Топливные форсунки, уход, восстановление работоспособности. Признаки того что на дизеле льют форсунки

Большая часть выпускаемых сегодня автомобильных двигателей оснащена системой впрыска топлива, одним из важнейших элементов которой являются форсунки. За долгий период эксплуатации через них проходят сотни и тонны литров горючего, которое содержит огромное количество примесей - от твердодисперсионных частиц до тяжелых углеводородных фракций и смолистых веществ. Естественно, что все это приводит к засорению и ремонту форсунок и изменению параметров ее функциональности.
Первые признаки загрязнения
Самые первые симптомы того, что форсунки засорились, проявляются в характере работы двигателя и эксплуатации автомобиля. Среди них самыми явными признаками являются:

  • плохой запуск двигателя, что наиболее характерно проявляется при минусовых температурах;
  • перебои в работе мотора на холостом ходу;
  • провалы или заторможенная реакция при наборе скорости во время нажатия на педаль акселератора;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличение загрязненности выхлопных газов токсичными веществами;
  • повышение в несколько раз величины детонации при наборе оборотов двигателем;
  • образование хлопков в системе выхлопа газов;
  • пропуски в воспламенении или зажигании.

Основные причины загрязнения
При эксплуатации автомобиля в западно-европейской зоне вышеприведенные признаки не обязательно будут свидетельствовать о засорении форсунок. Зарубежные производители рекомендуют не чистить, а просто менять их после пробега автомобилем не менее 120 тыс. км пути. Однако это правило не работает на просторах стран СНГ. Причина одна - низкое качество топлива. Поэтому отечественным автомобилистам приходится чистить форсунки каждые 15 тыс. км пробега.

Отдельному автопользователю не представляется возможным убедиться в достоверности качества топлива непосредственно на АЗС. По этой причине нельзя застраховать свой автомобиль от попадания в него плохой топливной смеси. При этом само топливо перед тем как попасть в бензобак может загрязниться по целому ряду причин:

  • не соблюдения условий хранения, когда новое топливо заливают в загрязненные и годами не очищаемые от смолистых соединений хранилища;
  • использование производителем для повышения октанового числа топлива соединений, содержащих марганец, что быстро портит систему топливного впрыска;
  • наличие воды в топливе создает условия для развития процессов коррозии в системе впрыска;
  • в топливной смеси может содержаться песок, опилки и другие мелкодисперсионные частицы.


Изменения в топливной системе при загрязнении форсунок
При засорении форсунок всегда происходит значительно ухудшение процесса формирования топливно-воздушной смеси и характера ее подачи, выражаемое в следующих проявлениях:

  • изменение геометрии конуса факела и размера распыляемых топливных частиц;
  • нарушение стабильности в дозировании топлива;
  • утечка топлива в закрытом состоянии затворного клапана через дюзы (ухудшение плотности прилегания клапана).

В последнее время все большее количество автомобилистов склоняются к приобретению машин с двигателем, который работает на дизеле. Это связано с экономией денежных средств. Топливо у современных дизельных двигателей впрыскивается очень точно. При этом в атмосферу выбрасывается очень маленькое количество токсических элементов.

Используя топливные системы, в которых есть форсунки, мощность силового агрегата увеличивается примерно на 10 %. Но эта система довольно очень хрупкая, любит только высококачественное горючее. Это и есть недостатки, которые могут все испортить. Все дело в том, что стоимость новых форсунок довольно таки не маленькая. Форсунка отвечает за подачу и дозировку топлива. Они бывают с разной формой корпуса, размером распылителя и способом управления. Различаются форсунки по разным типам систем впрыска и видам распыления.

Они бывают :

Штифтовые (используются в двигателях, у которых форкамерная система зажигания)
. Дырчатые (используются в двигателях, у которых непосредственный впрыск топлива).

По способу управления делятся на:

Одно пружинные;
. Двух пружинные;
. С датчиком, который контролирует положение иглы;
. И те, которые управляются пьезоэлектрическими элементами;

Если Вы заметили, что двигатель начал развивать недостаточную мощность, да еще и когда увеличивается нагрузка на мотор, начались рывки или провалы, это уже говорит о том, что скорее всего необходимо будет приобрести новые форсунки. Их обычно можно приобрести как в автомагазинах, так и на СТО. Форсунки всегда находятся под постоянным воздействием очень высоких температур. На них застывает смолы, содержащиеся в топливе. Это и является наиболее частой проблемой поломки форсунки.

Такие загрязнения перекрывают отверстие распыления форсунок, тем самым нарушая герметичность, так называемого, игольчатого клапана. При этом не имеет значения какие форсунки у вас стоят. Даже самые дорогие не выдерживают и начинают лить или просто плохо распылять горючее. Засориться может не только распыляющее отверстие, но и другие составные форсунки (фильтр, каналы).

Форсунка может дать сбой и тогда, когда используется некачественное топливо. В нем присутствует огромное количество примесей. Также нужно следить за своевременной заменой топливного фильтра. При большом пробеге нужно тоже внимательнее относится к форсункам, так они тоже рассчитаны на определенный километраж.

Давайте же сначала разберемся, что такое льющая форсунка. Это такая форсунка, которая стала плохо распылять топливо или просто льет струей (вообще не распыляя). Если есть нарушения в форсунке, Вы сразу заметите подергивание на холостом ходу, либо при маленькой нагрузке. Возможно и такое, что подергивание уменьшиться тогда, когда будет прогрет двигатель. Это обусловлено тем, что при прогретом двигателе, горючее испаряется намного лучше, хотя распыление все-таки нарушено.

Если ваш автомобиль всегда заводился с первой попытки, даже при равной температуре на улице, и вдруг перестал это делать, либо заводится на второй, а то и третий раз, значит у Вас в автомобиле есть лающая форсунка. Такая форсунка пропускает топливо даже тогда, когда двигатель не работает. Еще можно заметить, что автомобиль начал сильно дымить, особенно когда резко нажимается педаль газа. Также можно заметить, что увеличивается объем масла. Это происходит потому, что туда попадает горючее.

Еще одним признаком может стать вспышка в самом двигателе, при не работающем стартере. Так случается хлопок из-за того, что при холостой искре зажигается топливо, которое вытекло.

Как же проверить какая форсунка льет? Можно проверить на прогревание патрубка у выпускного коллектора. Там, где установлена льющая форсунка у цилиндра, нагревание патрубка будет происходить на много медленнее.
Также можно проверить на наличие льющих форсунок и другим способом. Можно в принудительном порядке включить насос на топливо, при этом закоротив контакты (подать на него напряжение), достать рампу с форсункам. И сразу будет видно подтекают они или нет. Также сразу можно проверить правильность распыления форсунок. Достаточно поочередно подключить плюс и минус к каждой форсунке.

Очистить форсунки можно несколькими способами:

Ультразвуком.
. Промыть топливом, в которое добавлены специальные присадки.
. Промыть специальными жидкостями на стендах.
. Вручную.

Конечно же в домашних условиях наиболее приемлемым вариантом является последний способ. Однако иногда самостоятельно можно и не справиться. Тогда необходимо обратиться в специальные центры к специалистам. Зачастую, лучше отремонтировать родную форсунку, чем купить новую. Даже среди новых есть подделки. Не мало важно и то, что отремонтировать форсунку дешевле новой в два, а то и три раза. Да к тому же при ремонте чаще всего используют оригинальные детали, а не китайские.

Чтобы не допустить наличия в Вашем автомобиле льющих форсунок, нужно в первую очередь отказаться от топлива сомнительного происхождения, следить за сроками использования фильтров, не допускать засорения топливной системы, а также следить за километражем на который рассчитаны именно Ваши форсунки.

Система впрыска топлива в современных дизельных двигателях предельно точна, но очень хрупкая, что является причиной её частого выхода из стоя. Каковы признаки неисправности топливных форсунок и что можно сделать, чтобы ремонт не сильно ударил по кошельку?

Почему форсунки ломаются?

Ответ на этот вопрос очень прост — не выдерживают условий работы, в которых эксплуатируются. Форсунки прошли столь длительную эволюцию и даже революцию, что просто доходят уже до грани своих возможностей. Если взглянуть в прошлое, в середине 90-х годов, в устанавливаемых на дизельных двигателях форсунках, давление впрыска было на уровне 1350 бар. Сегодня нормой является давление в 2000 бар и более. Конструкция самих форсунок тоже изменилась, но все-равно не спасает их от поломки.

Почему так выросло давление впрыска? От современных дизельных двигателей мы требуем сегодня высокую производительность. Двигатели должны быть динамичными, сохраняя при этом разумный объем. А еще . Нормой считается выпуск силового агрегата объемом 2 литра, который обладает мощностью в 150 лошадиных сил и имеет крутящий момент более 300 Нм и конечно не потребляет больше 7 литров дизельного топлива на 100 км.

Признаки неисправности форсунок

Принцип действия форсунок очевиден. Они отвечают за дозировку и подачу топлива. Управляет форсунками компьютер, который точно знает какую дозу топлива они должны подавать. Все зависит от стиля вождения. Эта система прекрасно работает, обеспечивая отличные характеристики. Проблема появляется, когда система теряет свою безупречность. Наиболее распространенная причина отказа форсунок, низкое качество топлива. При несоблюдении периодичности замены топливного фильтра, сомнительного происхождения, без сомнений можно ожидать неприятностей. Форсунки очень чувствительны к качеству дизельного топлива. Со временем они начинают загрязняться, пока полностью не засорятся. Удаление отложений от некачественного топлива невозможно без механической очистки. Неисправности форсунок возникают, как правило, при больших пробегах, чаще всего далеко за 150 000 км. Конечно это не является правилом. Зачастую автомобили на оригинальных форсунках преодолевают отметку 300 000 км, при условии своевременного обслуживания и заправка хорошим топливом.

Водитель должен довольно быстро заметить, что форсунки начинают барахлить. Первый признак — езда становится более приятной. Это парадокс, но неисправные форсунки могут значительно переливать топливо (электроника не правильно определяет дозировку), что придает автомобилю повышенную резвость. Но это длится не долго и вскоре этот процесс принимает обратный эффект. При неисправности форсунок сильно увеличивается дымность автомобиля, особенно при резком нажатии на газ. Заметно увеличивается уровень моторного масла, т. к. в него начинает просачиваться топливо. Появляется неравномерность холостого хода двигателя. и дымить при прогреве.

При замене форсунок необходимо тщательно определиться с фирмой-производителем. Лучше всего отталкиваться от той, которая была установлена на автомобиле в качестве оригинала. Производители автомобилей не используют форсунки собственной торговой марки. Как-правило используют компоненты, предоставленные компаниями-лидерами в своей сфере. В современных дизелях можно встретить форсунки следующих марок:
— Bosch — безусловно, самые популярные, форсунки установлены на большинстве автомобилей, включая двигатели JTD, CDI, CDTI, HDI, D5, 1.9 и 2.0 dCI;
— Delphi — двигатели Ford с системой Common Rail, 1.4 HDi у Citroen C3, двигатели 1.5 dCI у Renault;
— Siemens — некоторые модели французских автомобилей с двигателями 1.4 и 2.0 HDi, двигатель Volvo D4 в модели S40, двигатели 2.0 TDCi PSA, Audi и Volkswagen 2.0 TDI CR;
— Denso — в основном японские марки, двигатели 2.0 CD у Mazda 6, 2.0, 2.2 и 3.0 D-4D у Toyota.

Впрыск топлива имеет неоспоримые преимущества по сравнению с карбюраторным принципом смесеобразования. В первую очередь, это более точное дозирование топлива, а следовательно, большая экономичность и приемистость автомобиля и меньшая токсичность отработавших газов. Однако основная исполнительная деталь системы впрыска - форсунка - работает в тяжелых условиях и поэтому весьма требовательна к обслуживанию.

Форсунка (инжектор) - управляемый электромагнитный клапан, обеспечивающий дозированную подачу топлива в цилиндры двигателя. Существуют форсунки для центрального (одноточечного, моно) и для распределенного (многоточечного) впрыска.

Блок управления - электронный блок, управляющий системой впрыска, в частности работой форсунок.

Устройство форсунки:
a - форсунка одноточечного впрыска, б - форсунка распределенного впрыска
1 - фильтр, 2 - электрический разъем, 3 - обмотка электромагнита, 4 - корпус форсунки, 5 - сердечник, 6 - корпус клапана, 7 - клапан (б - игла клапана), 8 - уплотнительное кольцо, 9 - распылительное отверстие.

Топливо подается к форсунке под определенным (зависящим от режима работы двигателя) давлением. Электрические импульсы, поступающие на электромагнит форсунки от блока управления, приводят в действие игольчатый клапан, открывающий и закрывающий канал форсунки. Количество распыляемого топлива пропорционально длительности импульса, задаваемой блоком управления. Форма и направление распыляемого факела играют существенную роль в процессе смесеобразования и определяются количеством и расположением распылительных отверстий.

Центральный впрыск
В общий впускной трубопровод топливо впрыскивается одной форсункой (для всех цилиндров двигателя), которая устанавливается перед дроссельной заслонкой, в месте, где "должен стоять карбюратор", и характеризуется низким сопротивлением обмотки электромагнита (до 4-5 Ом). Одноточечный впрыск - как промежуточный этап при переходе от карбюратора к системам распределенного впрыска и устанавливался на автомобилях в основном в 80-х годах 20 века. В 90-х практически повсеместно одноточечный впрыск был вытеснен многоточечным или распределенным.

Распределенный впрыск
Отдельные форсунки осуществляют впрыск топлива во впускные трубопроводы каждого цилиндра. Они располагаются у основания впускных трубопроводов (у корпуса головки блока цилиндров) и отличаются относительно высоким сопротивлением обмоток электромагнитов (до 12-16 Ом). Исключение составляют форсунки двигателей с турбонаддувом, которые имеют сопротивление обмотки до 4-5 Ом. На некоторых автомобилях последнего поколения топливо подается непосредственно в камеру сгорания (непосредственный впрыск). Форсунки таких двигателей отличаются высоким рабочим напряжением электромагнита (до 100 В).

Основные признаки и причины неисправности форсунок
Состояние форсунок существенно влияет на работу двигателя. Основными признаками их неисправности бывают: рывки и провалы при увеличении нагрузки на двигатель; недостаточная мощность, развиваемая двигателем; неустойчивая работа на малых оборотах; повышенная токсичность отработавших газов. Проверить работоспособность электромагнита форсунки можно самостоятельно на ощупь или с помощью стетоскопа. Срабатывание клапана сопровождается характерными щелчками. Неподвижность клапана может быть результатом повреждения в электроцепи, плохого контакта электрических соединений, отсутствия электрического импульса или обрыва в обмотке электромагнита форсунки.

Наиболее распространенной неисправностью форсунок является их загрязнение. Они расположены в зоне воздействия высоких температур. Следствие этого - закоксовывание содержащимися в топливе (особенно низкокачественном) смолами, образование на форсунке твердых отложений, перекрывающих (частично или полностью) распылительные отверстия и нарушающих герметичность игольчатого клапана.
Кроме того, общее загрязнение элементов топливной системы (бака, трубопровода, фильтра и т.д.) приводит к засорению частичками шлама каналов и фильтра форсунки. Основным способом восстановления нормальной работоспособности форсунок является их промывка.

Промывка форсунок
Эта операция подразумевает удаление (вымывание) накопившихся загрязнений из системы. К основным способам промывки форсунок относятся:

    промывка специальными присадками к топ-ливу;

    промывка без демонтажа форсунок с двига-теля с помощью специальной установки;

    промывка на ультразвуковом стенде с демонтажем форсунок с двигателя;

    промывка с помощью присадок к топливу отличается простотой и заключается в периодическом (каждые 2-3 тыс. км) добавлении в топливо специальных препаратов. Это позволяет промывать не только сами форсунки, но и всю топливную систему. Данный способ эффективен при регулярном удалении небольших загрязнений и носит, скорее, профилактический характер.

Внимание!

Удаление застарелых отложений подобным методом может привести к прямо противоположному результату: большое количество шлама, смытого моющей присадкой со стенок топливной системы, засоряет трубопровод, топливный фильтр, а иногда и сами форсунки, окончательно выводя их из строя.
Промывка форсунок с помощью специальной установки без их демонтажа заключается в работе двигателя на специальном промывающем топливе (сольвенте). Для этого отключается штатный топливный насос автомобиля и магистраль слива топлива в бак ("обратка"), а топливопровод системы впрыска соединяется с установкой (стендом), имеющей резервуар с сольвентом, который под давлением подается на форсунки.

Процесс делится на несколько этапов. Сначала двигатель работает в течение 15-20 минут в режиме холостого хода. Затем его останавливают на 15-20 минут для размягчения особо стойких отложений. Потом двигатель снова запускается и работает 15-20 минут в режиме периодического увеличения оборотов до их максимального числа. Косвенно определить эффективность промывки можно по длительности открытия и закрытия игольчатого клапана (с помощью мультитестера), по плавности увеличения числа оборотов и концентрации СН в отработавших газах. Ориентировочный расход сольвента составляет примерно 0,7 л на промывку двигателя рабочим объемом 1,2-1,4 л. Заключительным этапом промывки является восстановление соединений штатных топливопроводов и работа двигателя на бензине в течение 30 минут. Подобную промывку рекомендуется проводить через каждые 15-20 тыс. км пробега.

Промывка на ультразвуковом стенде с демонтажом форсунок применяется в качестве крайней меры для удаления больших затвердевших отложений, когда первые два способа не приводят к желаемым результатам. Принцип действия таких стендов основан на разрушении отложений погруженной в специальный моющий состав форсунки с помощью ультразвука. Кроме того, стенды, как правило, позволяют точно оценить производительность и качество распыла форсунки.

Общие рекомендации
Старайтесь избегать заправок топливом на сомнительных АЗС. Использование качественного бензина продлит срок службы инжектора, Соблюдайте рекомендуемые сроки замены топливного фильтра. При проведении ремонтных работ не допускайте засорения топливной системы. Нарушение герметичности уплотнительных колец форсунок может привести к пожару. При установке форсунок на двигатель уплотнительные кольца рекомендуется заменять на новые. Для облегчения монтажа кольца смазывают моторным маслом.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook