Илососная машина ко 507

Челябинский тракторный з-д выпускал бульдозер т 170 с 1988 по 2002 год. Но и сегодня бульдозеры этой марки безупречно работают на стройках нашей страны. Это промышленный тяжелый гусеничный трактор 10 тягового класса с общим и специальным назначением, рассчитан для работы во всех климатических зонах.

Изначально конструкция была основана по принципу устройства трактора Т 130, но дополнена возможностью установки большего числа навесного оборудования и разновидностей гусеничных полотен, увеличена мощность силового агрегата, стали комфортнее условия работы машиниста.

Т 170 имеет неоспоримые преимущества:

  • простая и надежная сборка;
  • мощность и высокая проходимость;
  • низкая стоимость.

На базе бульдозера ЧТЗ Т 170 завод на протяжении 14 лет выпустил более 70 видов тяжелой сельскохозяйственной техники, присутствовавшей на всех крупных стройках и объектах хозяйства того времени.

Учитывая этот факт, возникла острая необходимость в обслуживании. Так был создан дополнительный комплекс «Уралремтрак», осуществлявший ремонт и обслуживание всех видов техники на базе Т 170. Оба предприятия функционируют и сегодня.

Обзор модельного ряда

Челябинский тракторный завод предлагал всего 2 модификации бульдозера Т-130. Это классическая и болотоходная модель. Вторая имела увеличенный клиренс, больший вес и ее гусеницы были немного шире, что позволяло увеличить площадь контакта с землей, а вследствие этого и сцепление.

Технические характеристики

Бульдозер Т-130 имеет следующие габаритные размеры:5193×2475×3085 мм. Междуколесное расстояние составляет 1880 мм. Вес трактора Т130 составляет 14320 кг. Удельное давление на почву бульдозера составляет 0,5 кг на 1 см2.

Характеристики

Марка двигателя Д180.111-1(Д-160.11)
Тип двигателя Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 125 (170)
Удельный расход топлива, г/кВт*ч 218 (160)
Масса конструкционная, кг 12720
Дорожный просвет, мм 415
Тяговый класс 10
База, мм 2478
Колея, мм 1880
Топливный бак, л 290
Система охлаждения, л 60
Система смазки двигателя, л 32
Гидравлическая система, л 100

Двигатель

Трактор Т-130 оборудован четырехтактным дизельным двигателем Д-160 с 140 лошадиными силами и турбонаддувом. Вес мотора равномерно распределен на раме, что делает машину более устойчивой к нагрузкам.

Пуск основного двигателя происходит при помощи вспомогательного бензинового. Это конструкторское решение позволило упростить запуск мотора при отрицательных температурах. Мотор гусеничного трактора Т130 имеет водяное охлаждение с принудительным центробежным насосом.

Коробка передач

На бульдозере была установлена простая механическая 8-ми скоростная коробка передач, которая позволяет контролировать ход машины от 2 до 10 км/ч.

Ходовая и трансмиссия

Все конструкторские узлы трактора Т-130 установлены на металлическую раму. Трансмиссия состоит из замкнутой муфты сцепления и двух дисков, КПП, конической передачи бортовых фрикционных механизмов. Рычаги управления подсоединены напрямую к коробке передач, из-за чего многие владельцы отмечают большую вибрацию внутри кабины.


По бокам установлены гусеничные модули, состоящие из отдельных звеньев и соединенных между собой при помощи втулок. Регулировка натяжения гусениц производится специальным механизмом.

Кабина и управление

Кабина является первым, что бросается в глаза новым владельцам, поскольку именно здесь они будут располагаться. Внешне она выглядит красиво: удобное сиденье, рычаги управления и приборная панель.

Для поддержания комфортной температуры внутри кабины установлена печка и вентилятор.

Однако при проведении работ идет значительная вибрация, с которой рессоры не справляются. Переключение передач также затруднено, и они постоянно выскакивают.

Гидравлика и приводы

В сельском хозяйстве держать такую техника не рентабельного (хотя есть возможность установки ВОМ), поэтому трактора Т-130 в основном применяются в качестве бульдозерного оборудования или рыхлительной техники. Технические характеристики навесного оборудования представлены ниже.

Характеристики рыхлительного оборудования

Характеристики бульдозерного оборудования

Тип отвала Полусферический Прямой
Изменение угла резания и угла поперечного перекоса отвала Винтовым и гидравлическим раскосами
Объем призмы волочения, м3 4,75 4,28
Ширина отвала, м 3,31 3,42
Высота при угле резания 55 град 1,31 1,31
Максимальный подъем, м 1,02 1,02
Максимальное заглубление, м 0,44 0,44
Максимальный перекос, м 0,63 (10 град) 0,63 (10 град)
Регулирование угла резания, град 10 10
Масса, кг 2313 2240

Инструкция по эксплуатации

Правила ухода за бульдозером Т-130 и особенности его применения описаны в инструкции по применению. Далее представлены выдержки из правил обслуживания и исправления основных неисправностей.

Техническое обслуживание

Гусеничные трактора Т-130 в основном применяются в тяжелых условиях и с большими нагрузками. Для того чтобы техника прослужила максимально долго и эффективно необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией по применению.

Трансмиссионное масло подлежит замене один раз в год, перед началом эксплуатации или через 1000 отработанных часов.

Перед каждым выездом необходимо проверить наличие и достаточное количество топлива, проверить работу тормозной и рулевой системы, осмотреть машину на предмет неестественной деформации или чрезмерного износа каких-либо деталей.

Замена моторного масла должна происходить спустя 500 часов эксплуатации. Летом рекомендуется использовать М-10Г2к, в зимнее время М-10ДМ.

Основные неисправности и способы их устранения

Самым уязвимым местом в тракторе Т-130 является гусеницы. Они предоставляют возможность передвигаться по тяжелым почвам, поэтому выдерживают колоссальные нагрузки. Поэтому периодически необходимо осматривать и подтягивать звенья гусениц.

Многие владельцы жалуются на то, что коробка передач не фиксируется, в этом случае необходимо выполнить следующие действия:

  • Смазать доступные механизмы смазкой;
  • Залить масло в коробку передач;
  • Отрегулировать положение муфты сцепления.

Если двигатель не заводится, то следующие причины могли привести к этому:

  • Нехватка дизеля;
  • Засорились топливные или воздушные фильтры;
  • Проблемы с системой запуска или подачи топлива;
  • Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе;
  • Попадание воздуха в топливную систему.

Технические характеристики

Технические показатели бульдозера:

Длина трактора, м 5,19
Ширина, м 2,48
Расстояние дорожного просвета до опоры, м 0,42
Размер колеи, м 1,88
Мощность, л.с. 160
Мотор, кВт 118
244,3
Тип горючего Для двигателя - дизель

Для пускового мотора - смесь бензина А-76 или А-72 с моторным маслом

Объем бака, л 290
Вес трактор, кг 14300
Объем бака для системы смазки, л 32
Класс тяги Т 130 бульдозера 6
Количество передних передач 8
4
Система управления Осуществляется при помощи совокупности фрикционов ленточного типа

За гидравлику отвечает шестеренчатый насос НШ-100. Представленная гидравлическая система относится к раздельно-агрегатному типу. Чтобы она функционировала без сбоев и поломок, необходимо заполнять ее 100 л масла.

Двигатель карбюраторного типа выполняет функции стартера. Бензин используется только для запуска механизма, но не для движения транспортного средства.

Максимальная скорость, которую техника может развить, составляет 12 км/ч.

В комплектацию ЧТЗ Т-130 входит руководство пользователя, в котором прописаны все возможности данного транспортного средства. Дополнительно можно приобрести пособие по ремонту данной техники, в котором рассмотрены правила работы на тракторах и нюансы технического обслуживания.

Все узлы и механизмы обладают достаточным запасом прочности и надежности. Возможность установки узлов последних моделей данной техники на старые машины не представляет проблемы. Здесь прослеживается преемственность модификаций тракторов Т-100М и Т-170.

Все технические характеристики бульдозера Т-130 соответствуют международным стандартам.

Двигатель

В первых моделях были установлены дизельные моторы Д-130. Начиная с 1981 г., стали выпускать транспортные средства с двигателем Д-160 (они надежнее и проще в обслуживании).

Во время работ при температуре ниже -30°С возникли проблемы с запуском двигателя, поэтому было решено установить предпусковой обогреватель.

Техника хорошо служит как на дизельном топливе, так и газовом конденсате, т. е. используемое горючее не влияет на уровень производительности. Она неприхотлива к качеству топлива.

Трансмиссия

Сцепление трактора Т-130 функционирует благодаря 8-ступенчатой трансмиссии механического или гидромеханического типа, оснащенной муфтой замкнутого вида.

Данная модель имеет 4 диска сцепления и четырехвальную коробку передач.

Также техника оснащена редуктором бортового типа, сухими многодисковыми фрикционами и конической передачей.

Рулевое управление

Тип подвески - полужесткий, с балансирной поперечной рессорой. Сделана она из штампованных лонжеронов, которые объединены с задним мостом.

Рулевое управление осуществляется при помощи рычага и совокупности ленточных фрикционов.

Тормоз ленточного типа дает возможность развернуть технику на одном месте.

Электрооборудование

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с номинальным напряжением в сети 12 В. Используется при освещении, запуске пускового мотора, вентиляции и обогреве кабины, для приведения в действие предпускового обогревателя, стеклоочистителей, сигнализации.

Ремонт

Во время ремонта требуется соблюдать следующие правила:

  1. Объем ремонтных работ должен быть минимально необходимым. Не рекомендуется делать разборку коробки передач без видимых причин.
  2. Сборные детали с весом более 20 кг можно перевозить только при помощи захватов, которые исключают повреждения на рабочей области.
  3. Узлы и комплектующие должны быть чистыми и сухими.
  4. Извлечение деталей из корпуса должно осуществляться наставками, у которых медные или алюминиевые наконечники.
  5. Запрещается обезличивать комплектующие ремонтируемых сборочных единиц.
  6. В ходе разборки соединений, у которых есть резьба, требуется использовать ключи подходящего типа и номера.
  7. Не рекомендуется дважды устанавливать шплинты, шплинтовочную проволоку, картонную прокладку.
  8. Шайбы пружинного типа можно использовать повторно только при условии, что упругость сохранилась.

Порядок действий при регулировке сцепления Т-130:

  1. Соединить между собой рычаг выходного типа отводки и отводку сцепления при помощи шаровых гаек.
  2. Вывернуть пробку из сервомеханизма и подсоединить к ней трубопровод системы управления.
  3. Между фланцем диска опорного типа и муфтой выключения оставить промежуток 0,9-1,1 см. Такой маневр позволит обеспечить вращение шаровой гайки между концами рычагов и кольцом муфты сцепления.
  4. Завершив регулировку, нужно проверить свободный ход штока, который должен быть равен 1,3-1,5 см.

Отремонтированный трактор готов к дальнейшей эксплуатации.

Навесное оборудование

У трактора Т-130 технические характеристики позволяют использовать следующее навесное и прицепное оборудование:

  • Неповоротный полусферический отвал с гидравлическим перекосом. Такое тракторное оборудование принадлежит к классу Е, а его вес составляет 2510 кг. Максимально возможный перекос равен 63 см.
  • Неповоротный отвал прямого типа (класс В).
  • Поворотный прямой отвал.
  • Отвал сферического типа. Используется при транспортировке больших объемов легких и сыпучих масс с малым удельным весом, например, угля, снега, торфа и т. д.
  • Неповоротный и поворотный болотоходные отвалы. Необходимы для землеройных работ на грунтах с пониженной несущей функцией.
  • Корчеватель с гидроприводом.
  • Трехпозиционный полусферический отвал.
  • Кусторез.
  • Лебедки тягового типа.
  • Вибрационные гидравлические кабелеукладчики.
  • Однозубый рыхлитель. Применяется при рыхлении на ограниченных территориях мерзлых, разборно-скальных грунтов 4 категории, вскрытия асфальтобетонных покрытий.
  • Боковые ножи.
  • Средние ножи с наплавкой.
  • Гидрораскос.
  • Маятниковое прицепное устройство. Рекомендуется использовать при выполнении тяжелых работ, когда требуется реализация полной силы тяги, которую развивает трактор при наличии нагрузок динамического типа со стороны прицепного орудия. Может применяться во время работ с прицепами.

Установка дополнительного оборудования помогает облегчить проведение тяжелых работ.

Основные модификации

Существуют 2 модификации данной модели трактора, которые отличаются друг от друга областью применения, мощностью двигателя и размером гусеничного полотна.

Модификации:

  1. Классическая. Имеет класс тяги № 6 и мотор дизельного типа. Используется при земельных работах, на полях и во время строительства. К данной модели можно присоединить широкий бульдозерный отвал, остальное оборудование устанавливается на прицеп маятникового типа.
  2. Болотоходная (Т 130Б). Предназначен при первичном освоении торфяных и заболоченных земель и для мелиоративных работ с прицепными и навесными машинами.

Оба транспортных средства имеют систему охлаждения воздушного типа.

Данные модификации отличаются по техническим характеристикам:

Характеристика 130 130Б
Тяговый класс 6 6
Двигатель Д-130 или Д-160 Д-160
Мощность мотора, л. с. 160 л. с. 140 л. с.
Длина, м 5,19 4,75
Ширина, м 2,48 3,2
Высота, м 3,08 3,08
Колея, м 1,88 2,28
Ход поршня, м 0,1 0,21
Расход за 1 час работы, г/кВт 244,3 238
Количество цилиндров 4 4
Диаметр цилиндра, см 10,5 14,5
Количество передних передач 8 8
Количество передач заднего хода 4 4
Тип используемого топлива Дизель Дизель
Объем бака для топлива, л 290 290
Масса, кг 14300 15520

Достоинства и недостатки

Среди достоинств данной модели трактора можно выделить:

  1. Надежность и неприхотливость в обслуживании. Все запчасти и детали находятся в открытом доступе.
  2. Универсальность. Трактор можно использовать на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.
  3. Техника исправно функционирует в тяжелых погодных условиях.
  4. Звукоизоляция и утепление в кабине водителя, что обеспечивает удобство и комфорт во время работы.
  5. Экономный расход топлива.
  6. Небольшая масса и габариты.
  7. Не возникает сложностей при установке дополнительного оборудования.
  8. Большой выбор навесного оборудования.
  9. Задняя навеска включена в комплектацию для нужд сельского хозяйства.
  10. В тракторе предусмотрен подогрев жидкостей (топлива и масла).
  11. Техника оснащена тентом для работы в летний сезон.
  12. В ходе преодоления труднодоступных участков, бездорожья, грязи и льда трактор не переворачивается. Это возможно благодаря широким и крепким гусеницам.
  13. Быстрота движения.
  14. Техника отличается высоким уровнем безопасности.
  15. Высокие показатели тягового усилия.
  16. Низкая стоимость по сравнению с аналогичными моделями.

Недостатки техники:

  1. Двигатель заводится не при помощи аккумулятора, а при помощи цилиндра.
  2. Подвеска полужесткого типа ограничивает тяговые возможности.
  3. Трансмиссия механического класса снижает управляемость трактором.
  4. Низкий уровень КПД.
  5. Ненадежные фрикционы.
  6. Плохая работа бензинового двигателя предварительного запуска при низких температурах окружающей среды.

Устройство и технические характеристики бульдозера Т 170

Ходовая часть

Все узлы и агрегаты смонтированы на сварной несущей раме, оснащенной гусеничными тележками, движитель которых крепится на трех точках.

Полужесткая подвеска дополнена балансирной жесткой балкой. Рабочую необходимую жесткость обеспечивают бортовые пространственные фрикционы. Такая схема подвески обеспечивает отличную проходимость по твердым грунтам.

Если же машину предназначалось использовать в заболоченной местности, то на раму устанавливали длинные лонжероны. Машины для высокой проходимости оборудуются широкими траками на семи катках, что создает низкое давление на грунт.

Гусеничный бульдозер Т 170 выполнял довольно широкий спектр работ благодаря 7 разновидностям гусеничного полотна. Он успешно справлялся с поставленными задачами, как на каменистой, так и на болотистой местности.

Двигатель бульдозера ЧТЗ Т 170

Изначально бульдозер работал на 160-ти сильном двигателе Д-160. Спустя два года его сменил Д-180 - более мощный, с турбированной подачей топлива и жидкостной системой охлаждения четырехтактный дизель объемом 14,4 л выдавал 180 л.с. Кроме того, силовой агрегат обеспечивал качественную работу техники на любом виде топлива.

Дизель запускался от бензинового вспомогательного двигателя П 23У или электрического стартера. Для северных районов все модификации оснащались предпусковым подогревателем. В холодное время использовалась система запуска ПЖД 30. Ресурс двигателя - 8000 часов до первого кап. ремонта.

Трансмиссия

Схема состоит из четырехвальной коробки передач, постоянно замкнутой муфты сцепления и вала отбора мощности. Передачи переключаются постоянно зацепленными шестернями.

Бульдозер имеет 8 передних скоростей и 4 задних. Модификации с гидромеханической трансмиссией оснащают шестискоростной коробкой передач, что обеспечивает переключение передач при больших нагрузках, не теряя ход.

В зависимости от рабочих условий и назначения машины, трансмиссия может быть механическая или гидромеханическая.

Так же на сайте можно узнать подробности о бульдозерах следующих марок: Четра Т25

Четра Т35

Caterpillar D6R

Большинство машин, которые выпускали в СССР, ставка делалась большей частью на производительность, чем на комфорт, однако бульдозер Т-170 уже тогда оснащался довольно комфортной кабиной. Цельнометаллическая просторная, теплая каркасная кабина с панорамным остеклением оснащена удобно расположенными элементами управления.

Водительское кресло можно изменять в удобную позицию в зависимости от индивидуальных данных тракториста. Салон отапливался с помощью масляного радиатора, и в жаркое время охлаждался кондиционером.

На приборной панели можно вести постоянный контроль над работой основных систем и узлов:

  • давлением масла;
  • уровнем горючего;
  • засоренностью гидравлики;
  • состоянием воздухоочистителя;
  • частотой вращения коленвала;
  • отработанного времени.

Кабина оснащалась защитным каркасом, предохранявшим тракториста от падения камней или опрокидывания машины.

Взяв во внимание такие удобства еще на то время, кабина Т 170 и сейчас может соперничать с зарубежными аналогами.

Гидравлика и электрооснащение

Вся работа навесного оборудования и главного отвала осуществляется посредством раздельно-агрегатной гидравлической системы на основе насосной станции НШ 100. Он установлен непосредственно на двигателе. Конфигурации гидронасосов разрабатывали разные, в зависимости от условий работы и дополнительного навесного оборудования. От того, какая конфигурация гидравлики установлена на бульдозере зависела модификация машины.

24-х вольтовая электрическая система работает от двух аккумуляторов и генератора, предназначается для:

  • запуска машины;
  • освещения;
  • звуковой и световой сигнализации;
  • питания КИП;
  • отопления, охлаждения и вентиляции кабины;
  • очистки стекол.

Дополнительное оборудование

Бульдозер в основном используется в строительстве, от чего и зависит комплектация навесным оборудованием. Машина может выполнять функции рыхлителя, трубоукладчика, агрегатироваться свайным копром, прицепным краном.

Для прицепного оборудования устанавливают маятниковое или жесткое прицепное устройство.

Главным дополнением бульдозера является отвал. По назначению их существует 5 видов:

  • прямой;
  • полусферический;
  • поворотный;
  • болотоходный;
  • угольный.

Вместо отвала может быть установлен рыхлитель.

Технические характеристики:

В таблице приведены основные технические характеристики, такие как вес бульдозера Т 170 и его расход топлива, а так же приведены габариты машины.

Достоинства и недостатки

В 2002 г. бульдозер Т 170 сняли с производства. Но и сегодня на стройплощадках эту машину можно часто видеть. Это красноречиво говорит о соотношении главных достоинств техники этого класса - стоимость/качество.

Машина работает с любыми грунтами. Легкая замена навесного оборудования. Счетчик отработанных мото/часов указывает на время замены масла и смазки.

Удобство транспортировки: у Т 170 габариты рассчитаны для железнодорожных платформ и автоприцепов.

С запчастями проблем никогда нет: «Уралремтрак» исправно делает запчасти и сегодня. Там же можно сделать кап. ремонт или провести обслуживание.

Бульдозер легко заводится при температуре –40°С.

Недостатки:

  • Для перевозки бульдозера на железнодорожной платформе необходим демонтаж навесного оборудования.
  • Слабое место - фрикционные муфты. Часто нуждаются в замене, т.к. со времен Т 130 они так и не изменились.
  • Сложное рулевое управление (и в ремонте).
  • Недостаточная герметичность кабины.

Однако все это компенсируется низкой стоимостью, мощностью и удобной эксплуатацией Т 170.

Технические характеристики:

  • общий вес – 12720 кг;
  • габариты - 5193х2475х3085мм;
  • давление на почву с задним механизмом навески – 0,05(0,5) МПа (кгс/см2);
  • ширина башмаков – 500мм;
  • дорожный просвет – 415мм;
  • продольная база – 2478мм;
  • колея – 1880мм;
  • объем бака – 290литров;
  • применяется дизельное топливо;
  • ход поршня -205мм;
  • кпп – 4 скорости,
  • номинальная эксплуатационная мощность двигателя Д-130 – 117,7, мощность двигателя 140 л.с.

Особенности бульдозера Т-130

Стоит отметить, что данная машина предназначена для тяжелой работы. Многие трактористы его называют «соткой». Это мощный гусеничный промышленный бульдозер с механической трансмиссией. Преимущества этой техники – доступность и невысокая стоимость. Осуществлять его ремонт можно быстро и легко.

Эти трактора до сих пор работают на просторах нашей страны. Их ремонтируют, меняют агрегаты, но все равно от них не отказываются. Так как за время эксплуатации они показали себя, как самые надежные машины.

Также гусеничные трактора выпускает Алтайский тракторный завод. В честь завода, на котором их изготовили, назвали Трактор Алтай. Агрегаты Т-4 и Т-4а - перестали давно выпускать. Это были пахотные трактора, также их применяют для мелиорации и строительных работ. Скорость трактора доходила до 9 км/час.

Одной из причин снятия с производства выступило то, что их обслуживание было весьма проблематичным. Эти трактора в основном работали на Целине и Сибири. Отзывы о них были крайне неблагоприятные. Хотя выпускали их очень длительное время с 1964 по 1998 года. Трактор Т-130 - является наследником «сотки», который выпускался в серии на основаниях постоянного производства Т-100М, являющийся его усовершенствованным вариантом.

Ходовая часть

Гусеничная машина перемещается за счет двух гусеничных цепей, каждая из которых установлена на две подрессоренные балансирные каретки подвески и два поддерживающих ролика. В движителе предусмотрены цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы, призванные уменьшать толчки от наезда на препятствия.

Колесный вариант реализован с четырьмя колесами, по одному на каждой стороне переднего и заднего моста. Резина на трактор устанавливается широкая, что позволяет уменьшить давление от его веса на грунт. Все четыре шины одинаковые, моделей ФД-14А или ФД37 и имеют маркировку соответственно 530R610(21,3R24) и 610R655(23,1R26).

Технические характеристики трактора Т150-05-09

Размеры и масса
Масса трактора, кг 8150±2,5%
Длина без навесного устройства (с прицепным устройством), мм 5000±50
Ширина, мм 1880±30
Высота, мм 2680±40
База, мм 1800
Колея, мм 1435
Дорожный просвет (не менее) мм 300
Двигатель
Модель ЯМЗ-236
Мощность номинальная, кВт (л.с.) 128,7 (175)
Максимальный крутящий момент Н.м (кгс м) 716 (73)
Число и расположение цилиндров 6, V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 130/140
Рабочий объем, л 11,15
Номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин 2100
Система пуска электростартер
Удельный расход Nоплива при номинальной мощности, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.) 220 (162)
Трансмиссия
Муфта сцепления: сухая, двухдисковая с использованием диска нажимного с кожухом ЯМЗ
Rоробка передач: механическая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона
Количество диапазонов/передач переднего хода: 3/9
Количество диапазонов/передач заднего хода: 1/3
Скорости движения, передний ход км/ч
I диапазон 4,26-5,88
II диапазон 6,72-9,28
III диапазон 11,09-15,31
Скорости движения, задний ход км/ч 5,74-7,93
Толкающие усилие в режиме бульдозера 5000
Емкости заправки
Масло в двигателе, л 25
Масло в коробке передач, л 38
Масло в ведущих мостах, л 34
Масло в гидросистеме навесного устройства, л 38
Масло в редукторе ВОМ, л 6
Топливо, л 330
Охлаждающая жидкость, л 30
Тип охлаждающей жидкости тосол или вода

Подробнее с устройством можно ознакомится в инструкции по эксплуатации Т-150-05-09 и Т-150К-09

Перспективы на современном рынке

Машины, несмотря на обилие на рынке аналогичной зарубежной техники, находят заинтересованных покупателей и продолжают работать во многих сферах производства. Конечно, технические характеристики Т-150 нельзя назвать выдающимися в наши дни, но доступная цена, огромный вторичный рынок и простота в обслуживании заставляют многих делать выбор в его пользу.

Среди оборудования, широко использовавшегося в советские времена и постсоветский период, особенно выделяется трактор Т-130 и его модификации. Этот достаточно большой и мощный трактор на гусеничном ходу был одной из самых производительных машин. На его основе было создано бульдозер и даже более мощный экземпляр T-170, которые с успехом использовались в сельском хозяйстве и строительстве.

Обзор бульдозера Т-130

Серийное производство трактора Т-130 было начато в конце 60-х 20-го века и продолжалось почти 20 лет. Кабина бульдозера была рассчитана на пару человек. Ее создавали с защитой от механического повреждения, дополнительной шумоизоляцией и утеплением. Но от излишней вибрации рабочее место оператора защитить не удалось. Комфорт водителю обеспечивала еще и система вентиляции и охлаждения, а также регулировка сидения.

Возможности трактора расширены за счет используемого навесного и прицепного оборудования. В частности, модель имеет переднюю и заднюю навески, а в качестве рабочего органа могут использоваться три вида отвалов: прямой, угольный и полусферный. Кроме того болотная модификация бульдозера с расширенными гусеницами могла комплектоваться болотоходным отвалом. Также можно было использовать с трактором трехзубый рыхлитель.

Двигатель трактора Т-130

Ознакомьтесь также с этими статьями


Движущей основой для трактора Т-130 был выбран мотор марки Д-160. Его мощность составляет 140 л.с. Конструкция двигателя включала 4 цилиндра и турбокомпрессор для наддува. В нем был предусмотрен уравновешивающий механизм. На головки устанавливались бронзовые втулки, которые в свою очередь позволяли установить закрытые форсунки без штифтов. Диаметр каждого цилиндра двигателя составляет 145 мм, а ход его поршня – 205 мм.

Для его запуска использовался специальный бензиновый двигатель с электростартером. Его напряжение составляло 24 В.

Для охлаждения дизеля применялась жидкостная система охлаждения, которая имела принудительную циркуляцию теплоносителя при помощи центробежного насоса.

Расхода топлива бульдозера Т-130

Установленный мотор имел достаточно большую мощность, поэтому и расход топлива у модели достаточно большой. Он составляет порядка 244,3 г/кВт.ч или 180 г/л.с.ч. Для хранения запаса топлива в тракторе предусмотрен бак емкостью 290 литров, а объем системы смазки составляет 32 литра. Стоит отметить, что для основного и пускового двигателей используется разное топливо. Так, основной мотор питается дизельным топливом, а пусковой – смесью бензина марки А-72 (либо А-76) с дизельным маслом в массовой пропорции 20 к 1.

Трактор Т 130 является тяжелой машиной гусеничного типа, производство которой осуществлялось известным Челябинским тракторным заводом. Данный трактор принадлежит к 6 классу тяговой спецтехники. Его предназначение в выполнении широкого комплекса разнообразных видов работ, а именно трактор выполняет землеройные, дорожные, плантажные и мелиоративные виды работ. Эксплуатация данного трактора также присутствует в строительных работах и для некоторых видов сельского хозяйства (вспашка полей, культивация, а также непосредственно процесс посева). Само же производство проходило в период с 1969 года по 1988 год, но позже серийный выпуск данной модели был прекращен. Но независимо от этого, эксплуатация данной модели трактора продолжается, и по сей день. Это объясняется тем, что трактор обладает довольно большим эксплуатационным ресурсом и высокой ремонтопригодностью.

Навигация по статье

Назначение

Трактор Т 130 обладает широким спектром работ различного вида. Трактор особо востребован там, где необходима эксплуатация тяжелой техники, например в дорожных и землеройных работах. Но на этом список его комплекса не заканчивается, так как он может быть использован в сельском хозяйстве, а именно для вспашки полей с абсолютно любым видом почвы, культивирования и для посева. Плантажные и мелиоративные виды работ также не обходятся без использования данного трактора.

Навесное оборудование

Данный трактор является универсальным благодаря большому набору узлов навесного оборудования, которое существенно поможет облегчить проведение тяжелых работ.

Сам же набор узлов включает в себя следующее навесное оборудование:

  • Неповоротный полусферический отвал с гидравлическим перекосом (80-52-19СП, 80-52-32СП, 80-52-27СП). Относится к типу Е тракторного оборудования. Масса 2510 килограмм.
  • Неповоротный прямой отвал с гидравлическим перекосом (80-52-20СП, 80-52-33СП). Относится к типу В. Масса 2373 килограмма.
  • Поворотный прямой отвал (80-52-7СП, он же является серийным). Относится к типу Д. Масса 2540 килограмм.
  • Отвал сферический (80-52-21СП). Относится к типу К. Масса 3045 килограмм.
  • Неповоротный болотоходный отвал (70-52-10СП). Относится к типу В4. Масса 2870 килограмм.
  • Поворотный болотоходный отвал (80-52-29СП). Относится к типу Д3. Масса 2870 килограмм.
  • Отвал-корчевател с гидроприводом. Относится к типу МП-18.06. Масса 2700 килограмм.
  • Отвал-корчеватель, предназначенный для выкорчевывания пней (МП-18). Относится к типу КЧ-1. Масса 2800 килограмм.
  • Трехпозиционный полусферический отвал. Относится к типу Т. Масса 2680 килограмм.
  • Полусферический отвал с гидравлическим перекосом (74-52-19СБ). Масса 2350 килограмм.
  • Отвал-кусторез (ДП-24, Д-514А и серийный МП-14). Масса 2450 килограмм.
  • Тяговые лебедки (ЛТ16, ЛТ25, Л-ТМТ150 и Л-ТМТ200).
  • Вибрационные гидравлические кабелеукладчики (КВГ-1 и КВГ-2).

Также присутствует и рыхлительные виды навесного оборудования, предназначенные для трактора Т 130, а именно однозубые рыхлительные агрегаты (50-50-12СП, 50-50-4СП), типа Н. Вес которых составляет 1700 килограмм.

Модификации

Трактор Т 130 перенес массу значительных изменений. Основа данной модели послужила своеобразным фундаментом для разработки тракторов с усовершенствованным набором узлов дополнительного оборудования, а также и самих деталей. Был улучшен силовой агрегат, который способен выдать максимально достижимую мощность в 174 лошадиные силы. Также изменениям был подвергнут и топливный бак трактора, объем которого подрос до 300 литров.

Технические характеристики

Масса трактора Т 130 в состоянии отгрузки с завода составляет 14300 килограмм. Длина, от края до края, составляет 5193 миллиметра. Высота всей конструкции равна 3085 миллиметров, ну а ширина, с краями гусениц, составляет 2475 миллиметров. Колея обладает значением в 1881 миллиметр, ну а дорожный просвет трактора равняется 416 миллиметрам. До 1981 года трактор на заводе комплектовался дизельным двигателем Д-130, максимальной мощностью в 130 лошадиных сил. Позже этот образец силового агрегата был заменен на более мощный дизельный Д-160, максимально достижимая мощность которого доходит до отметки в 160 лошадиных сил. А объем топливного бака равен 290 килограммам.

Трактор оснащен механической восьмиступенчатой КПП. Муфта сцепления по стандарту всех тракторов сухая, в постоянно замкнутом положении. Также в трансмиссию данной модели трактора включено следующее: четырехвальная коробка передач, коническая передача, многодисковые сухие бортовые фрикционы и двухступенчатые бортовые редукторы.
Тормоза ленточного вида, разделенные на левую и правую часть. Управляется же данная фрикционная система гидравлическими сервомеханизмами.

Раму машины составляют два лонжерона, которые приварены к бортовым фрикционам, а точнее к их корпусу. Гусеницы трактора имеют пять опорных катков и они поддерживаются двумя роликами. Колесо для натяжения обладает гидравлической системой механизмов. Звенья гусениц штампованные, соединяющиеся за счет пальцев и втулок.

Особенности

Из особенностей можно отметить всю универсальность трактора и наличие огромного набора узлов дополнительного оборудования, которые существенно расширяют возможность выполнения различных видов работ. Также стоит отметить и плюсы силового агрегата данного трактора, ведь двигатель обладает довольно большой мощностью, а также высокой эксплуатационной надежностью. Сам двигатель, работающий в паре с трансмиссией, позволяют достигнуть огромные тяговые характеристики машины, что в дорожных и строительных видах работ просто необходимы.

Эксплуатация трактора Т 130 также возможна и при любых погодных условиях без возникновения дискомфорта, так как кабина имеет теплозвукоизоляционное уплотнение. Сама же кабина закрытая, выполненная из металла, рассчитанная на двух человек. Задняя навеска для дополнительного оборудования включена в комплектацию для нужд сельского хозяйства. А также, приобретая данную машину, можно запросить некоторые дополнительные оснащения, такие как: жидкостный подогреватель (вода и масло), применяемый непосредственно перед запуском двигателя; устройство для подогрева воздуха, поступаемого в кабину (будет необходимым при эксплуатации трактора зимой или же при других холодных условиях); шпоры для ледяного покрытия дорог и других поверхностей (актуально также при зимней эксплуатации); для летней же эксплуатации имеется тент, который может быть установлен вместо стандартной металлической кабины; башмаки на гусеницы для движения по асфальтированным дорогам, либо по другим площадям.

Видео

Двигатель

На тракторе установлен четырехцилиндровый дизельный силовой агрегат, оснащенный центробежным турбокомпрессором, приводящимся в действие за счет вращения коленчатого вала. Максимально достижимая мощность двигателя достигает отметку в 130 лошадиных сил. Установка данного двигателя продержалась лишь до 1981 года, так как на замену этому двигателю пришел более усовершенствованный образец, а именно Д-160. Его номинальная мощность обладает значением в 160 лошадиных сил, что также способствует серьезному повышению тяговых возможностей данной машины.

У двигателя максимальная частота вращения коленчатого вала составляет 2000 оборотов в минуту, что является стандартом для всех тракторов. У Д-130 диаметр одного цилиндра составляет 105 миллиметров, а ход поршня равняется 120 миллиметрам. Д-160 обладает совсем другими же значениями: диаметр одного цилиндра составляет 145 миллиметров, ход поршня составляет 255 миллиметров. Двигатель работает в порядке 1-3-4-2. Стоит отметить, что на Д-160 номинальная частота оборотов коленчатого вала понизилась в сравнении с Д-130 и составляет всего 1350 оборотов в минуту. Но это, ни каким образом не влияет на мощность и тягу машины.

Сам же запуск двигателя происходит за счет бензинового четырехтактного силового агрегата (П-23У), который служит в роли стартера. А запуск малого двигателя осуществляется уже обычным электростартером.

Температура жидкости охлаждения двигателя на выходе при режиме номинальной мощности имеет диапазон значений от 65 до 85 градусов.

Цена нового и б/у

Стоимость нового трактора может варьироваться от 1 миллиона рублей и выше. Трактор в состоянии б/у можно приобрести в диапазоне цен от 0.7 миллиона до 1 миллиона рублей, стоит помнить, что стоимость рассчитывается с учетом технического состояния, комплектации, а также и наличием навесного оборудования.

Челябинским тракторным заводом в 1969 году был начат выпуск хорошо известного бульдозера Т-130, который производился вплоть до 1988 года.

Его конструкционные возможности в течение всего этого времени не претерпели практически никаких изменений.

Единственная надстройка, появившаяся в 70-х годах, – это турбонаддув 4-тактного двигателя. В спецтехнике установлены 4 цилиндра Д 160 мощностью 160 л. с.

Так как бульдозер был создан на основе трактора Т-130, он может использоваться в качестве базы, на которую устанавливается навесное оборудование для вспахивания, транспортирования и т. д.

Он был оборудован гидравлической раздельной агрегатной системой с отдельно установленными передней и задней навеской. За счет такой конструкции удобно монтировать сваи, укладывать трубы и проводить буровые работы.

Спецтехника 10 класса весит 13 т без снаряжения. При нахождении в рабочем состоянии двигатель использует 0,24 кг на 1 кВт вырабатываемой мощности. Охладительная система агрегата имеет объем 60 л, а смазочная – 32 л.

Габаритные размеры бульдозера 2,475х5,193х3,085 м, дорожный просвет имеет высоту 0,41 м, что дает возможность проезда по недоступной местности. Колея этой спецтехники задействует ширину 1,88 метра, а база – длину 2,88 метра.

Преимущества и недостатки бульдозера Т-130

Выпуск этой модификации тяжелого бульдозера проводился в течение 19 лет на ЧТЗ. Несмотря на то что такая техника надежна и мощна, она морально устарела в плане конструкции.

Раньше подобные машины использовались практически во всех областях промышленности, строительства, на их базе создавались различные сельскохозяйственные агрегаты.

Очень прочная конструкция бульдозера отличается простым обслуживанием, крайней неприхотливостью и хорошей ремонтопригодностью. Этот тяжелый агрегат мог быть использован для различных работ на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.

Считалось, что подобная техника не способна подвести даже в самых тяжелых условиях.

Эксплуатировалась модель бульдозера Т-130 в любом климате, она считалась незаменимой в сельском хозяйстве, строительстве, дорожных работах. Остекление вкруговую давало прекрасный обзор, сама кабина имела хорошую звукоизоляцию и утепление.

Несмотря на все плюсы, недостатков в этой тяжелой спецтехнике тоже хватало.

Заводился такой тяжелый бульдозер бензиновым двигателем с одним цилиндром, а не аккумулятором, что очень неудобно при зимней погоде.

Полужесткая подвеска спецтехники ограничивала тяговые возможности, механическая трансмиссия агрегата снижала управляемость, за счет чего КПД машины был очень низким.

Однако та польза, которую приносило и приносит это мощное оборудование, не идет ни в какое сравнение с мелкими недостатками.

Где и как применяется бульдозер Т-130

За основу тяжелой спецтехники была взята модель трактора Т-130. Так как этот бульдозер производит небольшое давление на поверхность, а проходимость у него просто феноменальная, то колесные аналоги не идут с ним ни в какое сравнение.

Эта тяжелая спецтехника считается промышленной общего назначения и предназначена для следующих целей:

  • проведение строительных и реконструкционных работ;
  • планирование стройплощадок;
  • поднятие насыпей высотой до 2-х метров;
  • засыпание грунтом котлованов и других землеройных сооружений;
  • разработка и перемещение грунта на 50-150 м;
  • срезка верхнего слоя грунта для устранения неровностей;
  • расчистка территории и т. д.

При помощи такого тяжелого оборудования могут быть осуществлены работы по перемещению грунта, стройматериалов. Для выполнения сельхозработ в машине установлена задняя подвеска.

Ни одно, даже самое незначительное, строительство, не сможет обойтись без бульдозера. Он предназначен для того, чтобы разрабатывать стройплощадки и дорожные автомагистрали, рыть траншеи и котлованы, убирать мусор со строительной площадки.

Его берут за основу для переоборудования в трубоукладчик и т. д. Эта модель тяжелого бульдозера считается универсальной, поэтому ещё долго будет использоваться в различных областях промышленности, строительства и сельского хозяйства.

При проведении земляных работ с помощью этой тяжелой спецтехники их можно выполнять по трем основным принципам:

  • на грунтах 1-3 категории – срез идет одинаковой толщины;
  • на сухих, плотных – погружение отвала делается поперечно (гребенчатым способом);
  • на малом сопротивлении – от меньшего к большему (клиновым способом).

Разработка грунтовых выемок проводится с наибольшей производительностью, если угол положения наклона составляет 15 градусов. Если движение техники производится вверх, то уклон может иметь наибольший угол – 25, вниз – 35, поперечно – 30 градусов.

Траншейным способом производится перемещение из выемки земли на 50 метров, в этом случае использование промежуточных валов нецелесообразно.

Передвижение на 50-150 метров производится при накапливании почвы в валы. В некоторых случаях возможно изменение схемы работы.

В окончательном варианте земля выравнивается и производится обратный ход бульдозера. Перемещать почву на дальность свыше 150 метров считается нецелесообразным.

В сельском хозяйстве бульдозер Т-130 может проводить огромное количество различных работ: подготовка площадей под посев, обработка сельскохозяйственных культур, работы на складах, фермах и т. д., или использоваться как тяговая сила.

Так как у бульдозера гусеничный ход, он может пройти в таких местах, где колесному транспорту дорога закрыта , поэтому тяжелая спецтехника такого плана используется в сельском хозяйстве на довольно сложных работах.

Кроме этого, такой универсальный бульдозер специально комплектуют лебедкой и отвалом, чтобы он мог быть болотоходом. При глубоком вспахивании и культивации также задействуется эта спецтехника.

Специальная модификация была разработана для рисовых полей. Также это оборудование утрамбовывает силос в ямах. Зимой при помощи этой спецтехники можно очистить дороги и задержать снег на полях.

В промышленности бульдозеры Т-130 считаются практически незаменимыми при разработке и освоении месторождений полезных ископаемых, нефти и газа.

Они являются основой для большого количества специальных модификаций, без которых эффективная работа практически невозможна. Так как тяжелая спецтехника считается одной из самых мощных, то ее используют на любых работах.

Благодаря хорошим техническим характеристикам бульдозер используют не только для сельского хозяйства и строительства. С его помощью могут забиваться сваи, укладываться и закапываться трубы, он считается базовым в бурильных установках.

Эти тяжелые агрегаты нашли применение и в лесном хозяйстве. При помощи бульдозеров опахивают массивы, проводят профилактические работы по охране от пожаров, борются с майским хрущем.

И конечно, такие машины незаменимы в лесозаготовительных работах.

Почему так популярен Т-130

Несмотря на то что создали этот бульдозер в прошлом веке, его популярность не падает. Дело в том, что высокая проходимость и хорошие тяговые характеристики относятся к высшему классу.

Это незаменимая спецтехника при проведении больших объемов сельскохозяйственных работ. А большие мелиоративные площади вообще никак не смогут обойтись без применения такого бульдозера.

Все дело в том, что площадь опоры на грунт у этой модели очень широкая, за счет чего земля спрессовывается слабо.

В этой спецтехнике может быть установлено два вида трансмиссии:

  • механическая – достаточно проста и имеет небольшой вес, однако может обеспечить высокий КПД, надежную работу и простую эксплуатацию;
  • гидромеханическая – этот вариант можно автоматизировать, что значительно облегчит управление, сделает машину более надежной и долговечной.

Помимо модификации бульдозера, существует еще около 80 моделей и комплектаций трактора Т-130. Но так как все запчасти унифицированы, их можно использовать для любых трансформированных машин.

Кроме этого, базовая модель спроектирована так, что на конструкцию может быть установлено различное навесное оборудование: очиститель для снега, ковш экскаватора, лопата для переоборудования в бульдозер.

Помимо этого, оно может быть прицепным. При желании можно переоборудовать модель в грейдер.

Секрет мобильности спецтехники кроется в конструкции гусениц. Они имеют неразборные звенья, соединенные втулками и пальцами. Башмаки, которые подсоединены к звеньям, имеют специальный профиль., можно найти статью об устройстве мостовых кранов.

Опорные детали также играют важную роль (они всегда в запасе у механиков). Все части гусеничной ленты изготавливаются из высокомарганцовистой стали и проходят закалку.

Одно из главных преимуществ – наличие раздельно-агрегатной гидросистемы, за счет которой производительность бульдозеров Т-130 становится выше.

Эти мощные агрегаты оборудованы двухместной металлической закрытой кабиной с круговым остеклением, в которой есть вентиляция, отопление, тепловая и звуковая изоляция.

Сейчас стало возможным сделать небольшие дополнения для удобства: специальный подогрев воздуха, замена кабины на тент летом.

Чтобы без проблем ездить по обледенелой дороге, можно установить шпоры, а чтобы не портить асфальтовое покрытие – специальные асфальтоходные башмаки.

Все это оборудование, которым может быть дополнена и оснащена такая спецтехника, как бульдозер Т-130, сейчас возможно приобрести в местах продажи запчастей.

О том, как модель Т-130, оснащенная бульдозерным отвалом, справляется с расчисткой площади под строительство здания, можно узнать из видео:

Понравилось? Лайкни нас на Facebook