Что показывает спидометр. Одометр на авто — что это такое

В любом автомобиле есть устройство, измеряющее его скорость - спидометр. Но вместе с ним, в панель встроен и другой прибор, главное назначение которого - измерять пройденное автомобилем расстояние. Как называется счетчик километража в машине? Как называется прибор, считающий пройдённое расстояние автомобилем? Почему все его норовят «скрутить»? Как он работает, основные функции.

Как называется счетчик пройденного расстояния на машине и для чего он нужен
Встроенный в панель приборов автомобиля счетчик пройденного километража называется одометр. С греческого языка «одo» переводится как дорога, а «метр» - измерение.

В дословном переводе получается «дорогомер», что вполне отражает главные функции прибора.

Его устройство достаточно простое и основано на считывании количества оборотов колес во время движения. В механических одометрах для этого есть тросик, а в более современных, электронных - специальный датчик.

Шутка, что при езде задним ходом – одометр сбрасывает показания в меньшую сторону – всего лишь шутка, активно используемая в американских комедиях.

Функции прибора одометра

  • Измерение общего пробега автомобиля;
  • Определение километража пройденного отрезка пути.

Благодаря одометру владелец автомобиля может узнать какое количество километров проехало транспортное средство после того, как впервые коснулась асфальта при выходе с конвейера.

Кроме того, устройство считает не только расстояние, пройденное автомобилем за всю его «жизнь», но и километраж какого-либо определенного отрезка.

Для того, чтобы установить точку отсчета, достаточно лишь нажать на нужную кнопку и «обнулить» показания прибора.

Это гораздо удобней, чем высчитывать пройденное расстояние по картам или каким-либо другим способом. и многие водители часто пользуются этой функцией в своем автомобиле.
Разумеется, по щелчку кнопки невозможно обнулить общую информацию о всех пройденных километрах на автомобиле. Эта функция доступна лишь для коротких участков.

Для чего отматывают показания одометра, как это делают

Покупая подержанный автомобиль, люди, прежде всего, интересуются не сколько годом выпуска, сколько его пробегом. Никто не хочет приобрести интенсивно использовавшееся транспортное средство, например, в такси.

Поэтому, некоторые предприимчивые автолюбители отматывают показания одометра в обратную сторону, чтоб продать машину дороже. Иногда показания одометра также «скручивают» на служебной машине, которая использовалась не по назначению.

«Отмотка» показаний происходит при помощи компьютера, в более редких случаях – механическим способом (на старых моделях автомобилей).

Скручивание показаний одометра – настоящий бизнес, который давным-давно успешно функционирует и развивается. Даже на ютубе можно найти много пособий и роликов, объясняющий процесс скрутки для различных одометров.

Очень часто, услугу по отмотке счетчика расстояния у машин - скромно называют - "коррекция пробега". Таким образом, продавцы оберегают себя от правоохранительных органов. Ведь, услуга является незаконной.

Кстати, при покупке довольно старых автомобилей, почти все покупатели понимают, что показания так называемого счетчика километража в машине – были скручены. Разумеется, это учитывается при торгах.

Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.

При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.

Принцип действия одометра

Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.

Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.

Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.

Их типы

Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.

Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).

Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.

Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.

В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.

Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.

Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.

Одометр и спидометр: в чем разница?

Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.

Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.

Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.

Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.

Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля

Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших , поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.

Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.

Видео — как скручивают пробег (корректируют показания одометра) на подержанных автомобилях:

Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.

Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.

В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.

Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:

Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.

Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.

Выводы

Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.

Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа:

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Спидометр определяет скорость машины, ведь глаз водителя «замыливается» – и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом. Расскажем что это такое, почему «врут» его показания и указывают большую скорость, чем на самом деле.

Что это такое?

Автомобильный спидометр - это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения автомобиля. Показания выводятся в километрах в час (км/ч), или, как в Америке, - мили в час. В основном, бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые приборы.

На некоторых современных машинах вместо традиционного стрелочного указателя появился цифровой. Числа считываются удобнее, но всё же цифровой спидометр обладает некоторой инертностью. Например, очень сложно при езде по трассе со скоростью 120 км/ч быстро сбросить до разрешенных 79 км/ч.
Что показывает? На заднеприводных автомобилях спидометр контролирует вращение вторичного вала коробки передач и по нему рассчитывается скорость. Значит, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности.

Спидометры переднеприводных авто измеряют скорость с помощью привода левого колеса. Значит, к погрешности и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево значения будут чуть меньше, чем посередине, а вправо – чуть больше.

Почему «врёт»?

Нетрудно догадаться, почему он «преувеличивает» и показывает большую скорость. Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф . Во-вторых, если бы спидометр занижал настояющую скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что аварии и штрафы случились из-за неверных показаний.

Почему спидометр обязательно должен «врать»? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по вращению колеса и зависит от диаметра колеса, а это - параметр нестабильный.


Среднее значение погрешности у современных спидометров - 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч. До 60 км/ч погрешности почти нет или она минимальная.

Как сказываются шины нештатного размера на показания спидометра. Замена покрышек 185/60R14 на 195/50R15 или наоборот меняет показания на 2,5%. Немного? Например, при 90 км/ч реальная скорость машины составит 92,78 км/ч. Т.е. реальные данные не совпадают. И когда есть допуск плюс 20км/ч, за которым следует штраф - это не столько существенно. А когда сменили колёса наоборот, с низких на высокие - значения будут меньше настоящей скорости авто. Вопрос в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого прибора, как скажется износ шин , давление в них (повышенное или пониженное). Низкое давление в колёсах также искажает значение в большую сторону.

Если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час, то как перевести в километры в час? Это касается машин из Америки, где изначально приборы калибруются в непривычных числах. Считайте, что 1 миля равна 1,6 км. Значит, если спидометр показывает скорость 90 миль/ч, то это 144 км/ч (90 х 1,6 = 144 км/ч). Обратный подсчет из км/ч в миль/ч производиться путем деления на 1,6.

Приветствую Вас, дорогие друзья! Современные автомобили, в буквальном смысле слова, напичканы различной электроникой, которая повышает уровень безопасности, да и вообще упрощает водителю жизнь. Совсем недавно мы с Вами говорили о том, . Однако некоторые приборы используются уже не один десяток лет, хотя не каждому известно их основное предназначение. Поговорим о том, что такое одометр, и какие роли он выполняет.

Начнем с основных составляющих этого прибора. Датчик, фиксирует количество оборотов колеса. Их подсчитывает счетчик и зная длину окружности колеса, переводит данные в пробег. На приборную панель выводится информации о пройденном пути, которая может выражаться в километрах либо милях (на авто, выпущенных для Североамериканского рынка).

Основные разновидности одометров существуют на сегодняшний день:

  • механический. Используется счетчик механического типа, который преобразует число оборотов колеса в километраж;
  • электронно-механический. В таком устройстве количество оборотов все так же считывается механическим счетчиком. В дальнейшем происходит их преобразование в электронный сигнал, который отображает информацию на индикаторе;
  • электронный или цифровой. Параметры снимаются и отображаются исключительно в электронном виде. Такой одометр нередко является одной из составляющих бортового компьютера в целом. Принято считать, что подобный прибор отличается наименьшей погрешностью.

Как обманывают показания прибора и покупателей

Работа одометра позволяет получать сведения об общем или суточном пробеге транспортного средства. Устройство это, несомненно, относится к числу важных приборов. Благодаря информации о пройденном расстоянии водитель понимает, когда проводить плановое техническое обслуживание своего железного коня, когда менять масло или ремень газораспределительного механизма и т.д. Еще один полезный нюанс - одометр дает возможность установить , а с такими данными можно уже говорить о том, насколько экономичен в эксплуатации автомобиль, и не требуется ли отправлять его на станцию техобслуживания.

Теперь о том, как производится скрутка пройденного километража. Об этом способе обмана известно каждому автолюбителю. Особенно грешат этим перекупщики автомобилей, которые таким образом могут установить более высокую цену на продаваемый авто, мотивируя это меньшим, по сравнению с реальным, пробегом. Такая ситуация решалась легче всего в случае с механическими одометрами. Передача сведений происходила через специальный тросик, который был связан с самим датчиком. Поэтому владелец, обладая небольшим опытом, мог забраться под свою машину, отвернуть тросик от коробки переключения передачи. После этого пробег не фиксировался.

Понятно, что даже импортные автомобили при определенных показателях пройденного пути требуют замены или ремонта таких дорогих узлов, как коробка передач или турбина двигателя. Сброс показаний позволяет обмануть покупателя, представив ему неправильную информацию. Механического типа прибор корректировать очень просто - достаточно отмотать его показания назад при помощи специальных механических устройств.

Поскольку в электронных одометрах нет механических деталей, их корректировать уже значительно сложнее. В этом случае умельцы пользуются специальными приспособлениями, которые подключаются к диагностическому разъему автомобиля. Машины с такими одометрами обладают большей степенью защиты от посягательств аферистов. Однако, и в таких случаях не исключена возможность обмана.

Насколько можно доверять одометру

Покупателю следует доверять не только показаниям одометра, но и обращать внимание на общее состояние транспортного средства. К продаже машину часто готовят всесторонне: полируют кузов, проводят полную химчистку в салоне, устанавливают свежею или начищают старую резину. Именно поэтому рекомендуется обратиться к знакомому автослесарю, маляру и электрику, которые смогут оценить реальное состояние автомобиля, а также смогут сказать, какие проблемы существуют и во сколько обойдется их устранение.

Несмотря на то, что одометр довольно точно определяет пройденное расстояние, некоторая погрешность передаваемых им данных все-таки допускается. Нормальным считается отклонение от норма в пределах 5%. Этот момент может быть связан, например, с характеристиками шин, в которые обуто авто, срок его эксплуатации, и даже качество дорожного покрытия.

Вот так, друзья, мы и разобрали устройство одометра, а также узнали больше о его предназначении и выполняемых им функциях. Как видите, каждый из устанавливаемых на машину приборов приносит определенную практическую пользу. Буду признателен за положительные рекомендации этого блога в кругу своих знакомых и друзей. На этом будем прощаться. Услышимся вскоре!

15 февраля 2015, 10:53

Так в чем же разница? - спросите Вы. Все просто, спидометр - это прибор показывающий скорось транспортного средства (от англ. speed — скорость + греч. μέτρον — мера) — измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения). Тахометр (греч. τάχος — скорость + μέτρον — мера) — измерительный прибор, предназначенный для измерения частоты вращения (количество оборотов в единицу времени) различных вращающихся деталей, таких как роторы, валы, диски и др., в различных агрегатах, машинах и механизмах. А одометр (греч. ὁδός — дорога + μέτρον — мера), в просторечии счётчик — прибор для измерения количества оборотов колеса . При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь. Первый одометр был изобретён Героном Александрийским) предназначен для измерения пройденного пути транспортным средством. Таким образом правильно говорить - корректировка одометра (а не спидометра, тахометра и т. д.). Добавлю что современные спидометры (а соответственно и одометры) автомобилей работают по разным принципам. Где-то это сигнал в виде импульсов поступающих от датчика скорости автомобиля, работающего на эффекте холла. Где-то от датчиков системы ABS. Или и тех и других по шине CAN.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook