Изменения в пдд про обгон. Все об обгоне, правила обгона. На перекрестке по главной дороге

В терминологии, используемой в российских правилах дорожного движения с марта 2014 года, обгоном автомобиля принято считать маневр, во время которого автотранспортное средство на короткий промежуток времени выезжает на встречную полосу обгоняет впереди идущий транспорт и возвращается на свою полосу.

Очень рискованный обгон

Кстати говоря: в свежей редакции правил пишется, что теперь не имеет значение, движется обгоняемый транспорт или стоит. Из этого можно сделать вывод, что термином «обгон» можно оперировать, рассматривая ситуации исключительно на двухполосных дорогах, с обязательным выездом обгоняющего транспорта на «встречку».

В ПДД фигурирует ещё один термин — «опережение», означающий обгон, но при котором не происходит . Опережение возможно на дорогах с двумя полосами и выше. Фактически опережение заменило собой термин «обгон справа» — маневр, который считался грубым нарушением, за которое строго наказывали. Теперь же опережение не нарушает правила дорожного движения.

Из-за выезда водителей на «встречку» в России регулярно происходят аварии с особо тяжкими последствиями для всех участников дорожного движения, часто доходит до летальных исходов. За городом обгон по праву считается самым рискованным маневром, поскольку даже опытные водители не всегда могут за секунду рассчитать необходимое для маневра время и скорость остальных участников дорожного движения.

Как правильно совершить безопасный обгон: правила и рекомендации

  1. До 25 процентов всех ДТП происходит из-за ошибок водителей, совершающих обгон. Больше половины из них происходит по вине водителей, не сумевших завершить этот маневр.
  2. Основная причина аварий – неумение водителей здраво оценить обстановку на дороге: расстояние, которое проходит обгоняемый транспорт, а также необходимое для маневра время. Недаром в народе ходит выражение: «Не уверен – не обгоняй». Казалось бы, понятное всем правило. Но, к сожалению, количество ДТП на наших дорогах не уменьшается, а летальных исходов становится все больше.

В каких случаях обгон запрещен?

Знак » Обгон запрещен»

В этих случаях обгонять также нельзя

Не всегда во время езды можно совершать этот маневр. Обгон запрещен в следующих случаях:

  • зона действия знака « Обгон запрещен»
  • водитель транспортного средства, едущего впереди, оповестил о намерении повернуть налево;
  • машина впереди совершает маневр, мешающий ее обогнать (например, объезд препятствия на дороге);
  • у вас есть сомнения в том, что обгон будет успешным – не хватает скорости, например; допустим, скорость обгоняемого автомобиля равна 73 км/ч, а вы едите со скоростью 78 км/ч – получается, чтобы обогнать автотранспорт, необходимо преодолеть 170 метров вам и водителю обгоняемого транспорта.
  • если чувствуете, что скорости вам не хватит, лучше – ваша неудачная попытка может не просто испортить дорожное движение на данном участке дороги, но и стоить кому-то жизни;
  • транспорт позади начал вас обгонять.

В каких местах обгон запрещен?

Обгон запрещен!

На дороге есть такие места, где проводить обгон запрещено законом. Вот эти места:

  • перекрестки; на регулируемых обгон запрещен всегда, на нерегулируемых – в случае, когда вы движетесь не по главной дороге;
  • пешеходные переходы, при условии, что там есть люди. Совершать обгон на пешеходном переходе можно в том случае, когда рядом нет знака, запрещающего данный маневр, а на дорогу не нанесена сплошная линия;
  • 100 метров дороги перед железнодорожными путями;
  • тоннели, эстакады, мосты, а также территория под ними, путепроводы: данные постройки могут быть размещены так, что издалека их сразу не заметишь: так, например, мосты, находящиеся рядом с населенными пунктами, чаще всего вообще не обозначаются соответствующими знаками на дороге к ним. Поэтому обгон перед мостом или на нем крайне опасен. Сегодня такой маневр запрещен и сурово наказывается;
  • места дороги, где есть проблемы с обзором: резкие повороты, подъемы в горку и так далее.

Используемые сегодня правила обгона – совершаем обгон правильно!

Все правила, которым надо следовать, обгоняя кого-то на дороге, описаны в 11 главе последней редакции правил дорожного движения. В данной статье мы укажем лишь основные сведения об этих правилах.

  1. Не уверены – не пытайтесь. Начиная маневр, вы должны быть уверены в успехе на 100 процентов, не меньше. Скорости должно хватить на то, чтобы обогнать впереди идущий транспорт, плюс ко всему необходимо иметь достаточно свободного расстояния на встречной полосе – только так можно избежать неприятностей для себя и остальных водителей. Это первое и, пожалуй, самое главное правило: действительно, обгон всегда связан с долей риска, поскольку приходится выезжать на «встречку». Будьте внимательны и всегда здраво оценивайте свои возможности. Из первого правила можно выделить такой тезис: если во время обгона произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником ВСЕГДА будет считаться водитель, начавший обгон.
  2. Оповестите обгоняемого. Начав маневр, приблизьтесь к обгоняемому транспорту на расстояние около 15-20 метров и включите поворотник: это не позволит автомобилям позади вас начинать обгон. Если на дороге плохая видимость (ночное время или, например, туман), не поленитесь помигать фарами дальнего света.
  3. Держите скорость. Перейдя на левую полосу, езжайте со скоростью обгоняемого автомобиля. Внимательно следите за тем, чтобы не попасть в «мертвую зону». Совершая такой маневр, у вас появляется время оценить дорожную ситуацию и показать обгоняемому то, что вы сейчас будете совершать маневр. Также вы предупреждаете нежелательный обгон едущих за вами автомобилей.
  4. Ваша цель во время обгона – максимально быстро проехать отрезок встречной полосы, поэтому не жалейте педаль газа, чтобы увеличить разницу в скорости вашего транспорта и обгоняемого автомобиля.
  5. Выехав на «встречку» внимательно следите за происходящим. Если возникают сомнения в успешном завершении маневра, срочно возвращайтесь на полосу, по которой ехали изначально.
  6. Когда к концу маневра в зеркале заднего вида покажется обгоняемый транспорт, вы должны плавно, без резких «подрезов» вернуться на основную полосу вашего движения. На этом этапе включайте правый поворот, чтобы сообщить автомобилисту на «встречке» о том, что вы завершаете свой маневр. Также это подскажет водителю позади вас (который решил вместе с вами совершить обгон, в народе это называют «паровоз»), что вам навстречу кто-то едет.
  7. Коллективные, или «паровозные» обгоны — очень рискованное предприятие, особенно если в главе такой колонны – крупный транспорт (грузовик, автобус, маршрутка, джип и так далее), либо небольшой автомобиль с тонировкой. Из-за них трудно понять реальную дорожную ситуацию, что может привести к не самым хорошим последствиям.
  8. Если по какой-то причине обгон невозможен (вы неправильно оценили скорость машин на встречной полосе, водитель обгоняемого транспорта обиделся и не дает вам его обогнать), то в срочном порядке возвращайтесь на свою полосу. Если это уже невозможно, переключитесь на пониженную передачу и максимально разгоняйтесь.

Как неправильно обгонять

  • Категорически запрещено обгонять по правой стороне (обочина), даже если на ней никого нет и все отлично видно: выбоины, ямы и всякий мусор наподобие бутылок могут стать причиной того, что вы просто-напросто потеряете управление и врежетесь в какой-нибудь автомобиль, который, к тому же, может выехать на встречную полосу.
  • Российский климат достаточно суров, особенно в зимний и осенний сезон. Туманы, обильные дожди или снегопад – все это может стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. К тому же транспорт, едущий впереди вас, поднимает в воздух столб пыли и грязи, частицы которой оседают на вашем лобовом стекле. Эти факторы заставляют водителей иногда ехать, прямо скажем, наугад. Поэтому, если вы плохо видите дорогу из-за климатических условий, то не пытайтесь совершать обгон.
  • Не становитесь участником массовых обгонов. Если же вы попали в ряд «вагонов», то помните, что приоритет на обгон имеет первый автомобиль, начавший маневр. Адекватно оценивайте всех участников обгона и дайте возможность более быстрым автомобилям первым вернуться на основную полосу движения. И только после этого завершайте начатый обгон.
  • Обгоняя крупный транспорт (грузовики, автобусы и так далее), не подъезжайте к нему на близкое расстояние. Если вы будете ехать слишком близко к такому автомобилю, то лишитесь и без того небольшого обзора на встречную полосу. Есть еще одна опасность: велика вероятность, что перед грузовиком может ехать «тихоход», наподобие «Запорожца». Плюс ко всему очень часто грузовики едут «конвоем», и нужно обогнать их всех, что не всегда просто. Поэтому будьте предельно внимательны при обгоне крупного транспорта, учитывайте все возможные проблемы
  • Не обгоняйте транспорт во время подъемов. Автомобилисты, желая поскорее выехать на ровный участок дороги, резко увеличивают скорость транспорта. Это может стать причиной того, что у вас просто не хватит ускорения для обгона. Поэтому не рискуйте совершать обгон на подъемах, особенно если ваш автомобиль не может похвастаться хорошими скоростными характеристиками. Однако бывают случаи, когда впереди идущий транспорт мигает вам правым поворотом в знак того, что перед ним никого нет и можно начинать обгон. Воспользуйтесь этим шансом и поблагодарите водителя за помощь.
  • Будьте осторожны, завершая обгон во время плотного дорожного траффика. Когда вы заезжаете в попутный поток автомобилей, необходимо уравнять с ним скорость, причем сделать это не во время въезда, а еще на встречной полосе, чтобы не столкнуться с каким-нибудь автомобилем. Обычно, если возникает внештатная ситуация, автомобильный ряд перестраивается, чтобы вы смогли въехать на полосу. Если вам помогли, не постесняйтесь 2-3 раза мигнуть «аварийкой» в знак благодарности.
  • Когда на дороге нанесены сплошная и прерывистая линии, маневр обгона можно совершать только с той стороны, где нанесена прерывистая линия.
  • Если кто-то начал вас обгонять, не превышайте скорость! Наоборот, сбавьте обороты, чтобы водитель смог без проблем вернуться на полосу.

Частые ошибки во время обгона:

  • начало обгона от кормы;
  • зависание на хвосте у автомобиля;
  • неправильный расчет скорости встречного транспорта;
  • неожиданный обгон с надеждой на то, что водитель встречного транспорта сам как-нибудь правильно и хитро отреагирует;
  • эффект «самца» — нежелание прекратить маневр, даже когда всем участникам движения понятно, что он не завершится успехом.

Помня эти простые советы и применяя их на практике, вы гарантируете себе возможность безопасного обгона транспортных средств.

Водители транспортных средств на территории Российской Федерации должны не только придерживаться установленных правил дорожного движения, но и следить за изменениями, которые ответственные госорганы вносят в эти правила. В частности, сейчас актуальным остается вопрос о правилах обгона транспортных средств при движении. Итак, с какой стороны разрешен обгон ТС?

Определяющие понятия в правилах дорожного движения

В текущем году наряду с понятием обгона используется понятие «опережение». Согласно одиннадцатой главе правил дорожного движения при выполнении опережения автотранспортное средство не выполняет выезд на полосу с противоположным дорожным движением, как это бывает при выполнении автообгона.

Правила выполнения обгона определяют, что водитель, делающий указанный маневр, перед его осуществлением обязательно должен:

  • удостовериться в том, что на участке встречной полосы дороги имеется достаточно места для обгона (то есть при выполнении первого этапа автообгона ни в коем случае не должно создаваться аварийной, опасной для участников дорожного движения, ситуации);
  • убедиться в наличии на покрытии дороги соответствующей разметки;
  • уметь верно оценить скоростные режимы автомобилей, которые движутся по дорожному полотну;
  • включить левый поворотный сигнал для осуществления разрешенного обгона слева;
  • моментально, не мешкая выполнить запланированный маневр при выезде на встречную полосу;
  • включить соответствующий поворотный сигнал при возвращении на свою изначальную полосу;
  • моментально вернуться на свою полосу движения, если оказывается, что выполнение маневра автообгона неосуществимо.

Когда можно делать обгон слева

Водитель машины, которую обгоняют, не имеет права препятствовать осуществлению автообгона, если маневр уже начат.

Обгон можно выполнять слева, если:

  • нет запрещающих знаков, разметок на дороге;
  • автомобили, едущие впереди, не выказывают признаков начала обгонного маневра;
  • перед обгоняемым транспортным средством наблюдается достаточно места для перемещения туда другого авто;
  • машина движется по главной дороге, на регулируемом перекрестке;
  • авто передвигается по дороге на таком расстоянии от впереди едущей машины, которое хоть немного превышает минимальное для осуществления маневра автообгона.

Если авто движется по пешеходному переходу, необходимо осуществлять обгон согласно следующему правилу: если транспортное средство, двигаясь возле пешеходного перехода, останавливается или снижает скорость, той машине, которая едет за ним, следует тоже остановиться или выполнить снижение скорости.

Когда нельзя делать обгон слева

С какой стороны разрешен обгон ТС? Ответ на этот вопрос: с левой стороны. Однако, есть ситуации и условия, при которых слева нельзя совершать обгон впереди едущего транспортного средства, являющегося участником дорожного движения.

В каких случаях запрещен такой автообгон:

Согласно действующих ПДД категорически запрещается делать обгон слева:

  • на перекрестке (как регулируемом, так и на нерегулируемом), в случае движения по второстепенной (не главной) дороге;
  • на путепроводах и под эстакадами;
  • на ИССО-объектах;
  • на ж/д переездах, а также на расстоянии ста метров до и после указанного объекта;
  • в тоннелях;
  • в верхней части дороги, если последняя представляет собой неровные участки с возвышенностями и впадинами либо на любой другой части дорожного полотна с ограничением видимости;
  • на эстакадах;
  • на участке дороги, где действует знак «Обгон запрещен» (начиная от дорожного знака и заканчивая перекрестком или выездом из населенного пункта либо после отменяющего обгон знака);
  • на пешеходных переходах и в остальных местах, которые предназначены для перехода дороги пешеходами (при этом не важно, есть ли на этой пешеходной зоне люди).

Законодательное регулирование вопросов обгона и опережения

Ниже приведен перечень пунктов российских правил дорожного движения, касающихся вопросов автообгона и опережения:

  • о том, что необходимо убедиться в наличии достаточно большого пустого участка дороги перед впереди едущей машиной - пункт № 11.1;
  • о категоричном запрете обгона в определенных местах - пункт правил № 11.4;
  • о том, что препятствие обгона своего авто другими транспортными средствами путем повышения скорости недопустимо - пункт № 11.3;
  • о необходимости снизить скорость либо остановиться перед пешеходным переходом при условии, что впереди двигающееся ТС снижает свою скорость либо останавливается соответственно - пункт № 14.2; о том, что после указанного маневра нужно пропустить пешеходов, если они начали переходить дорогу, то есть вступили на проезжую часть (особенно важно выполнение правила на нерегулируемом пешеходном переходе) - п. № 14.1;
  • о запрете обгона при наличии поворотных сигналов транспортного средства, которое находится впереди на дроге, - пункт № 11.2.

Запрещающие знаки, штрафы и обгон справа

Обгон транспортных средств справа невозможен, согласно определению, данному в нормативно-правовых актах и других официальных документах в России. При этом любое нарушение правил, описанное выше, может привести к изъятию водительских прав на период, который не превышает шести или двенадцати месяцев, либо к выплате штрафа.

ВАЖНО! Такой штраф (его размер) зависит от конкретного вида нарушения и может составлять до пяти тысяч рублей.

При однократном нарушении указанных правил и норм поведения водителя на дороге данное действие может наказываться меньшей суммой штрафа, при повторном - большей. То же касается срока лишения прав: для первого случая может применяться мера по лишению прав на полугодовой срок, в последующих случаях - на год.

Разнообразие дорожных знаков, которые относятся к вопросам регулирования процессов обгона, а также варианты дорожной разметки:

  • Знак, который запрещает обгон легковых авто на некоторых участках дороги (трассы), находится в правилах под номером 3.20. Он изображает два легковых авто разных цветов: красного и черного. При этом конец зоны запрета автообгона транспортных средств обозначается знаком под номером 3.21.
  • Знак, запрещающий обгон грузовыми транспортными средствами легковых автомобилей, также изображает два разноцветных ТС, одно из которых - грузовое. В правилах дорожного движения запрещающий знак находится под номером 3.22, разрешающий автообгон грузовиками - под номером 3.23.
  • Прерывистая (не сплошная) линия (дорожная разметка), которая разделяет два потока авто, едущих в разных направлениях, допускает возможность ее пересечения для осуществления обгона слева, если это не противоречит правилам. В ПДД такая разметка описывается в специальном разделе, пункт № 1.5.

На видео об ошибках при обгоне

Выполнение правил автообгона слева и недопущение обгона справа, а также следование тем правилам, которые предписываются дорожными знаками и разметкой, обеспечит грамотному водителю безаварийное вождение и отсутствие штрафов.

Обгоном принято называть такой этап движения на дороге, когда одним автомобилем осуществляется опережение других транспортных средств. Для этого ему необходимо выехать на встречную полосу, а после вернуться на занимаемую им ранее зону. Обгон не может быть совершен без выезда на встречную полосу, а это делать можно только в установленных правилами дорожного движения ситуациях.

Интересно! Маневрировать на дорожном полотне разрешается при наличии на нем прерывистой осевой линии или комбинированной разметкой. Если же речь идет о трехполосной трассе, то если на ней есть прерывистые линии, совершать обгон могут водители обоих направлений.

Опережение автомобилей , связанное с выездом на встречную полосу, это всегда опасно, поэтому ПДД содержат в себе ряд ограничений. О каждом из них должен знать любой водитель, это помогает избежать аварийных ситуаций.

Основные правила обгона, о которых важно знать

  1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
  2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
  3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
  4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.

Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен

В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.

  • Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
  • Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.

Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.

Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.

Внимание! Описанное выше правило действует при наличии специальных знаков, отражающих направление и градус наклона дороги.

Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.

Сегодня мы решили поговорить об осуществлении одного из опаснейших маневров, выполняемых автомобилистами. Думаю, даже лица, еще только проходящие обучение вождению , или те, кто является обычным пешеходом, понимает, о чем идет речь. Конечно же, это обгон транспортного средства.

Разберемся в терминах

Недавно начали действовать новые правила, поэтому сегодня обгоном авто считается лишь то опережение ТС, которое случается вследствие выезда на встречную сторону (полосу), а далее возвращением обратно.

Стоит отметить, что, как говорится в новой редакции ПДД , не важно, в каком состоянии находится обгоняемое авто или другое транспортное средство: в движении или нет. Таким образом, термин «обгон» можно применять лишь к дорогам с двумя полосами, ведь это выезд (причем обязательный) на встречную полосу.

В настоящее время существует еще один термин, который заменяет такую фразу, как обгон без выезда на «встречку» — это «опережение». Опережение происходит только в тех местах, где есть хотя бы две полосы . Изменилось не только понятие «обгон». Исчез термин «обгон справа». По новым ПДД подобный маневр сегодня называется «опережение», то есть за него наказывать не будут, хотя раньше наказание было, причем довольно суровое.

Как проходит обгона?

К обгону, как и к другому виду автомобильного маневра, применяются соответствующие требования. Перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он хочет выехать, полностью свободна, то есть на расстоянии, достаточном для обгона, нет транспортных средств. Также автомобилист обязан удостовериться, что при обгоне он не создаст никаких помех и опасности другим участникам движения.

Надо сказать, что данное требование достаточно актуально, так как выезд на встречную полосу в большинстве случаев связан с конкретным риском. Именно поэтому перед выполнением любого обгона водитель должен быть уверен, что не является помехой для других ТС.

Кстати, если во время обгона произошло ДТП , то виновным считается тот автомобилист, который как раз и совершал данный маневр, но есть исключения.

Если вас обгоняют

В правилах четко сказано, что водителю обгоняемого автомобиля запрещается каким бы то ни было способом препятствовать обгону, например, увеличением скорости движения. Таким образом, если вы хотите осуществить обгон, к сожалению, вам не удастся убедиться, что водитель обгоняемого авто не будет препятствовать вашему обгону. Как показывает практика, это определить очень сложно.

Когда обгон запрещен?

Водителю запрещено начинать обгон в следующих случаях:

  • если машина, которая движется впереди, уже осуществляет объезд или обгон препятствия;
  • в случае если транспортное средство, которое едет по той же полосе впереди, хочет повернуть налево и подало соответствующий сигнал;
  • если транспортное средство, следующее за ним, начало обгон;
  • если водитель понимает, что после обгона он не сможет вернуться на полосу, ранее занимаемую им, не создав помех и опасности другим ТС, в частности обгоняемому авто.

Если подытожить, то обгон нельзя выполнять, если ТС спереди или сзади от вас уже начал каким-то образом маневрировать, например, начал обгон, объезд или поворот налево.

Есть еще ряд правил, когда обгон осуществлять строго запрещается: на пешеходных переходах , если там есть пешеходы; на регулируемых или нерегулируемых перекрестках, если вы едите по второстепенно дороге; на железнодорожных переездах, а также ближе, чем за сто метров от него; на опасных поворотах, в конце подъема, в местах с ограниченной видимостью; на путепроводах, мостах, эстакадах (и под ними тоже), в тоннелях.

Еще одно правило : если скорость вашего авто недостаточна для маневра, то обгон выполнять также запрещено. К примеру, скорость обгоняемого транспорта составляет 85 км/ч, а вы едите со скоростью 90, то, чтобы осуществить обгон, потребуется 180 метров. Таким образом, встречная полоса, куда вы хотите выехать, должна быть полностью свободна на 360 м., то есть 180 м. для встречного авто и 180 метров для вас. Только так вы избежите столкновения.

Если вы догоняете впереди идущую машину достаточно медленно, то советуем отказаться от обгона, ведь при завершении маневрирования ваше авто может создать помехи транспортному средству, обгоняемому вами.

Штрафы за обгон

В настоящее время обгон в местах, где это запрещено, карается штрафом или даже лишением прав на период от 4 до 6 месяцев. Если нарушение было зафиксировано техническими средствами (например, камерами видеонаблюдения, работающими в автономном режиме), то водителю грозит штраф до 5 000 рублей. В этом случае информация о штрафе придет водителю по почте.

Если же ваше нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД , то, скорее всего, вам грозит лишение прав.

Если вас «поймал» сотрудник ГИБДД, то заменить лишение ВУ денежным штрафом у вас не получится. Бывают случаи, когда сотрудник ДПС фиксирует нарушение с обгоном на камеру. Такая видеозапись используется в суде в качестве дополнительного доказательства при лишении автомобилиста прав.

Видеоматериал о том, что, несмотря на дорожные знаки и разметку, водители все же нарушают ПДД:

Не нарушайте ПДД и удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта leslie.bar-anka.com

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.


Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.


Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.


В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС . При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Понравилось? Лайкни нас на Facebook