Плохо ли для двигателя ездить на пустом баке? Что лучше: заправлять бак «до полного» или «ездить с лампочкой»? Перейти на высшую передачу

Подробности Категория: Статьи Опубликовано 20.01.2016

Сегодня поговорим о том, что будет, если ездить все время с почти пустым баком.

Многие автолюбители ездят на машине каждый раз до тех пор, пока не загорится лампочка резерва топлива. Стоит ли так делать?

На самом деле, лучше стараться всегда держать бак полным. Этому есть как минимум три причины.

1. Бензонасос . На современных автомобилях топливный насос находится в бензобаке и охлаждается бензином. Если ездить всегда с пустым баком, то бензонасос будет перегреваться и раньше выйдет из строя.

2. Конденсат . Когда бак автомобиля пустой, на его стенках от перепада температур образуется конденсат из атмосферной влаги. Со временем эта вода скапливается на дне бака (как известно, вода тяжелее бензина) и приводит к проблемам с запуском мотора, а также к коррозии, если бак металлический.

3. Запас хода . Иногда бывает, что возникает необходимость срочно поехать куда-нибудь далеко. Если у Вас полный бак, то ненужно задумываться, хватит ли бензина и искать заправку. Полный бак спасет Вас также в случае форс-мажора на трассе, особенно зимой. На занесенной снегом зимней трассе единственным источником тепла является двигатель авто, который не может работать без бензина.

Любите ездить на полупустом топливном баке? Жалеете деньги на полный бак? Но знаете ли вы, Давайте разберемся.

На различных форумах в сети Интернет время от времени всплывают темы, где автолюбители подолгу спорят по поводу эксплуатации автомобиля на пустом или на полупустом баке. В итоге мнения водителей разделились. Одни считают, что езда на пустом баке не вредит ни двигателю, ни в целом автомобилю, другие утверждают, что во время движения - это зло. Так кто же прав?

Двигатель не «знает», сколько топлива осталось в баке. Он только «знает», получает ли он достаточное количество топлива для запуска или нет. .

Особенно для старых машин, работающих на низкооктановом топливе, которое любит поглощать из атмосферы влагу, приводя к повышению влажности в бензобаке. Более современные автомобили, работающие на высокооктановом топливе, более защищены от образования лишней влаги в баке.


Как мы знаем, вода - враг любому металлу. Попадая в бак, она начинает делать свое злое дело. И чем чаще мы будем ездить , тем быстрее влага, смешиваясь с воздухом, начнет разъедать металлические поверхности бензобака.

По мере коррозии бака ржавчина внутри него начнет постепенно отслаиваться, засоряя в первую очередь топливный датчик. Также химические элементы ржавчины могут со временем ускорить , расположенного в . Но хуже всего, если ржавчина проникнет по топливопроводу в двигатель.

В этом случае она просто будет его разъедать.

Кстати, многие из этих эффектов имеют определенную зависимость от климата, а также от того, насколько хорошо вы заботитесь о своем автомобиле (как часто меняете различные фильтры и т. д.).

Но ржавчина в баке - это не единственная проблема для автомобиля. На самом деле больше всего беспокоит грязное топливо, которое мы часто заливаем на АЗС. Особенный риск для тех автомобилей, которые заправляют на несетевых частных заправках, где очень часто недобросовестные владельцы заправки продают топливо сомнительного качества.


Самое плохое, когда в бак попадает грязное топливо. В этом случае хоть топливный фильтр и справляется со своими обязанностями, все равно существует , а также того, что грязь попадет в двигатель. Очень нежелательно заливать топливо сразу после его заливки в бензохранилище, которое также может иметь ржавчину. Да, конечно, каждая заправка должна чистить баки, где хранится топливо. Но мы-то с вами знаем, что многие АЗС этого не делают.

Также вредно ездить на пустом баке в связи с перегревом бензонасоса, который может из-за этого выйти из строя. Все дело в том, что топливо в баке, по сути, является естественным охладителем для топливного насоса. То есть топливо защищает насос от перегрева.

Стоит также отметить, что при работе двигателя 98% топлива в машине не используется и возвращается в бак. В результате этого топливо нагревается. Естественно, когда в баке мало топлива, оно нагревается в нем слишком быстро. Это в свою очередь приводит к недостаточному охлаждению топливного насоса, что сокращает его срок службы. В том числе это часто вызывает увеличение расхода топлива и повышение вредных веществ в выхлопе.

К сожалению, нагретое топливо в баке создает много вредных паров, которые влияют на срок службы не только топливного бака, но и всей топливной системы.


Но почему небольшое количество топлива в баке может приводить к снижению запаса хода автомобиля, тогда как, наоборот, при нагреве топлива в баке его объем увеличивается?

Все дело в том, что, когда бензин нагревается, он расширяется. Когда температура падает, бензин, наоборот, сжимается в объеме. Однако энергетическое содержание бензина напрямую связано с его весом, а не объемом. Поэтому энергетическое содержание бензина, соответственно, не увеличивается при увеличении объема топлива.

Кстати, также важно не переливать топливо выше разумного предела.

Начнем с того, что подобный прием в практике действительно существовал. Мало того, даже попал на книжные страницы. Вот что писал, например, О. Яременко в книге «Твой друг автомобиль» в далеком 1988 году: «Кстати, если бензин кончился за 10…15 км до бензоколонки, в бак „Москвича“ или „Ижа“ можно залить до полутора литров воды и дотянуть до заправки. Вода имеет бóльшую плотность, чем бензин, и поэтому, пока остатки бензина в баке есть, в бензопровод будет поступать бензин».

Да, россияне во все времена умудрялись выкручиваться из самых безнадежных ситуаций, оттого настоящие советы бывалых читались не хуже детектива. Но разве сегодня кто-то станет лить воду в бак, коли АЗС на каждом шагу, а тревожный индикатор вспыхнет перед носом задолго до того, как бензонасос сделает последний глоток топлива? Однако же вот цитата из современного форума владельцев машин:

«Я по советам этого форума решил долить в бак воды, чтобы поднять уровень бензина и доехать до заправки. Залил 0,5 л - не заводится. Делать нечего, пошел за бензином с канистрой. Проблемка такая: умудрился обсохнуть посередине Невского, не дотянув до заправки пары километров. По совету долил в бак пол-литра воды. Все равно не завелась…»

Переливы и недоливы

Физика процесса ясна: ни один бензонасос не высасывает топливо до последней капли, что-то да останется на донышке. А при доливании в такой бензобак воды жидкость немедленно расслоится и более легкий бензин окажется сверху. Для сомневающихся - первый же кадр из фотофиксации наших экспериментов. Вместо топливного бака мы взяли прозрачный аквариум, залили в него бензин и подкрашенную «в цвет океана» воду. В аквариуме все было прекрасно: избыток топлива возвращался через «обратку», а синяя водичка так и покоилась на донышке, не попадая в магистраль.

Но ведь в баке-то все не так! Как минимум потому, что в прозрачном сосуде мы видим, сколько долить воды, чтобы поднять с донышка остатки бензина. Здесь требуется особая точность: недольешь - снова будешь хлебать воздух, перельешь - получишь воду вместо бензина! А как это сделать на реальном авто, если резервуары для горючего разных моделей различаются по архитектуре, как здания Растрелли и Жолтовского?

Но делать нечего, придется поупражняться именно на баках, например на древнем «жигулевском» и современном от Hyundai Getz. Распилим и посмотрим…

Начнем с вертикального вазовского. Тут все просто и очевидно: бензин перестает касаться трубки бензоприемника, когда его остается примерно 400 мл.

А вот в корейском баке все совсем по-другому. Даже опытные зарулевские инженеры с интересом рассматривали закоулки его внутренностей: лабиринты, переборки - сложное сооружение. Но любой плоский бак - штука капризная. Малейший перекос, и его внутренняя жизнь изменится кардинально.

С бубном...

Что же, начинаем колдовать. Определяем, какое количество топлива остается в каждом из баков после того, как «бензин кончился», доливаем водички и смотрим, стало ли лучше.

Как оказалось, приподнять водой бензин не проблема, но воспользоваться плодами своих усилий в реальной ситуации почти невозможно. Во‑первых, вслепую действовать бесполезно. Во‑вторых, остаток топлива в плоском баке превращается в тончайшую лужицу, хлебнуть из которой, не наглотавшись одновременно и воды, никакой насос не сможет. В-третьих, малейший перекос машины сведет все труды на нет: подобная «ловля блох» может сработать разве что в лабораторных условиях.

Впрочем, почему бы не помечтать? Скажем, ясновидящий владелец вазовской «классики» идеально точно угадает требуемый уровень долива воды, затем вручную аккуратненько подкачает топливо в карбюратор, затем пустит мотор… При таком раскладе можно предположить, что пару-тройку километров он проедет.

Известны и более хитрые приемы. Например, опустить в бак полиэтиленовый мешочек с водой: уровень топлива поднимется, а вода в него не попадет. На тех же «жигулях» и прочих древних машинах с баком без переборок и широкой прямой горловиной это, быть может, и сработает, но водителю современного авто не стоит и пытаться: мешочек гарантированно застрянет где-то на полпути, а вытащить его обратно будет нелегко…

Тем, кто все же захочет попробовать «дозаправиться» водой, посоветуем для начала убедиться в наличии сливной пробки в бензобаке. Ибо они вышли из моды вместе с появлением «жигулей».

Вас когда-нибудь интересовал вопрос, сколько может проехать ваш автомобиль после того, как на приборной панели загорится значок низкого уровня топлива? Действительно, иногда может быть забавно поэкспериментировать, чтобы узнать, сколько можно проехать на последних литрах топлива.

Но вы не должны этого делать, если не хотите, чтобы топливный насос вышел из строя. На предоставленном видео, где его автор полностью разобрал топливный насос, он объяснил, как тот работает. Поняв устройство и принцип действия бензонасоса, Вам станет понятно, что низкий уровень топлива в баке не способствует долгому сроку службы топливного насоса.

Топливный насос качает топливо из бензобака в двигатель. Это ключевой и необходимый компонент для работы автомобиля. К сожалению, не редко эта деталь выходит из строя, причем, чаще всего без каких-либо предупреждений. В итоге, немало водителей не раз становились заложниками той ситуации, когда топливный насос полетел в самое неподходящее время и не в том месте.


Например, не редко насос летит на трассе. Естественно после поломки насоса вы не можете продолжить движение. Самое интересное, чаще всего бензонасос выходит из строя в тот момент, когда в баке остается немного топлива. Почему так происходит?

Не забудьте включить субтитры и их перевод, если не знаете английский язык.

Главные причины поломок топливного насоса, как правило, связаны с низким уровнем топлива в баке. В этом случае топливный насос испытывает повышенную нагрузку. В первую очередь страдает сетчатый в насосе и электродвигатель.

Как можно увидеть на видео ролике выше, электродвигатель топливного насоса охлаждается топливом.

Так, для охлаждения электромотора насоса топливо поступает через сетчатый фильтр, а затем проходит через круглую крыльчатку насоса (как на фото ниже). Далее топливо проходит через электродвигатель топливного насоса для того, чтобы охладить медную обмотку, благодаря которой и работает электродвигатель насоса.


Запуск автомобиля с низким уровнем топлива означает, что в топливном баке будут преимущественно скапливаться различные газы (кислород и т.п.). Соответственно они также попадут в электродвигатель топливного насоса вместе с остатками топлива.

К сожалению, газы, скопившиеся в топливном баке и проходящие через электродвигатель насоса, имеют низкие коэффициенты теплопередачи по сравнению с конвективными жидкостями. В итоге газы не в состоянии отводить тепло с обмотки электродвигателя насоса так же эффективно, как это делает бензин или дизельное топливо.

В результате низкого уровня топлива в баке электродвигатель бензонасоса может перегреться, расплавить обмотку, что конечно приведет к выходу насоса из строя.

Кроме того топливо действует еще, как и смазка для топливного насоса. Поэтому запуск машины на пустом бензобаке приведет к прохождению через топливный насос излишних газов. Это может привести к преждевременному износу вращающихся частей насоса.


В дополнение к проблеме с перегревом и преждевременному износу насоса при работе двигателя автомобиля на пустом баке, топливный насос, работающий при низком уровне топлива в баке, может засасывать осадок, который находится в нижней части бензобака.

Особенно это актуально в старых автомобилях, где, как правило, использовался металлический бак, который со временем был подвержен коррозии, в результате чего на дне бака могли появляться частицы ржавчины.

Так же осадок на дне топливного бака может появляться и от некачественного бензина или дизельного топлива. В результате, запуская двигатель при минимальном уровне топлива в баке, вы рискуете тем, что в топливный насос попадут различные частицы осадка.

Эти отложения в топливном баке могут засорить топливного насоса. После того, как засорится топливный фильтр, двигатель не сможет получать достаточное количество топлива, в результате чего ваша машина не будет работать.

Обратите внимание, что фильтр может засориться не сразу, а со временем. В этом случае скорость потока топлива по топливной магистрали будет постепенно замедляться до тех пор, пока фильтр бензонасоса полностью не засорится.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook