Армейский внедорожник Hummer, страницы истории. Военный хаммер Армейский хаммер технические характеристики

Могли ли предположить в AM General Corp, что их детище - Hummer, станет героем не только на полях сражений, но и на экранах телевизоров? Врятли, наверняка при создании вездехода творцов беспокоил лишь вопрос, как выиграть в конкурсе Министерства Обороны США по созданию высокоподвижного многоцелевого транспортного средства. Пентагон объявил конкурс в 1979 году. Одиннадцать испытательных образцов HMMWV проходили испытания в Неваде, в общей сложности испытуемые образцы прошли 1миллион километров. По мнению военных специалистов США, HMMWV (именно там обозначается абревиатура военного Хаммера) показал себя достойней образцов от других производителей. В 1984 году с производственных мощностей в Мишаваке сошел первый вездеход, Американское правительство заказало 55 000 вездеходов, сумма заказа составляла 1.2 миллиарда долларов, что на тот момент являлось рекордной суммой для закупки колесных транспортных средств вооруженными силами США. Отметим, что абревиатура HMMWV рассшифровуется как - высокопроходимое многоцелевое, колесное транспортное средство.
На Американском диалекте абревиатура HMMWV читается как - Хамви, именно поэтому во многих источниках американский вездеход называют HUMVEE. Наиболее популярная версия о появлении прозвища - Hummer, говорит о том, что HMMWV был назван МОЛОТОМ одним из журналистов который следил за событиями во времена первой Иракской войны - операция по освобождению Кувейта. Война с Ираком принесла HMMWV значительную популярность, многие Американцы хотели обладать этим символом Американской силы, это создало предпосылки для выхода в серию гражданской серии HMMWV, гражданский вездеход получил название Хаммер H1. Даже в США - это дорогой автомобиль, цена на который начинается с 70 000 $. В год Американцы собирают не более 2 000 - Hummer H1. Различия военного HMMWM и Хаммер H1 мы рассмотрим в блоке - «салон и оснащения» и « техническая составляющая и характеристики». Американец так хорошо себя зарекомендовал, что в Португалии и Швейцарии по лицензии производятся копии HUMWEE для внутренних нужд государства. Продолжим обзор.

Внешность и Кузов:

Военный Hummer как и его гражданская версия выпускается в кузовах: двух и четырех дверный пикап, а также универсал.
Различная гамма кузовов говорит о том, что автомобиль не просто так назвали многоцелевым транспортным средством, HUMVEE используется не только для перевозки солдат, машина используется как скорая помощь, штабная машина и автомобиль несущий собственную систему вооружений (ракетные установки, минометы, пулеметы). Конечно кузов армейского вездехода крепится к раме, что значительно повышает долговечность и прочность конструкции. Раздельные лобовые стекла и дворники, закрепленные на верхней кромке стекла, навевают мысли о сходстве HUMVEE с грузовиком. Hummer H1 обувается в покрышки 315/ 75 R17.

Салон и Оснащение:

Многие удивятся, что в таком широком автомобиле как Hummer в кресле сидеть довольно тесно, а большинство экземпляров оборудованы четырьмя посадочными местами. Дело в том, что двигатель и КПП очень сильно сдвинуты за переднюю ось, моторы и КПП находится под кожухом в салоне - обратите внимание на фото. Это было сделано для того, чтобы уберечь мотор
от пуль. Основное отличие гражданского Хаммер H1 от военного HUMVEE заключается в наличии обшивки дверей с внутренней стороны и кондиционера.

Техническая составляющая и характеристики Hummer H1

Военный HUMVEE оснащен системой подкачки шин, также во внутренней части покрышки на диск надета резиновая накладка которая позволяет двигаться со скоростью не превышающей 50км в час даже на пробитых колесах. Многие видели видеозапись в которой Hummer сбирается на отвесную стену. Hummer H1 и его военный собрат способен взобраться на шестидесятиградусный подъем, Американец способен двигаться при боковом крене в 40 градусов. Значительным отличием военного Хаммер от Гражданского - Hummer H1, является герметичный генератор и герметичный блок предохранителей. Если гражданский Hummer H1 рассчитан на преодоление брода глубиной в 61см, то его военный собрат преодолевает брод в 76см, а если HMMWM оборудован забором воздуха сверху (у крыши), Хаммер Эйч 1 преодолеет брод глубиной в 1.5м. Угол въезда у обоих машин - 72 градуса, а угол съезда - 31.5 градус. Гражданский Hummer H1 оснащен электрическим бензонасосом, тогда как военный HUMVEE – механическим бензонасосом.

Благодаря тому, что мотор сдвинут поближе к пассажирскому отсеку, Хаммер H1 обладает хорошей развессовкой, на переднюю ось Хаммер приходится 51% массы, а на заднюю - 49%. Хаммер Эйч один рассчитан на буксировку прицепа массой до 3.8т.

Изначально на HUMMER устанавливался дизель — 6.2 V8 мощностью - 150л.с и крутящим моментом в 339Н.М. С таким мотором максимальная скорость Хаммер - 113км.

В 1994 году появился новый дизельный V8 объемом 6.3л, мощность Detroit Diesel – 170л.с, максимальный крутящий момент Хаммер Эйч 1 6.3 V8 – 394Н.М при 1 700 оборотах двигателя. С таким движком Хаммер Эйч 1 набирает сотню за 19.5с, предельная скорость возросла до 133 км.

С ростом популярности гражданского H1 производитель выпустил бензиновую версию, Hummer H1 с бензиновым V8 5.7л, 190л.с, 407Н.М не долго простоял на конвеере, он был снят в 1996 году. В том же - 1996-ом на HUMMER начали устанавливать дизельный мотор с наддувом. Мощность - 190л.с, крутящий момент - 528 Н.М.

Технические характеристики HUMMER H1:

Силовая установка: Дизель V8, наддув

Объем:6500куб

Мощность:195л.с

Крутящий момент:583Н.М

Общее число клапанов / число клапанов на цилиндр: 16v, по два клапана на цилиндр

Эксплуатационные показатели:

Набор скорости (0 – 100км):18с

Предельная скорость:134км

Расход дизеля в смешанном режиме:20.2л

Емкость топливного бака:95л

Габаритные размеры:4684мм*2197мм*1905мм

Колесная база:3302мм

Снаряженная / полная масса:1818кг / 3245кг

Дорожный просвет (клиренс): 406мм

Стоимость

Официально Hummer H1 никогда не продавался в СНГ. Цена Hummer H1 привезенных из США как правило превышает 50 000$. Конечно речь идет не о новой машине. Hummer H1 значительно уступает в комфорте более окультуренному Hummer H2, который уже примелькался на дорогах крупных городов. Хаммер H1 машина эксклюзивная, комфорта не много, но это именно тот - настоящий Хаммер. Если H2 на шоссейной резине при езде по бездорожью может уступить даже заднеприводному , то Хаммер H1 является настоящим профессионалом по преодолению бездорожья.

Статья принадлежит сайту , создатель блога — Белявцев Денис

Сначала два слова о HMMWV . Это расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (Многофункциональный колёсный автомобиль повышенной проходимости), а в просторечии его называют Humvee. Его разработка началась в 1979 году, а уже в 1981-м армия заключила с AM General контракт, хотя готова была только первая версия прототипа. За тридцать лет было построено 281 000 «Хамви», и это не говоря о гражданском развитии модели — знаменитом «Хаммере». Humvee существует в более чем в сотне версий и стоит на вооружении 76 стран мира (!) — это самый успешный армейский внедорожник всех времён. Но время его всё-таки уходит.

International FTTS UV Concept . Ранняя попытка компании Navistar International, основанная на идее быстросъёмных боевых или любых других модулей на универсальной платформе. Протестирована в 2006 году и в финальный тур не вошла.

BAE Systems Valanx JLTVН . Одна из машин, прошедших в финальную фазу и проигравшую тендер из-за сложностей в производстве — по ТТХ она была одной из лучших. BAE Systems делали ставку не на абсолютную универсальность платформы, а на безопасность экипажа.

General Tactical Vehicles JLTV Eagle Ещё один финалист. Машина довольно сильно похожа на «Хамви» по компоновке и качествам — и проиграла именно из-за этого. Военные хотели видеть не усовершенствованную классику, а принципиально новый подход.

Lockheed Martin JLTV . До последнего момента детище Lockheed Martin было лидером «зачёта». Компания представила целое семейство автомобилей различного назначения, которые стали «полуфиналистами». Когда победителем был объявлен Oshkosh, компания подала протест, затем ещё один — в общем, уход Lockheed Martin со сцены был порядочно омрачён грязью и скандалами. На самом же деле причина проигрыша крылась в слабой универсальности относительно установки оружия. На машину можно установить 12,7-мм или 7,62-мм пулемёт, а также систему AGM-114 Hellfire. И, в принципе, всё.

AM General BRV-O . Конечно, свой успех 30-летней давности попыталась повторить и AM General. В августе 2012-го автомобиль оказался в числе трёх лидеров наравне с Lockheed Martin и Oshkosh, хотя подход компании был похож на подход General Tactical Vehicles: взять классический «Хамви» и улучшить все его характеристики, не придумывая ничего нового.

International MaxxPro MRAP . Это бронетранспортёр, который был разработан International вообще не для данного конкурса. В 2007 году началось его производство, и на данный момент сделано более 9000 машин. Что он здесь делает? Дело в том, что в ряде армейских подразделений было решено заменить «Хамви» до окончания тендера — и максимально близкой по параметрам и уже серийной машиной оказался именно MaxxPro.

Oshkosh L-ATV , победитель конкурса, объявленный в конце 2015 года. Отныне и на последующие лет 20−30 этот автомобиль заменит привычные по кинематографу и ТВ-новостям «Хамви». На сегодняшний день — всего за год — количество «Ошкошей» разных модификаций уже превысило 50 000 экземпляров, замена идёт полным ходом.

Постскриптум. Hawkei PMV . Аналогом «Хамви» в австралийской армии был Land Rover Perentie. Синхронно с американской программой в Австралии стартовал тендер по замене устаревшего «Ленд-Ровера», и в том же 2015 году победителем был объявлен Hawkei PMV. Просто синхронные истории, вот мы и решили привести здесь эту машину.

После Первой мировой войны автомобили уверенно вошли в арсеналы всех армий, эффективно заменив конные подразделения и гужевой транспорт Одновременно с преимуществами этого вида техники проявились и его недостатки. Так. военные всего мира заговорили об унификации армейских автопарков. Они хотели иметь универсальное шасси, способное с небольшими переделками перевозить пехотные подразделения, использоваться в качестве пулеметного автомобиля, служить передвижной радиостанцией, легким штабным или санитарным фургоном, буксировщиком артиллерии и шасси для бронеавтомобиля.

США в годы Второй мировой войны не стали создавать машину «на все случаи жизни», а стандартизировали сразу два образца – лёгкий джип Willys MB («Виллис») и относительно тяжелый Dodge Т214 («Додж 3’4»),

Поставлялись эти машины практически во все страны мира. По мере износа их меняли на аналогичные модели, например. MB-на джип М151.

Однако со временем американские военные пришпи к выводу, что «виллис» не идеален: он тесен для перевозки бойцов с полной выкладкой, маломощен для буксировки артиллерии, совершенно не подходит для бронирования И заметили это не только в США все больше стран для своих армий стали закупать британские, немецкие или японские джипы.

В конце 1970-х американская армия объявила, что собирается заменить армейский джип М151 автомобилем нового проекта. На автомобильном рынке забрезжил военный заказ объемом порядка 60 млн. долл. и даже более. В 1979 г. Пентагон объявил конкурс на создание многоцелевого армейского автомобиля ХМ966, участвовать в котором приглашались компании из США и других стран. Оговаривалась высокая универсальность машины, возможность вооружения крупнокалиберным пулеметом или ракетной установкой «Стингер». Требования к проходимости были высоки: дорожный просвет – 410 мм, способность движения по 60% уклонам и 40% косогорам, преодоление вертикальных препятствий до 0.46 м и водных преград глубиной до 0.76 м.

Опытные образцы автомобиля разных фирм были готовы к концу 1979 г. и испытывал ись до середины 1980 г в Невадском испытательном центре. Из всех претендентов контракты на изготовление опытных партий для проведения сравнительных испытаний получили фирмы и компании AM General. Chrysler Defense и Teledyne Continental. Армейское тестирование началось в апреле 1982 г. Оно состояло из полигонных испытаний на проходимость и долговечность, проверок в действующей армии в полевых условиях и тестов в условиях пустынь, джунглей, гор и прибрежных дюн

Точка в конкурсе была поставлена 22 марта 1983 г., когда командование объявило, что выбран образец компании AM General. С ней заключили контракт на поставку 55 тыс. автомобилей в течение поспедующих пяти лет. Сумма сделки составляла $1.2 млрд.. что стало рекордом за многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колёсных транспортных средств Вскоре компания получила подряд на изготовление ещё 15 тыс. внедорожников, что увеличило сумму контракта до S1.6 млрд. Оптовая цена одного HMMWV была в пределах 21 -23 тысяч долларов.

В ходе испытаний AM General назвала свою машину Hummer («Хаммер»). перефразировав аббревиатуру официального названия – HMMWV, и зарегистрировала название как торговую марку В апреле 1983-го началось переоборудование завода в Мишаваке (штат Индиана) под их производство. Серийный выпуск автомобилей под индексом М998 стартовал в январе 1985 г. и в сентябре первая партия автомобилей поступила в 9-ю моторизованную пехотную дивизию армии США. В 1989 г. был заключен еще один контракт на поставку 33 тыс. единиц в течение пяти лет HMMWV стал отправной точкой для модернизации всего автомобильного парка американской армии, заменив не только джипы «Форд» М151. но и целый ряд других автомобилей.

КОНСТРУКЦИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ HMMWV

Рама и кузов. Основой шасси автомобиля «Хаммер» является несущая рама с продольными балками коробчатого сечения. выполненными из низкоуглеродистой стали. Кузов из алюминиевых листов значительно уменьшил массу машины и одновременно повысил антикоррозионную стойкость На армейский вариант модепи давалась 15-летняя гарантия против сквозной коррозии.

Кузов соединялся с рамой посредством резиновых подушек. Дверные и оконные проймы сделаны «по линейке». Несмотря на то. что автомобиль компоновался по ка-потной схеме, двигатель ощутимо смещён назад Это оправдывалось обеспечением удачной «развесовки» по осям У «Хамме-ра» она идеапьна: 51% массы приходится на переднюю ось и 49% – на заднюю

Повышению проходимости способствовало гпадкое днище.

Капот машины – из стекловолоконного композита. Лобовое стекло – плоское, но чтобы повысить жёсткость всего проёма, конструкторам пришлось разделить его пополам массивной стойкой.

Вся задняя часть кузова с ребристым металлическим полом отдана под грузовое пространство.

Автомобиль имеет два топливных бака, причём в дань армейским требованиям, независимых друг от друга.

Снаружи кузов окрашен в один из восьми цветов специальной эмалью CARC, противостоящей воздействию химически агрессивной среды.

Двигатель. На «Хаммере» первых выпусков устанавливался 6,2-литровый 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. Позднее на нём стали использовать 8-цилиндровый V-образный дизель General Motors («Дженерал Моторс») жидкостного охлаждения мощностью 130 л.с. Решение ставить на машину дизельный двигатель принималось под давлением военных, так как дизельное топливо менее огнеопасно.

Спереди под капотом машины размещают дизель, радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, радиатор гидроусилителя рулевого управления. Все без исключения агрегаты автомобиля имеют централизованную систему вентиляции: сапуны коробки передач, раздаточной коробки и редукторов мостов составляют единую пневмома-гистраль, сообщающуюся с воздушным фильтром двигателя.

Благодаря такому решению при форсировании водных преград внутри агрегатов постоянно поддерживается атмосферное давление.

Трансмиссия. На стандартном армейском «Хаммере» устанавливается автоматическая трёхскоростная коробка передач с гидротрансформатором – усиленный вариант обычной коробки для лёгких грузовиков. Применение «автомата», опять-таки в военных цепях, позволяет управлять автомобилем даже серьёзно раненому водителю.

Раздаточная коробка – двухскоростная, с постоянным приводом на оба моста.

Привод машины – полный постоянный, с автоматической блокировкой межосевого дифференциала. Рукоятка раздаточной коробки имеет три основных положения: Н – обычная езда, HL – высшая передача с заблокированным межосевым дифференциалом, L – низшая передача с заблокированным межосевым дифференциалом. Режимы автоматической коробки передач: D – автоматически переключающий передачи с «1-й» по «3-ю» или принудительный: «2-я» или «1-я», Lo – понижающая передача и «нейтраль». Трансмиссия управляется двумя рычагами: один обслуживает коробку передач, а второй – переключает режимы раздаточной коробки и межосевого дифференциала.

В зависимости от дорожных условий и желания водителя «Хаммер» может двигаться в штатном режиме, с заблокированным межосевым дифференциалом и включённой понижающей передачей. В последнем случае дифференциал блокируется принудительно. Осевые гипоидные редукторы с установленными в них дифференциалами повышенного трения жёстко прикреплены к раме, через них момент передаётся на колёсные редукторы планетарного типа.

Принцип работы механического самоблокирующегося дифференциала Torsen («Торсен») был запатентован в 1958 г. инженером Верном Глезманом. В 1982 г. патент выкупила швейцарская фирма Gleason Corporation («Глисон корпорейшин»), которая и наладила серийное производство таких дифференциалов. Впервые их применили в 1983 г. на «хаммерах», а с 1986-го также начали устанавливать на машинах Audi («Ауди»), с 1997 г. – и на Volkswagen Passat («Фольксваген Пассат»).

С помощью новой трансмиссии возможно было достижение основных целей: снижение нагрузки на межколёсные дифференциалы, увеличение эффективности торможения и, самое главное, усиление крутящего момента, точнее, – реализация его на колёсах с максимальным значением. Это позволило машине буксировать прицеп с полной массой до 3,8 т.

Подвеска автомобиля – полностью независимая, на двойных (А-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Конструкция задней подвески повторяет переднюю с той лишь разницей, что пружины вынесены из рычагов назад.

Глядя на независимую подвеску «Хаммера», сомнений в её прочности и надёжности возникает: толстые рычаги, могучие сайлентблоки, пружины, больше похожие на вагонные, чем на автомобильные. Конструкторам удалось увеличить дорожный просвет до 400 мм, убрав повыше редукторы, спрятав практически внутрь корпуса все жизненно важные системы, вплоть до выхлопной трубы, последняя часть которой прошла внутри левой колёсной арки.

Тормоза – вентилируемые дисковые. Постановка антиблокировочной системы (АБС) не предусматривалась. Для уменьшения абразивного износа от дорожной грязи тормоза расположили вблизи картера дифференциала.

Стояночный тормоз – дисковый трансмиссионный.

Шины. На колёсах машины монтируются вездеходные широкопрофильные шины низкого давления GoodYear («Гудиер») -прочие внедорожники о таких дорогих покрышках даже не мечтают.

Имеется также система встроенного компрессора с централизованной системой подкачки шин. На приборном щитке водителя для включения системы управления находится специальный тумблер переключения, действующий на компрессоры колёс либо передней, либо задней оси; можно приспустить или подкачать колёса только спереди или только сзади. Диапазон регулировки – от 0,7 до 2,45 атм. Если давление в шинах падает ниже 0,55 атм., на панели загорается красный предупреждающий индикатор.

Внутри покрышек на диски надеваются специальные резиновые бандажи, которые позволяют на спущенных шинах проехать около 50 км со скоростью до 50 км/ч.

Фары, подфарники и габариты. Фары переднего света, подфарники и указатели поворотов размещаются в специальных углублениях корпуса. Они не выступают за габарит кузова и имеют минимальную возможность повреждения. Существует одна особенность: указатели поворотов не начинают работать, пока не включаются габаритные огни.

Приборы, переключатели. Слева вверху на приборной панели находится рукоятка запуска, заменяющая ключ; ниже – комбинация рукояток управления светотехникой, ближний-дальний свет переключается ножной кнопкой.

Переключатель поворотов – примитивный, напоминающий рычажки 1950-х гг. Для включения аварийной сигнализации этот рычаг необходимо до упора повернуть по часовой стрелке.

Четыре стрелочных указателя на панели информируют водителя о работе важнейших систем машины. Один из них показывает температуру масла в гидротрансформаторе, что встречается очень редко.

Рулевую колонку возможно перемещать вверх-вниз, устанавливая в удобное для водителя положение, в зависимости, например, от его роста. Руль имеет толстый пластмассовый обод и хорошо держится в руках.

На полу под ногами находились только две педали. Наличие автоматической коробки передач сделало ненужной педаль сцепления.

Кабина. Салон машины получился весьма вместительным, хотя водительское место и место переднего пассажира разделяет широкий кожух двигателя, частично заходящий в салон. В задней части салона – два сиденья, расположенные по бортам, между ними – узкая подсадная скамейка.

Водитель сидит очень близко к левому борту, практически упираясь локтем в дверь; с правой стороны его ограничивает горб кожуха. Все приборы и органы управления располагаются удобно и находятся от водителя на расстоянии вытянутой руки.

Вертикальные лобовые стёкла из двух одинаковых секций – совершенно плоские. Если вдруг разобьётся левое, на его место можно поставить имеющее точно такую же форму правое стекло и затем продолжать движение.

На корпусе установлены большие боковые зеркала; зеркало заднего вида, наоборот, оказалось слишком маленьким, как, впрочем, и заднее стекло салона.

Управляемость и проходимость автомобиля. «Хаммер», по мнению специалистов, весьма удобен в управлении. Руль -лёгкий, не нужно работать рычагом коробки передач. Впечатляет динамика разгона и торможения для машины такой массы. Однако автомобиль слишком чувствителен к порывам бокового ветра, уводящим его с прямого пути.

Проходимость вне дорожного покрытия, по просёлку, пересечённой местности -выше всяких похвал. Тяги двигателя и степени увеличения крутящего момента гидротрансформатором вполне хватает и при высокой передаче. Во время переезда из колеи в колею даже с буксованием в глине хорошо работают межколёсные блокировки – все колёса вращаются одновременно.

Клиренс машины – высокий: до 400 мм. Коробка передач вместе с раздаточной коробкой спрятаны в туннеле, глубоко вдающемся в салон.

Рулевое управление, редукторы, топливный бак – всё защищено от ударов о грунт. Кузов практически не выходит за габариты колёсной базы. Передний его свес совсем отсутствует, а расположение задней балки позволяет автомобилю съезжать с большого уступа без риска зацепиться кормой или, наоборот, въезжать на вертикальную стенку высотой 0,6 метра.

Демультипликатор, все редукторы, стартёр и лебёдка машины выполнены герметичными, вследствие чего она спокойно преодолевает водоёмы глубиной до 0,76 м. Кроме того, на машине может просто монтироваться комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. В таком варианте глубина преодолеваемого брода возрастает до 1,52 метра.

Автомобиль преодолевет подъём в 60% и не боится бокового уклона в 40%, уверенно проходит по снежному покрову гпубиной до 0,6 метра.

Дополнительная броня. В броневой защите «хаммеров» используются композиционные материалы с применением кевлара. Бронированные модели оборудуются пулестойким ветровым стеклом и такими же – на дверях, причём последние могут подниматься и опускаться. Броня, однако, предохраняет лишь от огня стрелкового оружия и осколков. Для более уверенной защиты от огня противника на машины навешивают дополнительный комплект из броневых пластин.

1 – капот; 2 – крышка воздухозаборника двигателя; 3 – радиостанция AN/GRC-1660; 4 – укладка разобранного станка пулемёта М60/7,62 mm; 5 – регулируемая платформа пулемётчика (в походном положении станок М60 закреплён на ней); 6 – индивидуальные приборы ночного зрения (2 шт.); 7 – ручные гранаты; 8 – патроны к пулемёту М60; 9 – пулемётный прицел ночного видения AN-TVS-5; 10 – транспортное положение пулемёта М60 (в разобранном состоянии); И – гнездо крепления антенны; 12 – свёрнутая маскировочная сеть; 13 – сложенный трёхопорный пулемётный станок М2; 14 – телефон А-312/РТ; 15 – канистра с водой; 16 – индивидуальный прицел ночного видения AN/PVS-4; 17 – огнетушитель

Основное отличие, по которому можно отличить бронированный «Хаммер», -ппоские снаружи двери. Небронированные машины имеют на них Х-образные вы-штамповки.

Модификации и модернизации

Изначально модельный ряд HMMWV AM General составлял шесть базовых моделей. Потом армейский «Хаммер» стал выпускаться в 15-й базовых модификациях: две – общего назначения, две – для транспортировки кузовов-контейнеров, восемь -транспортёры лёгкого вооружения и три – в качестве санитарных машин. Главными отличиями модификаций являются уровень бронирования кузова (небронированный, со встроенной бронёй, с усиленным бронированием) и наличие или отсутствие лебёдки.

Основной армейской версией является модель М998 (Cargo/Troop Carier) – транспортёр пехоты и грузовик. Его снаряжённая масса составляет 2360 кг, полезная нагрузка – 1250 – 1635 кг. Когда в 1991 г. военные потребовали увеличить грузоподъёмность, AM General усилила раму, опорные площадки пружин, заменила задние пружины на бопее жёсткие, усилила амортизаторы. В результате при увеличении снаряжённой массы на 182 кг полезная нагрузка возросла до двух тонн. В начале 1994 г. прошла следующая модернизация (А1), заключавшаяся в переделке интерьера, схемы электропитания, изменении передаточных чисел трансмиссии, установке новых задних полуосей и переходе на колёса большего размера. Усовершенствование 1995 г. (А2) стало более кардинальным: мотор заменили на 6,5-литровый дизель (170 л.е., 393 Нм), коробку передач – на четырёхдиапазонную с электронным управлением, установили центральную систему регулирования давления в шинах.

Дальнейшее развитие версии А2 привело к появлению варианта – ECV (Expanded Capability Vehicle), способному нести полезную нагрузку 2406 кг. Были модифицированы дифференциалы, тормоза, полуоси, колёса и рама. Для соответствия тягово-динамическим требованиям был установлен 6,5-литровый турбодизель (V8, 190 л.е., 522 Нм).

На серийных образцах автомобиля могут устанавливаться следующие виды оружия: противотанковый ракетный комплекс BGM-71A TOW, 40-мм автоматический гранатомёт Mk.19, 12,7-мм пулемёт «Браунинг» М2НВ и 7,62-мм пулемёт М60. В ходе боевых действий в аравийской пустыне в 1991 г. был опробован самоходный зенитный комплекс «Авенджер», оснащённый ракетами FIM-92A «Стингер». Испытывалась также машина, вооружённая 25-мм автоматической пушкой.

В армиях по всему миру

Сейчас автомобили «Хаммер» служат в армии и Морском корпусе США, в спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины используются в армиях множества стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооружённых сил своих стран. Выпускаются армейские «хаммеры» и в Китае.

В печати сообщалось о следующих объёмах поставок «хаммеров» за рубеж: Албания (более 300 шт.); Алжир (более 200 шт.); Афганистан (более 2700 шт.); Болгария (50 шт.); Грузия (12 шт.); Греция (500 шт. + выпуск по лицензии в Греции); Дания (30 шт.); Египет (более 3890 шт.); Израиль (более 2000 шт.); Ирак (более 3960 шт.); Иран (10-20 шт., переданные Францией); Колумбия (более 400 шт.); Ливан (285 -300 шт.); Македония (56 шт.); Марокко (650 шт.); Мексика (более 3638 шт.); Филиппины (300 шт.); Хорватия (12 шт.); Чили (более 200 шт.); Эквадор (около 30 шт.). Нет точных количественных данных, но машины этого типа используются также войсками Аргентины, Боснии и Герцеговины, Доминиканской Республики, Йемена, Латвии, Литвы, Люксембурга и Панамы.

Многие страны стремятся закупать «хаммеры» третьего поколения М1165, выпускаемые с 2006 г. Их приобрели Испания (более 150 шт.); Польша (217 шт.); Словения (30 шт.); Румыния (8, в планах 50 – 100 шт.); Украина (10 шт., получены у США в ходе миротворческих миссий). Машины третьего поколения используют в армиях Венесуэлы, Зимбабве, Португалии, Саудовской Аравии, Сербии, Словакии, Тайваня, Турции и Таиланда.

В октябре 2009 г. в СМИ появились сообщения, что Министерство обороны РФ рассматривало возможность приобретения 3000 единиц HMMWV. Цену за них запросили 190 тыс. долл. (очевидно, что это автомобили с пробегом).

Проблемы армейского «Хаммера»

Долгое время военный «Хаммер» позиционировался как самый лучший, быстрый и неуязвимый армейский автомобиль. И лишь под конец службы американцы вынуждены были признать – эти машины бессильны даже против старого советского оружия и самодельных партизанских мин.

Война в Ираке для США стала одновременно полигоном для испытания военной техники. Начиная операцию в Ираке, американцы и не подозревали, с чем им придётся столкнуться уже после победы. Сегодня военнослужащим коалиции приходится иметь дело не с солдатами и устаревшей бронетехникой армии Саддама, а с партизанами, вооружёнными гранатомётами и минами.

С определённой вероятностью спастись во время взрыва мины и при попадании в машину кумулятивного выстрела из РПГ можно, пересев из внутренних отсеков транспортёра на «броню». При попадании кумулятивный боеприпас выпускает мощную струю раскалённой газово-металлической смеси, которая прожигает сталь, создавая внутри избыточное давление, несущее смерть экипажу.

Ещё хуже дело обстоит с защитой от мин: даже новейшая, хорошо бронированная машина М1114 «держит» взрыв пятикилограммовой мины – если та взрывается под передними колёсами, и всего полтора килограмма – если она сработает под днищем в задней части. Броня выдерживает взрывную волну от 155-миллиметрового снаряда, взорвавшегося в нескольких метрах от автомобиля, или обстрел из автомата пулями калибра 7,62 миллиметра.

Пулемётов и гранатомётов у иракских партизан предостаточно, потому самым страшным для американских солдат заданием остается патрулирование вне военной базы на «хаммерах».

При взрыве мощного фугаса те, кто находится «на броне», чаще всего получают сильнейшую контузию, а зачастую и гибнут. Экипажу приходится ещё хуже – его от взрывного устройства защищает лишь относительно тонкое бронированное днище.

Получается, что самой уязвимой машиной в Ираке является внедорожник HMMWV. В 2003 г. в операции против правительства Саддама Хусейна принимали участие 10 тыс. автомобилей. В дальнейшем это число удвоилось. И большинство из автомобилей не несло никакой брони. По мнению американской газеты New York Times, эта машина, спроектированная в самый разгар «холодной войны», не отвечает не только современным требованиям – она изначально не соответствовала условиям любого театра боевых действий.

Коробчатый кузов и полное отсутствие бронезащиты делают «Хаммер» стальным гробом на колёсах – обзор из узких окон плохой, а сама машина – цель крупная и уязвимая.

В рамках программы по улучшению защиты «хаммеров» появился вариант М1114, но и он не стал решением проблемы.

Информация, попадающая в прессу, свидетельствует о том, что американцы в Ираке спасаются от кумулятивных боеприпасов, снимая двери со своих автомобилей. Однако при этом находящиеся внутри солдаты остаются открытыми для автоматчиков.

У «Хаммера» без дверей есть ещё одно преимущество – открытый внедорожник позволяет лучше видеть то, что происходит вокруг и вести огонь из стрелкового оружия. Американцы, затратив немало средств, создали антиснайперский вариант автомобиля, на мониторе в кабине которого в случае выстрела высвечивается местоположение стрелка, но не слышно, чтобы такие весьма дорогие машины массово поступали в войска, да и от мин микрофоны не предохраняют.

Зенитный комплекс “Авенджер” на машине M1037 с ракетами “Стингер”

Как сказал один американский солдат, который проходит службу в Ираке, «каждый раз, когда мы выезжаем за ворота базы, мы молимся».

Итак, что же получается в итоге? С одной стороны, «Хаммер» стал революционным шагом в изменении автопарка американской армии. Вне боевых действий машина действительно хороша. С другой стороны, создать лёгкий универсальный автомобиль-бронетранспортёр американцам также не удалось.

Суровая практика состоит в том, что на дорогах последних военных конфликтов армии практически всего мира передвигаются в основном на четырёх автомобилях – Hummer, Mercedes G-Klasse, Land Rover Defender и нашем УАЗе.

Л. КАЩЕЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

На заглавной фотографии – первый многоцелевой прототип ХМ998 образца 1982 года – будущий всемирно известный Хамви.


Машина M1165A1 третьего поколения для выполнения спецопераций

Предтечи

История автомобилей Humvee уходит корнями в начало 1970-х годов, когда ужесточившиеся требования НАТО привели к переводу проектно-конструкторских работ на создание более эффективных, мощных и солидных армейских автомобилей с колесной формулой 4х4 и пониженным центром тяжести. Со временем Хамви заменили сразу несколько традиционных видов военных машин и стали наиболее распространенными в мире легкими боевыми автомобилями. На сегодня в общей сложности выпущено 230 тысяч машин Хамви, которые состоят на вооружении 60 стран мира.

За право разработки будущего Хамви боролись несколько известных американских компаний, но в 1982 году сравнительно небольшая фирма AM General Corporation (AMG) из города Саут Бенд неожиданно выиграла огромный государственный заказ на «многоцелевое высокомобильное колесное транспортное средство» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного наименования сформировалась не менее сложная аббревиатура HMMWV, которую не привыкшие к длинным буквенным сочетаниям американцы превратили в более благозвучное имя Humvee (Хамви). Кстати, вопреки расхожему мифу, знакомое нам имя Hummer появилось вовсе не с появлением гражданской версии в 1992 году - оно было в ходу еще в начале 80-х, когда строили первые прототипы машины, что легко подтверждается фотографиями. Но вернемся к истории…

Для мощного американского военно-автомобильного комплекса выход на сцену второстепенной фирмы AM General, не имевшей опыта в этой области, вовсе не оказался неожиданностью и объяснялся очень просто: в 1978 году у компании FMC она приобрела лицензию на легкую заднемоторную армейскую машину и на ее базе построила собственный бронеавтомобиль ХМ966.


Первый блин вышел комом: прототип оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. Затем конструкторы AM General сами разработали и в 1980-м представили многоцелевой прототип ХМ998 с небронированным кузовом, в основу которого легла конструкция другой конкурентной машины Chrysler EMV с 160-сильным дизелем Deutz переднего расположения. К февралю следующего года он прошел испытания с пробегом 11 тысяч километров.


По их результатам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в 1982 году автомобиль доработали, а потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания.

Новая машина получила внешность, хорошо знакомую по всем следующим и современным Хамви и Хаммерам, и снабжалась закрытым четырехдверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора. Она получила американский 130-сильный силовой агрегат Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач, но не имела лебедки. Проведя долгие сравнительные испытания, в марте 1983-го военное ведомство подписало с AM General договор на сумму 1,2 миллиарда долларов, предусматривавший поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет.


Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998 Hummer (обратите внимание на буквы на бампере!). 1984 год

Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но летом 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в штате Индиана. Сборку обновленных машин организовали там в начале 1985-го и до конца года изготовили 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Они сразу же стали поступать в сухопутные силы США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий.


Первый серийный Хамви с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями

Базовый грузопассажирский автомобиль М998 первого поколения, получивший официальную заводскую марку HMMWV, предлагался в открытом или закрытом четырехместном исполнении, а также как пикап с двухместной кабиной и задним кузовом с надставными бортами и продольными скамьями для доставки восьми военнослужащих с личным оружием. Идентичный вариант М1038 с четырехтонной лебедкой работал также в сцепе с одноосным войсковым прицепом М116А2. Их главным внешним отличием от прототипов была передняя штампованная облицовка с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями.


Техника

Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста.



Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами подвешивались на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хамви получили оригинальную централизованную систему вентиляции агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтное электрооборудование. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 т и снаряженную массу 2,3 т.


Модификации

Для своего времени Хамви считался высшим достижением американской военной индустрии. Со временем на его основе было создано обширное семейство разнообразных модификаций, рассчитанных на выполнение широкого круга военных задач и приспособленных для доставки транспортными самолетами и вертолетами. Крыши большинства закрытых корпусов были приспособлены для установки пулеметов разного калибра, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных систем.

Унифицированные с базовым исполнением транспортеры вооружения М966 и М1025 без лебедок снабжались полностью закрытыми четырехдверными кузовами с усиленным каркасом для установки на крыше мощного оружия.



Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних барабанных лебедок. Соответствовавшие им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 оборудовали дополнительной легкой бронезащитой корпусов и жизненно важных узлов автомобиля.



Для транспортировки сменных армейских мини-контейнеров служили специальные низкорамные шасси М1037 и М1042. В начале 1990-х годов для перевозки более крупных контейнеров или специальных сменных фургонов использовался более мощный автомобиль М998А1 с компонентами от перспективной машины М1097А1.

1 / 2

2 / 2

Гамму санитарных автомобилей возглавлял облегченный открытый вариант М1035 с брезентовым верхом для доставки сидячих раненых или двух человек на носилках.


Две другие версии М966 и М997 были оборудованы закрытыми цельнометаллическими кузовами разной вместимости для перевозки и оказания срочной медицинской помощи в пути двум или четырем лежачим раненым соответственно. Последний наиболее вместительный вариант применялся также под монтаж специального оборудования и служил подвижным командно-штабным пунктом.



Специальный пикап М1059 с оборудованием для постановки маскирующих воздушных завес выполнял функции дымовой машины. Небольшой партией фирма собрала легкие тягачи М1069 для буксировки артиллерийских орудий и прицепных систем. В конце 1980-х она продемонстрировала опытный легкий эвакуатор на шасси М1038, но военные не проявили к нему внимания.



В начале 1990-х было создано перспективное усиленное шасси М1097 с закрытой двухдверной кабиной и лебедкой, служившее для монтажа пусковой зенитной установки Avenger. Ракеты для нее доставляла транспортная машина на модернизированном шасси М998А1.



К началу 1990-х общее количество модификаций первого поколения Хамви достигло 50 вариантов. Все машины имели единый размер колесной базы (3 302 мм), сохранившийся до сих пор, и дорожный просвет – 406 мм. В зависимости от исполнения и комплектации их полная масса колебалась в пределах от 3,5 до 4,5 т. На шоссе они достигали скорости 105 км/ч и имели запас хода 563 км.

Первое семейство Хамви, рассчитанных на службу в вооруженных силах США и стран – членов НАТО, оказалось наиболее эффективным и приемлемым по всем техническим и эксплуатационным параметрам. Однако со временем были приняты более жесткие военные нормативы к армейской автотехнике. Вскоре к ним добавились проблемы с экспортными вариантами, поступавшими в страны Азии, Африки и Южной Америки с особыми дорожными и климатическими условиями.

Так в начале 1990-х постепенно стала назревать более или менее серьезная модернизация Humvee, к тому времени уже прозванных «паркетными» автомобилями. Их недостатки, поначалу казавшиеся мелкими и незначительными, переросли в опасные конструктивные ошибки. К ним относились малая мощность двигателя, повышенная собственная масса, невысокие скорость и запас хода, плохая маневренность и проходимость на местности. Главным же врожденным недостатком оказался низкий уровень защищенности экипажа и жизненно важных агрегатов от воздействия новых видов легкого вооружения и пехотных мин.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook