Т 130 технические характеристики вес. Гидравлика и навесное оборудование

Трактор Т-130 - советская разработка, гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом в период с 1969 по 1988 год. Является глубокой модификацией еще более известной модели Т-100, также известной под названием «сотка». Сфера применения Т-130 была очень широкой, устройство применялось как для сельхозработ, так и для работ промышленной спецификации.

Назначение Т-130

Трактор Т-130 мог выполнять такие операции:

  • укладка труб;
  • перевозка грузов;
  • пахота;
  • окучивание;
  • боронование;
  • функционирование в составе свайного копра;
  • рыхление почвы (бульдозерная функция);
  • работа ковшом погрузчика;
  • перетаскивание грузов (например, на лесозаготовительных площадках).

Машина использовалась как самостоятельный элемент и как составляющая бульдозерных агрегатов.

Отличительные особенности

  • простая конструкция;
  • умеренная стоимость в сравнении с моделями, выпускавшимися в то же время (или зарубежными аналогами, которые были в СССР в дефиците);
  • несложный режим управления;
  • большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для использования в тайге, тундровой местности, различных землях, впервые подвергавшихся освоению).

Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:

  • механическая трансмиссия;
  • полужесткая подвеска;
  • малый срок службы бортовых фрикционов;
  • запуск дизельного двигателя за счет пускового бензинового;
  • сильная вибрация, хорошо ощущавшаяся в кабине оператора.

Модельный ряд и модификации

В отличие от предшественника , трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:

  • флагманская модель (непосредственно Т-130);
  • болотоходная модель Т-130Б (отличительные особенности - площадь гусениц была увеличена для того, чтобы техника не увязала в топях и зыбких поверхностях болотистой местности).

Технические характеристики

Модель трактора Т-130 применялась в сельском хозяйстве, строительстве, бытовых работах, а также в промышленной сфере для выполнения широкого спектра работ. Во время конвейерного выпуска Т-130 техника была популярна еще и потому, что из-за конструктивных особенностей легко подлежала починке, а запчасти к трактору можно было приобрести практически везде.

В настоящее время на некоторых стройплощадках можно встретить рабочие экземпляры трактора Т-130. Стоимость такой техники при покупке у частных владельцев составляет от 5 до 12 тысяч долларов (125-400 тысяч гривен, 150-300 тысяч рублей). Цена зависит от состояния, пробега и общей комплектации техники.

Вес и габариты Т130

  • Габаритные размеры трактора Т-130: 5193х2475х3085 мм.
  • Вес машины 14320 кг.
  • Ширина колеи - 1880 мм.
  • Клиренс 41,5 см.

Тип двигателя

Трактор Т-130 изначально был оборудован двигателем марки Д130. Его мощность достигает 140 л.с. С 1981 года в заводской сборке на тракторы устанавливался двигатель Д160 с такой функцией, как турбонаддув. Его мощность достигала 160 л.с. Как и предшествующая модель двигателя, 160-й запускался активацией бензинового пускового мотора.

Коробка передач

Коробка передач Т-130 - восьмиступенчатая, с подвижными шестернями. За счет такого устройства КПП переключение скоростей при движении трактора производилось довольно плавно. Конструкция КПП повышала продуктивность функционала трансмиссии.

Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия на Т-130 многоступенчатая, механическая, содержащая поворотный механизм. Таким образом, гусеницы трактора могли двигаться с разными скоростями. Трактора более новых модельных линий не используют такой механизм движения, поскольку данная система не дает переменного поворотного радиуса. Сцепление на Т-130 четырехдисковое, сухое.

Кабина

Тип кабины - двухместная. Отличительная особенности кабины: устойчивость к механическим повреждениям. В процессе сборки кабины на производстве использовались уплотнители, что повысило ресурс теплосбережения кабины, а также увеличило степень звукоизоляции. Кабина

Т-130 отличается хорошим обзором, она оснащена вентиляционной и обогревательной системой. Кресло оператора регулируемое. В передней части кабины находится руль, приборная панель с датчиками топлива и другими показателями работы трактора.

Управление трактором

Управление Т-130 производится за счет руля и педалей управления. Поворотная муфта служит для изменения траектории движения. Чтобы войти в поворот, оператор применяет ленточный тормоз. Если усилить натяжение тормоза, одна гусеница перестанет вращаться и трактор можно будет развернуть на месте. Присутствует замковой механизм - он предотвращает отключение фрикционов.

Т-130 чистит снег на лесозаготовке

Навесное оборудование

Возможные варианты навесного оборудования для Т-130:

  • лебедка ЧТЗ ЛТ25;
  • отвал ОБ12Е (также можно устанавливать другие типы отвалов, кроме бульдозерного, например, сферический, полусферический, прямой, поворотный и т.д.);
  • рыхлитель ОР10НЗ;
  • погрузчик фронтального типа.

Отвал

Из сельскохозяйственных навесок для данной модели подойдет:

  • борона;
  • фреза-культиватор (2,1 м);
  • плуг плантажного типа.

ЧТЗ также выпускает специализированное рыхлительное навесное оборудование (согласно классам тяжести техники) - комплектами или в единичном варианте, однозубое или трехзубое, в зависимости от типа грунтов. Дополнительно можно приобрести гусеницы типа ГЛТ-1ПСП с литым траком. Эта модель гусениц обладает пониженной металлоемкостью, следовательно, снижается нагрузка на машину и упрощается эксплуатация трактора.

Особенности эксплуатации и обслуживания

К основным особенностям эксплуатации Т-130 относится его большая опорная поверхность - она дает оператору возможность использовать машину как средство для уплотнения грунтов, для съема земельных пластов большой площади. Высокий уровень проходимости на любой почве, большое тяговое усилие - неоспоримые преимущества этого вида техники.

Для безопасной эксплуатации гусеничного трактора следуйте рекомендациям, приведенным ниже:

  • запрещается работать при: утечке топлива, жидкости из гидросистемы, повышенном давлении жидкости, с открытой дверцей кабины оператора;
  • при работающем двигателе недопустима починка ключевых узлов трактора или навесного оборудования;
  • при работе с техникой на наклонной поверхности на башмаки гусениц надеваются специальные шпоры во избежание соскальзывания трактора;
  • недопустим резкий поворот при заглубленных в землю навесных орудиях;
  • трактор с работающим двигателем нельзя оставлять без присмотра;
  • используйте звуковой сигнал для оповещения о том, что трактор начал движение, если на строительной площадке находятся люди или животные.

Сроки ТО трактора Т-130

Поскольку все работающие модели Т-130 в настоящее время являются устаревшими, техническое обслуживание выполняется как для давно работающей техники, то есть, не реже, чем каждые 50-100 моточасов.

  • производить слив отработанного топлива;
  • заправлять топливный бак свежим топливом;
  • контролировать уровень электролита;
  • слить отработку в отдельную емкость и сдать на утилизацию после ТО;
  • следить за исправностью всех узловых соединений, крепежей техники.

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные неисправности и ремонт

Основные неисправности в работе гусеничного трактора Т-130 и способы их устранения

Таблица 1.

Неисправность (причина) Как устранить
1. Стук дизельного двигателя (неверно отрегулировал топливонасос, зазор между шейками коленвала больше нормы) Регулировка зазоров, проверка угла опережения подачи топлива
2. Перегрев двигателя (избыточная нагрузка, низкий уровень охлаждающей жидкости, обрыв вентиляторных ремней) Уменьшить нагрузку, проверить уровень жидкости охлаждения, состояние ремней вентилятора
3. Низкое давление масла (возможно, есть течь) Проверка исправности датчика, доливка масла, устранение причины течи масла
4. Большой расход масла (износ поршневых колец, других деталей ЦП-группы) Замена изношенных деталей, очистка поршневых колец

Бульдозер Т-130 многие трактористы по традиции называют Т-100 или «соткой». В действительности модель представляла собой глубокую модернизацию трактора Т-100. Т-130 – мощный гусеничный промышленный бульдозер с механической или гидромеханической трансмиссией, относящийся к 6-му тяговому классу. Его применяли в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата, использовали для первой вспашки необработанных земель, глубокой пахоты, боронования, транспортных работ. Т-130 был базовой машиной для свайного копра и трубоукладчика.

Основными преимуществами данной техники были доступность запасных частей, невысокая стоимость и простота конструкции, позволяющая осуществлять ремонт быстро и легко. Несмотря на устаревание и износ отдельных частей бульдозера, его смело можно отнести к «рабочим лошадкам». Даже сейчас на строительных площадках встречаются модели Т-130 70-х годов выпуска.

К недостаткам модели следует отнести ненадежность фрикционов и несовершенство конструкции. В сравнении с моделями, производимыми в тот же период иностранными предприятиями, Т-130 заметно уступал им по большинству параметров. При низких температурах завести бульдозер было довольно тяжело. Однако простое обслуживание и малая стоимость сделали свое дело – машина получила широкое распространение в СССР и в России.

Производством Т-130 занимался Челябинский тракторный завод. Модель просуществовала с 1969-го по 1988-ой года, после чего выпуск ее прекратился. Кроме классической версии бульдозер выходил в болотоходной модификации – Т-130Б. Она отличалась от традиционной большей площадью гусениц, обеспечивающих улучшенную проходимость и малое давление на грунт. На смену модели Т-130 пришла версия Т-170 с существенными доработками по кузову и новым двигателем.

  • Мощность двигателя бульдозера Т-130 117,7 кВт (140 «лошадей»).
  • Удельный расход топлива у данной модели составляет 244,3 г/кВт*ч (180 г/л. с.ч.). При этом топливный бак бульдозера вмещает до 290 литров топлива, машина потребляет исключительно дизель.
  • При конструкционной массе бульдозера 14,32 тонны показатель удельного давления на грунт составляет 0,5 кг/1 см2.
  • Габаритные размеры Т-130: 5193 на 2475 на 3085 миллиметра.
  • Дорожный просвет модели – 415 миллиметров,
  • ширина колеи – 1880 миллиметров.

Устройство

Бульдозер Т-130 оснащался четырехтактным дизельным мотором Д-130 (мощность 140 «лошадей»), который морально устарел уже в 70-х годах. С 1981-го года модель начали комплектовать усовершенствованным четырехцилиндровым агрегатом Д-160 с турбонаддувом (160 л.с.). Запуск его осуществлялся посредством бензинового двигателя. Данную установку получила существенно модернизированная версия Т-130 – бульдозер Т-170.

Модель получила 8-ступенчатую, механическую трансмиссию, включающую муфту сцепления (постоянно замкнутую), четыре диска (два – ведомые, два – ведущие) и четырехвальную коробку передач. В бульдозеры данного типа устанавливали плавающую, ленточную тормозную систему.

Возможность монтирования вала отбора мощности сделала Т-130 универсальным, позволив использовать с ним разнообразное оборудование для многих отраслей. Кабина в данной модели расположена сзади и рассчитана на двух человек. В ней имеется звуковая и термическая изоляция, позволяющая «сгладить» неприятные условия снаружи и сделать работу с техникой более комфортной. А вот управление бульдозером далеко от идеального. В процессе работы отчетливо ощущается сильная вибрация, исходящая от контролирующих рычагов. Виной всему их прямое соединение с трансмиссией.

Видео

Челябинский тракторный завод устанавливал дополнительные опции в Т-130. Они позволяли греть масло, воздух и воду перед запуском. Также устанавливались гусеницы для езды по асфальту, передовые полезные приспособления и специальное оборудование для движения по льду.

Отметим, что к моменту старта серийного производства Т-130 его конструкция, разрабатываемая еще в 30-х годах, сильно устарела. Мощность двигателя несовершенная механическая трансмиссия полностью реализовывать не позволяла. Проблемы ощущались при высокой нагрузке. Процесс управления бульдозером был не из легких. Не лучшим решением оказалась и полужесткая подвеска, существенно ограничивающая возможности техники. Она «тормозила» тяговый потенциал Т-130. Пугающе малым был срок работы бортовых фрикционов, изменение которых не происходило со времен модели С-80. Пуск общего двигателя осуществлялся посредством пускового бензинового мотора, который при низких температурах не запускался. Вибрация от педалей управления и рычагов ощущалась очень сильно.

Фото

Благодаря конструктивной преемственности моделей Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 запасные части на более старую модель найти можно даже в наше время. Потребителей данный факт, несомненно, порадует, поскольку это позволит осуществлять ремонт и продолжать эксплуатацию модели Т-130, уже снятой с производства довольно давно. Более того, передовые узлы можно устанавливать на старую технику, делая ее более комфортной и производительной. Модели Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 имеют практически одинаковые габариты и массу.

Стоимость бульдозера т-130

Новый бульдозер Т-130 купить в настоящее время, естественно не представляется возможным. Однако техники, бывшей в эксплуатации, довольно много в продаже. Стоимость ее разница в зависимости от технических доработок, года выпуска и состояния. Приобрести Т-130 можно по цене в 300000-500000 рублей за вариант на ходу, за предложение с серьезными дефектами попросят 30000-60000 рублей.

Аналоги

Аналогов бульдозера Т-130 немало. Прежде всего, это существенно усовершенствованная версия данной модели – бульдозер ТМ-10. Машина отличается большей маневренностью и производительностью, недостатки, присущие более старой модели, в ней отсутствуют.

Другим аналогом Т-130 является бульдозер Б10М и его различные модификации (Б10М 0111-1Е и другие). Данная модель несколько уступает ТМ-10.

Кроме того, имеются иностранные аналоги Т-130. Это модели Caterpillar D6R и китайские модели Shantui SD16 и Komatsu D65. Производительность последних, по заверению изготовителя, в два раза превосходит производительность Т-170. А Caterpillar D6R и вовсе заменяет три бульдозера Т-170. Правда, стоимость иностранных аналогов в 1,5-3 раза больше отечественных.

Бульдозер Т-130 также известен как Т-10.01 или Т-100 (последний вариант - по названию модели, на основе которой он был разработан). Машина входит в число классических моделей Челябинского тракторного завода. Выпуск осуществлялся на протяжении 1969-1988 годов

Источник фото: techstory.ru

В число основных элементов Т-130 входили двигатели Д-130/Д-160, оборудованные турбонаддувом, и механическая трансмиссия с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Количество передач - восемь вперед и четыре назад. По своей конструкции это была простая модель, а значит, с высокой ремонтопригодностью. Базовый гусеничный трактор использовался в качестве промышленной и сельскохозяйственной техники.

Управление тормозами и поворотом у Т-130 выполнялось с помощью одного рычага. Еще одна особенность - один поддерживающий ролик в гусеницах вместо двух. Подвеска была выполнена полужесткой, с балансирной поперечной рессорой. Она изготавливалась из двух штампованных лонжеронов.

Максимальная скорость, которую мог развивать бульдозер при передвижении вперед, - 10,65 км/ч. Предельное значение при езде назад - 8,63 км/ч. Самое большое тяговое усилие достигалось при скорости в 2,6 км/ч. Тормоза конструкторы установили ленточного типа. Ширина стандартных башмаков составляла 500 мм.

Технические характеристики Т-130, масса

Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.

Габариты

Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).

Дорожный просвет

Двигатель Т-130

Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.


Источник фото: techstory.ru

Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.

Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.

Техническое обслуживание

Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам. Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня. Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.


Источник фото: techstory.ru

Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.

Модификации

Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства "ЧТЗ-Уралтрак" стала модель Т-170 (главное отличие - увеличенная до 174 л.с. мощность).

Трактор Т-130 – мощная гусеничная самоходная машина общего назначения, которая предназначена для трудоемких и сложных работ. Технические характеристики и многофункциональность позволяют использовать трактор в сельском хозяйстве для глубокой пахоты, вспашки необработанных земель, культивации, посева, боронования, а также при транспортных и мелиоративных работах. Помимо этого, он может быть занят в промышленности, строительстве и лесной отрасли, для этих целей применяется дополнительное оборудование такое, как отвал, грунторез, тяговые лебедки и др.

Устройство Т-130

Конструкция и устройство бульдозера Т-130 характерно для многих гусеничных агрегатов, различия, в основном, заключаются в технических характеристиках, мощности и сопутствующем оборудовании.

Двигатель у машины дизельный четырехтактный четырехцилиндровый марки Д-160 с камерой сгорания и турбонаддувом. Также имеется система запуска от пускового карбюраторного двигателя с электростартером, в обиходе называемая – пускач.

Ходовая часть – полужесткая подвеска с балансирной поперечной рессорой, изготовлена из 2-х штампованных лонжеронов, которые соединены с корпусом заднего моста.

Трансмиссия – многоступенчатая, механическая. Комплектация трансмиссии:

  • 2-х ступенчатый бортовой редуктор;
  • четырехвальная коробка передач;
  • сухие многодисковые бортовые фрикционы;
  • коническая передача;
  • задний мост;
  • сцепление.

Рабочее оборудование – раздельно-агрегатное гидравлическое, предназначенное для выполнения работ с двумя видами навесных систем: задней и передней в жестком или маятниковом исполнении.

Коробка передач у Т-130 четырехвальная, позволяет изменять скорость движения 4-х передач заднего хода и 8-ми переднего. Самое большое тяговое усилие достигается КПП при скорости агрегата в 2,6 км/ч – 128,2 кН.

Производитель

Трактор Т130 изготавливался на крупнейшем Челябинском заводе по производству гусеничных тракторов (ЧТЗ) с 1969 г., в 1988 выпуск этих мощных машин прекратился. Завод перешел на сборку более современных моделей.

Модификации

Базовая модель претерпела значительные изменения, на ее основе разработаны тракторы с усовершенствованными узлами и деталями. Яркий пример – Т-170. Мощность двигателя увеличена до 174 л.с., объем бака – 300 л, значительные изменения коснулись и трансмиссии. Позднее на его базе были изготовлены еще более 80 моделей тракторов.

Технические характеристики бульдозера Т-130

Фото бульдозера Т-130

Ремонт

Произвести качественный ремонт трактора Т-130 – не проблема. В связи с тем, что Челябинский завод, выпустивший первый Т-130, до сих пор успешно работает, затруднений с запчастями не возникает. Многочисленные продавцы этой продукции предлагают запчасти для Т-130 в полном объеме. При необходимости есть шанс приобрести не только отдельные запчасти, в продаже имеются целые блоки, узлы и части корпуса. Таким образом, может быть заменена, например, старая кабина. Как правило, доставка комплектующих с завода в центральную часть России занимает не более недели. Не стоит забывать и о взаимозаменяемости большинства деталей, например, гусеница с Т-170 прекрасно подойдет и для Т-130.

Как купить?

Несмотря на то, что производство этих мощных машин остановлено, специализированные издания буквально пестрят, с одной стороны, предложениями о продаже этой модели, а с другой – многочисленными объявлениями от желающих купить бульдозер Т-130. Скорее всего, и те и другие найдут своих продавцов и покупателей. Тем более что цена на них относительно невелика — около 500 т. р. На сегодняшний день можно найти не только б/у вариант, есть в продаже и абсолютно новые агрегаты. В настоящее время ведется активная продажа техники с консервации из государственного резерва.

Аналоги

Аналогом Т-130 можно назвать гусеничный трактор компании Shantui или отечественный, несколько устаревший, бульдозер Б10М. И все же более новая, удобная модификация — это ТМ-10. Усовершенствованная и усиленная модель с большей маневренностью, которая достигается бесступенчатым изменением направления и скорости. За счет внесенных изменений производительность бульдозера ТМ-10 значительно выше, чем у более ранних аналогов.

Бульдозер Т-130 представляет собой тяжелую гусеничную технику широкого предназначения, которая Челябинским тракторным заводом с 1969 года и по 1988 год. В эти года бульдозер Т-130 являлся основной машиной, которая исправно эксплуатировалась по всей территории СССР, а также в странах расположенных по соседству. Это объясняется универсальностью бульдозера, так как он способен выполнять как строительные виды работы, так и сельскохозяйственные, лесные и некоторые коммунальные за счет оснащения специальным навесным оборудованием. За все время производства с завода вышло 242 тысячи машин, которые часто можно встретить и в настоящее время. Базой же для данного бульдозера послужил гусеничный трактор Т-100, а именно он был полностью модифицирован и доработан, в результате чего и появилась высоконадежная и ремонтопригодная машина с довольно большим эксплуатационным ресурсом, как силового агрегата, так и других механизмов и узлов. С завода оснащен четырехцилиндровым дизелем Д-130, который способен выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленчатого вала в 95.6 киловатт или же в 130 лошадиных сил, что, кстати, и указано в названии бульдозера. Более поздние модели, выпускавшиеся с 1981 года по 1988 год, укомплектованы усовершенствованным двигателем Д-160, который способен выдать максимальную мощность в 117.7 киловатт или же в 160 лошадиных сил. Стоит отметить, что особой популярностью пользовались поздние модели, так как обладали большей мощностью и соответственно тяговым усилием. Сам же бульдозер Т-130 был отнесен к шестому классу специальной тяговой техники.

Навигация по статье

Назначение

Основной сферой применения бульдозера Т-130 является проведение строительных работ, таких, где требуется тяжелая техника. А именно он способен выполнить разравнивание рабочих территорий, засыпание ям, котлованов и траншей, перемещение камней, а также и рыхление твердого грунта, используя в процессе либо однозубое рыхлительное оборудование, либо трехзубое. Все перечисленные процессы машина также выполняет и в строительстве дорог. Бульдозер Т-130 способен справиться грунтом первой, второй и третьей категории плотности без применения рыхлительных агрегатов, когда с ними ему по силе и четвертая категория. Но помимо строительства, бульдозер запросто может быть переоборудован специально для сельских хозяйств, где он проделывает такие работы, как вспахивание полей с грунтом различной несущей способностью, культивирование и посев. Также данная машина является востребованной в проведении мелиоративных и плантажных работ.

В коммунальных хозяйствах бульдозер, как правило, используется лишь для очистки дорожных участков, некоторых площадок и улиц от большой массы снега, применяя в работе стандартный фронтальный отвал.

В лесных хозяйствах список выполняемых им работ немного шире, а именно помимо разравнивания площади, перемещения камней и рыхления, бульдозер Т-130 служит для выкорчевывания пней и корней деревьев, предварительно оборудованным специальным отвалом-корчевателем. Перемещение спиленных деревьев на небольшие дистанции осуществляется за счет лебедочного оборудования, что позволяет в некоторых случаях не прибегать к использованию трелевочных машин.

Стоит отметить, что в свои годы производства было актуальным переоборудование бульдозер под трубоукладчик и копру.

Навесное оборудование

Для бульдозера Т-130 имеется довольно большой выбор разнообразных дополнительных агрегатов, применяемых практически во всех сферах работы. Но так как основным предназначением данного бульдозера является строительство, соответственно и разберем подробно каждый агрегат, применяемый в этой сфере:

  • Фронтальный отвал (полусферическая форма). Его ширина составляет 3310 миллиметров. Высота равна 1310 миллиметрам. Объем данного отвала обладает значением в 4750 кубических миллиметров. Основной угол резания имеет значение в 55 градусов. Максимально допустимый перекос отвала составляет 630 миллиметров или же 10 градусов. Угол резания изменяется с помощью винтового раскоса, а сам перекос гидравлическим раскосом. Полностью собранное оборудование обладает весом в 2510 килограмм. Относится к типу Е.
  • Фронтальный отвал (прямая форма). В ширину данный отвал обладает значением в 3420 миллиметров, когда в высоту также 1310 миллиметров. Максимальный объем составляет 4280 кубических миллиметров. Угол резания такой же, что и у предыдущего агрегата, а именно 55 градусов. Максимально допустимый перекос также 630 миллиметров или же десять градусов. Угол резания и перекос отвала изменяется так же, как и у предыдущей модели. Масса готового к эксплуатации оборудования составляет 2373 килограмма. Относится к типу В.
  • Фронтальный отвал (прямая форма с возможностью изменения угла поворота). В ширину отвал составляет 4280 миллиметров, в высоту 1140 миллиметров. Его объем достигает отметки приблизительно в 4000 миллиметров. Максимально допустимый угол поворота равняется 25 градусам. Максимальный перекос равен десяти градусам или же 630 миллиметрам. Существует всего два типа, это тип Д и тип Д3. Масса первого составляет 2540 килограмм, когда масса второго равняется 2650 килограммам.
  • Фронтальный угольный отвал (сферическая форма). Ширина этого агрегата равняется 4243 миллиметрам, высота 1510 миллиметрам. Его объем составляет 9700 кубических миллиметров, что позволяет перемещать довольно большую массу сыпучих материалов, угля, снега, а также и торфа. Масса такого отвала имеет значение в 3045 килограмм. Относится к типу К.
  • Фронтальный болотоходный отвал (прямая форма). Его ширина составляет 4260 миллиметров. Высота составляет 1350 миллиметров. Объем данного агрегата обладает значением приблизительно в 5300 кубических миллиметров. Используется на грунте с низкой несущей способностью. Масса отвала составляет 2870 килограмм. Относится к типу В4.
  • Рыхлительное оборудование (однозубый вид). Максимально допустимая глубина данного оборудования составляет 650 миллиметров. Может подниматься максимально до 700 миллиметров. Применяется на грунте с высокой плотностью и асфальтированных участках. Весит в готовом к эксплуатации состоянии 1549 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Н.
  • Рыхлительное оборудование (трехзубый вид). Значения максимального заглубления и подъема точно такие же, что и у предыдущего рыхлителя. Зубья расположены в 900 миллиметров друг от друга, что позволяет захватить большую площадь, чем предыдущий агрегат. Масса трехзубого рыхлительного оборудования обладает значением в 2240 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Р.
  • Прицепное устройство (жесткого типа). Данное оборудование известно еще как ЖПУ. Предназначено для применения других прицепных приспособлений и машин. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.
  • Прицепное устройство (маятникового типа). Этот агрегат еще известен как МПУ и предназначен для всего того, что и предыдущее оборудование. Данный тип отличается возможностью смещения точки прицепа от продольной оси, что является полезным в работе с высокими нагрузками от прицепных орудий. Устанавливается также в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.

Модификации

Всего существует одна модифицированная версия, предназначенная для работы на грунте с низкой несущей способностью, а именно это болотоходная. Отличается от базовой модели лишь гусеницами, которые имеют увеличенные размеры (длина и ширина).

В целом бульдозер Т-130 не имеет множества модифицированных версий, но на протяжении всего времени его производства его многократно дорабатывали и улучшали, что позволило добиться большей надежности данной машины. Также помимо этого был обновлен список дополнительных навесных агрегатов, что значительно расширило его спектр выполняемых работ, как в строительстве, так и в сельских и лесных хозяйствах. Как было указано ранее, с 1981 года бульдозер стал оснащаться двигателем Д-160, который немного позже был улучшен, в результате чего его максимальная мощность выросла до 128 киловатт или же 174 лошадиных сил. Прежний топливный бак был также расширен до объема в 300 литров, что позволило проделывать необходимую работу достаточно продолжительное время. Стоит отметить, что именно бульдозер Т-130 послужил базой для более новых моделей гусеничной техники, как, к примеру, Т-170, который многое взял со своего предшественника.



Технические характеристики

Бульдозер Т-130 в полностью готовом к эксплуатации состоянии обладает массой в 14300 килограмм. В длину данная машина равняется 5193 миллиметрам. В высоту составляет 3085 миллиметров. В ширину, учитывая края гусениц базового бульдозера, машина имеет значение в 2475 миллиметров. Расстояние между гусеницами равняется 1880 миллиметрам. Клиренс составляет 416 миллиметров.

Модели, выпускавшиеся в период с 1969 года по 1981 год, оснащались с завода дизельным четырехцилиндровым двигателем марки Д-130, от которого бульдозер и получил наименование, как Т-130. Этот силовой агрегат по достижению максимальных оборотов коленчатого вала позволяет развить 95.6 киловатт или же 130 лошадиных сил. Но со временем данный агрегат все же устарел в плане технических характеристик, что послужило поводом заменить его на более производительную модель Д-160. Это произошло в 1981 году и на новые модели бульдозера начали устанавливать 160-ти сильный четырехцилиндровый дизель. Немного позже он подвергся некоторым техническим изменениям, в результате чего его максимальная мощность была повышена до 128 киловатт (174 лошадиных сил).

Трансмиссия бульдозера включает в себя сухую муфту сцепления, пребывающую в постоянном замкнутом положении и механическую коробку переключения передач. КПП данной машины обладает восьмью передачами, предназначенными для движения бульдозера вперед и четырьмя передачами, предназначенными для движения бульдозера задним ходом. Также имеется четырехвальная коробка передач, коническая передача и несколько двухступенчатых бортовых редукторов.

Тормоза у Т-130 ленточные, расположенные по сторонам. Тормозная система приводится в действие с помощью гидравлических сервомеханизмов.

Рама бульдозера состоит из двух лонжеронов, приваренных к корпусам бортовых фрикционов. Каждая гусеница данной машины содержит в себе пять опорных катков, поддерживающиеся двумя опорными роликами. Натяжение гусениц происходит за счет гидравлической системы. Каждое звено гусеницы штампованное, которое соединяется с другими звеньями с помощью втулок и пальцев.


Особенности

Бульдозер Т-130 позволяет выполнять довольно тяжелые виды работ, благодаря высокому тяговому усилию и обширному набору навесных агрегатов. Но не только это сделало бульдозер универсальным, но еще и внутренние оснащения, влияющие на комфорт оператора при эксплуатации независимо от погодных условий, будь то низкие температуры окружающей среды или же наоборот жара. Это объясняется наличием в базовой комплектации системы фильтрации поступающего воздуха в кабину, а также его подогрева и внутреннего отопителя. Высокий уровень постороннего шума и сильная тряска в работе способствуют появлению быстрой утомляемости оператора, соответственно и падает эффективность и точность выполнения. Но для того чтобы эти уровни понизить были применены специальные материалы, а именно это звукоизоляция и виброизоляция. Звукоизоляционные материалы применены в самой кабине, а виброизоляционные используются уже под ней, что позволяет погасить какую-то часть колебаний, исходящих от механизмов подвески бульдозера, трансмиссии и, конечно же, немного сгладить тряску при эксплуатации на неровных поверхностях. Кабина бульдозера использует конструкцию закрытого типа, изготовленную из металла. Места в ней более чем достаточно, так как там могут разместиться до двух человек.

Все вышеперечисленное является базовыми особенностями, когда при заказе данной машины могут быть запрошены у дилеров следующие оснащения:

  1. Подогреватель двигателя. Основным элементом является жидкость (вода или же масло), которая нагревает силовой агрегат при низких температурах окружающей среды, позволяя совершить легкий запуск двигателя.
  2. Специальный подогреватель воздуха. Является неким дополнением к системе фильтрации, так как подогревает уже отфильтрованный воздух до необходимой температуры, обеспечивая в кабине комфортные условия эксплуатации на морозе.
  3. Гусеничные шпоры. Являются накладками на гусеницы, что позволяет добиться высокого сцепления со скользкой поверхностью.
  4. Резиновые башмаки. Применяются в основном при работе на асфальтированных участках дорог и улиц, так как способны не наносить особый ущерб покрытию.
  5. Специальный тент. Является актуальным при работе под открытым солнцем летом и в жарких областях. Устанавливается вместо металлической кабины и в случае необходимости может быть снято.


Видео

Двигатель

Первым двигателем, устанавливаемым на данный бульдозер, является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-130, который может выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленвала (2000 оборотов в минуту) в 130 лошадиных сил или же в 95.6 киловатт. Цилиндры, диаметром в 105 миллиметров, расположены вертикально в ряд. Ход поршней составляет 120 миллиметров.

Вторым двигателем, устанавливаемым с 1981 года, является Д-160. Этот агрегат также имеет четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров, которые находятся в вертикальном рядном положении. Ход поршней этого агрегата составляет 255 миллиметров. Максимально допустимое количество вращений коленчатого вала у Д-160 было снижено до 1350 оборотов в минуту, но, не смотря на это, данный агрегат способен выдать 117.7 киловатт или же 160 лошадиных сил, что в паре с восьмиступенчатой трансмиссией позволяет добиться довольно высокого тягового усилия.

Третьим двигателем и самым последним является тот же дизельный Д-160, но с некоторыми техническими доработками. Его максимальная мощность была повышена до 128-ми киловатт или же 174-х лошадиных сил, что только в лучшую сторону повлияло на бульдозер.

Каждая силовая установка запускается с помощью специального одноцилиндрового пускового двигателя модели П-23У. Этот двигатель работает уже на бензине.

Во всех дизельных двигателях данного бульдозера используется жидкостная система охлаждения, температура которой доходит до 85 градусов.


Цена нового и б/у

В полностью новом техническом состоянии бульдозер Т-130 имеет стоимость, начинающуюся от одного миллиона рублей и заканчивая двумя с половиной миллионами российских рублей. Стоит помнить, что приобретая новую технику, стоимость моежт изменяться в связи с такими моментами, как год производства, комплектация (включая дополнительные оснащения, запрошенные у продавца), версия (базовая или болотоходная), и дополнительные навесные агрегаты, а вернее их наличие и тип.

Подержанная машина имеет стоимость несколько ниже, а именно от 700 тысяч рублей и до одного миллиона российских рублей. Приобретая б/у технику, необходимо знать, что в основном стоимость зависит от общего состояния машины, а потом уже идут год производства, версия и наличие дополнительного оборудования.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook