Самые большие и мощные грузовики в мире. Самые мощные грузовики планеты – спор продолжается

Главными характеристиками для самых больших грузовиков являются их грузоподъемность, объем двигателя, мощность, габариты и скорость. Техника какого производителя лидирует по данным показателям?

Вплоть до 2013 года на звание "самого большого грузовика в мире" претендовали машины сразу нескольких мировых производителей. Но с представлением модели БелАЗ-75710 белорусская компания уверенно вырвалась вперед: данная модель превосходит своих конкурентов по такому показателю, как грузоподъемности, почти на 90 тонн.

Первое место в рейтинге самых больших грузовиков в мире: БелАЗ-75710

Источник фото: сайт Мировой рекордсмен: 450-тонный БелАЗ

Самосвал родом из Беларуси способен перевозить до 450 тонн груза, а полная масса машины составляет 810 тонн. В конструкции грузовика предусмотрено сразу два дизельных двигателя MTU (мощность каждого из них составляет 2 300 л.с.), которые, в свою очередь, приводят в действие четыре тяговых электродвигателя Siemens (суммарно они вырабатывают до 6 400 л.с.). При этом в случае передвижения машины без груза задействуется только один дизель.

Еще несколько цифр: топливный бак грузовика вмещает до 5 600 л, а вес каждой шины (всего их восемь) составляет 5,5 т. Максимальная скорость, которую способен развивать гигант, - 64 км/ч. До выпуска 450-тонника самой большой в линейке БЕЛАЗа являлась модель с индексом 75601 (выпускается с 2010 года), кузов которой вмещает до 360 тонн груза. И если по грузоподъемности данный самосвал незначительно уступает технике этого же класса других брендов (допустимая загрузка у машин Caterpillar и Liebherr - 363 тонны), то по мощности разрыв более значителен (разница в 250-500 л.с.). Собственная масса БелАЗ-75601 - 250 тонн, грузовик комплектуется двадцатицилиндровым двигателем объемом в 90 литров.

Самый большой грузовик Caterpillar


Источник фото: awesomeearthmovers.com Грузоподъемность этого самосвала - 363 тонны, а мощность силового агрегата - 4 000 л.с.

На следующих трех строчках рейтинга расположились схожие по характеристикам грузовики различных брендов, каждый из которых опережает конкурента по тем или иным показателям. Начнем с номинанта из США - карьерного самосвала Caterpillar 797F, представление которого на рынке состоялось в 2009 г. Данная модель - несколько улучшенная версия Caterpillar 797B, считавшегося самым большим грузовиком на протяжении 11 лет (с начала выпуска в 1998 году). Весит он 280 тонн (как и его предшественник), но может транспортировать груз весом 363 тонны, что на 18 тонн больше. Чтобы представить себе всю мощь данного самосвала, отметим, что пассажирский плацкартный вагон весит всего 52 тонны. Правда, загрузить кузов Caterpillar 797F семью вагонами все же не получится. Почему? По одной простой причине: длина всего самосвала - 14 метров 80 сантиметров, что на 10 метров короче вагона, ширина - 10,5 метров, а высота - 7,5 м.

Двигатель "американца" обладает 20 цилиндрами и объемом в 106 литров. Данный "зверь" способен, хоть мотор и не оснащен электротягой, выдавать мощность в 4 000 лошадиных сил (лучший показатель среди 360-тонных грузовиков). И не только этим: максимальная скорость передвижения - целых 68 километров в час, тогда как у конкурентов - только 64. Представьте себе передвигающийся с высокой скоростью дом - это самый большой в мире Caterpillar.

363-тонный грузовик Liebherr


Источник фото: liebherr.com Особенность данного грузовика, входящего в рейтинг самых больших в мире, - низкая собственная масса

Выпускавшийся с 2004 года Liebherr T282B уступал аналогу из США по мощности (его двигатель вырабатывал 3 650 л.с.). Но ситуация изменилась в 2012 году, когда компания вывела на рынок модель T284 (4 000 л.с.). Грузоподъемность у нового грузовика осталась прежней - 363 тонны. Общей особенностью двух машин является также низкая собственная масса - чуть больше 230 т.

Разработка из Японии: Komatsu 980E-4


Источник фото: komatsuamerica.com Самый большой грузовик в линейке Komatsu был представлен в 2016 году

Данный грузовик обладает аналогичной грузоподъемностью, что и две предыдущие модели (363 тонны), но мощность его 18-цилиндрового двигателя ограничена значением в 3 500 л.с. Разработка была представлена в 2016 году: до этого момента сравнимого по показателям грузовика в линейке компании не было. Огромный двигатель, которым комплектуется самосвал, используется главным образом для выработки электроэнергии, передающейся на электромоторы. Последние, в свою очередь, приводят машину в движение. Максимальная скорость движения - 60,7 км/ч, объем топливного бака - 5 300 л.

Самый большой магистральный грузовик


Источник фото: volvotrucks.ru Самый большой грузовик, передвигающийся по автодорогам, - Volvo FH16

Итак, подводя черту под всем вышесказанным, можно смело заявить, что в номинации "Самый скоростной грузовик в мире" побеждает Caterpillar 797F. Лавры же "Грузовика с самой малой собственной массой" заслуженно достаются немецкому Liebherr T284. Но стоит отметить, что все перечисленные "трудяги" работают на далеких карьерах и серийно не производятся. Если же говорить о самых больших грузовиках, передвигающихся по автомобильным дорогам, то здесь лидером является Volvo FH16. Мощность машины составляет 750 лошадиных сил, объем дизельного двигателя - 16,1 литра, крутящий момент - 90%. Кстати, на российском рынке Volvo являются одними из самых популярных седельных тягачей.

До недавнего времени первенство среди грузовиков-тяжеловесов делили машины четырех фирм. Это фирмы Caterpillar, Liebherr, Terex и БелАЗ. Каждая из машин этих производителей имеет практически одинаковую грузоподъемность, от 320 до 360 тонн. Но в 2014 году фирма БелАЗ сконструировала новый грузовик БелАЗ 75710, который превзошел всех своих конкурентов. Грузоподъемность этого монстра составляет 450 тонн. Этот гигант может с легкостью перевезти самый большой пассажирский самолет Airbus 380, который весит всего 280 тонн. Общий вес грузовика составляет 810 тонн, поэтому сдвинуть с места такую махину непросто. БелАЗ 75710 снабжен двумя дизельными двигателями общей мощностью 8500 лошадиных сил. Но не они приводят в движение грузовик. Эти двигатели питают энергией электромоторы, которые, в свою очередь, и приводят в движение колеса Белаза. Скорость грузовика составляет 64 км/ч. Этот самый большой грузовик предназначен для работы на карьерах при самых тяжелых условиях при температуре от -50 до +50 градусов. А бескамерные огромные шины этого гиганта могут спокойно преодолевать каменистую почву и уклоны карьеров.

В среднем такой самосвал служит 5-6 лет. Это немного, но и нагрузки не такие, как на обычные машины. Белаз работает 23 часа в сутки (лишний час в сутки служит для заправки, смену водителя и небольшой техосмотр). Пробег самого большого грузовика за его жизнь составляет более 600 000 километров.

Сколько топлива потребляет грузовик?

Расход топлива огромен. В технических характеристиках указана цифра 198 г/кВтч. Если говорить проще, то за 12 часов работы БелАЗ 75710 расходует два бака по 2800 лиров каждый. Методом несложных вычислений получаем, что расходует он 460 литров дизельного топлива в час. Однако, это максимальный расход при полной загрузке самосвала. На деле же этот расход меньше. Заправлять Белаз можно так же как и обычную машину, через заправочную горловину, но для ускорения процесса используют специальные устройства с мощными насосами.

Интересное о самом большом грузовике


  • Большинство людей, которые смотрят на фотографии Белаза замечают восемь круглых блестящих элементов и ошибочно принимают их за фары. На самом деле это воздухозаборники, а блестящие элементы - это всего лишь технологические заглушки. У Белаза всего шесть фар, которые находятся снизу. Этого вполне достаточно для работы.
  • Давление в гигантских шинах Белаза составляет 5,5 Бар, что ниже чем у автомобиля Камаз.
  • Поворачивает самый большой грузовик с помощью гидроцилиндров. Водитель, поворачивая руль, поворачивает всего лишь маленький золотник в гидроцилиндре. А на случай если гидроцилиндры выйдут из строя, грузовик имеет резервные гидроаккумуляторы.

Современная добыча полезных ископаемых и карьерная разработка связаны с использованием различных машин и приспособлений. Именно для таких целей и разработаны самые большие грузовики. На мировом рынке представлено несколько марок подобных гигантов от различных производителей. Между собой они имеют много общего, но и немало отличий. Далее проведем краткий обзор семерки лидеров в этой сфере.

БелАЗ-75710

Самый большой грузовик в мире – БелАЗ-75710. Он даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Его фото представлено выше. Самосвал обладает невероятной грузоподъемностью, способен транспортировать груз до 450 тонн. Например, 37 двухэтажных автобусов, пару синих китов, 300 легковых автомобилей или крупнейший аэробус. Машина была презентована в 2010 году и сразу получила титул самого большого грузовика.

Общий вес гиганта составляет свыше 810 тонн. Он оснащен двумя мощнейшими дизельными моторами. Даже в загруженном состоянии самосвал способен развивать скорость до 65 км/ч. Средний расход дизельного топлива – около 450 литров в час. Автомобиль предназначен для эксплуатации в самых сложных климатических условиях. Он без проблем выдерживает 50-градусную жару и аналогичный минусовый показатель. Спрос на эту машину – один из самых высоких во всем мире среди конкурентов.

БелАЗ-75601

Автомобильный завод в Беларуси занимает лидирующие позиции по выпуску самых больших грузовиков. Модификация под индексом 75601 по высоте и ширине не уступает одноэтажному зданию. Показатель грузоподъемности самосвала составляет 360 тонн, что сопоставимо с шестью вагонами угля. Ширина гиганта – 9, а высота 15 метров. Модификация оснащена бортовым компьютером и современной электронной начинкой, позволяющей отслеживать техническое состояние машины.

Terex Titan

Этот гигант выпущен американской компанией «Дженерал Моторс» в 1978 году. В серийное производство автомобиль так и не вышел. На то время характеристики грузовика с самой большой кабиной поражали. Его грузоподъемность составила чуть более 300 тонн, а масса самого транспортного средства – 235 т.

Гигант оснащен мощным силовым агрегатом с шестнадцатью цилиндрами и четырьмя дополнительными моторами. Самосвал эксплуатировался в отрасли угольной добычи, пока потребность в нем не отпала (девяностые годы прошлого века). Сейчас он представляет собой музейный экспонат, расположенный в городе Спарвуде (Канада). Было предложено разобрать авто на металлолом, однако этого не допустили. Правда, двигатель расформирован на детали, применения которым так и не нашлось ввиду эксклюзивности рабочих и габаритных параметров.

Liebherr T 282B

Данный автомобиль предназначен для карьерной работы, отличается весьма внушительными характеристиками. Поэтому неудивительно, что в 2008 году авто удостоилось звания самого большого карьерного грузовика. Машина производится серийно и востребована в соответствующей сфере по всему миру.

Транспортное средство обладает показателем грузоподъемности порядка 360 тонн. Полная масса транспортного средства – 592 т. Самосвал в состоянии разогнаться до 64 км/ч, без проблем передвигаясь на этой скорости. Для управления этим гигантом требуется целая команда специалистов. Габариты – 7,5/9,0/14,5 метра.

«Коматсу 960Е»

Японские производители также представили достойную модель в линейке самых больших грузовиков. Автомобиль Komatsu 960Е обладает грузоподъемностью 327 тонн, используется в отраслях добычи полезных ископаемых. Ширина машины составляет семь метров, размер шины колеса в диаметре – четыре метра. После трехгодичного тестирования опытного образца в самых сложных условиях самосвал был пущен в серийное производство, сейчас выпускается в США.

Caterpillar 797F

Компания «Катерпиллар» специализируется на выпуске тяжелой техники. Указанная модификация относится к категории самых больших грузовиков во всей линейке автомобильного производителя из США. Конструкторы постарались реализовать в ней все преимущества предыдущих агрегатов и свести к минимуму имеющиеся недостатки. Показатель грузоподъемности самосвала – 400 тонн, оборудуется он мощным 20-цилиндровым силовым агрегатом. Производитель предусмотрел монтаж на транспортное средство четырех типов кабин.

МТ-5500

Американцы могут похвастаться еще одним карьерным «монстром» под названием Unit Rig MT-5500. Грузоподъемность машины составляет 320 тонн. В модельный ряд входит девять представителей, среди которых рассматриваемая модификация является самой мощной. На всех самосвалах монтируется комплект гибридных дизель-электрических силовых установок. Сфера эксплуатации этих транспортных средств – разработка карьеров и горные выработки.

Писать обзоры про самые-самые легковушки - обычно дело для автопрессы. А как же грузовики? Возят себе грузы, мы к ним привыкли - казалось бы, что в них может быть интересного? Но среди этих железных труженников тоже попадаются легендарные "личности". У кого-то выдающаяся сила, кто-то невероятно быстр, а у кого-то есть умение шокировать и развлекать.

Герой пустыни

Заядлые поклонники ралли-рейда "Дакар" часто вздыхают, мол, легендарный марафон - уже не тот. Не только потому, что променял Африку на Южную Америку. Взять хотя бы самый зрелищный класс грузовиков, который сегодня зажат в тиски лимитов. Максимальная скорость, объем моторов, вес, ходы подвесок, компоновка - все ограничено. А ведь было время, когда в грузовом дакаровском зачете царила такая же вольница, как и в легковой группе прототипов в 80-90-е годы…

Именно в эту эпоху свободы, 31 год назад, на старт "Дакара-1984" впервые выехал один из самых знаменитых и необычных грузовиков этого марафона - двухмоторный голландский DAF Twincab, первый из гоночного семейства, которое войдет в историю под общим названием Turbo Twin. Каждый мотор крутил свою ось, а суммарная отдача двигателей достигала 800 лошадиных сил, разгонявших машину до 160 км/час. Но больше всего этот грузовик запомнился тем, что у него было две кабины - вторую прикрутили для рекламы и привлечения внимания.

Эпоха гоночных раллийных двухмоторных грузовиков DAF Turbo Twin оказалась яркой, но короткой: все началось в 1984 году и закончилось в 1988-м. А в 1998 году российская команда "КамАЗ-Мастер" выставила на "Дакаре" гоночный КамАЗ-49255 с 12-цилиндровым дизелем мощностью в 1050 л.с. Но сверхмощный мотор просто "порвал" трансмиссию, машина сошла с гонки, и команда на долгое время прекратила эксперименты со сверхмощными двигателями.

К "Дакару" 1985 года гоночный двухмоторник лишился одной кабины, получил прозвище Bull ("Бык"), полегчал сразу на 2 тонны и получил два дизеля суммарной отдачей в 870 л.с. Но до финиша грузовик вновь не добрался из-за поломки. В 1986 году голландцы выводят на старт марафона DAF 3600 Turbo Twin, мощность которого достигала 1 000 л.с., а максимальная скорость - отметки в 200 км/час. Казалось, что теперь-то двухмоторный монстр точно победит, но крест на надеждах голландцев поставила поломка переднего моста . Первый дакаровский триумф пришел только в 1987 году, когда Ян де Роой на облегченном Turbo Twin II выиграл грузовой зачет "Дакара". Причем де Роой "валил" по трассе так, что занял 11 место в общем зачете марафона, а финишировавший вторым Карел Лопраис на Tatra проиграл Яну больше 14 часов!

Апофеозом развития двухмоторных DAF стал новый Turbo Twin X1 с шестью турбинами, суммарной отдачей двух 11,6-литровых двигателей в 1200 л.с. (4700 Нм) и максимальной скоростью в 240 км/час! Когда в 1988 году это чудище выезжало на старт африканского марафона, никто сначала даже не сомневался, что голландцы выиграют гонку всухую. Знатоки автоспорта до сих пор помнят кадры, как весящий 11 тонн Turbo Twin X1 на скорости за 200 легко обходит в пустыне прототип Peugeot 405 Turbo лидера легкового зачета Ари Ватанена…

Однако "Дакар-88" закончился для команды DAF трагически. 9 января на одном из спецучастков прошлогодний 1000-сильный Turbo Twin X2 на скорости около 170 км/час перевернулся из-за серии подбросов на мелких дюнах, сделав шесть полных оборотов вокруг своей оси. Пилот и механик чудом выжили. Но штурмана Кееса ван Левезиина от удара выбросило через лобовое стекло и он погиб на месте. После этого было уже не до побед: команда сняла с гонки Яна де Рооя, и на 10 лет DAF полностью ушел из автоспорта. А в 1990 году регламентом гонки запретили и подобные монстроидальные грузовики.

Реактивный грузовик

Идея скрестить автомобиль с реактивным самолетом будоражит пытливые человеческие умы уже не один десяток лет, периодически порождая невероятные конструкции. Так, ровно 30 лет назад американский гонщик Лес Шокли создал, возможно, один из самых знаменитых и безумных грузовиков нашего времени. Как истинный американец, Шокли действовал с размахом и расчетом на "вау-эффект", не пожалев на это около полумиллиона долларов. Он взял обычный седельный тягач Peterbuilt 379 - и приделал к нему не один, а сразу три реактивных двигателя Pratt&Whitney, сложив их пирамидкой и направив чуть в небо, чтобы они (вместе с огромным антикрылом) прижимали грузовик к земле, не давая ему взлететь.

А взлететь есть от чего - три турбореактивных двигателя выдают в сумме мощность, эквивалентную 36 000 лошадиных сил! Правда, отдача реактивных моторов оценивается по другому показателю: сила тяги. С ней тоже полный порядок, три движка вместе "тянут" с силой в 8,6 тонны. В итоге при старте этого реактивного снаряда с места в режиме форсажа пилот (ну не водителем же его называть!) испытывает перегрузки в 6 G, а на разгон с места до 300 миль/час (480 км/час) самолето-грузовик тратит всего около 11 секунд.

За одно свое выступление Shockwave запросто сжирает до 700 литров керосина - они уходят не только на сам заезд, но и на показательные изрыгания огня и дыма.

Попутно Shockwave считается обладателем мирового рекорда скорости для полноразмерных реактивных грузовиков - с результатом в 605 км/час! Отличился он еще и мировым рекордом на дистанции в четверть мили, пролетев ее за 6,36 секунды с максимальной скоростью 409 км/час. А как, спросите, тормозить с таких скоростей? Кроме дисковых тормозов на всех колесах, используются еще и два военных авиационных парашюта: когда они раскрываются на торможении, пилот испытывает отрицательные перегрузки аж в 9 G!

Много лет "Ударная волна" (так переводится название Shockwave) выступал в Америке на авиашоу, гоняясь наперегонки с самолетами. Но старичок не собирается сдаваться: в 2012 году его выкупили гонщики Нил и Крис Дарнеллы, модернизировали начинку, обновили внешность - и теперь легендарный грузовик возвращается в новом турне, посвященном его собственному 30-летию. Будете поблизости - заходите, посмотрите, как летают грузовики.

Карьерный монстр

БелАЗ-75710

Новый большегруз из белорусского Жодино, представленный в 2013 году, имеет все основания претендовать на звание самого-самого самосвала на планете. Его основные оппоненты в лице американского Caterpillar 797F и немецкого Liebherr T 284 тоже, мягко говоря, немаленькие. Но белорусский супертяж на их фоне - просто Годзилла! Самосвал, под которым можно парковать легковушки, поражает размерами - его впору сравнивать со зданиями. Так, при общей длине в 20,6 м, ширине в 9,7 м и высоте 8,1 м, БелАЗ-75710 по своим габаритам превосходит иной коттеджный дом. А водителю-оператору до своего рабочего места надо идти через два лестничных пролета с промежуточной площадкой по центру.

Снаряженная масса гиганта составляет 360 т, но главный параметр - это грузоподъемность, которая достигает рекордных в этом классе 450 метрических тонн, в том время как для Caterpillar и Liebherr заявлены "всего" 363 метрические тонны! Но зачем, спрашивается, такие показатели грузоподъемности? Чем она выше, тем ниже себестоимость перевозок, когда одним суперсамосвалом можно заменить нескольких тех, что поменьше.

Но белорусам и этого показалось мало. Поэтому в начале этого года БелАЗ-75710 поучаствовал в рекордном заезде, ради которого в необъятный кузов загрузили 503-тонный балласт, с которым общий вес достиг астрономической для одиночного грузовика величины в 863 тонны - столько весила бы вереница из примерно 8 нагруженных под завязку железнодорожных вагонов! Данный результат был занесен в книги рекордов СНГ и Европы, а также будет претендовать и на внесение в "Книгу рекордов Гиннесса".

Для увеличения грузоподъемности сдвоенные шины стоят на полноприводном БелАЗ-75710 (справа) не только сзади, но и спереди. Каждая исполинская покрышка, весящая 5 тонн, выдерживает нагрузку не менее 100 тонн. А для повышения маневренности оба моста сделаны поворотными.

Чтобы ворочать такие колоссальные массы, одного двигателя уже мало. Поэтому у рекордного самосвала их сразу шесть! БелАЗ-75710 построен по распространенной для таких монстров дизель-электрической схеме: дизель крутит генератор, а тот подает напряжение на тяговые электромоторы-редукторы, встроенные в каждое колесо ведущего моста. Но уникальность рекордного БелАЗа в том, что он еще и полноприводный (тоже впервые в это классе), и тяговых электромоторов тут уже четыре штуки, по 600 кВт (810 л.с.) каждый! Чтобы питать эти электромоторы, в машинном зале (иначе это помещение не назовешь) установлены два 1700-киловаттных генератора Siemens, каждый из которых приводится в действие 16-цилиндровым турбодизелем MTU DD 16V4000 рабочим объемом 65 литров. Каждый такой дизель выдает по 2300 л.с. и 9313 Нм тяги, а за час работы под пиковой нагрузкой может сжечь 339 кг топлива, так что не зря на суперсамосвал установлены два топливных бака общим объемом 5600 л.

Суммарная мощность двух дизелей и четырех тяговых электромоторов - почти 7 900 лошадей, разгоняющих груженый самосвал до 64 км/час! Так что, как в анекдоте про плохо видящего носорога, на пути у этой едущей горы лучше не стоять, хотя водитель и сидит высоко, и в его распоряжении - системы кругового видеообзора и предупреждения о приближении к высоковольтной ЛЭП. Что до цены, то БелАЗ-75710 обойдется заказчику в сумму около одного миллиона евро. И первый суперсамосвал уже отправился на трудовую вахту в угольный карьер "Черниговец" в Кемеровской области. Кстати, до места работы такие большие самосвалы везут в разобранном виде, ведь такого исполина не выдержит ни одна обычная дорога, на которую он еще и просто не поместится!

Рекордный из легальных

Если БелАЗ можно увидеть только в карьере или на картинке, то вот этот грузовик с прицепом вполне может остановиться с вами на одном светофоре. С виду - обычный Volvo топовой серии FH, текущее поколение которой выпускается с 2012 года. Так сразу и не скажешь, что стоишь рядом с самым мощным в мире серийным магистральным тягачом, которому разрешено ездить по обычным дорогам. Но если присмотреться, его с головой выдают гордые цифры мощности и объема двигателя, красующиеся на боковинах и лбе кабины. "Гонка вооружений" среди европейских шоссейных грузовиков в последние годы вновь набрала обороты, и Volvo в ней пока лидирует. Оружие победы - это самый мощный в гамме этой модели рядный 6-цилиндровый турбодизель D16К с прямым впрыском топлива через насос-форсунки.

С рабочего объема 16 л шведы сняли 750 лошадиных сил и сегодня больше этой мощности пока не предлагают ни европейские (ближайший соперник - шведская 730-сильная Scania R730), ни американские конкуренты. Но главное в этом дизеле даже не мощность, а сумасшедший крутящий момент в 3550 Нм. Для гражданских грузовиков - запредельная величина!

Сверхмощный тягач Volvo FH16 750 можно официально купить и в России, только цены - под стать его мощности. Так, собранный в Швеции двухосный тягач стоит у нас от 163 000 евро, за грузовик с колесной формулой 6х4 попросят от 190 000 евро, а за четырехосник надо отдать уже минимум 200 000 евро.

Понятное дело, что с таким количеством дури под кабиной можно порвать даже усиленные карданы и стальные "потроха" автоматизированной 12-ступенчатой коробки передач I-Shift, которая предлагается для этого мотора. Поэтому автоматика постоянно контролирует нагрузки на машину и сдерживает напор лошадей на пониженных передачах и малых скоростях, выпуская весь табун на волю только на магистральных режимах и на затяжных подъемах, где как раз особенно нужна эта силища.

Но все равно возникает вопрос: зачем такие мощности и что ими возить? Ведь разрешенная полная масса грузового автопоезда в России - 38 тонн, в Европе - 40 т. Запрягать в такой смешной вес 750 дорогущих коней - все равно что развозить почту на Бэтмобиле: эффектно, но слишком расточительно. Хотя, конечно, некоторые транспортные компании и богатые водители-частники могут позволить себе шикануть покупкой такого тягача в максимальной комплектации из соображений престижа. Мол, вон на каких крутых траках мы работаем!

Однако истинное назначение силачей вроде Volvo FH16 750 - не понтоваться, а возить что-то реально тяжелое, за перевозку чего хорошо платят. Минимум - работать лесовозом или таскать так называемые "скандинавские" 25-метровые автопоезда полной массой 60 тонн. Максимум - перевозка всевозможного негабарита вроде яхт, деталей мостов, тяжелой строительной техники или промышленного оборудования. И для этого у машины есть силы: компания Volvo заявляет, что FH16 750 способен утащить автопоезд общим весом до 250 тонн. Кстати, несколько таких 750-сильных вольвовских тягачей уже трудятся в России.

Тянет-потянет

Nicolas Tractomas TR 10x10 D100

А вот такой супертягач французской фирмы Nicolas вы точно не встретите на трассе Москва-Питер. Этот пятиосный полноприводный (!) грузовик в 2005 году даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире "гражданский" тягач! И первыми четырех таких монстров ценой по 800 000 евро каждый еще в середине 2000-х французам заказала южноафриканская транспортная фирма Rotran, чтобы таскать по саваннам сверхтяжелое оборудование для местных тепловых и атомных электростанций. Это когда, к примеру, один только электротрансформатор весит под 270 тонн, не считая веса многоосного прицепа и самого тягача…

Грузовики серии Tractomas французская фирма Nicolas выпускает еще с 1979 года, а сама компания начинала еще в середине 19 века с выпуска телег. Кроме пятиосного рекордсмена, в гамме производителя есть и более скромная модель с колесной формулой 8х8 и 900-сильным дизелем, которая может тащить автопоезд весом "всего" 500 т.

Но и Tractomas оказался не из хлюпиков. Шведский Volvo FH16 750, конечно, тоже не малолитражка, но на фоне своего французского коллеги даже он смотрится, как малютка на фоне громилы ! Потому что в длину пятиосный Tractomas раскинулся на 12,6 м, ширина его лишь немного не дотягивает до 3,5 м, а в высоту он достигает 4,5 м. За кабиной расположился 27-литровый турбодизельный V12 компании Caterpillar, развивающий 912 л.с. и 3460 Нм крутящего момента. Коробка передач - восьмидиапазонный автомат фирмы Dana Clark Spicer.

Силища, как видим, есть. Но чтобы сдвинуть тяжеленный автопоезд, тягач должен иметь хороший зацеп, а не буксовать беспомощно, стоя на месте. Поэтому для увеличения так называемого "сцепного веса", Tractomas TR 10x10 загружался щебеночным балластом, с которым его снаряженная масса подскочила до 70 т. Зато после этого французский силач мог один тащить по дороге 600-тонный автопоезд. Правда, в одиночку такие тяжести, особенно на дальняк и с подъемами, обычно не возят. И чтобы не надрывать технику, Tractomas впрягались в длиннющий (более сотни метров!) автопоезд паровозиком, один за другим. Зато и сам состав получился еще тяжелее: его полная масса достигла примерно 700 тонн!

В современном мире технологии развиваются с молниеносной скоростью, а это влечёт за собой усовершенствование систем горнодобывающей промышленности. Объёмы полезных ископаемых, необходимых для реализации новых проектов, увеличиваются с каждым годом, отсюда и огромный спрос на самосвалы. Причём не на обычные рядовые, типа КАМАЗа, а на серьёзные модели с , даже в этом производители пытаются посоревноваться друг с другом. Рассмотрим подробнее семь моделей и узнаем, что представляет собой самый большой грузовик в мире.

Подобные самосвалы невозможно встретить на обычной автостраде или городской дороге

Liebherr T 282B

В последнее время стали востребованы большие грузовые машины с высокой грузоподъёмностью, утолить эту потребность призван самосвал Liebherr T 282B. Этот грузовик предназначен для работы в карьерах и имеет очень внушительные характеристики. Более того, в 2008 году он носил титул самого большого грузовика в мире. Стоит отметить, что этот автомобиль не является опытным образцом, а поставлен на серийное производство.

Максимальная грузоподъёмность этой крохи около 363 тонн, при этом полный вес автомобиля составляет 592 тонны, а это очень внушительная весовая категория. Немецкий Liebherr может разогнаться до 64 километров в час и удерживать эту скорость без проблем. Управлять таким авто должна только команда профессионалов, ведь габариты очень серьёзные. Высота составляет 7 с половиной метров, ширина - около 9 метров, а длина 14 с половиной метров.

Terex Titan

Всемирно известная американская корпорация GM ещё в далёком 1978 году выпустила своё детище в свет. Это грузовик Terex Titan, он являлся опытным образцом и не был поставлен на серийное производство. Производство тех лет даже сейчас поражает воображение, этот грузовик был самым крупным в мире. Его грузоподъёмность составляет немногим более 300 тонн, а сам автомобиль весит 235 тонн.

Внутри у него установлен очень мощный шестнадцатицилиндровый движок и четыре . Вплоть до 90-х годов грузовик использовался в секторе угольной промышленности, пока потребность в нём не отпала. В наши дни он выступает в роли экспоната в канадском городке Спарвуд. Изначально владельцы хотели разрезать его на части и сдать на металл, но позже было решено поставить его в качестве памятника. К сожалению грузовик не на ходу, так как его двигатель был демонтирован и разобран на детали, найти которые не представляется возможным.

Caterpillar 797F

Действительно, основная специализация компании Caterpillar - это производство грузовиков с высокой грузоподъёмностью, а не производство мобильных телефонов, как могли подумать некоторые. Модель 797F является самой огромной во всей линейке американского производителя. В этом проекте пытались реализовать все преимущества предыдущих устройств и минимизировать количество недостатков. Грузоподъёмность этого самосвала составляет 400 тонн. Автомобиль оснащён мощным двигателем с двадцатью цилиндрами. На такую модель можно установить 4 типа кузовов, которые любезно предоставит производитель за дополнительную плату.

БелАЗ 75601

Белорусская компания занимает лидирующую ступеньку в производстве подобного рода транспорта. По высоте эту модель можно сравнить с одноэтажным зданием, да и по ширине тоже. Грузоподъёмность составляет ни много ни мало - 360 тонн. Другими словами, самосвал может вместить в себе 6 вагонов угля! Габаритные характеристики составляют: ширина - 9 метров, высота - 15 метров. Это устройство оборудовано современной электроникой и оснащено бортовым компьютером, чтобы отслеживать состояние транспортного средства.

Komatsu 960E

Японская компания Komatsu старается не уступать Беларуси и Америке. Модель 960E имеет грузоподъёмность в 327 тонн, сфера использования - добыча полезных ископаемых в горных массивах. Самосвал имеет высоту 7 метров, а составляет 4 метра! Производится эта малышка на заводе в США. Автомобиль поставлен на серийный выпуск, а опытный образец испытывался в самых тяжёлых условиях эксплуатации целых 3 года, он с лёгкостью выдержал все испытания.

Unit Rig MT5500

На просторах США произведён ещё один гигантский самосвал - MT5500. Шутя его называют генералом карьеров. Его грузоподъёмность составляет 320 тонн. В модельном ряде Unit Rig имеется 9 моделей-гигантов, однако таким высоким показателем грузоподъёмности может похвастаться только эта модель. Все грузовики оснащены гибридными дизельно-электрическими силовыми агрегатами.

БелАЗ 75710

Самая большая грузовая машина в мире на данный момент - это БелАЗ 75710. Эта модель обладает грузоподъёмности. Самосвал может перевозить груз весом 450 тонн. Чтобы привести наглядный пример его грузоподъёмности, скажу, что он может перевезти два с половиной синих кита, 37 двухэтажных автобусов, 300 автомобилей Ford Focus и даже самый большой в мире самолёт Airbus A380.

Компания представила этот автомобиль в 2010 году на испытательном полигоне недалеко от города Минск. Его сразу же наградили титулом самого большого грузовика в мире. До него этот титул носил БелАЗ 75602, а ещё раньше Liebherr T282B.

БелАЗ 75710 даже занесён в книгу рекордов Гиннеса, его общая масса немного выходит за рамки 810 тонн! Чтобы осуществить передвижение такого гиганта, его оборудовали двумя дизельными движками. Несмотря на огромный вес загруженного авто, оно может развивать скорость до 64 км/ч.

Этот самосвал предназначен для карьерных работ в самых сложных климатических ситуациях. Он способен функционировать без малейших сбоёв и в 50-градусную жару и в 50-градусный мороз. Его производство было приурочено к юбилею завода, 65 годам. Мировой спрос на такую модель грузовика самый высокий во всём мире.

Итог

БелАЗ 75710 является самым в мире и обладает высокими характеристиками. Какой грузоподъёмностью будет обладать следующий владелец титула «Самый большой грузовик в мире», остаётся только гадать!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook