Масло для 4 х тактных двигателей с воздушным охлаждением. Особенности моторного масла для четырехтактных двс. Разновидности четырехтактных моторных масел

В двухтактных силовых агрегатах смазка растворяется в горючем, а после этого сгорает одновременно с ним. Масло для четырехтактных двигателей существенно отличается от аналогов, применяемых в двухтактных движках. Оно более качественно и сохраняет действие своих полезных свойств в течение длительного срока.

В его состав входит большое количество специальных присадок (не менее 25%). В отличие от других марок к данному маслу нет повышенных требований по уровню зольности и дымности. Их уровень достигает повышенных показателей (зольность - более 2%).

Особенности смазочной системы двух- и четырехтактного мотора

Многие потребители задаются вопросом, в чем разница 4- х тактных двигателей и двухтактных. В картере четырехтактного силового агрегата постоянно поддерживается заданное количество смазочного материала. Оттуда он подаётся в смазочную систему под воздействием масляного насоса.

В результате на поршнях образуется масляная пленка. При этом отсутствует трение при его скольжении по стенкам цилиндров. С целью недопущения проникновения, масляной жидкости в камеру сгорания, установлены кольца маслосъемные, отсекающие потеки смазки, направляя их обратно в картер.

Система смазки двухтактных движков основана на смешивании топлива с моторной смазкой в пропорции 50/1. Современные автомобильные масла обладают уникальным свойством само смешивания. При нехватке вещества для полноценной смазки рабочих поверхностей цилиндров силовой агрегат работает «по-сухому». При этом резко снижается общий ресурс двигателя.

Более мощные двухтактные моторы более 40 л. с. оснащены специальным бачком для автомобильного масла. В нем производится автоматическое дозирование и смешивание смеси в правильных соотношениях.

Недостатком 2-х тактных систем смазки является снижение эффективности сгорания вследствие содержания в бензине масляных частиц. Открывание впускных и выпускных клапанов также негативно влияет на рабочие характеристики силового агрегата. При этом происходит большой выброс несгоревших смесей в окружающую среду.

Различия 2-х и 4-х тактных масел

В связи с наличием конструктивных отличий смазочных систем данных двигателей, требования к смазочным материалам существенно отличаются:

  1. Для двухтактных двигателей необходимым условием является способность наиболее полного сгорания масла. При этом образуется минимальное количество нагара (сажа и зола).
  2. В четырехтактных моторах основное требование к моторному маслу - длительное обеспечение смазочных эффектов за счет сохранения полезных свойств используемого материала.

Раньше при изготовлении смазочных веществ применялся метод простой нефтеперегонки. Полученный продукт подходил для смазки деталей и узлов, движков любых видов. Их технические характеристики удовлетворяли требования моторов, обладающих небольшой мощностью, малой силой трения и небольшим износом в местах сопряжения деталей.

С ростом показателей рабочих характеристик и оборотов движков возникла необходимость в создании автомасел с новыми возможностями. В смазочные жидкости начали добавлять присадки, которые значительно улучшают технические параметры смазочных продуктов:

  • уменьшающие износ;
  • антиокислительные;
  • противопенные;
  • противозадирные;
  • моющие.

Современное моторное масло для 4-х тактных двигателей содержит присадки в количестве 25% общего объема. Для таких жидкостей не предъявляются повышенные требования по уровню зольности и сажи.

Чем вредна заправка 2-тактного мотора 4-тактным маслом

Моторное масло для четырехтактных движков не рекомендуется применять для двухтактных силовых агрегатов. При сгорании смеси образуется зола, которая образует осадок в камерах сгорания и поршнях.

В сочетании со смазкой остатки сгорания превращаются в абразивный порошок. Острые абразивы наносят непоправимый вред зеркальным поверхностям цилиндров, существенно сокращая их срок эксплуатации.

Сажа очень вредна для работы поршневых колец. Она забивается в канавки, в итоге кольца утрачивают подвижность, мощность двигателя резко снижается. Сажевые отложения скапливаются также в системе выхлопа, сужая просвет в трубе, что затрудняет выход отработавших газов и дополнительным потерям мощности.

Нагарные зольные и сажевые отложения, находящиеся на поршнях и цилиндрах, вызывают детонацию. Эксплуатационный ресурс силового агрегата при этом резко снижается. Закоксованность электродов и свечей зажигания приводит к их замыканию и блокировке работы двигателя.

Разновидности четырехтактных моторных масел

Наиболее популярным среди пользователей является моторное масло для четырехтактного силового агрегата, соответствующее спецификациям JASOМА-2, APISN. Отечественные масла, выпущенные в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, адаптированы под требования системы SAE.

Как и все смазки, моторное масло для 4 тактного движка имеет следующие разновидности:

  1. Синтетическое моторное масло. Оно не образует нагаров, обладает множеством положительных характеристик. Его используют при экстремальных поездках.
  2. Полусинтетика и минеральные высококачественные смазки обладают износоустойчивостью, отсутствием задымленности при сгорании, поддерживают чистоту в двигателе. Рекомендуется заливать для повседневного использования.
  3. Специальная полусинтетика. Такие виды смазочного материала применяются при работе на низкосортном топливе. Благодаря входящим присадкам, данное масло характеризуется прекрасными моющими свойствами, небольшим расходом на угар, сохранением полезных качеств в течение долгого периода.

Правильный выбор 4 тактного моторного масла

Для обычных потребителей наиболее определяющими факторами при выборе подходящей марки служат вязкость моторной смазки и ее качество.

По вязкости смазочный продукт выбирается на основе таблиц САЕ по трем критериям:

  • смазка, используемая в двигателях летом, SAE 20, 30, 40;
  • зимние материалы от SAE 0W до SAE 25W;
  • всесезонные автомобильные масла.

Кроме базовой основы,всесезонки содержат в своем составе специальные присадки. Они разжижают смазочный продукт для ускорения запуска мотора в зимние холода. При этом, с их помощью все рабочие элементы двигателя надежно защищены от вредных окислительных процессов и больших сил трения.

Обозначение всесезонных моторных масел по SAE: 10W30, 14W40 и т.д. Числовое обозначение, стоящее впереди, говорит о самой низкой температуре воздуха, при которой данное масло еще не начнет загустевать. Последние цифры - это максимально допустимая температура окружающей среды для нормальной бесперебойной работы мотора в летнюю жару.

Выбор масла по качеству в соответствии со спецификацией API

Уровень качества моторного масла по данной системе обозначается двумя латинскими буквами. Первая говорит о принадлежности продукта к группе материалов, предназначенных для бензиновых или дизельных моторов - S и C соответственно. Вторая литера - это непосредственно уровень качества продукта. Большой популярностью пользуются масла марки SL, SJ, SH. В то время, как классы SM, SE,SF, SG используются крайне редко.

При выпуске мотоциклов производители указывают типы автомасел, рекомендуемых для использования в конкретном транспортном средстве. Данная информация размещается на фирменных наклейках и на заливных пробках двигателей.

Использование смазочной жидкости более высокого класса нецелесообразно. Однако, если условия эксплуатации отличаются повышенной сложностью, рекомендуется использовать машинное масло с повышенным индексом вязкости.

Смазка для двигателей с воздушным охлаждением

Для моторов, оборудованных системой воздушно-масляного охлаждения, это особенно актуально, т. к. в работающем двигателе температура превышает 100°С.

В транспортных средствах, имеющих изношенные четырехтактные моторы, также рекомендуется использовать более вязкие смазочные материалы, чтобы снизить потери.

Какое масло использовать в старых 4 тактных двигателях

Для моторов более старых образцов подходят все смазочные жидкости современных марок. Главное помнить, синтетика характеризуется большей текучестью по сравнению с минеральными аналогами.

Торговая сеть также располагает большим ассортиментом как минеральных, так и полусинтетических моторных масел.

Бензиновые четырехтактные двигатели воздушного охлаждения широко применяются на садово-парковой технике - мотоблоки, мотокультиваторы, газонокосилки, снегоуборщики, мотопомпы, мини-тракторы, на строительной и дорожно-строительной технике - бензогенераторы, виброплиты, вибротрамбовки.

Перед началом эксплуатации двигателя нужно ИЗУЧИТЬ ИНСТРУКЦИЮ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ . Многие покупатели, к сожалению, этого не делают. Поэтому возникают самые элементарные вопросы по использованию мотора.

СОВЕТ: ЧИТАЙТЕ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ!!!

Во-первых: какой бензин необходимо использовать.

Мы советуем использовать чистый, свежий, неэтилированный бензин с октановым числом АИ92. Двигатели с воздушным охлаждением не предназначены для работы с топливом АИ95 и АИ98. В 95-м и 98-м бензине содержатся присадки, которые губительно действуют на поршневую систему двигателя, приводя его к перегреву и поломке.

Не смешивайте масло с бензином. Это может привести к неисправности двигателя, которая не покрывается гарантией.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВЕЖИЙ БЕНЗИН АИ-92 СО СРОКОМ ХРАНЕНИЯ НЕ БОЛЕЕ 30 СУТОК!!!

Во-вторых: какое масло заливать в картер двигателя.

Многие считают автомобильное масло известных брендов лучшим для использования в двигателях для мотоблока (мотокультиватора, снегохода, электрогенератора, мотопомпы и т.д.). Это совершенно не так. Автомобильные масла предназначены для работы в двигателях с водяным охлаждением, а не с воздушным. Температура кипения автомобильных масел ниже чем у масел в которых содержатся специальные присадки для двигателей с воздушным охлаждением.

Используйте масло с классом качества SF, SG, SH, SJ, CD или выше. Не применяйте присадки к маслу. Выбирайте вязкость масла исходя из температуры окружающей среды.

*Проверяйте уровень масла более часто при повышенной температуре воздуха.

Synthetic 5W-30 (-30 до 40°C). Синтетическое масло, обеспечивает работу двигателя во всём диапазоне температур, а также легкий запуск и пониженный расход масла.

ЗАЛИВАЙТЕ МАСЛА ТОЛЬКО УКАЗАННЫЕ В ИНСТРУКЦИИ НА ДВИГАТЕЛЬ!!!

Всегда следите за уровнем масла. Уровень должен быть по последнюю резьбу заливной горловины в горизонтальном положении двигателя (как показано на рисунке). Заливные и сливные отверстий находятся на передней и задней части двигателя.

Уровень заливки масла в двигатель

На газонокосилках обращайте внимание на мерный щуп. На щупе двигателя с вертикальным валом указаны метки.

В разных двигателях разный объем картера. Если у Вас двигатель 4, 5,5, 6,5 или 7 л.с. - то заливать нужно 600 мл. масла. В двигатели 7,5 л.с. заливается 900 мл. В моторы мощностью 8, 9, 11, 13 и 15 л.с. соответственно 1,1 л.

В-третьих: запуск двигателя.

При первом или холодном запуске двигателя происходит повышенная нагрузка на поршневую систему. Высокие обороты могут навредить мотору. Поэтому, запускать мотор необходимо на 1/3 положения газа. А обкатывать нужно на средних оборотах.

В-четвертых: как происходит обкатка двигателя.

Двигатели с воздушным охлаждением "не любят" холостого хода. Запустите двигатель, прогрейте в течении 1-2 мин. и обкатывайте в работе . Во время обкатки старайтесь придерживаться 50-75% нагрузки и делайте обязательные перерывы в работе через 20-25 мин. После перерыва, когда двигатель остыл (15-20 мин.), можно опять продолжить работу. В таком режиме двигатель должен поработать первые 4-5 часов, после чего нужно обязательно заменить масло. Обкатка закончена.

Основные причины поломок двигателей

ПОМНИТЕ!!! Поломки двигателя происходят, в основном, от неправильной эксплуатации.

Первая причина поломки: не закрытый топливный кран.

Когда двигатель не работает, а топливный кран открыт, происходить переливания карбюратора и "заливание" свечи. Также бензин попадает в картер двигателя . А это приведет к избыточному давлению во время работы двигателя и выдавливанию сальников. Потом эта смесь бензина и масла попадет в камеру сгорания и через выпускной клапан в глушитель. Постепенно глушитель засорится остатками масла и двигатель потеряет тягу.

Необходимость производства масел для двигателей воздушного охлаждения вызвана появлением на отечественном рынке в последние годы большого количества техники с приводом от подобного класса двигателей. Условия работы двигателей воздушного охлаждения отличается от двигателей водяного охлаждения прежде всего более высоким температурным режимом цилиндро-поршневой группы.

Кроме того, при работе двигателя в паре с электрогенератором смазочному маслу необходимо обеспечить быстрый и легкий запуск двигателя и мгновенную доставку по системе смазки ко всем трущимся деталям. Эти и другие обстоятельства накладывают особенности на требования к качеству масел для двигателей с воздушным охлаждением.

  • Масла серии 4ТD – специально разработаны для использования в 4-х тактных бензиновых и дизельных двигателях воздушного охлаждения малой техники. Приготовлены на основе высокоочищенных минеральных и синтетических полиальфаолефиновых масел, специальных пакетов присадок, обеспечивающих защиту против образования отложений на поршне и в картере двигателя, закоксовывания колец, снижения энергопотребления. Масла обладают высокой термоокислительной стабильностью. Для улучшения смазочных характеристик масла содержат противозадирные присадки, предохраняющие детали двигателей от износа при экстремальных нагрузках и высоких температурах
  • 4ТD Стандарт SAE 30 – минеральное масло обеспечивает длительную и стабильную работу двигателей во всем диапазоне нагрузок. Рекомендуется для использования в летний период, а также в климатических зонах с температурой окружающей среды в диапазоне от -10 °С до +40 °С
  • 4ТD Премиум SAE 10W-30 – полусинтетическое всесезонное масло обладает отличной стойкостью к окислению при высоких температурах, обеспечивает прочность масляной пленки между трущимися деталями при частых пусках и остановках двигателя. Рекомендуется в качестве всесезонного универсального масла для климатических зон с температурой окружающей среды в диапазоне от -25 °С до +40 °С
  • 4ТD Ультра SAE 5W-30 – синтетическое масло приготовлено на основе специальных морозостойких масел. Обеспечивает легкий пуск и быстрый прогрев двигателя. Рекомендуется в качестве всесезонного универсального масла для климатических зон с температурой окружающей среды в диапазоне от -38 °С до +50 °С

Отличительные особенности и преимущества

  • Высококачественная минеральная и синтетическая основа, эффективный пакет присадок обеспечивают защиту от износа и предотвращают отложения на подвижных деталях двигателей при различных режимах работы
  • Антизаклинивающие и противозадирные свойства при перегрузках
  • Снижение энергопотребления
  • Надежный запуск двигателей при отрицательных температурах

Применение

Рекомендуются для использования в системах смазки четырехтактных двигателей воздушного охлаждения бензиновых и дизельных, в том числе с умеренным наддувом: садовые тракторы, газонокосилки, другая садовая техника, снегоочистители, снегоходы, небольшие двигатели холодильников и кондиционеров, электрогенераторов, мотоциклов, лодочных моторов и др.

Для обслуживания 4-х тактных силовых агрегатов работающих с воздушной системой охлаждения, необходимо моторное масло с определенным химическим составом. Для выбора машинного масла нужно учитывать определенный химический состав жидкости, тип двигателя, а также наличие разнообразных присадок и маркировку.

Общая характеристика масел используемых для работы 4-х тактных двигателей

Для такого типа агрегата характерен достаточно высокий температурный режим в районе цилиндро-поршневого механизма.

Используемое масло не перемешивается с горючим топливом и должно иметь такие параметры:

  1. увеличенный объем присадок входящих (24-27% от общего объема смазочного материала);
  2. при изменении температурного параметра смазки должны сохранять оптимальный уровень вязкости и надежно располагаться на поверхности деталей;
  3. смазочные материалы должны эффективно и надежно запускать двигатель в различных климатических условиях, а также обеспечивать быстрое поступление смазки во все отделения агрегата;
  4. смесь должна иметь оптимальную устойчивость к окислительным процессам для защиты двигателя от образования нагара или осадка;
  5. повышенные и стабильные противоизносные показатели;

Категорически не рекомендуется применять смазки, разработанные для двигателей с водным охлаждением. Ведь моторное масла для двигателей с воздушным и водным охлаждением имеют различный химический состав, в особенности это касается присадок, которые рассчитаны на различные температурные режимы нагрева зеркала цилиндра. Так упомянутый показатель для двигателей с водным охлаждением составляет + 157-160, а для агрегатов с воздушным охлаждением + 217-220 градусов.

Перечень основным видов масел для двигателя с воздушным охлаждением

Для правильно выбора смазочных материалов необходимо тщательно рассмотреть существующие классы (стандарты) которые классифицируют и обобщают различные типы смазок. Без этого простому покупателю трудно разобраться в большом ассортименте и при этом выбрать нужную марку.

Можно конечно прибегнуть к помощи продавца, но они иногда покупателю могут предложить просто залежавшуюся марку масла или просто могут оказаться некомпетентными в этом вопросе. Поэтому нужно иметь хотя бы общую информацию о классификации согласно принятых стандартов.

На основании ГОСТов для 4-х тактных двигателей с использованием системы воздушного охлаждения подходят следующие виды масел:

  • Согласно системы API класс эксплуатации должен полностью соответствовать рекомендуемым требованиям SF/CC.
  • Моторное масло должно соответствовать показателям группы Г.
  • Согласно стандарта SAE оно должно полностью соответствовать критериям дилера, с которыми можно ознакомиться в сервисной книге или на поверхности крышки используемой тары.
  • Для таких двигателей нужно использовать масло летнего типа (SAE 30).

Что необходимо учитывать и знать при подборе масла

Выбирая смазочный материал для применения на двигателях с механизмом воздушного охлаждения нужно учитывать следующие моменты:

  1. Минерального типа значительно снижает силу трения и уменьшает износ деталей агрегата. При сгорании горючей смеси не происходит образование нагара и дыма. При использовании такого моторного масла лучше пользоваться этилированным типом бензина.
  2. Для двигателей со значительной загруженностью нужно применять полусинтетического, которое способствует более устойчивую работу агрегата. Но оно имеет избыточную текучесть и поэтому не подходит для двигателей со значительным износом основных деталей.
  3. Синтетические прекрасно борются с нагарообразованием и отлично защищают двигатель от преждевременного износа. Но при этом нужно применять только неэтилированный бензин.
  4. Нужно учитывать в каком сезоне будет работать двигатель автомобиля. Летние масла начинают кристаллизироваться при – 10, а зимние при – 25 градусов.
  5. Приобретать его нужно в сертифицированных магазинах, где продаются только качественные товары.

Наиболее популярные и эффективные моторные масла для 4-х тактного двигателя с воздушной системой охлаждения

Смазочное масло 4TD. Специально создано для 4-х тактных двигателей с воздушным механизмом охлаждением. Его можно применять как на дизельных агрегатах, так и на карбюраторных. Действующим веществом такой смазки является полиальфаолефиновые прошедшие тщательную прочистку. Кроме этого в него добавляют присадки способствующие защищать агрегат от разного рода отложений в картере, а также поршневой группе двигателя.

Оно эффективно борется с закоксовыванием колец и снижает потребление топлива. Основным плюсом данного масла является повышенная стойкость к термоокислению.

Смазочное моторное масло 4ТD Стандарт (SAE 30). Абсолютно минеральная смазка, прекрасно работающая при разных температурных перепадах и различных перегрузках. Наиболее эффективно работает при температурах от – 11 до + 43. Прекрасно защищает двигатель от преждевременного износа и увеличивает его ресурс использования.

Смазочное масло 4ТD Премиум SAE (10W-30). Полусинтетического типа высокого качества и надежности. Работает при температурах от – 24 до + 42 градусов. При регулярном использовании надежно образовывает пленку на поверхности трущихся деталей, что позволяет надежно защитить двигатель трущихся механизмов при запуске и в процессе эксплуатации. Надежно противостоит образованию продуктам окисления.

Смазочное масло 4ТD Ультра SAE (5W-30). Сугубо синтетический смазочный продукт, производимый на основе специально созданных масел с морозостойкими свойствами. Оно является всесезонным с температурным диапазоном от – 37 до + 42 градусов. Обеспечивает надежный и легкий запуск агрегата при разных температурных максимумах.

Правильный выбор и последующее применение моторных масел для эксплуатации 4-х тактных двигателей с механизмом воздушного охлаждения позволит улучшить работу силового агрегата, обеспечит надежную защиту от перегрузок и тем самым продлит длительность эксплуатации силового агрегата.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook