Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз. Заправочные емкости и нормы Автомобиль газ 53 технические характеристики

Газ-53 считается самым популярным среднетоннажным грузовиком советского периода. Его производство продолжалось более 30 лет. За это время с конвейера сошло более 4 миллионов автомобилей. Первый опытный образец представили в 1959 году, а серийное производство стартовало в 1961 году, а окончено было в 1992 году.

Интерьер и экстерьер

Газ-53 самосвал имел современный дизайн для своей эпохи. Радиатор был полностью отделан металлом. Рама имела высокую надёжность, служила долгие годы без поломок. Интересным решением конструкторов было поместить бензобак под кабину, а его горловину рядом с дверью водителя. Это оказывалось плюсом при переходе на газ: новое оборудование можно было установить под кузов (у всех грузовиков того времени там находился бензобак).

Зажигание Газ-53 было передовым в 1960-х годах. Конструкторы использовали электростартер. Для дополнительного удобства были добавлены отопительная система(сохраняет тепло в кабине в сильные морозы) и электрические стеклоочистители.

Отдельных сидений для водителя и пассажиров не было - присутствовал совмещённый диван. Его размеры позволяли удобно передвигаться нескольким людям в зимней одежде. За креслом присутствует специальное место для хранения инструментов и других вещей.

Размеры Газ-53

Вес транспорта - 3200 килограмм, с максимально загрузкой - 7850 килограмм. В документации указано, что «Труженик» может перевозить грузы весом до 4500 килограмм (первые версии до 3000 килограмм). В действительности он способен перевозить и 5, и 6 тысяч килограмм, но в таком случае потребуется скорая замена рессоров Газ-53.

Длина грузовика составляет 6400 сантиметров, ширина - 2400 см. В разгруженном состоянии высота составляет 2200 сантиметров. При полной загрузке развивает скорость до 90 км/ч, «порожняком» - до 110 км/ч.

Задний мост Газ-53 от переднего отделяет 3700 сантиметров. Дорожный просвет (265 миллиметров) позволяет преодолевать препятствия средних и малых размеров, а также неглубокие водные преграды.

При идеальных дорожных условиях (ровная дорога, плюсовая температура и отсутствие осадков), нулевой загруженности и скорости 40 километров в час расход топлива составляет 24 литра на 100 км. Практика показывает расход в 27 литров на 100 км при отсутствии загруженности. При полной загрузке расход увеличивается до 30 литров.

Кабина и шасси

Кабина Газ-53 - цельнометаллическая конструкция с двумя дверьми. В документации указана об одном пассажирском месте, но в кабине легко помещается два пассажира и один водитель. Это обеспечивается за счёт широкого дивана, в котором нет деления на места.

Рама Газ-53 является основным элементом грузовика: к ней крепятся кабина и кузов. Также она является связующими элементом между всеми узлами самосвала. Кузова бывают самых разных видов: они выполняют определённые цели и задачи: бортовые, фургоны, цистерны и т.д.

Устройство

За всю историю производства машины были использованы два бензиновых двигателя. Первый устанавливали до 1967 года - он имел шесть цилиндров. После этого машина оснащалася 4-литровым мотором с восемью цилиндрами. Несколько раз двигатель Газ-53 получал обновления, однако они были незначительными.

Конструкция мотора в своё время стала инновационной - сверху располагались клапана, алюминиевый блок и головка блока цилиндров. Такое устройство мотора так понравилось потребителям, что оно сохранилось и до наших лет: первоначальный вид имеет лишь маленькие изменения.

Он имеет название ЗМЗ-53. Несмотря на технологичный прорыв, конструкция имела определённые недочёты. Распределитель и катушка зажигания Газ-53 из-за конструкционных ошибок быстро выходили из строя. Запас рабочего ресурса - 400 тысяч км без капитального ремонта. В первые годы выпуска карбюратор был однокамерным - это стало основной причиной высокого расхода топлива. Затем стали использовать двухкамерный, это снизило расход.

Подвеска автомобиля Газ-53 была рессорной зависимой. Передняя часть оснащалась амортизаторами. В конструкцию рулевого механизма не было добавлено гидроусилителя, поэтому управлять транспортом затруднительно, требуется прикладывать немалые физические усилия. Скорости переключаются при помощи двойного выжимания сцепления. Карданная передача состоит из двух валов, они крепятся специальными шарнирами.

В конструкции больше плюсов, чем минусов. Он имеет простую конструкцию, редко ломается. Его можно легко починить даже в полевых условиях. Запчасти есть во всех специализированных магазинах, стоят недорого. Проводов в электронике используется минимальное количество, с ними сможет разобраться даже начинающий электрик.

Для поддержания оптимальных температурных показателей мотора используется система жидкостного охлаждения. В СССР антифриз и тосол пользователями грузовиков не использовались: в бак охлаждения заливали воду. В зимний период после окончания эксплуатации транспорта воду сливали, а утром заливали снова. При использовании горячей воды удавалось ускорить процесс запуска и прогрева силового агрегата.

Цилиндры расположены в два ряда - по четыре в каждом. На каждый ряд есть по одному блоку цилиндра. Блок и головки производились из алюминия. Головки разделяет впускной коллектор, в центр конструкции которого помещён карбюратор.

Система торможения оснащена гидравлическим приводом. На заднюю и переднюю ось оказывают влияние два разных контура. Стояночный тормоз - механический, состоит из барабанного механизма, который установлен на заднюю часть коробки передач Газ-53.

Трансмиссия

Газ-53 - заднеприводный транспорт, задний мост Газ-53 - ведущий. Для начала движения используется КПП и карданный вал. Плавная работа сцепления у «Труженика» важна для комфортной езды: трогаться с места при его дефектах будет проблематично.

Для плавной работы сцепления оно оснащается гидравлическим приводом. Оно включает в себя два диска: ведущий и ведомый. Ведущий диск используется для настройки выжима. Коробка передач имеет 5 скоростей - четыре передние и одну заднюю. Третья и четвёртые передачи синхронизированы.

Первая и вторая передачи не синхронизированы, поэтому для переключения необходимо использовать двойное выжимание. КПП этого транспорта разрабатывалось на базе коробки Газ-51, там синхронизаторы отсутствовали.

Модификации

На базе легендарной машины было выпущено немало различных модификаций. Основными версиями самосвала являются:

  • Газ-53Ф - производство длилось с 1961 по 1967 года. Мотор имел шесть цилиндров и развивал 82 лошадиные силы. Максимальная загрузка - 3500 килограмм. Расход топлива составлял 22-25 литров на 100 км, наибольшая скорость - 75 км/ч;
  • Газ-53 и Газ-53А - производство длилось с 1964 по 1983 года. Двигатель имел восемь цилиндров и развивал 115 лошадиных сил. Максимальная загрузка - 4000 килограмм. На 100 километров уходило 25-28 литров бензина, а наибольшая скорость составляла 85 км/ч;
  • Газ-53-12 - производство длилось с 1983 по 1992 года. Мотор имел восемь цилиндров и развивал 120 лошадиных сил. Максимальная загрузка - 4500 килограмм. На 100 км пути уходило до 30 литров топлива, разгоняться можно было до 90 км/ч;
  • Газ-53-19 - производство длилось с 1984 по 1992 года. Для передвижения использовался метан, мотор развивал 105 лошадиных сил, а максимальная скорость составляла 80 километров в час;
  • Машина за свою долгую историю показала себя с лучших сторон: она проста в устройстве, легко ремонтируется и не требует больших вложений для обслуживания. Если регулярно проводить технические проверки и устранять мелкие недочёты, двигатель может проехать больше 400 тысяч км без капитального ремонта.

    «Труженик» имеет и свои минусы: неудобное сцепление, из-за которого неудобно стартовать, проблемы с электроникой, рессора Газ-53 ломаются при высокой загруженности и другие мелочи. Не всем пользователям нравится расход - многие считают его высоким. Газ-53 дизель решает проблему с большим расходом бензина.

    Некоторым экземплярам уже более полувека, но они продолжают работать. Приобрести транспорт можно на вторичном рынке. В плохом состоянии можно купить машину за 60-100 тысяч рублей. Автомобили в приемлемом состоянии обойдутся покупателю в 200-250 тысяч рублей. Грузовики со специальными кузовами стоят 300 тысяч рублей.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автомобиль ГАЗ-66 (рис. 1) — двухосный грузовой автомобиль, грузоподъемностью 2т, повышенной проходимости с приводом на обе оси.
Он призван заменить выпускающийся заводом однотипный автомобиль ГА3-63.

Рис. 1. Автомобиль ГА3-66
Автомобиль ГАЗ-66 имеет модификации:
ГАЗ-66-01 — автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГАЗ-66-02 — автомобиль с лебедкой в системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГА3-66-04 — автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием;
ГА3-66-05 — автомобиль с лебедкой, системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием.
При создании автомобиля ГАЗ-66 особое внимание было уделёно получению высокой проходимости и устойчивости при движении.
Для получения рационального распределения нагрузки по осям на автомобиле ГА3-66 кабина располагается над двигателем.

Автомобиль ГА3-5ЗА (рис. 2) грузоподъёмностью 4т с приводом на заднюю ось предназначен для перевозка различных народнохозяйственных грузов по всем видам дорог.

Рис. 2. Автомобиль ГАЗ-53А
Основные узлы автомобилей (двигатель, сцепление, коробка передач, тормоза и др), агрегаты электрооборудования, нормали и т.п. унифицированы.
В конструкциях автомобилей осуществлены последние технические достижения автомобилестроения на период 1970-х годов — принят целый ряд новых решений, которые обеспечивают удобство работы водителя, повышение надёжности, долговечности, эксплуатационных показателей. снижение трудоёмкости обслуживания.

Технические характеристики автомобилей
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Грузоподъёмность, кг 4000 2000
Наибольший вес буксируемого прицепа с грузом, кг 4000 2000
Вес автомобиля в снаряжённом состоянии (без дополнительного оборудования), кг 3250 З440*
Габаритные размеры автомобиля, мм длина 6395 5655
ширина 2380 2342
высота (по кабине без нагрузки) 2220 2440
высота (по тенту без нагрузки) - 2520
База автомобиля, мм 3700 3300
Колея передних колёс (по грунту), мм 1630 1800
Колея задних колёс, мм 1690 1750
Низшие точки автомобиля (с полной нагрузкой), мм картер ведущих мостов 265 310
передняя ось 347 -
Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м 8 9,5
Наибольшая скорость автомобиля с полной нагрузкой без прицепа (на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием), км/ч 80 - 86 90 - 95
Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвёртой передаче с постоянной скоростъю 30 — 40 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием и короткими подъёмами, не превышающими 1,5% (1°), л/100 км 24 24
Глубина преодолеваемого брода по твёрдому дну, м - 0,8

* Вес автомобиля оборудованного лебедкой, составляет 3640 кг.

Двигатель
Число цилиндров и их расположение. 8, V-образное
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 80
Рабочий объём цилиндров, л 4,25
Степень сжатия (среднее значение) 6,7
Максимальная мощность (ограничена регулятором) при 3200 об/мин, л.с 115
Максимальный крутящий момент при 2200-2500 об/мин, кГм 29
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-8
Блок цилиндров Отлит из алюминиевого сплава заодно с верхней частью картера, снабжён мокрыми легкосъёмными гильзами, которые в верней части имеют вставку из антикоррозийного чугуна
Головки цилиндров Съёмные из алюминиевого сплава, общие для четырёх цилиндров каждого ряда
Поршни Из алюминиевого сплава, лужёные, с плоским днищем
Поршневые кольца Чугунные, два компрессионных в одно маслосъёмное; верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные лужёные
Поршневые пальцы Плавающего типа, стальные, пустотелые
Шатуны Стальные, кованные, двутаврового сечения, с втулкой в верхней головке и стальными вкладышами, с антифрикционным слоем в нижней
Коленчатый вал Литой из высокопрочного чугуна, четырёхколенный. В шатунных шейках имеются грязеуловители
Коренные подшипники Тонкостенные, триметаллические вкладыши, одинаковые для каждой из пяти опор
Распределительный вал Стальной, кованый, на пяти опорах, снабжённых свёртными втулками с антифрикционым слоем
Привод распределительного вала Пара шестерен с винтовым зубом
Клапаны Расположены в головке цилиндров в ряд. Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение
Привод клапанов Толкатели, штанги и коромысла
Фазы газораспреде-

ления (при зазоре между клапанами в коромыслами 0,З5 мм)

впускные клапаны; открытие 24° до В. М. Т
закрытие 64° после Н. М. Т
выпускные клапаны; открытие 50° до Н. М. Т
закрытие 22° после В. М. Т
Впускные и выпускные трубопроводы Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава с жидкостным подогревом смеси; выпускные трубопроводы (правый и левый) — литые чугунные
Система смазки Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос Шестерёнчатого типа, двухсекционный. Из верхней секции масло поступает для смазки двигателя, нижняя секция подаёт масло в фильтр центробежной очистки масла
Масляный фильтр Центробежный
Вентиляция картера Открытого типа
Охлаждение двигателя Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке
Вентилятор Шестилопастный, приводится в вращение клиновидным ремнём от коленчатого вала
Топливный насос Диафрагменный, с дополнительным ручным приводом
Топливный фильтр Керамический или сетчатый
Карбюратор К-126Б, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком
Ограничитель числа оборотов Пневмоцентробежного типа
Воздушный фильтр Инерционно-масляный с контактным фильтрующим элементом
Трансмиссия и ходовая часть
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Сцепление Однодисковое, сухое
Коробка передач Трёхходовая, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах
Передаточные числа: первая передача 6,48
вторая передача 3,09
третья передача 1,71
четвертая передача 1,0
задний ход 7,9
Раздаточная коробка Имеется две передачи: прямая и понижающая с передаточным числом 1,982
Карданная передача Открытого типа, имеет карданы с угольчатыми подшипниками
Имеет два вала и три кардана с промежуточной опорой Имеет три вала и шесть карданов
Главная передача ведущих мостов Коническая, гипоидного типа, передаточное число 6,83
Дифференциал Шестеренчатый, конический Кулачковый, повышенного трения
Поворотные цапфы Фланцевые, шкворневые Имеют карданы равных угловых скоростей
Шины Низкого давления 8,25 - 20 или типа Р Сверхнизкого давления 12,00 - 18
Углы установки передних колёс: угол развала колёс 0°45´
угол бокового наклона шкворня
угол наклона нижнего конца шкворня вперёд 2°30´ 3°30´
схождение колёс 1,5 - 3 мм 2 - 5 мм
Рессоры Четыре продольные полуэтиллитические, концы заделаны в резиновые опоры
Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры -
Амортизаторы Гидравлические, телескопические двухстороннего действия
Установлены на передней оси Установлены на обоих мостах
Рулевое управление и тормоза
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Тип рулевого механизма Глобоидальный червяк с трехгребневым роликом
Передаточное отношение 20,5 (среднее)
Усилитель рулевого управления Гидравлические
Продольная рулевая тяга Трубчатая. Соединения тяги с рулевой сошкой и рычагом поворотной цапфы имеют шаровые пальцы и пружины, затяжку которых регулируют
Поперечная рулевая тяга Трубчатая, соединена с рычагами посредством шарниров нерегулируемой конструкции Стержневая, соединена с рычагами поворотных цапф посредством шаровых пальцев
Ножные тормоза Колодочные на четыре колеса
Привод ножных тормозов Гидравлитический с гидровакуумным усилителем
Ручной тормоз Центральный, барабанного типа
На ведомом валу коробки передач На ведомом валу раздаточной коробки
Электрооборудование, кабина, платформа и дополнительное оборудование
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Система проводка Однопроводная с соединением минусовой клеммы с массой
Напряжение сети, В 12
Генератор Г130-Г, мощностью 350 Вт Г130-В или Г130-Э, мощностью 350 Вт
Реле-регулятор РР130 РР130 или РР111
Аккумуляторная батарея 6-СТ-68-ЭМ
Стартер СТ130Б с дистанционным включением
Катушка зажигания Б13 Б13 или Б5-А с дополнительными сопротивлением СЭ102
Прерыватель-распределитель Р13-В Р13-В или Р105
Свечи зажигания А11-У А11-У или А15-Б
Кабина Металлическая, двухместная, двухдверная. Кабина оборудована отопителем, двумя стеклоочистителями, устройством для обмыва стекла, противосолнечными козырьками, мягкими сиденьями, ковриками для пола. Имеется съёмное подвесное спальное место
Платформа Деревянная с металлическим каркасом. Откидные борта - задний и оба боковых Металлическая. Имеет три продольные скамейки и мягкие съёмный тент. Откидной борт задний
Размеры платформы, мм длина 3740 3330
ширина 2170 2050
высота борта 680 890
Лебедка - Максимальное усилие на тросе 3500 кг. Длина троса 50м. Привод карданными валами от коробки отбора мощности
Коробка отбора мощности - Имеет две передачи: для наматывания и разматывания троса
Компрессор - Одноцилиндровый с воздушным охлаждением
РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15 - 20°С), мм

Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных первого и восьмого, выпускных четвёртого и пятого цилиндров) устанавливать зазор, мм

0, 25 - 0,30
Зазоры между электрода свечей, мм 0,8 - 0,9
Зазоры в прерывателе, мм 0,3 - 0,4
Свободный ход педали сцепления, мм 32 - 42 35 - 45
Свободный ход педали тормоза, мм 8 - 13
Давление в шинах, кГс/м² передних колёс 2,8* 2.8
задних колёс 4,3* 2,8

* При установке шин типа Р давление в них должно быть: на передних колёсах 5 кГс/м² и задних - 6 кГс/м²

Заправочные ёмкости и нормы
ГАЗ-53А ГАЗ-66
Топливные баки (ёмкость), л 90 210**
Система охлаждения двигателя, л с пусковым подогревателем 23
без пускового подогревателя 21,5
Система смазки двигателя (включая фильтр центробежной очистки), л 8
Воздушный фильтр, л 0,55
Картер коробки передач, л 3,0
Картер коробки передач с отбором мощности, л - 4,2
Картер раздаточной коробки, л - 1,5
Картер заднего моста, л 8,2 6,4
Картер переднего моста, л - 7,7
Картер рулевого механизма, л 0,5
Амортизаторы (каждый в отдельности), л 0,41
Картер редуктора лебёдки, л - 0,8
Гидроусилитель рулевого управления, л - 1,8
Ступицы передних колёс (каждая в отдельности), кг - 0,25
Поворотные цапфы переднего моста, кг - 1,0
Система гидравлического привода ножного тормоза, л - 0,75

Грузовику ГАЗ-53 суждено было стать самой массовой «рабочей лошадкой» в Советском Союзе. Фирменная «улыбка» радиатора этого трудяги – один из самых узнаваемых «брендов» советской эпохи. Что совсем не удивительно: ведь за годы своего серийного производства, с 1961-го по 1993-й, пятьдесят третий ГАЗон был растиражирован в количестве более четырёх миллионов единиц. И разъехался по всему свету, от Кубы до Камчатки, от Крайнего Севера до джунглей Лаоса и Вьетнама. Далее поговорим о технических характеристиках данного грузовика, выслушаем живые мнения водителей, проработавших на ГАЗ-53 долгие годы.

О сферах применения и модификациях ГАЗ-53

На своих, не особенно могучих, плечах ГАЗ-53 тем не менее «катал» не менее половины всей экономики Страны Советов. Трудно подобрать, где НЕ использовался этот вездесущий грузовик. От «походки» для аварийных бригад и «автозака» для преступников до мобильных топливозаправщиков и седельных тягачей, таскавших контейнеры – что только не устанавливали на шасси ГАЗ-53!

Повсеместное распространение получили эти дешёвые, простые и неприхотливые грузовики в сельском хозяйстве. В 70-е/начале 80-х годов ХХ века в среднестатистическом советском колхозе автопарк грузовых машин на 80% состоял именно из ГАЗ-53. Лишь во второй половине 80-х это соотношение начало изменяться в сторону увеличения доли который, кстати сказать, в советские времена стоил не намного дороже, чем ГАЗон.

ГАЗ-53 60-х и 80-х годов и внешне заметно отличаются друг от друга, и в технологичном смысле это два довольно разных грузовика. Совершенно разные у них не только двигатели, но и многие другие элементы конструкции.

Ведь за годы выпуска ГАЗ-53 пережил три крупных и множество мелких модернизаций и доработок. Горьковский автозавод старался своевременно реагировать на «сигналы с мест» и устранять выявленные в ходе эксплуатации проблемы.

Так, уже в первые годы распространения новой модели грузовика по стране стало очевидным, что мосты от предыдущего поколения – , на 53-й уже не годятся, и 82-сильный двигатель от 51-го ГАЗона, хоть и форсированный, не отвечает возросшим потребностям новой машины. В течение 1964-го/65-го годов было налажено серийное производство ГАЗ-53, оснащённого, вместо рядного шестицилиндрового «движка», V-образной «восьмёркой» (115-сильным мотором ЗМЗ-53), а также доработанными и усиленными мостами.

Интересный, полузабытый факт: облицовка и, соответственно, внешний вид ГАЗ-53 первых выпусков очень заметно отличались от привычного нам облика машины. К примеру, фары находились над указателями поворота. Однако до наших дней, к сожалению, не дожил ни один оригинальный ГАЗон того самого первого поколения. Зато он остался запечатлённым на киноплёнке в некоторых известных фильмах того времени, в частности «Весёлые хлопоты» (1964), «Иностранка» (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1967).

ГАЗ-53Ф (1961-1967)

Кстати, с ГАЗ-53 уже привычного всем облика связан любопытный кино-курьёз. В знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», в эпизоде, когда члены банды везут Володю Шарапова в хлебном фургоне по ночной Москве, в некоторые кадры некстати затесался зелёный ГАЗ-53. (Действие фильма происходит в 1946-м году).

«ГАЗ-53А» (1965–1983)

Три основные, базовые модификации грузовика сходили с конвейера под следующими заводскими индексами:

  • ГАЗ-53Ф (1961-1967) – бортовой грузовик и универсальное шасси с форсированным рядным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с.
  • ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с двигателем ЗМЗ-53 – V-образным 8-ми цилиндровым, мощностью в 115 л.с.
  • ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) – бортовой грузовик, самосвал и универсальное шасси с восьмицилиндровым V-образным мотором ЗМЗ-53-11 мощностью в 120 л.с.

Соответственно мощности, различается и грузоподъёмность трёх поколений 53-го ГАЗона. ГАЗ-53Ф был заявлен 4-х тонником, хотя фактически он брал на борт лишь 3 тонны, а 4 т. было для него почти непосильным грузом. Реальным четырёхтонником стал ГАЗ-53А. Мощность мотора ГАЗ-53-12 уже позволяла ему свободно везти не только заявленные производителем 4,5 тонны, но и 5 тонн «с копейками».

ГАЗ-53-12 (1983-1993)

Кроме базовых, существуют сделанные на их основе десятки модификаций и версий ГАЗ-53, предназначенных для использования в специализированных целях. Среди них –

  • Армейская модификация ГАЗ-53Н с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения.
  • Получившие широкое распространение автобусы КАвЗ-685 и «Кубань» на базе ГАЗ-53. Они выпускались на шасси ГАЗ-53-40, оснащённом более мягкими рессорами и телескопическими амортизаторами, топливным баком от , изменёнными тормозной системой и электрооборудованием.
  • ГАЗ-53-02 – самосвал.
  • Специальное шасси, разработанное под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503).
  • ГАЗ-53-05 – седельный тягач (ширококго распространения не получил, т.к. любой из трёх двигателей 53-го ГАЗона был слабоват для подобных «упражнений»).
  • ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27 – разработанные в 1984-м году версии, работающие на сжиженном газе; с двигателями в 105 и 100 л.с. соответственно.

Грузовые автомобили ГАЗ-53 экспортировались практически во все страны социализма, а из капиталистических стран – в Финляндию и Бельгию.

Серьёзные сборочные производства этих грузовиков, из советских машинокомплектов, были организованы в Болгарии и на Кубе. Причём болгарское предприятие «Мадара» выпускало ГАЗ-53 на протяжении 1967-1991 годов, доведя в 80-х объём производства до 3000 автомашин в год. А уже с начала 70-х годов – оснащало их двигателями болгарского производства.

Экспортные версии грузовика выпускались с заводскими индексами ГАЗ-53-70 и ГАЗ-53-50 (специально для тропиков). Как уже было отмечено, количество специализированных версий на базе шасси ГАЗ-53 с трудом поддаётся исчислению. Это и передвижные ремонтные мастерские, и пожарные машины, и автокраны, и автолестницы, и мусоровозы, и краны-манипуляторы, и бензовозы-топливзаправщики, и т.д. и т.п.

В отличие от всех ранее разработанных грузовиков Страны Советов, ГАЗ-53 с изначально создавался сугубо для нужд народного хозяйства. В случае войны его не планировалось мобилизовывать в войска и использовать для транспортировки орудий, перевозки боеприпасов, раненых и т.п. армейских нужд. В связи с этим, ГАЗ-53 с полным правом можно назвать первым отечественным грузовиком «НЕ двойного назначения».

Этим объясняются и «весёленькие» расцветки легендарного автомобиля. Если ранее все грузовики Советского Союза красили только в тёмно-зелёный защитный цвет, то 53-й с самого начала отличался весьма разнообразной цветовой гаммой: кабины его окрашивались в голубой, серый, синий, бежевый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый и некоторые другие цвета.

Прямым «родственником» и «предком» ГАЗ-53 был другой всесоюзный трудяга – грузовик ГАЗ-51. Разработку грузовой автомашины нового поколения возглавлял главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005). Он, кстати, в 1946-1947 гг. участвовал и в разработке ГАЗ-51, тогда ещё в роли рядового конструктора.

В течение лета/осени 1961 года опытную партию грузовиков ГАЗ-53Ф подвергли серьёзным испытаниям, основным из которых стал автопробег по маршруту Москва – Ташкент – Москва, общей протяженностью в десять тысяч километров. Грузовики в интенсивном режиме прогоняли по просёлочным дорогам и настоящим пустыням, степным пескам, заболоченным почвам и горным местностям. Кульминацией маршрута в Средней Азии стал перевал Шахристан, в Таджикистане, расположенный на высоте более 3,2 тысяч метров над уровнем моря.

Одновременно с этим 2 ГАЗ-53Ф нещадно эксплуатировались в Подмосковье, в условиях бездорожья сельской местности, а еще 4 гоняли по шоссе Москва – Горький туда и обратно, пока на их спидометре не была достигнута цифра 15 000 км., проверяя надёжность на магистральных линиях. В общей сложности, каждая из автомашин выполнила по 18 рейсов.

Кстати, добрых слов заслуживает также «родной брат», 53-го ГАЗона – . Тоже бестселлер, выпущенный тиражом более чем в 1 миллион единиц. Это практически его «близнец». Поскольку единственным достоверным различием между данными моделями является модель установленного двигателя: на 52-м – шетицилиндровый рядный, на 53-м – более мощный восьмицилиндровый V-образный.

Между прочим, по наблюдениям опытных водителей ГАЗонов, 52-й отличался несколько лучшей проходимостью в условиях сильного бездорожья или глубокого снега. Более мощный и оборотистый ГАЗ-53 скорее зарывался в грязь, снег или песок там, где 52-й потихоньку проезжал на своей тяге.

Внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски меньшего размера, с 6-ю вентиляционными отверстиями и более узкой резиной. На ГАЗ-53 более широкие (и, соответственно, более «грузоподъемные») шины; колёсные диски большего диаметра, с тремя отверстиями, размещёнными под углом в 120 градусов. Тем не менее, колёсные диски на 52-м и 53-м ГАЗонах являются взаимозаменяемыми.

О технических характеристиках ГАЗ-53

Ознакомившись с фотографиями других автомобилей конца 50-х/начала 60-х годов, можно с полным правом утверждать, что для своего времени внешний вид кабины и её внутренний интерьер ГАЗ-53 выглядели очень прогрессивно.

Была выполнена цельная облицовка решётки радиатора, в которую были органично интегрированы фары и подфарники. Сиденья водителя и пассажира, по канонам тех лет, представляли собой единый «диван». Однако эргономика рабочего места была продумана лучше, чем в ГАЗ-51.

По своему классу ГАЗ-53 относится к семейству универсальных среднетоннажных грузовиков многоцелевого использования. Грузовик ГАЗ-53 имеет рамную конструкцию, привод колёс на задний мост.

Габаритные размеры

  • Длина – 6,395 м; ширина – 2,380 м; высота (по кабине, без нагрузки) – 2,220 м
  • База шасси – 3,700 м; колея передних колёс (по грунту) – 1,630 м; колея задних колёс – 1,690 м
  • Дорожный просвет: 265 мм. При этом нижние точки, с полной нагрузкой составляют: 265 мм (картер ведущего заднего моста) и 347 мм (передняя ось).
  • Размеры грузовой платформы: длина – 3,740 м; ширина – 2,170 м; высота бортов – 0,68 м.
  • Радиус поворота по колее наружного переднего колеса – 8 м.

Эксплуатационные характеристики

  • Колёсная формула: 4х2.
  • Снаряжённая масса: 3,2 тонны.
  • Грузоподъёмность: 4 тонны у ГАЗ-53Ф и ГАЗ-53А; 4,5 тонны – у ГАЗ-53-12.
  • Размер шин: 8,25-20 дюймов.
  • Максимально допустимый вес буксируемого прицепа: 4 тонны.
  • Кабина ГАЗ-53 – металлическая, двухместная, двухдверная.
  • Максимальная скорость с полной нагрузкой по горизонтальному шоссе: 90 км/ч.
  • Ёмкость топливного бака: 90 л (в армейской модификации ГАЗ-53Н - 105 л).
  • Расход топлива от 24-х литров бензина на 100 км.

Несколько слов о характеристиках версии ГАЗ-53-02 (самосвал). ГАЗон-самосвал производился с укороченной в задней части на 27 см рамой. Колёсная база при этом оставалась прежней. Был оборудован валом отбора мощности.

Платформа комплектовалась гидронасосом шестерёнчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трёхзвеньевого гидроцилиндра подъёма кузова. Ёмкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров; подъём кузова и разгрузка предусмотрены как назад, так и вбок.

Двигатели ГАЗ-53

8-цилиндровые 4-х тактные бензиновые карбюраторные моторы ЗМЗ-53 и ЗМЗ-53-11 имеют V-образную компоновку цилиндров. Рабочий объём составляет 4 254 кубических сантиметра. Мощность, при 3200 об. в минуту, составляет: 115 (ЗМЗ-53) и 120 (ЗМЗ-511) лошадиных сил. Диаметр цилиндра – 92 мм; ход поршня – 80 мм. Среднее значение степени сжатия – 6,7. Максимальный крутящий момент при 2000-2500 об/мин составляет 29 кг/см. Цилиндры работают в следующем порядке: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Блок цилиндров двигателя выполнен литьём из сплава «Ал-4», а после отливки загерметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это классическая моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.

Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.

Поршни также разделяются на пять ремонтных групп по их диаметру (буквенной маркировкой), и на четыре группы по диаметру отверстий поршневых пальцев (цветовой маркировкой). Поршневая группа отлита из алюминиевого сплава «Ал-30». Поршень имеет классическую круглую форму с плоским днищем, по его диаметру прорезаны три канавки для маслосъёмных и компрессионных колец.

Головки блоков сделаны из сплава «Ал-4». Сёдла клапанов выполнены из чугуна, а направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединены резьбовыми шпильками через прокладки из асбо-картона, армированного сталью. Коленчатый вал отливается из чугуна, на нём формируются шейки шатунов, опоры и противовесы.

Коленвал прошёл через ряд обязательных динамических и статических балансировок. Осевое перемещение коленчатого вала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке с помощью масло-сгонных канавок, сальников и асбестовой набивки.

Механизм газораспределения, с верхней установкой клапанов, обеспечивает впуск в цилиндры топливо-воздушной рабочей смеси и выпуск отработанных газов.

Данное устройство состоит из: распределительных валов и шестерён, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин. Распределительный вал выкован из стали. Имеет 5 шеек опоры, кулачки, шестерёнчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.

Устройством для приготовления бензо-воздушной смеси является карбюратор марки К-126. Система зажигания – контактная. Свечи зажигания – А11-У.

Система смазки подаёт масло к контактирующим деталям мотора как под давлением, так и самотёком. Маслонасос – шестерёнчатый, с приводом от распределительного вала, масляный фильтр – полно-поточный, обслуживаемый.

Фильтр подготовки воздуха также обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне. Система охлаждения – с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Ёмкость – 22 литра.

Двигатель третьей модификации 53-го ГАЗона – ЗМЗ-53-11 отличается от своего предшественника новыми головками цилиндров с повышенными параметрами сжатия; секционным маслонасосом, полно-поточным фильтрующим устройством, переведённой на закрытую схему вентиляцией картера.

Коробка передач состоит из четырёх передних «скоростей» и одной задней. По своей конструкции КПП ГАЗ-53 является трёх-ходовой, с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах. Сцепление однодисковое, сухое.

Карданная передача – открытого типа, имеет карданы с игольчатыми подшипниками. Главная передача ведущих мостов – коническая, гипоидного типа, с передаточным числом 6,83. Дифференциал – шестерёнчатый, кулачковый, конический, повышенного трения. Поворотные цапфы – фланцевые, со ШРУС.

Рессоры – 4 шт., продольные полуэллиптические, концы заделаны в резиновые опоры. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры. Амортизаторы – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия.

Ножные тормоза – колодочные, на 4 колеса. Привод тормозов – ножной, гидравлический, с гидро-вакуумным усилителем. Ручной тормоз – центральный, барабанного типа, установлен на ведомом валу коробки передач. Тип рулевого механизма ГАЗ-53 – это глобоидальный червяк с 3х-гребневым роликом.

Электрооборудование ГАЗ-53

В грузовике ГАЗ-53 используется однопроводная система проводки с соединением минусовой клеммы с массой. Напряжение в сети составляет 6 Вольт. Марка «родной» аккумуляторной батареи 6-СТ-68-ЭМ.

Марка генератора, мощностью 350 Вт – Г130-Г; реле-регулятора – РР130. В систему электрооборудования грузовика ГАЗ-53 также входят катушка зажигания Б13, с дополнительным сопротивлением; прерыватель-распределитель Р13-В; одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением; электростартер СТ130-Б с дистанционным включением.

Кабина ГАЗ-53

«Комфортабельная 2х-местная кабина закрытого типа, удобное расположение органов управления и приборов, хорошая обзорность, надёжные тормоза, наличие мощного света обеспечивают лёгкость управления автомобилем и безопасность движения на высоких скоростях в любое время суток», - так описывал ГАЗ-53 информационный альбом «ВнешТоргИздата» в 1968-м году.

Что ж, как, говорится, с чем сравнивать. С позиций нашего времени в кабине ГАЗ-53 – более чем аскетичная и спартанская.

Однако, по сравнению с тем же ГАЗ-51, в котором отсутствовали синхронизаторы в коробке передач, перед включением сцепление надо было выжимать 2–3 раза, а кабина была тесной и плохо отапливаемой, 53-й был просто вершиной комфорта!

На двухместном общем сиденье-диване, обтянутом искусственной кожей, при желании легко могли поместиться и три человека. Единственный момент: тот, кому доставалось место в середине, мог немного мешать водителю, задевая рычаг переключения передач ногами. Широкий простор в кабине был и для «творчества» любителей тюнинга: водители советской эпохи украшали свои кабины ГАЗ-53, кто как мог.

Были и умельцы, мастерившие самодельные утепление и шумоизоляцию кабины: набивали её пенопластом, обшивали войлоком, добиваясь поразительной тишины и комфорта на своём рабочем месте.

ГАЗ 53 выпускался более тридцати лет и завоевал огромную популярность среди населения нашей страны. С начала выпуска модель постоянно модернизировалась, и последней базовой моделью считается ГАЗ 53 12, производство которого велось с 1983 года.

Классический ГАЗ 53 ранней модификации

Является одним из известнейших и популярных советских грузовых автомобилей. Относится он к семейству 3 поколения среднетоннажных грузовиков. Выпускался с 1959 года (серийное производство с 1961 года) и до начала 1993 года на Горьковском автозаводе. Со своими модификациями был самым массовым грузовиком в СССР. Общее количество выпущенных автомобилей — более 4 миллионов.

В октябре 1961 года начал выпускаться 3,5-тонник ГАЗ-53Ф, 82 л.с. В июле 1964 года начал, собственно, выпускаться и сам ГАЗ-53 — 4-тонник с V-образным 8-цилиндровым , 115 л.с. В 1965 году название изменилось на ГАЗ-53А.

Эта модель выпускалась в разных модификациях в течение многих лет до 1983 года. Для , для автобусов — ГАЗ-53-40, специализированные автомобили использовали шасси ГАЗ-53-11.

С 1983 года вышла модель ГАЗ-53-12. Радиатор стал иной облицовки, появилась новая головка цилиндра, ходовая часть также претерпела изменения. Грузоподъемность стала 4,5 тн.

В 1990 году появилась . На этом история ГАЗ-53 закончилась, но достаточно много этих автомашин используются и сегодня.

Интерьер и экстерьер ГАЗ-53

Выглядел ГАЗ-53 для своего времени очень современно. Была выполнена цельная облицовка радиатора заподлицо с фарами. Рама отличалась большой прочностью. Бензобак расположен под сидением шофера. Заливная горловина находилась у края водительской двери, за кабиной.

При переводе на газовое топливо это обстоятельство оказалось очень удобным, так как газовый баллон можно было установить под кузовом, тогда как у других грузовиков там был бензобак.

Технология запуска была современная на то время — электрический стартер с втягивающим реле, имелась хорошая отопительная система и электрические стеклоочистители.

Сиденья водителя и пассажира было выполнены как одно целое. Но, тем не менее, сидеть в кабине было удобно даже зимой в теплой одежде. Предусмотрены места для инструментов, запчастей и других необходимых вещей.

Экспорт автомобиля

ГАЗ-53 экспортировался в страны соцлагеря: Польшу, ГДР, Румынию, Чехословакию, Югославию, Венгрию, Вьетнам, Монголию, а также в Финляндию. С 1983 по 1991 годы сборка ГАЗ-53-12 осуществлялась болгарским предприятием «Мадара».

Грузовики этой сборки имели дизель собственного производства, который выпускался по лицензии фирмы Perkins (Англия).

Технические характеристики

Грузовик имеет задний привод колес и рамную конструкцию. В заводской комплектации ГАЗ 53 12 оснащается восьми цилиндровым бензиновым двигателем внутреннего сгорания, с V-образным расположением цилиндров.

Читайте также

Стартер ГАЗ-53

Габариты и эксплуатационные характеристики

ГАЗ 53 имеет собственный вес в снаряженном состоянии 3,2 тонны, полная масса – 7,85 т.

Автомобиль рассчитан на грузоподъемность 4,5 т, но в реальности его нередко перегружают, отчего приходится ремонтировать или менять рессоры. Грузоподъемность 4,5 тонны появилась только у модели ГАЗ 53 12, первые автомобили ГАЗ 53Ф были вообще трехтонными.

Размеры

  • Длина – 6,4 м;
  • Ширина – 2,4 м;
  • Высота (берется по кабине, авто без груза) 2,2 м.

Грузовик рассчитан на максимально допустимую постоянную скорость до 90 км/час, хотя в реальности может ехать и с большей скоростью (110 км/ч), но в ненагруженном состоянии.

Колесные характеристики


Согласно заводским данным, ГАЗ 53 должен расходовать по ровной дороге при скорости 40 км/час 24 литра на 100 км пробега. Но, видимо, берется в учет то, что автомобиль не нагружен, погода сухая и теплая, машина едет в накат. В реальности такого показателя добиться практически невозможно, как минимум, ГАЗончик потребляет 27 литров. В зависимости от груженого состояния расход может увеличиваться и до 30 литров.

Общие характеристики

  • ГАЗ-53 оснащен двигателем 120 л.с./3200 об/мин;
  • V-образный 8-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, объемом 4254 куб.см.;
  • С диаметром цилиндра/ходом поршня 92/80 мм;
  • Коробка передач : 4+1 назад;
  • С длиной 6395 мм, шириной 2280 мм, высотой 2190 мм, базой 3700 м;
  • Масса снаряженная 3200 кг;
  • Грузоподъемность 4500 кг;
  • Емкость бака 90 л.

Заправочные емкости


Кабина и шасси

Цельнометаллическая, двух дверная, рассчитана на двух пассажиров. Но пассажирское место очень широкое, и при желании в кабине может уместиться три человека, включая водителя. Сиденья в салоне целиковые, не разделенные по числу мест. То есть, предусмотрена одна общая «сидушка» и одна спинка.

Конструкция шасси рамная, и к ней крепится кабина и кузов. Кузов может быть разным:

  • Бортовой;
  • Фургон;
  • Самосвальный;
  • Специального назначения.

Кабина от автомобиля ГАЗ 53

Рама является связывающим звеном всех узлов и агрегатов автомобиля, поэтому при желании шасси может самостоятельно передвигаться даже без кабины и кузова.

Читайте также

Ремонт двигателя ГАЗ 53

Двигатель

Автомобиль ГАЗ 53 комплектовался только двумя типами бензинового двигателя . Но шестицилиндровый мотор, который ставили на машине в самом начале выпуска, был только на модели ГАЗ 53Ф, и она производилась до 1967 года. После на «газоне» ставили только 8-цилиндровый ДВС объемом 4,25 л.

У мотора в течение времени только менялся индекс и проводились незначительные модернизации, сама конструкция оставалась неизменной.

Верхнее расположение клапанов, алюминиевый блок и головки блока цилиндров в шестидесятые годы прошлого столетия были новаторством, свежим инженерным решением. Подобная конструкция двигателя существует и по сегодняшний день – в ней только изменился объем цилиндров и добавились мелкие технические нюансы.


Мотор на ГАЗ-53-12 — ЗМЗ-53, верхнеклапанный, имеющий алюминиевые блок и головку цилиндров. Распределитель и катушка зажигания довольно часто выходили из строя по причине конструктивных недочетов. До капитального ремонта машина успевала пройти 400 тысяч километров. Мотор особой экономичностью не отличался. Чтобы как-то исправить это, вместо однокамерного карбюратора позднее стали использовать двухкамерный.

ГАЗ-53 оснащен рессорной зависимой подвеской. На передней подвеске установлены телескопические амортизаторы. Руль не имеет гидроусилителя, из-за чего управлять таким автомобилем могли только физически крепкие люди. Для переключения передач нужно применить двойной выжим сцепления. В состав карданной передачи входят 2 вала, которые соединены между собой с помощью шарниров Гука.

Несмотря на некоторые недочеты, ГАЗ-53 отличался простотой конструкций и пригодностью к ремонту, да и запчастей для этой автомашины всегда было достаточно.

Примером может мотор ЗМЗ 5234, устанавливаемый на автобус ПАЗ.

Характеристики ЗМЗ 53

  • Тип – 4-х тактный;
  • Число цилиндров – 8;
  • Степень сжатия – 7,6;
  • Тип применяемого бензина – А-76;
  • Диаметр поршня (стандартный размер) – 92 мм;
  • Ход поршня – 80 мм;
  • Диаметр коренных шеек коленчатого вала ¬– 70 мм;
  • Диаметр шатунных шеек коленчатого вала – 60 мм;
  • Объем цилиндров – 4,25 л;
  • Мощность, номинальное значение – 115 л. с.

Двигатель имеет жидкостное охлаждение. В советские времена в качестве охлаждающей жидкости почти всегда использовалась вода, а тосол или антифриз на грузовых автомобилях не применяли. В мороз приходилось после рабочей смены сливать воду из радиатора, а на следующий день с утра бегать с ведрами. С другой стороны, воду заливали горячую, и поэтому мотор быстро запускался в любой холод.

Так как в двигателе два ряда по 4 цилиндра, то и головок блока цилиндра (ГБЦ) тоже две. Блок ЗМЗ 53 отлит из алюминия, из этого же металла изготовлены и ГБЦ. Между головками расположен массивный впускной коллектор, по центру коллектора установлен карбюратор.

На первых моделях ГАЗ 53 был карбюратор марки К126Б, затем его заменили на К135 (в дальнейшем К135М).

Направление вращения коленчатого вала у двигателя правое, впрочем, как и всех автомобильных ДВС. Порядок работы цилиндров 15426378, зажигание электронное бесконтактное, с коммутаторным усилением искры на свечах зажигания. Первые модели «газона» (ГАЗ 53Ф и частично ГАЗ 53А) имели контактную систему.

На территории отечественного пространства одним из наиболее распространенных и популярных транспортных средств малой тоннажности являлся грузовик ГАЗ 53. Даже на сегодняшний момент его можно встретить практически в каждом городе. За весь период производства, который занял более чем 30 лет, машина постоянно модернизировалась и немного изменялась. Последней ее версией стал автомобиль ГАЗ 53 12, начала выпуска которого было положено в 1983 году.

История создания

Машины Горьковского автозавода являются одними из старейших и популярных советских марок. Существовали следующие модификации ГАЗ 53:

  • 53Ф – с 1961 п 1967 год;
  • 53А – с 1965 по 1983 год;
  • 53-12 – с 1983 по 1993 год.

Первый автомобиль разработчик сделал в 1959 году, но серийное производство началось лишь в 1961 году. Количество выпущенных транспортных средств за всю историю их сборки превысило показатель в 4 миллиона единиц.

Октябрь 1961 года послужил началом производства ГАЗ 53 Ф, являющимся 3,5-тонным автомобилем мощностью в 82 лошадиные силы. В 1954 запустилось производство модели 53, масса которой достигла 9 тонн, а мощность 114 лошадиных силы. Позже название изменили на 53А. В различных версиях автомобиль выпускали до 1983 года. Существенные изменения между ними были лишь в используемом шасси.

С 1983 года 10 лет осуществлялось производство ГАЗ-5312, который повысил свою грузоподъемность, обрел несколько новых деталей, модернизовал определенные типы агрегатов и т.д.

В 1990 году дополнительно появилась на недолгое время модель под названием ГАЗ 3307, но ее выпуск был непродолжительным и не таким востребованным, как раньше.

Специальные модели

Кроме базовых моделей производитель выпускал целый ряд специальных транспортных средств на основе Газона. Их отличия заключались в типе используемого кузова и в предназначении.

Базовым вариантом считался всегда ГАЗ 53 бортовой. Но завод также разработал варианты для самосвала и седельного тягача. В первом случае использовалось шасси под название 53 02. Именно на нем располагались конструкции для перевозки грузов. В это же время ГАЗ 53 седельный тягач был оборудован шасси ГАЗ 53 05.

Для армии завод изготовил специальную модель 53Н. Прежде всего автомобиль отличался тактико-техническими характеристиками. К тому же масса ГАЗ 53 бортового была немного меньше военного варианта автомобиля.

Стоит отметить также то, что ГАЗ 53, используемый, как седельный тягач, распространения не получил. Связанно это было прежде всего с небольшой мощностью каждой из модификаций автомобиля.

Технические характеристики грузовика

Один из показателей ГАЗ 53 — вес машины, составляет всего 3,2 тонны. Его полная масса равняется 7,85 тонны. Таким образом, грузоподъемность транспортного средства на уровне 4,5 тонны. Но такие показатели касаются лишь модификации 53 12, для которой автомобили были рассчитаны лишь на 3 тонны груза.

Размеры модели 53 следующие:

Допустимая скорость транспортного средства составляет 90 километров в час. Но в реальности он может ехать гораздо быстрее, если масса груза не очень большая. Расход топлива автомобиля составляет 24 литра на 100 километров пути. Но чаще всего этот показатель поднимается из-за чрезмерных нагрузок и плохого ухода за машиной.

В качестве силового агрегата на автомобиле используется V- образный карбюраторный мотор с 8 цилиндрами. Его объем равен 4252 кубический сантиметрам. Для двигателя необходимо использовать 10 литров масла. Коробка передач имеет 4 передачи и 1 заднюю. Емкость топливного бака составляет 90 литров. Работает машина на бензине А-76.

Заключение

Различные модификации автомобиля ГАЗ 53 обрели должную популярность на постсоветском пространстве. Данное транспортное средство завоевало симпатии автомобилистов, из-за чего оно до сих пор эксплуатируется во многих городах. Определенными проблемами машина все же обладает, но в сравнении с другими грузовыми отечественными авто, она является одной из лучших грузовых моделей в соотношении стоимости и качества.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook