Технические характеристики автобуса маз 251. Отопление и вентиляция

ВВЕДЕНИЕ

Для своего курсового проекта я выбрал автобус МАЗ 231. Уникальность перспективного МАЗ 231 заключается в возможности его применения как на междугородных, так и на пригородных маршрутах. При длине машины, составляющей 12 м, в ее салоне может быть установлено 51 сиденье. Подвеска у нового минского лайнера сделана полностью зависимой, то есть менее затратной в производстве и более простой в обслуживании (спереди установлены два, сзади – четыре пневмобаллона).

Тем не менее, новый МАЗ 231 вполне подойдет и для «дальнобойных» перевозок. Например, продемонстрированный в Москве образец был оснащен мягкими комфортабельными сиденьями с качественной отделкой, подлокотниками и регулируемыми по наклону спинками. Над головами пассажиров разместились блоки комфорта, вдоль всего салона протянулись багажные полки для небольшой ручной клади, а на окнах можно было увидеть шторки, без которых в дальних рейсах сложно обойтись. По заказу возможна комплектация автобуса с кондиционером и видеосистемой.

В то же время, салон МАЗ 231 рассчитан и на то, что на некоторых пригородных маршрутах часть пассажиров может ехать стоя. Таким образом, его общая пассажировместимость составляет 80 человек.

Хотя в России все еще продолжают выпускать и регистрировать автотехнику, удовлетворяющую экологическим нормам Евро-3 , новый минский автобус изначально проектировался сразу под стандарт Евро-5 , который действует сейчас в Европе. Для достижения этих норм в моторный отсек лайнера был установлен один из самых современных серийных турбодизелей – рядный 6-цилиндровый Mercedes-Benz OM926LA . С его объема в 7,2 литра конструкторам удалось снять 326 л.с. Если учесть, что вся остальная агрегатная «начинка» МАЗ 231 тоже состоит главным образом из импортных комплектующих

3
Еще один немаловажный момент: помимо входящей в базовую комплектацию 6-ступенчатой механической коробки передач ZF 6S-1701 , новый минский автобус может быть оборудован и автоматической «коробкой» ZF 6HP . Подобная трансмиссия в первую очередь необходима модификациям, которым предстоит работать на пригородных маршрутах, где часть рейса приходит в условиях плотного городского трафика с частными остановками перед светофорами и в автомобильных заторах.

Внешность МАЗ 231 выполнена в полном соответствии с царящими в Европе тенденциями. Более того, экстерьер МАЗ 231 сделан в едином ключе с другими современными автобусами Минского автозавода, и в этом одна из его сильных сторон.



Рабочее место водителя скомпоновано тоже в духе современных представлений: по обе стороны от приборного щитка расположились клавиши управления различными системами, сиденье и рулевая колонка регулируются в широком диапазоне. Пол кабины на несколько сантиметров возвышается над полом остального салона, что уберегает педальный узел от потоков воды при мойке и от загрязнения в слякотную погоду. Удивляет лишь то, что рычаг коробки передач МАЗ 231 по старинке установлен рядом с водительским креслом, тогда как в Европе его сейчас все чаще размещают прямо на приборной панели, справа от руля. Да и алгоритм переключения ступеней трансмиссии, судя по схеме, не самый привычный, словно специально выполненный задом наперед. Не помешали бы автобусу и более стильные наружные зеркала заднего вида. в целом, как эргономика рабочего места водителя, так и обзорность находятся на очень высоком уровне.

4


Раздел 1.

Сравнительный анализ автобусов МАЗ 231, МАЗ 251, МАЗ 152

Автобус МАЗ-251 от Минского автомобильного завода предназначен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Туристический автобус серии 251 получил приз симпатий посетителей и был признан лучшим туристическим автобусом на международной выставке MIMS-2004. Концепция туристического автобуса МАЗ-251 основывается на применении в конструкции стеклопластиковых панелей кузова, которые значительно уменьшают массу автотранспортного средства. Применение в туристическом автобусе Минского автомобильного завода вклеенных тонированных пластиковых стёкол, которые изготовлены с использованием всех современных технологий и материалов обеспечивает герметичность пассажирскому транспорту, повышает жёсткость кузова. Общую стилистику этого туристического автобуса также определяет использование современных светотехнических приборов.



Оснащённый современным двигателем MAN D 2866 LOH 28, с классом экологической безопасности Euro 3, туристический автобус МАЗ вырабатывает мощность 360 лошадиных сил, это является отличным показателем. ОН способен развивать скорость 134 км/ч, это свойство позволяет МАЗ-251 быстрее добраться до пункта назначения. Отличные показатели скорости и мощности делают МАЗ-251 конкурентоспособным на мировом рынке. В салоне МАЗ-251 могут удобно расположиться 44-49 (в зависимости от комплектации) человек, для каждого из которых имеется комфортабельное сиденье. По оценке специалистов, автобус производства МАЗ не уступает зарубежным аналогам ни в уровне комфорта пассажиров, ни в высококачественном техническом оснащении.

Автобус МАЗ-152 является фактически единственной альтернативой на территории бывшего Советского союза устаревшим Икарус-250 для автохозяйств, занимающихся междугородними и туристическими перевозками. Автобус спроектирован с использованием большинства узлов и агрегатов, использующихся на грузовых автомобилях МАЗ.

5
Автобус выпускается в двух базовых модификациях: МАЗ-152 и МАЗ-152А – более комфортабельная версия, имеющая богатое дополнительное оснащение.
Кузов автобуса – цельнометаллический, вагонного типа, несущий. Боковины и крыша изготовлены из цельнотянутого стального оцинкованного листа, передняя часть – стеклопластиковая. Стекла – вклеенные, что положительно влияет на жесткость кузова. Имеет две двери выдвижного типа. На автобусе МАЗ-152А задняя дверь перенесена в колесную базу. Передняя дверь и задняя дверь оборудованы одинаковым по конструкции электропневматическим приводом. В пневмосистеме привода каждой из дверей установлен распределитель, электронный блок управления, краны аварийного открывания дверей. Давление в пневмосистемах регулируется редукционным клапаном, который установлен возле задней двери. Для обеспечения необходимой траектории движения двери установлена тяга, которая шарнирно закреплена одним концом на нижней части двери, другим - на каркасе автобуса.

На автобусах МАЗ-152 установлены мягкие сиденья с механизмом регулирования угла наклона спинки сиденья, механизмом регулирования положения подножки и механизмом поперечного смещения сиденья. Подушка и спинка сиденья закреплены на остове. Остов сиденья со стороны прохода закреплен на полу болтами. Механизм регулирования угла наклона спинки сиденья позволяет изменять угол наклона спинки в пределах 15°. Для изменения угла наклона спинки необходимо переместить до предела ручку по направлению указанному стрелкой, отклонить сиденье на желаемый угол и отпустить ручку. При отпускании ручки сиденье фиксируется в любом промежуточном положении.

В салоне автобуса МАЗ-152 расположены мягкие с подлокотниками кресла. Угол наклона спинки и расстояния между сиденьями по ширине регулируются. Салон оборудован системами индивидуального освещения и вентиляции, кондиционером, биотуалетом, холодильником, мини-кухней, аудио- и видеосистемами. Количество мест для сидения 43-47 (МАЗ-152) и 39-45 .

На автобусы могут быть установлены как двигатели ЯМЗ, так и двигатели производства MAN и Mercedes. На автобусах, эксплуатируемых в Минске, стоят двигатели ЯМЗ-7601, развивающие 300 л.с. и 1275 Н*м.

6

Сравнительная таблица технических характеристик

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЗ-231 МАЗ-251 МАЗ-152
Двигатель: Daimler OM 926LA (Евро-5) MAN D 2866 LOH 28(Евро-3), Mercedes-Benz OM 457 LA (Евро-5) Mercedes-Benz OM 501LA
Мощность двигателя, кВт(л.с.): 240(326) 265(360) 260(354)
Коробка передач: Механическая ZF 6S-1701, автоматическая ZF6HP ZF 6S-1701 BO механическая с интардером ZF
Подвеска передней/средней/задней оси: Зависимая, пневматическая, 2пневмобаллона, 2 амортизатора Независимая/зависимая пневматическая с телескопическими амортизаторами Зависимая рессорная
Ведущий мост: ZF с гипоидной главной передачей Жесткая балка с двойной разнесенной передачей
Колеса: 8,25*22,5 Дисковые 8,25*22,5 Дисковые 8,25*22,5
Шины: 295/80R22.5 Бескамерные 295/80R22.5 295/80R22.5
База, мм: 6180 6060 6000
Габаритные размеры, мм: 12000/2550/3100 11990/2550/3820 11985/2500/3323

Сравнительная таблица распределения массы и нагрузок

Схема автобуса МАЗ-231

7

Опыт эксплуатации автобусов показывает, что на неровных дорогах

средняя скорость движения падает на 35 – 40%, расход топлива увеличивается на 50 - 70%, межремонтный пробег уменьшается на 35 - 40%. При этом производительность автотранспорта снижается на 32 - 36%, а стоимость перевозок возрастает на 50 - 60%. К этому следует добавить потери, обусловленные перерасходом металла, топлива, резины и добавочными затратами рабочей силы. Для уменьшения этих потерь можно или улучшать дороги, что дорого, или совершенствовать подвески автомобиля, что еще дороже, но в пересчете на тысячи автомобилей оказывается дешевле.

Все же и дороги с ровной поверхностью предъявляют к подвеске очень жесткие требования. Ведь скорости постоянно растут, а требования к управляемости и устойчивости автомобилей и автопоездов ужесточаются.

Характеристика подвески влияет на множество эксплуатационных качеств автомобиля: плавность хода, комфортабельность, устойчивость движения, долговечность, как самой машины, так и целого ряда ее узлов и деталей. В тяжелых дорожных условиях именно возможности подвески, а вовсе не мощность двигателя, определяют средние и максимальные скорости движения.

Подвески со стальными рессорами уже не всегда способны вписываться в предъявляемые к ним требования, тем временем как, пневматические упругие элементы имеют большую энергоемкость в основном рабочем диапазоне и при больших прогибах, а значит, обеспечивают снижение амплитуды колебаний, уменьшение количества энергии, поглощаемой амортизаторами, упрощают регулировку; при этом в подвесках со стальными упругими элементами прогрессивная характеристика достигается только за счет сильного усложнения конструкции; легкость автоматического регулирования жесткости и динамичного хода подвески в соответствии с условиями нагружения, что позволяет получить большую плавность хода и улучшить другие эксплуатационные качества; при одинаковых размерах упругого элемента подвеска позволяет иметь высокую степень унификации для автомобилей разной грузоподъемности со значительной разницей в величине подрессоренных масс; пневмоэлементы имеют чрезвычайно высокую долговечность, недостижимую для стальных упругих элементов.

8
Постоянное положение кузова облегчает обеспечение правильной кинематики подвески и рулевого привода, снижается центр тяжести автомобиля и, следовательно, повышается его устойчивость; при любой нагрузке обеспечивается надлежащее положение фар, что повышает безопасность движения в ночное время; для улучшения устойчивости автомобиля при торможении на пневмоподвеску часто возлагается еще одна функция: точно регулировать тормозные усилия на колесах в зависимости от изменения нагрузок на них; практически пневмоподвеска делает это более точно, чем механические системы регулирования тормозного давления и не обладает недостатком электронных систем, допускающих сбои в работе в условиях повышенной влажности; благодаря ней увеличивается срок службы автомобиля в целом.

Снижение жесткости подвески улучшает плавность хода автомобиля при низкочастотных колебаниях, наиболее заметно уменьшая ускорения кузова, а также перемещения кузова и колеса.

Опираясь на сравнительную таблицу технических характеристик автобусов МАЗ 231, МАЗ 251 и МАЗ 152 , предлагаю улучшить пневматическую подвеску автобуса МАЗ 231, что позволит увеличить такие характеристики как плавность хода, комфортабельность, устойчивость при движении, долговечность.

9


МАЗ-251 впервые увидели в России в 2004 году. Автобус был привезен представителями на международную выставку в Москву, хотя серийно выпускаться он начал только в 2005 году. По уровню современности конструкции машина до сих пор не имеет аналогов среди моделей автобусов, производимых в России и странах СНГ.

МАЗ-251 - высокопольный (полутораэтажный) автобус, предназначенный для междугородних и международных рейсов, способный обеспечить пассажирам высокий уровень комфорта.

Кузов

Кузов автобуса представляет собой несущую конструкцию вагонного типа, он обшит по периметру стеклопластиковыми панелями, которые практически не подвержены агрессивному воздействию внешней среды. Облицовка крыши представляет собой цельнометаллический лист, приваренный к каркасу.

Остекление салона выполнено по самым современным технологиям. Несмотря на то что стекла имеют довольно большие размеры, применение бесшовного клеевого способа установки не снижает общей прочности конструкции.

Для посадки-высадки пассажиров предусмотрены две двери выдвижного типа, выполненные из алюминиевого профиля. Механизм открывания - пневматический, поворотный. Двери снабжены краном, дающим возможность разблокировать их в случае аварии. Кроме того, для обеспечения безопасности снабжен отключаемым механизмом блокировки движения, если двери машины открыты. Также они оснащены устройством, исключающим возможность зажатия человека. Водитель попадает на свое рабочее место через переднюю пассажирскую дверь.

Система зеркал, выпущенная фирмой Mekra, обеспечивает отличный обзор практически по всему периметру автобуса.

Салон автобуса

На МАЗ-251 установлено 44 мягких, обитых тканью сиденья, которые расположены попарно вдоль правого и левого бортов автобуса. Для удобства пассажиров каждое кресло оборудовано регулируемой спинкой, подставкой для ног и поднимающимися подлокотниками. Места оснащены раскладными столиками с встроенными подстаканниками, сетками для книг и журналов. Кроме того, над сиденьями расположена полка для хранения ручного багажа, в нижнюю часть которой встроены индивидуальные для каждого кресла светильник, вентиляция и радиоточка.

У второй двери расположен санузел с унитазом и раковиной для мытья рук. Также в салоне автобуса предусмотрен холодильник и мини-кухня со столиком, микроволновкой и кофеваркой.

В передней части автобуса и посередине салона установлены два экрана, предназначенных для просмотра видеофильмов.

Место для водителя с хорошо продуманной планировкой (как приборной панели, так и системой управления оборудованием автобуса) не отделено от общего салона, что, в принципе, традиционно для такого рода автобусов.

Высокое расположение пола обусловлено оборудованным под ним внушительных размеров багажным отделением, доступ к которому осуществляется через боковые люки.

Под полом у второй двери конструкторы предусмотрели отапливаемое место для отдыха второго сменного водителя. Оно оборудовано спальным местом, освещением и телефоном для связи с водителем, находящимся за рулем автобуса.

Отопление и вентиляция

Обогрев воздуха в салоне происходит за счет системы охлаждения силового агрегата. Для дополнительного обогрева места водителя предусмотрен независимый тепловентилятор. Вентиляция водительского места осуществляется через отверстия отопителя при выключенной функции обогрева, в этом случае забор воздуха проводится снаружи автобуса.

Салон отапливается системой, состоящей из трубопровода, конвекторов и тепловентиляторов. Для естественной вентиляции салона предусмотрены два люка. Принудительная вентиляция осуществляется двумя вентиляторами, вмонтированными в крышу МАЗ-251.

Также автобус оборудован климатической установкой, расположенной на крыше в передней части машины. Пройдя через нее, обработанный воздух поступает к пассажирским местам, где интенсивность его потока может быть отрегулирована каждым пассажиром индивидуально в соответствии со своими предпочтениями.

Технические характеристики

Рассмотрим технические характеристики автобуса МАЗ-251, фото которого представлено в статье.

  • Полная масса автобуса - 18 т.
  • Максимально допустимая нагрузка на заднюю и среднюю оси - 11 т.
  • Размеры автобуса - 11,99 х 2,55 х 3,6 м (длина, ширина и высота).
  • Общее число мест для сидения - 47 (44 пассажирских + 3 дополнительных).
  • Объем багажного отсека - 10,5 куб. м.
  • Клиренс - 14,4 см.
  • Предельно развиваемая скорость - 133 км/ч.
  • Расход топлива - 26 л/100 км.
  • Радиус поворота - 12,5 м.
  • Максимальная крутизна преодолеваемого подъема автобусом - не менее 30%.

Силовой агрегат может на МАЗ-251 может быть установлен в двух вариантах:

  1. MAN D2866 LOH - 360 л/с (рассчитанный под топливо класса Евро-3).
  2. Mercedes-Benz OM 457 LA - 360 л/с (под Евро-5).

Тормозная система - пневматическая с ABS и ASR. установлен на задние оси.

Коробка переключения передач - механического типа с 6-ю ступенями.

МАЗ-251: отзывы

Водители, проработавшие на автобусе около года, отмечают, что в целом машина удобна, причем не только для пассажиров. Регулируемое водительское кресло, а также дополнительные опции делают управление довольно комфортным. Отмечается, правда, один недостаток - отсутствие форточки в боковом стекле кабины. Мотивируется это тем, что во время остановки сотрудниками ДПС водителю для предъявления документов приходится выходить из салона автобуса.

Также из мелких недостатков отмечаются: скрип пластика салона, повышенные зазоры в деталях и эстетические недочеты.

Но в целом от ТО до ТО автобус ездит практически без нареканий.

То, что в Беларуси летом пройдут II Европейские игры, у нас сейчас говорят все и везде. В процесс подготовки вовлечены все сферы, и автомобильное производство не стало исключением. Дирекция игр заказала у Минского автозавода специальные туристические автобусы, выполненные на базе модели 251062. Партия немаленькая - 75 штук, и первые образцы уже переданы заказчику.

Чем же "туристические" МАЗы лучше обычных - мы увидели первыми.

МАЗ 251062 - это флагманская модель Минского автозавода, которая предназначена для перевозки пассажиров на маршрутах большой протяженности. Конструкция автобуса обеспечивает высокий уровень комфорта и безопасности.

"Сердце" модели - 360-сильный турбодизель Mercedes-Benz ОМ 457 LA (Евро-5), который работает в паре с 6-ступенчатой МКПП ZF 6S 1901 BO (или ZF 6S 1911 BO). Время разгона автобуса с номинальной нагрузкой до скорости 60 км/ч составляет не более 20 секунд. Максимальная кинематическая скорость - 133 км/ч (обычно ограничена в зависимости от назначения автобуса).

В салоне 12-метрового лайнера может быть установлено 44, 47 или 49 комфортабельных пассажирских кресел. Над пассажирскими сиденьями предусмотрены панели индивидуального обдува и освещения. Внутренняя высота салона в среднем проходе составляет 2100 мм. Объем багажного отделения - 7,3 куб.м.

В базовое оснащение входят климатическая установка, кухня, печь СВЧ, холодильник, два ЖК-монитора, спальный отсек водителя, биотуалет. Пневматическая подвеска с электронным управлением гарантирует плавный и мягкий ход.

Как сообщили сайт в пресс-службе Минского автозавода, из заказанной к Евроиграм-2019 партии автобусов 18 единиц получит ГП "Минсктранс", остальные 57 машин - областные перевозчики (по 9 единиц - Брестская, Минская, Могилевская; по 10 - Витебская, Гомельская, Гродненская). Нам удалось осмотреть один из первых автобусов на 47 пассажиров, который готовился к передаче "областникам", - машина досталась, что называется, в целлофане.

Автобусы, заказанные к Евроиграм-2019 для областных центров, имеют свои особенности, рассказал заместитель начальника управления продаж пассажирской техники ОАО "МАЗ" Олег Смолянко . По салону: установлены полностью новые пассажирские сиденья, у них более современный дизайн, двухцветная расцветка и более качественные отделочные материалы; сделана светодиодная подсветка ступеней и центрального прохода; в каждом ряду установлены USB-розетки (на два гаджета с каждой стороны); на потолке в центральном проходе появились электронные часы с функцией температуры.

Благодаря тому, что кондиционер сместился ближе к центральной части автобуса, воздушные потоки теперь будут распределяться более равномерно.

На рабочем месте водителя сразу обращает на себя внимание новый компактный рычаг КПП. Дело в том, что на данной версии автобуса применена коробка с сервоприводом ZF Servoshift и тросовым переключением передач. Нововведение уже успели оценить заводские водители - теперь управлять автобусом стало намного удобнее.

Кроме того, в его комплектацию входят: многофункциональный терминал водителя "Азимут"; цифровой тахограф; переговорное устройство спального места водителя; преобразователь напряжения с розеткой 12 В; импортное сиденье водителя с ремнем безопасности; сиденье гида; независимый воздушный отопитель кабины водителя и спального отсека 2,0-2,2 кВт; износостойкое покрытие пола; ковровая дорожка; тонированные стеклопакеты; автоматическая централизованная система смазки Lincoln.

Новое в экстерьере - светодиодные ходовые огни теперь устанавливаются на все автобусы МАЗ 251062 в стандартной комплектации (ранее были совмещены с противотуманными фарами).

Серый цвет - выбор заказчика. Вообще говоря, завод может изготовить автобус в любой цветовой гамме, но чаще всего выбирают либо белый, либо серый цвет.

В конце августа 2004 года из ворот автобусного производства Минского автомобильного завода вышел первый белорусский туристический автобус МАЗ 251. наНовый автобус МАЗ 251- собственная разработка конструкторов МАЗа. Это не собранная из импортного комплекта модель иностранного производителя. Такой этап был в жизни Минского автомобильного завода десять лет назад. Это полностью собственная разработка. Первое, что обращает себя внимание – современный дизайн кузова и светотехники. Автобус является представителем второго поколения автобусов Филиала “АМАЗ” РУП “МАЗ”. Он дороже автобусов первого поколения, однако существенно дешевле европейских аналогов, при этом создан на основе надежных и высокотехнологичных агрегатов и узлов иностранного производства. По сути, автобус не имеет аналогов в СНГ по современности конструкции и базовому оснащению. Отличительной особенностью автобуса является изготовленные из стеклопластика внешние панели кузова, которым не страшна коррозия. Автобус отличает серьезный и очень современный внешний вид, применение большого количества современных конструкторских решений в трансмиссии и ходовой части, большой список дополнительного оборудования. Автобус МАЗ-251 – высокопольный, как принято сейчас называть “полутораэтажный” автобус высокого уровня комфорта. Он предназначен для эксплуатации на дальних междугородних маршрутах, международных рейсах, для перевозки туристических групп. Комфортабельные сиденья, наличия мощной системы кондиционирования, мягкая подвеска, наличие мини-кухни, холодильника, биотуалета, удобного спальника для водителя-сменщика – все это позволяет совершать на автобусе поездки практически любой дальности.

Автобус имеет четырехрядную планировку по всей длине салона. Слева расположено 12 пар сидений, справа – по 5 пар сидений до и после второй двери. Доступ в салон открывают две двери выдвижного типа, причем вторая замаскирована под панель боковины и не выступает за нижнюю оконную линию. Кузов автобуса – вагонного типа, несущий. Остов кузова сваривается из коробчатых профилей. Заготовки каркаса – оцинкованные прямоугольные трубы – закрепляют на большом листе в специальных кондукторах. Так сваривают боковины, пол и потолок. На стапеле их соединяют в единое целое. При этом балки каркаса имеют довольно сложную форму, обеспечивающую задуманную дизайнерами форму кузова. Колесные арки и часть пола зашивают листами нержавеющей стали. Борта автобуса МАЗ-251 изготовлены из стекло пластиковых панелей, которые в наименьшей степени подвержены воздействиям внешней среды. Они крепятся к каркасу с помощью клея. Передняя и задняя части изготовлены также из стеклопластика и закреплены на каркасе с помощью клея и заклепок. Бамперы – съемные, также выполнены из стеклопластика. Крыша облицована стальным цельнотянутым листом, приваренным контактной сваркой к каркасу. Краска – полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в собственной лаборатории. Цвет подбирают по желанию заказчика.

Стекла – вклеенные в проемы бес стыковым способом, что положительно влияет на жесткость кузова. Ветровое и заднее стекла изготовлено из трехслойного стекла и вклеено в роем стекло пластиковой панели. Боковые и заднее стекла, а также стекла дверей, изготовлены из закаленного тепло поглощающего стекла и вклеены в проемы. Окно водителя состоит из нескольких вклеенных стекол, одного сдвижного в полиамидных направляющих и одного вклеенного с нитями электроподогрева. МАЗ-251 имеет две двери выдвижного типа. Двери оборудованы пневматическим поворотным приводом с краном аварийного открывания. Створки дверей изготовлены из алюминиевого профиля. Вход в кабину водителя осуществляется через переднюю пассажирскую дверь. На автобусе предусмотрена блокировка движения при открытых дверях, которая отключается кнопкой с символом (В) на передней панели в кабине водителя. Двери оборудованы системой, предотвращающей зажатие пассажиров. “Насекомовидные” зеркала автобуса – фирмы Mekra. Они при необходимости складываются к ветровому стеклу. На левом и правом кронштейнах расположены по одному основному зеркалу и одно дополнительное слева, два дополнительных справа. Система зеркал обеспечивает прекрасный обзор, в том числе зон возле передка автобуса.

На автобусах МАЗ-251 установлены мягкие пассажирские сиденья с тканевой обивкой. Пассажир по своему усмотрению может регулировать угол наклона спинки, подлокотника, вылет подставки для ног. К услугам каждого пассажира – дополнительная ручка, сетка для хранения карт, журналов и газет, а также раскладной столик с подстаканником. Над пассажирами располагаются багажные полки. В их нижнюю часть вмонтированы индивидуальные блоки управления освещением пассажирского места, вентиляцией, радиооборудованием. У второй двери располагается удобный биотуалет, имеющий унитаз, раковину, подсветку. Рядом с лестницей второго входа имеется мини-кухня: до второй двери над биотуалетом располагается холодильник, за второй дверью – столик, микроволновая печь, кофеварка. Под потолком в передней части автобуса, а также у второй двери располагаются экраны видеосистемы с DVD-проигрывателем. Рабочее место водителя – достаточно просторное, не отделено от пассажирского салона, что характерно для всех междугородних и туристических автобусов. Органы управления расположены на оптимальном расстоянии и не перекрывают друг друга. Перед водителем расположен щиток приборов. За стеклом на единой панели расположены тахометр, спидометр, два манометра тормозной системы, указатели температуры и давления масла, уровня топлива в баке, зарядки аккумулятора. Сверху и по бокам расположены три группы контрольных ламп. Руль оптимального диаметра, приятен на ощупь и внешне. Под рулевых переключателей два – один управляет наружными приборами освещения, второй – стеклоочистителями. На полу расположены три напольные педали – выключения сцепления, управления акселератором и тормозной системой. Справа от панели приборов находятся кнопки открытия дверей, выключатель освещения салона, а также кнопка управления солнцезащитной шторкой.

Чуть ниже расположены четыре панели управления. Это электронный тахограф, блоки управления аудиосистемой, климатической установкой и DVD-видеосистемой.ром информационной системы и кнопка аварийной световой сигнализации. Слева от панели приборов расположены зуммер, ручка управления отоплением, кнопки управления системой наклона кузова, системой потолочной вентиляции, выключатели обогрева стекол, зеркал, освещения салона и кабины водителя, отопителей салона. И слева, и справа от приборной панели находятся дефлекторы системы отопления и вентиляции кабины водителя. Там же расположены таймер управления жидкостным подогревателем, кнопки управления автоматической коробкой передач, рычажок стояночного тормоза, главный выключатель света, выключатель системы опускания кузова, регулятор воздушного подогревателя, аварийный выключатель. Под высоко расположенным полом пассажирского салона располагается внушительный багажный отсек с доступом через большие поднимающиеся боковые крышки. Его объем составляет внушительные 10,5 кубических метров.

Также под полом за второй дверью располагается спальный отсек для водителя-сменщика. Он оборудован светильником, отоплением, а также имеет телефон для связи с водителем. Система отопления – трехконтурная (на автобусах МАЗ первого поколения применялась двухконтурная). Для обогрева воздуха в автобусе используется энергия жидкости системы охлаждения двигателя. Первый контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из крана проходного трубопроводов. Воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока, а от нее через воздуходувные отверстия передней панели – на лобовое стекло и в нишу к ногам водителя, а также через воздуховоды в панели управления. Кроме того, для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель. Отопитель имеет два радиатора и два привода вентилятора. Забор воздуха производится из кабины водителя. Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через отопитель кабины водителя при отключении подогрева с забором воздуха снаружи автобуса. Система отопления, обогревающая салон автобуса, состоит из крана проходного трубопроводов, конвекторов и отопителей. Отопители имеют по одному радиатору и одному приводу вентилятора. Естественная вентиляция осуществляется через два люка Parabus, а также принудительно через два крышных вентилятора.

В кузов автобуса МАЗ-251 интегрирована климатическая установка на крышного типа известной фирмы Webasto. Она располагается спереди на крыше автобуса. Подготовленный воздух необходимой температуры подается по воздуховодам к каждому пассажирскому месту. Интенсивность обдува каждый пассажир может регулировать по своему о усмотрению. Моторный отсек расположен в заднем свесе автобуса, что типично для всех туристических автобусов большого класса. Силовой агрегат крепится к каркасу автобуса на четырех опорах (две передние и две задние). Передние и задние опоры имеют одинаковую конструкцию. Каждая опора состоит из амортизатора, закрепленного болтами на кронштейне каркаса. На модель МАЗ-251 устанавливаются двигатели немецких фирм MAN и Mercedes-Benz. Шести цилиндровый MAN – это мотор из известной серии D28. Двигатель MAN D2866 LOH28 отвечает экологическим нормам Euro-3 и развивает 360 л.с. Двигатель Mercedes-Benz – серии ОМ501LA – обладает мощностью 353 л.с. и также отвечает нормам Euro-3. В ближайшее время появится также модификации с двигателями в исполнениях Euro-4 и Euro-5. МАЗ-251 имеет электронную систему управления двигателем. При нажатии на педаль акселератора срабатывает датчик ее положения и подает сигнал на управляющий электронный модуль. Автобус оборудован заслонкой моторного тормоза, которая служит для увеличения срока службы основной тормозной системы, являясь механизмом вспомогательной тормозной системы. При работающем двигателе заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, при включении моторного тормоза – перпендикулярно потоку газов, создавая определённое противодавление на выпуске. Одновременно отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой останова двигателя.

Система питания двигателя топливом разделенного типа. Она состоит из топливного бака, топливо проводов низкого и высокого давления, фильтра грубой очистки, топливо подкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления и форсунок. На автобусах могут устанавливаются жидкостные подогреватели фирмы Webasto. Они предназначены для пред пускового разогрева двигателя, что облегчает холодный пуск двигателя, а также для длительного поддержания в автоматическом режиме теплового состояния выключенного двигателя, салона автобуса и места водителя. Питание подогревателя топливом производится по отдельным топливо проводам из основного топливного бака. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низко замерзающей охлаждающей жидкости. Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80-95 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора. Радиаторы системы охлаждения двигателя и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха расположены в верхней части моторного отсека прямо над двигателем. Вентилятор имеет гидравлический привод с электронным управлением. Насос – шестеренного типа высокого давления. Насос преобразует вращательное движение входного вала в энергию потока рабочей жидкости. Сзади на левом боку автобуса находится воздухозаборник системы охлаждения.

Сцепление для автобуса МАЗ-251 поставляет фирма Sachs. Оно фрикционное, одно дисковое, с диафрагменной пружиной. Ведомый диск имеет гаситель крутильных колебаний. Сцепление оснащается гидравлическим приводом с пневматическим усилением. МАЗ-251 оборудуется исключительно механическими коробками передач немецкой фирмы ZF. Коробка передач модели ZF 6S-1701 BO – шести ступенчатая, синхронизированная на всех передачах, кроме задней. Привод “механики” – механический, представляет собой цепочку промежуточных валов. Последовательно с КПП подключен эффективный гидравлический тормоз-замедлитель, сберегающий штатные тормозные механизмы, позволяющий комфортно и безопасно преодолевать затяжные спуски. Как и подобает современному туристическому автобусу, МАЗ-251 имеет пневматическую подвеску с электронным управлением Knorr-Bremse. В состав “электронной” подвески четыре датчика уровня пола, два блока управляющих клапанов, клавиши управления и непосредственно пневмобаллонов, объединенных под командованием блока управления. На автобусы МАЗ-251 устанавливается ведущий задний мост немецкого производства MAN HY-1336-B07. Расположение центрального редуктора традиционно – без смещения к левому борту. В редукторе крутящий момент передают шестерни с гипоидным зацеплением. Задняя подвеска зависимая, имеет четыре пневмобаллона, два датчика уровня пола, четыре гидравлических амортизатора. Задний мост закреплен на двух нижних и двух верхних реактивных штангах.

Передняя ось автобуса представляет собой два колесно-ступичных узла, закрепленных на шкворнях. Они в свою очередь установлены на отдельных металлических рычагах. То есть автобус имеет переднюю независимую подвеску, как на всех современных туристических лайнерах. Она наделяет автобус плавным ходом и высокой надежностью прохождения поворотов на больших скоростях. Передняя подвеска имеет по одному пневмобаллону, одному датчику уровня пола и одном у амортизатору на каждую “половинку”. На МАЗ-203 устанавливаются дисковые колеса с бескамерными шинами размерности 295/80 R22,5. Ширина и высота профиля несколько больше, чем в городских автобусах. Увеличение ширины делает высокий автобус более устойчивым, а высота профиля оптимальна для обеспечения комфорта. В зависимости от предпочтений заказчика автобус комплектуется шинами Michelin XZA 2 Energy 152/148M или же Continental 295/80 R22,5 152/148M. Давление в шинах: двух передних колес – 8,5 бар; четырех задних колес – 7,5 бар. Осушитель воздуха автобуса МАЗ-203 имеет специальный вывод для накачки шин от пневматической системы. Запасное колесо находится сразу за передним бампером на откидном держателе.

Рулевое управление автобусов МАЗ второго поколения создано с расчетом на применение современного рулевого механизма интегрального типа. В кабине водителя расположена травмобезопасная рулевая колонка, регулируемая по высоте и наклону. Вращение и прилагаемое на рулевое колесо усилие посредством двух карданных валов и углового редуктора передается на рулевой механизм. Угловой редуктор представляет собой две конические шестерни. Рулевой механизм связан сошкой и рулевой тягой со шкворнем колеса. Питается система гидравлического усилителя от насоса, поставляемого вместе с двигателем Mercedes-Benz. Поскольку передняя подвеска автобуса независимая, рулевая трапеция – шестизвенная. В основе рулевого механизма немецкой фирмы ZF лежит тот же принцип передачи вращения и изменения передаточного отношения, что и в привычном механизме с передачей “винт – шариковая гайка – рейка – зубчатый сектор”. Однако в интегральном механизме рейка одновременно является поршнем гидравлического усилителя и делит рулевой механизм на две полости, заполненные жидкостью. Таким образом, он совмещает функции механизма, изменяющего передаточное отношение и цилиндра гидроусилителя. Причем в отдельной установке последнего отпадает необходимость, а заодно упрощается конструкция рулевых тяг. Подобное устройство требовательно к технологии производства, однако значительно упрощает конструкцию и компоновку рулевого управления, а также совершенно не требует обслуживания в течение 800-900 тысяч километров пробега.

Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной, вспомогательной тормозными системами и остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмосистемы и питания других потребителей сжатым воздухом. Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Задний контур может быть по требованию заказчика оснащен дополнительно потивобуксовочной системой (ASR). Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы заднего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов – пневматический, двухконтурный. Стояночная тормозная система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы заднего моста. При включении остановочного тормоза кнопкой, находящейся на панели приборов, или автоматически при открывании любой из дверей автобуса, воздух под давлением подается в тормозные камеры заднего моста.

Вспомогательная тормозная система (моторный тормоз) – с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших газов и пневмоприводом выключения подачи топлива. Дополнительно за коробкой передач установлен ретардер – весьма эффективный тормоз-замедлитель, помогающий при движении на затяжных спусках и длительных торможениях. Тормозные механизмы автобуса МАЗ-251 – дисковые, известной фирмы Knorr-Bremse. Тормозные механизмы запитаны от тормозных камер диафрагменного типа на передней оси, а на заднем мосту – тормозными камерами, которые содержат пружинные энергоаккумуляторы. Естественно, автобус оборудован современной 4-канальной антиблокировочной системой фирмы Knorr-Bremse. В ее состав входят 4 датчика и столько же модуляторов, а также электронный блок управления. Система предотвращает блокировку колес при торможении на скользком или неоднородном покрытии, помогая водителю эффективно замедлить автобус без потери контроля над траекторией движения.
Автобусы имеют 24-вольтную систему электрооборудования, которое выполнено по одно проводной схеме соединений. Минусом является каркас автобуса, соединенный с минусом аккумуляторных батарей. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.

Блок коммутации расположен за крышкой перед передним левым колесом. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочистителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на блоке. На автобусах в специальных нишах кузова установлены две сухо заряженные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190А. Для удобства обслуживания они закреплены на основании с салазками. Генераторы – немецкой фирмы Bosch. Их два, оба мощностью 140 А. К системе наружной светотехники относятся: фары головного света, противотуманные фары, передние габаритные фонари, передние указатели поворота, боковые повторители указателей поворота, боковые габаритные фонари, задние фонари и фонари освещения номерного знака. К внутренней светотехнике относятся фонари освещения салона автобуса, фонарь освещения рабочего места водителя, фонари освещения дверных проемов и фонарь освещения моторного отсека. Все автобусы второго поколения имеют современную “точечную” светотехнику с рассеивателями круглой формы. В фарах ближнего и дальнего света, а также в “противотуманках” устанавливаются галогенные лампы Н7 мощностью 70 Вт. Все задние фонари имеют лампы мощностью 21 Вт, а габаритные огни автобуса рассчитаны на мощность 4-5 Вт. Внутри салонные светильники представляют собой флуоресцентные лампы Т5 мощностью 13 Вт каждая.

Для безопасности пассажиров в случае возникновения пожароопасной ситуации в автобусах МАЗ может устанавливаться автоматическая система пожаротушения моторного отсека. В целом, отделочные материалы для салона и моторного отсека в частности подобраны огнестойкие. При правильном уходе за материалами отделки и отсутствии пятен от горюче-смазочных материалов полностью автобус выгорает более чем за сорок минут.
Устройство системы пожаротушения основано на использовании беспламенного пороха с добавлением специальных ингибиторов, которые гасят пламя при выстреле порохового заряда. Устройство срабатывает, если пламя по огнеупорному шнуру попадает внутрь или аварийной кнопкой генерируется электрический сигнал. Срабатывание также происходит при повышении температуры в моторном отсеке до 170 °С. Огне тушащий аэрозоль струей вырывается наружу. Пламя втягивает облако, содержащее ингибиторы, и горение прекращается. Два генератора аэрозоля расположены в моторном отсеке, еще один – в отсеке жидкостного подогревателя. При этом запрещается открывать люки моторного отсека в течение 5 минут после срабатывания системы для исключения возобновления горения.

МАЗ-251 – современный комфортабельный туристический лайнер для экскурсионных поездок и дальних пассажирских перевозок. Современная компоновка и выбор основных узлов позволили создать легко управляемую и комфортную для пассажиров машину. Оборудование автобуса только двигателями высоких экологических стандартов положительно влияет на экологическую ситуацию. Пассажиры отметят неплохой современный интерьер, отличную систему отопления и мощную систему кондиционирования. У каждого пассажира – свой плафон освещения, индивидуальная вентиляция, кармашки, ручки, столик с подстаканником. Дизайн автобусов МАЗ второго поколения привлекателен и солиден, и в особенности автобуса МАЗ-251.
Рабочее место водителя также удобно – хорошая обзорность, информативные приборы, дополнительная печка, удобное расположение всех органов управления. Однако наблюдается определенная нехватка ниш и полок для вещей в кабине водителя. Пока один водитель управляет автобусом, второй с комфортом может отдохнуть в удобном спальном отсеке под полом пассажирского салона. Автобус спроектирован в соответствии с европейскими стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК ООН. Серийно выпускаемые модели имеют сертификат “Одобрение типа транспортного средства”.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.


МАЗЫ – это детища белорусских производителей. Модель 251 – это разновидность автобусов. Туристический класс, появившийся в 2006 году. Автомобиль хорошо показывает себя в путешествиях на длительные и короткие дистанции.

Производителям есть чем гордиться. Появление ТС в Москве состоялось в 2004 году. Проводилось известное Мотор-шоу. На шоу машина смогла проявить себя, отличиться, она получила 2 приза:

  • лучший международный туристический автобус MIMS-2004 – от жюри;
  • лучший автобус MIMS-2004 – от участников выставки.

Не только Россия заинтересовалась автобусом, который показал себя с лучшей стороны. Им заинтересовались страны ЕС.

Дизайн и габариты авто

Автобус имеет серьезный вид. Каждая черта что-то значит. Четкость и функциональность в каждой мелочи.


Высокопольную модель называют «полутораэтажной», она имеет внешние панели кузова из стеклопластика. Нет риска столкнуться с коррозией – плюс.

Габариты автомобиля МАЗ-251 внушительны, он рассчитан на большое число пассажиров. Длина авто составляет 11.990 мм, ширина – 2.536 мм, высота 3.820 мм. Ширина прохода между креслами равна 450 мм.

Внимания заслуживают кресла, их можно регулировать по желанию пассажира без труда. Есть другие дополнения:

  • вспомогательная ручка;
  • сетка для хранения;
  • раскладной стол.

Пассажир окружен заботой со всех сторон. Это ощущается на деле.

Салон кабины


Кабина, салон автобуса – отдельная тема с множеством положительных моментов. Речь о следующем:

  • удобные сидения;
  • грамотная системе кондиционирования;
  • мягкая подвеска;
  • мини-кухня;
  • холодильник;
  • биотуалет;
  • удобный спальник для сопровождающего водителя.

Автобус полностью оборудован, он позволяет совершать дальние рейсы. Планировка оформлена до мелочей. Слева 12 пар сидений, справа по 5 пар сидений до и после 2 двери.

Доступ в салон обеспечивается через 2 двери выдвижного типа. Вторая дверь замаскирована под панель боковины, не выступает за нижнюю оконную линию.


Производители вклеили стекла в проемы безстыковым методом. Это хорошо сказывается на жесткости кузова МАЗ-251. У 2 двери есть санузел с раковиной и унитазом.

Отопление и вентиляция

Обогрев воздуха в автомобиле осуществляется системой охлаждения двигателя. Место водителя можно дополнительно обогреть с помощью автономного тепловентилятора.

В салон тепло поступает иным путем. Применяется система из следующих компонентов:

  • трубопровод;
  • конвектор;
  • тепловентилятор.

Есть 2 люка для естественной вентиляции. В крыше авто установлены 2 вентилятора для вентиляции без открытия люков.

Климатическая установка так же присутствует в этой модели автобуса. Она находится на крыше. Через установку проходит воздух, который в последующем направляется на сидения пассажиров. Интенсивность потока воздуха можно настроить, исходя из своих потребностей. Это позволяет путешествовать с максимальным температурным комфортном.

Технические характеристики МАЗ-251


Масса авто составляет 18 тонн. Объем багажника внушительный – 10,5 куб. м. Автомобиль может двигаться со скоростью 133 км/ч, это максимальный показатель. Расход топлива оптимален – 26л/100 км.

При желании можно самостоятельно выбирать комплектацию. Дополнительные опции:

  • антиблокировочная система;
  • пробуксовочная система;
  • централизованная система смазки, многое другое.

Все подробности можно узнать у производителя.

Хочется рассказать о системе питания двигателя топливом раздельного типа. В нее включено следующее:

  • топливный бак;
  • топливо проводов низкого и высокого давления;
  • насос;
  • фильтр тонкой очистки;
  • форсунки.

В автобусе присутствуют подогреватели надежной фирмы – Webasto. Это положительно сказывается на холодном пуске двигателя.

Внимания заслуживает сцепление МАЗ-251. Его обеспечивает компания Sachs. Его можно охарактеризовать фрикционным. Ведомый диск оснащен гасителем крутильных колебаний.

Сцеплении оснащено гидравлическим приводом с пневматическим усилением. Внимания заслуживает немецкая коробка передач.

Рулевое управление так же вызывает неподдельный интерес. Тут идет расчет на современный рулевой механизм. В кабине есть травмобезопасная колонка, которую можно подстроить под себя по высоте и наклону.


Какие-либо действия совершаются водителем с помощью двух карданных валом и углового редуктора. Система насыщается от насоса, который идет с двигателем Mercedes-Benz. Все показатели говорят о том, что рулевое колесо можно не трогать в течение 800.000-900.000 километров (речь о ремонте). Никакое ТО просто не потребуется в течение пути.

Еще один нюанс – вспомогательная тормозная система. Речь идет о дистанционном управлении заслонкой в системе выпуска газов. Еще присутствует ретардер. Это тормоз-замедлитель. Тормозные приборы автобуса МАЗ-251 поставлены надежной компанией - Knorr-Bremse. Производители не экономили на деталях. Они дали все самое лучшее автомобилю.

Безопасность превыше всего. Поэтому присутствует система пожаротушения моторного отсека. Хотя материалы в салоне максимально огнестойкие. Автобус выгорает на 100% больше чем за 40 минут. Но система пожаротушения позволяет избежать многих проблем. Имеется в виду помощь порохового заряда.

Информационная часть

В таком автобусе важно иметь представление об информационной части. Идентификационный номер ТС нанесен на правом лонжероме рамы шасси перед передним кронштейном рессоры. Эти номера есть на боковой панели справа от места члена экипажа.

Идентификационный номер выглядит так – Y3М25617090005711. Он включает 17 значений. Каждая из цифр, букв имеет свое значение.


Другие данные владельцы автомобиля МАЗ-251 могут увидеть в так называемой сервисной книжке. Документ идет к каждому автомобилю.

Двигатель и КПП

Мощный двигатель позволяет автобусу совершать путешествие без лишнего волнения:

Тип двигателя зависит от модели:

  • 251050 – MAN Евро-3 (МКПП ZF 6 ст.);
  • 251062 – Mercedes Евро-5 (МКПП ZF 6 ст).

В первой модели количество мест составляет 44/47/49, а во второй 44. Но по факту они обе характеризуются положительно.

Цены

Цены в России составляют 8.600.000 рублей, если применен двигатель «Евро-5», поднимется до 13.700.000 рублей, может быть даже выше.

Базовая комплектация автобуса приемлема:

  • ремни безопасности для всех находящихся в автобусе;
  • прогреватель мотора;
  • отопитель кабины;
  • кондиционер;
  • тахограф (цифровой);
  • аудиосистема.

В комплект входит много других полезных вещей. Это говорит о том, что стоимость ТС вполне оправдана.

Подержанные варианты авто более доступны. Правда пока объявления о продаже б/у автомобиля встречаются редко.

Преимущества МАЗ-251


Логично, что преимущества автомобиля заключаются в его комфортабельности. При чем отлично себя чувствуют, как пассажиры, так и водители.

Вот часть преимуществ:

  • мягкая подвеска;
  • мини-кухня;
  • биотуалет;
  • удобные сиденья;
  • откидные столы.

Где купить новый автобус?

Если заинтересовал новый автобус, в России его можно купить у официального дилера. Это минская компания ООО «АвтоМАзВосток». Организация функционирует на рынке много лет. За это время производители предоставили организациям России десятки автомобилей.

Производители работают под заказ, чтобы покупатель мог выбрать цвет и комплектацию авто, чтобы получить необходимую машину. Подробности можно узнать у производителей.

Выводы

Машина удобная. Об этом говорят реальные отзывы пассажиров и водителей. Водители положительно отзываются о сидениях, их можно регулировать. Дальние дистанции не пугаю.

Единственный недостаток заключается в отсутствие форточки в боковом стекле кабины. Водители не могут передать через окно сотрудникам ГИБДД документы для проверки. Приходится выходить из кабины. Есть другие несущественные недочеты, которые не мешают без проблем путешествовать от ТО до ТО. Так что обратить внимание на МАЗ-251 стоит в любых обстоятельствах.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook