Когда пора менять воздушный фильтр. Как часто надо менять воздушный фильтр в автомобиле? Последствия несвоевременной замены воздушного фильтра двигателя

3 октября 2016

Воздушный фильтр в машине следует менять не реже, чем рекомендовано производителем. Это важный элемент, так как воздух, проходя через него, участвует в рабочей смеси в виде окислителя. Если прошедший систему очистки воздух будет загрязнен, это повлечет за собой повышенный износ элементов мотора. Раньше срока выйдет поршневая группа двигателя и подшипники коленчатого вала. Это будет следствием содержания большого количества пыли в моторном масле. Пыль действует на смазываемые детали как абразивный материал.

Частота замены фильтра?

Иностранные производители обычно дают рекомендации, как часто надо менять фильтрующий воздушный элемент - не реже одного раза на пятнадцать тысяч километров. На отечественных машинах ресурс меньше - до 10 000 километров. Однако важную роль здесь играет еще и пробег автомобиля и условия эксплуатации. Так, в зимний период, когда пыль на дорогах практически отсутствует, периодичность замены воздушного фильтра можно несколько уменьшить.

Напротив, при эксплуатации в основном в запыленной среде, для продления ресурса мотора фильтр придётся менять чаще. Косвенными признаками необходимости проведения обслуживания системы очистки воздуха являются:

  • увеличенный расход топлива;
  • снижение мощности силового агрегата;
  • повышенный процент углекислого газа в выхлопе;
  • затрудненный пуск двигателя.

Если подобные признаки появились, не затягивайте с заменой воздушного фильтра, в противном случае в скором времени его рабочий элемент порвется, а вам, если не обращать внимание на ухудшение работы силового агрегата, в конечном итоге придется перебирать мотор гораздо раньше положенного времени.

Влияние материалов фильтра на сроки его замены

Во многом ресурс элемента очистки воздуха зависит от состава фильтрующего материала. В классическом варианте он изготавливается из бумаги, пропитанной спец. составом, самые современные же элементы изготавливаются из синтетики. Это увеличивает время эксплуатации расходного материала, а о том, когда менять подобные фильтры, производители дают свои рекомендации.

Продлить «пробег» элемента очистки воздуха можно только бережной эксплуатацией автомобиля в не запыленной зоне . Попытка промыть фильтрующий элемент или каким-либо другим способом очистить его не приведет к хорошему результату - фильтр останется одноразовым, перестав качественно выполнять в машине основную свою функцию. Мелкие частицы с поверхности элемента перейдут вглубь, забивая поры и увеличивая сопротивление, а качество очистки воздуха ухудшится.

Необходимость менять воздушный фильтр в авто можно отследить визуально, самостоятельно произведя его осмотр.

При наличии грязи или тополиного пуха на фильтрующем элементе его сразу следует поменять на новый, не пытаясь промыть или продуть.

Использование неоригинального фильтра

Если вы используете неоригинальный воздушный фильтр, то на вопрос касательно того, как часто надо менять этот элемент, однозначно ответить невозможно. Не подлежит сомнению лишь то, что делать это придется гораздо чаще положенных 10-15 тыс. км.

Дело в том, что производители неоригинальных расходников для автомобилей, стремясь максимально удешевить продукцию, используют однослойный фильтрующий элемент, уменьшая на нем количество гофр. При этом бумаги в нем становится в два раза меньше. Следовательно, точно сказать, через сколько километров пробега нужно менять такие не оригинальные фильтры нельзя, но как минимум это следует делать в два раза чаще обычного.

Оценивая необходимость замены, учитывайте то обстоятельство, что при поступлении в двигатель даже одного процента воздуха в обход фильтрующего элемента ресурс цилиндро-поршневой группы снижается в пять и более раз. Поэтому не допускайте эксплуатацию автомобиля с выработавшим ресурс воздушным фильтром, даже если внешне он выглядит чистым. Экономия средств здесь может привести к необходимости внепланового ремонта мотора.

Для работы любого двигателя внутреннего сгорания требуется воздух. Без него топливо не сможет воспламеняться. Также при недостаточности воздуха в двигателе происходит кислородное голодание, что естественно отражается на мощности и эффективности работы мотора. В этот момент двигатель будет работать с большой нагрузкой, чтобы обеспечивать достаточную тягу для движения. Кроме того, воздух, который поступает в двигатель должен быть чистым. В противном случае пыль и другие грязные частицы могут загрязнить двигатель. Это не только снизит производительность силового агрегата, но и также сократит его срок службы из-за повышенного износа металлических компонентов мотора. В том месте где кислород поступает в автомобиль как правило устанавливается , который и выполняет главную роль по очистке воздуха поступаемого в мотор.

То есть с момента запуска двигателя и до момента его выключения воздушный фильтр в вашем автомобиле всегда работает, пропуская через себя огромные потоки воздуха, очищая его от различных грязных частиц, которые могут нанести вред двигателю. Однако даже самый лучший и дорогой воздушный фильтр не может выполнять свою работу очень долго. Рано или поздно его необходимо менять на новый. Но как часто его необходимо менять? Ведь в современных автомобилях нет , который бы сообщал о том, что пришло время заменить воздушный фильтр.

Во-первых, об этом можно узнать в документации автопроизводителя где как правило указана периодичность обязательной замены всех фильтров. В том числе и воздушного. Правда это не означает что вы должны строго придерживаться этой рекомендации производителя. Ведь эти рекомендации общие. На самом деле все зависит от того в каком регионе вы используете автомобиль, с каким климатом, на каких дорогах (город, шоссе, поселок и т.п.), какой стиль вождения предпочитаете и т.п.

Например, если чаще всего используете свою машину на проселочных пыльных дорогах, то конечно воздушный фильтр вы должны менять намного чаще чем рекомендует автопроизводитель в регламенте технических работ. Но если вы большинство времени эксплуатируете авто на чистых улицах города, не съезжая с асфальта, то фильтр можно менять с той периодичностью которую рекомендует автопроизводитель. Причем если вы немного затяните в плановой заменой фильтра ничего страшного не случится.

В принципе в идеале нужно менять воздушный фильтр с каждой заменой моторного масла. Так не только удобнее и практичнее. Ведь если вы будете менять воздушный фильтр вместе с маслом вы вряд ли забудете о нем.

Если вы не хотите менять воздушный фильтр каждую замену масла (например, если дороги, по которым эксплуатируется машина в большинстве случаев чистые и воздух не переполнен мелкими грязными частицами), то в любом случае при каждой замене масла вы должны проводить проверку состояния фильтра.

Согласитесь, вытащить воздушный фильтр и провести его визуальный осмотр не стоит ничего. Но на самом деле это очень важно, поскольку регулярная проверка состояния фильтра и его своевременная замена поможет вам избежать дорогостоящего ремонта двигателя в будущем.

Независимо от рекомендаций автопроизводителя, от наших вышеуказанных советов и учитывая, что воздушные фильтры могут изнашиваться с разной скоростью, вы должны знать о симптомах, указывающих на то что воздушный фильтр загрязнен, и что пришло время его заменить на новый.


Вот основные признаки того что воздушный фильтр в машине пришел в негодность:

- Значительное

- Проблемы с , медленный запуск двигателя или отказ запуска

- Пропуски зажигания

- На приборной панели горит индикатор

- Грубая работа двигателя на холостом ходу

Если в вашей машине есть вышеописанные признаки, то в первую очередь обязательно проверьте состояние воздушного фильтра, который возможно сильно загрязнился. Обращаем ваше внимание на то что, даже если вы только недавно купили автомобиль, при обнаружении указанных симптомов также обязательно проверьте фильтр, поскольку любой воздушный фильтр в машине может загрязняться в короткий срок. Как мы уже сказали это зависит от многих факторов.

Например, во время африканской жары летом 2010 года в Москве, когда столицу окутал дым горящих торфяников, все владельцы автомобилей в Московском регионе столкнулись с проблемой, связанной с быстрым загрязнением воздушных фильтров в своих машинах.


Причем с этим столкнулись даже владельцы новых автомобилей чей пробег еще не превышал 2000-3000 км.

Дело в том, что в тот жаркий период из-за пожаров торфяников Московский регион накрыл дым. В итоге воздух в городе был переполнен мелкими грязными частицами, которые образовались из-за тления и горения торфяников. В результате во всех автомобилях, которые эксплуатировались в этих условиях начали очень быстро загрязняться воздушные фильтры.

Так что имейте ввиду, что интервал замены воздушного фильтра зависит от многого. Поэтому сам устанавливать для себя периодичность замены фильтра.

Главное это не эксплуатировать машину с загрязненным фильтром, поскольку это чревато в долгосрочной перспективе проблемами с двигателем.

За каждую пройденную сотню километров автомобиль потребляет 12-15 м3 атмосферного воздуха. Содержащиеся в нем частицы пыли и грязи попадают в двигатель и приводят к сбоям в работе и поломке. Предотвратить этот процесс по силам воздушному фильтру, который, помимо непосредственно очищения, также понижает уровень шума во впускном тракте и стабилизирует температуру горючего в бензиновых моторах.

Со временем фильтр засоряется и начинает пропускать меньше воздуха. Это приводит к частичному сгоранию смеси и ослаблению мощности двигателя. Автомобилю требуется больше топлива, при этом содержание токсичных веществ в отработавших газах растет.

Важно помнить! Своевременная замена воздушного фильтра продлевает срок эксплуатации двигателя и сохраняет его мощность. Контроль уровня загрязненности очистительного элемента становится обязательной процедурой для владельца автомобиля.

Виды воздушных фильтров

Современные устройства для очищения воздуха представлены в 4 наиболее распространенных вариантах:

1. Цилиндрической формы.
2. Панельные.
3. Круглые.
4. Бескаркасные.

Цилиндрические фильтры

Цилиндрические устройства используются для двигателей крупногабаритного транспорта (марки «КамАЗ», автобусов, спецтехники сельскохозяйственного назначения и для дорожных работ). Такие фильтры обладают высокой пропускной способностью, необходимой для двигателей с большим расходом топлива. Продлить срок эксплуатации воздушного устройства можно с помощью надетого на него тканевого фильтра (например, куска марли достаточной плотности).

До недавнего времени засорившиеся бумажные фильтры промывали и устанавливали в системе питания двигателя вторично. Как показала практика, по денежным затратам этот способ не уступает приобретению нового фильтра. К тому же качество работы устройства значительно снижается. По этой причине большинство автовладельцев отказались от мойки фильтров, предпочитая ей замену детали.

Круглые фильтры

Круглые воздушные фильтры имеют меньший размер и пропускную способность. Их устанавливают в легковых автомобилях карбюраторного типа. Устройства подходят для двигателей малого литража. Круглые фильтры популярнее панельных очистительных устройств, хотя их технические и эксплуатационные характеристики существенно ниже.

Панельные фильтры

Панельные устройства предназначены для двигателей легковых автомобилей любого типа. Фильтры сделаны в виде прямоугольника, воздух проходит через бумажный гофр, спрятанный за решеткой из пластика или металла, по контуру установлены уплотнители. По стоимости панельные фильтры дороже круглых, но при этом обладают более эффективной пропускной способностью и продолжительной эксплуатацией.

Самые распространенные современные фильтры воздуха

Бескаркасные фильтры

Бескаркасные фильтрующие устройства не имеют решетки. Как и панельные устройства, они снабжены бумажным гофром и уплотнителями из резины или поролона.

До появления этих фильтрующих элементов для очистки поступающего в двигатель воздуха использовались различные материалы: конский волос, сетка из проволоки, пенопласт и др.

Фильтры «сухого» типа

В настоящее время популярность завоевали фильтры «сухого» типа. Принцип их действия прост: в пластиковом коробе размещается картридж. В него вставляется лист бумаги с особой пористой поверхностью, устойчивой к размоканию и способной удерживать мельчайшие частицы пыли.

Карбюраторный двигатель оснащен коробом круглой/овальной формы и таким же картриджем, соответственно, фильтр в рамке картриджа будет выглядеть как буква «О». Для инжекторных двигателей требуются прямоугольные картриджи с установленными в них бумажными гофрами такой же формы. У всех типов картриджей фильтры сменные.

Чаще всего для фильтрации воздуха применяют картон, но в ряде стран для этих целей служит синтетический материал. В этом случае необходимо постоянно контролировать состояние фильтра.

С какой периодичностью нужно менять фильтр?

Существуют примерные сроки замены фильтра, но все зависит от степени его загрязненности. Автовладелец легко может проверить это при осмотре устройства: грязь и масляные пятна указывают на то, что пропускная способность фильтра упала, и его пора менять.

В среднем, необходимость в новом очистительном элементе наступает через каждые 15-30 тыс. пройденных автомобилем километров. Преодолев это расстояние, владелец транспортного средства может поменять фильтр либо свериться с данными в техпаспорте (в нем есть отметка об окончании срока эксплуатации фильтра и его замены).

Можно одновременно ставить новый фильтр и , когда автомобиль прошел 10-15 тыс. километров, либо делать это через раз в целях экономии. Визуальная проверка позволяет правильно оценить состояние устройства и заменить его в нужный момент.

Важно знать! В с функцией турбонаддува загрязнение фильтра происходит быстрее, поэтому срок его эксплуатации сравнительно небольшой, а состояние устройства необходимо постоянно контролировать.

Не стоит по старинке промывать загрязненный фильтр и повторно использовать его. Вода смоет верхний слой грязи, но не удалит въевшиеся в фильтрующий элемент частицы. Устройство будет визуально чистым, но пропускная способность не восстановится.

Нужно помнить, что экономия на новом фильтре рискует обернуться падением мощности или поломкой двигателя.Своевременная замена фильтра гарантирует эффективное очищение воздуха перед попаданием его в мотор и снижение концентрации токсинов в выхлопных газах.

Пожалуй, нет такого автовладельца, который не желал бы продлить жизнь своему авто, уберечь его от преждевременных неожиданных поломок. Однако одно дело хотеть, а другое, как говорится, делать. Но если вы готовы на все, значит, знания по вопросу, как часто менять воздушный фильтр в двигателе автомобиля, вам точно пригодятся.

Что такое воздушный фильтр и зачем он нужен автомобилю?

Воздушный фильтр двигателя – очищающий элемент автомобиля. Представлен он в виде, как правило, «гармошки», состоящей из фильтрующего материала, укрепленного по краям уплотнителем. Данный фильтрующий материал защищает двигатель от пыли, поступающей в него вместе с воздухом.

Описанный процесс весьма важен для качественной работы мотора, ведь эффективное сгорание топлива гарантируется именно подачей достаточного количества воздуха, которая снижается при «забитом» воздушном фильтре, создающему определенные препятствия поступлению кислорода в камеру сгорания. Это сказывается и на мощности автомобиля, и на .

Итак, как часто нужно менять воздушный фильтр?

Все требования к расходным материалам автомобиля и периодичности их замены всегда прописываются в инструкции по его эксплуатации (как правило, каждые 30-40 км пробега ). Однако есть ряд случаев (в том числе покупка автомобиля бывшего в употреблении), когда не всегда можно владеть информацией о предыдущей замене очищающего элемента, поэтому выход в таком случае один – определить степень загрязнения фильтра самому (наглядным способом). Этим сейчас и займемся.

Диагностика воздушного фильтра двигателя авто.

Итак, воздушный фильтр под капотом авто найти достаточно легко. Его темный пластмассовый корпус располагается в верхней (иногда сбоку от него) части двигателя. Откройте его с помощью отвертки или воспользовавшись предусмотренными в большинстве моделей металлическими клипсами.

на Рено Логан,

на Хендай Солярис.

Извлеките фильтр из его корпуса. Обычно сделать это тоже несложно, даже если съемный картридж прикручен к корпусу шурупами, просто открутите их.

Вынув интересующий вас элемент из его посадочного места, оцените визуально степень его загрязнения. Благодаря тому, что многие производители предпочитают окрашивать воздушные фильтры в яркие цвета, сделать это не составит особого труда.

Далее посмотрите через фильтр на свет, так вы определите его состояние. В том случае, если устройство не имеет сильных загрязнений, его достаточно будет лишь продуть. Но если загрязнения значительные, лучше замените воздушный фильтр на новый. Только не пытайтесь промыть его водой, ведь это не решит проблему – грязь еще крепче впитается в стенки очистителя, еще больше затруднив проход потокам воздуха.

Тем более здесь действительно лучше не экономить, ведь своевременная замена фильтра убережет вас от лишних трат, а ваш автомобиль от многих нежелательных поломок: выхода из строя (и дальнейшей его замены) расходометра, появления царапин и трещин на стенках гильз и поршнях камеры внутреннего сгорания и прочего.

Видео.

В любом автомобиле сегодня используются одновременно несколько видов фильтров. У каждого из них свои задачи, но чаще всего автолюбители сталкиваются с воздушным.

— этим вопросом задаются многие начинающие автомобилисты.

Главная задача воздушного фильтра — защита двигателя от грязи и пыли, которые поступают снаружи, оседая на двигатель. Ещё одна важная функция — обеспечивать необходимый поток воздуха в стальное сердце машины.

Также это устройство поглощает уровень шума и помогает регулировать температуру горючей смеси.

Постепенно фильтрующий элемент засоряется, что приводит к уменьшению количества поступаемого в двигатель воздуха, двигатель начинает хуже работать, возможны подергивания автомобиля при разгоне, растёт расход топлива.

Таким образом, своевременная замена этого расходного материала необходима для обеспечения бесперебойной и четкой работы сердца автомобиля — его двигателя.

Какие существуют виды воздушных фильтров в автомобиле

Важно отметить, что многообразие представленных на рынке фильтров объясняется многообразием автомобилей.

Они отличаются:

  1. Размерами,
  2. Формой,
  3. Способом фильтрации
  4. Степенью фильтрации (одноступенчатые и многоступенчатые)

Для легковых авто используются компактные устройства с ограниченной рабочей поверхностью. А размеры воздушных фильтров для автомобилей специального назначения, автобусов, грузовиков, соответственно, крупнее, так как им предстоит очищать большие объёмы воздуха.

По форме выделяют круглые и прямоугольные модели. Первые по всем показателям проигрывают, они хуже справляются с очисткой, менее практичны и считаются устаревшими моделями.

Стоит отметить и отличия в корпусах воздушных фильтров автомобилей . Корпусные фильтры, то есть имеющие оболочку для установки материала, встречаются не часто, обычно у воздухозаборников предусмотрен пластиковый кожух, в который выполняется установка открытого фильтра.


Разберем поподробнее виды:

  1. Инерционные.
    На данный момент используются редко, так как их вытеснили более современные аналоги. Внешне представляют собой объёмный корпус с подушкой из капроновой лески. Первичная очистка выполняется за счёт оседания пыли, вторичная — за счёт подушки. Эффективность устройства низкая, его необходимо регулярно промывать.
  2. Инерционно-масляные .
    Они считаются устаревшими, но до сих пор используются в сельскохозяйственной технике. От инерционных отличаются наличием на дне корпуса моторного масла, которое частично улавливает пыль и грязь. Нуждается в периодической промывке и замене масла.
  3. Бумажные.
    Используются в современных автомобилях. Воздух очищается за счёт прохождения через пористую бумагу, сложенную определённым способом. Такие устройства производят очистку не только внешней поверхностью, но и внутренним содержимым. Переплетенные между собой бумажные волокна улавливают частицы размером до 1 микрона. После загрязнения просто заменяются новыми.

Чаще всего для изготовления бумажных фильтров используют картон, но некоторые производители, например, в Японии, используют синтетические материалы, которые требуют более внимательного соблюдения интервалов замены.

Бумажные фильтры представлены тремя видами:

  1. Панельными,
  2. Кольцевыми,
  3. Цилиндрическими.

Кольцевые и панельные могут иметь каркасную и бескаркасную конструкцию, цилиндрические — всегда с каркасной.

Устройства кольцевого типа имеют круглую форму, у моделей с каркасной конструкцией используется каркас из алюминиевой сетки. Торцевые части укреплены поролоном для предотвращения попадания загрязнённого воздуха в щели между корпусом и фильтром. Пористая бумага уложена в виде гармошки. Такие модели устанавливают на автомобилях с карбюратором.

Для грузовиков используют цилиндрические фильтры, которые имеют схожую с кольцевыми конструкцию, но имеют больший по площади фильтрующий элемент.

Инжекторные автомобили оснащают панельными моделями. Состоят из слоя поролона, каркаса из сетки и сложенной гармошкой бумаги.

На вопрос, на что влияет воздушный фильтр в автомобиле , специалисты отвечают — на долговечность работы двигателя. Чем качественнее воздушный фильтр используется в автомобиле, тем надёжнее двигатель защищён от загрязнений извне.

В спортивных автомобилях используют пятислойную марлю, пропитанную маслом. Такие расходные материалы отличаются меньшим сопротивлением и могут применяться неоднократно.

4. Фильтры с нулевым сопротивлением.

В качестве фильтрующего материала используется поролон или хлопчатобумажная ткань. За счёт обработки специальными составами удаётся снизить сопротивление воздушного потока. Данный материал может использоваться неоднократно, требует промывки специальными шампунями и повторной пропитки.

Замена воздушного фильтра автомобиля — когда стоит об этом задуматься

Менять материал рекомендуется каждые 15 000 — 20 000 километров. Но эта цифра может варьироваться в зависимости от интенсивности использования автомобиля и уровня загрязненности воздуха. Так, жители больших городов и городов с промышленными предприятиями должны менять фильтры чаще, чем жители небольших поселений.

С другой стороны, те, кто живут в деревнях без дорог с твёрдым покрытием, также вынуждены не забывать о регулярной замене.

Но даже если на автомобиле ездят редко, дважды в год — перед началом зимнего и летнего сезона позаботиться о замене все же придётся. В противном случае не избежать следующих проблем:

1. Повышения расхода топлива на 10-15%,
2. Нарушения работы двигателя с высоким риском его дальнейшего выхода из строя.

Оценить необходимость замены или чистки воздушного фильтра автомобиля можно на глаз в любой момент. Для этого нужно открыть капот, отщелкнуть металлические застёжки и снять фильтр. Если в нем много застрявшего сора, значит, пришла пора его выбросить и поставить новый.

Многие автомобилисты выполняют замену своими руками, так как это достаточно просто. Если автомобиль находится на гарантии, замену фильтров выполняют специалисты во время регулярного технического обслуживания.

Как почистить воздушный фильтр автомобиля — можно ли его мыть

Картон в бумажных моделях не предназначен для промывки. Также его нельзя пропитывать жидкостями или маслами, так как они уменьшают сопротивление. Но это не относится к изготовленным в промышленных условиях промасленным моделям.

Нельзя прибегать и к продуванию, так как мелкие частицы в порах фильтра могут привести к преждевременному износу двигателя.

Тем не менее, если вы решили все же сэкономить и почистить устройство, извлеките его из машины и вручную удалите крупные загрязнения. Далее аккуратно пылесосом соберите мелкую пыль. Убедитесь, что устройство осталось целым, и поставьте его на место. Однако стоит иметь в виду, что изношенный материал в любой момент может порваться, и тогда на его ремонт придется потратить гораздо больше, чем на покупку нового фильтрующего элемента.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook