Смазать ступичный подшипник ваз. Выбираем смазку для ступичных подшипников. Основные правила смазки для ступичных подшипников

Своевременная замена изношенных деталей автомобиля – залог его продолжительной работы. Нередко случается, что приезжая на СТО водитель слышит, что можно было обойтись без дорогостоящего ремонта, если бы машину пригнали чуть раньше. Во многом работа всего автомобиля зависит от правильно подобранных смазочных средств, поэтому так важна смазка для ступичных подшипников. В этом узле стоят шариковые или конические роликовые подшипники, для каждого из них нужна своя смазка.

Подшипники заключены в закрытую обойму, в ней всегда должна быть смазка, чтобы детали не истирались. При выборе такого смазочного материала требуется обращать внимание на следующие критерии:

  1. Термоустойчивость . Этой смазке приходится работать в тяжёлых условиях, поэтому она должна демонстрировать стабильность к физико-химическими и механическим воздействиям даже при высоких температурах. Также важно, чтобы в зимние морозы смазка не загустела, а в жару не стала очень жидкой.
  2. Вязкость и прочность состава . Эти параметры показывают способность смазочного материала удерживаться на деталях, а также характеризуют его текучесть. Чем больше показатель вязкости, тем лучше, тогда все поверхности подшипников будут хорошо работать без заеданий.
  3. Смазочная способность . Этот показатель определяет, насколько будет снижаться сила трения деталей, заключенных в колёсной ступице. Он самый важный для этого автомобильного узла, так как от нормальной работы колёс зависит ход и движение всего авто. В случае, если у выбранного масла будет низкая смазочная способность, то машина будет работать с рывками.
  4. Стойкость к коррозии . Ржавчина – основной враг металлических деталей авто, смазка для подшипников сможет уберечь их от её влияния, для этого она должна обладать всеми нужными качествами.
  5. Противоизносная способность . Желательно, чтобы масло в период своей эксплуатации помогло противостоять ступичным деталям износу и появлению на них задиров. При использовании качественного смазочного средства проводить замену деталей нужно будет проводить гораздо реже. Это приведет не только к экономии на закупке деталей ступицы, но и комплектующих к ним.

Разновидности используемых смазок

Некоторые ошибочно выбирают смазку для подшипников ступицы по её цвету, а не по свойствам, и делают серьезную ошибку, так как неподходящая смазка может нанести урон подшипнику. Задумываясь перед выбором, какая лучше смазка для ступичных подшипников следует знать, что она должна быть обязательно трёхкомпонентной, состоящей из смазывающего вещества, модификатора и загустителя. Эти составляющие масла для ступицы определяют его главные свойства. Перед покупкой смазки нужно обязательно проверить её состав и характеристики, заявленные производителем.

В зависимости от воздействия смазки на детали авто их подразделяют на несколько видов.

  1. Высокотемпературная. Этот тип демонстрирует стойкость к высоким температурам, она сохраняет свои основные свойства даже при температуре свыше 100 °С. В составе такого смазочного средства присутствует медь или никель.
  2. Электропроводящая. Идеально подходит для бортовой электросети, так как предохраняет её соединительные провода, аккумуляторные клеммы и реле от коррозии.
  3. Консервирующая. Простой тип смазки, который бережёт металлические детали от влияния коррозии, но они могут смываться с поверхностей деталей обычной водой. Чаще всего их применяют для консервации деталей.
  4. Молибденовая. Именно её применяют для подвижных элементов авто, она образует на их поверхности защитную плёнку, исключает перегревание деталей и образование на них задиров.
  5. Литиевая. К этому типу относятся литолы и им подобные соединения, они предназначены для защиты подшипников и взаимодействующих агрегатов.

Все описанные смазки предназначены для определённых целей и узлов, поэтому следует серьёзно подходить к их выбору, чтобы не навредить автомобилю.

Какую смазку выбирать и когда?

Менять смазку для подшипников ступицы желательно после каждых 35 - 45 тыс. пробега, допустимый километраж зависит от условий интенсивности использования машины. Факторы, на которые нужно обратить внимание при ее покупке:

  • величина нагрузки, передаваемая на ступицу;
  • интенсивность езды на машине, насколько часто она используется и на какие расстояния перевозит своего владельца;
  • марка стали подшипника;
  • тип применяемых деталей в ступице;
  • защищенность узла от попадания влаги и грязи;
  • частота и скорость вращения ступичных элементов.

В большинстве своем опытные автолюбители приобретают высокотемпературные мазки литиевого типа.

Если материал будет реагировать на повышенные температуры, то он может просто вытечь из ступичного узла, и детали в нём будут работать «на сухую». Если вдруг смазка определённого вида закончилась, и нет её в запасе, то доливать другой тип нельзя, так как они работают в разных условиях.

Перед смазкой подшипника ступицы необходимо его подготовить: вычистить и обмыть бензином. Масло наливается строго в определённой дозировке, иначе при его недостатке подшипниковый узел может заклинить, а при переизбытке излишки будут самовольно переливаться. Чтобы определить оптимальное количество смазочного средства нужно изучить техпаспорт автомобиля.

Если говорить конкретно об определенных типах смазок, которые могут использоваться для подшипников ступицы, то можно выделить три из них.

Молибденосодержащие смазки

Они достаточно эффективно защищают ступичный узел, в основном изготавливаются из дисульфида молибдена, который способен продлить срок эксплуатации подшипника и защитить его от износа. В пользу выбора именно этой смазки выступает её способность противостоять развитию коррозионных процессов. Главный компонент этого масла оставляет на поверхности деталей плёнку, за счет которой металл становится устойчивым к окислительному воздействию внешней среды. Срок ресурса такой смазки составляет 100 тыс. км, примерно столько же может эксплуатироваться и подшипник ступицы, получается, что одного внесения смазки будет достаточно до замены старого подшипника новым.

Но у такой смазки имеются и недостатки, среди которых выделяют:

  • взаимодействие с водой;
  • если произойдет разгерметизация ступицы, физико-химические свойства смазки могут пострадать. В этом случае необходимо заменить всю смазку, а заодно проверить, не отразилось ли это на состоянии трущихся деталей;
  • смазки этого типа быстро загрязняются, а попадающие в них включения понижают свойства смазки противостоять трению;
  • воздействие высоких температур на содержащие молибден смазки начинает проявляться при высоких скоростях. Такой сбой можно вычислить, если открыть колпак и проверить цвет жидкости под ними, при наличии такой проблемы её цвет будет синим.

На рынке представлены молибденосодержащие смазки отечественных марок: «ШРУС-4» и «Фиол», а иностранные производители предлагают: «Mobil», «Texaco», «ESSO» и «Castrol» (BP).

Литийсодержащие смазки

Они идут на основе лития, растворённого в органических кислотах. Такое масло относится к универсальному типу, по внешнему виду его можно узнать по характерному светло-жёлтому оттенку. Хорошая вязкость материала обеспечивает оптимальное смазывание всех движущихся деталей, за счёт чего снижается трение между ними.

Литиевые смазки могут выдерживать, не теряя свои эксплуатационные свойства, до 110 тыс. пробега. Они могут возвращаться к своим эксплуатационным свойствам даже после сильного перегрева узла.

К недостаткам этого материала относят:

  • среднюю степень устойчивости к коррозии;
  • некоторым полимерным материалам такая смазка не подходит.

Купить литиевое масло отечественного производителя можно под маркой «Литол 24», а среди иностранных брендов особой популярностью пользуются: «Very Lube», «British Petroleum» и «Renolit».

Высокотемпературные смазки

Они имеют в своем составе медные и никелевые порошки, которые наделяют их высокой окислительной стабильностью и устойчивостью к высоким температурам. Даже в экстремальных условиях работы подшипники с такой смазкой работают безотказно, их рабочая температура может лежать в пределах от - 40 до + 180 °С. Их стоило бы взять на вооружение начинающим автолюбителям, у которых на дорогах часто случаются экстренные торможения. Качественные присадки, входящие в состав этих смазок, наделяют масло стойкостью к вымыванию, окислению и термокоррозии. Отличным представителем этого типа смазок является «BLUE» (МС 1510).

Зная, для чего нужна смазка в подшипниках ступицы, станет проще выбирать её, основываясь на приведённые критерии и факторы, влияющие на требуемые характеристики масла. Чтобы не сомневаться в своем выборе следует прочитать прилагаемое к авто руководство по эксплуатации, а также ознакомиться с рекомендациями его производителя. Не стоит выбирать дорогое масло, но и экономить на нем нельзя, желательно найти оптимальное сочетание его качества и приемлимой цены.

Ступичные подшипники (СП) обязаны быть в идеальном состоянии, так как общее состояние автомобиля и комфорт в управлении напрямую зависит от этого узла. Довольно часто о наличии ступицы водитель вспоминает только, когда она дает о себе знать в качестве визга. На самом деле ступицы являются одними из тех трущихся составляющих автомобиля, которые обязаны смазываться и проверяться при техническом обслуживании, обычно ТО-2.

От незнания нужно ли смазывать ступичные подшипники и как часто это делать, сегодня страдает множество автолюбителей. Данная деталь авто принимает на себя довольно высокую нагрузку, которая должна уходить далее, но это функция несколько блокируется, когда создается трением между валом и ступичным подшипником. Любое трение имеет негативный, деструктивный характер, так как изнашиваются узлы агрегата, поэтому смазывать необходимо практически все. Благо, что дело поправимое, хотя и требует скорейшего устранения.

Если было замечено наличие нестандартного звука, особенно визга в районе ведущих колес, то следует отложить поездку, особенно длительную, пока не будет смазана деталь.

Обзор смазок с плюсами и минусами

Вопрос, можно ли смазать ступичные подшипники даже не будет подниматься, так как ответ очевиден – ДА. Другой более важный нюанс, на который действительно стоит обратить внимание, при том первичное – это, чем лучше смазывать ступичные подшипники?

Смазок сегодня существует очень много, каждая отличается от другой присадками, добавлениями и самой основой, поэтому полностью одинаковых нет. Это важно отметить, так как в подшипнике не должно происходить смешивания нескольких видов смазок.

В целом, разобраться, каким средством смазать ступичный подшипник нужно, первично определившись с родом основного вещества:

  1. Солидольные. Наверняка у большинства автолюбителей лежит подобное вещество в гараже и оно вполне подходит для поставленной задачи, тем не менее без недостатков не обходится. Преимущества заключаются в низкой цене и высоком уровне устойчивости к влаге, зато температурные характеристики не слишком впечатляющие. Другая модификация солидола – это консталин, который обладает противоположными характеристиками;

Читайте также: Самостоятельная замена редуктора заднего моста ВАЗ 2107

  1. Литолы. Наиболее популярные и эффективные смазки. Сейчас они легкодоступны и дешевы, при этом разнообразие литольных продуктов весьма большое. Такие масла отлично справляются со смазкой нагруженных узлов, не поддаются воздействию влаги и термоустойчивые. Дополнительно используются антикоррозийные присадки;

  1. Молибденовые. Тоже отличный вариант, так как обладает всеми перечисленными параметрами, но еще и образуют небольшой, защитный слой, предотвращающий задиры;

  1. Высокотемпературные. Требуются нечасто, они также выполнены на основании литола, но выдерживают гораздо выше температуру, порой до 1000 градусов. Данный эффект достигается благодаря введению никелевых и медных порошков.

Выбирая из производителей смазок взгляд сильно разбегается, но советуем обратиться к более известным, именитым брендам. Хороший продукт у компании Mobil, он чаще всего и используется. Широко применяется, так как выдерживает сильную нагрузку на авто. Вероятно, вы встречали такую смазку, она имеет синий цвет.

Смазка на основании молибдена от компании Castrol часто рекомендуется автомобилям, которые испытывают запредельные нагрузки. Дело в том, что молибден окутывает трущиеся детали сухим слоем и из-за этого возникает дополнительная защита механизмов. Также характерно для всего класса то, что данный вариант защищает от задиров.

Смазки от Divinol обладают повышенной пластичностью. Также очень гибки в использовании, так как эксплуатационные характеристики подходят для большинства автомобилей.

Продукты от Molykote также довольно качественные, так в ассортименте есть термоустойчивая смазка, которая не вступает в реакцию с большинством материалов. Особенно интересен вариант Molykote BR 2 Plus, так как позволяет защитить подшипники от износа.

Как смазать ступичные подшипники

Первым делом озадачимся вопросом, как смазать ступичный подшипник не снимая его? Конечно же это вариант для тех, у кого просто нет возможности снять данную деталь или время не позволяет это сделать. Важным условием для данной процедуру является то, что смазка, обязательно, должна быть одинаковая в самом подшипнике и добавляемая. Обычно, наверняка узнать предыдущую смазку весьма сложно, поэтому придется все таки снимать ступицу.

Читайте также: Признаки и причины неисправной подвески

Итак, как смазать передний ступичный подшипник, не выпресовывая его:

  1. Нужно установить автомобиль на ручник;
  2. Приподнять машину
  3. Снимите колесо, затем металлический колпак, закрывающий ступицу;
  4. Теперь следует снять стопорное фиксажное кольцо при помощи отвертки или тонких пассатижей;
  5. После этого открывается доступ к подшипнику, здесь то и необходимо добавить смазки, затем прокрутить ступицу.

Теперь известно, как смазать ступичный подшипник, но способ значительно хуже, чем полный разбор и дальнейшая смазка. По сути в предыдущем варианте уже выполнена половина процедуры от полного разбора ступицы, поэтому можно просто дополнить инструкцию.

  1. После освобождения от фиксажного кольца необходимо изъять саму ступицу, при этом следует держать тормозной диск;
  2. Теперь стоит выпресовать подшипник, делается это при помощи соответствующей головки и молотка;
  3. Затем необходимо очистить полученную деталь от предыдущей смазки, вероятно ее очень мало или вообще нет, выполняется при помощи бензина;
  4. Визуально проверьте целостность устройства и отсутствие износа, затем добавьте выбранную смазку;
  5. Немного прокрутите и можно собирать ступицу.

Видео инструкция

Выше был рассмотрен процесс смазки переднего колеса, как смазать задний ступичный подшипник, точнее основные отличия от предыдущего варианта разберем далее. Сразу стоит оговориться, что в некоторых автомобилях задний СП вовсе неразборный, а в остальных просто нет прямого доступа к нему.

Процесс разбора и снятия ступицы приблизительно такой же, только сам подшипник извлечь нельзя. Он находится в закрытом блоке. Необходимо раскрутить, подковырнуть крышку, чтобы ее снять. Далее потребуется шприц, лучше с длинным носиком. В зазор, который находится по краям всовываем шприц со смазкой и выдавливаем до наполнения подшипника, также его следует периодично прокручивать.

Истории автовладельцев

Валерий:

«Задумался, нужно ли смазывать ступичный подшипник перед установкой, ведь он и так должен быть подготовлен к использованию. Решил, что производитель сам озадачился данной проблемой, но, как показала практика – нет, на следующий день пришлось снова все разбирать и смазывать.»

Подшипники, изобретённые более ста лет назад, стали незаменимой деталью в любом вращающемся механизме - они способны существенно уменьшать трение по сравнению со своими аналогами, а также для отдельных компонентов. В автомобиле также применяется множество подшипников - среди них нужно отметить детали в двигателе и трансмиссии, а также в ступицах колёс. Последним обычно уделяют меньше всего внимания, считая их практически «вечными». Однако от такого подхода лучше отказаться, поскольку заклинивший на огромной скорости ступичный подшипник может стать причиной серьёзной аварии. Чтобы избежать таких проблем и обеспечить надёжность ходовой части автомобиля, следует знать, какая смазка для подшипников ступицы лучше.

Какие смазки нельзя использовать?

Прежде всего, нужно сказать, что далеко не каждая смазка станет хорошим вариантом для уменьшения трения ступичных подшипников. Это связано с особенными условиями эксплуатации такого узла - он движется с очень большой скоростью и нагревается до высокой температуры. Именно последнее обстоятельство является причиной для отказа от смазок на основе синтетических углеводородов - они начинают разрушаться уже при нагреве до 45–60 градусов. К этой группе принадлежат силиконовые и вазелиновые составы, которые широко представлены на российском рынке. Каждому автомобилисту следует запомнить, что углеводородные смазки являются консервационными и не подходят для обработки таких высоконагруженных деталей, как ступичные подшипники.

Также лучше не приобретать смазку на графитовой основе, поскольку она содержит достаточно большое число абразивных частиц, приводящих к ускоренному износу корпуса подшипника. Графитовые смазки применяются для обработки малоподвижных соединений либо для защиты от коррозии креплений рессор. При набивке такого средства в ступичные подшипники ремонт ходовой части предстоит делать уже через 25–30 тысяч километров, хотя номинальный срок службы таких деталей достигает 100–120 тысяч километров.

Быстро разрушить ступичные подшипники способна и смазка на основе кальция либо натрия. Такие средства способны эффективно бороться с трением, однако они не могут предотвратить распространение коррозии. Вместе с тем эксплуатация ступичных подшипников осуществляется в очень сложных условиях, поэтому они могут быстро выйти из строя без должной защиты. Также стоит отказаться от применения смазок с железом и цинком, даже если они предназначаются именно для подшипников - скорее всего, такие средства необходимо использовать в промышленном оборудовании.

Лучшие средства

На основе дисульфида молибдена

Одним из лучших средств, защищающих ступичные подшипники от разрушения, является смазка, содержащая большое количество дисульфида молибдена. Эта соль металла способна существенно уменьшать силу трения, снижая скорость износа всего узла. Кроме того, смазки, изготовленные с применением такой технологии, способны останавливать распространение коррозии за счёт образования очень плотной неразрушимой плёнки на поверхности обработанной детали. Срок службы равен продолжительности эксплуатации самих ступичных подшипников - более 100 тысяч километров, поэтому при грамотной установке детали никаких проблем с ходовой частью автомобиля возникать не будет.

Конечно, даже такая высокотехнологичная смазка не может обойтись без определённых недостатков - в первую очередь, они представлены чувствительностью к воздействию влаги. Если корпус ступицы будет разгерметизирован, смазку лучше поменять, внимательно проверив при этом состояние подшипника, который может подвергнуться необратимым повреждениям. Кроме того, смазки на основе дисульфида молибдена достаточно быстро загрязняются, и при появлении в них абразивных частиц эффективность борьбы с трением существенно снижается.

Смазка, созданная с применением дисульфида молибдена, также способна разрушаться при особенно высоких температурах, хотя для неё эти показатели значительно больше, чем для упомянутых ранее углеводородных синтетических средств. Поэтому после длительной езды с большой скоростью желательно регулярно откидывать крышки корпусов подшипников, чтобы проверить их состояние - первым индикатором их чрезмерного износа станет синеватый цвет, после чего поломанная деталь начнёт проявлять себя сильным гудением. Для обработки подшипников ступицы можно использовать смазку отечественного производства, например, Фиол, а при её отсутствии можно купить более дорогое средство ШРУС-4, хотя оно несколько уменьшит срок службы узла. Если вы предпочитаете пользоваться смазками зарубежных производителей, обратите особенное внимание на следующие бренды:

  • Texaco;
  • Castrol (BP);
  • ESSO;
  • Liqui Moly;
  • Mobil.

На основе лития

Уже достаточно давно была разработана универсальная консистентная смазка, в основу которой положен литий, растворённый в органических кислотах. При вспенивании и добавлении загустителя получается желтоватая субстанция, которая легко зачерпывается пальцем или специальным инструментом, однако самостоятельно не выливается из банки. Литиевые смазки считаются идеальным вариантом для борьбы с трением - они обеспечивают существенное снижение нагрузок, что приводит к уменьшению скорости износа отдельных деталей. Благодаря этому срок службы подшипника при обработке таким составом возрастает до максимума, что позволяет получить уверенность в надёжности ходовой части автомобиля. К сильным сторонам средств на основе лития относится и долговечность - смазка не теряет свои свойства и к 100–110 тысячам километров пробега, хотя ради безопасности деталь лучше заменить.

Благодаря этому литиевые смазки считают идеальным вариантом для обеспечения безопасности подшипников, хотя в некоторых других областях достигающийся с их помощью результат не столь хорош. Минусом этих средств считается средняя коррозионная устойчивость в сравнении с альтернативными составами, поэтому при нарушении герметичности корпусов подшипников смазывающий материал также стоит поменять. Кроме того, минусом является способность органических кислот в основе литиевых смазок растворять некоторые полимерные соединения. Поэтому, прежде чем приобретать такие средства, обратите внимание на инструкцию по эксплуатации автомобиля - вполне возможно, что в ней вы найдёте указание о недопустимости их применения.

Сейчас смазка на основе лития производится лишь несколькими зарубежными компаниями, среди которых нужно назвать British Petroleum, Very Lube и Renolit. Однако вы можете использовать для защиты ступичных подшипников и относительно недорогой отечественный аналог, представленный средством под названием Литол-24. В отличие от прочих составов, Литол отлично справляется с повышенными нагрузками и высокими температурами, обеспечивая максимальную долговечность деталей. Кроме большой долговечности и , преимуществом отечественной смазки можно назвать широкую распространённость - её можно приобрести в любом автомобильном или строительном магазине.

Как смазать ступичный подшипник?

Чтобы нанести смазку на ступичный подшипник, нужно вначале добраться до него. Перед разборкой следует поставить автомобиль на ровное место и зафиксировать его, чтобы не допустить случайного перемещения. Перед снятием колеса не забудьте ослабить ступичный болт, повернув его против часовой стрелки - если забыть сделать это, придётся потратить много лишнего времени. Когда болт будет ослаблен, поднимите автомобиль на домкрат и аккуратно демонтируйте колесо, стараясь не сорвать резьбу его болтов.

Аккуратно открутите болты крепления тормозных суппортов и, придерживая колодки руками, снимите эту деталь со ступицы колеса. Чтобы добраться до подшипников, вам также может понадобиться демонтировать шаровую опору и стойку - при этом нужно выкрутить 2–4 болта, которые удерживают такие компоненты и аккуратно отвести их в сторону, не допуская сильных ударов и колебаний. В некоторых случаях приходится выбивать полуось - поставив на неё деревянную накладку или широкую металлическую оправку, нанесите несколько несильных ударов и затем потяните за край ступицы руками.

Вам также предстоит разобрать саму ступицу - это также производится при помощи широких металлических оправок, хотя здесь удары уже могут быть несколько сильнее. Добравшись до подшипника, выбейте его, используя оправку размером поменьше - будьте аккуратными, чтобы не повредить корпус ступицы. Обратите внимание на то, что ступичный подшипник состоит из двух несимметричных частей - запомните их положение, чтобы впоследствии правильно собрать узел. Достав старые части подшипника, проверьте, чтобы в ступице не оставалось выпавших шариков, а также старой смазки - для этого нужно будет промыть полость , а затем тщательно вытереть крупными бумажными салфетками.

Смазка ступичных подшипников обычно производится руками - специальные инструменты при этом применяются крайне редко. Всего вам нужно будет набить в одну деталь примерно 30–40 граммов густого материала, тщательно уплотняя его и следя за равномерностью нанесения. Поочерёдно устанавливайте две части подшипника, попутно смазывая их при недостатке набивки. Чтобы значительно ускорить процесс и не повредить пластиковый защитный кожух детали, используйте вместо оправки старый подшипник и ударяйте по нему молотком. Сборку ступицы производите в обратном порядке.

Максимальная надёжность ходовой части

Чтобы решить, какая смазка будет для защиты ступичных подшипников, обязательно уделите внимание чтению инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, производитель указывает разновидность состава, который разрешён к применению или даже конкретное наименование продукции. Если же таких указаний не имеется, можно использовать литиевую смазку, которая обеспечивает превосходную защиту от ускоренного износа и коррозии. Отечественный состав Литол-24 и зарубежные аналоги имеют практически одинаковую эффективность применения, поэтому на торговую марку при покупке можно не обращать внимания. Кроме того, альтернативным вариантом является смазка на основе дисульфида молибдена, хотя она не столь устойчива к воздействию влаги и имеет некоторые другие особенности.

Каждое устройство либо конструкция, содержащие в себе элементы разного рода вращающиеся элементы, обязаны быть снабжены подшипниковыми механизмами. Как правило это сборочный элемент, входящий в состав упора или опоры. При помощи подшипников поддерживается вся подвижная часть конструкции, таких как, например, вал либо ось. Именно эти элементы призваны обеспечивать качение либо вращение, а также фиксируют положение в пространстве.

Однозначно, для разных конструктивных элементов применяются различные типы подшипников, классифицируются которые по определённым признакам и характеристикам. Самыми распространёнными считаются подшипники роликового типа, о которых мы и будем говорить далее.

Что такое роликовые подшипники и их виды?

Не следует обходить стороной и то, что роликовые подшипники, как тип имеет и свои подвиды, которые специально разработаны под определённые условия. Роликовые подшипники применяются, как правило, в очень мощных механизмах, таких как прокатные станы, например, которые постоянно поддаются большой радиальной нагрузке. Цилиндр здесь выступает в роли тела качения, а точка контакта пролегает по линии, за счёт чего вся нагрузка распределяется по наибольшей площади, что позволяет подшипнику принимать на себя очень большие нагрузки.Они более выносливые чем шарикоподшипники и кроме применения в автомобилестроении их используют так же и в металлургии, авиации, тяжёлом машиностроении и железнодорожном транспорте.

Другими разновидностями роликовых подшипников являются конические, игольчатые, сферические и цилиндрические. Конические подшипники составляют 40% от всех роликовых подшипников. Они широко используются в автомобилестроении, в сельскохозяйственном и железнодорожном транспорте. У игольчатых подшипников тело качения имеет очень малый диаметр, что позволяет их успешно применять в небольших механизмах. Сферические роликовые подшипники компенсируют несоосность, не сокращая срок своей службы и при этом выдерживая экстремальные эксплуатационные условия. Применяются, зачастую, в промышленном оборудовании.

Необходимость в смазке подшипников

Чтобы подшипник всегда исправно работал, его необходимо регулярно и правильно смазывать. Если смазочный материал будет выбран неправильно или его количество будет недостаточным, это неизбежно приведёт к преждевременному изнашиванию подшипника и сокращению его эксплуатационного срока. От смазки зависит долговечность механизма подшипника в той же мере как и от качества его деталей. Гораздо более сильно возросла роль смазки с повышением напряжения в рабочих узлах трения: возросшими частотами вращения, нагрузок и конечно же температуры - это самый значительный фактор, который обусловливает долговечность смазки в элементах подшипника.

Смазочный материал для узлов подшипника выполняет следующие функции:

- образование упругой гидродинамической масляной плёнки между рабочими поверхностями. Она смягчает удары тел качения о сепаратор и кольца, благодаря чему долговечность подшипников увеличивается, а шум при его работе снижается;

Уменьшает трение во время скольжения между поверхностями, которое возникает вследствие их упругого деформирования под действием нагрузок, возникающих во время работы подшипника;

Снижает трение скольжения, что возникает между телами и кольцами с сепаратором;

Работает как охлаждающая среда;

Равномерно распределяет тепло, вырабатываемое подшипником во время его работы, по всей его площади, предотвращая этим возникновение экстремальных температур внутри подшипника;

Защищает механизм подшипника от появления коррозии;

Препятствует проникновению грязи, пыли и других посторонних загрязнителей из окружающей среды внутрь подшипника.

Какой должна быть смазка для роликовых подшипников?

Смазка подшипников, в основном, осуществляется при помощи пластичных смазочных материалов и жидких масел. В особых средах сверхвысоких и сверхнизких температур используются смазочные материалы твёрдого типа и специальные элементы трения. Основными критериями, по которым выбираются смазочные материалы, являются условия эксплуатации подшипников, а именно:

Скорость вращения;

Колебания;

Окружающая среда.

Иными критериями выбора выступают:

- чистота;

Низкий уровень шума;

Пищевые допуски;

Соответствие экологическим требованиям.

Жидкая масляная смазка – несомненно, наиболее предпочтительный вариант. Во всех возможных случаях лучше применять именно такой тип смазок. Их существенным преимуществом в сравнении с пластичными смазками являются более лучшее теплоотведение и удаление частиц изношенных элементов от узла трения, а также прекрасная проникающая способность и замечательные смазывающие характеристики.

Но всё же, если сравнивать эти два вида смазок, то жидкие масла также имеют и свои недостатки: конструкционный расходы, которые необходимы для удержания их в подшипниковом узле и опасность их утекания. Поэтому и стараются применять пластичные смазочные материалы. Основным её преимуществом, в сравнении с жидкой смазкой, является более долгое время эксплуатации в узлах трения и снижение, за счёт этого, конструкционных расходов. Почти все подшипники качения смазываются именно пластичными видами смазки.

Как правильно выбрать смазку для роликовых подшипников?

Смазывание пластичной смазкой

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные вещества, с составом и свойствами, которые разработаны специально для того, чтобы снизить износ и трение при превышении наивысшего допустимого температурного предела и временного периода. Смазки бывают твёрдыми, мягкими и полужидкими, которые состоят из:

- загустителей;

Жидкости для смазывания, которая выступает как базовое масло;

Присадок.

Масло, которое присутствует в смазывающем материале, называется базовым. Пропорции базового масла изменяются в зависимости от того, какое количество сгустителя, какого он типа и какова возможность его применения в смазке. В большинстве смазок количество базового масла может колебаться от 85% до 97%. Как базовые масла используют:

- минеральные масла;

Синтетические масла, в том числе сложноэфирные синтетические и силиконовые масла;

Растительные масла.

Наиболее широкое применение получили смазки на минеральной основе и металлической мыльной основах, а также комплексах органических и неорганических загустителей. Они могут работать при температурах до 150 градусов по Цельсию.

Синтетические смазки гораздо более эффективнее минеральных по ряду качеств. Это стопроцентная устойчивость к окислению, экстремально температурные характеристики, устойчивость относительно к жидким и газообразным реагентам. Специальное синтетическое масло, которое играет базовую роль в смазке, а также загуститель играют большую роль относительно определения вышеуказанных свойств. В состав сложноэфирного синтетического масла входит кислота, спирт и вода в качестве субпродукта. Сложные высокоспиртовые эфиры с двухосновными жирными кислотами образуют сложноэфирные масла, которые используются в качестве синтетических смазочных и базовых масел. Такие пластичные смазки применяются, зачастую, при низких температурах и скоростях.

Различные силиконовые базовые масла в своём составе имеют метил силикон, фенил метил силикон, хлорофенилметил силикон и тому подобные. Силиконовые смазки имеют прекрасные низкотемпературные характеристики. Серьёзный недостаток – это малая нагружаемость плёнки смазывания у силиконовой смазки.Они непригодны для условий, в которых происходит скольжение металла о металл, ибо моет появиться значительное изнашивание или рифление.

В последнее время широко распространёнными стали пластичные смазки, производящиеся на основе перфторированного полиэфирного масла (PFPE), у которого исключительная термическая стабильность и полная нетоксичность. Оно может работать в условиях полного вакуума и нейтрально ко многим химическим веществам. PFPEсмазки разрабатываются исключительно для следующих условий:

- температуры до +300 градусов по Цельсию;

Глубокого вакуума с остаточным давлением мене 10 Паскалей;

Агрессивных сред;

Возможным контактом с органическими продуктами потребления в пищу;

Различных полимеров.

Растительные масла в пластичных смазках как базовые применяются очень редко. В основном в случаях необходимости возобновления ресурсов и возможности биологического распада. Масло из семян рапса самое выгодное и эффективное в экономическом плане натуральное масло, выступающее в качестве базового продукта. Но ограничивает эксплуатационные возможности узкий режим температур. Масло подсолнечника имеет более широкий диапазон температур, но его стоимость более высока, что ограничивает экономически все возможности его использования. Для того, чтобы себестоимость смазки не была заоблачной, смешиваются разные виды масел: дорогих и более дешёвых. Но всё же такие эксперименты могут приводить ухудшению эксплуатационных свойств пластичных смазок.

Загустители подразделяются на два вида: мыльные и немыльные и в зависимости от этого придают смазке определённых свойств. Мыльные смазки в свою очередь подразделяются на сложные и простые. Смазочным веществам, которые изготавливаются из алюминиевых мыл и минеральных масел, характерна прозрачность, хорошим сцеплением и водостойкостью. Максимальные температуры применения колеблются в температурных пределах от 600 до 1000 градусов по Цельсию.

Материалы для смазки, которые производятся из комплексных алюминиевых мыл и синтетических масел обладают высокой температурной стабильностью, прекрасной водостойкостью, их температурный режим находится в пределах 140 градусов, в некоторых случаях и до 300 градусов по Цельсию.

Смазывание маслом

Жидкие смазки вмещают в себя присадки и базовые масла. Именно эти компоненты и определяют функциональные характеристики масел. Базовое масло влияет на основные свойства масляной смазки. Но зато эффективность зависит именно от характера присадок. Именно они улучшают эффективность базового масла по следующим критериям:

- высокая окислительная устойчивость;

Коррозионная защита;

Защита от износа;

Прекрасные смазывающие свойства;

Смачивание;

Высокая способность к эмульгированию;

Скольжение без рывков;

Зависимость вязкости от температуры.

Но в ряде случаев применяемые присадки могут привести к не очень хорошим результатам. Жидкие масла выполняют следующие функции:

- теплоотвод;

Защита поверхностей;

Отвод частиц, которые вызывают износ.

Смазочные масла выполняют также и специфические задачи:

- противокоррозионная защита;

Нейтральное отношение к материалам;

Соответствие требованиям пищевой промышленности;

Термостабильность;

Быстрое биологическое разложение.

К жидким смазочным материалам относятся: жирные, минеральные и синтетические масла. Жирные масла в качестве смазки не приемлемы. Они хоть и обладают сбалансированным смазывающим эффектом, но к низким температурам, увы, неустойчивы, а также очень чувствительны к окислителям. В областях технического применения лидерами являются минеральные масла. Но последнее время лидирует синтетика. Итак, почему же синтетические масла настолько популярны? Давайте рассмотрим их преимущества:

- они достаточно сильно устойчивы к окислению;

Устойчивы к экстремальным температурам;

Очень долговечны, смазка работает весь срок эксплуатации подшипника.

Как разобрать роликовый подшипник для смазки?

Итак, Вы вынули подшипники, обтёрли их снаружи от всех загрязнений и теперь необходимо выяснить какого типа Ваши роликовые подшипники: разборного или неразборного. У разборных подшипников пыльник закреплён разрезным стопорным кольцом. Это кольцо расположено в канавке внешней обоймы. Нужно найти именно этот разрез кольца и тонким предметом подцепить его за один край. После того, как кольцо вышло, пылезащитную плёнку можно вынимать, что обеспечит доступ к внутреннему наполнению подшипника. Теперь он готов к тому, чтобы его обильно промыть смазкой.

Если пылезащитные пластины на подшипниках не закреплены разрезным стопорным элементом: завальцованы или запрессованы во внешней обойме, значит они неразборные. С ними следует поступать следующим образом: снимите с такого подшипника один пыльник, смажьте его и вставьте открытой стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны достаточно для его вполне добротного обслуживания, ведь с другой стороны пыль не так сильно залетает, хотя, конечно, смотря где располагается необходимый Вам подшипник. Для качественной промывки подшипника Вам понадобится: Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:

- закрывающаяся ёмкость;

Палочка точно подходящая ко внутреннему диаметру отверстия подшипника, чтобы его можно было бы туда насадить;

Бензин для промывки.

Промывать роликовый подшипник, конечно же лучше в хорошо вентилируемом помещении, либо на улице.Итак, начинайте. Положите разобранные подшипники в ёмкость с бензином, затем потрясите несколько минут спустя некоторое время. Старая смазка должна выйти в раствор. Образовавшуюся мутную массу можно выливать. Процедуру следует повторить несколько раз до полного очищения. Теперь, чтобы убедиться в том, что подшипник чист, наденьте его на палочку и наполовину окуните его в ёмкость и прокрутите пальцем, чтобы ролики вытолкнули всю лишнюю грязь. Как только его вращение стало свободным, то можно класть его на чистую бумагу для просушки, после можно уже со спокойной душой приступать к его смазке.

Подшипники качения используются практически во всех ответственных механизмах, обладающих вращающимися элементами. С помощью этой детали удается значительно снизить сопротивление трению, переведя процесс трения в менее сопротивляющееся качение. При этом остальные характеристики узла не ухудшаются. Однако, повысить работоспособность подшипника качения помогает использование качественной смазки.

В конструкции автомобиля в трансмиссии, рулевом управлении, в двигателе также используются подшипники разных типов, в том числе и качения. Разберемся, какая смазка для подшипников ступицы лучше, ведь заклинившее колесо может стать неприятным событием, особенно если это произошло на высокой скорости. Это значит, что выбор смазки играет не последнюю роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

Не каждая смазка обеспечивает надежную защиту от трения в условиях работы автомобильной ступицы. На протекающие процессы воздействует достаточно большое количество внешних и внутренних факторов. Вращение происходит с большой круговой скоростью в условиях высоких температур.

Такие эксплуатационные особенности в большей степени приводят к отказу от смазок, имеющих в составе синтетические углеводороды. Их разрушение часто происходит уже при температурах 45-65 С. Группа включает в себя вазелиновые либо силиконовые материалы, представленные в большом ассортименте на прилавках специализированных отечественных магазинов.

Нужно знать, что смазки на основе углеводородов относятся к консервационному типу и не всегда показывают достойные характеристики в высоконагруженных узлах.

Использование смазочных веществ, включающих в себя натрий и кальций, способно нанести вред ступичным подшипникам. Они эффективно борются с процессом трения, но являются бессильными в противостоянии с коррозионным воздействием. Однако, работа узла сопряжена со сложными условиями, и ему оставаться совсем без смазки нельзя.

Нужно знать, что смазывающие вещества с графитовой основой содержат большое количество абразивных элементов, которые способствуют ускорению износа трущихся поверхностей.

В большей степени эти материалы применяют для малоподвижных сопряжений либо наносят их на рессоры, чтобы уберечь от ржавчины. Средняя выработка узла с внесением графитосодержащих веществ сокращается до 20-30 тысяч км пробега, в сравнении с использованием рекомендуемых автокомпаниями материалами, дающих наработку в 100-120 тысяч км пробега.

Не рекомендуется к применению смазка для ступичных подшипников с содержанием цинка или железа. Хотя она и используется для подшипников качения, но находит свое применение в промышленном оборудовании и узлах.

Разработки современных химиков предоставляют потребителям широкий выбор различных смазочных средств. Использование дополнительных присадок обеспечивает повышение качества и улучшение физико-химических свойств исходного материала. Рассмотрим, какой является лучшая смазка для подшипников.

Молибденосодержащие смазки

Эффективными являются смазочные материалы, изготовленные на основе дисульфида молибдена. Данное химсоединение достойно борется с силами трения, повышая ресурс использования подшипника. Дополнительным аргументом в пользу этой смазки является усиленная борьба с коррозионными процессами.

Активное вещество образует прочную пленку на металлической поверхности и защищает ее от воздействия окислителей. Работа смазки рассчитана на пробег около 100 тысяч километров, что сопоставимо со сроком службы самого подшипника. Это значит, что единожды внеся такую смазку и соблюдая рекомендации по ее эксплуатации, ее замена понадобится лишь с установкой нового подшипника.

Молибденовая смазка

Однако, даже такой материал не лишен недостатков. Основной минус – это взаимодействие с влагой. При герметичном корпусе и замкнутой системе работоспособность будет в норме, а вот во время видимой разгерметизации, стоит заменить всю смазку и проверить состояние трущихся поверхностей, так как могут происходить необратимые химико-физические процессы.

Отрицательным качеством также является быстрое загрязнение молибденовых смазок. Абразивные элементы существенно понижают качество смазки , и борьба с трением становится менее эффективной.

Негативным фактором для молибденосодержащих веществ является воздействие высоких температур хотя порог необратимости у них выше, чем у углеводородных, но после значительных превышений скорости стоит открыть колпак и заглянуть на состояние подшипников. Явным визуальным признаком станет синеватый оттенок, а после этого появляется характерный гул с проблемной стороны.

Отечественные производители предлагают такие марки:

  • Фиол;
  • ШРУС-4.

Материал иностранного производства можно найти в автомагазинах под брендами:

  • ESSO;
  • Texaco;
  • Mobil;
  • Liqui Moly;
  • Castrol (BP).

О наличие молибдена указывается в составе вещества.

Высокотемпературные смазки

В своей основе этот класс часто имеет добавки в виде никелевых и медных порошковых соединений. Примером служит BLUE (МС 1510), способная защищать узел от воздействия высоких температур. У вещества высокая окислительная стабильность, а также температура каплепадения составляет до 350 С, что практически на 100 С выше импортных аналогов.

Высокотемпературные смазки

Подшипники с ней работают безотказно даже при экстремальных терморежимах. Рабочий диапазон составляет от -40 С до +180 С . Она отлично себя проявляет во время экстренного торможения и резкого повышения температур. За счет качественных присадок обеспечивается устойчивость к окислению, термокоррозии и вымыванию.

Литиевосодержащие смазки

Много лет эксплуатируются смазочные материалы с растворенным литием в органических кислотах. Эти смазки относятся к универсальным консистентным веществам. Внешне они имеют светло-желтый оттенок, а вязкость обеспечивает надежную обработку поверхности.

Срок службы ступичных подшипников с таким антифрикционом повышается до максимально возможных значений, закладываемых производителем. Это обеспечивает надежную работу ходовой системы авто. Для таких условий подшипник не теряет свои эксплуатационные характеристики и до 110 тыс. км пробега . Характерной чертой литиевых смазок является возврат к своим эксплуатационным характеристикам даже после значительного перегрева узла.

Недостаток у этого материала заметен в средней степени коррозионной устойчивости, при сравнении с аналогами. Заметив нарушение целостности конструкции, стоит обязательно сменить смазку. Также присутствует несовместимость с некоторыми полимерными материалами. Подробную информацию нужно узнавать из инструкции по использованию смазок, предлагающейся с емкостью.

Иностранные производители, предлагающие такие материалы, представлены достаточно широко. Наиболее популярными являются:

  • British Petroleum;
  • Very Lube;
  • Renolit.

Отечественный товар достаточно высокого качества известен под брендом Литол-24 . Его стоимость ниже импортных, но при этом эффективность сопоставима с представленными мировыми торговыми марками.

Дополнительным плюсом для Литола является его широкое распространение и рекомендации от автопроизводителей.

Как проводить смазку узла

Перед тем как нанести смазку на ступичный подшипник, необходимо добраться до его расположения. Работы необходимо проводить на заблокированном авто с помощью стояночного тормоза и противооткатов. На опущенном колесе ослабляется болт, после чего необходимо поддомкратить нужную сторону.

Сняв колесо с крепления, ослабляем крепления тормозных суппортов, аккуратно придерживаем колодки и снимаем деталь со ступицы. Понадобится также демонтировать шаровую и стойку. Для этого выкручиваем болты и отводим конструкцию в сторону. С помощью съемника или деревянных накладок сбиваем ступицу с полуоси.

Разбор ступицы также потребует спецоправок или коротких точных ударов, не позволяющих плющить выбиваемые поверхности. Обеспечить более эффективное снятие поможет WD-40 или «вэдэшка». Она наносится на проблемную зону, после чего нужно некоторое время подождать положительного результата, а затем демонтаж должен пройти легче.

Ступичный подшипник имеет две разные части, поэтому необходимо обратить внимание на первоначальное положение их относительно остальных элементов. Вынимать сепаратор нужно так, чтобы внутри не оставалось шариков. Промывку от старой смазки можно провести с помощью бензина, после чего, насухо вытираем поверхность чистой ветошью.

Внесение смазки обычно выполняется без использования шприцев или других приспособлений. Для одной детали понадобится 30-40 г смазочного материала любой марки. Потребуется равномерно распределить ее по всему периметру сепаратора.

Монтаж частей проводится поочередно с добавлением необходимого количества смазки. В качестве оправки часто используют старую обойму от такого же подшипника. Сборка ступицы и колеса проводится в обратном порядке.

Обеспечение надежности при эксплуатации

Перед началом выбора смазки стоит прочитать руководство по эксплуатации автомобиля и рекомендации по этому поводу автопроизводителя. Обычно там расписаны важные параметры и эксплуатационные свойства для требуемой смазки. В некоторых случаях описаны предпочтительные марки или бренды, обладающие заданными характеристиками.

Если такой раздел отсутствует, то стоит попробовать литиевосодержащие вязкие антифрикционы. Однако, через определенные промежутки пробега понадобится провести визуальную диагностику работы подшипников.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook