Рейтинг тормозных жидкостей dot 4. Рейтинг тормозных жидкостей — выбор, обеспечивающий безопасность

Эффективность работы тормозной системы зависит не только от состояния исполнительных механизмов, но и от тормозной жидкости. Прочитав статью, вы узнаете, почему важно использовать тормозную жидкость, соответствующую автомобилю, что происходит, если применяют неподходящую жидкость и научитесь выбирать ее.

Что делает тормозная жидкость

Тормозная система любого автомобиля состоит из главного и рабочих тормозных цилиндров, которые работают по принципу сообщающихся сосудов. Нажатие на педаль тормоза активирует главный тормозной цилиндр или электромеханический привод АБС, выполняющий те же функции. Давление в тормозной системе возрастает, ведь жидкость, как и вода, не сжимается. Поднявшееся давление выжимает , который придавливает колодки к тормозному диску или барабану. Интенсивное нагревает колодки до температуры 150-300 градусов. Из-за этого рабочие цилиндры и тормозная жидкость нагреваются до 120-220 градусов. Если температура кипения жидкости ниже, то выделившийся пар резко увеличит давление в системе торможения, что негативно скажется на управляемости и безопасности автомобиля.

Если температура застывания жидкости выше, чем температура воздуха, то эффективность торможения резко снижается. Загустевшая жидкость с трудом передает давление по тонким трубкам тормозной системы.

Если жидкость гигроскопична (обладает способностью впитывать воду), то со временем влага из воздуха будет проникать в нее. Это приведет к изменению основных характеристик. Температура кипения снизится, а температура застывания увеличится. Эффективная работа главного и рабочих тормозных цилиндров возможна лишь в том случае, если тормозная жидкость смазывает резиновые уплотнительные детали, снижая трение о металлическую поверхность цилиндра. В автомобилях, произведенных в 60-80 годах прошлого века, использовали резиновые уплотнители, которые разъедают некоторые виды тормозной жидкости. Это связано с возросшими требованиями к тормозной системе, которые потребовали разработки новых жидкостей с улучшенными показателями температуры кипения/замерзания и гигроскопичности. Для таких тормозных систем используют шланги и уплотнители из особо стойкой резины.

Виды тормозной жидкости

Промышленность выпускает три вида тормозной жидкости:

  • бутиловая (DOT 3);
  • гликолевая и полигликолевая (DOT 4);
  • силиконовая (DOT 5).

Бутиловая тормозная жидкость отличается низкой температурой кипения и высокой температурой застывания, зато превосходно смазывает трущиеся резиновые детали, не повреждая их. Такую жидкость используют лишь в том случае, если она рекомендована для автомобиля. Гликолевая и полигликолевая жидкости закипают при температуре 240-260 градусов, а застывать начинают лишь при температуре минус 40 градусов. К тому же, обладают хорошими смазывающими качествами и менее агрессивны в отношении резинотехнических изделий (РТИ): тормозных шлангов и уплотнительных колец. Силиконовые жидкости отличаются высокой температурой кипения и полным отсутствием гигроскопичности, но обладают слабым смазывающим действием и разрушают шланги и уплотнительные кольца из обычной резины. Цифры после букв DOT означают класс допуска по американским стандартам безопасности (Department of Transport).

Как выбирать тормозную жидкость между DOT 3 и 4

При выборе тормозной жидкости ориентируйтесь на руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Если для автомобиля рекомендованы жидкости DOT 3, то использование других приведет к быстрому выходу РТИ из строя. Если рекомендована жидкость DOT 4, то применение DOT 3 приведет к небольшому снижению эффективности торможения в мороз и жару, а использование DOT 5 быстро разрушит шланги и уплотнители. Если же рекомендована жидкость DOT 5, то использование любой другой приведет к серьезному снижению эффективности торможения.

Наиболее надежные производители жидкости

Наиболее надежные из зарубежных производителей следующие: Castrol, Liqui Moly, Mobil. Среди российских фирм наиболее надежны «Тосол-синтез», «Химпром», «СВ-ХИМ». Все они выпускают свою продукцию в соответствии с требованиями DOT 3 и 4. Среди российских производителей нет ни одного, кто выпускает качественную тормозную жидкость класса DOT 5, сопоставимую с зарубежной продукцией.

Как отличить подделку

Существуют два основных правила, которые позволяют определить подделку;

  • внешний вид упаковки;
  • сертификат соответствия.

Все серьезные российские и зарубежные производители тормозной жидкости уделяют большое внимание упаковке. Поэтому все емкости выполнены без малейшего изъяна, наклейки изготовлены типографским способом, все надписи и рисунки (даже мелкие буквы) выглядят очень четко. Если этикетки наклеены неровно, отпечатаны нечетко или на таре видны заводские дефекты, это подделка. Открутив крышку, осмотрите защитную пленку. На ней должны быть нанесены или название или логотип производителя. Если этого нет – перед вами подделка.

Тормозная жидкость подлежит обязательной сертификации. Ее проверяют предприятия и лаборатории, получившие аккредитацию федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В сертификате должны быть указаны:

  • название производителя;
  • название тормозной жидкости;
  • дата проверки; срок действия сертификата;
  • наименование организации, проводившей проверку;
  • дату получения аккредитации и регистрационный номер;
  • нормативные документы, по которым проводилась проверка.

Если сертификата соответствия нет, или в нем отсутствуют необходимые данные, перед вами подделка.

При выборе технических жидкостей автомобилисты очень внимательно изучают все а в некоторых случаях советуются со специалистами о том, какой тосол пригоден для их машины. О тормозной жидкости часто попросту забывают, покупая первый подвернувшийся под руку флакончик с соответствующим обозначением. Делать так не стоит, поскольку производители тормозной жидкости используют различные химические формулы, от которых зависят свойства вещества. От этого зависит безопасность автомобиля, поскольку неподходящее средство может привести к отказу тормозов в самый неподходящий момент. Поэтому очень важно выяснить, какая тормозная жидкость лучше, и на какие параметры стоит обращать внимание при покупке.

Перед покупкой тормозной жидкости обязательно нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Вам необходимо найти соответствующее обозначение используемого средства - например, DOT 3. В отечественных автомобилях, выпущенных более 20 лет назад, может использоваться жидкость БСК - в таком случае применение любого аналога запрещается, поскольку жидкость с агрессивным химическим составом вполне может разъесть трубки и соединительные элементы тормозной системы, что приведёт к её непоправимому повреждению.

Некоторые производители автомобилей рекомендуют использовать жидкость конкретного бренда - в таком случае стоит не скупиться и приобрести именно её, не глядя на цену. В подобном случае вы получите гарантированную надёжность тормозной системы, поскольку автомобиль проходил сертификационные испытания именно с этой жидкостью. Если конкретный бренд не указан, стоит обратить внимание на рекомендованное поколение тормозной жидкости.

Оптимальным вариантом будет приобретение средства с маркировкой DOT 4 Class 6 - эта жидкость разработана специально для применения в современных автомобилях с дисковыми тормозами. Вся продукция с маркировкой DOT 3 и ниже предназначается для барабанных тормозов - при её использовании в гидравлике дисковых механизмов гарантию надёжности получить невозможно. Смешивать DOT 4 со всеми тормозными жидкостями, имеющими меньший класс, можно, но ни один производитель не проводил испытаний таких комбинированных составов.

Существует и специальная тормозная жидкость для - DOT 5, созданная на силиконовой основе. Она имеет очень высокую эффективность и не подвержена закипанию, однако её главным недостатком является огромная цена. Кроме того, смешивать DOT 5 с другими средствами нельзя - такая жидкость будет совершенно непригодна для эксплуатации в любом автомобиле. Поэтому в последние годы на рынке появились тормозные жидкости стандарта DOT 5.1, которые производятся на основе гликолей и могут смешиваться с другими средствами без существенного ущерба для эффективности.

Следует запомнить и тот факт, что жидкость более высокого стандарта необязательно повысит эффективность вашей тормозной системы. Вполне возможно, что её применение приведёт к повреждению шлангов и различных соединений, что станет причиной отказа тормозов и возникновения серьёзной аварийной ситуации. Поэтому желательно строго соблюдать рекомендации производителя - если в инструкции сказано заливать DOT 3, стоит покупать именно эту жидкость.

Рейтинг

Зарубежное производство

После проверки специалистами оказалось, что лучшая тормозная жидкость производится компанией Castrol - она соответствует нормам по таким параметрам, как температура закипания, зимняя вязкость и гигроскопичность. Даже при длительном использовании средство не накапливает большого количества влаги, полученной из окружающего воздуха - это позволяет сохранить максимальную эффективность тормозной системы даже к моменту замены при пробеге в 60 тысяч километров. Порадовала экспертов и относительно невысокая вязкость при испытаниях российскими морозами - с тормозной жидкостью Castrol педаль не становится чрезмерно жёсткой. Средство подходит как для автомобилей с солидным возрастом, так и для новейших моделей, оснащённых электронной системой стабилизации, использующей тормозные механизмы.

Второе место занял продукт немецкой компании Liqui Moly - жидкость стандарта DOT 4 успешно подтвердила соответствие международным нормам. Её преимущество заключается в изначальной адаптации к современным тормозным системам, оснащённым ABS и электронными помощниками, увеличивающими усилие при экстренном замедлении. Высокая точка кипения помогает достичь стабильного торможения даже при активном вождении. Ещё один неоценимый плюс - наличие специальных присадок, позволяющих сохранить в хорошем состоянии резиновые, пластиковые и металлические компоненты гидравлического контура.

Отличным вариантом для приобретения также можно назвать тормозную жидкость производства корпорации Mobil. В её основу положены сложные полигликолевые эфиры, что позволяет достичь следующих преимуществ:

  • Устойчивость к низким температурам, минимальный показатель вязкости при морозах сильнее -30 градусов;
  • Стабильность физических свойств даже при попадании в контур небольшого количества влаги;
  • Абсолютно нейтральный химический состав, защищающий все компоненты тормозной системы от коррозии и разрушения.

Производитель называет свою тормозную жидкость арктической и рекомендует заливать её в гидравлический контур легковых автомобилей, использующихся в условиях Крайнего Севера. Отзывы подтверждают правомерность такого наименования - никаких проблем с замедлением машины не возникает даже при температуре окружающего воздуха -45 градусов.

Известная корпорация British Petroleum также предложила свой вариант синтетической тормозной жидкости - её продукция получила высочайшие оценки экспертов по всем физическим параметрам. Особенно порадовала большая температура кипения, которая позволяет получить уверенность в эффективности работы тормозов при движении в городских заторах. Единственное замечание касалось антикоррозийных свойств - через пару лет эксплуатации лучше проверить целостность металлических деталей тормозной системы автомобиля.

Американская компания Hi-Gear производит широкий ассортимент тормозных жидкостей, среди которых можно найти средства, соответствующие стандартам DOT 4 и 5.1. Они полностью соответствуют заявленным показателям, обеспечивая уверенное замедление в любых условиях. Однако эксперты выяснили, что продукция этого бренда имеет повышенную гигроскопичность, что постепенно ухудшает её качество с течением времени. К моменту смены тормозной жидкости в ней оказывается достаточно много воды, что существенно снижает температуру закипания.

Российская продукция

Лучшим продуктом отечественного производства оказалась жидкость, продающаяся под названием «РосДОТ 4». Выпускается она компанией «Тосол-Синтез» - её изделия можно найти практически в любом автомагазине на территории России. Кроме широкого распространения, преимуществом жидкости можно назвать превосходную климатическую устойчивость. Средство работает в температурном диапазоне 100 градусов - начиная от 50-градусных морозов и заканчивая аномальной жарой. «РосДОТ» рекомендуют использовать на Крайнем Севере, а также в других климатических зонах с низкой температурой и повышенной влажностью - такая жидкость отличается малой гигроскопичностью.

Хорошие результаты показала и продукция компании «Делфин Индастри» - она представлена в автомагазинах под названием Green Line LUXE. Уверенное замедление обеспечивается при температуре -40, а закипания не происходит даже при активной езде в 60-градусную жару. Однако экспертов насторожила повышенная гигроскопичность - они рекомендуют уменьшить интервал до 50 тысяч километров, чтобы избежать неприятных ситуаций, грозящих авариями.

Третье место в рейтинге отечественных производителей тормозной жидкости занимает «Аляска» производства корпорации Тектрон. Средство с честью выдержало все испытания и подтвердило соответствие заявленным параметрам, хотя зимой наблюдается немного повышенная вязкость. Гигроскопичность тормозной жидкости находится в допустимых пределах, что обеспечивает исключительную стабильность работы гидравлического контура. Но есть один существенный минус - в погоне за уменьшением стоимости разработчики совершенно забыли об антикоррозийных свойствах своего продукта. В результате тормозная система с залитой жидкостью «Аляска» служит намного меньше, чем с зарубежными аналогами.

Антирейтинг

Худшей жидкостью в рейтинге стала «МИГ», произведённая российской корпорацией СибУрНефтехим. После длительной эксплуатации тормозная система покрывается окалиной, которая существенно снижает эффективность работы гидравлического контура. Хуже всего, что следы непонятной примеси обнаруживаются даже в главном тормозном цилиндре - после пары сезонов менять придётся все компоненты, что потребует огромных затрат. Жидкость не соответствует нормам температуры закипания - причём её минусы заметны сразу после заливки, не говоря уже о длительной эксплуатации. Зимой такое средство становится чрезмерно вязким, в результате чего педаль «дубеет», заставляя водителя мучиться при каждом замедлении.

Ещё интереснее ситуация с жидкостью «БАКСС», также изготовленной в России. Температура её кипения ниже стандарта сразу на 15 градусов - если вы собираетесь заливать такое средство не в старенькие «Жигули», а в современный динамичный автомобиль, при активной езде тормозная система попросту откажет. Кроме того, смущает огромная вязкость - поездку при -20 градусах придётся отложить, по соображениям безопасности. Гигроскопичность жидкости также чрезмерно высока - она поглощает немало влаги, что ещё сильнее ухудшает её параметры.

Абсолютным чемпионом в негативном смысле этого слова становится жидкость «Дзержинская» производства компании «СВ-Хим». Вязкость в холодном состоянии превышает нормативный показатель сразу в 10 раз, что может стать огромной проблемой при зимней эксплуатации автомобиля. Температура кипения также существенно ниже нормы, что вызывает сомнения в надёжности тормозной системы. Из всего сказанного можно сделать вывод, что покупка российской тормозной жидкости без предварительного изучения её свойств является очень рискованным шагом. Часть отечественной продукции превосходит по всем параметрам зарубежные аналоги, тогда как остальные продукты попросту не соответствуют никаким нормам.

Современные автомобили и сложные дорожные условия диктуют новые стандарты. Если еще пару десятков лет назад сложный траффик и скоростные магистрали были чем-то совершенно незнакомым, то сегодня это реалии современной жизни, в которой чувствительные тормоза - основа безопасности. Высокая скорость и постоянные пробки с короткими участками езды до следующего торможения требуют использования жидкостей с высокой температурой кипения, а старые спиртокасторовые составы остаются в прошлом. На сегодняшний день стандарт DOT 4 является самым распространенным как для иномарок, так и для отечественного автопрома. Портал Марка.гуру предлагает познакомиться с рейтингом лучших тормозных жидкостей для автомобиля, заслуживших высокую оценку специалистов и водителей.

Выбор тормозных жидкостей требует особого внимания. Лучшие из них отличаются сочетанием большей части возможных преимуществ современных продуктов. Обозначим основные:

  • Высокая температура кипения . Чем выше допустимая температура нагрева, тем безопаснее езда.
  • Минимальная коррозионная активность . Коррозия тормозных магистралей - кране опасная перспектива. Поэтому хорошая жидкость должна быть максимально безопасной для систем.
  • Смазывающие свойства . Самые высокие показатели у более современного стандарта DOT 5.1, такие продукты производятся на силиконовой основе, в то время как популярный предшественник DOT4 более гигроскопичен и не так хорош для скоростной езды.
  • Стабильность вязкости . В условиях низких температур адекватная работа тормозной системы крайне важна, в первую очередь для автомобилей с АБС. Изменения в работе гидроблока в конечном итоге приведет к потере управляемости.

Ну, а теперь непосредственно Топ, в котором пойдет речь о продуктах, претендующих на звание «лучшая зарубежная тормозная жидкость», а также отечественных конкурентах, также способных побороться за титул лучшего продукта в своем сегменте.

Жидкости зарубежного производства

В группе представлены популярные продукты ведущих производителей расходных материалов для автомобилей разных классов - от эконом до премиум.

1

Преимущество стандарта DOT 5.1 в его универсальности и совместимости с DOT 4 и DOT 3. Если использовать продукт для доливки, он повысит температуру кипения и смазочные свойства ранее заправленной жидкости. При полной смене температура кипения повысится до 272 градусов, что почти вдвое превосходит предшественников. Даже при агрессивной езде и частом передвижении по пробкам, производитель уверенно гарантирует длительный срок службы жидкости и систем торможения.

Характеристики:

  • DOT 5.1;
  • объем: 0,25, 0,5 и 1 литр;
  • есть возможность смешивания с другими жидкостями на безсиликоновой основе.

Плюсы:

  • высокая температура кипения;
  • малая степень вязкости;
  • незначительное снижение свойств при увлажнении.

Минусы:

  • высокая цена продукта.

В зависимости от объема упаковки приобрести можно по цене от 300 до 1200 рублей.

Цены на :

2

В этой жидкости стандарт DOT4 можно считать весьма условным, так как по всем характеристикам продукт соответствует современному DOT 5.1. Температура кипения при полной замене составляет 265 градусов, в то время как при увлажнении - 175. Вязкость для зимы более чем подходящая, даже в суровых условиях сохраняется показатель в 650 мм2/с.

Лучшие показатели по многим характеристикам дополнены странным решением в плане расфасовки. Бутыли имеют объем исключительно 0,5 литра, что крайне неудобно при полной смене жидкости в системе.

Характеристики:

  • DOT 4;
  • гликолевая;
  • объем: 0,5 литра.

Плюсы:

  • сохранение свойств в увлажненном состоянии;
  • хорошая совместимость с ABS;
  • низкая вязкость.

Минусы:

  • непродуманный объем упаковки.

Средняя цена за 0,5 литра продукта составляет 400 рублей.

Цены на :

3

Вполне бюджетный вариант с хорошими характеристиками. Если говорить о температуре кипения, то она не уступает предшественникам и составляет 263 градуса, но с вязкостью уже все не так хорошо. В минус 40 тормозные системы могут подводить из-за сильного загустения продукта, ниже отметки в 50 начинается отвердевание.

Для средних широт - хорошая и совсем недорогая тормозная жидкость, а вот для севера продукт точно не подойдет.

Характеристики:

  • DOT-4;
  • гликолевая;
  • объем: 0,5 и 1 литр.

Плюсы:

  • высокая температура кипения;
  • доступная цена;
  • возможность приобрести упаковку разного объема.

Минусы:

  • плохо выводит продукты износа системы.

Средняя стоимость 1 литра около 600 рублей.

Цены на :

4

Этот продукт не только обеспечивает качественное торможение на протяжении всего срока службы, но и гарантирует сохранение свойств с незначительным снижением температуры кипения при накоплении влаги. Несмотря на низкую цену, показатели даже с условием доливки в другую жидкость того же класса стабильно высокие.

Следует полностью менять жидкость каждые 1,5 - 2 года. Именно в течение этого времени в системе накапливается достаточное количество влаги для потенциального снижения температуры кипения жидкости на 50-80 градусов от первоначального значения.

Характеристики:

  • DOT 4;
  • объем: 0,5 и 1 литр.

Плюсы:

  • низкая цена;
  • гарантии температурных границ США;
  • подходит для грузовых и легковых автомобилей.

Минусы:

  • быстро набирает воду.

Стоимость 0,5 литра около 200 рублей.

Цены на :

5 Liqui Moly Bremsflüssigkeit DOT4

Бюджетный вариант, отвечающий стандарту DOT 4. Впечатляющих показателей ждать не стоит, так как продукт рассчитан на средние европейские широты и экстремальных температур не предполагает. Низкие температуры покажут рекордную вязкость в 1800 мм2/с. Температура кипения составляет 230 градусов при недавней смене и 165 после 40 000 км пробега.

Немецкое качество отлично проявляет себя в отношении смазочных и антикоррозионных свойств. Тормозные системы будут в порядке с продуктом столь высокого качества, но только не при низких температурах.

Характеристики:

  • DOT 4;
  • синтетическая;
  • объем: 0, 25, 0,5 и 1 литр.

Плюсы:

  • неагрессивна к шлангам и деталям;
  • не вызывает коррозию;
  • имеет низкую цену.

Минусы:

  • быстро густеет при отрицательной температуре.

В зависимости от объема цена может варьироваться от 200 до 600 рублей.

Цены на Liqui Moly Bremsflüssigkeit DOT4 :

Российские тормозные жидкости

Лучшая тормозная жидкость, соответствующая параметрам ДОТ 4 может производиться в России. Этот факт доказали 2 отечественных продукта, продемонстрировавшие хорошие термические и химические показатели.

1

Хорошая и недорогая тормозная жидкость, производимая в Подмосковье, полностью соответствует заявленному стандарту. В отношении температуры кипения она демонстрирует 240 градусов в начале использования и 160 спустя год. Выдерживает и границы вязкости, при минус 40 показатель 1360 мм2/с. Для скоростной езды - не самый надежный вариант, а для размеренной - отличное решение.

Производитель не следит за стандартизацией изготовления, поэтому каждая новая партия имеет отличающиеся свойства, однако неизменно в рамках заявленного DOT 4.

Характеристики:

  • DOT-4;
  • синтетическая;
  • объем: 910 мл.

Плюсы:

  • очень низкая цена;
  • максимальная доступность покупки;
  • неплохие характеристики.

Минусы:

  • возможные отличия показателей в зависимости от партии.

Стоимость объема в 910 мл составляет 250 рублей.

Цены на :

2

Эту тормозную жидкость производят в Нижегородской области. Причем это никак не мешает продукту успешно превосходить по качеству некоторые зарубежные аналоги. Термические характеристики серьезно превышают нижнюю границу стандарта и демонстрируют 255 и 160 градусов соответственно. А вот зимой для автомобилей с ABS будет не самой показательной, тем не менее, показывает вполне приемлемую вязкость в допустимых границах, а именно 1600 мм2/с.

Отечественный автопром рекомендует марку как самый надежный вариант. С заводов автомобили выходят с RosDOT-4 в тормозной системе, так как продукт щадяще относится к уплотнителям и шлангам, а также выступает хорошим ингибитором коррозии.

Характеристики:

  • DOT 4;
  • синтетическая;
  • объем: 0,45, 1, 3 и 5 литров.

Плюсы:

  • низкая цена;
  • высокое качество;
  • хорошие термические характеристики.

Минусы:

В зависимости от объема приобретаемого продукта стоимость может колебаться от 100 до 1400 рублей.

Цены на :

Заключение

Озаботившись выбором лучшей тормозной жидкости, стоит брать во внимание рекомендации производителя автомобиля, а также ограниченность ресурса тормозной жидкости. Слепо руководствоваться чужим мнением и положительной оценкой специалистов опасно, так как есть и объективные характеристики, которыми нельзя пренебрегать в целях собственной безопасности.

Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.

Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.

Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.

Отличия тормозных жидкостей по составу

Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых - это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.

Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток - высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.

Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость - гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.

Классификация ДОТ-ов

Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка - на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.

Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.

Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.

Исходя из этого, появились следующие составы:

DOT 3

Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.

Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много - 1500 мм 2 /с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

DOT 4

Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.

Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.

Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

DOT 5

Если говорить о том, тормозная жидкость - какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.

Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 - это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.

DOT 5.1/ABS

Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.

Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.

С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос - а что будет если смешать разные классы жидкостей?

Можно ли смешивать жидкости DOT

Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.

Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.

Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило - ничего страшного не произойдет.

В заключении

Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.

Тормозная жидкость больше влияет на состояние и эффективность тормозной системы, чем это принято считать - часто в автосервисе можно увидеть автомобиль с заклинившим суппортом, владелец которого на вопрос: «Когда Вы меняли тормозную жидкость?» удивленно отвечает: «Зачем?».

Что ж, перед обсуждением лучших представителей своего класса рассмотрим, что же такое современная тормозная жидкость.

Требования к тормозной жидкости

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепло. Нагревающиеся колодки передают тепло дальше - на поршень и тело суппорта, они уже нагревают саму тормозную жидкость. Отсюда проистекает первое требование к лучшей тормозной жидкости: как можно большая температура кипения во избежание «провалов» педали тормоза аналогично тем, что происходят при завоздушивании тормозов. Увеличение скоростей и усложнение траффика привели к тому, что старые спиртокасторовые тормозные жидкости перестали удовлетворять потребностям автомобилистов, и на свет вышел новый стандарт - DOT4, наиболее широко распространенный сейчас.

Второе требование - это минимальная коррозионная активность : всем известное закисание рабочих поршней в этом случае является лишь верхушкой айсберга, коррозия самих тормозных магистралей гораздо опаснее. Здесь произошел первый, так сказать, «конфликт интересов» - необходимость в обеспечении высокой температуры кипения потребовала использования крайне гигроскопичной полиэтиленгликолевой основы, отсюда и необходимость хранения тормозной жидкости в плотно закрытой таре. Набравшая воду жидкость не только ускоряет коррозию в тормозной системе, но и закипает при значительно более низкой температуре, что знакомо многим владельцам спортивных автомобилей и особенно мотоциклов: «провал» тормозов при агрессивной езде может стать причиной серьезной аварии.

Третье требование - хорошие смазывающие свойства , снижающие износ не только манжет тормозных цилиндров, но и гидроблока АБС. В этом плане современные тормозные жидкости DOT5 на силиконовой основе превосходят более старый стандарт DOT4, а с учетом меньшей гигроскопичности и высокой температуры кипения они станут лучшим выбором для любителей быстро ездить и вовремя останавливаться. Стандарт DOT5.1, разработанный специально для автомобилей с антиблокировочной системой, предусматривает введение увеличенного количества антифрикционных присадок в привычную гликолевую основу, и жидкости этого класса для большинства автомобилей будут предпочтительными, так как совместимы с уплотнениями, рассчитанными на жидкости старых стандартов.

И, наконец, в-четвертых от тормозной жидкости требуется высокая стабильность вязкости , позволяющая тормозам адекватно работать в условиях зимнего холода. Вновь это наиболее важно для автомобилей с АБС: застывшая жидкость может привести к нарушению работоспособности гидроблока, на автомобилях, где на антиблокировочную систему завязана курсовая стабилизация и, как на современных кроссоверах - система распределения тяги, это повлечет и изменение управляемости автомобиля.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook