Тенденции, проблемы и перспективы развития зарубежного и российского рынков легковых автомобилей. Основные тенденции развития автомобилестроения

Каждая автомобильная компания всегда стремилась и стремится привлечь своих потенциальных покупателей чем-то особенным, неповторимым. Это может быть оригинальный дизайн, богатая комплектация, широкая гамма двигателей, вариантов исполнения и т.д. В каждой стране на это могут влиять разные факторы: средний уровень заработка населения, размер транспортного налога, наконец-то цены на топливо. И это на фоне того, что многие концерны всё время расширяются за счёт убыточных или более мелких предприятий, растёт конкуренция между европейскими и азиатскими производителями, поэтому для них вопрос, чем привлечь покупателя, стоит особенно остро. Однако ведущим производителям становится невыгодно производить только одни легковые автомобили, они стараются проникнуть во многие сферы промышленности. Например, немецкий автогигант BMW помимо автомобилей имеет большую гамму мотоциклов, шведский Volvo производит ещё и строительную технику вместе с большегрузными грузовиками. Японские заводы имеют линейку скутеров, которые неплохо реализовываются в России. Производители уже давно проникли в ещё одну в область человеческой активности – спорт. Каждое себя уважающее предприятие имеет линейку спортивных автомобилей. Этот список можно продолжать долго, но остановимся на нашей теме: какое будущее имеет бензиновый или дизельный двигатель и вообще частный транспорт в целом? Разберём этот вопрос подробней. В век развития информационных технологий, когда трудовой процесс становится более доступным, требующим меньше физических затрат, функции легкового автомобиля сводятся к минимуму – доставлять человека или группу лиц «из пункта А в пункт Б» и перевозить их потенциальные грузы. При этом автомобиль должен быть удобным и комфортным. Это определяет политику производителей в отношении бюджетных и семейных автомобилей. Политики и бизнесмены должны передвигаться на максимально комфортных и красивых автомобилях. Это- машины представительского и бизнес класса. Но вернёмся к нашему вопросу: имеет ли будущее двигатель внутреннего сгорания? Некоторые специалисты говорят, что он доживает свой век и будет в ближайшем будущем заменён на более «чистый» электродвигатель. Однако из-за его дороговизны и несовершенства в сравнении с ДВС многие производители не спешат увеличивать рынок этих автомобилей. Однако определённый прогресс в этом направлении уже есть – многие знают автомобиль Tesla или массовый Toyota Prius. Но вместе с рынком новых автомобилей активно растёт рынок поддержанных автомобилей, особенно в России. У многих есть автомобиль – мечта, или некоторым просто невыгодно иметь новое авто. Именно в них такие люди могут найти удовлетворение своих желаний и потребностей. Руководствуясь всем вышеперечисленным можно выделить несколько современных тенденций развития автомобилестроения. Во-первых, происходит активный передел рынка между крупнейшими концернами Европы, США и Азии. Во-вторых, производители ищут альтернативные топливо и компоновки, пытаясь избавиться от гегемонии нефти. В-третьих, помимо развития рынка новых автомобилей, активно наращивается рынок подержанных автомобилей. Если же задуматься, имеют ли будущее легковые автомобили, то, несомненно, имеют. Но какое оно будет, покажет только время.

(По материалам автообзоров)


Каждый год ученые, инженеры, конструкторы, дизайнеры и просто энтузиасты создают невероятное вещи для автомобилей и всего, что с ними связано. Вот и в новом обзоре были собраны самые свежие, можно сказать мартовские тренды, которые в высокой долей вероятности захватят автомобильный рынок уже в этом году и начнут они (тренды) свое триумфальное шествие уже прямо сейчас.

1. Дома на колесах


Развитие современных технологий и распространение инновационных материалов сделало возможным новый виток развития такой вещи, как дома на колесах. Особой популярностью пользуются компактные прицепы для выживания, способны привнести максимум удобств и комфорта при минимальной нагрузке автомобиля. Ярким представителем последнего времени в этой области стал прицеп «TAXA "TigerMoth" Trailer». Несмотря на небольшие габариты, в нем есть все необходимое от кухни до спальной комнаты.

2. Шлемы всенаправленного обзора


Современные технологии толкают вперед неимоверными темпами индустрию развлечений. Развитие фото и видео техники, а также освоение технологий виртуальной реальности, позволило создавать принципиально новые шлемы для мотоциклистов. Ключевой особенностью новинок стал увеличенный сектор обзора и возможность 360 записи видео, без фокусирования взгляда на определенной точке. Одним из таких шлемов является «Real720Helmet».

3. Повсеместное использование LED


Светодиодное освещение набирает все большую популярность. Уже сегодня технология LED буквально на каждом шагу. Исключением не стал и автомобильный рынок, так компания Citroen представила сразу несколько концептуальный моделей с широким использованием именно этой технологии. Безусловно, далеко не LED не главная особенность этих автомобилей, но тем не менее и эта тенденция заслуживает внимания.

4. Интеллектуальные аксессуары


Нет ничего удивительного в том, что в XXI столетии невероятно распространение получают именно «умные» гаджеты и аксессуары. В наше время даже виорегистраторы становятся «умными» да еще и дополнительным функционалом обрастают. Ярчайшим представителем таких устройств вышедших на рынок в последнее время является «Dride». Самое главное заключается в том, что эта штуковина действительно способна сделать езду безопаснее.

5. «Бессмертные» колеса


Современные технологии и инновационные материалы позволяют создавать все более и более невероятные вещи, в том числе и принципиально новые колеса для автомобилей. Одними из таких являются концептуальные «Green Hive». Главной особенностью колес является их универсальность. В теории, такие могут быть установлены на любую машину, после чего на колеса можно надеть покрышки любого размера, сделав тем самым колесо меньше или больше. Наконец, колеса основанные на такой технологии будут очень легко ремонтироваться.

6. Симуляторы


В последние два-три года IT-компании сделали внушительный шаг в области проектировки и создания VR-технологий. Впервые за долгое время стало действительно понятно, что у этого направления есть будущее. Технологией уже заинтересовались автопроизводители, в частности компания Mercedes, которая представила свой собственный виртуальный тренажер, позволяющий оказаться за рулем самых разных автомобилей. Использовать такой предлагается, как для развлечения, так и для обучения.

7. Компактные мотоциклы


В последние 5 лет началось настоящее переосмысление того, что такое мотоцикл. С каждым годом появляется все больше и больше любопытных концептуальных образцов мотоциклов. Далеко не каждый из них прорвется на рынок, однако в действительности важно лишь то, что эти образцы позволяют продвигать новые материалы и технологии. Одним из любопытнейших концептов последнего времени стал мотоцикл Nazo.

8. Экологически чистый транспорт


Скептики даже сегодня не верят в том, что уже очень скоро экологический чистый транспорт может получить широкое распространение. На этом фото, например, изображена экологически чистая яхта Catamaran Dream, которая полностью питается от сочных батарей. Еще не так давно, подобный вид транспорта не мог существовать. Зная это, так ли тяжело поверить в «захват» всех дорог мира электромобилями.

9. Летающие автомобили


В действительности, первые попытки создать индивидуальный городской летающий транспорт были предприняты еще в середине XX века. Сегодня с развитием технологий, спрос на «летающие автомобили» вновь поднялся. Во многом этому способствует развитие электродвигателей и безбилетников. Вот, например, летательный аппарат Sky2Go был разработан специально для перевозки людей по воздуху на небольшие расстояния.

В продолжение темы рассказ про с самого начала.

Факторы, влияющие на сектор до 2030 года на ключевых рынках США, Европы и Китая

PwC подготовила исследование - «eascy - пять аспектов трансформации автомобильной промышленности» .

В этом исследовании компания описывает факторы, влияющие на сектор до 2030 года на ключевых рынках США, Европы и Китая. В нем также описывается, как автомобильная промышленность должна реструктурировать себя с точки зрения объема, масштаба и сложности.

Расшифровка аббревиатуры eascy: electrified, autonomous, shared, connected, ‘yearly’ updated.

Электрифицированный - переход к свободной от выбросов мобильности станет глобальным требованием. Электричество, используемое для зарядки транспортных средств, будет все чаще поступать из возобновляемых источников для обеспечения нейтральной к углекислоте мобильности.

Автономный - разработка транспортных средств, не требующих вмешательства человека, сократит использование платформ общественной мобильности и обеспечит индивидуальную мобильность новым группам пользователей.

Совместный - наличие профессионально управляемых общих средств передвижения позволит сократить расходы на мобильность на значительную сумму за счет более эффективного использования дорогостоящих мобильных активов.

Связанный - предполагает применение двумя способами: связь между автомобилями и с инфраструктурой управления движением или между пассажирами транспортного средства и внешним миром. Автомобиль будущего станет «третьим местом» между домом и рабочим местом, сочетая в себе черты обоих.

«Ежегодно» обновляемый - ассортимент моделей будет ежегодно обновляться, чтобы интегрировать последние разработки аппаратного и программного обеспечения, а также реагировать на изменение требований покупателей общего флота.

Согласно исследованию PwC:

  • Автопарк в Китае, как ожидается, увеличится почти на 50%»;
  • В 2030 году более одного километра из трех будут по системе «совместного использования»;
  • В 2030 году 40% управляемого пробега может быть сделано на автономных автомобилях;
  • Личный пробег может вырасти в Европе на 23%, в США на 24% и в Китае на 183%;
  • В 2030 году 55% автомобилей будут электрическими.

Согласно исследованиям PwC, в 2030 году автомобильный рынок столкнется с радикальными изменениями. В результате новых концепций обмена, совместного использования, количество автомобилей может упасть с 280 до 200 миллионов в Европе и с 270 до 212 миллионов в Соединенных Штатах. В отличие от этого, ожидается, что в 2030 году в Китае количество транспортных средств увеличится до 280 миллионов, по сравнению с 180 миллионами сегодня.

В отчете PwC изложен ряд, казалось бы, противоречивых выводов. Например, в то время, как автопарк может резко упасть в Европе и США к 2030 году, движение на дорогах станет еще более загруженным. И хотя число новых регистрационных записей по автомобилям значительно возрастет, многие традиционные производители и поставщики окажутся под давлением.

К 2030 году, один из трех пройденных километров будет «совместным»

«Эта автомобильная революция увидит множество правил, к которым индустрия привыкала на протяжении многих десятилетий», - говорит Феликс Кунерт, Глобальный Автомобильный эксперт PwC.

Особое значение здесь имеет рост бюджетных концепций обмена, совместного использования автомобилем. В результате этого развития «всего через несколько лет сегодняшняя норма, когда большинство людей ездят на своем собственном автомобиле, будет только одной концепцией мобильности среди многих», - говорит Кристоф Штюрмер, глобальный ведущий аналитик PwC Autofacts. Исследование PwC предполагает, что уже к 2030 году более одного километра из трех будут приходиться на одну из многих форм «совместного использования».

Электрические и автономные автомобили ускорят изменения

Эта тенденция к «совместному использованию» будет сочетаться с двумя мегатрендами в автомобильной технике: электрификацией приводных систем и огромными достижениями в развитии автономных (беспилотных) автомобилей. По сценарию PwC, к 2030 году 55% всех новых автомобилей могут быть электрическими, в то время как обычный двигатель внутреннего сгорания будет медленно вымирать.

Ожидается, что события в Европе и США будут происходить примерно параллельно. В Китае, напротив, проникновение форм «совместного использования» и автономной мобильности произойдет быстрее, чем в западном мире. Это может сделать Китай ведущим рынком для трансформации автомобильной промышленности.

Дорожное движение настроено на радикальные изменения

Взятые в сочетании, различные мегатренды будут означать, что дорожное движение в целом радикально изменится. С возрастанием количества людей, обращающихся к моделям совместного использования автомобилей, к 2030 году, вероятно, будет гораздо меньше владельцев автомобилей. Однако в то же время индивидуальный трафик будет массово увеличиваться. Личный пробег в Европе может вырасти на 23% к 2030 году до 5,88 миллиардов километров. Прогнозируется рост на 24% в США и на 183% в Китае.

Помимо роста населения, одной из причин этого является то, что самоуправляемые транспортные средства также будут использоваться людьми, которые не могут сегодня самостоятельно управлять автомобилем. Еще одна причина заключается в том, что развитие полностью автономных автомобилей означает, что там, скорее всего, будут пустые поездки, потому что, очевидно, «роботакси» придется путешествовать от пункта А до пункта Б, чтобы забрать новых пассажиров.

«Дороги, безусловно, станут более загруженными», - говорит Кристоф Штюрмер. Тем не менее, он не предвидит хаос - наоборот: «благодаря растущей связности, индивидуальный трафик будет гораздо легче организовать в будущем». Следовательно, исследование PwC описывает четвертый мегатренд как «связанный», в дополнение к другим мегатрендам: «электрифицированный», «автономный» и «совместный».

Увеличение на одну треть новых регистраций к 2024 году - но кто выиграет?

Что означает эта тенденция для производителей и поставщиков? Сценарий PwC предполагает, что к 2030 году число ежегодных новых регистраций в Европе может увеличиться на одну треть, до 24 миллионов автомобилей; это будет единственный способ компенсировать более высокий износ автомобилей из-за концепций их совместного использования. PwC Autofacts предполагает рост для США на продажи новых автомобилей на 20%, т.е. почти на 22 миллиона в 2030 году. Для Китая ожидается рост более чем на 30%, т.е. до 35 миллионов проданных единиц.

Этот потребует от автопроизводителей и поставщиков большой объем дополнительных инвестиций в новые производственные мощности и мощности по развитию - для новых, узкоспециализированных концепций транспортных средств по гораздо более низким ценам.

«Автомобильные компании и их поставщики должны будут принять важные решения в предстоящие годы», - считает Кристоф Штюрмер из PwC. С одной стороны, в то время как им придется бороться с падением маржи - главным образом из-за давления со стороны крупных операторов рынка - в то же время им придется значительно увеличить свои инвестиции в новые заводы, электромобиль и другие мегатренды.

Одновременно новые конкуренты от индустрии технологии увидят возможность нажать на рынок. Параллельное исследование, проведенное компанией PwC по стратегическому консалтингу «Strategy&», показало, что доля обычных игроков в мировой прибыли отрасли может снизиться с текущего показателя в 85% до менее 50% к 2030 году.

Штюрмер обосновывает свой прогноз тем, что «в долгосрочной перспективе смогут выжить только те компании, которые преобладают как явные лидеры инноваций в продукте, или те, которые осознают, что мобильность - это не продукт, а сервис, и будут предлагать своим клиентам удобные и недорогие варианты, которые являются простыми в использовании, т.е. сделают их жизнь - eascy.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тенденции, проблемы и перспективы развития зарубежного и российского рынков легковых автомоб и лей

Значимость автомобильной промышленности в эффективном развитии современной экономики и тенденции этого развития обусловливаются местом автомобильного транспорта в инфраструктуре национальной экономики. Так, страны-лидеры мирового автомобилестроения, в целом занимают лидирующие места по уровню и показателям социально-экономического развития. Автомобильная промышленность оказывает непосредственное воздействие на научно-технический прогресс в стране, а так же является специфическим показателем жизненного уровня населения на основе такого параметра, как платежеспособность.

Автомобилестроение - это отрасль, являющаяся показателем, который обуславливает постоянность социального и экономического развития во всех индустриально-развитых странах, в большинстве странах с развивающейся экономикой, а так же и в России. До 25-30% экономического роста ведущих стран, в отдельные периоды истории, приходилось на автомобилестроение.

Необходимо отметить, что автомобилестроение - достаточно широкая сфера, являющаяся одним из основных и постоянных потребителей продукции многих других отраслей промышленности. Таких как, электротехническая, нефтехимическая, текстильная, станкостроительная промышленности, а также черная и цветная металлургия. Прогресс мирового автомобилестроения демонстрирует значительный рост мультипликативных отраслей экономики, а также постоянный рост занятости населения.

Роль автомобильной промышленности на макроэкономическом уровне тесно связана с укреплением и стабилизацией денежной системы, выявлением спроса потребностей данной продукции для промышленности в целом. Одновременные показатели большого объема выпуска продукции и, вместе с этим, высокий уровень технологий производства - всё это показатели преимуществ автомобилестроения в материальной сфере любой развитой страны. Конъюнктура национального внутреннего рынка автомобилей - основной показатель благосостояния страны, а также мощный индикатор рыночных отношений в современной системе экономики.

Развитию отрасли способствует постоянно повышающаяся потребность людей и общества в автомобилях, производство которых стимулирует дальнейшее развитие других отраслей и национальной экономики. Отсюда следует и в целом экономическое развитие страны, так 1% прироста в автомобилестроении - даст 1,5% прироста ВВП страны .

Доля автомобилестроения в ВВП индустриально-развитых стран различна: от 5% у США и Франции, и до 10% у Японии и Германии. В России указанный показатель не был выше 2,5%, при этом отечественное автомобильное производство отстает даже от не больших автомобильных производителей зарубежных стран, таких как Испания, Италия, Великобритания и др.

Важным фактором является еще и то, что автомобильная промышленность определяет высокую долю занятости трудоспособного населения в тех странах, где производятся, обслуживаются, реализуются автомобили. При этом, страны, производящие автомобили, обеспечивают страны, с которыми у них заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве, дополнительными рабочими местами. В особенности, эта доля занятости трудоспособного населения растет за счет привлечения людей в смежные, обеспечивающие автомобильную промышленность, отрасли .

Так, в США в отрасли автомобилестроения, а также в смежных ему отраслях, заняты около 12,5 млн. человек, то есть каждый шестой занят в этой промышленности. В России, несмотря на некоторый спад, в данной отрасли из 70 млн. трудоспособного населения занято около 1,7 млн. человек, при этом налоговые поступления от деятельности предприятий автомобилестроения в бюджет составляют 2,5-3% от общего объема.

Развитие автомобилестроения тесно связано с научно-техническим прогрессом: развитие всей автомобильной промышленности базируется на знаниях и достижениях прикладных и фундаментальных наук. Автомобилестроение как разрабатывает передовые новшества в технологиях, так и является активным их потребителем. Создание новейших моделей требует различных инновационных исследований, технологических и технических новшеств. При этом выпуск технологически сложной продукции, сопровождается рядом требований с законодательной стороны и со стороны рынка. Это и дает возможность осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Сегодня автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения в экономике индустриально-развитых стран. Об этом свидетельствует ряд факторов:

Во-первых, ежедневно растет потребность людей в приобретении автомобилей для личных хозяйственных задач;

Во-вторых, автомобильная промышленность характеризуется высокой наукоемкостью и высокотехнологичностью. Различные отрасли, предприятия и организации, выполняющие ее многочисленные заказы, находятся в тесной взаимосвязи с ней. Инновации и новые технологии, которые внедряются и развиваются в автомобильной промышленности, приводят к совершенствованию производства, а затем происходит подъем всей автомобильной промышленности и экономики в целом;

В-третьих, эта отрасль во всех индустриально-развитых странах относится к числу наиболее результативных отраслей народного хозяйства, она способствует росту внутреннего и внешнего товарооборота, пополняет бюджет, принося существенный доход от продаж;

В-четвертых, автомобильная промышленность является, безусловно, стратегически важной отраслью, ее развитие способствует росту экономической силы и независимости страны. Масштабное использование передовых образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, способствует росту оборонной мощи страны и обеспечивает ее высокий статус на международной арене. В целом, все эти факторы позволяют рассматривать автомобильную промышленность, как отрасль, занимающую одну из передовых позиций в мировой экономике.

Родителем массового производства потребительских товаров около века назад стала именно автомобильная промышленность. Автомобилестроение впервые появилось в Германии и Франции, но оно стало активно развиваться в США благодаря такому нововведению Генри Форда, как конвейер. Причем достаточно долго автомобилестроение лидировало по сравнению с другими отраслями по степени организации процесса производства. Впоследствии его назвали «промышленностью промышленностей». Кстати, эта же отрасль первой ощутила на себе массовое недовольство покупателей, когда в 1960-е годы американские потребители сочли национальные автомобили недостаточно безопасными. И первой попала под жесткий контроль и регулирование со стороны государства: начиная от экологии производства и заканчивая вопросами антимонопольной политики .

В наше время автомобилестроение учло весь опыт и ошибки производства прошедшего столетия и сосредоточило в себе самые передовые технологии массового производства и маркетинга .

Основной тенденцией начала нового столетия можно считать медленное сокращение западных (США, Европа) рынков в мировой автоиндустрии. Недавно прошедший экономический кризис выявил, что сформировавшаяся избыточность рынков этих стран определяет постоянное перепроизводство транспортных средств и ТНК индустриально-развитых странах испытывают значительные потери. Именно по этой причине в рейтинге основных ТНК все более заметные позиции начинают занимать представители азиатского региона. В сложившихся условиях принципиально моментом для крупных ТНК западных стран является не сокращение издержек производства и его переразмещение в постепенно развивающиеся регионы, как раньше, а создание существенно новых транспортно-логистических схем, соединение разработок и научного потенциала и, в конечном итоге создание глобальных мобильных автокомплексов .

В данном периоде одна из центральных особенностей развития глобализации мировой автомобильной промышленности - это ускоренное снижение числа производителей, в рамках их объединения и транснационализации производства. Основными показателями выживания компаний в современных условиях являются: 1) возможность одновременной эффективной деятельности на нескольких рынках; 2) конкурентоспособность и финансовая устойчивость; 3) неоклассическая схема организации производства автомобилей.

Основными тенденциями глобализации современного автопрома являются:

1) значительный рост оптимальных объемов изготовления продукции автомобильной промышленности;

2) инвестирование крупными производителями автомобилей в развитие производственных мощностей размещенных на территории развивающихся стран;

3) рост продаж автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива;

4) стандартизация и унификация всего модельного ряда;

5) появление «гибких производств» в автомобилестроении .

Изменение предпочтений потребительского рынка повлекло за собой значительное изменение внешнеторгового оборота автопрома между странами. Стали активно создаваться крупные международные альянсы мировых автопроизводителей. Значительно вырос индекс транснациональности ТНК - лидеров автомобильной отрасли. Продолжается активный рост продаж азиатских брендов автомобилей на рынках ЕС и США. Происходит появление и активное развитие нового направления автомобильной индустрии - создание «бюджетного» автомобиля .

Большинство крупных мировых автопроизводителей были вынуждены, под воздействием обрушившегося финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., отказаться от стратегии активного развития и прибегнуть, вынужденно, к стратегии выживания. При этом часть игроков автомобильного рынка надеялись на активное участие государства. Другие - опирались почти только на рыночные механизмы. При этом основное число антикризисных мер сводилось к решению экономических трудностей автомобильных компаний, посредством осуществления финансовой помощи .

Вопреки активизирующимся процессам глобализации на мировом автомобильном рынке некоторым странам удалось сохранить лидирующие конкурентные позиции на этом рынке. Особое значение в условиях жесткой конкуренции имеют сложившиеся традиции в автомобилестроении определенной страны .

С начала 2000-х годов - до настоящего момента - в Китае наиболее активно развивается отрасль автомобилестроения. Размер китайского автомобильного рынка в 2009 году составил 10,4 млн. единиц, что выше показателя 2008 га на 54,1%. В 2015 году рынок автомобилей Китая вырос до 25,7 млн. автомобилей.

Тем не менее, доминируют в мировом автомобилестроении пока американский автопром (уже порядка 100 лет), представленный Большой тройкой (Chrysler Group LLC, General Motors, Ford Motor Company), а с 1980-х гг. автопром Японии, лидерами которого являются Toyota, Nissan, Honda и др. Производства японских автомобилей в мире в 2015 году достигло 9,77 млн. шт., что превышает показателя 2014 года на 5,1% (в 2014 году - 9,27 млн. штук). Экспорт японских легковых автомобилей в 2015 году был равен 4,57 млн. штук, в 2014 году - а 4,46 млн. автомобилей, рост показателя составил 3,5%. Доля экспорта японских легковых автомобилей от общего производства за период увеличилась с 45,7% до 49,3%. В 2015 году основным импортером автомобилей Японии стали США - 1,6 млн. штук, что выше показателя 2014 года на 35%; европейские страны - 735,5 тыс. штук (на 16,1%), ближневосточный регион - 684,9 тыс. штук (на 15%), и страны Азии - 529,3 тыс. штук (на 11,6%) .

Направления развития, которые сформировались в мировом автомобилестроении в последние годы, не изменились - основные мировые продуценты активно выводили свои мощности на территории стран с дешевой рабочей силой. Такая тенденция - рост размещения заводов на территории развивающихся стран - не снизит свои темпы. Появляющиеся рынки сбыта будут центром борьбы основных производителей - лидеров мировой автоиндустрии.

В условия глобализации, на современном этапе сильно проявляется острая конкурентная борьба, высокий темп роста расходов на НИОКР, а так же снижение продаж на уже устоявшихся рынках в промышленно-развитых странах . Американский, европейский и японский рынки (80% мировой реализации автомобилей) уже потеряли темпы своего роста. За период с 2000-2015 годов объем производства автомобилей увеличился на 32%, при этом его география характеризовалась тем, что в 5 крупнейших странах-продуцентах (США, Японии, Германии, Франции и Италии) его сохранил тот же размер 33,5 млн. авто, а их удельный вес в мировом производстве снизилась с 73 до 58% .

В то время как центральные мировые рынки переживают застой, вперед вырываются такие развивающиеся страны, как Китай, Корея, Индия и Мексика. При этом, ряд «второстепенных», в недавнем прошлом, продуцентов, таких как Канада, Испания, Бельгия расширяют свое производство. .

В перспективе - умеренный прирост мирового производства автомобилей будет осуществляться именно за счет развивающихся рынков. Предпосылками этому будут служить эффективная инвестиционная политика стран, их географическое месторасположение, относительно дешевая рабочая сила и достаточно емкий внутренний рынок .

Мировые продажи легковых автомобилей в 2016 году составили 89,8 миллиона авто, что выше уровня 2015 года на 2,5% (самый низкий рост в 2014-2015 гг. - 1,5%) (табл. 1). Североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 2,5% до 20,6 миллионов единиц в 2016 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 18,0 млн. единиц (прирост 2,9%).

Продажи легковых автомобилей в Китае выросли на 5,3% до 25,7 млн. в 2016 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предполагающие стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился (рост в 2014-2015 гг. составил 5,6%), вслед за замедлением роста всей китайской экономики. В целом, в настоящее время и в обозримой перспективе будут существенно укрепляться позиции Китая в мировом автомобилестроении, Ожидается, что к 2020 г. доля Китая в мировом производстве автомобилей достигнет 29% (в абсолютном выражении - 34,7 млн. единиц) .

рынок легковой автомобиль экономический

Таблица 1. Продажи легковых автомобилей в мире (по регионам), млн. ед.

Страна, регион

Западная Европа

Мир в целом

Продажи автомобилей в 2016 году в странах Западной Европы составили 13,5 млн. авто, что на 2,3% выше уровня 2015 года. Высокие темпы роста можно наблюдать в 2016 году в Индии - 7,1% по сравнению с 2015 годом, а на конец периода объем продаж легковых автомобилей в стране составил 3,0 млн. авто.

В 2015-2016 годах произошло снижение продаж в России на 36% по сравнению с 2014 годом до 1,6 млн. единиц, что в два раза меньше по сравнению с показателем 2012 года. Причинами таких изменений являются сохраняющиеся последствия низких цен на нефть, экономические санкции западных государств, наложенных на экономику России, и величина обменного курса рубля.

Таким образом, отрасль медленно осуществляет восстановление после глобального финансово-экономического кризиса, в то время как развитие во всем мире замедлилось, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке. В настоящее время автомобилестроение сосредоточило в себе самые передовые технологии массового производства и маркетинга. Ни один иной вид продукции не имеет такого хождения на вторичном рынке, как автомобили. Именно к этой отрасли относятся некоторые самые сильные торговые марки мира .

На сегодняшний день транснациональные корпорации являются фундаментом экономики большинства развитых стран, ведущей силой их развития и повышения эффективности. Отличительной особенностью автомобильного рынка Европейского Союза является, прежде всего, высокая степень локальной конкуренции производителей во главе с крупнейшими автомобильными гигантами Volkswagen AG и PSA (производителем Peugeot и Citroёn).

Японские корпорации, покорившие в свое время рынки Азии и Северной Америки сегодня крайне осторожно пробираются на рынки Европы. А между тем, Япония занимает второе место в мире по индексу значимости автомобильной промышленности в национальной экономике (53%), уступая лишь США (89%). Toyota Motor Corporation (далее Toyota) не только является самым успешным автопроизводителем на родине, но и пятый год подряд удерживает позицию крупнейшего в мире автомобильного концерна .

В 2015 году немецкий производитель автомобилей компания Volkswagen обогнал по объему продаж лидера среди мировых производителей автомобилей японскую компанию Toyota. Объемы продаж Volkswagen в первой половине 2015 года составили 5,04 млн. авто, в то время как Toyota за тот же период реализовала 5,02 млн. авто. Этому послужили ряд причин. Во-первых, падение продаж компании Toyota произошло из-за сокращения спроса на автомобили в Китае. Во-вторых, даже несмотря на ряд преимущества, которые компания получила после ослабление японской иены, она таки на смогла обеспечить получение выгоды в Европе.

Тем не менее, Toyota опять заняла лидирующие позиции на мировом рынке автомобилей, а в 2015 году ее общий объем продаж составил порядка 10 млн. авто, в то время как Volkswagen продал 9,93 млн. автомобилей. В 2016 году эти показатели составили - 10,2 и 10,1 млн. автомобилей, соответственно (табл. 2).

Таблица 2. Топ-10 крупнейших автомобильных компаний в мире, 2016 г.

Компания

Объем продаж,

Кол-во сотрудников, тыс. чел.

Volkswagen Group

Германия

Renault-Nissan Alliance

Франция, Япония

Hyundai Motor Group

Южная Корея

Италия, США

PSA Peugeot-Citroen

Рейтинг стран, по показателю продаж автомобилей, в ближайшее десятилетие может измениться. Наибольший потенциал представляют страны БРИКС. Рынки стран БРИКС будут подниматься по рейтингу выше. У России в этом ряду - меньший потенциал, если смотреть на такие показатели, как количество автомобилей на тысячу человек, ВВП на душу населения, и на макроэкономические прогнозы экспертов.

Основными тенденциями развития российского автомобильного рынка на современном этапе являются:

1. В настоящее время российский автомобильный рынок восстанавливается после финансового кризиса как в количественном, и денежном выражении.

2. Наибольшим источником роста рынка являются модели бюджетного сегмента, спрос на которые растет наиболее высокими темпами.

3. Около трети автомобилей, произведенных в России, «русские иномарки», т.е. иностранные автомобили, собранные на заводах в России.

4. Повышение таможенных пошлин, обесценение рубля и субсидируемые ставки по кредитам на покупку автомобилей российского производства значительно увеличили долю автомобилей, собранных в России, в общих продажах .

Как уже было отмечено выше, в 2015 году снижение продаж на российском рынке легковых автомобилей составило36,0%, по сравнению с показателем 2014 года (табл. 3). Объем продаж снизился на 890 тысяч единиц.

Таблица 3. Топ-10 автомобильных компаний по продажам в РФ, тыс. ед.

Компания

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

С точки зрения реализации конкретных автомобильных марок лидером на российском рынке является Лада. За период 2014-2015 гг. уменьшение продаж бренда составило 31%, до 269,1 тыс. авто. Этому частично помог недавний запуск продаж новой серии Vesta. При этом, компания потерпела в результате сокращения продаж Kalina, которую вытеснила с рынка Granta, как более дешевая модель начального уровня. Granta стала самым популярным и продаваемым в России автомобилем, опередив ранее лидировавших Kia Rio и Hyundai Solaris.

Второе место у Kia - объем продаж на российском рынке составили 163,5 тыс. единиц, что ниже показателя 2014 года на 16,5%., при этом лидером стала Rio. Hyundai определился на третьем месте в списке лидеров. Он оказался более устойчивым с точки зрения общего сокращения объемов продаж на рынке в России в 2015 году, ее продажи достигли 161,2 тыс. авто, снижение по сравнению с предыдущим годом равно 10,1%. Это связано с достаточно высокими показателями второй модели-лидера в России в 2015 году, Solaris. Продажи данной модели сократились за указанный период на 1224 единиц и составили 115,9 тыс. авто. Объем продаж Renault сократились на 38,1%. Toyota стала пятой даже с более солидным падением продаж, чем на общем рынке: снижение на 39,4% до 98,1 тыс. единиц, а лидерами продаж стали Camry и RAV4.

Сокращение российского рынка легковых автомобилей стало набирать темпы в 2015 году, несмотря на многочисленные планы правительства по стимулированию: программы утилизации транспортных средств, субсидируемые кредиты на покупку транспортных средств и прямая адресная финансовая помощь производителям и поставщикам. Экономика России продолжает бороться с теми негативными факторами, которые возникли в 2014 году и продолжали свою активность в 2015 году. Эти факторы значительно нивелировали действия мероприятий, которые правительство пыталось осуществлять, чтобы активизировать рынок легковых автомобилей, а не способствовало положительному росту. Ситуация, когда в такой сложной конкурентной обстановке производители и поставщики изменяют инвестиционные стратегии, не смогла не сказаться на крупнейшем автомобильном гиганте страны, как ОАО «АвтоВАЗ». Данная компания запустила продажи новых моделей Vesta и XRAY. В 2017-2018 гг. прогнозируется постепенное возрождение компании, которое может продлится до конца десятилетия . Так, ОАО «АвтоВАЗ» разработало собственную программу развития до 2020 г., в которой прогнозирует рост объем продаж в два раза - до 1 млн. автомобилей в год для поддержания лидирующих позиций АвтоВаза на внутреннем рынке (не менее 25%) .

Согласно предлагаемой программе развития, которая была представлена Министерством промышленности и торговли РФ, к 2020 г. на заводе ОАО «АвтоВаз» предполагается значительное повышение качества выпускаемых автомобилей. При этом намечается достижение такого уровня производительности труда, который был бы сопоставим с лидирующими международными автомобильными компаниями. Поставленные задачи можно решить за счет технических и технологических инноваций. Для осуществления данных целей планируются инвестиции в размере 183,5 млрд. руб., которые будут освоены разработкой и внедрением инноваций технического и технологического характера. К 2020 г. планируется постановить девяти новых моделей на производство и увеличить его объем до 1,2 млн. авто. в год .

В целом, основное назначение сформулированной в России «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 г.» - максимизирование добавленной цены, производимой в отечественной автомобильной промышленности, при достаточном подборе и качестве продукции.

Одним из перспективных путей повышения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения является расширение сотрудничества в формате БРИКС, в т. ч. путем участия России в международных цепочках производства добавленной стоимости .

Таким образом, возникает новый подход в техническом развитии автомобилей, внедряются отдельные технологии и новшества в организацию производства. Эти научно-технические тенденции выражаются в снижении расхода топлива и сокращении вредных выбросов, появлении сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в создании интеллектуальных автомобильно-дорожных систем.

Таблица 4. Цели развития автомобильной промышленности России на период до 2020 г.

2020 год: Максимизирование добавленной стоимости, созданной в России, по всем этапам цепочки формирования стоимости (с настоящего уровня ~23% до уровня 45-50% в 2020)

Автопроизводители:

1. Максимальное обеспечение внутреннего спроса за счет внутреннего производства;

2. Максимально высокая доля экспорта;

3. Поддержание и развитие отечественных брендов, имеющих положительный образ в России и за рубежом.

Поставщики:

1. Наличие производства ключевых комплектующих и достаточной сырьевой базы в России;

2. Максимальное сосредоточение производства комплектующих и автомобилей всех автопроизводителей;

3. Высокий уровень концентрации для использования эффекта масштаба;

4. Достижение глобального стоимостного преимущества по производству комплектующих.

Интеллектуальная собственность:

Наличие собственной базы НИОКР и патентной базы по главным элементам/ компонентам индустриальным решениями.

Сценария развития автомобильной промышленности:

«Текущий вектор»

«Партнерство»

«Крупный экспортер»

«Закрытый рынок»

продолжение существующих тенденций на автомобильном рынке без значительных изменений

реструктуризация автоотрасли с целью повышения способности российской автомобильной промышленности удовлетворить внутренний спрос рынке

выход российской автоиндустрии на уровень глобальной конкурентоспособности за счет ее реструктуризации, крупных инвестиций в модернизацию российских активов и в НИОКР, а также некоторое ужесточение таможенных мер для импорта на внутреннем рынке

введение заградительных мер защиты от импорта внутреннего рынка, а так же существенное участием государства в развитии автопрома

В автомобильной промышленности новыми, современными тенденциями являются:

Уменьшение издержек производства и, как следствие, цены самого автомобиля. При этом одновременно растет стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий, так как растут запросы потребителей и вверяются новые более серьезные законодательные акты;

В условиях создания автомобиля будущего происходит ужесточение конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке, а также усиливается интеграция производителей автомобилей и поставщиков комплектующих;

Специализация научных исследований и производства, на основе МРТ (в головном предприятии в настоящее время осуществляется производство лишь 35-50% деталей, узлов и агрегатов, оставшееся попадает на сборочный завод в рамках кооперации) .

Прогнозируется, что к 2030 году объем мирового автомобильного рынка увеличится на 40-45% по сравнению с текущим уровнем и достигнет объема продаж 125-130 млн. автомобилей, из них 75% - это будут легковые автомобили и 25% - коммерческие. Ведущая роль отводится Китаю, величина продаж автомобильного рынка которого уже через 15 лет вырастет до 40 млн. авто. Возможен существенный рост рынков Индии, Бразилии и некоторых азиатских стран. Начнет меняться качественная структура авторынка. Автомобили станут доступнее все большему числу потребителей и появится так называемая мода обновления, когда каждое новое поколение авто будет обладать все большими функциями «гаджета», которые будет сложно воспроизвести на предыдущей модели.

Литература

1. Береза А.И. Основные тенденции развития автомобильного рынка в 2015-2016 году [Электронный ресурс] / А.И. Береза // Экономика и социум. - 2016. - №3 (22). - Режим доступа: http://iupr.ru

2. Ершова Н.В. Особенности подхода японского бизнеса к инвестиционным проектам в России: автореф. дис. канд. экон. наук / Н.В. Ершова. - Москва, 2013. - 26 с.

3. Клепицкая С.О. Транснациональные корпорации как фактор глобализации мирового хозяйства / С.О. Клепицкая, К.Э. Тюпаков // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. тр. науч.-практич. конф. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 1037-1038.

4. Кондратьев В.Б. Автопром: Кризис и инновации / В.Б. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №3. - С. 12-21.

5. Королев П.А. Конкурентные стратегии транснациональных корпораций Японии на мировом рынке автомобилей: автореф. дис. канд. экон. наук /. П.А. Королев. - Москва. - 2014. -26 с.

6. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 328 с.

7. Мельников А.Б. Формирование концепции продовольственной безопасности России / А.Б. Мельников, В.В. Сидоренко, И.В. Снимщикова, П.В. Михайлушкин // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - №12. - С. 2-7.

8. Мельников А.Б. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике / А.Б. Мельников, Е.Е. Дудинова // Российская экономическая модель-2: динамика и контексты: сб. тр. науч.-практич. конф. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - С. 388-395.

9. Мировая экономика: учеб. пособие / И.В. Снимщикова, К.Э. Тюпаков, Л.А. Белова; под ред. А.Б. Мельников. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - 404 с.

10. Модернизация России: проблемы и пути их решения: кол. монография / Нигматулин Р.И., Чуев, А.В., Абрамов М.Д. и др. - М.: Изд-е АНО «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики», 2012. - 541 с.

11. Моржаретто И.А. Отложенный спрос / И.А. Моржаретто // За рулем. - 2014. - №3. -14 с.

12. Нелина Н.И. Особенности функционирования транснациональных корпораций в мировой экономике [Электронный ресурс] / Н.И. Нелина, Н.В. Фалина // Экономика и социум. - 2015. - №2-3 (15). - С. 892-895. - Режим доступа: http://iupr.ru

13. Российская экономическая модель-6 сценарии будущего: коллективная монография / под общ. ред. А.И. Трубилина, В.И. Гайдука. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2016. - 498 с.

14. Самохвалова Е.К. Экономические последствия вступления России в ВТО [Электронный ресурс] / Е.К. Самохвалова, Н.В. Фалина // Экономика и социум. - 2016. - №1 (20). - С. 839-844. - Режим доступа: http://iupr.ru

15. Снимщикова И.В. Транснационализация как объективный фактор глобализации российского потребительского рынка / И.В. Снимщикова, М.М. Лазгиев \\ Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: Изд-во «Наука и образование», 2015. - С. 341-345.

16. Татаринова С.М. Транснационализация бизнеса как ключевая стратегия японских компаний в условиях кризиса / С.М. Татаринова // Вестник МГИМО Университета. - №3. - 2012. - С. 210-219.

17. Трубилин А.И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. пособие / А.И. Трубилин, А.Б. Мельников, Н.В. Фалина. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - 219 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование современного рынка автомобильной техники в Российской Федерации. Основные перспективы его развития и восстановления после кризиса. Анализ конкурентной борьбы на рынке производства и реализации легковых автомобилей. Ценовая дискриминация.

    реферат , добавлен 24.09.2015

    Хозяйственный риск как экономическая категория. Характеристика основных форм предвидения. Определение направлений совершенствования моделей легковых автомобилей методом экспертных оценок. Моделирование рынка и составление прогноза выпуска автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Рост автомобилизации России, динамика приобретений легковых и грузовых автомобилей. Решение проблем технического сервиса автомобилей. Комплексный анализ методов развития предприятий автомобильной промышленности на современном этапе развития экономики.

    реферат , добавлен 24.09.2013

    Понятие автомобильного рынка. Построение структурной и аналитической группировки объема продаж легковых автомобилей по заданным признакам. Показатели вариации для оценки объемов продаж. Корреляционно-регрессионный анализ для определения тесноты связи.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2014

    Исследование истории автомобилестроения России. Анализ места автомобильной промышленности в экономике РФ. Общие тенденции развития производства легковых и грузовых автомобилей. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Обоснование списочного состава автомобилей АТП, годовой производственной программы и оборудования. Расчет трудоемкости работ, площади производственного участка и количества рабочих. Технология покраски автомобилей. Калькуляция себестоимости работ.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2014

    Понятие и роль автомобильного рынка в экономике развитых стран. Рассмотрение основных проблем российского рынка отечественных автомобилей. Особенности налогообложения владельцев машин и перспективы обязательного страхования гражданской ответственности.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Последовательность проведения экспертных работ и определения стоимости автомобиля. Анализ рынка легковых автомобилей России на примере модели ВАЗ-2112. Определение совокупного износа и стоимости замещения объекта оценки. Сертифицирование качества оценки.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2013

    Создание автосборочного комплекса малолитражных автомобилей. Планирование строительства механического производства. Разработка технологии по выпуску легковых автомобилей. Анализ планируемых финансовых показателей, окупаемости и эффективности проекта.

    презентация , добавлен 01.02.2015

    Анализ современного состояния мирового рынка автомобилестроения. Определение экономических причин кризиса в автомобильной индустрии. Пути преодоления экономического кризиса на примере автоконцерна "Hyundai". Динамика экспорта автомобилей разных стран.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook