Электронное зажигание для автомобиля. Системы зажигания бензиновых двигателей: принцип работы Эл зажигание схема

Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания с системами зажигания с контактным прерывателем применяются в автомобилях, мотоциклах, моторных лодках и прочих транспортных средствах. Для таких систем используются разнообразные так называемые электронные системы зажигания, улучшающие процесс прерывания тока.

Предлагаемое устройство очень похоже на представленное в статье В.Гусарова «Электронное зажигание» (журнал «Радиомир» № 2 за 2002 г.), но отличается от него чрезвычайной простотой. Достаточно сказать, что оно содержит всего две детали: симистор и резистор. Устройство обеспечивает совместно со штатной системой надежную и качественную работу зажигания на любых оборотах двигателя. Кроме того, срок службы контактов прерывателя значительно увеличивается. По своим качественным показателям описываемое устройство превосходит бесконтактные системы зажигания.

Работа устройства очень несложная. При замыкании контактов прерывателя открывается симистор (можно применить и тиристор), так как управляющий электрод соединен с плюсом бортового аккумулятора через резистор R1. В первичной обмотке катушки зажигания Т1 нарастает ток и накапливается электромагнитная энергия. После размыкания контактов начинается штатный колебательной процесс между катушкой зажигания и конденсатором.

В начале этого процесса происходит искрообразование в соответствующем цилиндре двигателя. В данной конструкции использован симистор ТС-112-16-10, отличающийся от подобных малыми габаритами при высоких технических характеристиках.

Плата изготовлена из фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм и размещена прямо на катушке зажигания. Никакого теплорадиатора для симистора и настройки устройства не требуется. Резистор R1 выбран одноваттным из соображения надежности. Электронное зажигание было испытано на автомобиле ВАЗ-2106.

А. ПАРТИН, г. Екатеринбург

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

На сегодняшний день, легковые транспортные средства, выпущенные на Волжском автомобильном заводе, нашли широкое распространение на дорогах нашей страны. Безусловно, одной из самых распространенных моделей является ВАЗ-2107. Авто является надежным, неприхотливым, дешевым в обслуживании. Владельцы авто данной модели, чаще всего, осуществляют ремонт или модернизацию ВАЗа самостоятельно. Конечно, если не иметь опыта в вопросе проведения тех или иных работ, то могут возникать сложности. Одной из сложностей может стать выполнение работ подразумевающих установку электронного зажигания. Отметим, что для того чтобы понимать как выполнить установку, нужно знать как выглядит схема бесконтактного зажигания ВАЗ 2107. Попробуем более подробно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, хочется сказать о том, что установка бесконтактного зажигания на ВАЗ-2107, несмотря на наличие определенных финансовых трат, является достаточно выгодным решением. Дело в том, что после того как будут проведены работы, существует возможность в значительной степени сэкономить на трате топлива. Расход бензина будет уменьшен, благодаря тому, что автомобильный двигатель будет без проблем запускаться даже при самых низких температурах. К тому же, при эксплуатации авто в этом режиме, функционирование будет более стабильным.

Несмотря на то, что на сегодняшний день бесконтактная система зажигания (на ВАЗ-2107)может быть приобретена уже готовом виде, нужно понимать, какие комплектующие и детали в нее входят. Итак, данная система представлена следующими деталями:

  1. Катушкой для зажигания.
  2. Трамблером.
  3. Коммутатором.
  4. Комплектом свечей.
  5. Жгутом для осуществления проводки.

Для того чтобы произвести данную процедуру верно, необходимо понимать как выглядит схема электронного зажигания ВАЗ 2107. Помимо этого, человек должен понимать алгоритм выполнения работы данного типа. Итак, на первом этапе работ, следует произвести выставление ВМТ. Данный вид работ осуществляется путем прокрутки храповика коленвала. Далее нужно выполнить демонтаж такой комплектующей как трамблера. Вместе с ним осуществляется отсоединение катушки и свечей.

Следующим этапом выполнения работ по монтажу электронного зажигания (на ВАЗ-2107) является выполнение прокладки новой проводки. После того как проводка была монтирована, необходимо произвести установку новой высоковольтной катушки зажигания. Трамблер должен быть установлен точно также как и был установлен ранее. На финальном этапе выполнения работ необходимо выполнить крепление коммутатора, выкручивание свечей и подключение проводки в соответствии со схемой подключения электронного зажигания на ВАЗ 2107.


Схема бесконтактного зажигания

Как выполнить регулировку

Данный процесс подразумевает выполнение установки угла зажигания в начальное состояние. НаВАЗ это должно осуществляться следующим образом:

  1. Устанавливается шкив коленвала.
  2. Монтируется трамблер.
  3. Выполняем запуск и прогрев на температуры, которую необходимо считать рабочей.
  4. Пробуем осуществить запуск при горячем двигателе. Если выполнить эту процедуру на ранней стадии, то стартер не будет крутиться так, как ему нужно.

После того как установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2107 была произведена, следует выполнить тестовую поездку. В данном случае рекомендуется набрать скорость, которая бы составляла 30-40 километров в час, а после выполнить включение «четвертой» передачи. Как только передача была включена необходимо максимально придать «газа». В случае если комплект бесконтактного зажигания был установлен верно, то водитель через несколько секунд услышит небольшой звон. После этого, двигатель начнет работать как необходимо, постепенно набирая обороты. В том же случае если звон будет продолжаться более трех секунд, то нужно выполнить опережение зажигания, выполнив поворот трамблера. Если звук отсутствует, то это можно сделать несколько ранее, провернув трамблер.

Почему не используется стробоскоп

Большинство людей, которые изучают вопрос установки электронного зажигания на «классику», задумываются о том, почему при выполнении алгоритма действий не используется стробоскоп. На самом деле ответ в данном случае очень простой. Дело в том, что практический опыт специалистов сервисных центров осуществляющих подобную работу, не подразумевает использования стробоскопа в связи с регулярным растягиванием цепи на двигателе. Даже в том случае если идет речь, про новую цель, после выполнения подтяжки при помощи натяжителя, она растягивается таким образом, что точки на двигателе не могут совпадать. Как следствие, становится невозможным максимально точно произвести выставление, используя такое устройство как стробоскоп.

Отметим, что процесс замены контактного зажигания на бесконтактное в ВАЗ-2107имеющем инжекторный двигатель является невозможным. В том случае если в транспортное средство был установлен жгут проводки от более новой модели автомобиля и транспортное средство отказывается запускаться, то это говорит о том, что при выполнении работ были перепутаны разъемы для ЭПХХ и коммутатора. Дело в том, что по своей конструкции они являются полностью идентичными. Как следствие, для того чтобы установить проблему, необходимо поменять их местами.


Как установить бесконтактное зажигание на ВАЗ-2107 без каких-либо проблем

В целом, если человек когда-либо сталкивался с вопросом замены каких-либо комплектующих на своем автомобиле или с модернизацией, то данный вид работ не должен вызвать каких-либо серьезных сложностей. При этом многие люди не владеют технической базой на должном уровне и соответственно, могут происходить сложности или возникать вопросы. В данном случае специалисты рекомендуют не выполнять работу самостоятельно, а доверить ее реализацию квалифицированным специалистам которые имеют опыт работы. Такие мастера работают на каждой СТО или осуществляют деятельность в частном порядке. Они смогут не только выполнить работу качественно, но и предоставят на нее гарантию, а также дадут консультацию по интересующим вопросам.

При этом, несмотря на то, что такие услуги предоставляются практически во всех сервисных центрах, далеко не всегда можно найти специалиста имеющего опыт работы. В данном случае рекомендуется осуществлять поиск в соответствии с определенными критериями. Рекомендуется выбирать услуги тех мастеров, которые работают длительное время и имеют много хороших отзывов о своей деятельности. Как правило, найти отзывы можно без какого-либо труда на просторах сети интернет. В таком случае вы будете уверены в том, что установка электронного зажигания будет выполнена верна.

Максимально ответственно подойдите к данному вопросу, и после установки электронного зажигания ваш автомобиль будет функционировать без каких-либо проблем и сложностей.

К тому же, расход топлива в значительной степени уменьшится, что позволит экономить денежные средства на процессе эксплуатации своего транспорта.


Работа любого бензинового двигателя внутреннего сгорания была бы невозможна без специальной системы зажигания. Именно она отвечает за воспламенение смеси в цилиндрах в строго определенный момент. Различают несколько возможных вариантов:

  • контактная;
  • бесконтактная;
  • электронная.
Каждая из этих систем зажигания авто имеет свои особенности и конструкцию. Однако вместе с этим, большинство элементов разных вариантов одинаковы.

Одинаковы элементы разных систем зажигания автомобиля

Незаменимым и наиболее востребованным является наличие аккумуляторной батареи. Даже в отсутствие или при поломке генератора при помощи неё можно ещё некоторое время продолжать движение. Генератор также есть неотъемлемой частью, без которой нормальное функционирование любой из систем невозможно. Свечи зажигания, бронепровода, высоковольтная и управляющие элементы дополняют любую из упомянутых систем. Основное различие меду ними заключается в типе, управляющего моментом зажигания и отвечающего за искрообразование устройства.

Контактный прерыватель-распределитель зажигания

Это устройство инициирует возникновение искры высокого, до 30000 В, вольтажа на контактах свечей зажигания. Для этого он соединяется с высоковольтной катушкой, благодаря которой происходит образование высокого напряжения. Сигнал на катушку передается при помощи проводов от специальной контактной группы. При её размыкании кулачковым механизмом происходит образование искры. Момент её возникновения должен строго соответствовать требуемому положению поршней в цилиндрах. Это достигается благодаря четко рассчитанному механизму, передающему вращательное движение на прерыватель-распределитель. Одним из недостатков устройства является влияние механического износа на время возникновения искры и на её качество. Это влияет на качество работы двигателя, а значит может требовать частых вмешательств в регулировку его работы.


Бесконтактное зажигание

Этот тип устройств не зависит на прямую от размыкания контактов. Основную роль в моменте искрообразования здесь играет транзисторный коммутатор и особый датчик. Отсутствие зависимости от чистоты и качества поверхности контактной группы может гарантировать более качественное искрообразование. Однако этот тип зажигания тоже использует прерыватель-распределитель, который отвечает за передачу тока на нужную свечу в нужный момент.


Электронное зажигание

В этой системе воспламенения смеси полностью отсутствуют механические движущиеся части. Благодаря наличию специальных датчиков и особого блока управления, образование искры и момент её раздачи на цилиндры выполняются гораздо более точно и надежно, чем у вышеупомянутых систем. Это дает возможность улучшить работу двигателя, увеличить его мощность и снизить расход топлива. Кроме того, радует и высокая надежность устройств такого типа.


Основные этапы работы системы зажигания

Различают несколько основных этапов работы любых систем зажигания:

  1. накопление необходимого заряда;
  2. высоковольтное преобразование;
  3. распределение;
  4. искрообразование на свечах зажигания;
  5. возгорание смеси.
На любом из этих этапов слаженная и точная работа системы чрезвычайно важна, а значит свой выбор необходимо останавливать на надежных и проверенных устройствах. Лучшей по праву считается электронная система зажигания.

Видео про принцип работы системы зажигания:

Контактная система зажигания в современных автомобилях практически не применяется и уступила место бесконтактным и электронным системам. Тем не менее, у наших автовладельцев есть немало старых машин (в нашем случае это ВАЗ-2106), для которых хотелось бы улучшить показатели работы своих моторов. Как правило, для этого выбираются два варианта: установка инжекторного силового агрегата либо современной системы зажигания.

Что такое бесконтактное и электронное зажигание

Следует сразу разграничить понятия «электронное» и «бесконтактное» зажигание, так как это принципиально разные системы . Электронное зажигание имеет датчик положения коленчатого вала и управляется с его помощью через ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Для работы бесконтактного зажигания такие сложности не нужны.
Как оно устроено? В распределителе воспламенения бесконтактного типа вместо размыкающихся контактов установлена индукционная катушка, дающая ток высокого напряжения, который затем даётся на свечи. А дальше, как обычно, воспламеняется горючее в цилиндрах.

Преимущества применения системы на ВАЗ 2106

  • Отсутствие размыкаемых контактов, которые часто перегорают.
  • Не нужны дополнительные регулировки.
  • Износ свечей существенно снижается.
  • Быстрый «холодный» пуск двигателя зимой.
  • Более ровная работа мотора.
  • Нет необходимости чистить и менять контакты.

Установка своими руками и схема подключения

Итак, определившись с выбором, предлагаем ознакомится с необходимым инструментарием, порядком действий по замене и видеоинструкциями.

Инструмент

Из инструмента вам понадобится:

  1. Ключ на 13 - снять и поставить трамблёр
  2. Отвёртка - закрутить саморезы.
  3. Дрель со сверлом по металлу, диаметром для саморезов
  4. Два самореза - прикрутить коммутатор.
  5. Ключи на 10 и 8 - снять и поставить катушку.

Как установить пошагово

  1. Отсоедините минус аккумулятора.

    Перед тем как начинать работу с системой зажигания, отсоедините минусовой контакт аккумулятора

  2. Снимите крышку трамблёра с высоковольтными проводами.

    Снятие крышки распределителя зажигания

  3. Отключите высоковольтный провод на катушке.

    Отсоединение провода от катушки зажигания

  4. Короткими включениями стартера выставите бегунок распределителя зажигания перпендикулярно мотору.

    Так должен быть установлен трамблёр относительно мотора

  5. Сделайте отметку положения трамблёра маркером на двигателе.

    Установка бегунка распределителя зажигания

  6. Открутите гайку, удерживающую трамблёр, ключом на 13. Отключите провод, соединяющий устройство с катушкой.

    Перед снятием распределителя зажигания отключите провод, который идёт на него с катушки

  7. Новый распределитель зажигания вставьте в двигатель, сняв с него крышку.

    Распределитель зажигания необходимо вставить в штатное гнездо

  8. Поверните корпус тремблера так, чтобы средняя метка на нём совпала с поставленной вами ранее отметкой на моторе.
  9. Закрутите гайку крепления нового распределителя зажигания.

    Крепление распределителя зажигания удерживает гайка

  10. Наденьте крышку трамблёра и подсоедините к ней провода.

    Так устанавлвается крышка на трамблёр

  11. Замените катушку зажигания новой.

    Для новой системы нужна новая катушка

  12. Подсоедините штатные и новые провода к катушке. Чтобы подключить всё правильно, используйте схему.

    Все соединения должны соответствовать схеме

Сразу необходимо отметить, что установка электронного (бесконтактного) зажигания на ВАЗ “классику”, несмотря на некоторые вложения, экономически оправдана. В результате замены достигается некая экономия в расходе топлива за счет хорошего запуска в холодное время года, более устойчивой работы в режиме холостого хода и более точного регулирование угла опережения зажигания.

Хотя сейчас продаются комплекты БСЗ (бесконтактная система зажигания), все же стоит перечислить детали, необходимые для установки электронного зажигания ВАЗ 2106, 2101,2104, 2107, 2105, 2103 это:

  • катушка зажигания (027.3705 или аналог 27.3705);
  • трамблер с датчиком Холла (38.3706);
  • коммутатор ВАЗ 2108 (036.3734);
  • комплект свечей (А 17ДВ-10);
  • жгут проводки (пучок зажигания ВАЗ 2108).

Установка зажигания ВАЗ 2106, 2101,2104, 2107, 2105, 2103

  • прежде всего необходимо выставить ВМТ – 4 цилиндра (смотрим по положению бегунка), делать это необходимо, проворачивая храповик коленвала до отметки на шкиву, совмещаем метки 4 и 3 на рисунке);

  • демонтируем трамблер, свечи и катушку (запоминая цвет проводов подходящих к катушке зажигания);
  • укладываем новую проводку;
  • устанавливаем новую высоковольтную катушку зажигания;
  • трамблер ставим точно так, как стоял старый (установка электронного зажигания ваз 2106,2103, 2107 с двигателями объемом 1.5 и 1.6 литра, немного отличается от других моделей. Эти двигателя имеют разную высоту блока цилиндров и, соответственно, разную длину приводного вала трамблера);
  • крепим коммутатор (желательно найти место на щите моторного отсека);
  • вкручиваем свечи и одеваем провода высокого напряжения (порядок работы 1-3-4-2);
  • подключаем проводку как на схеме:

Регулировка

Начальная установка угла зажигания ВАЗ происходит следующим образом:

  1. необходимо установить шкив коленвала на метку опережения зажигания в 10 градусов.
  2. трамблер ставим ровно так, чтобы датчик Холла смотрел на начало прорези распределителя.
  3. запускаем и прогреваем до рабочей температуры.
  4. пробуем запустить на горячую (при слишком раннем опережении зажигания, стартер не будет крутить, как положено)

Тестовая поездка: необходимо набрать скорость 30-40 км\ч, включить 4 передачу и дать полный газ. Вы должны услышать на 2-3 секунды звон “пальцев”, а потом двигатель должен ровно набирать обороты. Если звон продолжается дольше, необходимо сделать опережение зажигания позже, повернув немного трамблер против часовой стрелки. Если звона нет, можно чуть сделать пораньше – повернув по часовой стрелке.

Двухконтурное электронное зажигание на ВАЗ 2107:

Почему здесь нет упоминания про стробоскоп?

Дело в том, что специалисты на практике не пользуются стробоскопом из-за постоянного растягивания цепи на двигателе. Даже новая цепь за10 -15 тысяч пробега, после подтяжки натяжителем, растягивается так, что метки на моторе не совпадают, соответственно невозможно точно выставить зажигание стробоскопом.

Напоследок. Установка электронного зажигания ваз 2107, с инжекторным двигателем НЕ ВОЗМОЖНА, так как уже стоит. Если был установлен жгут проводки с ВАЗ 2108 и автомобиль не запускается, то, скорее всего, были перепутаны разъемы коммутатора и ЭПХХ, они идентичные.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook