Виды транспорта, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт Конспекты занятий в подготовительной группе транспорт

НОД в подготовительной группе ДОУ. Подготовительная группа

Программные задачи:
1. Формировать знания о транспорте, его видах
2. Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.
3. Развивать мыслительную деятельность, внимание.
5. Воспитывать познавательный интерес Организационный момент.
Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу предложить вам отгадать загадки .
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)

2. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...
(Автобус)

3. Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)

4. Удивительный вагон!
Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

5. Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.

6. Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)

7. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...
(Вертолет)

8. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)

Молодцы, вы угадали все загадки. А теперь назовите все это одним словом / Транспорт
Правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт»

Беседа «Виды транспорта»
Транспорт бывает разным не только по внешнему виду, но и по предназначению, а еще по месту передвижения.
Как вы думаете, кокой транспорт называется воздушным? / Ответы детей
Воздушный транспорт – это транспорт, который передвигается по воздуху. Назовите воздушный транспорт / Самолет, вертолет, парашют, дирижабль, аэроплан, воздушный шар.

Воздушный транспорт - это самый быстрый вид транспорта. В основном воздушный транспорт применяется для пассажирских перевозок на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. Чаще всего авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
А какой транспорт называется водным? / Ответы детей
Водный транспорт – это транспорт, который передвигается по воде. Назовите водный транспорт. / Подводная лодка, корабль, байдарка, лодка, плот


Водный транспорт отличается способностью перевозить очень большие грузы. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для пассажирских перевозок.
А какой транспорт называется наземным? / Ответы детей
Наземный транспорт – транспорт, передвигающийся по земле. Назовите наземный транспорт / Ответы детей
Наземный транспорт подразделяется на разные виды транспорта: безрельсовый, автомобильный, железнодорожный


Это самый распространенный вид транспорта. Используют наземный транспорт для разных нужд. Например, легковой автомобиль для поездок на небольшие расстояния. Поезда, трамваи, троллейбусы, электрички нужны для перевозки пассажиров и называются общественным транспортом. Различные самосвалы, грузовики и камаз называют грузовым транспортом, так как они используются для перевозки грузов. Мотоциклы, велосипеды называют двухколесным транспортом и используют их для поездок по местности. А также существует специальный транспорт, его используют люди разных профессий. К такому транспорту относятся скорая помощь, полицейский автомобиль, трактор, пожарная машина, мусоровоз, комбайн и т.д.


Мы с вами познакомились с разными видами транспорта. Сейчас посмотрим хорошо ли вы умеете различать воздушный, водный, наземный транспорт.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Здорово! Вы молодцы! А теперь хочу дать вам домашнее задание. Воспитатель раздает детям дорожные знаки.


На следующее занятие приготовьтесь рассказать об этих дорожных знаках. Тема нашего следующего занятия «Безопасность дорожного движения».

Цыганова Любовь Валерьевна
ГБДОУ детский сад №25, Санкт-Петербург
воспитатель

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

«Транспорт. Кто работает на транспорте»

Цыганова Любовь Валерьевна.

Цель: Познакомиться с разными видами и функциями транспорта, а также с профессиями, связанными с транспортом.

Задачи урока:

Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека;

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;

Вспомнить основные правила дорожного движения.

Расширять кругозор.

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.

Проанализировать полученную информацию и сделать вывод об основных функциях транспорта (перевозка грузов и пассажиров, транспорт специального назначения)

Материалы : картинки транспорта, загадки, кроссворд на доске, картинка светофора, листы бумаги, простые карандаши

Ход НОД

Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия.

Еду в нём на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся - под лучами

Отливает серебром. (Самолёт.)

Под водой железный кит -

Днём и ночью он не спит,

Днём и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт. (Корабль.)

Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?

Сегодня мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим, как влияет транспорт на окружающую среду.

Что такое транспорт? (Транспорт - средство передвижения человека на любые расстояния.)

Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)

На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

Есть разные виды транспорта - одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи - плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

1. Воздушный - к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.

2. Наземный - к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

3. Водный - корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.

4. Подземный - к нему относится метро.

Каждый транспорт приносит пользу человеку. Какую? (Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом).

Трудно представить нашу жизнь без транспорта. А представьте себе, что может случиться, если исчезнут такие машины как скорая помощь, пожарные и другие машины? (ответы детей)

Всегда ли автомобили приносят пользу?

Как автомобили вредят природе? (Ответы детей: сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в водоемы и загрязняет их, выхлопные газы загрязняют воздух.)

Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?

Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?

Какую помощь можете предложить вы?

Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду. (Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили)

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

- Ну, вот немного отдохнули и можно двигаться вперед.

Игра «Соображайка».

Внимание, сейчас будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки. Готовы, начинаем:

(автобус, поезд, теплоход, самолёт)

- Дети- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.

- Хорошо, а как же называют людей передвигающихся на этих транспортных средствах?

- Пассажиры.

- Значит, какой это транспорт?

-Пассажирский.

- Дети- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.

- Значит какой это транспорт?

- Грузовой.

-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка: (Знакомство с автомобилями специального назначения)

Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет
на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...
(Скорая помощь)

- Итак, что же это за машина? Пассажиров она не возит, да и грузы перевозить не её задача. Для чего нужны такие машины? Это автомобили специального назначения: Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.

- Отгадайте следующие загадки:

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их... (машинисты)

Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто... (лётчик)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (шофёр)

Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый... (капитан)

Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (кондуктор)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной... (стюардесса)

Как можно объединить всех этих людей? (их профессии связаны с транспортом)

- Ребята, давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, какое слово в нем спряталось.

1.А в т о б у с

2.Т р а м в а й

3.К о л е с о

4.К а т е р

5.Т р о л л е й б у с

6.ф а р а

7.Д о р о г а

8.П а р о х о д

1. Дом по улице идет

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

2. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

3. Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются.

4. На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.

5. По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может

6. Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой

Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?

На машине их две пары…

Догадались? Это....
7. Всем она давно знакома -
Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот -

Куда хочешь поведет.
8. Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел
Не с ума ли он сошел

Вспоминаем главное правило пешеходов:

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера.
Красный свет - проезда нет.
Желтый - будь готов к пути.
А зеленый свет - кати!

- А теперь послушайте наказ от светофора

  1. Мчатся, поднимая ветер хлесткий,

Тысячи машин во весь опор,

Потому на многих перекрестках,

Как друзей вас встретит светофор.

  1. Подчиняйтесь всем его приказам,

Он вокруг внимательно глядит,

Стойте, если взглянет красным глазом,

А зеленым взглянет - путь открыт.

А напоследок поиграем в игру «Правда или нет». Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то на своем листочке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «-». Готовы?

1. Транспорт - это средство передвижения. (+)

2. Автобус - вид воздушного транспорта. (-)

3. Корабль является наземным транспортом. (-)

4. К подземному транспорту относится метро. (+).

5. Лодка - это транспорт, который передвигается по воде.(+)

6. Транспорт приносит только вред человеку. (-)

7. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)

8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)

9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)

10. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

Давайте проверим.

Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

Какие виды транспорта мы знаем?

Что такое специальный транспорт?

Какой вред может наносить транспорт?

Назовите профессии, связанные с транспортом.

Молодцы, наше занятие подошло к концу.

ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗОВАЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ

1. Какой бывает транспорт?

А) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?

2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?

3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).

4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).

5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).

6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).

7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).

9. Покажи и назови части корабля? самолета?

10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).

11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?

12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?

14. Какой транспорт есть у тебя дома?

15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?

16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?

17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.В. Водопьянов "Космонавт-1”;
Б.С. Житков "Что я видел”;
В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”;
А.В. Митяев "Сегодня праздник” (12 апреля - День космонавтики);
С.В. Михалков "А что у вас?”;
В. Орлов "Электричка”;
С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”;
А.Н. Толстой "Рассказ аэронавта”, "Прыжок”;
Е. Тараховская "Метро”;
Э. Успенский "Троллейбус”;
Д. Хармс "Кораблик”;
А. Шалыгин "Ехал козлик осторожный”;
Эстонская народная сказка "Запретный узел”.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карл Арон "Человек поднялся в небо”;
Жюль Верн "Пять недель на воздушном шаре”;
Анатолий Маркуша "Богатыри”;
Марина Москвина "Аэростат - мой товарищ”.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Звук у – рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются "трубочкой”.
Приемы: 1. – поезд дает сигнал; – самолет летит; – пароход гудит.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Приемы: 1. "Кто дольше” - сохранение дыхания и правильное его расходование: - чей паровоз дольше гудит; - чья дудочка дольше поет.

2.. "Паровозик”. Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая "чух-чух-чух”.

3. Игра для развития дыхания при произнесении шипящих и свистящих. "Гонки по воде” - а) бумажных, целлулоидных игрушек. Воспитатель предлагает детям поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу. Дуть надо сильно, чтобы кораблик поплыл далеко. Воспитатель показывает, как надо дуть, чтобы получилась сильная и прямо направленная струя воздуха. б) "На волне океана”. Ребенку, лежащему на спине, ставится на живот игрушечный кораблик. Вдох и выдох делается животом.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Упражнение "Автомобили” для детей 3-4 лет. В.: "Давайте поиграем в "автомобили””. Дети выстраиваются друг за другом. В. впереди. В. громко, отчетливо гудит: "би-би-би” или "ду-ду” и предлагает детям тоже гудеть. Вся колонна движется несколько раз вокруг по комнате, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.

Вьется по улице
Легкая пыль,
Мчится по улице
Автомобиль

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят:
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.

Машинист

Папа Костика и Розы –
Машинист на паровозе.
Он в большие города
Быстро водит поезда.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

ЗВУК С И З Песенка машиниста

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым.

Сеня вез воз сена.

Едем на грузовике.
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас!

Мчится, мчится железный конек,
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок,
Мчится, мчится железный конек.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.

Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

Самолет

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

Лодочка

А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

Легковой автомобиль

Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.

Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

Пароход

Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.

Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

А) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
в) "Лодка”. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Г) "Пароход”.

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. АТТРАКЦИОНЫ

1. Лихие шоферы. На детские машинки ставят стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. К машинкам привязываются бечевки (длиной 10-15 м), надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машину. Если вода плещется, ведущий называет номер шофера, и тот на секунду перестает мотать. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машину и не расплескал воду.

2. Поезд. Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

3. Воробушки и автомобиль. Игра для 3-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

4. Космонавты. Игра для детей 5-7 лет. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

5. Самолеты. Для детей 4-5 лет. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

6. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Конспект
НОД Познание (ознакомление с окружающим)

Тема: «Выбираем транспорт»
Место проведения: подготовительная группа
Дата: 28 октября 20013 года
Воспитатель: Жукова Н.В.

Задачи:
1.Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека на разных видах транспорта (воздушный, водный, наземный)

2.Продолжать знакомить детей с символами, обозначающими виды транспорта: самолёт, автомобиль, автобус, поезд, теплоход; (длина полосок, обозначающих время в пути на разных видах транспорта).

3.Развивать чувства патриотизма к родному краю, посёлку.

4.Воспитывать потребность соблюдать и выполнять правила культурного поведения в общественном транспорте.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, исследовательский, практический, игровой, репродуктивный, информационно-рецептивный.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов транспорта, карточки по количеству детей со схематическим изображением видов транспорта: самолёт. лодка, поезд, машина, автобус, вертолёт, велосипед, дельтаплан, карта Архангельской области, фотография посёлка с высоты и с высоты гораздо большей, атрибуты для с.р.и. «Самолёт».

Словарная работа: название профессий: штурман, пилот, стюардесса, виды транспорта: воздушный, наземный, водный.

Ход:
Дети заходят в зал и останавливаются у стола.
Воспитатель: Мы с вами давно готовились к путешествию. И вот наконец мы готовы. Все здоровы, не болеем, можем отправляться.

— А вы знаете, кто такие путешественники?
Дети: Люди, которые путешествуют и хотят узнать много нового и интересного.
Воспитатель: я вам предлагаю отправиться в путешествие на разных видах транспорта.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, как называется наша Родина?
Дети: Россия
Воспитатель: Место, где мы с вами живём?
Дети: Архангельская область, Котласский район.
Воспитатель: Где мы с вами родились и растём?
Дети: посёлок Удимский.
Воспитатель: Мы сегодня отправимся в путешествие от нашего посёлка Удимский до города Архангельска.
Воспитатель: Назовите города Архангельской области.
Дети: Котлас, Коряжма, Архангельск.
Воспитатель: Замечательно, ребята. Я думаю вы готовы к путешествию. Путь предстоит неблизкий. Каким транспортом мы можем добраться до Архангельска?

Вместе с детьми подходим к столу, где расположены изображения разных видов транспорта.
Воспитатель: Как одним словом назвать то, на чём могут передвигаться люди?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Как вы думаете, как можно разделить транспорт?

Разделите виды транспорта на группы. Возьмите любую картинку, у кого воздушный транспорт – встаньте, у кого наземный- присядьте на пол, водный- сядьте за стол.

Дети: хором уточняют вид транспорта: воздушный, наземный, водный.
Воспитатель: Дети подходят к столу с возд.транспоротом Ребята, каким значком можно обозначить воздушный транспорт?
Дети: облачком, птичкой, стрелой.
Воспитатель: Докажите, почему?
Дети: Потому что самолёты летают высоко между облаками в небе.
Воспитатель: Дети, а как можно обозначить наземный транспорт?
Дети: Полоской, потому что машины, автобусы ездят по ровным дорогам.
(листочком, колесом)
Воспитатель: Верно, правильно думаете.
Воспитатель: А где мы можем увидеть водный транспорт? Назовите виды водного транспорта.
Дети: Можно увидеть пароходы, корабли, катера — на море; лодки -на реке; катамараны — на водоёме, озере; крейсеры, ледоколы, подводные лодки, теплоходы в океане.
Воспитатель: Подумайте и скажите, а водный транспорт как можно изобразить?
Дети: Волнистой линией, лодочкой, рыбкой.
На магнитной доске обозначить дем.мат., затем убрать.
Воспитатель: Сейчас пройдите к столам, перед каждым из вас карточка с различными видами транспорта, обозначьте символом каждый вид транспорта.

Не спешите, выполняйте задание правильно.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какой вид транспорта самый быстрый?
Дети: воздушный.
Воспитатель: Если мы полетим самолётом, то через 2 часа будем на месте.

Воспитатель: Какой транспорт будет двигаться
медленнее самолёта? Дети: Поезд, автомобиль, автобус.
Воспитатель: Да, если мы сядем в поезд, автомобиль, автобус, то приедем на место ночью, а может утром следующего дня.
Воспитатель: Какой ещё медленнее?
Дети: Теплоход.

На магнитной доске выставляются виды транспорта на которых можно добраться до места назначения. Это: самолёт, автомобиль, автобус, поезд, теплоход.
Разные виды транспорта мы обозначим полосками.
Воспитатель: Чем различаются полоски?
Дети: Полоски разные по длине.
Воспитатель: Мы сейчас этими полосками обозначим время, которое потратим на наш путь.
Полоской какой длины обозначим самолёт?
Дети: Короткой.
Воспитатель: А почему? Объясните.

До Архангельска быстрее всего можно добраться на самолёте, поэтому и выберем короткую полоску. На автомобиле, поезде и автобусе мы будем добираться дольше, по-этому берём полоску длиннее. И, конечно остаётся теплоход. Какой полоской обозначим теплоход? Для него самая длинная полоска, на этом виде транспорта доберёмся позже всех.

Физминутка.

Руки в стороны- в полёт (бегут на носочках по кругу)
Отправляем самолёт (расставив руки в стороны)
Правое крыло вперёд (поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд (поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Мы отправимся до Архангельска на самолёте.
Воспитатель: Как вы думаете, кто ведёт самолёт?
Дети: Штурман, пилот. (штурманом будет….)
Они занимают свои места в кабине самолёта.
Ребята, кто встречает пассажиров у самолёта?
Дети: Стюардесса.

Стюардессами будут София и Полина.

Чтобы нас пустили в самолёт нам нужно приобрести билеты в кассе. Кассиром будет…. Не забывайте благодарить кассира. Кто приобрёл билет проходит на посадку в самолёт. Стюардессы проверяют билеты и помогают рассаживаться пассажирам.

Воспитатель: Наш самолёт поднимается всё выше и выше. посмотрите вниз через иллюминаторы. Виден наш посёлок (показ фотографии нашего посёлка). Какой он большой и красивый! И чем выше мы поднимаемся, посёлок становится всё меньше и меньше. Почему так происходит? Как вы думаете?

Дети: Потому что самолёт набирает высоту и всё внизу становится маленьким.

Воспитатель: Правильно, ребята! Вот как на этой карте. Фотография нашего Котласского района с высоты. Архангельская область с высоты полёта. Мы видим здесь тонкие ленты дорог и рек, домов совсем не видно.

Ребята, как вы думаете, как надо вести себя в общественном транспорте?

Воспитатель: Стюардесса Юля для вас приготовила замечательное стихотворение, давайте её послушаем. Г. Сапгир «Лайнер»

Лайнер отправляется в полёт
Лайнер- пассажирский самолёт
Ростом
Лайнер
С трёхэтажный дом
Полетишь и ты на нём
Хоть ещё ты не дорос
До большущих его колёс.

Воспитатель: Стюардесса Полина раздаёт раскраски с изображением самолётов на память о полёте. Дети благодарят её.

Воспитатель: что бы в пути было не скучно, я загадаю вам загадки о транспорте.

Стюардесса: Уважаемые пассажиры! Наш самолёт удачно приземлился в город Архангельск. Просим вас отстегнуть ремни и выйти из самолёта. До свидания!

Воспитатель: Приземлились. Мы в Архангельске. Но нас ждут в детском саду. Если мы полетим на самолёте- это займёт время. Как нам вернуться быстро? Так как это игра и вернёмся мы на ракете, её скорость быстрее, чем самолёта Закроем глаза. Будем считать обратно от 10- 0. Приготовились. Начали. Открываем глаза.

Мы дома, в детском саду. Что узнали нового? Что понравилось?
Мы узнали, какой вид транспорта самый быстрый.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе
Название: Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Выбираем транспорт»


Должность: воспитатель
Место работы: СП «Детский сад №35» МОУ «Удимская № 2 СОШ»
Месторасположение: посёлок Удимский, Котласский район,Архангельская область

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Транспорт».

Цель: Закрепление материала по теме «Транспорт».

Задачи:

Образовательные:

1. Развитие навыков познавательной деятельности.

2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.

3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.

Развивающие:

1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.

2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.

3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.

3. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.

Материал для занятия:

Карточки с видами транспорта.

Набор игрушечных машин.

Ход занятия:

Часть 1 (вводная).

В. Послушайте загадки и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Читаю загадки.

1 загадка . 2 загадка.

Четыре колеса, Вот стальная птица,

Резиновые шины, В небеса стремится,

Мотор и тормоза… А ведет ее пилот.

Как это называется? (машина) Что за птица? (самолет)

3 загадка.

По волнам плывет отважно

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно

Что такое? (пароход)

В. Ребята, вы справились с заданием.

В . Как одним словом назвать все эти средства передвижения?

Д. Транспорт.

Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком.

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу (Стихотворение про колесо).

Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге

Но они совсем не ноги

Ни когда не расстаются

Два следа за ними вьются (Колёса)

Так появился первый транспорт

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили. Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.

Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

2. Настольная игра «Виды транспорта».

В. Мы с вами живем в селе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много машин. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения.

Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов.

Переходить дорогу можно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».

Молодцы, ребята! Вот сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.

3.Физкультминутка "Светофор"

На зеленый сигнал – прыгаем, на желтый – хлопаем, на красный – приседаем. Начали! Молодцы, ребята, практически все справились.

В . Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

4: Игра «Чего не стало? »

А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»

Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.

1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.

Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин).

Открой глаза и скажи, чего не стало.

Ответ 2 ребёнка.

1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).

В: Молодцы, все были очень внимательны.

5: Игра «Наоборот»

В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей).

Тропинка узкая, а дорога….

Корабль большой, а лодка… .

Поезд длинный, а трамвай… .

Самолёт быстрый, а пароход… .

Трамвай тяжёлый, а велосипед… .

Молодцы. Все правильно ответили.

Часть 3. Итог. О чём мы с вами сегодня говорили?

В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта.

Называйте, какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, водный, воздушный).

На какие группы можно разделить весь транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный).

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.

Молодцы, сегодня все хорошо занимались, играли.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook