие окружающей среды.

Кто обязан производить уплату утилизационного взноса?

Обязанность по уплате утилизационного взноса возлагается как на физические, так и на юридические лица, которые:

  • осуществили ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации;
  • производят автомобили на территории Российской Федерации;
  • приобрели автомобиль у лиц, не уплативших ранее утилизационный сбор в связи с соответствием п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ или в связи с нарушением законодательства, регулирующего уплату утилизационного сбора.

Пример 1. Гайкин Г.Г. приобрёл автомобиль, принадлежащий супруге сотрудника дипломатического представительства Германии. Автомобиль был ввезён в Российскую Федерацию с территории Германии годом ранее. Гайкину Г.Г. придётся произвести уплату утилизационного взноса.

Пример 2. Гайкин Г.Г. осуществляет ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации из Японии. В данном случае на Гайкина Г.Г. будет возложена обязанность по уплате утилизационного взноса.

Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили

Для расчёта размера утилизационного сбора необходимо воспользоваться следующей формулой:

Базовая ставка:

  • легковые автомобили, не использующиеся в коммерческих целях – 20000 рублей;
  • легковые автомобили, использующиеся в коммерческих целях, автобусы, грузовые автомобили – 150000 рублей.

Коэффициент расчёта суммы зависит от нескольких параметров:

  • возраст автомобиля;
  • тип двигателя;
  • рабочий объём двигателя;
  • цель использования автомобиля (коммерческая, личная);
  • полная масса автомобиля;
  • масса шасси.

Пример 3. Гайкин Г.Г. планирует приобрести новый легковой автомобиль массой 1900 кг для личного пользования. Коэффициент расчёта суммы 0,83. Размер утилизационного сбора составит: 20000 * 0,83 = 16600 рублей.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Новый автомобиль
Для физических лиц:
1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
0,17 0,26
Для юридических лиц:
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Правила уплаты утилизационного сбора

После произведённого расчёта размера утилизационного сбора его необходимо уплатить. С этой целью оформляется платёжное поручение, где указывается код бюджетной классификации (КБК) 182 1 12 02000 01 2000 120. Утилизационный сбор не является налоговым сбором.

После уплаты утилизационного сбора в Паспорте транспортного средства (ПТС) проставляется отметка об уплате в разделе «особые отметки».

Не стоит волноваться покупателям автомобилей на вторичном российском рынке по поводу отсутствия данной отметки лишь в двух случаях:

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

В случае неуплаты утилизационного сбора штрафные санкции не предусмотрены, но предусмотрена невозможность регистрации транспортного средства, т.е. постановки на учёт. А это, в свою очередь, влечёт неприятности в соответствие со ст.12.1 КоАП РФ:

В каких случаях утилизационный сбор не уплачивается

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Нормативные акты, регулирующие сбор

При рассмотрении вопросов, касающихся утилизационных сборов, рекомендуется обращать внимание на нормативные акты:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Утилизационный сбор в Казахстане / Беларуси

Утилизационный сбор в Казахстане введён с 2016 года. Формула расчёта утилизационного сбора такая же, как и в РФ. Базовая ставка составила 50 МРП (106050 тенге). Коэффициент расчёта утилизационного сбора:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 3
1001-2000 куб.см 7
2001-3000 куб.см. 10
свыше 3001 куб.см 23
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 3
2,5-3,5 тонны 4
3,5-5 тонн 5
5-8 тонн 5
8-12 тонн 6
12-20 тонн 11
20-50 тонн 17

Утилизационный сбор в Беларуси введён с 01 марта 2014 года. Принцип исчисления утилизационного сбора во многом схож с исчислением сбора в Российской Федерации. В 2017 году размер утилизационного сбора составил (в белорусских рублях):

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора (бел.руб.)
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 8514 52470
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 8514 52470
1001-2000 куб.см 13266 81774
2001-3000 куб.см. 25344 81774
3001-3500 куб.см 34353 282150
свыше 3500 куб.см 54450 346599
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили, ввозимые с территории государств – членов Евразийского экономического союза вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 37125 65340
2,5-3,5 тонны 59400 92813
3,5-5 тонн 74250 118800
5-8 тонн 81675 338580
8-12 тонн 99495 513068
12-20 тонн 109148 746955
20-50 тонн 215325 876150

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я планирую доставить легковой автомобиль из Японии для собственного пользования. Когда мне необходимо оплатить утилизационный сбор?

Вопрос №2. При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации какую сумму утилизационного сбора мне придётся уплатить? Автомобилю 4 года.

При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации Вам необходимо рассчитать размер утилизационного сбора. Для этого необходимо воспользоваться формулой:

  • Базовая ставка – 20000 рублей
  • Коэффициента расчёта утилизационного сбора – 0,26
  • Размер утилизационного сбора 20000 * 0,26 = 5200 рублей.

Вопрос №3. Могу ли я вначале поставить транспортное средство на регистрационный учёт в ГИБДД, а после этого оплатить утилизационный сбор?

Нет, Вы не сможете этого сделать, т.к. инспекторы обязаны проверить наличие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС, после чего будут иметь право оформить регистрацию автомобиля.

Вопрос №4. В случае несвоевременной уплаты утилизационного сбора будет ли мне насчитываться пеня?

Законодательством не предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора, но вот штраф за управление незарегистрированным транспортным средством сотрудники ГИБДД всё же выпишут. Карательные меры могут быть вплоть до лишения права управления транспортным средством на срок до трёх месяцев.

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Кто освобождён от утилизационного сбора

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Сложные вопросы

Вопрос №1 . Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2 . Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3 . Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4 . Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5 . К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.


Под транспортными средствами понимаются колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины и прицепы к ним. Однако утилизационный сбор в отношении самоходных машин, а также прицепов к колесным транспортным средствам и самоходным машинам взимается с 10.02.2019 (п. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; Письмо ФНС России от 28.03.2019 N СД-4-3/ ; п.

2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2019 N 81; п.

Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить

В ней указываются основания для освобождения от уплаты сбора. Если ПТС на автомобиль отечественного производства выдан в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в паспорте вместо отметки об уплате утилизационного сбора может присутствовать другая – о принятии обязательств по утилизации.

Однако в этом случае стоит убедиться в том, что на момент выдачи ПТС производитель не был исключен из реестра организаций, принявших на себя обязательства по утилизации своей продукции.

С 1 сентября 2012 года вводится новый сбор – утилизационный

в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
и ст.51 БК РФ» вводится к уплате утилизационный сбор.

А 31 августа 2012 г в «Российской газете» было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870

«Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»
. Утилизационный сбор нужен, чтобы покрывать расходы бюджета по уничтожению старых автомобилей.

Как и кто платит утилизационный сбор на автомобиль?

Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона. Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан.

Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий. Кто должен платить утилизационный сбор?

В соответствии с тем же законом, существуют всего две ситуации, обязывающие заплатить за утилизацию автомобиля: Если транспортное средство завезено на территорию страны из-за границы; Если предыдущий владелец ТС не оплачивал сбор на транспорт (уклонился от уплаты либо был по каким-либо причинам освобожден), то данная обязанность возлагается на плечи нового владельца машины. Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль.

ГИБДД требует штамп в ПТС об утилизационном сборе для постановки на учет автотранспорта

Утилизационный сбор для авто

Таким образом, этот утилизационный сбор теперь включается в стоимость приобретения. Причины введения данного сбора?

По оценкам аналитиков, введение утилизационного сбора связано в первую очередь с тем, что с 23 августа этого года Россия является членом ВТО, а это в свою очередь обязывает сделать пошлины ниже. Под эти нормы попадают и автомобили. Кроме того, подобными инновационными сборами и искусственно вызванным ростом цен на зарубежные машины власти России делают попытки защитить отечественных производителей авто.

Кто уплачивает утилизационный бор

7 ст.

24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 г. но ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 г. (п.

2 ст. 3 Закона от 28.07.2012 N 128-ФЗ). Таким образом, для конечных приобретателей автомобилей на территории РФ исключается необходимость в личной уплате утилизационного сбора.

Ситуации, когда вам придется заплатить этот сбор самостоятельно: при приобретении транспортного средства за границей и ввозе его на территорию РФ; при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей); при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого (п.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook