Функции тормозной жидкости. Тормозная жидкость. Стандарты на тормозные жидкости и особенности применения для различных тормозных систем и автомобилей. Состав тормозных жидкостей

Что такое тормозная жидкость? Это специальное вещество для обеспечения торможения автомобиля. Оно находится в жидком состоянии и давит на тормоза после нажатия педали. Иными словами, она обеспечивает связь между командами водителя и тормозным механизмом. Если произойдет нарушение этой связи, то автомобиль просто не остановится. Это может случиться в случае чрезмерного нагрева жидкости, после чего внутри тормозного механизма появляется пар. Он делает систему сжимаемой, и вещество не сможет связать нажатие на педаль с резким замедлением и ударом по тормозам. Вот почему тормозная жидкость - это хоть и небольшая, но очень важная деталь автомобиля. Без нее водитель не сможет безопасно двигаться в потоке. Другими словами, нет тормозной жидкости - нет тормозов.

Тормозная жидкость подразделяется на несколько видов, которые различаются по температуре ее нагревания. Так, первая классификация разделяет это вещество на "увлажненную" и "сухую" жидкость. Естественно, "сухая" жидкость включает в себя меньше воды, а в "увлажненной" ее доля составляет 3-4 %. Причем эти две тормозные жидкости делятся еще на четыре группы: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Самый первый тип выдерживает наименьшую температуру: 205 градусов Цельсия для "сухой" и 140 - для "увлажненной". За ним следует DOT 4 (для машин с Большие нагрузки требуют большей температуры, и поэтому второй тип тормозной жидкости рассчитан на 155 и 230 Что касается жидкости DOT 5.1, то ее можно встретить на спортивный автомобилях, например, на BMW M6, Ferrari F458, и других. А вот предпоследний вид на серийных машинах почти не применяется. Скорее всего, DOT 5 ставится на и доработанные модификации спорткаров. Кстати, вполне возможно, что на стоит самая совершенная жидкость. Выдающиеся характеристики это подтверждают.

Итак, мы рассмотрели виды, но остается вопрос "какая тормозная жидкость лучше?". Как на него ответить? Конечно, лучшее торможение обеспечит DOT 5. Что касается серийных автомобилей, то это DOT 5,1. Остальные виды жидкостей больше подходят для обычных условий и стандартных автомобилей, которые не рассчитаны на огромную скорость и

Подводя итоги, хочется уделить внимание компонентам, из которых состоит тормозная жидкость. Состав этого вещества пестрит разнообразием. Например, силиконовая тормозная жидкость содержит полимеры, а гликогелевые состоят из полигликолей. Но у них есть нечто общее - присадки. К ним относятся антикоррозийные и смазочные вещества.

Какова же главная функция тормозной жидкости? Конечно, это обеспечение безопасности во время движения автомобиля. Как уже говорилось выше, без этого вещества нет тормозов. Поэтому важно относиться к ней с особым вниманием, ведь утечка может привести к опасным последствиям. Ни к чему хорошему не приведет и использование жидкости DOT 3 на спортивных автомобилях, ведь большие перегрузки приводят к чрезмерному ее нагреванию.

Следует отметить, что смешивать разные жидкости можно, если только они на одной основе. Если соответствующей информации на этикетке нет, то рисковать не стоит!

В предложенной статье мы расскажем, почему автомобилю так важна , какими свойствами она обладает и когда необходимо ее заменять.

Тормозная жидкость приводит гидропривод в действие. А именно передается давление от основного тормозного цилиндра, что подчиняется педали тормоза, на колесные тормозные цилиндры . Последние благодаря тормозным колодкам замедляют движение. А теперь представьте, какими могут быть последствия, если весь этот процесс не будет происходить качественно, а машина приостановит движение позже, чем надо?

Требования к тормозной жидкости:

  • во-первых, она должна выполнять свои функции при любой температуре: будь то минус 30 либо плюс 150 (температура в тормозных цилиндрах в момент интенсивного торможения);
  • во-вторых, должна хорошо реагировать и с металлами и с резиновыми деталями-уплотнителями гидросистемы;
  • в-третьих, тормозная жидкость должна обладать высокими смазывающими свойствами. Это условие очень важное для тормозных цилиндров, а именно для их внутренних поверхностей;
  • в-четвертых, свойства тормозной жидкости не должны зависеть от условий эксплуатации.

На основе вышеперечисленных требований создается , в состав которой входит 92-98% основы и специальные присадки.

Типы тормозной жидкости.

В зависимости от того, что входит в основу различают такие типы тормозной жидкости :

Минеральная. Она обладает низкой стоимостью, высокими смазывающими свойствами. Ее агрессивность к резине очень низка. Главные недостатки:

  • при температуре меньше минус 20 она довольно вязкая;
  • температура кипения достаточно низкая.

Используется данный тип тормозной жидкости только в старых автомобилях, поскольку она нейтральна к резиновым прокладкам.

Гликолевая. В ее состав входят эфиры и полигликоли. Такая основа очень популярна благодаря высоким своим эксплуатационным свойствам. Повышенная гигроскопичность - основной ее недостаток.

Силиконовая. Наиболее современная и совершенно негигроскопична. Применяется очень редко поскольку:

  • несоединима с другими типами основ;
  • плохо совместима с резиновыми деталями;
  • обладает повышенными требованиями к качеству прокачки;
  • довольно дорогая.

Главные свойства тормозной жидкости.

Температура кипения. При кипении жидкости выделяется пар, который сжимается. Такой процесс приводит к тому, что педаль «проваливается» и торможения никакого нет. Зачастую такая проблема наблюдается, когда часто подтормаживают. Именно в данной ситуации тепло от трения не отводиться вовремя из тормозной системы , а общая температура при этом увеличивается.

Вязкость при различных температурах. Критические случаи: загустевание при низких температурах или повышенная текучесть при высоких температурах.

С какой периодичностью производят замену тормозной жидкости?

Специалисты рекомендуют производить замену тормозной жидкости через каждые два-три года. Поскольку из-за перепада рабочих температур тормозная жидкость легко поглощает влагу из воздуха и даже при конденсации. Такая ее способность приводит к низкой смазке в теплый период и к загущению в холодный сезон. А наиболее страшным является то, что достаточно растворить всего лишь 3% воды в тормозной жидкости, дабы уменьшить температуру закипания на 70 градусов. Именно этот факт и служит главной причиной замены.

Менять тормозную жидкость можно и раньше, если вы обнаружили примеси, либо заметили, что прозрачность снизилась. Однако оценить объективно состояние жидкости достаточно сложно, ведь в системе она не смешивается. Следовательно, в бачке и в рабочих цилиндрах наблюдаются различные свойства тормозной жидкости.

Какую тормозную жидкость необходимо заливать?

Самое важное условие - следовать требованиям производителя, поскольку тормозная система разрабатывается под определенные параметры тормозной жидкости . Не забывайте, что довольно часто в руководстве прописывают с какой периодичностью ее нужно заменять.

Смешивать тормозную жидкость или не смешивать?

Категорически запрещается смешивание тормозных жидкостей разных классов! Поскольку существует вероятность несовместимости присадок, не советуют также смешивать и жидкости различных производителей даже если они и находятся в пределах одного класса. Пользуйтесь лишь той тормозной жидкостью, что указана заводом-производителем.

Как верно доливать «тормозуху»?

Здесь все очень просто, главное помнить какая до этого была залита в машину. Покупаете такую же и доливаете в тормозной бачок. Обязательно следите, чтобы она была на отметке "max". Как показывает практика, при исправной системе тормозов ее доливать приходится раз в год.

Тормозная жидкость наиболее важный расходный компонент в системе авто. Для каких целей служит тормозная жидкость, когда производить замену и какую лучше использовать жидкость читайте в статье.

Назначение тормозных жидкостей

Передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках – и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях (на режимах “разгон-торможение”). Спирто-касторовая жидкость “БСК” не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре – 20° С. Жидкость “Нева” марки “А” незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка “Б” – не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ “Нева” была разработана для применения в тормозных системах первых моделей “Жигулей”. Тормозные жидкости DОТ 3, “Томь” и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.
Тормозная жидкость DOT5 также известна, как “силиконовая” тормозная жидкость (“silicone”). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение “мягкой педали”). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение “5.1” может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как “высокотехнологичная” тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1 – не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5- ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF – “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей – т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом – медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости

Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации – лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах – нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость и замена

ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

Тормозные жидкости

Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные (касторовые), гликолевые и силиконовые.

Минеральные (касторовые) – представляющие собой различные смеси касторового масла и спирта, например бутилового (БСК) или амилового спирта (АСК) имеют сравнительно невысокие вязкостно-температурные свойства, так как застывают при температуре -30...-40 градусов и закипают при температуре +115 градусов.
Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям.
Но они не соответствуют международным стандартам, имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с жидкостями на другой основе, так как возможно набухание резиновых манжет, узлов, гидропривода и образование сгустков касторового масла.

Гликолевые  тормозные жидкости, состоящие из спиртогликколевой смеси, многофункциональных присадок и небольшогго количества воды. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства.
Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность (склонность поглощать воду из атмосферы). Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.
Отечественная тормозная жидкость «Нева» имеет температуру кипения не ниже +195 градусов и окрашена в светло-желтый цвет.
Гидротормозные жидкости «Томь» и «Роса» по свойствам и цвету аналогичны "Неве", но имеют более высокие температуры кипения. У жидкости «Томь» эта температура составляет +207 градусов, а у жидкости «Роса» +260 градусов. С учетом гигроскопичности при содержании влаги 3.5% фактические температуры кипения для этих жидккостей равны соответственно +151 и +193 градусов, что превосходит аналогичный показатель (+145) для жидкости «Нева».

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы. (стандарты SAE J1703 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизациии FMVSS №116 (FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей).

Наиболее популярными на данный момет являются отечественные и импортные гликолевые жидкости, классифицируемые по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США).

Различают температуру кипения «сухой» жидкости (не содержащей воды) и увлажненной (с содержанием воды 3,5%). Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C.


Стандарт Точка кипения
(свежая /сухая)

Точка кипения
(старая / мокрая)

Вязкость при 400 о С

DOT 3

205 о С

бесцветная или янтарная полиалкилен
гликоль
DOT 4 бесцветная или янтарная борная кислота / гликоль DOT 4+ бесцветная или янтарная борная кислота / гликоль DOT 5.1 бесцветная или янтарная борная кислота / гликоль

▪ DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;

▪ DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;

▪ DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.

*Возможно смешивание тормозных жидкостей на гликолевой основе, но оно не рекомендуется так как возможно ухудшение эксплуатационных свойств жидкости.

* На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости.

Силиконовые  изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Но их применение ограничивают недостаточные смазывающие свойства.

Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице.

Для этого на упакове дополнительно обозначают:

▪ ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).

▪ DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

Кроме основных показателей – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям.

Воздействие на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.

Воздействие на металлы. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.

Смазывающие свойства. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Термостабильность Тормозные жидкости в интервале температур от, минус 40 до, плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Гигроскопичность Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.
На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь, когда состояние приблизится к опасному пределу. Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет или 30-40 тыс.км.

Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.

Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась, в этом случае жидкость хранится до 5 лет.


В инструкции к автомобилю любого производителя всегда указано, совместима с данной машиной. Большое значение имеет состав тормозной жидкости. Химические компоненты жидкости могут по-разному воздействовать на тормозную систему. Неправильно подобранная тормозная жидкость способна деформировать детали системы и нарушить ее работу, вплоть до отказа тормозов.

На что же влияет состав тормозной жидкости?

Качественная тормозная жидкость – залог идеальной работы тормозной системы. Основные параметры, по которым определяют качество – это:

Температура кипения. Тормозная жидкость не должна закипать при относительно низких температурах, ведь при работе тормозной системы образуется много тепловой энергии. Если жидкость легко закипает, образовавшиеся паровые пузырьки сжимаются и мешают тормозному усилию. А это значит, что тормоза могут перестать работать.

Вязкость. В условиях низких температур свойства тормозной жидкости тоже очень важны. Она должна хорошо циркулировать по системе. Замерзшая жидкость блокирует работу, слишком вязкая – замедляет, а чрезмерно жидкая – увеличивает возможность утечки;

Основные характеристики тормозной жидкости это температура кипения, вязкость и гигроскопичность

Гигроскопичность. Чем меньше влаги способна вобрать в себя тормозная жидкость, тем лучше. Ведь лишняя влага – это быстрое закипание жидкости, загустение при низких температурах и другое изменение ее свойств. А жидкость с измененными свойствами уже не выполняет своих функций и требует замены.

Помимо этих характеристик, важны антикоррозионные и смазывающие свойства жидкости – они обеспечивают долгую жизнь поршней, манжетов и цилиндров. Также жидкость не должна деформировать резиновые детали системы.

Можно ли смешивать?

Смешивать между собой или заливать новую жидкость без предварительной очистки системы можно только в одном случае – когда жидкости гликолевые, просто принадлежат к разным классам (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1). Но все же производители рекомендуют смешивать жидкости одного класса, а еще лучше – одной марки.

Не совмещаются между собой минеральные и гликолевые жидкости, если их смешать – резиновые манжеты гидропривода деформируются. Жидкости, в которых присутствует силикон, категорически несовместимы ни с какими другими. Химические реакции в случае смешивания таких жидкостей с другими агрессивны к деталям системы и полностью меняют свойства тормозной жидкости.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook