Основные неисправности дизельных двигателей. Диагностика дизельных двигателей: выявляем правильно основные неисправности Не развивается полная мощность двигателя

Приобретая дизельный автомобиль, многие обращают внимание только на низкий расход недорогого топлива, забывая об объективно больших затратах на эксплуатацию и ремонт, хотя к этому надо быть готовым.

Возможные неисправности двигателей можно разбить на следующие группы по причинам возникновения: конструктивно-производственные недостатки или особенности двигателя; неквалифицированное обслуживание и неграмотная эксплуатация; низкое качество дизельного топлива; «естественный» износ двигателя и топливоподающей аппаратуры; низкое качество ремонта и запасных частей.

Рассмотрим наиболее распространенные модели дизельных двигателей именно с точки зрения перечисленных проблем.

Конструктивно-производственные факторы

Сразу оговоримся, что все дизельные двигатели достаточно надежны, а недостатки, связанные с их конструкцией или технологией производства, проявляются, как правило, в тяжелых условиях эксплуатации и при пробегах, превышающих назначенный заводом ресурс или близких к нему. И никак иначе, в противном случае избалованные хорошей техникой и сервисом зарубежные потребители разорили бы заводы-изготовители судебными исками. А вот попадая в Украину, дизельные иномарки как раз и сталкиваются с тяжелыми условиями эксплуатации и, имея, как правило, очень приличный пробег, охотно проявляют все конструктивные недоработки.

Неквалифицированное обслуживание и неграмотная эксплуатация

Первая и самая главная причина всех бед - невыполнение регламента эксплуатации. Масло рекомендуется менять через 7500-10000 км вне зависимости от того, какая периодичность указана в инструкции. Это обусловлено повышенным содержанием серы в отечественном дизтопливе, что приводит к быстрому окислению масла. Качество применяемых масел должно соответствовать требованиям инструкции.

Дефект распылителя привел к прогару поршня

Зубчатый ремень привода ГРМ и ТНВД надо менять не реже чем через 60 тыс. км при условии отсутствия на нем масла. Если масло все же попало на ремень, течь надо немедленно устранить. Необходимо также внимательно следить за топливной системой, например, периодически сливать отстой из топливного фильтра, отворачивая сливную гайку. Топливный бак рекомендуется промывать два раза в год, весной и осенью, полностью его снимая. В актуальности такой процедуры каждый может убедиться самостоятельно, увидев, сколько грязи выльется из бака.

Другая причина, приводящая к повреждениям дизеля, - это попытка запустить его во что бы то ни стало в случаях, когда он запуститься не может. Так, если в баке летняя солярка, а на улице -10°С, попытка пуска бессмысленна: при -5°С уже выпадают парафины и топливо теряет текучесть. Детали топливной аппаратуры, как известно, смазываются топливом, и его отсутствие приводит к сухому трению и их повреждению.

Так что единственный путь в этом случае - искать теплый гараж и отогревать топливную систему. А пускать дизель с буксира вообще не рекомендуется, особенно если ГРМ приводится ремнем. Исправный дизель заводится без дополнительных средств подогрева до -20°С. Если этого не происходит, проще найти и устранить неисправность, чем доводить мотор до капитального ремонта.

Не стоит также разбавлять солярку бензином без крайней на то необходимости - износы топливной аппаратуры из-за ухудшения смазки и самого двигателя из-за нарушения процесса сгорания резко возрастают. Эксплуатируя дизельный автомобиль, важно помнить, что его двигатель не любит высоких оборотов. Длительные поездки на максимальной скорости - еще один способ приблизить капремонт. И в заключение стоит сказать о том, что прогревать дизельный двигатель крайне необходимо. Конечно, не до рабочей температуры, но хотя бы 2-4 минуты. А давать полную нагрузку только после 70градусов температуры двигателя.

Качество дизельного топлива

По статистике примерно 50% неисправностей и поломок топливной аппаратуры вызываются качеством топлива. Причем не высоким содержанием серы и отклонением по цетановому числу. Это еще можно было бы пережить, так как негативные последствия растянуты во времени. А вот элементарное наличие воды и механических примесей в топливе губительны. Поэтому советуем усстанавливать топливные фильтра качественных производителей, и не вестись впервую очередь на низкую цену. Для ориентира цена фильтра на "Японца" должна быть не меньше 100грн, все что по 40-50грн сплошная бутофория!

«Естественный» износ

Износ двигателя и деталей топливной аппаратуры после большого пробега в ряду неисправностей занимает далеко не последнее место. Основная проблема связана обычно со снижением компрессии из-за износа поршневой группы. В этом случае двигатель плохо запускается в холодную погоду даже при полностью исправных свечах накаливания и зимнем топливе. При этом он легко заводится с буксира и, будучи прогретым, не доставляет проблем с запуском. Для справки отметим, что нижняя граница компрессии у большинства двигателей составляет 20-26 бар.

Другими важными признаками износа двигателя являются повышенные расход масла и давление картерных газов (более 10 мм вод.ст). Регулировками тут уже не помочь и альтернативы капремонту в этом случае нет.

Износ распылителей форсунок приводит к появлению черного дыма на выхлопе и увеличению расхода топлива. Иногда распылитель «закусывает» и издает характерный стук, сопровождающийся появлением едкого белого дыма. При нормальной эксплуатации ресурс распылителей обычно составляет 80-100 тыс. км.

Длительная эксплуатация двигателя с неисправными распылителями форсунок обычно приводит к прогару форкамер и далее поршней. Длительная эксплуатация, особенно в холодное время года, приводит к смыванию маслянной плёнки со стенок гильзы циллиндров несгоревшими (из-за плохого распыла)частичками топлива, ведущая к катострафичесскому износу поршневой группы. Часто встречаются и износы плунжерных пар ТНВД, обычно сопровождающиеся затруднением запуска горячего двигателя.

Последствия некачественного ремонта

Ремонт дизеля требует хорошего знания особенностей конструкции ремонтируемого мотора и добросовестного выполнения инструкции по ремонту, а также качественных запчастей. Попытки отремонтировать подешевле у "гаражных" мастеров с использованием запасных частей неизвестного происхождения чаще всего приводят к потерянным деньгам, а то и к загубленному двигателю.

Рассмотрим некоторые типовые ошибки при ремонте дизелей
При обрыве ремня ГРМ бессмысленно пытаться установить новый без снятия и ремонта головки блока цилиндра, т.к. клапаны «встречаются» с поршнями на любом дизеле. При этом хотя бы 2-3 клапана потребуют замены. Исключения немногочисленны; только у двигателей Renault 2,1 и Ford 2,5 л при ударе поршней по клапанам ломающиеся рокеры и деформированные штанги привода клапанов достаточно надежно предохраняют клапаны от повреждений. В случае ослабления посадки вихревых камер в головках блока двигателей Opel, VW, Peugeot, BMW пытаться закернить их бессмысленно - они все равно выпадают. Надо усстанавливать ремонтные форкамеры, или менять головку блока.

Установка головки на блок двигателей VW без центрирующих втулок недопустима - перекос головки с последующим прогаром прокладки почти неизбежен.

Попытка отделаться заменой поршневых колец при износе цилиндров свыше 0,1 мм бессмысленна - новые кольца пройдут не более 10 тыс. км, а обычно еще меньше. Столь же бесполезна установка новых номинальных поршней без расточки блока цилиндров. Единственно верное решение - расточить блок под ремонтный размер. Замена колец обычно требуется только в случае сильного перегрева двигателя и потери ими упругости.

В случае разрушения шатунного вкладыша или его проворачивания (это сопровождается перегревом нижней головки шатуна) шатун требует обязательного ремонта или замены, иначе двигатель опять ««застучит» на первой же тысяче километров.

Ремонт топливной аппаратуры «на коленке» невозможен. Для сколько-нибудь успешного ремонта ТНВД нужны стенды, спецприспособления, технологические карты и механики, знающие особенности ремонта насосов данной модели. При невыполнении этих условий насос будет скорее всего загублен безвозвратно.

Правильно отремонтированный и собранный двигатель заводится без особых проблем стартером. Если мотор не заводится, необходимо искать причину, а не таскать автомобиль на веревке многие километры или маслать стартером пока с него не повалит дым. Буксир - вернейший способ угробить только что собранный двигатель.

Симптомы основных неисправностей дизелей:

Запуск двигателя затруднен

Износ нагнетательных элементов насоса высокого давления. Неправильный угол опережения подачи топлива в двигателе. Износ распылителей, вызывающий плохое распыление топлива. Слишком низкое давление впрыска. Нехватка топлива перед насосом высокого давления из-за попадания воздуха в систему подачи топлива. Неисправности подкачивающего топливного насоса. Слишком малая доза топлива при запуске, вызванная неправильной работой регулятора. Загустение топлива зимой. Неисправны свечи накаливания.

Снижение мощности двигателя

Износ прецизионных элементов топливного насоса высокого давления или регулятора. Неправильная регулировка насоса или всережимного регулятора. Неправильный угол опережения впрыска. Износ или повреждение распылителей. Чрезмерное снижение давления впрыска. Недостаточное количество топлива, подаваемого системой нагнетания, из-за засорения топливного фильтра, недостаточной производительности подкачивающего топливного насоса или попадания воздуха в топливную систему.

Повышенный расход топлива

Неверный угол опережения впрыска. Износ нагнетательных элементов насоса высокого давления. Неправильная регулировка насоса высокого давления. Износ или повреждение распылителей. Слишком большое снижение давления впрыска. Загрязнен воздушный фильтр. Утечка топлива. Недостаточная компрессия.

Черный дымный выхлоп

Плохое смесеобразование в камере сгорания из-за нагара или неплотного закрытия клапанов. Поздний впрыск топлива. Плохое распыление топлива форсунками. Неверные зазоры в клапанах. Недостаточная компрессия.

Серый или белый дымный выхлоп

Неверное опережение впрыска. Недостаточная компрессия. Пробита прокладка головки блока. Переохлаждение двигателя.

Жесткая работа двигателя

Слишком ранний впрыск топлива. Большая разница между дозами топлива, впрыскиваемого в разные цилиндры двигателя. Неправильная работа некоторых форсунок. Недостаточная компрессия.

Перегрев двигателя

Неправильный угол опережения впрыска. Плохое распыление топлива форсунками (струя вместо «факела»).

Не развивается полная мощность двигателя

Короткий ход у педали акселератора, неправильно отрегулирована тяга педали акселератора. Загрязнен воздушный фильтр. Воздух в системе питания. Повреждены топливопроводы. Неисправны крепления распылителей (форсунок). Распылители неисправны. Сбит угол опережения впрыска топлива. Неисправен топливный насос высокого давления.

Повышенный расход топлива

Негермётична система питания. Забит топливопровод слива (от насоса к топливному баку). Высокие обороты холостого хода или же сбито опережение впрыска. Плохо работает двигатель. Неисправны распылители, неисправны форсунки механический распылитель топлива (например, мазута, дизельного топлива, бензина), состоит из одного или двух каналов. По первому на выход подается топливо, по второму пар, который служит для распыла топлива. Форсунки, используемые в двигателях внутреннего сгорания, осуществляют распыление за счёт высокого давления топлива (несколько атмосфер для бензина и сотни и тысячи атмосфер для дизельного). . Неисправен топливный насос высокого давления.

Повышенный шум двигателя

Загрязнения в системе питания, вследствие чего не работают распылители. Уплотнительные шайбы под распылителями отсутствуют или плохо установлены, распылитель слишком сильно (слишком слабо) завернут в головку цилиндров. Воздух в системе питания.

Неравномерная работа двигателя на холостом ходу

Неправильно установлены обороты холостого хода. Затруднен ход педали акселератора. Ослаб топливопровод подачи топлива между топливным насосом высокого давления и топливным фильтром. Повреждена опорная пластина насоса высокого давления. Неисправности в подаче топлива. Неисправны распылители, неисправны форсунки. Неправильное опережение впрыска.

Колебания частоты оборотов коленчатого вала

Износ регулятора оборотов. Разрегулирование или износ системы впрыска. Чрезмерное сопротивление перемещению элементов в системе регулирования. Попадание воздуха в топливную систему. Избыточное давление газов в картере.

Внезапная остановка двигателя

Смещение угла опережения нагнетания (нарушение соединения насоса с приводом). Засорение топливного фильтра и нехватка топлива, подаваемого в насос. Отсутствие подачи топлива, вызванное повреждением топливного насоса высокого давления или подкачивающего насоса. Повреждение трубопровода впрыска. Износ и перекос поршня-разделителя, ротора или поршней насоса высокого давления.

Часто выходят из строя калильные свечи

Неисправны форсунки в соответствующих цилиндрах.

Невозможно заглушить двигатель

Неисправен запорный электромагнитный клапан.

Повышается уровень моторного масла в картере

Течь через уплотнитель цепного или шестеренчатого привода насоса высокого давления.

Слабое торможение двигателем

Засорены сливные топливопроводы. Неверно установлены ускоренные обороты холостого хода.

Для более подробного изучения неисправностей, рекомендуем почитать раздел о

В статье «Предпосылки неисправности дизельного мотора» мы поведаем Вам, какие в большинстве случаев встречаются трудности у дизельных движков и что можно сделать по их устранению. Всем отлично понятно преимущество дизельных движков. Их долговечность, экономичность известна всем. Но если Ваш дизельный движок начинает даже некординально «дурачиться», то предстоящий процесс эксплуатации автомобиля преобразуется в суровое испытание Ваших нервишек. Существует огромное количество типов дизельных движков. И нужно осознавать, что и ремонт таких движков будет отличаться.

Более распространенные препядствия дизельного мотора:

1. недостающая компрессия;

2. трудности со свечками накаливания;

3. нехорошее состояние стартера;

4. износ плунжерной пары;

5. отсутствие вспышки горючего;

6. «пуск вдогонку»;

7. неисправности системы опережения впрыска;

8. темный выброс;

9. эффект засоренного топливного фильтра, и т.д.

1.Признаком нехороший компрессии можно считать, если автомобиль плохо заводится в прохладном состоянии, а в нагретом состоянии чуток лучше. Если у Вас неувязка с пуском мотора, то необходимо измерить его компрессию. Компрессия исправного мотора должна составлять примерно 30 кг/кв. см. Застыл проводят через свечные отверстия. При нехороший компрессии из-за износа мотора подтекает масло, в картере увеличивается давление, система вентиляции не совладевает, понижается мощность, возрастает расход горючего и моторного масла. Предпосылкой может стать износ поршневой группы. Задачи в большинстве случаев бывают с зеркалом цилиндра.

2. Неисправности в системе управления свечками накаливания можно проверить, вынув и связав проволокой все свечки, закрепить ее на массу. Все свечки при включении зажигания должны греться полностью идиентично. Если нагрев происходит не идиентично, то свечу нужно поменять.

3. В прохладном состоянии движок заводится, как прогреется, не заводится, пока не остынет. Предпосылкой полностью может стать грязный стартер. Стартер перебирают, чистят, по мере надобности меняют подшипники.

4. Износ плунжерной пары также является всераспространенной предпосылкой неисправности дизельного мотора. В прохладном виде горючее еще способно может перекачаться плунжером, но при нагревании начинаются задачи. Движок глохнет. Ему необходимо остыть.

5. В чем может быть еще причина отвратительного пуска дизельных движков? Из-за того, что не происходит вспышки горючего, движок не может завестись нормально. Может быть, это происходит поэтому, что недостающая температура в камере сгорания; из-за того, что мал объем впрыска; из-за того, что горючее подается не впору.

6. Движок поначалу крутится без вспышек, потом возникают редчайшие вспышки и в конце концов, движок подхватывает их и начинает работать. Основная причина - не все цилиндры участвуют в запуске мотора.

7. На холостом ходу движок работает ровно, а при нажатии на педаль акселератора вдруг возникает тряска. Из трубы начинает вылетать сизый дым. При добавлении тряска и дым прекращаются. Причина: заедание механизма опережения впрыска. Мы советуем Вам ослабить крепление насоса ТНВД. Если Вы мало повернете его на более ранешний впрыск, всего на 2-3 градуса, то недостаток пропадет.

8. Темный выброс — обширно всераспространенная причина ремонта мотора. Темный выброс может быть еще из-за того, что не все горючее до конца сгорает при недочете воздуха и вылетает в виде темного дыма. Темный выброс может происходить и при перегрузке дизельного мотора. При маленьких оборотах, горючее подается при нажатии на газ с наибольшей подачей, происходит лишнее обогащение топливной консистенции. Следствием этого будет темный выброс.

9. Время от времени происходит подсос воздуха через ненадлежащее крепление фильтра узкой чистки. Для определения наличия подсоса воздуха необходимо поменять обыденную резиновую топливную трубку прозрачной полихлорвиниловой трубкой. При запуске мотора по пузырькам, которые движутся с топливом, Вы сходу распознаете подсос воздуха. Будет наблюдаться ограничение подачи горючего.

Если Вы будете зимой эксплуатировать автомобиль при неполном топливном баке, то Вы рискуете нанести вред топливной системе дизеля. Из-за перепада температур на стенах топливного бака будет появляться изморозь. При оттаивании капельки воды непременно попадут в горючее. Вода в виде льдинок принесет суровый вред топливной системе дизеля. Для недопущения этого необходимо часто сливать отстой из фильтра.

В статье «Предпосылки неисправности дизельного мотора» мы указали Вам на главные неисправности. Главные детали и узлы дизельного мотора выполнены очень накрепко. Ремонт дизельных движков обычно сводится к регулировке его или ремонту топливной аппаратуры.

В процессе работы двигателей поверхности сопряженных деталей постепенно изнашиваются, отчего изменяются первоначальные их размеры, а в некоторых случаях и форма. Это влечет за собой нарушение взаимодействия деталей и возникновение тех или иных неисправностей, которые могут появляться также и в результате нарушения установленных правил ухода за двигателем.

Машинисты кранов и их помощники, работающие на кранах с двигателями внутреннего сгорания, должны знать признаки тех или иных неисправностей и уметь быстро их обнаруживать и устранять. При устранении неисправностей необходимо пользоваться соответствующими инструментами и приспособлениями. Если невозможно устранить возникшую неисправность на месте силами обслуживающей бригады, немедленно ставят об этом в известность администрацию для отправки крана в мастерскую или вызывают квалифицированного механика.

Рассмотрим основные неисправности дизелей К-559 и К-661 (табл. 14).

Таблица 14

Неисправности и их причины

2. Электростартер раавивает недоста-

2. Проверить зарядку аккумуля-

точная частота вращения. Не пол-

тора и при необходимости подзаря-

ностью заряжена батарея

3. Дизель недостаточно прогрет. Низ-

3. Прогреть двигатель, для чего

кая температура масла и воды

выпустить из системы охлаждения

4 Недостаточная компрессия из-за: а) большого износа или резкого па-

всю воду или охлаждающую жидкость, прогреть, заливая сначала воду температурой 50-60°С, с последующей заливкой охлаждающей жидкости, нагретой до температуры 70-80°С

а) заменить поршневые кольца;

дения упругости поршневых колец (заметное дымление из сапуна), б) нет зазора в клапанах

б) отрегулировать зазоры в кла-

Дизель не развивает

панах полной мощности

1 Изменился угол опережения подачи

1. Установить нормальный угол

опережения подачи топлива

2. Не работает один из нескольких

2 Необходимо-

цилиндров (реработающий цилиндр определяется путем последовательного отключения подачи топлива к форсункам) вследствие того, что: а) зависание плунжера топливного

а) снять топливный насос, разобрать и добиться свободного пере-

б) завис или неплотно прилегает к

мещения плунжеров во втулках. Если это не удастся, заменить пару плунжер - втулка; б) заменить пару нагнетательный

седлу нагнетательный клапан;

клапан - седло;

в) сломана пружина нагнетательно-

в) заменить пружину;

го клапана;

г) зависание иглы распылителя;

г) снять распылитель с форсунки

д) сломалась пружина форсунки;

и попытаться добиться свободного перемещения иглы в корпусе распылителя. Если это не удастся, заменить распылитель; д) заменить пружину и отрегули-

е) пропуск газов из цилиндров вслед-

ровать форсунку на давление; е) снять крышки кронштейнов ко-

ствие неплотности посадки клапанов

ромысел, осмотреть пружины и зам-

из-за поломки клапанных пружин или

ки клапанов, заменить сломанные пружины. При зависании клапанов

зависания клапанов;

ж) нарушилась равномерность подачи

внести несколько капель дизельного топлива в зазор между штоком клапана и втулкой с одновременным прокручиванием коленчатого вала дизеля от руки;

ж) снять топливный насос и про-

топлива плунжерами топливного иасо-

верить его на равномерность пода-

чи топлива;

Неисправности и их причины

Способ устранения нмсправностай

з) проходит воздух в топливную СИ-

з) устранить неплотности подтяж-

:тему через неплотности присоединения

кой штуцеров, заменить уплотни-

слива топлива из форсунок;

тельные прокладки;

и) загрязнены фильтры грубой или

и) промыть фильтры и трубопро-

гонкой очистки топлива илн трубсшро-

воды. Проверить герметичность со-

вод подвода топлива. Подсос топлива во всасывающем топливопроводе

единений трубопровода

3. Испортился турбонагнетатель

3. Снять турбонагнетатель, найти и устранить неисправности

4. Неплотность в магистрали надду-

4 Необходимо подтянуть соответ-

зочного воздуха:

а) в соединении нагнетательного коллектора с нагнетательным патрубком или прорыв соединительной дюритовой муфты;

б) в местах соединения нагнетательного коллектора с головками цилиндров гли нагнетательного патрубка с нагие-

ствующие болты или гайки, заменить прокладки

5. Сильно загрязнены воздухоочисти-

5. Снять воздухоочиститель или

тель или улитка нагнетателя

улитку и прочистить

Дизель дымит

1. Изменился угол опережения пода-

1. Установить нормальный угод

чи топлива

опережения подачи топлива

2. Неисправности форсунки из-за за-

2. Проверить и отрегулировать

аисания иглы или поломка пружины

форсунку

3. Дизель после пуска нагружен без

3. Прогреть дизель на холостом

предварительного прогрева

4. Недостаточная компрессия из-за

4. Притереть клапаны, заменить

неплотности прилегания рабочих клапанов или большого износа, или потери упругости поршневых колец

Примечание. Дизель с наддувом дымит также при температуре окружающего воздуха выше +30°С.

Дизель идет вразнос

В этом случае необходимо немедленно остановить дизель рукояткой включения

рейки; при невозможности повернуть рукоятку, выдернуть трубку подвода топ-

лива из дюритовой муфты, находящейся

перед фильтром грубой очистки топ-

лива, и максимально нагрузить дизель.

Одновременно необходимо прекратить

поступление воздуха в дизель, закрыв воздухоочиститель имеющимися подруч-

ными материалами (рабочей курткой, брезентом, салфеткой и др).

Обороты дизеля неустойчивы

1. Отсутствует масло в картере ре-

1. Залить масло в картер регуля-

гулятора

2. Неисправен регулятор топливного

2. Снять топливный насос с регу-

лятором, найти и устранить неисправности

Неисправности и и* причины

Способ устранения неисправностей

Неисправности, связанные с водяной и масляной системами

1. Высокая температура воды вследствие:

1. Необходимо:

а) загрязнения радиатора;

а) снять радиатор, очистить от грязи, промыть раствором, устраняющим накипь;

б) неисправности насоса;

б) проверить иасос, найти и устранить неисправности;

в) перегрузки дизеля;

в) снизить нагрузку;

г) неисправности электровентилятора;

г) осмотреть электровеитилятор. Проверить плавкие вставки, если они перегорели, заменить;

д) недостаточное количество охлаж-

д) проверить наличие охлаждаю-

дающей жидкости

щей жидкости и, если ее недостаточно, долить

2. Неправильное показание термометра 3. Низкое давление масла из-за за-

2. Заменить термометр

3. Осмотреть фильтрующие сетки и

сореиия фильтрующих сеток нли неплот-

промыть. Вывернуть редукционный

иого закрытия редукционного клапана

клапан в сборе с корпусом из кор-

иа масляном насосе

пуса масляного насоса без нарушения регулировки и затяжки пружины клапана, промыть гнездо клапана и вновь установить на место

4. Быстрое падение давления масла

4. Сиять распылитель с форсунки

в системе вследствие попадания топли-

и попытаться добиться свободного

ва в масло из-за защемления игл рас-

перемещения иглы в корпусе рас-

пылителей

пылителя. Если это ие удастся, заменить распылитель

Предусмотрена система питания (проще говоря, топливная). Бытует мнение, что дизельные автомобили более привередливы к качеству топлива. Это действительно так. Да и ремонт такой системы стоит в разы дороже. Сегодня мы рассмотрим, что собой представляет топливная система дизельного двигателя, устройство ее и основные неисправности.

Устройство

Условно данную систему можно разделить на два контура: высокого и низкого давления. Последний производит подготовку топлива и направляет его на «следующий уровень», ко второму контуру. Система высокого давления выполняет функцию финального впрыска горючего в камеру сгорания двигателя.

Цепочка контура низкого давления включает в себя ряд конструкционных составляющих. Это фильтр, сепаратор, топливный привод, подогреватель, а также насос. Горючее проходит через каждую из вышеперечисленных деталей. Насос создает давление в системе, подогреватель в холодное время нагревает «солярку» до нужной температуры (так как зимой она превращается в парафиновую жижу), и сквозь фильтр горючее поступает во второй, не менее важный в системе контур. Он состоит из следующих деталей:

  • Он соединяется вместе с фильтром.
  • Форсунки. В последнее время большую популярность обрели форсунки с непосредственным впрыском топлива. Считается, что они рассчитаны на более точную дозировку горючего. Машина не теряет в мощности, при этом падает расход.
  • Топливопроводы - магистрали, по которым смесь поступает в цилиндры.

Ниже мы рассмотрим основные неисправности топливной системы дизельного двигателя.

Затрудненный запуск

Особенно часто это случается в холодное время. Считается, что запустить дизель без предварительного подогрева зимой практически невозможно. Чтобы хоть как-то сгладить эту ситуацию, производители предусмотрели арктическое топливо, которое включает в себя антизамерзающие присадки. Но трудный запуск не всегда говорит о замерзшем топливе. Если машина плохо заводится даже «на горячую», скорее всего, вышел из строя насос высокого давления, а именно его нагнетательные элементы. Также стоит проверить угол опережения подачи топлива в двигатель. Возможен износ форсунок, из-за которых смесь плохо распыляется в цилиндре. Вообще причин трудного запуска дизеля очень много. Поэтому проверяется каждая деталь. Неисправными могут быть неправильная работа регулятора давления, нехватка топлива перед ТНВД. Такие неисправности топливной системы дизельного двигателя («Фольксваген Т4» не исключение) сопровождаются разгерметизацией топливных магистралей, из-за чего воздух попадает в насос, который уже не в состоянии выработать нужное давление.

Падение мощности

Возникает вследствие износа или же повреждения распылителей. Также такие неисправности топливной системы дизельного двигателя случаются вследствие недостаточного количества топлива, что попадает в насос. Так как перед ним установлен фильтр, велика вероятность, что он попросту забит.

Большой расход

Данные неисправности систем питания дизельных двигателей возникают из-за неправильно выставленного угла опережения впрыска. Также повышенный расход горючего является следствием неправильной работы топливного насоса. Уровень давления впрыска смеси слишком большой. Кроме этого, расход увеличивается из-за низкой компрессии в цилиндрах.

Черный дым из выхлопной трубы

И если на «КамАЗах» это принято считать «заводской болезнью», на которую хозяева просто не обращают внимания, то на иномарках дым из трубы - повод серьезно задуматься. Данные признаки неисправности дизельного двигателя говорят о плохом смесеобразовании в цилиндрах, которое может быть из-за позднего впрыска топлива. Еще следует проверить форсунки и зазоры в клапанах. Сама «чернота» образуется вследствие нагара и неплотного закрытия впускных/выпускных клапанов двигателя.

Белый и серый дым

Возможно, в двигателе пробита прокладка головки блока. Если этот дым со временем пропадает, мотор попросту переохладился. Это нормально для северных широт.

Жесткая работа

Дизельный двигатель по своей природе изначально работает шумнее бензинового. Однако если вибрации усилились, скорее всего, произошел ранний впрыск топлива. Определение неисправности дизельного двигателя производится путем диагностики форсунок. Также проверяется уровень компрессии в цилиндрах. Минимальный ее уровень должен составлять 23 килограмма на сантиметр кубический. Разбег показателей между цилиндрами при этом не превышает 5-10 процентов. Среднестатистический дизельный мотор выдает порядка 27-30 «килограмм». Для определения используется специальный инструмент - компрессометр.

Провалы в разгоне

Симптомы - слишком короткий ход педали газа. В таком случае следует отрегулировать тягу акселератора. Также проверьте воздушный фильтр. Возможно, неисправен высокого давления, из-за чего он не может выработать нужное давление в системе.

Плавают «холостые»

В таком случае проверяют уплотнительные шайбы под форсунками. Смотрят на крепление топливного провода между фильтром и насосом. При необходимости затягивают сильнее. Также при подобных симптомах неисправности топливной системы дизельного двигателя смотрят опорную пластину насоса на предмет повреждений. Возможен износ коленчатого вала. «Холостые» плавают из-за избыточного давления газов в картере - проверяют вентиляцию.

Заглох двигатель

Если он глохнет на ходу, проверяют смещение угла опережения впрыска. Это нарушение соединения привода с насосом. Также это грязный фильтр, из-за чего возникает нехватка топлива и низкое давление подачи. Что касается самого насоса, в нем возможен перекос поршней-разделителей или ротора. Стоит отметить, что ТНВД - это наиболее дорогостоящая деталь в системе питания дизельного автомобиля. В силу сложной конструкции элемент трудно поддается ремонту, поэтому стоимость восстановления сопоставима с ценой нового элемента, купленного на разборке.

Профилактика

Чтобы исключить неисправности топливной системы дизельного двигателя (потому что поломка дизеля - это дорого и надолго), не ленитесь проводить профилактику. В первую очередь нужно делать промывку системы с периодичностью 1-2 раза в год. Данная операция включает в себя демонтаж топливного бака и удаление скопившегося «отстоя» в топливном фильтре. Практика показывает, что на дне в процессе эксплуатации образуется много осадка, который при езде на пустом баке вмиг забивается в фильтрах и магистралях.

Сорт горючего

Особенно это касается использования автомобиля в так называемый переходной сезон. Температура воздуха уже снизилась, а на заправках продают остатки летнего топлива. Оно теряет свою текучесть уже при -5 градусах. Дальше превращается в парафин, который забивается в насосе и фильтрах. Обязательно на заправках уточняйте, какой тип горючего будет заливаться - летний или зимний. Если уж так случилось, что температура резко упала, а в баке летняя «солярка», максимально отогрейте машину при помощи предпускового подогревателя, или если это легковушка - подключите бытовой отопитель в гараж. При запуске дизельного мотора важен каждый градус.

Не разбавляйте топливо

Некоторые умельцы при необходимости запуска дизеля зимой «бодяжат» горючее бензином. Этого делать категорически нельзя. В России давно продаются специальные арктические присадки для дизеля, позволяющие предотвратить образование парафина в баке. По сути, эти же присадки добавляют и в обычное летнее топливо на АЗС - так оно становится пригодным для эксплуатации зимой. Ничего противозаконного в этом нет. А вот разбавлять его с бензином - просто самоубийство (имеется в виду для топливной системы).

Прогрев зимой

Прогревать или нет? Топливная система дизельного двигателя, устройство которой существенно отличается от бензинового, тоже нуждается в данном действии. Запустив мотор, дайте ему поработать на холостых 3-5 минут, после чего первые 200 метров проедьте в «щадящем» для автомобиля режиме. Дизельный мотор, в отличие от бензинового, более холодный - прогревается намного дольше. Длительная работа на холостом ходу тоже не требуется, но игнорировать вышеописанную рекомендацию не стоит.

АЗС

Все ругают наши заправки за плохое качество топлива, мол, на российских АЗС нет нормальной солярки. Это в корне неправильно. Одно простое правило: заправляйте автомобиль дорогим топливом на известных АЗС. Все хотят сэкономить, покупая горючее на 10-15 процентов дешевле рыночной стоимости, буквально выстраиваясь в очереди. Однако спустя пару недель, попав на ремонт топливной, начинают винить не себя, а заправки. По сути это так, но ведь никто силой туда не загоняет. У вас всегда есть выбор. Помните главное - скупой платит дважды.

Как увеличить ресурс ТНВД?

Как мы уже сказали ранее, это одна из самых ответственных частей топливной системы.

Чтобы насос высокого давления прослужил дольше и неисправности топливной системы дизельного двигателя обошли вас стороной, нужно:

  • Не оставлять бак на ночь «полупустым». Так на его станках образуется конденсат, который затем проникнет в форсунки и насос.
  • Периодически производить слив отстоя через дренажную пробку.
  • Не ездить на пустом баке и постоянно горящей лампочке.

Заключение

Итак, мы выяснили основные неисправности дизеля. Соблюдая эти простые правила, вы существенно продлите ресурс системы и снизите риск «попасть на ремонт».

Неисправности двигателя чаще всего возникают вследствие нарушения тепловых и нагрузочных режимов работы, герметич­ности внутренних полостей, а также использования некачествен­ных сортов топлива и масла.

Цилиндропоршневая группа. В самых тяжелых условиях в двига­теле работает цилиндропоршневая группа. По мере изнашивания цилиндропоршневой группы, а также при закоксовывании колец или их поломке герметичность рабо­чего объема цилиндра становится недостаточной. Это приводит к уменьшению давления и температуры сжатого воздуха, следстви­ем чего являются затрудненный пуск (топливо не самовоспламе­няется) и перебои в работе двигателя. При сгорании топливовоздушной смеси газы под большим давлением прорываются в кар­тер, откуда выходят в атмосферу через сапун. С износом деталей, потерей упругости колец увеличивается количество масла, про­никающего в надпоршневое пространство и сгорающего там под действием высокой температуры.

Внешними признаками неисправности цилиндропоршневой группы являются дымление из сапуна, перерасход масла, затрудненный пуск дизеля, снижение мощности, белый дым при пуске, синий - при работе.

Кривошипно-шатунный механизм. Один из основных факторов, влияющих на работу соединений коленчатого вала и шатунов, - зазор в подшипниках. С увеличением зазора наруша­ются условия жидкостного трения, возрастают динамические на­грузки, постепенно приобретающие ударный характер. Давление масла в магистрали двигателя понижается, так как облегчается его протекание через увеличенные зазоры подшипников коленча­того вала. Это ухудшает смазывание гильз цилиндров, поршней и колец.

Внешними признаками увеличения зазоров являются понижение давления масла (при исправной смазочной системе), а также сту­ки, прослушиваемые на определенных режимах с помощью сте­тоскопа.

Газораспределительный механизм. В процессе эксплуатации дви­гателя герметичность рабочего объема цилиндра нарушается из-за неплотностей прилегания клапанов вследствие подгорания их фасок и рабочих фасок гнезд в головке цилиндров, из-за негерметичности стыка головки и блока и прогорания прокладки, из-за нарушения теплового зазора между клапаном и его приводом.

По мере изнашивания зубчатых колес механизма газораспре­деления, подшипников и кулачков распределительного вала, а также отклонения тепловых зазоров между клапаном и коромыс­лом от номинальных значений нарушаются фазы газораспреде­ления.

Указанные неисправности предопределяют появление метал­лических стуков в зоне клапанного механизма и многопричинных внешних качественных признаков, таких как трудный пуск, пере­бои в работе, снижение мощности.

Также к неисправностям двигателя можно отнести и неисправности систем, входящих в него (системы смазки, системы питания, системы охлаждения, системы пуска).

    Основные неисправности системы питания дизельного двигателя и их причины.

На систему питания приходится 25... 50 % всех неисправностей, наблюдаемых на тракторных дизелях. На рабо­чий процесс и скорость изнашивания деталей двигателя большое влияние оказывает состояние системы очистки воздуха, всасыва­емого в цилиндры. С увеличением наработки ухудшаются рабочие характеристики воздухоочистителя - коэффициент пропуска аб­разивных частиц различного размера и сопротивление. Причины этого изменения - накопление пыли в фильтрующих элементах, а также снижение уровня и ухудшение свойств масла в поддоне. Повышение сопротивления вызывает увеличение разрежения во впускном коллекторе, что повышает опасность подсоса неочи­щенного воздуха через неплотности воздушного тракта, снижает степень наполнения цилиндров воздухом и, следовательно, мощ­ность и экономичность двигателя.

Для своевременного обнаружения неисправностей в системе очистки и подачи воздуха контролируют герметичность системы, сопротивление воздухоочистителя и впускного тракта (по разре­жению в нем) с помощью диагностических средств или штатных приборов.

О неудовлетворительной работе топливной аппаратуры свиде­тельствуют затрудненный пуск дизеля и неустойчивая работа, по­вышенная дымность отработавших газов, пониженные мощность и экономичность.

Затрудненный пуск и неустойчивая работа ди­зеля происходят из-за попадания в цилиндры воды, наличия в топливе воздуха, закоксовывания или залегания иглы в корпусе распылителя, чрезмерного износа прецизионных пар топливного насоса, неравномерности подачи топлива в цилиндры, значитель­ного износа механизмов регулятора. Возможны также поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов и форсунок, заеда­ние рейки топливного насоса или муфты регулятора, неисправ­ность подкачивающего насоса.

Причиной повышенной дымности отработавших газов является неполное сгорание топлива из-за неудовлетвори­тельной работы форсунок, слишком раннее или, наоборот, позднее впрыскивание топлива в цилиндры, чрезмерная подача топлива, не­достаток воздуха (при сильном засорении воздухоочистителя).

По мере изнашивания деталей форсун­ки и снижения упругости пружины давление начала впрыскива­ния топлива уменьшается, а следствием этого являются увеличе­ние объема впрыскиваемого топлива и угла начала впрыскива­ния, изменение мощности и экономичности. При значительном снижении давления впрыскивания топливо может подтекать из распылителя после посадки иглы в седло, что быстро приводит к его закоксовыванию, ухудшению качества распыливания, зависанию иглы. Закоксовывание проходных сечений распылите­лей определяет изменение пропускной способности и неравно­мерность работы дизеля.

Работоспособность системы питания нарушается также при не­исправности простейших вспомогательных устройств - бака, топ­ливопроводов и их соединений, фильтров, топливоподкачивающего насоса.

    Основные неисправности системы питания бензинового двигателя и их причины.

К основным неисправностям системы питания карбюраторных двигателей можно отнести. Нарушение подачи топлива вследствие засорения топливных фильтров, патрубков, перегрева бензонасоса, замерзания воды. Однако, большая часть неисправностей системы питания приходится на карбюратор.

Нарушение правильной работы карбюратора связано прежде всего с изменением технического его состояния и появлением различных разрегулировок, сопровождающихся обеднением или обога­щением горючей смеси, подтеканием или отсут­ствием топлива, а также различными дефектами в системе зажигания и управления процессами топливоподачи и воспламенения.

К основным неисправностям карбюраторов можно отнести:

а) Затрудненный пуск двигателя связан с наруше­нием подачи топлива, приготовлением бедной или богатой смеси, а также с различными.

Б) Затрудненный пуск двигателя связан с наруше­нием подачи топлива, приготовлением бедной или богатой смеси, а также с различными нарушения­ми в работе пусковой системы и зажигания.

В) Обеднение горючей смеси. Внешние признаки пе­реобедненной смеси сопровождаются хлопками в карбюраторе или самовоспламенением горючей смеси после выключения зажигания.

В этом случае необходимо установить и устра­нить прежде всего возможные причины нарушения подачи топлива в поплавковую камеру.

Типичные дефекты обеднения горючей смеси при пуске двигателя связаны с неполным закрыти­ем воздушной заслонки, засорением ГТЖ и АСХХ, низким уровнем топлива в поплавковой камере, заклиниванием клапана подачи топлива, заклини­ванием клапана рециркуляции СРОГ в открытом положении, а также с различными неплотностями в соединении карбюратора с впускным трубопро­водом и впускного трубопровода с головкой блока - цилиндра.

Г) Богатая горючая смесь. Работа двигателя на пе­реобогащенной емеси сопровождается хлопками в глушитель. Дефект связан с неполным открытием воздушной заслонки, засорением воздушных жик­леров, нарушением оптимального положения вин­та качества смеси, повышенным уровнем топлива в поплавковой камере.

Д) Неудовлетворительный запуск и прогрев холод­ного двигателя может быть связан с неплотным зак­рыванием воздушной заслонки и неисправностью ее привода. Для правильной регулировки привода карбюратора необходимо нажать на педаль дрос­сельных заслонок и вытянуть рукоятку тяги воз­душной заслонки. Рычаг привода воздушной зас­лонки следует зафиксировать на тяге в закрытом положении воздушной заслонки.

Е) Затрудненный пуск горячего двигателя. Работа двигателя на этих режимах сопровождается хлоп­ками в глушителе. Основная причина затруднен­ного пуска двигателя в горячем состоянии связана с повышенным испарением топлива в поплавко­вой камере.

Ж) Двигатель работает неустойчиво или глохнет на режимах XX в основном из-за неправильной рабо­ты системы XX, а также системы зажигания.

Неправильная работа на данном режиме сопро­вождается хлопками в карбюраторе при трогании автомобиля с места или в начале движения и сви­детельствует о переобеднении горючей смеси. Если эти дефекты наблюдаются при более высокой час­тоте вращения KB, то в этом случае неисправна

З) Провалы при разгоне автомобиля, низкая динамика разгона могут вызваны недостаточной подачей ускорительного насоса.

К основным неисправностям бензиновых двигателей можно отнести следующие:

    Двигатель не запускается ­– перегорание предохранителя топливного насоса, неисправность топливного насоса или низкое развиваемое им давление, засорения фильтров и топливопроводов, засорение форсунок, неисправность или обрыв в цепи датчиков положения распределительного (коленчатого вала).

    Низкая развиваемая мощность, большой расход топлива – неисправность ДМРВ, кислородного датчика, засорение катализатора в выпускном тракте двигателя, засорение форсунок.

    Неустойчивость частоты оборотов коленвала на холостом ходу чаще всего может быть вызвана неисправностью датчика температуры ОЖ.

Учитывая достаточную сложность систем питания бензиновых двигателей список количества неисправностей можно значительно расширить.

    Основные неисправности системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания их причины

Нормальный тепловой режим дизеля за­висит в первую очередь от герметичности рубашки охлаждения.

Нарушение герметичности рубашки охлаждения может быть вы­звано рядом причин. При проседании гильз, неплотности стыка головки с блоком, трещинах головки или блока, неработоспособ­ном уплотнительном кольце гильзы вода проникает в цилиндры или картер. Обнаруживают это по изменению цвета отработавших газов, а также по образованию водомасляной эмульсии на поверх­ности масла в картере дизеля, что можно наблюдать на конце щупа для контроля уровня масла, а также по масляным пятнам на поверхности воды в радиаторе.

При заправленной системе охлаждения ухудшение отбора теп­лоты от нагревающихся стенок блока, гильз и головки блока ци­линдров характеризует неисправности привода водяного насоса и его составных частей (ослабление натяжения ремня привода, сре­зание штифта крыльчатки насоса), а также образование накипи на стенках, снижающей их теплопроводность.

Если циркуляция охлаждающей жидкости нормальная (ее на­блюдают при снятом паровоздушном клапане или пробке радиа­тора), перегрев дизеля в значительной мере обусловлен работой радиатора. Причинами перегрева могут быть несвоевременное под­ключение радиатора термостатом, засорение радиатора, образо­вание накипи в трубках, резко снижающей их теплопроводность; ослабление натяжения ремней привода вентилятора. Медленный прогрев дизеля после пуска зависит в основном от неисправности термостата, преждевременно подключающего радиатор.

При эксплуатации в радиаторе иногда наблюдается вспенива­ние охлаждающей жидкости. Как правило, это связано с наличи­ем масла в охлаждающей жидкости и обязательно сопровождается повышением ее температуры и перегревом дизеля. Появление масла в охлаждающей жидкости указывает на то, что произошло соеди­нение системы охлаждения и смазочной систем дизеля. Местом соединения обычно является канал в головке блока цилиндров для подачи масла на клапанный механизм, а возможной причи­ной - пористость литья или трещина головки блока цилиндров, нарушение прокладки между головкой и блоком цилиндров. По­скольку давление масла в смазочной системе в несколько раз боль­ше, чем в системе охлаждения, на прогретом дизеле масло проса­чивается через поры или трещину в систему охлаждения.

20. Основные неисправности трансмиссии автомобилей и их причины .

Основные причины появления неисправностей механизмов трансмиссии - их разрегулирование, негерметичность картеров, нарушение режимов смазывания (периодичности замены, сортов применяемых масел), а также износ и увеличение зазоров соеди­нений, предопределяющих существенное возрастание ударных нагрузок в кинематических парах и подшипниках трансмиссии.

Нормальная работа фрикционных муфт во многих случаях зави­сит от исправности механизмов управления. В первую очередь это относится к главному сцеплению тракторов. Бесшумное включе­ние передач возможно только при выключенном сцеплении. Так как введение в зацепление зубчатых колес затруднено, зацепление со­провождается характерным скрежетом ири соприкосновении тор­цов зубчатых колес, их износом и сколом зубьев. При такой эксп­луатации рабочая длина зубьев быстро уменьшается, а это ведет к увеличению удельных нагрузок на зубья, их ускоренному износу и выкрашиванию. При попадании крупных осколков в зацепление или в пространство между зубчатым колесом и корпусом возмож­ны поломки зубьев или корпуса с аварийными последствиями.

Работоспособность сцепления может нарушаться и в результа­те постепенного уменьшения свободного хода педали. Это приводит к повышенному нагреву и износу выжимного подшипника, не­полному включению сцепления и пробуксовке дисков.

Затрудненное включение передач может определяться неисп­равностью тормозка, так как при его неисправности даже при нормальном, полном выключении сцепления первичный вал ко­робки передач быстро не остановится. Поэтому нужно своевре­менно обнаруживать разрегулирование или недопустимый износ колодки тормозка. Скрежет зубьев при переключении передач - сигнал для немедленного устранения неисправностей сцепления и тормозка.

Нормальная работоспособность зубчатой передачи сохраняется в течение длительного периода, если обеспечены зацепление на всю ширину зубьев колес, бесшумное введение в зацепление пе­реключаемых пар зубчатых колес, их правильное взаимное распо­ложение, нормальные зазоры в подшипниковых опорах валов или блоков зубчатых колес.

Признаками изнашивания зубьев зубчатых передач, шлицов валов и зубчатых колес являются шум и вибрация в результате роста ударных нагрузок в трансмиссии при колебании тягового усилия трактора.

    Основные неисправности электрооборудования тракторов и автомобилей. Их причины.

К наиболее уязвимым элементам в электрооборудовании трак­тора относится электропроводка. Обрыв проводов и наконечников, повреждение изоляции, приводящее к короткому замыка­нию в цепи, - все это является следствием механического и теп­лового воздействия, недопустимого натяжения и скручивания проводов, трения их о металлические части трактора. Нередки случаи отказа в работе аккумуляторных батарей, стартеров, гене­раторов и регуляторов напряжения. Неисправности и отказы в работе электрооборудования возникают главным образом из-за несвоевременного и некачественного их ТО.

К показателям технического состояния приборов электрообо­рудования относят уровень и плотность электролита, степень заряженности и состояние контактных выводов аккумуляторных батарей, значения тока и напряжения при работе генератора, тока срабатывания реле защиты, тока, потребляемого стартером в мо­мент замыкания контактов электромагнитного реле.

К неисправностям аккумуляторных батарей относят сульфатацию и короткое замыкание пластин; ускоренный саморазряд ба­тарей (более 3 % в сутки), вызванный посторонними примесями в электролите; трещины и пробоины в моноблоке. Признаки сульфатации пластин - снижение емкости аккумулятора, быст­рое закипание электролита при зарядке и ускоренный разряд при пользовании стартером. Короткое замыкание пластин характеризуется уменьшением плотности электролита и резким понижением напряжения до нуля при испытании нагрузочной вил­кой, а также слабым повышением плотности электролита при за­ряде аккумуляторной батареи.

Работоспособность аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправности зарядной цепи. Неисправность за­рядной цепи проявляется в отсутствии или малом значении за­рядного тока. Причинами могут быть проскальзывание ремня привода генератора, неисправность самого генератора (обрыв обмоток, короткое замыкание) или регулятора напряжения. В этом случае аккумуляторная батарея недозаряжается. Систематическая недозарядка аккумуляторной батареи происходит также при боль­шом переходном сопротивлении в соединении выводов батареи с наконечниками из-за окисления контактирующих поверхно­стей и недостаточной затяжки наконечников. Перезарядка бата­реи может происходить из-за неисправности регулятора напря­жения.

Неудовлетворительная работа стартера при исправной акку­муляторной батарее наблюдается из-за подгорания коллектора и щеток, разрегулирования реле включения, короткого замыкания в обмотках стартера, отсутствия контакта стартера с «массой». Раз­рыв в цепи питания - причина потери работоспособности любо­го потребителя тока.

    Основные неисправности плугов и их причины

Наиболее часто встречающимися неисправностями сельскохо­зяйственных машин являются деформации, затупление и непра­вильная установка рабочих органов, разрегулирование составных частей, ослабление креплений, износ и поломка деталей, отказы в работе гидравлических систем. Работа неисправными машинами приводит к ухудшению качества выполнения технологических операций.

Представим основные нисправности и их причины в виде таблицы

Внешние признаки неисправности

Причины неисправности

Неустойчивый ход плуга,

Затуплены лезвия лемехов, закруглены

особенно на плотных

носки лемеха

Наличие гребня, остав-

Передний или задний корпус пашет глубже

ляемого передним или

остальных, так как не установлено горизон-

задним корпусом

тальное положение плуга

Разрушение стенки

Перекос плуга, износ и погнутость полевых

досок, неправильная установка ножа

Выглубление заднего

Большой зазор между гайкой и упором

корпуса плуга

центрального раскоса

Неодинаковая высота

Излом или изгиб отвалов, изгиб рамы плуга

гребней после прохода

корпусов

Забивание пространства

Неправильно установлен вылет предплуж-

между корпусами и пред-

плужниками

Затруднено попадание

Не работает фиксатор оси заднего колеса,

заднего корпуса плуга

мал угол захода паза для ролика фиксатора

ПЛП-6-35 в борозду

после поворота

    Основные неисправности сеялок и их причины.

Неисправности машин возникают вследствие различных при­чин. В процессе эксплуатации машин важно знать признаки ос­новных неисправностей и научиться определять их причины. Для выявления причин неисправностей целесообразно использовать алгоритмы их поиска, что сокращает затраты труда и простои машин. Для наглядности покажем в виде таблице неисправности сеялок и вызывающие их причины.

Неисправность

Установленная норма

высева не выдерживается

Вал высевающих аппаратов сдвигается самопроизвольно, рычаг регулятора плохо закреплен

Неравномерное распре-

деление семян в рядках

и повреждение семян

Прогиб вала высевающих аппаратов, неодинаковая рабочая длина катушек или не выдержан зазор между плоскостью клапана

и ребром муфты, неудовлетворительно

очищены семена

Неудовлетворительная

глубина заделки семян

Диски сошников не вращаются, на сошники

налипла почва, сеялка не отрегулирована

на заданную глубину заделки семян

Огрехи при посеве

Длина маркера или следоуказателя рассчитана неточно, погнуты поводки сошников, неправильно расставлены на поводковом

брусе сошники, забились сошники, семена не поступают в борозду при работающих

высевающих аппаратах и подаче семян в семяпроводы, отдельные высевающие аппараты забились посторонними предметами

или семенами, перегибы семяпроводов,

катушки высевающих аппаратов не вращаются из-за неисправности привода

Не поднимаются

или не заглубляются

Неисправна гидравлическая система

трактора

Прекратился высев

удобрений

Образовался свод удобрений, забились

удобрениями высевающие отверстия

или тукопроводы

    Задачи, место и виды диагностирования машин.

Техническое диагностирование оказывает большое влияние на интенсивность использования техники, учитываемое коэффици­ентом готовности. Предупреждение отказов, их оперативное уст­ранение резко снижают простои машин по техническим причи­нам, увеличивают их производительность и качество выполнения сельскохозяйственных операций, что положительно сказывается на сроках выполнения работ, способствует получению дополни­тельной прибыли производителями сельскохозяйственной продук­ции (рис. 3.1). Поэтому диагностирование практически применя­ется в том или ином объеме при всех видах ТО и Р техники. Кроме традиционных работ (периодические ТО, ТР и КР, хранение ма­шин) в последнее время диагностирование применяют при до-сборке машин в процессе предпродажного обслуживания, при сер­тификации сервисных работ, техническом осмотре (особенно ав­томобилей), оценке стоимости при приобретении и продаже по­держанных машин и агрегатов (табл. 3.1). В связи с повышением сложности машин применение диагностирования стало необхо­димым при технологическом регулировании (настройке) сельс­кохозяйственных машин и при внедрении автоматизации как кон­трольной операции для подтверждения возможности качествен­ного функционирования объекта.

Основными задачами технического диагностирования являются:

Контроль технического состояния для установления значений параметров требованиям технической документации;

Поиск места и причин отказа (неисправности);

Прогнозирование технического состояния.

Для каждой диагностируемой машины устанавливаются нор­мативные показатели исправности (работоспособности) при экс­плуатации, ТО, ТР и КР.

Техническое диагностирование в зависимости от его вида вы­полняют в различных местах. Диагностирование при несложных видах ТО проводят непосредственно на временной стоянке. При сложном ТО-3 для тракторов, ТО-2 для комбайнов диагностиро­вание проводят обычно в ремонтной мастерской. Заявочное диаг­ностирование осуществляют или непосредственно в поле, при­влекая передвижную ремонтно-диагностическую мастерскую, или в центральной мастерской. Предремонтное, приремонтное и пос-леремонтное диагностирование обычно выполняют в месте про­ведения ремонта.

Виды диагностирования зависят от содержания работы, начи­ная от предпродажного ТО машины и заканчивая ее утилизацией.

Предпродажное диагностирование агрегатов и машин осуществ­ляют после их транспортирования и досборки перед непосред­ственной продажей в целях оценки качества досборки и готовно­сти машины к работе

Диагностирование при ТО выполняют в целях выявления значе­ний параметров машины, превышающих допускаемые.

Заявочное диагностирование проводят при поступлении заявки механизатора о появившейся в процессе работы неисправности в виде необычных стуков, скрежета деталей, перегрева составной части, уменьшения мощности, производительности машины, уве­личения расхода топлива и т. п.

Ресурсное диагностирование составных частей и агрегатов осу­ществляют перед ремонтом в целях определения его вида. При этом контролируют ресурсные параметры, предельные значения которых обусловливают проведение КР агрегата.

Предремонтное и приремонтное диагностирование агрегатов и машин выполняют перед ремонтом или в процессе ремонта объекта (текущего или капитального). Основное содержание такого диаг­ностирования заключается в проверке состояния ресурсных со­ставных частей и сборочных единиц в агрегате.

Послеремонтное диагностирование проводят в целях контроля качества ремонта по параметрам функционирования и параметрам, характеризующим способность выполнять заданные функ­ции до следующего ремонта. Объектами диагностирования явля­ются агрегаты и полнокомплектные машины.

Диагностирование при утилизации машины осуществляют в про­цессе списания машины в целях отбора составных частей, кото­рые можно использовать при ремонте других аналогичных машин. Практика показывает, что после списания машины 50 % и более ее составных частей могут быть использованы после проведения их ТО и Р или восстановления.

    Способы и средства облегчения пуска двигателей при хранении машин на открытых площадках.

Для пуска двигателей зимой и предохранения их от пусковых износов применяют: стационарные устройства и сооружения, размещаемые на территории предприятия и обеспечивающие постоянный подогрев или периодический подвод тепла (разогрев) к двигателю от постороннего источника тепла; индивидуальные подогреватели предпускового разогрева систем охлаждения и смазки, работающие в сочетании с применением зимних масел и низкозамерзающих жидкостей для системы охлаждения двигателя.

Разогрев горячей водой заключается в том, что через систему охлаждения двигателя проливается горячая вода, имеющая температуру 85 – 90°С и подаваемая из раздаточных шлангов (при открытых сливных кранах двигателя). Более рационален централизованный подогрев, при котором горячая вода непосредственно от водогрейного котла по трубам при помощи насосов подается через гибкий шланг в систему охлаждения двигателя. Отвод воды осуществляется через сливной кран по отводным шлангам в котел. Таким образом устанавливается циркуляция горячей воды по замкнутому контуру двигателя. При этом давление воды должно быть не менее 30 – 35 кПа, а температура – не более 90°С.

Подогрев и разогрев паром. Пар является наиболее интенсивным теплоносителем и может использоваться при подогреве двигателя по двум схемам: без возврата конденсата и с возвратом конденсата. В первом случае пар вводится в систему охлаждения двигателя через горловину радиатора, сливной краник или непосредственно в рубашку охлаждения.

Электрические устройства для облегчения пуска двигателя при низких температурах.

Устройства для облегчения пуска, воздействуя на отдельные системы двигателя, температурное состояние его деталей и эксплуатационных материалов, снижают моменты сопротивления вращению коленчатого вала, улучшают условия образования и воспламенения топливо-воздушных смесей. Эффективность различных способов и устройств для облегчения пуска зависит от типа двигателя, его конструктивных особенностей и условии эксплуатации. К данному типу средств можно отнести: свечи накаливания и подогрева воздуха; свечи подогрева воздуха во впускном трубопроводе; электрофакельные подогреватели воздуха. Для облегчения запуска двигателей могут и преняться устройства для подачи пусковой жидкости имеющий низкую температуру кипения.

Для подогрева жидкости в системе охлаждения двигателя, масла в картере, топлива в топливной системе и электролита аккумуляторной батареи используются электрические подогреватели. По способу превращения электрической энергий в тепловую их подразделяют на нагреватели, индукционные, полупроводниковые, электродные, сопротивлений, инфракрасные, излучатели и т.д. Наибольшее распространение получили нагреватели сопротивлений, однако все большее, внимание уделяется. полупроводниковым подогревателям.

Двигатель может быть оборудован индивидуальным предпусковым, подогревателем. Подогрев картерного масла, блока цилиндров и подшипников коленчатого вала перед пуском позволяет уменьшить вязкость моторного масла, облегчить его прокачиваемость по смазочной системе и, тем самым, уменьшить момент сопротивления вращению и износ деталей двигателя при пуске. Индивидуальные предпусковые подогреватели отличаются по типу теплоносителя, обеспечивающего передачу теплоты двигателю, потребляемому топливу и степени автоматизации рабочего процесса. В качестве примера подогревателей данного типа можно привести дизельный подогреватель ПЖД-30 устанавливают на автомобилях семейства КамАЗ-740 и ЗИЛ-133.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook